Научная статья на тему 'Интегрированный анализ выбора оптимальной стратегии развития предприятий легкой промышленности в условиях жесткой конкуренции'

Интегрированный анализ выбора оптимальной стратегии развития предприятий легкой промышленности в условиях жесткой конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / STRATEGY / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ / INVESTMENT AND INNOVATION / ЛЁГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / LIGHT INDUSTRY / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерошина Наталья Олеговна, Беляев Евгений Вадимович

В статье анализируются реально существующие стратегии развития предприятия, внедрённые в различных отраслях и странах. На основе оценки состояния экономики легкой промышленности России приводятся варианты оптимальных стратегий, которые, на взгляд авторов, будут эффективны при использовании в условиях жесткой конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED ANALYSIS OF CHOICE OF OPTIMAL STRATEGY OF DEVELOPMENT OF LIGHT INDUSTRY ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF TOUGH COMPETITION

The article analyzes the existing development strategy of the enterprise, implemented in different industries and countries. Based on the assessment of the state of the economy of the Russian light industry options are the optimal strategies, which, in the opinion of the authors, will be effective when used in the conditions of tough competition.

Текст научной работы на тему «Интегрированный анализ выбора оптимальной стратегии развития предприятий легкой промышленности в условиях жесткой конкуренции»

УДК 336.70.5

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЖЕСТКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Н.О. Ерошина, Е.В. Беляев

Ивановский государственный политехнический университет

В статье анализируются реально существующие стратегии развития предприятия, внедрённые в различных отраслях и странах. На основе оценки состояния экономики легкой промышленности России приводятся варианты оптимальных стратегий, которые, на взгляд авторов, будут эффективны при использовании в условиях жесткой конкуренции.

Ключевые слова: стратегия предприятия, конкуренция, инвестиции и инновации, лёгкая промышленность.

Промышленные предприятия России в условиях динамичного развития рынка постоянно сталкиваются с необходимостью осуществлять производственные и организационные изменения, позволяющие улучшить экономические показатели организации. Предприятие, как любая открытая экономическая производственная система, взаимодействует с государством, а также с другими участниками рынка, то есть имеет выход во внешнюю среду. Для него, как постоянно развивающейся экономической системы, существуют два пути развития - эволюционный и революционный. Эволюционный путь развития возможен для финансово- устойчивых предприятий, при условии постоянного совершенствования технологий и организационной структуры в период стабильного развития экономики.

Осуществление перехода на новые технологии за счет инвестиций - это революционный путь развития предприятия, направленный на достижение решения поставленных задач, который необходим в критических ситуациях, когда другой путь развития предприятия просто невозможен.

Для эффективной реализации потенциальных возможностей предприятия

огромное значение имеет стратегия его развития, без которой на современном этапе невозможно обеспечить его устойчивое экономическое развитие и рентабельность, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, занять определенную нишу на товарном рынке. В экономической литературе присутствуют различные определения сущности стратегии развития предприятия, такие как: набор правил для принятия решений; обобщающая модель действий компании; способ улучшения позиций; комплексный план обеспечения миссии организации; курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности; общий план достижения цели; обязательство осуществлять определенную совокупность действий.

Вешнякова А.Б. определяет стратегию развития как комплекс экономических, социальных и иных мероприятий, с помощью которых предприятие может не только противостоять изменяющимся условиям, но и сделать точный прогноз и сбалансированно спланировать свою деятельность [1]. Однако, на наш взгляд, в современных условиях нестабильного развития мировой экономики практически невозможно сделать точный прогноз:

будут ли реализованы цели развития предприятия, особенно на долгосрочный период.

В определении, данном О.А. Поли-щук, отличительной особенностью понятия «стратегия развития» является акцент на комплексное управление рисками, непрерывностью, активами и бизнес-процессами в ходе ее реализации [2]. Автор делает упор только на управленческий аспект, но стратегия развития, кроме процесса управления, включает в себя и другие процессы.

