Использованные источники
1. Малышенко Ю. В. Оценка эффективности использования инспекционно-досмотровых комплексов // Вестник Российской таможенной академии. 2010. № 4.
2. Приказ ФТС России от 05.06.2012 № 1091 «Об утверждении аналитической программы ФТС России «Организация эксплуатации инспекционно-досмотровых комплексов в таможенных органах Российской Федерации» на 2013-2015 годы».
Е. Г. Бормотова, Н. Г. Липатова, И. И. Федоткина
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ
В статье рассматриваются вопросы создания электронной системы сертификации происхождения товаров; предложена структура системы, сформулированы общие требования и принципы ее практической реализации при информационном взаимодействии в рамках таможенного контроля.
Ключевые слова: таможенный орган; уполномоченный орган; страна ввоза; страна вывоза; тарифные преференции; таможенный контроль; сертификат; информационная система; информационное взаимодействие.
Для получения тарифных преференций в отношении товаров, вывозимых из РФ в зоны свободной торговли стран СНГ, участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) необходимо подтвердить страну происхождения товара. В настоящее время для этих целей используется сертификат происхождения товара формы СТ-1, который выдается уполномоченным органом (организацией) страны вывоза (центральным уполномоченным органом страны вывоза). В государствах - участниках СНГ, в том числе в РФ, сертификаты формы СТ-1 выдают национальные торгово-промышленные палаты. В Азербайджанской Республике такие сертификаты выдает Министерство экономического развития, в Республике Молдова - Таможенная служба при Министерстве финансов, в Республике Узбекистан - ОАО «Узбекэкспертиза».
Оригинал сертификата формы СТ-1 на бумажном носителе представляется таможенному органу страны ввоза для целей таможенного контроля. В случае достоверности указанного сертификата таможенный орган принимает решение о предоставлении режима свободной торговли. При возникновении сомнений относительно безупречности (подлинности) сертификата формы СТ-1 или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза направляет запрос в центральный уполномоченный орган страны вывоза. Ответ на запрос представляется в течение шести месяцев с даты обращения [1]. Модель взаимодействия таможенного органа страны ввоза товара и центрального уполномоченного органа страны вывоза товара представлена на рис. 1.
В современных условиях интенсивного развития электронного декларирования товаров продолжительность указанной процедуры становится определенным препятствием в упрощении порядка совершения таможенного контроля в отношении перемещаемых товаров [2]. Так как в РФ с 2014 г. электронное таможенное декларирование стало обязательным, то создание и внедрение электронной системы сертификации происхождения товаров (система ЭСПТ) являются объективной необходимостью, вызванной развитием деятельности таможенных служб государств - участников СНГ.
Принимает решение о предоставлении режима свободной торговли
Выдает сертификат
о происхождении товара формы СТ-1
Центральный таможенный орган
Информационное взаимодействие
Центральный уполномоченный орган
Страна ввоза товара (страна СНГ)
Страна вывоза товара (страна СНГ)
Рис. 1. Модель взаимодействия таможенного органа страны ввоза и центрального уполномоченного органа страны вывоза товара
В настоящее время в рамках СНГ проводится работа по совершенствованию процедуры таможенного контроля сертификатов формы СТ-1 с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Разработано Положение о создании и применении электронной системы сертификации происхождения товаров, которое является приложением к Протоколу о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Соглашение), подписанное 20.11.2013 всеми государствами - участниками Соглашения (Положение об электронной системе сертификации) [3].
Создание подобной информационной системы сопряжено с выбором наиболее эффективных и экономически оправданных способов и технологий организации обмена информацией. Особую актуальность приобретает определение организационно-правового обеспечения информационного обмена, а также необходимость рассмотрения возможных наработанных в государствах-участниках СНГ вариантов использования современных информационных технологий при электронном межведомственном взаимодействии.
Структурная схема системы ЭСПТ в виде совокупности организационно-правовой и информационно-технической обеспечивающих подсистем представлена на рис. 2.
При этом под организационно-правовым обеспечением системы ЭСПТ понимается совокупность правовых норм и нормативных актов, определяющих технологию информационного взаимодействия, порядок использования центральным таможенным органом страны ввоза получаемых сведений, а также правовые взаимоотношения уполномоченного центрального органа страны вывоза
и центрального органа страны ввоза в процессе информационного обмена сведениями о выданных сертификатах формы СТ-1.
Рис. 2. Структура электронной системы сертификации товаров
Информационно-техническое обеспечение системы ЭСПТ представляет собой комплекс необходимых информационно-технических средств, обеспечивающих ее работу, в том числе регламент информационного обмена, а также проработанные и согласованные уполномоченным центральным органом страны вывоза и центральным органом страны ввоза требования к формату и составу сведений из сертификата формы СТ-1, подлежащих обмену [4].
В соответствии с Положением об электронной системе сертификации предполагается электронное представление сведений из сертификата о происхождении товара формы СТ-1 от центрального уполномоченного органа страны вывоза центральному таможенному органу страны ввоза. При этом функциональные возможности системы ЭСПТ должны обеспечивать возможность осуществления таможенным органом страны ввоза проверки факта выдачи сертификата формы СТ-1 и правильности его заполнения.
