Научная статья на тему 'Диагностика научного потенциала организации'

Диагностика научного потенциала организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
639
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДИАГНОСТИКА / SCIENTIFIC POTENTIAL / INSTITUTIONAL CAPACITY / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Г. П.

В статье предложена модель оценки научного потенциала организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of scientific potential of an organization

The article is about the model of an assessment of scientific capacity of the organization.

Текст научной работы на тему «Диагностика научного потенциала организации»

нах), современная особенность общества видеть главной целью своего бытия наращивание потребления в объемах, не сопоставимых с естественными потребностями индивидуумов. Кроме того, в стране серьезно упал уровень культурного и научного развития, а система среднего и высшего образования претерпела ряд реформ, которые уже сейчас показывают не совсем ожидаемые результаты. Государство должно обратить пристальное внимание на проблемы современного общества, перейти от общества потребления к обществу созидания, инноваций, стремления к совершенствованию внутренней структуры личности и минимализа-ции материальных факторов. Только подобная модель общества в настоящее время способна создавать устойчивый рост всех сфер общественного воспроизводства, в том числе и роста конкурентоспособности промышленности.

Литература

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Режим доступа [http://innovus.biz/media/uploads/resources/Innovative-Russia-2020.pdf]

2. Горшков М.К. Готово ли российское общество к модернизации? /^есь мир, 2010. - 342 с.

3. Кравцова В.И., Аленина Е.Э., Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе // Известия МГТУ «тми», № 2 (12) - 2011.

4. Национальная политическая энциклопедия. Режим доступа [http://www.politike.ru/dictionary/83 9/word/modemizatij a]

Диагностика научного потенциала организации

к.э.н. доц. Сорокина ГЛ.

Университет машиностроения (495) 644-16-73 sgalina74@mail.ru

Аннотация. В статье предложена модель оценки научного потенциала организации.

Ключевые слова: научный потенциал, организационный потенциал, диагностика

Научный потенциал - это совокупность значимых для научной деятельности ресурсов (жтеотектуальных, организационных, управленческих, материальных, мотивационных и других), обеспечивающих создание и способствующих распространению знаний. Научный потенциал зачастую сопряжен с понятием инновационный потенциал.

В настоящее время нет единого мнения по вопросу о сущности и содержании, не конкретизированы обоснования критериев и показателей для оценки инновационного потенциала и не в полной мере дано обоснование научной квалификации факторов, определяющих инновационный потенциал.

Австрийский и американский экономист И. Шумпетер считал, что стимулом предпринимательской деятельности служит прибыль, которая возникает при внедрении новых производственных комбинаций, а условиями для деятельности предпринимателя является «эффективная конкуренция» (кон^ренция новых продуктов, новых форм организации т.д.).

Более детальное изучение научной литературы позволяет выделить несколько трактовок понятия «итовадионный потенциал», данных учеными, работающими с данной тематикой:

1. Накопление определенной информации о результатах научно-те^ютеских работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции [17];

2. Система факторов и условий, упрощающих действительность и сужающих сферу применения, необходимых для осуществления инновационного процесса [1].

По мнению ряда ученых [2], тщательный анализ сущности и содержания категории «Ижовадионный потенциал» целесообразно осуществлять, акцентируясь на понятиях «инновация», «новшество», «нововведение».

Новшество - это проявление творческого подхода в компонентах производственно-

технологической деятельности, которое может представлять изобретение, не требующее значительных экономических затрат, и может перерасти в инновацию. Как правило, оно направлено на совершенствование технологического процесса и применяется в производственно-хозяйственной деятельности.

Нововведение - это совершенствование, не требующее остановки производства и значительных экономических затрат, направленное на улучшение технологического или производственного процесса. Основное направление нововведение это совершенствование процесса и результата.

Инновация - это продукт (товар или услуга) научной деятельности, в результате которого в производстве происходят коренные изменения, влекущие за собой кардинальные ор-ганизационно-распорадительные и производственно-те^ологические преобразования.

Также инновация - это процесс коммерциализации технологического нововведения или изобретения, достижение успеха на основе производства полезного блага, иначе изобретение становится нововведением, если его внедрение становится успехом на рынке.

Анализируя все определения, можно утверждать, что инновация может быть рассмотрена как в динамическом (^оцессе), так и статистическом (конечный результат инновационной деятельности) аспекте.

Применительно к производственному предприятию подходит более узкая трактовка термина, звучащая как: инновация - то есть изменение в продукте, технике, технологии и организации производства, которое формирует новый способ удовлетворения сложившихся потребностей, либо создает новые.

Возвращаясь к понятию «тновационный потенциал», можно выделить следующие характеристики научных подходов к обоснованию термина:

1. Структурный, рассмотренный Ю. Глазьевым, который изучал отдельные аспекты инновационного потенциала и приходил к мнению, что его можно отождествить с понятием научного, научно-те^ического и технического потенциалов.

2. Ресурсный, рассмотренный Ковалевым Г Д. и Жиц Г.И.. Они считали, что рассматривать инновационный потенциал можно как совокупность ресурсов, необходимых для инновационной деятельности субъекта рынка.