Понятия «развитие предприятия» и «стратегия» различны. Так, если в результате анализа мнений различных исследователей термин «стратегия» можно охарактеризовать как последовательность действий или алгоритм, состоящий из определенных действий, то термин «развитие предприятия» - это процесс, направленный на изменение социально-экономических и финансовых показателей экономической системы с целью их усовер шенствования.

На основе имеющихся терминологических подходов мы предлагаем обобщающее определение понятия «стратегия развития предприятия» - это достижение положительного экономического состояния хозяйствующего субъекта в среде его функционирования, предполагающее включение деятельности, направленной на повышение качества производимых товаров, разработку концепции новых товаров, которые обеспечат предприятию внешние конкурентные преимущества, а также развитие технологического потенциала - залога обеспечения внутреннего конкурентного преимущества.

Основанием для целеположения стратегии развития является концепция развития предприятия, отвечающая на конкретные вопросы: "К каким результатам стремится предприятие и каково его целевое позиционирование в прогнозируемом периоде?"

В концепции стратегии развития должны содержаться приоритеты и критерии развития предприятия, а также решение проблем, выявленных в процессе анализа состояния предприятия. Процесс формирования стратегии развития предприятия аналогичен процессу принятия решений, так как приходится искать альтернативные решения существующих на предприятии проблем.

Как и любая программа, стратегия развития предприятия, в своем арсенале должна иметь несколько вариантов - базовый и сценарные. При благоприятной ситуации необходимо стремиться к достижению сценарного варианта, в противном случае, базового варианта. При невозможности осуществления базового варианта, можно считать, что основные цели стратегии развития предприятию выполнить не удалось. В подобных случаях, возможно, более правильно сформулировать функциональную программу развития отдельных подразделений предприятия. Затем, при успешном выполнении функциональных программ развития подразделений предприятия, можно приступать к формированию стратегии развития предприятия в целом.

В основе формирования стратегии развития предприятия лежат тенденции, имеющие место в момент ее разработки, поэтому стратегия развития должна носить адаптивный характер и быстро реагировать на перемены, связанные с внешним окружением предприятия.

М. Портер выделял три вида стратегического поведения предприятия на рынке: лидерство в издержках; дифференциация и фокусирование [3,4].

Для того чтобы добиться значительного лидерства в издержках у предприятия должно быть изначально хорошо организовано производство и сбыт продукции, обязательно наличие высоко развитой маркетинговой деятельности. Такой вид стратегии развития неприемлем для предприятий легкой промышленности, в

настоящий момент находящихся в состоянии стагнации. Тяжелое положение легкой промышленности вызвано недостатком оборотных средств, высокой степенью износа производственного оборудования, незначительным объемом инвестиций, низкой конкурентоспособностью производимой продукции, значительными объемами "теневого" производства.

Стратегию дифференциации предприятия данной отрасли могут использовать при условии, если будут сами создавать (или модернизировать) новые технологии производства с возможностью выпуска уникальной продукции. Такие возможности у предприятий легкой промышленности имеются. В легкой промышленности насчитывается порядка двадцати организаций, выполняющих научные исследования и научно-технические разработки. Стратегия ди ф-ференциации позволит предприятию защититься от конкурентов, так как производимый им товар с особыми свойствами невозможно будет заменить простым копированием, а значит, на рынке он будет стабильно занимать определенную нишу. Правда, это совсем не означает большой доли рынка для предприятия, все зависит от желания и возможности потребителя платить большую цену за товар, обладающий уникальными свойствами.

В случае выбора стратегии фокусирования предприятие может добиться успеха при условии возможности удовлетворять потребности определенной группы потребителей и сосредоточения всей своей деятельности в этом направлении. Для предприятий легкой промышленности на данном этапе это сделать достаточно трудно в связи с очень насыщенным, за счет импорта, рынком продукции.

