УДК 338.45(470.12)
© Смирнова Т.Г. © Лукин Е.В.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГОРОДА ВОЛОГДЫ
В статье исследуются современная ситуация и тенденции развития обрабатывающей промышленности г. Вологды. На основе анализа внутренней и внешней среды выделены основные проблемы развития обрабатывающей промышленности города и возможные пути их решения.
Обрабатывающая промышленность, проблемы и тенденции развития обрабатывающей промышленности, перспективы развития промышленности.
Обрабатывающая промышленность
- основной сектор экономики г. Вологды (рис. 1). Обрабатывающие предприятия отгружают 2/3 объёма товарной продукции, производимой в городе, обеспечивая налоговую базу для отчислений
в бюджеты разных уровней. Кроме того, обрабатывающая промышленность имеет важное социальное значение, удовлетворяя спрос населения на потребительские товары и обеспечивая работой более 14% горожан.
Рисунок 1. Вклад обрабатывающей промышленности в экономику г. Вологды
в 2010 году (% к итогу)
Объёмотгруженныхтоваров
Сальдированный финансовый результат
Численность занятых
Основные фонды
Инвестиции восновной капитал
14,2
13,3
10,2
67,0
20 40
60
Рассчитано авторами на основе источников: Районы и города Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2011; Промышленное производство в городах и районах Вологодской области: инф. записка / Вологдастат. - Вологда, 2011; Основные финансовые показатели организаций г. Вологды по видам экономической деятельности: экспресс-инф. / Вологдастат. - Вологда, 2011.
Несмотря на то, что 97% обрабатывающих производств г. Вологды являются малыми предприятиями (1236 единиц), основу промышленного потенциала составляют 21 среднее и 19 крупных обрабатывающих предприятий. Именно на них работает большинство занятых в обрабатывающей промышленности.
Хотя численность персонала обрабатывающих производств г. Вологды в 2009 г. по сравнению с 2010 г. сократилась незначительно, влияние данной тенденции, характерной для всей страны и региона, сохраняется (табл. 1).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий обрабатывающей промышленности г. Вологды значительно уступает соответствующим показателям в России, Вологодской области и в г. Череповце (табл. 2). Это приводит к оттоку квалифицированного персонала из обрабатывающей промышленности
в другие сферы экономики города либо даже в соседние регионы России и делает рабочие профессии ещё менее привлекательными для молодых специалистов.
В последние годы показатели в обрабатывающей промышленности г. Вологды демонстрировали различную динамику (табл. 3). Темпы прироста объёмов производства вплоть до начала мирового финансово-экономического кризиса были положительными и колебались от 1 до 7%.
В 2008 - 2009 гг. наблюдалось падение объёмов производства на 6 и 19% соответственно к уровню предыдущего года. Для восстановления докризисных показателей объёмов производства предприятиям города потребовался всего один год, за который рост составил 12%.
Примечательно, что индекс физического объёма обрабатывающих производств г. Вологды в благоприятные для развития промышленности годы
Таблица 1. Среднегодовая численность работников предприятий обрабатывающей промышленности (тыс. чел.)
Территория 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 к 2005 г., %
Российская Федерация 11505,7 11358,8 11367,6 11190,9 10385,0 10423,0 90,6
Вологодская область 144,0 139,8 139,9 134,2 122,8 111,9 77,7
г. Вологда 20,2 19,6 19,9 20,1 18,6 18,3 90,6
г. Череповец 69,1 66,6 64,4 62,5 54,5 53,5 77,4
Источники: Города Вологодской области в цифрах: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2011. - С. 46; Труд и занятость в Вологодской области: 2006 - 2009 гг.: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. - С. 28. Труд и занятость в разрезе районов и городов: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2011; Среднегодовая численность занятых в экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2223166
Таблица 2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников обрабатывающих производств, руб. (в ценах 2010 г.)
Территория 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 к 2005 г., %
Российская Федерация 13706 15134 17532 19149 17719 19078 139,2
Вологодская область 18612 19874 22146 23453 22173 23836 128,1
г. Вологда 13919 15583 18071 19035 16557 17228 123,8
г. Череповец 24338 25559 28805 29951 28694 32053 131,7
Рассчитано авторами на основе источников: Города Вологодской области в цифрах: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. -С. 46; Труд и занятость в Вологодской области: 2006 - 2009 гг.: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. - С. 137; Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ИНр://шшш.дк$.ш/ЬЬ$сг^$/СЬ$ЬШ!^.сд1?р!=2244055
рос такими же темпами, как аналогичный показатель у других территорий. В период же кризиса его падение было более значительным.
