Научная статья на тему 'Совершенствование структуры субъектов управления качеством преподавательского труда в высших учебных заведениях'

Совершенствование структуры субъектов управления качеством преподавательского труда в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование структуры субъектов управления качеством преподавательского труда в высших учебных заведениях»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ТРУДА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

П.А. ЕМЕЦ

Вопросы качества приобрели в нашей стране особую актуальность. Это связано с тем, что российская экономика перешла на рыночные методы хозяйствования. Ведь в условиях жесткой конкуренции понятие качества продукции/услуг приобретает решающее значение наряду с ценой и объемом товаров и услуг. В данном случае образовательная сфера не является исключением. На сегодняшний день самым главным богатством любого государства является население, от уровня образованности которого зависит благополучие страны. Качество же полученного обучаемыми образования находится в прямой зависимости от качества труда преподавателей. Особую роль при этом играет преподавательский труд в вузах, от качества которого зависит уровень профессионализма рабочей силы на рынке труда. В этой связи важнейшее значение приобретает создание оптимальной структуры субъектов управления качеством работы профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях.

Для достижения поставленной цели необходимо конкретизировать дефиницию «субъект управления качеством труда преподавателей вузов», рассмотреть все субъекты, действующие в сфере регулирования эффективности деятельности вузовских педагогов, определив их компетенции, недостатки в организации работы и сформулировав пути совершенствования функционирования данных структур.

Для формулирования понятия «субъект управления качеством преподавательского труда в высших учебных заведениях» рассмотрим сущность категорий «субъект» и «управление качеством».

Под субъектом понимается носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект [15, с.1278], под управлением качеством (выступающим в роли объекта) - установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества, осуществляемые путем систематического контроля качества и выработки методов воздействия на него [17]. Соответственно, субъект управления качеством труда вузовских преподавателей есть ни что иное, как источник активности, направленной на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества образовательных услуг путем систематического контроля качества и выработки методов воздействия на него. Применительно к работе профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях субъектами управления качеством (источниками активности) будут выступать: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, учебно-методические объединения вузов, Министерство образования и науки Российской Федерации, Высшая аттестационная комиссия, федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также такие подразделения вузов, как кафедры, ученые советы факультетов, ученый совет, диссертационные советы, отдел аспирантуры и докторантуры, центр повышения квалификации. Последние три подразделения в настоящее время развиты в основном в государственных высших учебных заведениях, однако, прочное становление таких структур в муниципальных и негосударственных вузах «не за горами».

К компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации относится: создание диссертационных советов высших учебных заведений, регулирование качества преподавательского труда в вузах путем присвоения вузовским преподавателям ученых званий профессора и доцента кафедры [5], [6], установление и контроль аккредитационных нормативов («процент профессорско-преподавательского персонала с учеными степенями и/или учеными званиями», «процент докторов наук и/или профессоров», «воспитательная деятельность», «среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и/или учеными званиями, изданных за 5 лет», «число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения», «процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры», «среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет»). Показатели «процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и/или учеными званиями», «процент докторов наук и/или профессоров», «среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет» имеют достаточно формализованный характер. Однако принято считать, что наличие ученой степени или ученого звания предполагает и достаточный профессионализм преподавателя. И, регулируя процент таких преподавателей, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки оказывает воздействие на качество преподавательской деятельности в высших учебных заведениях. Показатель «воспитательная деятельность» не имеет установленных нормативных значений и представляет собой совокупность двух составляющих: наличие условий, созданных в образовательном учреждении для внеучебной работы с обучающимися и степень организации воспитательной работы с обучающимися [13]. Оценка данного показателя производится по десятибалльной шкале. Если воспитательная работа в вузе ведется на высоком уровне, то соответствующему аккредитационному показателю присваивается значение 10 баллов. При полном отсутствии в высшем учебном заведении элементов воспитательного процесса, показатель «воспитательная деятельность» будет равен нулю [11]. Критерий «среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и/или учеными званиями, изданных за 5 лет» заставляет профессорско-преподавательский состав вузов поддерживать интенсивность научно - исследовательской составляющей своего труда на достаточно высоком уровне. Показатель «число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения» нацеливает высшее учебное заведение поддерживать подготовку аспирантов на определенном уровне, что во многом определяет потенциальную обеспеченность вуза квалифицированными преподавательскими кадрами. Критерий «процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших)» ориентирует вуз на результативную и качественную подготовку аспирантов. Вследствие этого высшее учебное заведение постоянно пополняется кадрами высшей квалификации, ведь определенное число аспирантов продолжают потом работу в вузе. Показатель «среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-