3. Производственная сила ресурса, с точки зрения Тарутина А., - содержательная функция инновационного потенциала - это использованные и неиспользованные, скрытые ресурсные возможности, приводящие в действие механизм достижения конечных целей экономических субъектов. А вот структурная характеристика - это не что иное, как «совокупность научно-те^ических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социально культурных и иных возможностей, обеспечивающих восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций»

4. Смешанный научный подход, в котором Ф. Глисин и С. Перинов представили раньше изложенные позиции как уровень готовности к применению инновационного потенциала и способности компонентов субъекта к инновационной деятельности.

5. Структурно-жста^щюнальный подход, по мнению В. Елисеева и О. Сухарева, реализуется выделением из целого системы институциональных субъектов, использующих инновационный потенциал с применением экономических связей с производством и наукой.

6. И, наконец, функциональный подход, в котором Р. Фатхутдинов выявил, что производство, распределение, потребление и обмен инновационного продукта является ни чем иным, как временными закономерностями инновационного процесса.

Агрегируя научные подходы, можно сделать вывод, что инновационный потенциал можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле.

В первом - это отношения, возникающие на микроуровне между участниками инновационной деятельности, направленные на достижение базовых целей предприятия, трактуемых в его стратегии развития при наличии инновационных возможностей.

Во втором - инновационный потенциал предприятия - это средства и возможности предприятия, применяемые в совокупности для внедрения нововведений, применяемых в со-

ответствии с базовыми целями развития предприятия.

Основываясь на этих понятиях, можно выделить основные черты инновационного потенциала, т.к. реальные возможности субъекта, используемые и не применяемые в процессе ресурсы. И не последнее место занимает готовность субъекта к применению всего имеющегося комплекса для внедрения инноваций и нововведений.

Результат использования инновационного капитала может быть как статическим, так и динамическим. Статистический эффект проявляется в непосредственном воздействии элементов инновационного капитала на результаты и эффективность деятельности системы (фирмы), к этим элементам можно отнести интеллектуальную собственность, такую как патенты, программное обеспечение, базы данных и другие нематериальные активы. Динамический эффект несколько сложнее: он обеспечивает устойчивость и динамику развития системы. Динамическим эффектом обладает инновационный потенциал в форме научных заделов, технологий и технического превосходства.

Анализируя рассматриваемые дефиниции «итовадионный потенциал» и «научный потенциал», можно выделить их общность в виде возможности продуцирования нового знания, дополняя определение «научного потенциала» способностью к коммерциализации РИД, получаем определение «инновадионный потенциал».

Научный потенциал по точке приложения можно разделить на потенциал страны, региона, отрасли, предприятия, коллектива, человека. Научный потенциал организационных объединений можно разделить на две составляющие - это институциональная и интеллектуальная составляющая. К институциональной составляющей следует отнести все аспекты, обеспечивающие продуктивную научную деятельность, в том числе материальные ресурсы, организационный капитал, мотивационную политику, командообразование и т.д. Интеллектуальная составляющая научного потенциала - это совокупность знаний, навыков, самоорганизации, особенностей познавательной и интеллектуальной структуры личности, членов научного трудового коллектива.

Научный потенциал человека хотя и напрямую зависит от обеспечивающего его окружения, то есть «гэтиенических» факторов, однако требует другого подхода к оценке, которая, впрочем, применима и к организационному научному потенциалу. Данная стратификация основана на том, что научный потенциал проявляется в определенных сигналах передаваемых субъектом научной деятельности, как накопленным портфелем результатов интеллектуальной деятельности, темпов изменения инновационной и научной активности субъекта и внешних проявлениях признания ученого. То есть оценка научного потенциала основана на трех составляющих - ресурс, результат, динамика.

Ресурсная составляющая отражает способность исследуемого объекта продуцировать новое знание, включает в себя организационные сигналы возможности научной деятельности, в зависимости от типа организации это могут быть индикаторы, связанные с объемом финансирования научной деятельности, количества «остепененных» членов трудового коллектива, средний возраст и т.д. Результативная составляющая показывает уже спродуциро-ванные исследованным научным коллективом результаты интеллектуальной деятельности (РИД), в зависимости от исследуемой структуры это могут быть зарегистрированные РИД, количество статей, индекс цитирования, количество монографий, количество защищенных аспирантов, суммарный импакт-фактор и т.д. Динамическая составляющая научного потенциала показывает изменение динамики научной активности, может являться индикатором необходимости организационных изменений и включает в себя индексы изменений значимых показателей научной деятельности за исследуемые периоды, например год. В связи с тем что научная деятельность требует определенного временного лага для реального её проявления, рекомендуется при анализе динамической составляющей использовать метод скользящей средней с выявлением РИД за 3 или 5 лет. Причем большинство зарубежных исследований показывает, что при качественном анализе научного потенциала, а в нашем случае это относится к динамическому показателю, необходимо учитывать способность ученого или научного коллектива к смене вектора научных интересов не реже чем раз в пять - семь лет.