В 2010 г. предприятиями обрабатывающей промышленности г. Вологды было отгружено товаров собственного производства на сумму более 76 тыс. руб. на душу населения (+5% к 2009 г.) (табл. 4). По этому показателю Вологда продолжает значительно отставать от средних
значений по России (в 2010 г. - в 1,6 раза), Вологодской области (в 3,4 раза) и Череповца (в 10,9 раза).
Падение производства сопровождалось ухудшением финансовых результатов обрабатывающих предприятий г. Вологды. К тому же сокращение у них сальдированного финансового результата на душу населения оказалось значительно ниже, чем в целом по области (табл. 5).
Таблица 3. Индекс физического объёма производства предприятий обрабатывающей промышленности (% к предыдущему году)
Территория 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Российская Федерация 107,6 108,4 110,5 100,5 84,8 111,8
Вологодская область 106,8 107,4 105,0 95,1 90,6 111,2
г. Вологда 101,5 107,3 104,9 94,4 81,2 111,8
г. Череповец 104,9 107,3 105,3 94,3 88,1 111,0
Источники: Индекс промышленного производства по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/ind_prom_sub.xls; Индекс производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/business/prom/ind_obr.xls; Районы и города Вологодской области: стат. сб. - Вологда: Вологдастат, 2006 -2011.
Таблица 4. Объём отгруженных товаров собственного производства предприятиями обрабатывающей промышленности, тыс. руб. на душу населения (в ценах 2010 г.)
Территория 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 к 2005 г., %
Российская Федерация 100,6 116,3 133,8 141,7 108,1 123,7 123,0
Вологодская область 278,8 282,3 320,9 358,6 204,9 257,6 92,4
г. Вологда 69,9 73,2 86,6 88,7 72,2 76,0 108,7
г. Череповец 958,4 957,9 1072,1 1220,2 646,4 827,8 86,4
Рассчитано авторами на основе источников: Промышленное производство в городах и районах Вологодской области: инф. записка / Вологдастат. - Вологда, 2011; Районы и города Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2004 - 2010; Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов: стат. сб. / Росстат. - М., 2005 - 2010; Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» по субъектам РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/business/prom/otgr_obr_sub.xls; Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. / Росстат. - М., 2010.
Таблица 5. Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий обрабатывающей промышленности, тыс. руб. на душу населения (в ценах 2010 г.)
Территория 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 к 2005 г., %
Российская Федерация 10,8 15,1 16,8 11,3 8,0 11,2 103,7
Вологодская область 62,6 60,2 72,2 77,9 8,5 25,1 40,1
г. Вологда 3,7 4,7 5,5 5,2 3,2 3,1 83,8
г. Череповец 100,2 238,0 281,4 307,0 35,4 -72,6 -
Рассчитано авторами на основе источников: Финансовое и имущественное состояние организаций Вологодской области за 2007 - 2009 гг.: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. - С. 9; Основные финансовые показатели организаций г. Вологды по видам экономической деятельности: экспресс-инф. / Вологдастат. - Вологда, 2008 - 2011; Финансовые результаты деятельности организаций (без субъектов малого предпринимательства) РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/finans/fin1_bd.htm
Удельный вес убыточных обрабатывающих производств г. Вологды на протяжении последних лет можно соотнести с аналогичными показателями в стране и регионе (табл. 6). Принимая во внимание низкий сальдированный финансовый результат организаций, предполагаем, что предприятия обрабатывающих производств г. Вологды менее успешны, чем других территорий.
Несмотря на значительное количество промышленных предприятий как потенциальных объектов инвестирования, с точки зрения инвесторов, Вологда является недостаточно привлекательным городом для размещения капиталовложений (табл. 7).
В 2010 г. на долю города пришлось лишь 20% всех инвестиций в основной капитал Вологодской области. Относительные показатели вложения инвестиций в обрабатывающие предприятия г. Вологды уступают значениям показателей других территорий в несколько раз. При этом, начиная с 2008 г., они снижаются.