педагогического персонала за 5 лет» регулирует эффективность работы аспирантуры и докторантуры высшего учебного заведения, в части повышения профессионализма преподавателей.

Учебно-методические объединения вузов присваивают гриф учебникам/учебным пособиям, написанным преподавателями, вследствие чего педагоги получают моральное удовлетворение (т.к. их работа особо отмечена), а также имеют возможность получить больше денежных средств за свой труд (т.к. их учебник/ учебное пособие будет пользоваться более высоким потребительским спросом) [12]; принимают участие в разработке государственных образовательных стандартов высшего, послевузовского профессионального образования и образовательных программ дополнительного профессионального образования ([9], [7]), регламентирующих преподавательский труд в вузах [10]; проводят внешние конкурсы вузовских изданий (что обеспечивает конкуренцию учебников (учебных пособий) разных авторов) [16], а также конкурсы, итогом которых является выигрыш научно-педагогическими работниками грантов [8].

Схожие функции в сфере управления эффективностью работы вузовских педагогов выполняют Министерство образования и науки Российской Федерации, а также федеральные и региональные органы исполнительной власти [18].

Высшая аттестационная комиссия руководит работой диссертационных советов вузов [6].

К компетенции кафедр в области регулирования качества преподавательского труда в высших учебных заведениях относится: проверка знаний студентов, обучаемых педагогами; анкетирование студентов с целью выявления уровня коммуникабельности преподавателя во время проведения учебного занятия; отслеживание числа ссылок на работы педагога, количества его публикаций в журналах ВАК, числа учебников, написанных преподавателем, имеющих гриф, количества наград, полученных педагогическим работником и его студентами за участие в научных конференциях, числа подготовленных преподавателем кандидатов и докторов наук, количества выигранных педагогом грантов с последующим сравнением полученных результатов с установленными кафедрой нормативами; проверка уровня квалификации преподавателя при процедуре конкурсного отбора с последующим заключением о его профессиональной пригодности/ непригодности [3]; моральное поощрение отличившегося педагогического работника (награждение Почетной грамотой, объявление Благодарности от руководства высшего учебного заведения; помещение фотографии преподавателя на «Доску Почета» [4]).

Ученые советы факультетов высших учебных заведений могут принимать решение о целесообразности материального неденежного стимулирования (ценные подарки, путевки в дома отдыха, санатории, профилактории, туристические путевки, предоставление жилья, права приобретения товаров в кредит, выбора удобного времени отпуска [4, С.162]); участвуют в процедуре конкурсного отбора, принимая или отклоняя кандидатуру педагога на основании заключения, вынесенного кафедрой, на которой имеется вакантная должность [3]; выносят вердикт о моральном поощрении преподавателей, имеющих заслуги, на уровне факультета.

Функции ученых советов высших учебных заведений в сфере управления качеством труда профессорско-преподавательского состава включают в себя: определение размера денежных средств, выделяемых на поощрение педагогов; рекомендация Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации кандидатур преподавателей, претендующих на присвоение ученых званий профессора и доцента по кафедре [5; 6]; принятие решения о целесообразности морального и материального неденежного поощрения педагогических работников на уровне вуза.

Диссертационные советы вузов регулируют эффективность работы преподавателей высших учебных заведений путем контроля качества кандидатских и докторских диссертаций.

Отделы аспирантуры и докторантуры, центры повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования обеспечивают повышение профессионализма педагогов, воздействуя тем самым на повышение результативности их работы [2, 14].

