Научная статья на тему 'Потенциал вуза и показатели экономической безопасности'

Потенциал вуза и показатели экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
910
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА / POTENTIAL / ECONOMIC SAFETY / THREAT TO ECONOMIC SAFETY OF HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малолетко А. Н.

В статье рассматриваются аккредитационные показатели и их критерии как элементы экономической безопасности вуза. Подробно рассмотрены источники угроз кадровому и научному потенциалу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF HIGH SCHOOL AND PARAMETERS OF ECONOMIC SAFETY

In article are considered аккредитационные parameters and their criterion as elements of economic safety of high school. The sources of threats to personnel and scientific potential are in detail considered.

Текст научной работы на тему «Потенциал вуза и показатели экономической безопасности»

удк 338.46 Малолетко А. Н.

ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА И ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматриваются аккредитационные показатели и их критерии как элементы экономической безопасности вуза. Подробно рассмотрены источники угроз кадровому и научному потенциалу.

Ключевые слова: Потенциал, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности вуза.

Проблемы обеспечения экономической безопасности возникают перед каждым вузом, как процессе функционирования, так и в периоды проявления кризисных явлений.

В процессе устойчивого функционирования образовательным учреждением, в целях обеспечения собственной экономической безопасности, решаются такие задачи текущего характера как поддержание нормального функционирования и развития, предотвращение имущественного ущерба, недопущение разрушения информационных баз данных, противодействие проявлениям криминального характера и др.

В периоды проявлений финансово-экономических кризисов наибольшую опасность для вуза представляет разрушение его потенциала. Дело в том, что в такие периоды создаются такие условия, при которых не обеспечивается воспроизводство потенциала вуза. Так, начинается активный отток из вузов квалифицированных и молодых

работников, происходит свертывание программ развития материально-технической базы, истощаются научно-технические заделы и др. [1]

В состав потенциала вуза традиционно включают кадровый, научный и учебно-методический потенциал.

При открытии в научных организациях и образовательных учреждениях аспирантур и докторантур, Минобрнауки России рассматривает кадровый потенциал по трем следующим показателям: общее количество чел. (в том числе докторов/кандидатов наук), средний возраст, количество подготовленных кандидатов и докторов наук за последние три года [2].

Состояние кадрового, научного и учебнометодического потенциалов отражают утвержденные Рособрнадзором критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов [3]. В таблице 1 показан ряд критериев для университета.

Таблица 1 .

Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов

Показатель государственной аккредитации Критерий государственной аккредитации

наименование значение

1 2 3

Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения > 4

процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших) > 25

наличие докторантуры да

наличие диссертационных советов да

Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования > 5

среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет (тыс. руб.) > 10 000

среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет (тыс. руб.) > 18

среднегодовое число монографий на 100 основных штатных с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет > 2

Окончание табл.

1 2 3

Методическая работа использование инновационных методов в образовательном процессе да

обеспечение образовательного процесса доступом к электронно-библиотечным системам да

Квалификация научнопедагогических работников процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями > 60

процент докторов наук и (или) профессоров > 10

процент профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе (для вузов, существующих более 9 лет) > 50

среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за пять лет > 3

На первый взгляд, вышеуказанные критерии должны относиться к иной, отличной от экономической деятельности вуза. Такой подход не достаточно верен и в пользу этого есть достаточно аргументов.

Представляется, что каждый из критериев может быть проанализирован исходя из принципа одновременности четырех ролей: как субъекта (средства, механизма, способа) обеспечения экономической безопасности, как объекта (защищаемого элемента) экономической безопасности, как источника угрозы, как объекта угрозы. [4] Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения для университета должно быть не менее 4 (для академии не менее 2).

Как видно из рис. 1., число аспирантов является субъектом обеспечения экономической безопасности вуза, т.к. их наличие обеспечивает увеличение лимитов обязательств средств бюджета и поступление средств от приносящей доход деятельности, что повышает устойчивость экономики вуза. Численность аспирантов должна рассматриваться и как защищаемый элемент: деятельность должна быть направлена на сохранение и увеличение достигнутых значений. Численность аспирантов может быть источником угрозы: ее снижение порождает ряд негативных последствий: понижение статуса вуза, уменьшение дохода. Численность аспирантов подвержена изменению, а значит, является объектом экономической безопасности вуза.

СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Наличие аспирантов, содержащихся за счет средств бюджета обеспечивает дополнительное финансирование вуза, а наличие аспирантов, содержащихся с полной компенсацией затрат -поступление дополнительного дохода.

ОБЪЕКТ УГРОЗЫ

Численность аспирантов подвержена угрозам ее снижения

Число аспирантов =£Н

ИСТОЧНИК УГРОЗЫ

Снижение численности (отток) аспирантов создает угрозу статусу вуза, уменьшению финансирования и дохода

ОБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Сохранение численности обеспечивает выполнение аккредитационных показателей и подтверждает статус вуза

Рис.1. Численность аспирантов в системе экономической безопасности вуза

Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших) должен быть не менее 25.

Защитившиеся в срок аспиранты, в последующем вливаясь в число работников вуза, становятся частью системы экономической безопасности: отстаивают уже в качестве штатных преподавателей экономические интересы вуза. Как объект экономической безопасности вуза численность защитившихся в срок следует рассматри-

вать как условие воспроизводства кадров. Не защитившиеся в срок аспиранты характеризуют неэффективное использование средств, затраченных на их обучение. Критерий своевременности защит как объект угрозы подвержен угрозе оттока молодых кадров из сферы образования.

Процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями должен быть не менее 55% (для института) и 60% (для академии и университета).

СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Защитившиеся в срок аспиранты в последующем становятся работниками вуза

ОБЪЕКТ УГРОЗЫ

Не защитившиеся в срок аспиранты создают отток кадров из сферы образования

ОБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Сохранение уровня обеспечивает воспроизводство кадров

Рис. 2. Численность аспирантов, защитивших диссертации в срок в системе экономической безопасности вуза

СУБЪЕКТ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ

Является источником знаний, носителем идей, направленных на повышение экономической безопасности

ОБЪЕКТ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ

Объективно

необходимая

потребность

функционирования

вуза

Рис

3. Процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями в системе экономической безопасности вуза

Остепененный профессорско-преподавательский состав (далее - ППС), представляя собой корпус высококвалифицированных научных кадров, и является одним из важнейших элементов экономической безопасности вуза. Эффективное обеспечение экономической безопасности возможно только с опорой на достижения науки (не только экономической) и техники, носителями которых и является остепененный ППС. В качестве защищаемого элемента остепененный ППС выступает как объективно необходимая потребность существования самого вуза, а значит и его экономики. В качестве источника угрозы ос-тепененность ППС следует рассматривать только как объективную потребность увеличения расходов на оплату труда. Дело в том, что чем выше остепененность, тем больше и удельный вес расходов на заработную плату. Это необходимые издержки. Кроме того, материальное стимулирование труда остепененного ППС должно значительно увеличивать эти издержки. Противоречие, заключающееся в необходимости увеличения расходов на оплату труда и стремлением экономики вуза сокращать расходы, разрешается путем законодательного регулирования оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Необходимо отметить, что ППС, имеющий ученые степени (звания) самодостаточен, знающий «себе цену», а значит подвержен высокой степени межвузовской миграции (характерно для вузов, расположенных в крупных городах).

Последнее обстоятельство наиболее ярко выражено в отношении докторов наук: ввиду дефицита лиц, имеющих ученые степени докторов наук и стремлением вуза к выполнению аккредитационных показателей (8,5% - 10%) этот показатель в качестве объекта экономической безопасности приобретает наибольшее значение. Для докторов наук создаются послабления в объеме и структуре учебной нагрузки, в целях материальной заинтересованности увеличиваются ставки почасовой оплаты труда, стимулирующие выплаты и др.

Процент профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе должен составлять в зависимости от срока функционирования вуза не менее 30-40-50%.

В качестве субъекта обеспечения экономической безопасности штатный ППС выступает в силу большей, чем у совместителей и почасовиков заинтересованности в устойчивом функционировании и развитии основного места работы. Это служит причиной увеличения числа штатных работников, следовательно штатная численность выступает объектом экономической безопасности. Штатный ППС может выступать источником угрозы, например, в случае необоснованного заниженного соотношения преподаватель - студент.

Среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за пять лет должно быть более 3.

СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Является заинтересованной в повышении экономической безопасности стороной

ОБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Объективно необходимая потребность функционирования вуза

Рис. 4. Процент профессорско-преподавательского состава работающего в вузе на штатной основе в системе экономической безопасности вуза

В качестве субъекта экономической безопасности число защит диссертаций выступает как средство воспроизводства научно-педагогических кадров, что является объективной необходимостью развития вуза. Источником угроз экономической безопасности выступают, имеющие место быть, различия в реальном и указанном в диссертации авторстве, теневые экономические процессы, протекающие в ходе исследований и др. Объектом угроз выступает в конечном итоге деловая репутация вуза.

Рассматривая потенциал вуза как один из элементов экономической безопасности, необходимо установить зависимость получаемых вузом благ от степени его использования. Наличие такой зависимости и соответствующих расчетных методик позволило бы уже на этапе выработки концепции развития вузов оценить возможные варианты использования потенциала и выстроить эффективную систему экономической безопасности. Для того, чтобы построить такую зависимость предварительно необходимо [5]:

а) определить, что такое потенциал вуза и что такое управление потенциалом вуза;

б) формализовать потенциал как элемент экономической безопасности.

Под экономическим потенциалом понимается совокупная способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные по-

требности, обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал государства определяется его природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством. [6]

По мнению автора настоящей статьи, потенциал вуза представляет собой накопленную способность функционировать и развиваться. При этом потенциал включает следующие составляющие:

а) кадровый потенциал;

б) интеллектуальная собственность.

Потенциал, представленный кадровым

потенциалом и интеллектуальной собственностью вуза, возможно рассматривать как составную часть накопленных им благ, и следовательно, как часть его капитала. В этом случае в круговороте превращений капитала вуза будет участвовать и потенциал, проходя три стадии превращений.

На первой стадии происходит превращение денежных средств в интеллектуальные элементы:

а) производится наем административноуправленческого, научно-педагогического и другого персонала со знаниями, квалификацией, опытом и навыками их применения;

б) создаются или заимствуются продукты интеллектуального труда;

в) осуществляется подготовка собственных научно-педагогических кадров;

г) реализуется мотивация интеллектуального труда, повышения творческой активности,

СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Выступает как средство воспроизводства потенциала

ОБЪЕКТ УГРОЗЫ

Среднегодовое число защит диссертаций

ИСТОЧНИК УГРОЗЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теневые экономические процессы, различия в авторстве

ОБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Объективно необходимая потребность функционирования вуза

Рис. 5. Среднегодовое число защит диссертаций в системе экономической безопасности вуза

практической значимости создаваемой интеллектуальной продукции и т.п.

На второй стадии превращений интеллектуальные элементы осуществляют овеществление создаваемого продукта - подготовленного специалиста выпускника вуза. Кроме этого, на второй стадии осуществляется и основной процесс воспроизводства потенциала вуза: осуществляется передача знаний аспирантам и соискателям, создаются результаты НИОКР, защищаются кандидатские и докторские диссертации.

На третьей стадии кругооборота превращений завершается формирование рыночной стоимости образовательной услуги, которая определяется ее материальной и интеллектуальной составляющими [5].

Реализуемая образовательная услуга превращается в деньги, а на полученные в результате реализации услуги деньги производится преумножение потенциала с переходом вновь на первую стадию превращений.

Следовательно, основной задачей экономической безопасности вуза является обеспечение постоянного непрерывного движения потенциала через три стадии его превращений. Отсутствие одной из составляющих этого цикла приводит к прекращению развития потенциала вуза. Созданный однажды и не овеществленный в дальнейшем интеллектуальный капитал становится мертвым грузом, балластом неоправданных расходов и неокупившихся инвестиций.

Прерывание этого процесса резко ухудшает состояние экономики вуза, а финансовый кризис усиливает ряд деформационных процессов в воспроизводственной структуре. Среди них необходимо выделить:

Во-первых, резкое снижение инвестиционной и инновационной активности вузов. Прекращается обновление основных фондов, научного и учебного оборудования, нарастает их обесценивание, а инвесторы ввиду длительного цикла возврата капитала, не заинтересованы в инвестировании образовательной и научной деятельности.