В 2010 г. на фоне восстановительного роста экономики РФ и СЗФО и при отсутствии значительных изменений в Череповце и области в целом инвестиции в обрабатывающие предприятия г. Вологды продолжали сокращаться (-11%). Причиной этого было ослабление помощи обрабатывающим предприятиям города, связанное с проблемами регионального бюджета, для которого с 2009 г. был характерен острый дефицит и сокращение расходов практически по всем направлениям поддержки обрабатывающих производств. Так, только за 2009 г. из регионального бюджета в обрабатывающие предприятия г. Вологды было вложено на 57% меньше средств, чем в
2008 г. Похожая ситуация наблюдалась и в 2010 г.
Таким образом, основными проблемами обрабатывающей промышленности г. Вологды являются:
- устойчивое сокращение числа промышленных предприятий и занятых на них работников;
Таблица 6. Удельный вес убыточных обрабатывающих производств (%)
Территория 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изм. 2010 - 2005 г., п.п.
Российская Федерация 34,0 31,3 24,1 25,0 28,3 27,9 -6,1
Вологодская область 33,8 30,4 24,8 30,7 36,7 35,7 +1,9
г. Вологда 31,1 27,1 24,1 30,1 36,1 28,3 -2,8
г. Череповец 32,6 27,3 19,8 27,3 27,2 18,9 -13,7
Источники: Финансовое и имущественное состояние организаций Вологодской области за 2007 - 2009 годы: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. - С. 32; Районы и города Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010; Финансовые результаты деятельности организаций (без субъектов малого предпринимательства) РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin1_bd.htm; Основные финансовые показатели организаций г. Вологды по видам экономической деятельности: экспресс-инф. / Вологдастат. - Вологда, 2008 - 2011.
Таблица 7. Инвестиции в основной капитал предприятий обрабатывающей промышленности, тыс. руб. на душу населения (в ценах 2010 г.)
Территория 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 к 2005 г., %
Российская Федерация 3,1 4,6 7,5 11,1 8,0 6,4 206,5
Вологодская область 27,7 21,1 23,8 22,4 11,7 13,0 46,9
г. Вологда 3,8 2,4 3,7 5,5 4,6 4,7 123,7
г. Череповец 136,4 90,7 89,8 90,0 31,3 33,3 24,4
Рассчитано авторами на основе источников: Инвестиции в основной капитал по городам и районам области: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010 - 2011; Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ИНр://шшш.дк$.ги/ЬЬ$сгір1$/СЬ$ЬШІпе1.сді?рІ=2702005; Районы и города Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. -Вологда, 2010; Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://шшш.дк$.ги/ЬЬ$сгір1$/СЬ$ЬШІпе1.сді?рІ=2702110
- значительное отставание уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников обрабатывающих предприятий г. Вологды от аналогичных показателей в России, регионе и Череповце, а также слабая динамика роста зарплаты приводят к оттоку квалифицированного персонала из обрабатывающей промышленности;
- низкий объём отгруженных товаров обрабатывающих производств г. Вологды на душу населения в сравнении со средними значениями в России, области и Череповце;
- слабое финансовое положение обрабатывающих предприятий г. Вологды при показателях убыточности, схожих с общероссийскими, региональными и местными (г. Череповец), но с меньшей прибылью;
- длительное недофинансирование промышленных предприятий города -объём инвестиций на порядок ниже, чем в среднем по России, Вологодской области и Череповце.
На развитие обрабатывающей промышленности г. Вологды существенное влияние оказывают факторы внешней среды, которые можно объединить в четыре группы (рис. 2).
Политико-правовые факторы
Успешное развитие промышленного производства невозможно без развитой политико-правовой среды, существующей в государстве, регионе и городе. Основными факторами политико-правовой среды, оказывающими влияние на развитие промышленности города, явля-
ются государственная промышленная политика и правовое регулирование промышленного производства.
Отсутствие долгосрочной стратегической политики в отношении промышленного производства России, а также твёрдая уверенность чиновников, ответственных за её разработку, в том, что конкурентная среда самостоятельно сформируется в условиях рыночных отношений, приводит к неравным условиям ведения производственной деятельности различных хозяйствующих субъектов, дестабилизирует ситуацию в определённых отраслях промышленности, тем самым замедляя развитие всей экономики страны. Принимаемые федеральные программы и стратегии носят не долгосрочный, а «пожарный» характер и направлены на разрешение проблемных вопросов, возникающих в отдельных отраслях промышленности. Между существующими программами и стратегиями отсутствует взаимосвязь, не обозначен единый вектор развития всей российской промышленности.
