Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН / CUSTOMS AUTHORITY / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН / AUTHORIZED BODY / СТРАНА ВВОЗА / СТРАНА ВЫВОЗА / ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / TARIFF PREFERENCES / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / СЕРТИФИКАТ / CERTIFICATE / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INFORMATION INTERACTION / COUNTRY OF IMPORTATION / COUNTRY OF EXPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бормотова Елена Григорьевна, Липатова Надежда Григорьевна, Федоткина Ирина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы создания электронной системы сертификации происхождения товаров; предложена структура системы, сформулированы общие требования и принципы ее практической реализации при информационном взаимодействии в рамках таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бормотова Елена Григорьевна, Липатова Надежда Григорьевна, Федоткина Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS CONTROL IMPROVEMENT: THE EXPERIENCE OF CREATING AN ELECTRONIC CERTIFICATION SYSTEM OF GOODS ORIGIN

In this article issues of the creation an electronic certification system of goods origin are considered; the structure of the system is proposed, general requirements and principles of its practical implementation in conditions of information interaction in the framework of the customs control are formulated.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ»

Использованные источники

1. Малышенко Ю. В. Оценка эффективности использования инспекционно-досмотровых комплексов // Вестник Российской таможенной академии. 2010. № 4.

2. Приказ ФТС России от 05.06.2012 № 1091 «Об утверждении аналитической программы ФТС России «Организация эксплуатации инспекционно-досмотровых комплексов в таможенных органах Российской Федерации» на 2013-2015 годы».

Е. Г. Бормотова, Н. Г. Липатова, И. И. Федоткина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

В статье рассматриваются вопросы создания электронной системы сертификации происхождения товаров; предложена структура системы, сформулированы общие требования и принципы ее практической реализации при информационном взаимодействии в рамках таможенного контроля.

Ключевые слова: таможенный орган; уполномоченный орган; страна ввоза; страна вывоза; тарифные преференции; таможенный контроль; сертификат; информационная система; информационное взаимодействие.

Для получения тарифных преференций в отношении товаров, вывозимых из РФ в зоны свободной торговли стран СНГ, участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) необходимо подтвердить страну происхождения товара. В настоящее время для этих целей используется сертификат происхождения товара формы СТ-1, который выдается уполномоченным органом (организацией) страны вывоза (центральным уполномоченным органом страны вывоза). В государствах - участниках СНГ, в том числе в РФ, сертификаты формы СТ-1 выдают национальные торгово-промышленные палаты. В Азербайджанской Республике такие сертификаты выдает Министерство экономического развития, в Республике Молдова - Таможенная служба при Министерстве финансов, в Республике Узбекистан - ОАО «Узбекэкспертиза».

Оригинал сертификата формы СТ-1 на бумажном носителе представляется таможенному органу страны ввоза для целей таможенного контроля. В случае достоверности указанного сертификата таможенный орган принимает решение о предоставлении режима свободной торговли. При возникновении сомнений относительно безупречности (подлинности) сертификата формы СТ-1 или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза направляет запрос в центральный уполномоченный орган страны вывоза. Ответ на запрос представляется в течение шести месяцев с даты обращения [1]. Модель взаимодействия таможенного органа страны ввоза товара и центрального уполномоченного органа страны вывоза товара представлена на рис. 1.

В современных условиях интенсивного развития электронного декларирования товаров продолжительность указанной процедуры становится определенным препятствием в упрощении порядка совершения таможенного контроля в отношении перемещаемых товаров [2]. Так как в РФ с 2014 г. электронное таможенное декларирование стало обязательным, то создание и внедрение электронной системы сертификации происхождения товаров (система ЭСПТ) являются объективной необходимостью, вызванной развитием деятельности таможенных служб государств - участников СНГ.

Принимает решение о предоставлении режима свободной торговли

Выдает сертификат

о происхождении товара формы СТ-1

Центральный таможенный орган

Информационное взаимодействие

Центральный уполномоченный орган

Страна ввоза товара (страна СНГ)

Страна вывоза товара (страна СНГ)

Рис. 1. Модель взаимодействия таможенного органа страны ввоза и центрального уполномоченного органа страны вывоза товара

В настоящее время в рамках СНГ проводится работа по совершенствованию процедуры таможенного контроля сертификатов формы СТ-1 с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Разработано Положение о создании и применении электронной системы сертификации происхождения товаров, которое является приложением к Протоколу о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Соглашение), подписанное 20.11.2013 всеми государствами - участниками Соглашения (Положение об электронной системе сертификации) [3].

Создание подобной информационной системы сопряжено с выбором наиболее эффективных и экономически оправданных способов и технологий организации обмена информацией. Особую актуальность приобретает определение организационно-правового обеспечения информационного обмена, а также необходимость рассмотрения возможных наработанных в государствах-участниках СНГ вариантов использования современных информационных технологий при электронном межведомственном взаимодействии.

Структурная схема системы ЭСПТ в виде совокупности организационно-правовой и информационно-технической обеспечивающих подсистем представлена на рис. 2.

При этом под организационно-правовым обеспечением системы ЭСПТ понимается совокупность правовых норм и нормативных актов, определяющих технологию информационного взаимодействия, порядок использования центральным таможенным органом страны ввоза получаемых сведений, а также правовые взаимоотношения уполномоченного центрального органа страны вывоза

и центрального органа страны ввоза в процессе информационного обмена сведениями о выданных сертификатах формы СТ-1.

Рис. 2. Структура электронной системы сертификации товаров

Информационно-техническое обеспечение системы ЭСПТ представляет собой комплекс необходимых информационно-технических средств, обеспечивающих ее работу, в том числе регламент информационного обмена, а также проработанные и согласованные уполномоченным центральным органом страны вывоза и центральным органом страны ввоза требования к формату и составу сведений из сертификата формы СТ-1, подлежащих обмену [4].