Рассмотрев деятельность субъектов управления качеством преподавательского труда в вузах, можно выделить следующие недостатки в ее организации:

1) функции управления качеством труда преподавателей в высших учебных заведениях раздроблены между различными государственными и негосударственными органами, структурными подразделениями вуза;

2) проблемами качества преподавательского труда в вузе зачастую занимаются сами преподаватели, что увеличивает их нагрузку и снижает эффективность работы педагогов.

Исходя из вышеперечисленного, становится очевидным тот факт, что в современных условиях каждое высшее учебное заведение должно, прежде всего, выработать собственную стратегию управления качеством преподавательского труда, для которой внешние регулирующие воздействия будут лишь дополняющими, но не основными. Одним из базовых положений данной стратегии должно стать введение в вузах должностей специалистов, которые бы координировали деятельность подразделений высших учебных заведений, отвечающих за качество преподавательского труда, что позволит профессорско-преподавательскому персоналу полностью сосредоточиться на выполнении своих непосредственных обязанностей. Эти специалисты будут осуществлять свою работу в составе отделов по качеству образования, которые должны быть организованы как на уровне вуза, так и факультетов [1]. При этом в штат каждого отдела по качеству образования войдут по два специалиста, в компетенции одного из которых - вопросы оценки качества преподавательского труда, а другого - анализ условий осуществления образовательного процесса в вузе и разработка методов их улучшения. Информация, собранная на уровне факультетов, будет обобщаться и систематизироваться на уровне вуза, что позволит определить качество предоставляемых образовательных услуг, как в отдельных подразделениях, так и в высшем учебном заведении в целом. В своей деятельности оютдел по качеству образования вуза должен быть подотчетен ректору, Отделы по качеству образования факультетов - декану. Это связано с тем, что проблема качества образовательных услуг является комплексной проблемой, которая шире компетенций проректоров и заведующих кафедрами высших учебных заведений. Ей должны заниматься лица, обладающие значительным объемом информационных ресурсов, который поможет им вынести оптимальное решение относительно деятельности вуза в целом или основного его подразделения как факультет.

Таким образом, модернизированная структура субъектов управления качеством преподавательского труда в высших учебных заведениях будет иметь следующий вид (рис.1):

Внутренние

Кафедры

Ученый совет вуза

Ученый совет факультета

Диссертационные советы

Отдел аспирантуры и докторантуры

Центр повышения квалификации

Внутренние

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Министерство образования и науки РФ

Учебно-методические объединения вузов

Федеральные и региональные органы исполнительной власти

Высшая аттестационная комиссия

Отдел обеспечения качества преподавательского труда вуза

Специалист по оценке и пециалист по обеспечению

улучшению условий качества

образовательного преподавательского

процесса в вузе труда в высшем учебном

заведении

Отделы обеспечения качества преподавательского

труда факультетов

Специалисты по оценке и Специалисты по обеспечению

улучшению условии качества

образовательного процесса преподавательского труда

на факультете на факультете

Рис.1. Субъекты управления качеством преподавательского труда в высших учебных заведениях

С одной стороны, качество труда профессорско-преподавательского состава регулируется на уровне высшего учебного заведения (при этом имеются специализированные подразделения, координирующие работу в данном направлении), с другой, - это регулирование дополняется деятельностью внешних относительно вуза структур (Рособрнадзор, Министерство образования и науки, учебно-методические объединения высших учебных заведений, высшая аттестационная комиссия, федеральные и региональные органы исполнительной власти). Именно этот синтез позволит субъектам управления качеством преподавательского труда в вузах осуществлять свои функции с максимальной эффективностью.

Литература:

1. Востриков А.С., Пустовой Н.В., Афанасьев Ю.А.. Система менеджмента качества в техническом вузе. Опыт Новосибирского государственного технического университета. // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2. С. 53-56.

2. Матушанский Г., Смоленцева Л., Соломко Л. Система повышения квалификации преподавателей высшей школы // Высшее образование в России. 2001. №2. С. 116-118.

3. Минева О. Специфика регулирования трудовых отношений с научно-педагогическими работниками государственного вуза // Человек и труд. 2003. № 8. С. 76-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.