Основными требованиями, предъявляемыми к системе ЭСПТ, являются:
- оперативность передачи сведений о сертификатах формы СТ-1, выданных центральным уполномоченным органом страны вывоза, с учетом сроков выпуска товаров в соответствии с таможенным законодательством страны ввоза;
- актуальность передаваемых сведений, а также их соответствие сведениям из оригинала сертификата формы СТ-1;
- использование передаваемой информации только в целях таможенных органов, исключение возможности ее использования другими странами и организациями;
- устойчивость системы ЭСПТ к возможным нештатным ситуациям и угрозам информационной безопасности;
- круглосуточный режим работы системы ЭСПТ;
- возможность использования системы ЭСПТ для осуществления таможенными органами аналитической работы, в том числе ведения учета и статистики, предоставления тарифных преференций в отношении перемещаемых товаров;
- открытость системы ЭСПТ. В случае изменения законодательства государств - участников СНГ должна быть предусмотрена возможность модернизации программных средств, обеспечивающих функционирование системы ЭСПТ.
Кроме того, необходимо учитывать определенные принципы практической реализации информационного взаимодействия при создании системы ЭСПТ.
1. Осуществление взаимодействия и обмена сведениями с использованием уже имеющихся каналов связи на уровне центральных таможенных органов государств - участников СНГ между уполномоченными центрами сбора информации. В качестве центра сбора информации ФТС России выступает Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ).
2. Определение в технических условиях информационного взаимодействия структуры, регламента и среды передачи информации. Такие технические условия информационного взаимодействия разрабатываются совместно и утверждаются центральным уполномоченным органом страны вывоза и центральным таможенным органом страны ввоза.
3. Осуществление информационного взаимодействия с использованием современного расширяемого языка разметки (XML), который позволяет выделить логическую структуру сертификата формы СТ-1, отделив ее от содержания.
4. Использование для организации межсетевого взаимодействия и обеспечения гарантированной доставки информации между абонентами технического протокола передачи информации MQSeries. Данный протокол позволяет организовать обмен сообщениями в режиме, близком к реальному времени, и обеспечивает гарантированную доставку информации даже на каналах с недостаточно высоким уровнем пропускной способности.
Таким образом, при наличии между центральным таможенным органом страны ввоза и центральным уполномоченным органом страны вывоза договоренностей о применении электронной системы сертификации товаров, оформленных отдельным двусторонним протоколом об информационном взаимодействии, оригинал сертификата формы СТ-1 на бумажном носителе может не предоставляться таможенному органу страны ввоза при таможенном декларировании товаров в электронном виде.
Внедрение электронной системы сертификации товаров в государствах -участниках СНГ позволит:
- упростить порядок совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров в электронной форме, а также с процедурой предоставления тарифных преференций в отношении товаров;
- сократить количество запросов, обусловленных сомнениями таможенных органов в достоверности и правильности заполнения представленного сертификата, в органы (организации), уполномоченные удостоверять сертификаты формы СТ-1;
- повысить эффективность таможенного контроля в целом за счет повышения объективности информации, подтверждающей страну происхождения товаров.
Использованные источники
1. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли», с изм. и доп.,
протокол от 02.04.1999.
В. Ф. Вербов, С. В. Мартыненко
2. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Совершенствование таможенного контроля: международный опыт реализации принципа «единое окно» // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 2. С. 19-25.
3. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров», с изм. и доп., протокол от 20.11.2013.
4. Бизин С. В., Купринов Э. П., Сомов Ю. И. Информационные продукты Федеральной таможенной службы // Экономика. Налоги. Право. 2010. № 5. С. 51-57.
В. Ф. Вербов, С. В. Мартыненко
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ СЦИНТИЛЛЯЦИОННЫХ ГАММА-ДЕТЕКТОРОВ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В статье рассмотрены характеристики современных и перспективных сцинтилляцион-ных материалов, которые могут быть использованы в детекторах гамма-излучения технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов. Проведен их сравнительный анализ, показаны возможные направления совершенствования технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов на основе применения новых сцинтилляторов.
Ключевые слова: таможенный контроль; делящиеся и радиоактивные материалы; гамма-излучение; технические средства; спектрометрия; неорганический сцинтиллятор; сцинтилляционный детектор.
В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на таможенные органы РФ возложены обязанности по радиационному контролю товаров и транспортных средств (объектов), перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Данное направление деятельности находится в ведении подразделений таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ) ФТС России. Основными задачами данных подразделений являются пресечение незаконного перемещения через границу объектов с повышенным относительно естественного фона уровнем ионизирующего излучения, а также таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении декларируемой ядерной и радиоизотопной продукции, перемещаемой в рамках внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Роль подразделений ТКДРМ в настоящее время сложно переоценить: увеличение нестабильности в мире и активизация террористической деятельности требуют самых тщательных действий, направленных на предупреждение бесконтрольного перемещения радиоактивных веществ. Ситуация дополнительно усугубилась в связи с аварией на японской АЭС «Фукусима-1». Благодаря действиям должностных лиц таможенных органов РФ были успешно пресечены попытки ввоза товаров и транспортных средств из Японии, имеющих радиационное загрязнение. Регулярно поступающая в СМИ информация о все новых утечках радиации на АЭС «Фукусима-1» свидетельствует