Научная статья на тему 'Выбор стратегии развития промышленных предприятий в рыночной среде'

Выбор стратегии развития промышленных предприятий в рыночной среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиева Меседо Магомедкамиловна

В статье отмечается, что в условиях конкурентного рынка формирование и реализация стратегии одна из ключевых задач промышленного предприятия. Производственно-коммерческая деятельность предприятия в рыночной экономике всегда следует определенной стратегии, осознанно или неосознанно проводимой, с установлением явной или неявной цели на длительный или короткий период, но всегда с надеждой на успешную конкурентную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор стратегии развития промышленных предприятий в рыночной среде»

УДК 338.984

Гаджиева Меседо Магомедкамиловна

старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения

Дагестанского государственного института народного хозяйства

mesedo_26@mail.ru

Mesedo M. Gadzhieva

Senior teacher of Tax Chair,

Dagestan State Institute of National Economy

mesedo_26@mail.ru

ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

CHOICE OF STRATEGY DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE MARKET ENVIRONMENT

Аннотация. В статье отмечается, что в условиях конкурентного рынка формирование и реализация стратегии - одна из ключевых задач промышленного предприятия. Производственно-коммерческая

деятельность предприятия в рыночной экономике всегда следует определенной стратегии, осознанно или неосознанно проводимой, с установлением явной или неявной цели на длительный или короткий период, но всегда с надеждой на успешную конкурентную деятельность.

Ключевые слова: инновационная стратегия, конкурентоспособность, промышленные предприятия, стратегическое планирование, стратегия

Annotation: In a competitive market the formation and implementation of strategy is one of the key tasks of the industrial enterprise. Industrial and commercial activities of the company in a market economy should always be of a certain strategy, consciously or unconsciously pursued, with the establishment of an explicit or implicit goal for a long or short period, but always with the hope of a successful competitive activity.

Keywords: innovation strategy, competitiveness, industrial enterprises, strategic planning, strategy

Выбор стратегий развития промышленных предприятий следует осуществлять с учетом таких основных факторов, как: конкурентные позиции промышленного предприятия на рынке, фаза развития рыночной ситуации, избранная стратегическая задача. Формирование стратегии развития промышленного предприятия должно осуществляться по направлениям в соответствии с указанными факторами, с выделением общих и частных задач. К общим задачам можно отнести устранение неопределенности количественных оценок изменения конкретных показателей в связи с состоянием как внешней среды, так и объекта

исследования в этой среде, а также в связи с отклонением позиций объекта в какой либо промежуток времени от их граничных состояний. Частная же задача по оценке конкурентной позиции промышленного предприятия на будущем целевом рынке потребителей может быть сведена к выявлению рациональных шкал и вариации оценок качественных характеристик, которые должны быть достигнуты в результате реализации его стратегических планов.

Необходимость решения указанных задач обусловлена, прежде всего, отсутствием методики выбора и формирования стратегических направлений деятельности промышленного предприятия, предполагающих и информацию о будущих состояниях внешней маркетинговой среды, которые определяются: усложнением условий функционирования предприятий; уровнем нестабильности этих макро условий и тенденциями развития маркетинговой микросреды.

В целом, экономическая среда в Дагестане, тем не менее, несмотря на некоторые признаки стабилизации, еще не позволяет уменьшить риск инвестиционных вложений в производственную деятельность, поскольку к числу отрицательных факторов относятся слабая законодательная база, непривлекательный для инвесторов налоговый режим, высокий уровень бюрократизма в органах государственной власти. Сдерживающими факторами являются и недостаток квалифицированных специалистов, и неразвитость производственной и социальной инфраструктуры. [1, с.85]

Прогнозы изменения основных параметров экономической и политической сред, а также состояния природной среды представляются необходимыми не только для формирования стратегических инвестиционных планов, но и для планов по всем видам производственно-хозяйственной, финансово-экономической деятельности промышленных предприятий Республики Дагестан.

Не менее важное значение для стратегических решений имеют и конкурентные позиции конкретных промышленных предприятий на целевом рынке потребителей товаров и услуг, а также их позиции и позиции отдельных отраслей на рынке инвестиций.

Основу методики бизнес - обследований промышленных предприятий составляет гармонизированная европейская анкета, включающая десять вопросов, ответы на которые выставляются по балансу положительных, отрицательных и срединных мнений.

Для принятия стратегических решений не только на краткосрочную, но и на более длительную перспективу необходимо ранжирование отраслей по степени увеличения, либо уменьшения динамики роста каждого стратегического фактора микросреды, и иная методика.

Оценка текущего и перспективного состояния промышленности руководителями ряда крупных и средних промышленных предприятий Республики Дагестан (удельный вес которых в общем объеме производства составляет около 75%), позволяет делать вывод о необходимости

современной методики обследования и прогнозирования экономической макросреды, учитывая, что методика бизнес обследования - это методика анализа маркетинговой микросреды. Только при изучении факторов, сдерживающих инвестиции, ограничивающих производство, можно установить характер взаимодействия элементов макросреды. Наиболее важными среди них являются: общее состояние и экономической, и политико-правовой среды, характеризуемое у нас высоким уровнем нестабильности; подверженные колебаниям как в положительную, так и негативную сторону объемы производства; уровень спроса и цен на готовую продукцию; размеры запасов; степень или количество рабочих мест на промышленных предприятиях; объем финансовых ресурсов; величины дебиторской и кредиторской задолженностей.