Региональные программы, стратегии и планы развития промышленности также носят краткосрочный или среднесрочный характер и ориентированы на оказание содействия тем отраслям, которые играют значительную роль в экономике региона.
Возможности развития промышленности конкретной территории в отсутствие определённых государством стратегических ориентиров, а также механизма их реализации сильно ограничены.
Рисунок 2. Факторы внешней среды, влияющие на функционирование обрабатывающей промышленности г. Вологды
г N
Факторы
V
Политико-правовые
Экономические
Социальные
Технологические
В таких условиях муниципальные образования могут лишь поддерживать функционирование предприятий на фоне тренда, свидетельствующего о снижении их значимости в мировой промышленности.
Другим существенным ограничением для развития обрабатывающей промышленности г. Вологды является отсутствие необходимой нормативной базы, регулирующей деятельность промышленных предприятий как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Принятые в последние годы бюджетный, налоговый и таможенный кодексы сузили возможности федеральных и региональных органов власти в проведении промышленной политики по отношению к отдельным секторам экономики, а общие нормы этих законодательных актов не предусматривают каких-либо значимых преференций для них. В соответствии с законодательством РФ запрещено применение дискриминационных мер в сфере налогообложения по отношению к формам собственности и «страновому» происхождению капитала; введение налогов, нарушающих единое экономическое пространство; предоставление индивидуальных налоговых льгот.
В свою очередь, использование налоговых инструментов и механизмов в целях реализации промышленной политики (налоговые льготы, специальные налоговые режимы, изменение сроков уплаты налогов, разнообразные бюджетные механизмы) связано со значительными потерями для федерального и регионального бюджетов.
Несмотря на то, что федеральное бюджетное законодательство позволяет осуществлять целевые меры по поддержке широкого спектра отраслей промышленности, из-за низких доходов муниципалитетов возможность такой поддержки ограничена.
Применительно к промышленности не было принято законодательных актов, необходимых для достижения целей, заявленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
Таким образом, существующие политико-правовые угрозы для развития обрабатывающей промышленности г. Вологды состоят в следующем.
1. Обрабатывающей промышленности г. Вологды придётся развиваться в сложных условиях, когда отсутствуют определённый вектор и механизмы осуществления опережающего развития промышленности страны.
2. В предвыборный период вряд ли будут приниматься решения, способные серьёзно изменить политическую и экономическую ситуацию в РФ, в т. ч. и касающиеся вопросов промышленности. Результатом этого может стать стагнация экономики, включая и обрабатывающую промышленность.
3. Длительное осуществление административной реформы в российских регионах негативно сказывается на развитии промышленности в течение последних нескольких лет.
4. В настоящее время большинство обрабатывающих предприятий г. Вологды находятся в частной собственности, поэтому ни региональные, ни муниципальные органы власти самостоятельно не могут оказать реальное влияние на функционирующие на их территориях частные предприятия без ведущей роли федеральных властей.
Экономические факторы
Промышленность Вологды является частью не только российской, но и мировой промышленности, она также подвергается влиянию как позитивных, так и негативных экономических тенденций.
Современной угрозой развитию промышленности является вступление России в ВТО без соответствующей подготовки хозяйствующих субъектов.
В соответствии с расчётами, проведёнными Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, металлургия, производство простых химических удобрений и предприятия ТЭК потенциально выигрывают от присоединения России к ВТО. Производство на предприятиях этих отраслей возрастёт.
Напротив, сократится производство на предприятиях неконкурентоспособных
отраслей по сравнению с ведущими мировыми производителями:
- машиностроение;
- лёгкая промышленность;
- пищевая промышленность;
- сельское хозяйство (особенно животноводство)1.
Таким образом, отрасли, являющиеся основой обрабатывающей промышленности г. Вологды (рис. 3), по прогнозам экономистов, испытают на себе все негативные последствия вступления России в ВТО, тогда как промышленность некоторых других городов (например, г. Череповца) выиграет.
Рисунок 3. Структура обрабатывающей промышленности г. Вологды в 2005 и 2010 годах (% к итогу)
2005 г.
2010 г.
