Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОК СПОРТИВНОГО КЛУБА ВУЗА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОК СПОРТИВНОГО КЛУБА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ КЛУБ ВУЗА / БАСКЕТБОЛИСТКИ СПОРТИВНОГО КЛУБА / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Иванова Светлана Сергеевна, Ватлецова Елена Константиновна

Статья посвящена вопросу совершенствования технической подготовленности и специфических координационных способностей баскетболисток спортивного клуба вуза. Выявлено научное противоречие между актуальностью технической подготовки баскетболистов спортивного клуба вуза, имеющих высокий уровень подготовленности, и недостаточностью научной разработки теоретических и методических основ организации учебно-тренировочного процесса студентов-баскетболистов на основе совершенствования технической подготовленности и специфических координационных способностей баскетболистов спортивного клуба вуза. Целью исследования явилась теоретическоеобоснование и разработка технологии совершенствования специфических координационных способностей технической подготовленности и баскетболистов спортивного клуба вуза. В результате проведения констатирующего эксперимента выявлены и проанализированы исходные показатели координационной и технической подготовленности баскетболисток. Представлены основные подходы разработанной технологии совершенствования технической подготовленности и координационных способностей баскетболисток спортивного клуба вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Иванова Светлана Сергеевна, Ватлецова Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF SPECIFIC COORDINATION ABILITIES OF BASKETBALL PLAYERS OF THE UNIVERSITY SPORTS CLUB

The article is devoted to the issue of improving the technical preparedness and specific coordination abilities of basketball players of the university sports club. The scientific contradiction between the relevance of the technical training of basketball players of the university sports club, who have a high level of preparedness, and the lack of scientific development of theoretical and methodological foundations of the organization of the educational and training process of basketball students on the basis of improving technical preparedness and specific coordination abilities of basketball players of the university sports club is revealed. The purpose of the study was the theoretical substantiation and development of technology for improving the specific coordination abilities of technical preparedness and basketball players of the sports club of the university. As a result of the ascertaining experiment, the initial indicators of coordination and technical readiness of basketball players were identified and analyzed. The main approaches of the developed technology for improving the technical preparedness and coordination abilities of basketball players of the university sports club are presented.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОК СПОРТИВНОГО КЛУБА ВУЗА»

Литература:

1. Волкова, Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов / Ю.С. Волкова. - М.: Сфера, 2014. - 32 с.

2. Голиусова, Ю.И. Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников [Текст] / Ю.И. Голиусова // Молодой ученый. - 2017. - № 36. - С. 83-86.

3. Головенко, С.А. Формирование навыка составления описания пейзажных картин старшими дошкольниками [Текст] / С.А. Головенко // В сборнике: Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. -Пенза: Наука и просвещение, 2020. - С. 138-140.

4. Зотеева, В.В. Речевое развитие дошкольников [Текст] / В.В. Зотеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. -№2. - С. 60-62.

5. Крысько, В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.

6. Мухамедшина, Л.М. Роль моделирования при знакомстве детей с историей своего народа [Текст] / Л.М. Мухамедшина // В сборнике: LХV[ Международные чтения. - М.: ЕФИР, 2020. - С. 66-69.

7. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Б. Полянская. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 64 с.

8. Рогачева, М.А. Технология моделирования в образовательном процессе детского сада / М.А. Рогачева // В сборнике: Педагогика, психология в условиях непрерывности образования. - Уфа: Аэтерна, 2020. - С. 122-124.

Педагогика

УДК 378.18

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Светлана Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Ватлецова Елена Константиновна

Приволжский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОК

СПОРТИВНОГО КЛУБА ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена вопросу совершенствования технической подготовленности и специфических координационных способностей баскетболисток спортивного клуба вуза. Выявлено научное противоречие между актуальностью технической подготовки баскетболистов спортивного клуба вуза, имеющих высокий уровень подготовленности, и недостаточностью научной разработки теоретических и методических основ организации учебно-тренировочного процесса студентов-баскетболистов на основе совершенствования технической подготовленности и специфических координационных способностей баскетболистов спортивного клуба вуза. Целью исследования явилась теоретическоеобоснование и разработка технологии совершенствования специфических координационных способностей технической подготовленности и баскетболистов спортивного клуба вуза. В результате проведения констатирующего эксперимента выявлены и проанализированы исходные показатели координационной и технической подготовленности баскетболисток. Представлены основные подходы разработанной технологии совершенствования технической подготовленности и координационных способностей баскетболисток спортивного клуба вуза.

Ключевые слова: спортивный клуб вуза, баскетболистки спортивного клуба, специфические координационные способности, техническая подготовленность.

