II. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 9. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАРКЕТИНГ, МЕНЕДЖМЕНТ
9.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Еделев Д. А., доктор экономических наук, доктор медицинских наук, профессор. Ректор Московского государственного университета пищевых производств.
Место работы: Московский государственный
университет пищевых производств.
Комолов С. А., аспирант кафедры экономики и управления социально-экономическими системами МГУПП.
Аннотация: В статье обосновывается необходимость совершенствования стратегического инструментария развития предприятий легкой промышленности и предлагается модель формирования стратегии развития предприятий, позволяющая формализовать управленческие процессы формирования стратегии отраслевого развития.
Ключевые слова: легкая промышленность,
фиксированные приоритеты, стратегия развития, стратегические инструменты развития.
IMPROVING STRATEGIC TOOLS OF LIGHT INDUSTRY ENTERPRISES
Yedelev D. A. , doctor of economic Sciences, doctor of medical Sciences, Professor. Rector of the Moscow state University of food production.
Place of employment: the Moscow state University of food production.
Komolov S. A., graduate student of the Department of Economics and management of socio-economic systems MGUPP.
Annotation: In the article the necessity of improvement of the strategic tools for developing light industry enterprises, and a model of formation of strategy of development of the enterprises, which allows to formalize the management processes of formation of strategy of the branch development.
Keywords: light industry, fixed priorities, strategy
development, strategic development instruments.
В современных экономических условиях возникновение явлений, которые усложняют процессы развития промышленности, требует необходимости создания адекватных методов и инструментария развития предприятий обрабатывающей отрасли, к которой относится легкая промышленность. От развития предприятий легкой промышленности во многом зависит, сможет ли Россия занять ведущее место среди государств с развитой и сбалансированной промышленной системой. Развитие легкой
промышленности должно встраиваться в
сбалансированный рост всех отраслей производства
промышленного комплекса страны. Для реализации такого сценария необходима поддержка со стороны государства таких отраслей, уровень доходности в которых ниже, чем в остальных. К «отраслям-аутсайдерам» вполне можно отнести и легкую промышленность. В связи с высокой скоростью изменения внешних факторов, оказывающих сильное влияние на субъекты производственно-хозяйственной деятельности, особенно в условиях вступления России в ВТО, перед предприятиями легкой промышленности стоят задачи стратегического развития.
В настоящий момент приоритетными направлениями в стратегиях развития предприятий легкой промышленности являются ресурсное наполнение и конечные финансовые результаты без учета других факторов, которые в большой степени влияют на достижение основных целей развития. Для анализа факторов, которые оказывают существенное влияние на уровень развития промышленности страны, воспользовались данными обследования делового климата предприятий обрабатывающей
промышленности за период с 2006 года по 2012 год (данные Федеральной службы статистики РФ). Согласно проведенному обследованию за весь анализируемый период доля респондентов, полагающих, что спрос на продукцию обрабатывающей промышленности на внутреннем рынке явно недостаточный, превышала долю респондентов, удовлетворенных спросом на продукцию представляемых ими предприятий. Аналогичная ситуация со спросом на продукцию на внешнем рынке. Практически только у 30% предприятий обрабатывающей промышленности продукция имела спрос на внешнем рынке в 2006 году, аналогичная картина наблюдается и в 2013 году, в 2010 году - только 25% предприятий работали на внешнем рынке. Численность занятых на предприятиях была выше нормального значения только в 2009 году - на 7%, а в 2010 году - снизилась на 6% относительно нормального значения. С 2011 года и по настоящий момент более половины промышленных предприятий
обрабатывающей промышленности испытывают недостаток квалифицированных кадров, в 2011 году -52% , в начале 2013 года этот показатель увеличился до 55%. С 2009 года более 50% руководителей промышленных предприятий обрабатывающей отрасли
дают негативную оценку экономической ситуации в
1
стране .