3 - 9
Ж - 5
3 - 3
Ж - 4 Е - 2
Д- 21
Е - 15
А - 38
Д- 11
Г - 15
А - 49
Г - 13
1- 3 Б - 2
А - производство пищевых продуктов;
Б-текстильное и швейное производство;
В - производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
Г - металлургическое производство и производство готовых металлоизделий;
Д - производство машин и оборудования;
Е - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; Ж - производство транспортных средств и оборудования;
3 - прочие производства
1 Минэкономразвития РФ определяет три характеристики, совокупность которых позволяет выделить отрасли, наиболее чувствительные к изменениям, которые произойдут после присоединения России к ВТО:
1) соотношение импортной и собственной продукции на внутреннем рынке;
2) доля экспорта в объёме производства отрасли;
3) доля в отрасли крупных и крупнейших компаний, способных конкурировать на внешних рынках. Чем выше эти значения, тем менее чувствительна отрасль к вступлению в ВТО.
В соответствии с данными ежегодного опроса руководителей промышленных предприятий Вологодской области2, 62% директоров организаций г. Вологды отмечают тенденцию роста конкуренции со стороны зарубежных производителей. В то же время данные аналогичного общероссийского опроса показывают, что лишь 33% руководителей предприятий считают уровень конкуренции со стороны иностранных производителей высоким3. Следовательно, промышленники г. Вологды менее уверены в своих возможностях производить конкурентоспособную по сравнению с зарубежными предприятиями продукцию, чем представители других российских регионов.
Руководители промышленных предприятий г. Вологды прогнозируют возникновение многочисленных трудностей из-за неготовности организаций работать в условиях ВТО (табл. 8).
Однако большинство респондентов (84%) не видят смысла что-либо менять, заявляя об отсутствии прямых контактов с предприятиями и организациями стран дальнего зарубежья. Такие ответы свидетельствуют о том, что ведётся недостаточная работа по разъяснению последствий вступления России в ВТО
для предприятий. Даже руководители сравнительно крупных организаций не отдают себе отчёта в том, что главным результатом вступления страны в ВТО является повышение уровня конкуренции с зарубежными производителями именно на внутреннем рынке, а также то, что данный процесс касается не только предприятий-экспортёров, но и всех российских предприятий.
Таким образом, руководители предприятий, не осуществляющих внешнеторговую экономическую деятельность, не считают необходимым начинать подготовку своих производств к последствиям вступления России в ВТО.
Другой угрозой для развития обрабатывающей промышленности города является полное снятие ограничений по взаимной торговле со странами СНГ в рамках Таможенного союза.
С одной стороны, такая политика позволит восстановить хозяйственные связи с республиками бывшего СССР, что будет гораздо эффективнее для экономики в силу того, что, несмотря на процессы дезинтеграции 1990-х гг., удалось сохранить некоторые кооперационные механизмы взаимодействия между предприятиями.
Таблица 8. Основные причины трудностей, с которыми придётся столкнуться предприятиям обрабатывающей промышленности г. Вологды после вступления России в ВТО (% от числа ответивших)
Причина 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 к 2005 г., пп.
Устаревшее оборудование и технологии 77 70 60 75 72 69 -8
Неконкурентоспособность продукции по дизайну и качеству 52 55 42 59 50 51 -1
Повышение тарифов и цен естественных монополий до рыночных цен как обязательное условие для членства в ВТО* - - - - - 51 -
Отсутствие подготовленных специалистов в сфере внешней торговли 31 37 42 33 34 35 4
* Данный вариант ответа впервые включён в анкету в 2011 г.
2 Опрос проводится в мониторинговом режиме Институтом социально-экономического развития территорий РАН (ИСЭРТ РАН) при участии авторов.
3 Кувалин Д.Б., Моисеев А.К. Российские предприятия в начале 2011 г.: текущие проблемы и инвестиционная ситуация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecfoггu/pdf.php?id=pub/kuv24
Возврат к старым связям позитивно скажется на ряде отраслей обрабатывающей промышленности и сотнях предприятий.
С другой стороны, появится возможность для ввоза в Россию товаров государств-членов союза (прежде всего машиностроительной и станкостроительной продукции, продукции пищевой и лёгкой промышленности).
Однако предприятия г. Вологды уже сейчас проигрывают внутреннюю конкуренцию машиностроительным предприятиям и производителям текстильной и пищевой продукции Украины и Беларуси, не говоря уже о представителях дальнего зарубежья.