Во-вторых, рост цен, уменьшение доходов вузов способствуют тому, что даже незначительные ресурсы, которыми располагает вуз, направляются на текущее потребление.

В-третьих, значительное сокращение финансирования государством НИОКР препятствует созданию научно-технических заделов.

Перечисленные и ряд других негативных факторов оказывают мультипликативный эффект на состояние экономики вуза. Разрушение потенциала вуза и есть проявление угроз, создающих опасность его функционирования и развития

К причинам угроз экономической безопасности потенциала вузов следует отнести следующие:

а) отсутствие концепций и программ обеспечения экономической безопасности;

б) разрушение системы воспроизводства потенциала;

в) рост инфляции;

г) приоритет текущих расходов перед капитальными вложениями;

д) создание условий для протекания теневых и криминальных процессов в вузе;

е) ослабления и ограничения системы внутреннего контроля;

ж) недобросовестность отдельных работников;

Формы проявления угроз, несмотря на общность дестабилизирующих факторов, различны. Поэтому охарактеризовать состояние экономической безопасности потенциала вуза каким-то набором показателей не верно. От точной идентификации угроз, определения показателей и индикаторов зависит степень адекватности оценки экономической безопасности потенциала вуза, а также выбор мероприятий, необходимых для отражения или противодействия возникающим вызовам, опасностям и угрозам.

Исходя из этого, представляется возможным установить степень влияния факторов* на актуализацию угроз потенциалу вуза.

Угрозы снижения процента аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших) в основном аналогичны угрозам, указанным в табл.2.

Угрозы снижения процента преподавателей, имеющих ученые степени и (или) ученые звания создают вышеуказанные факторы. Однако, здесь возникает дополнительный значимый фактор: приглашение и переход преподавателя на работу в бизнес со значительным увеличением заработной платы (см. табл. 3).

* Установление пороговых значений в настоящей статье не рассматриваются ввиду ограниченности объема публикации (прим. автора - А.М.).

Таблица 2

Угрозы снижения численности аспирантов

Факторы влияние

слабое среднее сильное критическое

1. СПОСБНОСТЬ К РАЗВИТИЮ

Отсутствие или снижение возможностей осуществлять научно-педагогическую деятельность Х

Отношение общества к образованию и научной деятельности Х

Безвозвратные потери личного времени Х

II. ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Наличие задолженности по выплате заработной платы (для коммерческих аспирантов) Х

Наличие задолженности по выплате стипендии (для бюджетных аспирантов) Х

Наличие у аспиранта задолженности по погашению кредитов Х

Наличие у аспиранта задолженности по уплате налогов, алиментов, штрафов и др. Х

Наличие у аспиранта прочих финансовых обязательств Х

III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Отношение среднедушевого дохода аспиранта к прожиточному минимуму (%) Х

Доля расходов аспиранта на культуру

Доля расходов аспиранта на здравоохранение Х

Доля расходов на иные социальные нужды Х

IV. ДРУГИЕ ФАКТОРЫ

Наличие в процессе исследования криминальных факторов Х

Наличие в процессе исследования теневых экономических процессов Х

Символом Х обозначено наиболее вероятное проявление силы для актуализации угрозы (прим. автора - А. М.).

Таблица 3

Угрозы снижения процента преподавателей имеющих ученые степени и (или) ученые звания

Состояние

слабое среднее е о к о критическое

1. СПОСОБНОСТЬ К РАЗВИТИЮ

Приглашение преподавателя на работу в бизнес со значительным увеличением зарплаты Х

II. ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

IV. ДРУГИЕ ФАКТОРЫ

Таблица 4

Угрозы снижения среднегодового числа защит диссертаций

состояние

слабое о о а о а о сильное критическое

1. СПОСОБНОСТЬ К РАЗВИТИЮ

II. ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Возникновение издержек, связанных с публикацией результатов исследований Х

III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

IV. ДРУГИЕ ФАКТОРЫ

Что касается угроз снижения числа докторов наук и (или) профессоров, то здесь к вышеуказанным факторам в основном добавляются неэкономические факторы (естественная убыль населения, наличие заболеваний, препятствующих продолжению трудовой деятельности, отдаленность места жительства, неблагоприятный психологический климат в коллективе и др.).