Остановимся на возможностях применения хорошо известных стратегий развития для предприятий легкой промышленности. На наш взгляд, стратегию интегрированного роста в данном случае

пытаться применять нельзя, так как предприятия легкой промышленности не имеют достаточного объема собственных средств для расширенного воспроизводства основных фондов, за счет приобретения современного технологического оборудования. Наиболее удачными для предприятий данной отрасли будут стратегии диверсификации и концентрированного роста. Применяя данные стратегии развития, предприятия легкой промышленности получат возможность повысить качество продукции и наладить выпуск новой за счет использования специализированной системы сбыта в другую отрасль промышленности или продавать продукцию определенному сегменту покупателей, например, школьную форму или обмундирование для военнослужа-щи х.

На современном этапе развития легкой промышленности интересен вариант развития предприятия с использованием преимущества развитой и хорошо известной фирмы путем производственного франчайзинга и форфейтинга. Так, применяя технологию концерна «Панинтер», Тверское ПАО «ХБК Пролетарка» выпускает под торговой маркой концерна нетканые и ПЭТ-материалы для швейного производства при изготовлении медицинских халатов одноразового использования. При этом предприятие получает определенные льготы и привилегии, оставаясь самостоятельным. Уменьшается объем капиталовложений и существует гарантия помощи со стороны известной фирмы [5].

Стратегия развития предприятия, в первую очередь, должна быть направлена на повышение эффективности производства, в результате чего происходит, как правило, увеличение объемов продукции, что потребует дополнительные квалифицированные кадры. Наличие вакансий, в свою очередь, приведет к снижению социальной напряженности для территорий, где градообразующими предпри-

ятиями являются текстильные производства, которые в настоящий момент практически не производят продукцию или выпускают небольшие её объемы.

При разработке стратегии развития предприятию необходимо определиться со своим местом на товарном рынке. Конкурентоспособные предприятия с большой долей товаров на рынке могут, как расти вместе с рынком, просто сохраняя свою долю на нём, так могут и поставить себе цель - обеспечения роста рынка сбыта за счет выпуска новых товаров с потребительскими преимуществами.

Предприятие, в современной ситуации падения спроса на отечественную продукцию, должно определиться: будет ли оно адаптироваться к изменяющемуся спросу продукции или само будет создавать спрос на свою продукцию, оценивая, на какие факторы при этом ориентироваться [6]. В современных условиях, на наш взгляд, при создании спроса на свою продукцию предприятию необходимо ориентироваться на качество и новизну продукции, например, применительно к предприятиям легкой промышленности, учитывать активно развивающейся тренд, ориентированный на здоровый образ жизни, а не повторять нововведения удачных конкурентов, так как при этом, товар теряет свою уникальность, что приводит к снижению потребительского спроса на него.

Развивающееся предприятие должно предусмотреть быструю реакцию на изменение конъюнктуры товарного рынка, имея запасные каналы сбыта продукции или возможность быстрого снижения цен и уменьшения объемов производства.

Все стратегии развития промышленного предприятия в настоящий момент содержат положение о внедрении новейших технологий, а на деле, очень часто предприятием приобретаются за рубежом технологии, которые для нашей страны, возможно, и являются новыми, но в других странах давно внедрены, а в

настоящий момент заменяются на более совершенные. В результате получается, что колоссальные средства вложены на переоборудование производства, а продукция, выпущенная с использованием «новых» технологий, сразу становится устарев шей и не пользуется спросом на международном рынке. Часто разные предприятия одной отрасли промышленности работают с одними и теми же поставщиками новых технологий, в результате предприятия выпускают новую, но одинаковую продукцию, которая опять не пользуется спросом на рынке из-за его перенасыщения одинаковым товаром.