Annotation. The article is devoted to the issue of improving the technical preparedness and specific coordination abilities of basketball players of the university sports club. The scientific contradiction between the relevance of the technical training of basketball players of the university sports club, who have a high level of preparedness, and the lack of scientific development of theoretical and methodological foundations of the organization of the educational and training process of basketball students on the basis of improving technical preparedness and specific coordination abilities of basketball players of the university sports club is revealed. The purpose of the study was the theoretical substantiation and development of technology for improving the specific coordination abilities of technical preparedness and basketball players of the sports club of the university. As a result of the ascertaining experiment, the initial indicators of coordination and technical readiness of basketball players were identified and analyzed. The main approaches of the developed technology for improving the technical preparedness and coordination abilities of basketball players of the university sports club are presented.

Key words: sports club of the university, basketball players of the sports club, specific coordination abilities, technical readiness.

Введение. В контексте данных Указов и программ, 27.11.2019 года принята Межотраслевая программа развития студенческого спорта, в рамках которой всем исполнительным органам, осуществляющим государственное управление в сфере образования, разработать и утвердить межотраслевые планы развития студенческого спорта. В концепции развития студенческого спорта основной задачей является соблюдение массовости и технической подготовленности спортивных клубов вуза. В этой связи, возникает необходимость оптимизации тренировочного процесса в спортивных клубах за счет совершенствования технической подготовленности, методов и организационных форм спортивной тренировки, в том числе в баскетболе.

Критерием стабильности и качества деятельности баскетболистов вуза на баскетбольной площадке является техническая подготовленность и владение координационными способностями. Поэтому, одним из важнейших условий совершенствования технической подготовки и развития специфических координационных способностей баскетболистов спортивного клуба вуза является синтез основных и дополнительных средств спортивной тренировки.

Подчеркивая важность осуществленных в этой области научных исследований, следует отметить, что вопрос совершенствования технической подготовленности и специфических координационных способностей баскетболистов спортивного клуба вуза раскрыт явно недостаточно: данные аспекты в основном представлены к младшему, среднему или старшему школьному возрасту, не раскрыты вопросы комплексно освещенных проблем, касающихся тренировки в условиях спортивного клуба вуза, не разработаны вопросы диагностики технической подготовленности и специфических координационных способностей.

Таким образом, имеет место научное противоречие между актуальностью технической подготовки баскетболистов спортивного клуба вуза, имеющих высокий уровень подготовленности, и недостаточностью научной разработки теоретических и методических основ организации учебно-тренировочного процесса студентов-баскетболистов на основе совершенствования технической подготовленности и специфических координационных способностей баскетболистов спортивного клуба вуза. В качестве рабочей гипотезы исследования предполагалось, что недостаточное теоретико-методическое обеспечение тренировочного процесса баскетболисток спортивного клуба вуза вызывает необходимость разработки технологий, направленных на оптимизацию их подготовки и совершенствование технической подготовленности и специфических координационных способностей игроков.

Изложение основного материала статьи. Целью исследования явилось разработкаитеоретическоеобоснование технологии совершенствования специфических координационных способностей технической подготовленности и баскетболистов спортивного клуба вуза. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:

1. На основе анализа научной и методической литературы определить наиболее эффективные средства и методы совершенствования технической и физической подготовки баскетболистов.

2. Провести исследования показателей специфических координационных способностей и технической подготовленности баскетболисток с помощью констатирующего педагогического эксперимента.

3. Теоретически обосновать и разработать технологию совершенствования специфических координационных способностей и технической подготовленности и баскетболисток спортивного клуба вуза.

Для решения поставленных задач нами решались следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Для определения исходных показателей технической подготовленности и специфических координационных " способностей баскетболисток спортивного клуба вуза в рамках констатирующего педагогического эксперимента было проведено педагогическое тестирование. Педагогический констатирующий эксперимент проводился на базе женской баскетбольной команды ЖБК «Мининский университет» с ноября по декабрь 2021 года. Контрольную группу составили члены женской сборной команды по баскетболу в количестве 12 студенток, занимающихся баскетболом.

Полученные показатели технической подготовленности баскетболисток ЖБК «Мининский университет» сравнивались с нормативными требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол.

В тесте в передвижении в защитной стойке у баскетболисток результат составил 8,81±0,17 сек. В скоростном ведении баскетболистки показали результат 16,46±0,39 сек. В передачах мяча результат составил 15,23±0,41 сек. Из 10 бросков мяча в корзину с пяти точек процент попаданий у баскетболисток составил 18%.