Ничто не предвещает того, что влияние жёсткой конкурентной среды -одной из главных негативных сторон глобализации - будет ослабевать. Напротив, независимо от того, опирается ли экономика на достижения передовой микроэлектроники или же, например, на отвёр-точно-сборочное производство, предприятия станут всё более ощущать давление со стороны конкурентов - как внутренних, так и внешних.
Социальные факторы
Наблюдаемое усиление глобальной конкуренции между производителями касается не только традиционных рынков товаров, капиталов, технологий, но и рынка рабочей силы за счёт возрастания роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством подготовки профессиональных кадров. Невозможно усиливать конкурентные позиции в мировой экономике за счёт дешевой рабочей силы, экономии на получении образования персоналом и повышении его квалификации.
При этом качество подготовки технических специалистов в городе недостаточно высокое4. В результате всё меньшее количество работников действительно способны работать на старом, не подвергавшемся в течение многих лет модернизации оборудовании на производствах. Внедрение же новых технологий потребует подготовки соответствующих специалистов.
В указанной сфере в г. Вологде можно выделить следующие проблемы:
• несоответствие уровня образования и квалификации выпускников требованиям имеющихся вакансий на рынке труда;
• несоответствие характеристик вакансий притязаниям выпускников (в части размера заработной платы и социальных гарантий);
• нежелание работодателей вступать в диалог с профессиональными учебными заведениями города.
Для исправления ситуации была принята Концепция кадровой политики муниципального образования «Город Вологда» до 2020 года «Вологда - город профессионалов» (далее - Концепция), призванная создать необходимые условия для реализации возможностей кадрового потенциала города. Однако для осуществления положений Концепции потребуется длительное время, прежде чем реальный эффект от принимаемых мер будет ощутим для промышленности.
В свою очередь модернизация производств может привести к высвобождению рабочих и служащих с имеющимся опытом работы в промышленности,
4 По данным опроса ИСЭРТ РАН, проведённого в 2011 г., только 47% директоров предприятий обрабатывающей промышленности г. Вологды оценивают уровень подготовки выпускников профессиональных технических училищ и лицеев как средний, 16% - как низкий. Уровень подготовки выпускников техникумов и колледжей оценивается несколько выше (56% -средний, 13% - низкий).
т. е. к росту структурной безработицы, при этом они вряд ли смогут найти приложение своим силам на других предприятиях города. Кроме того, высвобождению обычно подвергаются работники, которые закончили образовательные учреждения достаточно давно и с тех пор не повышали квалификацию, а их знания и умения не могут быть применены на новых предприятиях. Решать эту проблему придётся городским и региональным властям.
Технологические факторы
Самый серьёзный современный вызов промышленным предприятиям г. Вологды - ожидаемая волна технологических изменений, связанная с усилением роли инноваций в социально-экономическом развитии и снижением влияния многих традиционных факторов роста российской промышленности.
В ближайшее десятилетие развитые страны закончат переход к формированию новой технологической базы, основанной на использовании достижений в области биотехнологий, информатики, нанотехнологий и т. п.
В этих условиях недостаточный научно-технический потенциал города не позволяет надеяться на самостоятельное генерирование инноваций и новых тех-нологий5, а доступ к лицензированным инновациям ограничен прежде всего из-за отсутствия финансовых возможностей. Привлечь инвестиции для модернизации производства могут только экспортно-ориентированные предприятия и российские импортёры, имеющие доступ к внешнему финансовому рынку, однако таких в городе немного. Для других предприятий возможности кредитования ограничены, что приводит к значительному недофинансированию промышленности.
5 На это указывают 3/4 руководителей обрабатывающих предприятий г. Вологды, опрошенных ИСЭРТ РАН в 2011 г.
Недостаточный уровень развития инновационной системы, координации усилий в сфере образования, науки и бизнеса - вот проблемы г. Вологды, которые должны решаться федеральными и региональными органами власти. В то же время слабое развитие форм самоорганизации бизнеса, низкий уровень доверия общества к органам власти в сочетании с неэффективным государственным управлением, а также невысокая конкуренция на внутреннем рынке, не создающая для предприятий стимулов к увеличению производительности труда, - все эти факторы могут негативно сказаться на деятельности промышленных предприятий г. Вологды. Они будут вынуждены развиваться в условиях внутреннего ограничения роста, обусловленного недостаточным развитием логистической и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженеров и рабочих. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора приведёт к резкому замедлению темпов роста промышленности города.