При формировании стратегии развития промышленного предприятия надо стремиться к тому, чтобы темпы развития организации были скоординированы с возможностями поставщиков, а внедрение новых технологий не приводило к дополнительным нагрузкам на окружающую среду. В противном случае, возможно ухудшение экологической обстановки, что потребует значительных затрат на ликвидацию последствий негативного влияния на окружающую среду.

К сожалению, предприятия игнорируют приоритетные направления государственных программ развития в области создания собственных технологий, обладающих особым свойством - уникальностью, которые, во-первых, можно успешно использовать для создания востребованной на рынке продукции, а, во-вторых, продавать технологии другим предприятиям, улучшая свое финансовое положение.

Стратегия развития промышленного предприятия в области инвестирования, как правило, не содержит положений инвестирования в сферу подготовки кадров, дизайна продукции, ограничиваясь инвестированием обновления основных средств. В результате, часто отбрасываются эффективные проекты, которые могут дать значительный экономический эффект, но не прямо, а опосредовано при

увеличении объема продаж продукции действующих производств. При формировании стратегии развития предприятия не учитывается тот факт, что инвестиционно - привлекательным предприятие будет при условии наличия команды профессионалов, которые способны реализовать инвестиционный проект и снизить риски для потенциальных инвесторов. Усиление безопасности работ на развивающемся предприятии легкой промышленности требует укрепления кадрового потенциала с вложением инвестиций в повышение его квалификации.

Приоритетным в государственных программах развития промышленности является создание и развитие новых отраслей, ориентированных на выпуск инновационной продукции. Для отраслей промышленности, большая часть продукция которых необходима для удовлетворения спроса внутреннего рынка, таких как текстильная промышленность, напротив, предлагается сокращение финансовой поддержки со стороны государства. Однако, на наш взгляд, только в случае реализации программы научно-технического развития промышленности, предусматривающей значительную государственную поддержку, можно ожидать увеличение внутреннего спроса на продукцию таких отраслей и увеличение её объемов на экспорт, а соответственно, увеличение доли всей обрабатывающей

промышленности в валовом национальном продукте.

В связи с малой вероятностью реализации такого сценария государственной программы развития промышленности, необходимо искать другие ресурсы для развития текстильных предприятий. Предприятиям легкой промышленности необходимо интегрировать свои приоритеты в стратегии развития с государственными и социальными интересами. Именно такой подход, благодаря синер-гическому эффекту, позволит ускорить рост экономики в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишнякова А.Б. Совершенствование инструментов разработки стратегии развития промышленного предприятия // Вестник ОГУ. - 2010.

- №5(86). - С. 53-57.

2. Полищук О.А. Совершенствование инструментария разработки и реализации стратегии развития промышленных предприятий: автореферат дисс ... канд. экон.наук: 08.00.05 / О.А. Полищук.

- Курск, 2012. - 24 с.

3. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. - Москва: Вильяме, 2009. - 237с.

4. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3 издание. -М: Альпина, 2012.- 331с.

5. Е.В. Беляев, Т.Ю.Грабарь. Форфейтинг -формы организации в условиях кризиса. Современные наукоемкие технологии, //РАЕН РФ №3, 2010. С.26-34.

6. Беляев Е.В., Веселова Е.В, Карякин А.М. Актуальные проблемы привлечения инвестиций в Российскую Федерацию. Всероссийский н.-пр. журнал // Российское предпринимательство. -2013. - №1. -С. 115-120.

Рукопись поступила в редакцию 14.05.2015.

INTEGRATED ANALYSIS OF CHOICE OF OPTIMAL STRATEGY OF DEVELOPMENT OF LIGHT INDUSTRY ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF TOUGH COMPETITION

N. Eroshina, E. Belyaev

The article analyzes the existing development strategy of the enterprise, implemented in different industries and countries. Based on the assessment of the state of the economy of the Russian light industry options are the optimal strategies, which, in the opinion of the authors, will be effective when used in the conditions of tough compet i-tion.

Keywords: strategy, enterprise, competition, investment and innovation, light industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.