Подводя итог сказанному, можно отметить, что в период с 2011 года по 2013 год улучшений экономической ситуации в обрабатывающей промышленности, по мнению опрошенных руководителей промышленных предприятий отрасли, не наблюдается. Просматриваются тревожные симптомы, связанные с ухудшением рассмотренных показателей начала 2013 года по сравнению с 2012 годом - снижение спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынке у
1 http://www.gks.ru/free_doc/new_site/oper_ind/A-promCDE.xls
2% предприятий, уменьшение численности персонала у 1% предприятий. Устойчивое функционирование обрабатывающей отрасли определяется стратегией развития предприятий легкой промышленности, что требует наличие эффективных методов и инструментов, позволяющих совершенствовать стратегию развития.
К основным факторам, влияющим на конечные показатели уровня развития производства, можно отнести снижение спроса на продукцию на внутреннем рынке, нехватка квалифицированных кадров, увеличение уровня налогообложения и снижение государственного финансирования. В связи с этим предлагается при формировании стратегии развития использовать принцип целевой иерархии фиксированных приоритетов, а именно, повышение инвестиционных потоков, увеличение спроса на продукцию, снижение
затрат на налогообложение, повышение уровня квалификации кадров, к перечню потребностей отдельных хозяйствующих субъектов. Такой подход должен позволить с учетом доминанты социальной значимости разработать комплекс стратегических инструментов развития с наполнением каждого из них соответствующими приемами и мероприятиями в соответствии с государственными и отраслевыми приоритетами. На основе предложенного автором принципа индивидуализированной иерархии фиксированных приоритетов разработана модель формирования стратегии развития предприятий легкой промышленности, позволяющая формализовать управленческие процессы формирования стратегии отраслевого развития (Рис.1).
Рис. 1. Модель формирования стратегии развития предприятий.
Модель состоит из последовательных блок-элементов
- диагностики состояния предприятий, построения приоритетных целей хозяйствующего субъекта, подбора соответствующего инструментария, выявления адекватности корпоративных целей наличию и уровню ресурсного потенциала. Предложенная модель формирования стратегии развития предприятий легкой промышленности позволяет посредством циклического анализа состояния предприятия выбрать путь развития организации наиболее соответствующий имеющемуся ресурсному потенциалу.
Основной особенностью данной модели является то, что на этапе планирования реализуется функция не формирования целей, а выбора из четырех уже предложенных целей, которые исходят из выявленных основных негативных факторов, ограничивающих в виде индивидуализированной иерархии, рост производства. На первом этапе формирования стратегии развития путем глубокого и всестороннего анализа с применением SWOT и PEST- анализов определяется основной фактор, ограничивающий рост производства, и интерпретируется в цель. Далее формируются второстепенные цели, то есть, выстраиваются иерархически.
Третий этап процесса формирования стратегии развития характеризуется непосредственной
разработкой стратегии, то есть планированием
необходимых действий, реализация которых позволит достичь поставленных целей, а с точки зрения иерархии потребностей, удовлетворить их. В структуре предложенной модели присутствуют две симметричные пирамиды: одна - пирамида потребностей
промышленного предприятия, вторая - комплекс инструментария, использование и реализация которого позволит достичь поставленных целей, исходящих из иерархии потребностей промышленного предприятия.
Достижение целей развития предприятия во многом зависит от имеющегося ресурсного потенциала.
Увеличение объема инвестиционных потоков дает возможность предприятию восполнить недостаток
необходимых ресурсов, которыми предприятие не
обладает. В основу стратегического инструмента, который позволил бы достичь поставленных целей привлечения государственных инвестиций лежит принцип принятия решения и планирования хозяйственной деятельности на основе социальной значимости продукции. В связи с этим мы предлагаем при принятии решения и формирования проекта, нуждающегося в инвестициях, основываться не только на экономических показателях оценки инвестиционных вложений, а наравне с ними добавить обязательную четвертую целесообразность, которую называем социальной целесообразностью. Под социальной целесообразностью, в нашем случае, понимается целесообразность, связанная именно с вложением инвестиций в производство социально ориентированной продукции, и принципами формирования социальной значимости2.