В целом внутренняя и внешняя среда, в которой функционирует обрабатывающая промышленность, не является благоприятной для развития экономики г. Вологды.
Конкуренция как с зарубежными, так и с отечественными предприятиями растёт более быстрыми темпами, чем происходит развитие предприятий. В то же время технологический уровень развития промышленности города значительно уступает не только предприятиям европейских и многих азиатских стран, но и России и СНГ
Отсутствие единой государственной политики, направленной на изменение структуры экономики за счёт форсированного развития выбранных приоритетных секторов и производств, в том числе обрабатывающей промышленности,
приводит к «догоняющему» развитию промышленности Вологды, которое нельзя считать успешным.
Вступление России в ВТО усилит конкуренцию во всех отраслях обрабатывающей промышленности и, тем самым, создаст проблемы с производством и реализацией продукции, отрицательно скажется на финансово-экономическом состоянии предприятий.
Отсутствие у собственников промышленных предприятий должной мотивации что-либо менять наряду с нехваткой ресурсов являются и ограничениями для инвестиционной и инновационной деятельности. Для серьёзных преобразований в промышленности необходима общая стратегия её развития в РФ с чётко обозначенными механизмами реализации, в рамках которой должны быть разработаны конкретные стратегические планы развития промышленных предприятий регионов и городов.
Таким образом, проведённый анализ показал, что на функционирование обрабатывающей промышленности г. Вологды наибольшее влияние оказывают следующие факторы:
> политико-правовые: отсутствие
единой концепции развития обрабатывающей промышленности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
> экономические: низкая инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность ведущих отраслей обрабатывающей промышленности Вологды, отсутствие реальной подготовки предприятий города к вступлению России в ВТО, в том числе в вопросах серьёзной конкуренции на внутреннем рынке с производителями из стран дальнего зарубежья и СНГ;
> социальные: снижение качества
технического образования; несоответствие между требованиями вакансий и уровнем образования и квалификации выпускников; нежелание руководителей
предприятий вступать в диалог с учебными заведениями; недостаток высококвалифицированных рабочих кадров;
> технологические: слабый научнотехнологический потенциал города; высокий физический и моральный износ оборудования; отсутствие финансовых возможностей для осуществления модернизации производств.
Для изменения негативных тенденций, сложившихся в развитии промышленности г. Вологды, на наш взгляд, необходимо:
■ создать правовую основу для инвестиционной привлекательности города;
■ завершить реализацию административной реформы в сфере управления промышленностью города;
■ создать нормативно-правовые условия для возникновения промышленных кластеров в городах;
■ подготовить программы инновационного и инвестиционного развития непосредственно для территорий кластерного, индустриального типа;
■ нацелить учебные заведения города на корректировку своих программ для формирования у студентов и учащихся знаний, необходимых для инновационного развития экономики, согласно приоритетным направлениям стратегии развития города;
■ создать технологический парк научно-внедренческого типа с привлечением ведущих учебных заведений региона для разработки новых видов продукции и изготовления опытных образцов на промышленных площадках города;
■ завершить работу по внедрению международных стандартов систем качества, экологической и промышленной безопасности (1Б0 9000, 2000, 14000);
■ организовать при Администрации города рабочую группу для мониторинга и координации действий в рамках принятых программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инвестиции в основной капитал по городам и районам области: стат. сб. / Вологдастат. -Вологда, 2010 - 2011.
2. Кувалин, Д.Б. Российские предприятия в начале 2011 г.: текущие проблемы и инвестиционная ситуация / Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/kuv24
3. Основные финансовые показатели организаций г. Вологды по видам экономической деятельности: экспресс-инф. / Вологдастат. - Вологда, 2008 - 2011.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/ind_prom_ sub.xls
5. Промышленное производство в городах и районах Вологодской области: инф. записка / Вологдастат. - Вологда, 2011.
6. Районы и города Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2006 - 2011.
7. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов: стат. сб. / Росстат. - М., 2006 - 2010.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. / Росстат. - М., 2010.
9. Финансовое и имущественное состояние организаций Вологодской области за 2007 -
2009 гг.: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010.