Исходя из того, что увеличение спроса на готовую продукцию прямо противоположно снижению объемов производства и сокращению численности рабочих мест и увеличению цен на готовую продукцию, можно сделать вывод о возможности компенсации ожидаемого уровня увеличения этого спроса за счет изменения объемов запасов сырья, материалов, готовой продукции, а также за счет незавершенного производства и резерва загрузки производственных мощностей.

Критические точки внешней маркетинговой среды при прогнозировании определяют две группы показателей. Первая характеризует динамику развития внутренней среды - изменения объем производства, финансовых ресурсов, размера запасов, степени занятости, вторая - внешнюю маркетинговую среду - изменения сложившегося спроса и цен на сырье, материалы, готовую продукцию, степени кредиторской и дебиторской задолженностей. [2, с. 39]

Важную роль в рационализации методики выбора и формирования стратегии развития промышленных предприятий играет ориентация на стратегическую результативность развития тех отраслей промышленности, которые имеют самые высокие объемные показатели производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, а также доминирующую долю рынка в республике. Структура промышленного производства по основным видам экономической деятельности свидетельствует о преобладании в Дагестане обрабатывающей промышленности, которая дает 52,6% общего объема промышленной продукции. На втором месте находится горнодобывающая промышленность -27,9%, на третьем - производство и распределение электроэнергии, газа, воды - 19,5%. Обрабатывающая промышленность оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на функционирование других отраслей промышленного производства.

Вместе с тем, на возможность мультивариативности в наибольшей степени могут претендовать системы управления тех негосударственных предприятий, которые имеют наиболее мобильные показатели развития и своевременно и адекватно реагируют на изменения состояния внешней и

внутренней среды в промышленности. Вообще доля предприятий, находящихся в государственной собственности, в Республике Дагестан составляет всего 5,8%, на долю негосударственной, или частной, собственности приходится 81,9%. В обрабатывающей промышленности доля негосударственных (частных) промышленных предприятий составляет 93,4%, государственных - 3,9%, 2,7% - иностранные предприятия. В горнодобывающей промышленности, соответственно, это 95,2%, 1,3% и 3,5%, в промышленности производящей и распределяющей электроэнергию, газ и воду, доля частных предприятий 74%, государственных 25%, иностранных 1%.

В структуре промышленного производства в количественном отношении больше малых предприятий (во всех отраслях промышленности). Но в выпускаемой продукции на их долю приходится лишь одна четверть. 75% продукции производят крупные и средние предприятия. Поэтому развитие любой отрасли, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, необходимо, как нам представляется, ориентироваться на темпы развития крупных и средних предприятий, обладающих более высокими конкурентными позициями, большими возможностями внедрения высокопроизводительных и эффективных технологий, увеличения объемов производства, расширения ассортимента выпускаемой продукции, повышения уровня качества и снижения себестоимости продукции.

Средние индексы динамики изменения физического объема промышленной продукции в Республике Дагестан за период с 1995 по 1999гг. составили: по промышленности в целом 98,7% по отношению к предыдущему году, в электроэнергетике - 91,3%, топливной промышленности - 96,8%, химической и нефтехимической - 82,2%, машиностроении и металлообработке - 77,7%, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности - 80,7%. Это свидетельствует о необходимости разработки и реализации в этих отраслях стратегических планов развития рыночных отношений, увеличения жизненного цикла товаров, стратегий экономического роста, доведения темпов роста до уровня таких отраслей, как черная и цветная металлургия, газовая и нефтедобывающая промышленность, которые имеют среднегодовой индекс роста соответственно 106,5% и 106,9%, 107,2% и 109%.

Вместе с этим следует отметить и то, что в нефтедобывающей промышленности количество предприятий имеет тенденцию расти более высокими темпами (136,1%), чем рост объемов продукции (109%), в газовой промышленности эти темпы совпадают (107,2% и 107,5%). Это свидетельствует о наличии стратегий экстенсивного роста производства [3]. В черной же и цветной металлургии реализуются планы интенсивного развития производства. Количество предприятий уменьшается. В остальных отраслях промышленности Республики Дагестан темпы снижения численности предприятий также меньше, чем темпы роста выпуска

продукции, что свидетельствует о достаточно высокой конкурентной позиции, прежде всего предприятий лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, электроэнергетики, пищевой промышленности.

В настоящее время можно определить количественные характеристики стратегических ориентиров и установить границы отклонений реальных возможностей промышленного предприятия от средних на отраслевом рынке потребителей, а также от минимальных, средних и максимальных по всем отраслям промышленности на основе анализа с использованием методики отклонений стратегических целей от маркетинговых возможностей. [3, с. 22]

Литература:

1. Гаджиева М.М. «Стратегические ориентиры экономического роста промышленных предприятий», Казанская наука.2012.№ 4.

2. Гаджиев М.М., Куннмева З.А., Багишев М.Б. «Принципы и методы оценки эффективности деятельности промышленного предприятия», Управление экономическими системами: эллектронный научный журнал. 2011.№ 35.

3. Рамазанова Б.К. «Стратегические направления развития промышленности региона», Региональная экономика: теория и практика. 2012.№ 46.

Literature:

1 . Gadzhiyeva M. M. "Strategic reference points of economic growth of the industrial enterprises", Kazan наука.2012.№ 4.

2 . Gadzhiyev M. M., Kunnmeva Z.A. Bagishev M. B. "Principles and methods of an assessment of efficiency of activity of the industrial enterprise", Management of economic systems: electronic scientific magazine. 2011.№ 35.

3 . Ramazanova B. K. "The strategic directions of development of the industry of the region", Regional economy: theory and practice. 2012.№ 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.