Модифицированная модель принятия
инвестиционных решений представляет собой треугольник целесообразностей, в вершинах которого находятся:
- социально-экономическая целесообразность;
2 Комолов С.А. Модель принятия инвестиционных решений предприятий промышленности в условиях модернизации отрасли // Российское предпринимательство. 2012. №17 (215). С.97-101.
- организационная целесообразность;
- политическая целесообразность.
Необходимо отметить, что в данной модели подразумевается, что экономическая и социальная целесообразности являются одновременно приоритетными факторами для принятия инвестиционных решений. Поэтому две указанные целесообразности объединены в одну - социально-экономическую целесообразность. При этом не отрицается, что инвестиции должны быть грамотно вложены с экономической точки зрения, но иначе понимается эта грамотность: инвестиции не только должны приносить максимальный экономический эффект, а должны быть вложены в соответствии с потребностями социума, общества, которое хочет жить долго и здорово, и интересами государства.
Залог успеха инвестиционной деятельности - в интеграции тщательного анализа сложившейся обстановки и прогностического мышления. Поэтому мы считаем более правильным инвестировать на предприятиях промышленности не в тот проект, который даст в первый год максимальный процент прибыли, а через год эта продукция окажется невостребованной, а в тот проект, от которого хотя и получим меньший процент прибыли в первый год, но с позиций потребителя, готового все больше и больше платить за тот продукт, который приносит ему пользу, он будет каждый год прогрессировать. Для этого нужно производить ту продукцию, которая не только экономически оправдана, но и полезна, и организовывать производственные процессы с социальной направленностью. Для предприятий легкой промышленности это означает, прежде всего, производство изделий из натуральных волокон, таких как хлопок, лен, шерсть.
Для достижения цели снижения налоговых затрат, необходимо планировать производственную
деятельность с учетом тех требований, которые предъявляются к промышленным предприятиям со стороны государственных и региональных органов управления при получении налоговых льгот. Предприятию необходимо выстраивать процесс организации производственно - сбытовой деятельности с учетом ряда критериев и направлений развития внутри организации, которые определены в рамках государственной поддержки того региона, где
предприятие ведет свою деятельность. Для снижения налоговой нагрузки на предприятие предлагаем:
- увеличивать объем инвестиционных вложений в проекты по энергосбережению;
- увеличивать заработную плату работников
предприятия;
- осуществлять внедрение в производственные
процессы нанотехнологичных проектов;
- привлекать сотрудников с ограниченными
физическими возможностями;
- увеличивать объем инвестиционных вложений в проекты по выпуску инновационной продукции.
Спрос на продукцию предприятия является важным элементом, от которого зависит существование и возможность развития хозяйствующего объекта. Формирование цели предприятия в виде увеличения спроса характеризует его стремление в развитии и, как следствие этого, увеличение доли рынка, что благоприятно сказывается не только на самом предприятии, но и вносит, пусть не всегда значительный, но вклад в увеличение макроэкономических показателей экономики страны. Разработанный инструментарий
Еделев Д. А., Комолов С. А.
направлен на формирование спроса на продукцию на внутреннем рынке, укрепления рыночных позиций и обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия.
Основным фактором, влияющим на спрос предприятий легкой промышленности, по мнению автора, являются в первую очередь конкуренция с производителями импортных товаров, доля которых составляет более 80% от всей продукции на рынке. Цена на продукцию не позволяет российским предприятиям легкой промышленности обеспечить конкурентные
преимущества в связи с отсутствием необходимой сырьевой базы и высокой стоимостью импортного сырья. В таких условиях необходимо ориентироваться не на снижение цены, а на удовлетворение потребностей потребителя. Предложенный стратегический инструмент увеличения спроса на продукцию заключается в многокритериальным сегментном выборе рынков сбыта продукции.
На первом этапе проводится анализ рынка, в частности сбор первичной информации о потребителях, с определением емкости рынка и последующим выбором наиболее привлекательного сегмента. Затем изучаются потребности потребителей выбранного сегмента и выделяется целевой сегмент для разработки продукции, который разбивается на более узкие подсегменты. После этого производится разработка продукции с учетом потребностей и особенностей группы потребителей определенного подсегмента с предъявлением следующего требования - выпускаемая продукция должна иметь социально значимые потребительские свойства.