Сравнивая полученные показатели передвижения в защитной стойке баскетболисток спортивного клуба ЖБК «Мининский университет» в начале исследования 8,81±0,17 сек с нормативными показателями, мы получили, что они соответствуют среднему уровню (нормативные показатели: высокий уровень - 8,5 сек; средний уровень - 9,0 сек; низкий уровень - 9,1 сек и ниже).

Полученный исходный показатель баскетболисток спортивного клуба вуза в скоростном ведении мяча 16,46±0,39 секунд соответствует низкому уровню (нормативные показатели: высокий уровень - 14,0 сек; средний уровень - 15,0 сек; низкий уровень - 15,6 сек и ниже).

Рассматривая полученные результаты в передачах мяча, составляющие 15,23±0,41 сек, мы получили низкий уровень (нормативные показатели: высокий уровень - 13,5 сек; средний уровень - 14,0 сек; низкий уровень - 15,1 сек и ниже). Полученный результат 16,46±0,39 сек соответствует низкому уровню (нормативные показатели: высокий уровень - 14,0 сек; средний уровень - 15,0 сек; низкий уровень - 15,6 сек и ниже).

Рассматривая полученные результаты в передачах мяча, составляющие 15,23±0,41 сек, мы получили низкий уровень (нормативные показатели: высокий уровень - 13,5 сек; средний уровень - 14,0 сек; низкий уровень - 15,1 сек и ниже).

Полученные результаты реализации дистанционных бросков 18% в начале педагогического эксперимента у баскетболисток спортивного клуба вуза соответствуют низкому уровню (нормативные показатели: высокий уровень - 45%; средний уровень - 40%; низкий уровень - 30% и ниже).

Полученныеданныепозволяютконстатировать,что уровень технической подготовленности после прохождения тестирования баскетболистками спортивного клуба ЖБК «Мининский университет» является в большинстве показателей низким, что связано с общим уровнем подготовленности студенток, поступивших на первый курс.

Оценка показателей специфических координационных способностей баскетболистов спортивного клуба вуза проводилась на основе определения способности к реагированию, дифференцированию временных параметров, кинестетических способностей, способности к перестроению движений и способности к динамическому равновесию.

Рассматривая показатели специфической координационной способности «Способность к реагированию», на основе выполнения контрольного упражнения «Реакция - мяч», мы получили, что баскетболисты спортивного клуба вуза показали результат 112,5±0,82 сек, что в соответствии с нормативными показателями соответствует низкому уровню (нормативные показатели: высокий уровень - 85,0 сек; средний уровень - 90,0 сек; низкий уровень - 98,0 сек и ниже).

Кинестетические способности баскетболистов спортивного клуба вуза, определяемые на основе контрольного упражнения «Скоростное ведение», находятся на низком уровне, в соответствии с нормативными показателями. Результат исследования данных способностей в начале педагогического эксперимента составил 100,4±1,06 сек (нормативные показатели: высокий уровень - 60,0 сек; средний уровень - 80,0 сек; низкий уровень - 90,0 сек и ниже).

Способность к перестроению движений у баскетболистов оценивалась на основе результата в выполнении «Теппинг-теста для рук», который в начале исследования составил 2,5±0,28 верных циклов, что соответствует низкому уровню координационных способностей в сравнении с нормативными показателями (нормативные показатели: высокий уровень -8,0 верных циклов; средний уровень - 6,0 верных циклов; низкий уровень - 4,0 верных циклов и ниже).

В контрольном упражнении «Ходьба по скамейке», определяемом способность к динамическому равновесию, в начале педагогического эксперимента был получен результат 5,64±0,08 сек, соответствующий низкому уровню специфических координационных способностей баскетболистов в сравнении с нормативными показателями (нормативные показатели: высокий уровень - 2,85 сек; средний уровень - 3,05 сек; низкий уровень - 3,20 сек и ниже).

Следующее тестирование было направлено на изучение свойств внимания и чувства времени баскетболисток. По результатам тестирования по определению особенностей концентрации внимания, можно сделать вывод, что до тренировки производительность концентрации внимания соответствует среднему показателю по удовлетворительной шкале (находится в границах 1501 - 1700 букв). После тренировки концентрация внимания по отношению до тренировки снизилась на 171,8 просмотренных букв, во время соревнований количество просмотренных букв снизилось по отношению до тренировки на 342,9 букв. Производительность концентрации внимания до тренировки составила 1488,85 (удовлетворительно), после тренировки - 1417,05 (удовлетворительно), и во время соревнований - 1100(самая низкая производительность). Можно

заметить, что показатель производительности концентрации внимания во время соревнований значительно снизилась, по отношению концентрации внимания до тренировки (- 388,85)

Общая сумма просмотренных букв к числу допущенных ошибок составляет показатель способности переключать внимание. Чем выше этот показатель, тем больше способность человека к переключению внимания.