На уровень снижения среднегодового числа защит диссертаций также влияют указанные угрозы, усиленные фактором возникновения издержек (порой значительных), связанных с публикацией результатов исследования.

Автор отдает себе отчет в том, что в работе представлены не все факторы, создающие угрозы экономической безопасности потенциала вуза. Перечень остается открытым.

Таким образом, на возникновение угроз потенциалу вуза, характеризующемуся аккредитационными показателями, влияют экономические факторы, что обусловливает понимание показателей как объекта экономической безопасности. В свою очередь, выполнение аккредитационных показателей способствует достижению целей экономической безопасности вузов - развитию. Угрозы, возникающие в процессе функционирования вузов нацелены на снижение значения объекта угрозы - аккредитационных показателей. Снижение аккредитационных показателей является источником

угрозы функционирования вуза в целом, и его функциональной подсистемы - экономики вуза.

Библиографический список

1. Бенедиктов, М. А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития [Электронный ресурс] : М.А. Бенедиктов / Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 2. Режим доступа : http://www.dis.ru/library/manag/ агЛ^е/2000/2/863.Мт1.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2008 г. № 286 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по образованию по предоставлению государственной услуги «Открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант»// НПП «Гарант - сервис». Последнее обновление 24.06.2009 г.

3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» (с изменениями от 25 апреля 2008 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант»// НПП «Гарант - сервис». Последнее обновление 24.06.2009 г.

4. Гапоненко, В. Ф. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы [Текст] / В. Ф. Гапоненко, А. А. Беспалько, А. С. Власков. М.: Издательство «Ось-89», 2007. 208 с.

5. Селезнев, Е. Н. [Электронный ресурс] Спра- 6. Борисов, А.Б. Большой экономический сло-

вочник экономиста. 2007. № 2. Режим доступа: http:/ варь [Текст] / А. Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2003.

/www.profiz.ru/se/2_2007/intelkapital. 895 с.

Maloletko A. N. POTENTIAL OF HIGH SCHOOL AND PARAMETERS OF ECONOMIC SAFETY

In article are considered аккредитационные parameters and their criterion as elements of economic safety of high school. The sources of threats to personnel and scientific potential are in detail considered. Key words: potential, economic safety, threat to economic safety of high school.

УДК 338.24 Старостин В. В.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

В данной статье определена роль экономической безопасности в условиях трансформационных процессов хозяйственной системы региона.

Выделена система показателей оценки экономической безопасности региона. Предложены основные методики оценки рисков и угроз, влияющих на устойчивость хозяйственной системы региона.

Ключевые слова: экономическая безопасность, критерии экономической безопасности, пороговые значения, угрозы экономической безопасности, система индикаторов, показатели экономической безопасности.

Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов, интеграция России в мировые экономические отношения определило в качестве важнейшей функции государства обеспечение экономической безопасности. Это вызвано тем, что рыночные отношения не способны выполнять данную функцию, а экономические интересы хозяйствующих субъектов могут противоречить национальным интересам, так как, в первую очередь, преследуют в своей деятельности максимизацию доходов, максимальную эксплуатацию природных, производственных и трудовых ресурсов.

В таком случае федеральный уровень власти может обеспечить лишь защиту от наиболее важных и крупных угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается со значительно большим спектром угроз, многие из которых носят локально-территориальный характер.

Выявление и локализация подобных местных проблем может наиболее эффективно осуществляться местными органами власти как наиболее приближенными к территории и населению. В то же время предупреждать и ликвидировать последствия возникших локальных угроз наиболее эффективно могут органы государственной власти субъектов Федерации.

Объектами экономической безопасности региона являются территория субъекта Федерации, население и все относящееся к экономике, расположенное на данной территории, включая производственные фонды, инфраструктуру, природные и другие ресурсы.

Учитывая особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов, целями применения которых являются:

- оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере региона;

- оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную и экономическую безопасность субъекта Федерации и России в целом;

- разработка и обоснование программноцелевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.