Для оценки научного потенциала вуза необходимо выявить значимые показатели научной деятельности. Для этого сопоставим аккредитационные показатели и другие показатели, по которым оценивают деятельность высших учебных заведений. Это:

• число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения;

• процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее, чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших);

• среднегодовой объем научных исследований на единицу ППС в год (среднее значение за 5 лет);

• среднегодовое количество монографий на 100 человек основных штатных ППС с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет;

• процент про фессорско-преподадательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями;

• процент докторов наук и (щш) профессоров;

• процент ППС, работающего в вузе на штатной основе;

• среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педетогического персонала за 5 лет и т.д.

Так как научные коллективы вуза имеют разнородную структуру, возникает объективная необходимость приведения вышеназванных показателей к сопоставимым значениям. Объективным видится для качественного анализа ввести следующие показатели:

A. Ресурс:

1) отношение числа аспирантов структурного подразделения к числу потенциальных научных руководителей (доктора наук + кандидаты наук, которым по решению ученого совета разрешено руководить аспирантами);

2) доля аспирантов, защитивших диссертацию не позднее чем в течение года после окончания аспирантуры;

3) процент остепененности ППС;

4) процент штатных ППС;

5) средний возраст ППС;

6) количество студентов, участвующих в научной работе.

Б. Результат:

1) число защит диссертационных работ членами научного коллектива за 5 лет;

2) отношение числа научных публикаций за 5 лет к числу членов научного коллектива;

3) суммарный импакт-фжгор статей членов научного коллектива за 5 лет;

4) средний индекс цитирования в расчете на 1 члена коллектива;

5) количество опубликованных монографий за 5 лет;

6) сумма полученных средств за выполнение НИР в расчете на одного члена трудового коллектива;

7) число зарегистрированных РИД за пять лет.

B. Динамика:

1) количество поданных заявок на участие в грантах и тендерах на научные работы;

2) динамические индексы публикационной активности, импакт-ф^гора, числа аспирантов и т.д.

3) количество направлений научных изысканий за последние 7-10 лет.

Для количественной оценки нормируем вышеназванные показатели, задав в качестве эталона желаемые, или нормативно-заданные показатели.

Используя аддитивную свертку показателей, получим коэффициент научного потенциала научного коллектива, а применив взвешенную аддитивную свертку с динамически изменяющимися индексами, получим инструмент мотивации научных коллективов к интегральному повышению научного потенциала.

В качестве весов рекомендуется применять следующую зависимость:

д.= p ,

i n * / '

Ъ. 1 P*l Рг

где: ai - /-тай индекс для планового периода; p* - нормативное значение показателя; pi - фактическое значение показателя в отчетном периоде.

Тогда оценочный мотивационный коэффициент научного потенциала в плановом периоде составит:

n nt+l

a/,

М Рг

где: pt+1 - значение /-го показателя в плановом периоде.

Применяя описанный механизм и значение мотивационного коэффициента при принятии решения о премировании по результатам научной деятельности, можно комплексно поднять научный потенциал организации по всем направлениям развития.

Литература

1. Приходько АЛ. Методика оценки деятельности структурного подразделения вуза // Фундаментальные исследования № 12 2010 г.

2. Николаенко A.B., Грузинов В.П., Аленина Е.Э. Формирование научного и кадрового потенциала для инновационной модели развития России (прутика университета) -М.: Издательство НИИ ПМТ, 2010, ISBN 978-5-89671-008-0

3. Аленина Е.Э., Зюлина В В., Осипов И.С. Направления повышения конкурентоспособности кадров автомобильной промышленности // Материалы Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (^АИ) "Автомобиле-и тракторостроение в России: Приоритеты развития и подготовка кадров", посвященной 145-летию МГТУ "тМИ". Книга 12, Москва, МГТУ «тМИ», 2010 г., ISBN 978-594099-048-2

4. Захаров A.B. Управление персоналом как источником и носителем интеллектуальных ценностей // Человеческий капитал, № 3, 2011, с. 81-86.

5. Сорокин а ГЛ. Упрочнение капитала организации как основное конкурентное преимущество в условиях постиндустриального развития /Человеческий капитал № 2, 2011, с. 7679

6. Сорокина Г.П., Николаенко A.B., Захаров АЛ. и др. Студенческая проектная деятельность как механизм актуализации профессиональных компетенций. Монография // -М.: МГТУ «тми», 2009, 211 с.

Производственный потенциал предприятий автомобильного сервиса

д.т.н. проф. Шупляков В С., д.э.н. проф. Яковенко ГЛ., Полякова Н С.

Университет машиностроения 8(499)267-07-74, atis@mami.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты производственного потенциала предприятия, дана методология определения производственных и экономических возможностей. Проведена экономическая оценка производственного потенциала и выявлена характеристика хозяйственной деятельности предприятия.

Ключевые слова: производственный потенциал, показатели производительной и экономической мощности, отраслевая и общехозяйственная значимость и эффективность предприятия

Для характеристики масштаба предприятия обычно используют такие понятия, как размер и мощность.

Показатели размера, к числу которых могут быть отнесены производственная площадь,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.