Такой подход при разработке и реализации мероприятий по достижению поставленной цели в стратегии развития предприятий легкой промышленности будет отвечать «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Для выявления неохваченных продукцией сегментов нужно проводить серьезную маркетинговую деятельность, направленную на глубокий анализ рынка, и многоуровневую сегментацию с последующим формированием выпуска такой продукции, которая будет ориентирована исключительно на этот узкий сегмент рынка. При продвижении этой продукции на рынок предприятию необходимо позиционировать такую продукцию как «только для Вас». Такой подход даст возможность компании практически избавиться от конкуренции, за счет чего можно охватить всю емкость рынка и сформировать высокие объемы спроса на продукцию компании.
Высокий уровень подготовки кадров одна из важнейших составляющих успешной деятельности любого хозяйствующего субъекта. Российский рынок труда зачастую не в состоянии предложить необходимый уровень подготовки кадров, в которых так нуждаются промышленные предприятия. Вторым недостатком является высокая стоимость труда квалифицированных кадров. Именно дефицит квалифицированных кадров и общее ухудшение демографической ситуации становится едва ли не главным препятствием на пути решения задачи развития предприятий.
Основную проблему привлечения квалифицированных кадров можно охарактеризовать не в отсутствии таковых на рынке труда, а в «цене вопроса», то есть, высокая стоимость трудовых ресурсов и, как следствие
повышение фонда заработной платы, что в большинстве случаев не может быть приемлемо для предприятий. В связи с вышесказанным, предлагается формирование кадрового потенциала компании в тех социально -экономических зонах, где сформировалась низкая стоимость на кадровые ресурсы.
Использование разработанных стратегических инструментов развития приводит к дополнительным возможностям предприятия.
Увеличение объема инвестиционных вложений в проекты по энергосбережению может являться для предприятия формирующим фактором по увеличению прибыли предприятия за счет снижения издержек производства.
Увеличение заработной платы работников предприятия имеет не только социальную направленность в рамках требований со стороны государства к организациям, претендующим на получение налоговых льгот, а также, по мнению автора, является еще и мотивационной составляющей внутри организации, которая, безусловно, будет влиять на производительность труда и улучшать экономические показатели предприятия.
Увеличение объема инвестиционных вложений в проекты по выпуску инновационной продукции на промышленных предприятиях в рамках государственной политики представляются как вектор перехода экономики на инновационный лад. Но, принимая во внимание тот факт, что для предприятия более приоритетным является его положение на рынке, выпуск инновационной продукции может дать выходы на новые рынки, и как следствие, увеличение прибыльности деятельности предприятия и инвестиционной привлекательности, обеспечить конкурентоспособное положение на рынке.
Внедрение нанотехнологичных проектов в производственные процессы промышленных предприятий, с позиции государства, один из основных элементов развития нанотехнологий, а развитие в области нанотехнологий является стратегическими национальными приоритетами Российской Федерации. Для предприятия использование нанотехнологии характеризуется не только инновационным ростом, но и, опять-таки, возможностью выхода на мировые рыночные позиции, привлечение иностранного капитала.
Привлечение сотрудников с ограниченными физическими возможностями, с государственной позиции, будет отвечать приоритетам развития программ в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, а для предприятия такой элемент кадровой политики обеспечит не только получение налоговых льгот, но и возможность получить ответственных и квалифицированных сотрудников.
Список литературы:
1. Комолов С.А. Модель принятия инвестиционных решений предприятий промышленности в условиях модернизации отрасли // Российское предпринимательство. 2012. №17 (215). С.97-101.
2. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/oper_ind/A-promCDE.xls.
Reference list:
1. Komolov S.A. Model of investment decision-making enterprises in industry in the conditions of modernization of the industry // Russian business. 2012. №17 (215). P.97-101.
2. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/oper_ind/A-promCDE.xls.