В рамках констатирующего эксперимента наблюдается отрицательная динамика к переключению внимания у баскетболисток ЖБК «Мининский Университет». Процентное соотношение суммы ошибок к количеству просмотренных знаков в тесте на определение способности переключать внимание характеризовало уровень способности спортсменок к переключению внимания. Чем меньше процентное соотношение, тем выше показатель уровня переключения внимания на другой вид деятельности.

Таким образом, практически все показатели специфических координационных способностей баскетболисток спортивного клуба ЖБК «Мининский Университет» в начале исследования соответствуют низкому уровню.

Выводы. По результатам проведенного исследования показателей технической подготовленности и специфических координационных способностей возникает необходимость разработки технологии совершенствования технической подготовленности и координационных способностей баскетболисток спортивного клуба вуза.

Отличительными особенностями экспериментальной технологии от традиционной является:

- определение содержания мезоциклов специально-подготовительного этапа подготовительного периода и предсоревновательного этапа соревновательного периода, основанного на использовании метода сопряженных воздействий;

- планирование микроциклов в мезоциклах с направленностью на совершенствование технической подготовленности игроков во взаимосвязи с развитием специфических координационных способностей;

- планирование двух тренировочных занятий в микроциклах с направленностью на совершенствование технической подготовленности игроков во взаимосвязи с развитием специфических координационных способностей;

- подбор специальных комплексов упражнений, отражающих взаимосвязь совершенствования технических приемов игры и развития специфических координационных способностей баскетболистов.

Для восьми микроциклов специально-подготовительного этапа подготовительного периода, из них четыре общеподготовительных и четыре специально-подготовительных микроцикла, разработано восемь комплексов упражнений для развития специфических координационных способностей «чувства мяча» по восемь упражнений в каждом.

Для четырех микроциклов предсоревновательного этапа соревновательного периода разработано восемь комплексов упражнений для развития специфических координационных способностей во взаимосвязи с совершенствованием технических приемов игры, по четыре упражнения в каждом.

Таким образом, проведенное исследования подтвердило гипотезу о том, что разработка технологий, направленных на оптимизацию их подготовки и совершенствование технической подготовленности и специфических координационных способностей игроков является необходимым теоретико-методическим обеспечением тренировочного процесса баскетболисток ЖБК «Мининский университет».

Литература:

1. Дорошенко, Э.Б. Показатели технико-тактической деятельности как фактор управления подготовкой баскетболистов высокой квалификации / Э.Б. Дорошенко // Наука в олимпийском спорте. - 2014. - № 1. - С. 17-22.

2. Ерошенко, И.А. Теория и методика обучения баскетболу студентов высших учебных заведений / И.А. Ерошенко, Е.Г. Прыткова, М.С. Исайкина. - Учеб. пособие. - ВолгГТУ. - Волгоград. - 2016. - 128 с.

3. Козина, Ж.Л. Методологический анализ системы подготовки студенческих баскетбольных команд / Ж.Л. Козина, Прусик Кристоф, С.С. Ермаков // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 3 (3). - С. 60-67.

4. Перевощикова, Е.Н. Критериальный подход к оцениванию как ключевой компонент системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / Е.Н.Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. -№ 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1254 (дата обращения: 10.03.2022).

5. Туровский, А.Н. Развитие студенческого спорта в условиях российских вузов: проблемы и перспективы / А.Н. Туровский // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №6 (79). - С. 345-346.

Педагогика

УДК 378.18

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Иванова Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Шуварин Михаил Владимирович Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Княгинино)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА» В

ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается сущность технологии «перевернутого обучения» и ее технологические подходы в реализации в образовательном процессе вуза. Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности использования образовательной технологии «перевернутого класса» в вузе. Авторами проведен анализ отечественной и зарубежной литературы, раскрывающей вопросы использования данной технологии в образовательных учреждениях различных типов и примеры эффективного его внедрения. Раскрываются преимущества использования данной технологии со стороны преподавателей и студентов, наиболее существенными из которых является повышение творческой активности студентов, более эффективное использование учебного времени, а также повышение ответственности и автономности обучающегося. Авторами описаны этапы подготовки преподавателя к проведению занятий по технологии «перевернутого обучения» («перевернутый класс»), а также необходимые инструменты и информационные технологии для эффективного использования ее в образовательном процессе.

Ключевые слова: образовательный процесс в вузе, технология «перевернутый класс», информационные технологии, смешанное обучение.

Annotation. The article examines the essence of the technology of "inverted learning" and its technological approaches in the implementation in the educational process of the university. The purpose of the study is a theoretical justification of the effectiveness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.