В соответствии с Положением об электронной системе сертификации предполагается электронное представление сведений из сертификата о происхождении товара формы СТ-1 от центрального уполномоченного органа страны вывоза центральному таможенному органу страны ввоза. При этом функциональные возможности системы ЭСПТ должны обеспечивать возможность осуществления таможенным органом страны ввоза проверки факта выдачи сертификата формы СТ-1 и правильности его заполнения.

Основными требованиями, предъявляемыми к системе ЭСПТ, являются:

- оперативность передачи сведений о сертификатах формы СТ-1, выданных центральным уполномоченным органом страны вывоза, с учетом сроков выпуска товаров в соответствии с таможенным законодательством страны ввоза;

- актуальность передаваемых сведений, а также их соответствие сведениям из оригинала сертификата формы СТ-1;

- использование передаваемой информации только в целях таможенных органов, исключение возможности ее использования другими странами и организациями;

- устойчивость системы ЭСПТ к возможным нештатным ситуациям и угрозам информационной безопасности;

- круглосуточный режим работы системы ЭСПТ;

- возможность использования системы ЭСПТ для осуществления таможенными органами аналитической работы, в том числе ведения учета и статистики, предоставления тарифных преференций в отношении перемещаемых товаров;

- открытость системы ЭСПТ. В случае изменения законодательства государств - участников СНГ должна быть предусмотрена возможность модернизации программных средств, обеспечивающих функционирование системы ЭСПТ.

Кроме того, необходимо учитывать определенные принципы практической реализации информационного взаимодействия при создании системы ЭСПТ.

1. Осуществление взаимодействия и обмена сведениями с использованием уже имеющихся каналов связи на уровне центральных таможенных органов государств - участников СНГ между уполномоченными центрами сбора информации. В качестве центра сбора информации ФТС России выступает Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ).

2. Определение в технических условиях информационного взаимодействия структуры, регламента и среды передачи информации. Такие технические условия информационного взаимодействия разрабатываются совместно и утверждаются центральным уполномоченным органом страны вывоза и центральным таможенным органом страны ввоза.

3. Осуществление информационного взаимодействия с использованием современного расширяемого языка разметки (XML), который позволяет выделить логическую структуру сертификата формы СТ-1, отделив ее от содержания.

4. Использование для организации межсетевого взаимодействия и обеспечения гарантированной доставки информации между абонентами технического протокола передачи информации MQSeries. Данный протокол позволяет организовать обмен сообщениями в режиме, близком к реальному времени, и обеспечивает гарантированную доставку информации даже на каналах с недостаточно высоким уровнем пропускной способности.

Таким образом, при наличии между центральным таможенным органом страны ввоза и центральным уполномоченным органом страны вывоза договоренностей о применении электронной системы сертификации товаров, оформленных отдельным двусторонним протоколом об информационном взаимодействии, оригинал сертификата формы СТ-1 на бумажном носителе может не предоставляться таможенному органу страны ввоза при таможенном декларировании товаров в электронном виде.

Внедрение электронной системы сертификации товаров в государствах -участниках СНГ позволит:

- упростить порядок совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров в электронной форме, а также с процедурой предоставления тарифных преференций в отношении товаров;

- сократить количество запросов, обусловленных сомнениями таможенных органов в достоверности и правильности заполнения представленного сертификата, в органы (организации), уполномоченные удостоверять сертификаты формы СТ-1;

- повысить эффективность таможенного контроля в целом за счет повышения объективности информации, подтверждающей страну происхождения товаров.

Использованные источники

1. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли», с изм. и доп.,

протокол от 02.04.1999.

В. Ф. Вербов, С. В. Мартыненко

2. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Совершенствование таможенного контроля: международный опыт реализации принципа «единое окно» // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 2. С. 19-25.

3. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров», с изм. и доп., протокол от 20.11.2013.

4. Бизин С. В., Купринов Э. П., Сомов Ю. И. Информационные продукты Федеральной таможенной службы // Экономика. Налоги. Право. 2010. № 5. С. 51-57.

В. Ф. Вербов, С. В. Мартыненко

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ СЦИНТИЛЛЯЦИОННЫХ ГАММА-ДЕТЕКТОРОВ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В статье рассмотрены характеристики современных и перспективных сцинтилляцион-ных материалов, которые могут быть использованы в детекторах гамма-излучения технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов. Проведен их сравнительный анализ, показаны возможные направления совершенствования технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов на основе применения новых сцинтилляторов.

Ключевые слова: таможенный контроль; делящиеся и радиоактивные материалы; гамма-излучение; технические средства; спектрометрия; неорганический сцинтиллятор; сцинтилляционный детектор.

В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на таможенные органы РФ возложены обязанности по радиационному контролю товаров и транспортных средств (объектов), перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Данное направление деятельности находится в ведении подразделений таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ) ФТС России. Основными задачами данных подразделений являются пресечение незаконного перемещения через границу объектов с повышенным относительно естественного фона уровнем ионизирующего излучения, а также таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении декларируемой ядерной и радиоизотопной продукции, перемещаемой в рамках внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Роль подразделений ТКДРМ в настоящее время сложно переоценить: увеличение нестабильности в мире и активизация террористической деятельности требуют самых тщательных действий, направленных на предупреждение бесконтрольного перемещения радиоактивных веществ. Ситуация дополнительно усугубилась в связи с аварией на японской АЭС «Фукусима-1». Благодаря действиям должностных лиц таможенных органов РФ были успешно пресечены попытки ввоза товаров и транспортных средств из Японии, имеющих радиационное загрязнение. Регулярно поступающая в СМИ информация о все новых утечках радиации на АЭС «Фукусима-1» свидетельствует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.