Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ПО БАСКЕТБОЛУ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ДМСБВК «СПАРТА»)'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ПО БАСКЕТБОЛУ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ДМСБВК «СПАРТА») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВУЗА / СТУДЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА ПО БАСКЕТБОЛУ / ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Иванова Светлана Сергеевна, Веденеев Илья Сергеевич

В статье рассматривается проблема подготовки студенческой команды по баскетболу в условиях вуза. Целью исследования явился анализ и определение эффективности содержания тренировочного процесса баскетболистов тренировочных групп на основе комплексных мероприятий, включающих отбор и методику физической и технической подготовки. Для достижения поставленной цели были проанализированы научные и методические источники о современных подходах к научно-методическому обеспечению подготовки баскетболистов юниоров, проведен сравнительный анализ результатов педагогического тестирования общей физической и технической подготовленности баскетболистов на учебно-тренировочном этапе. Представленные в исследовании результаты физической, технической и тактической подготовки спортсменов свидетельствуют о том, что системный подход к планированию учебно-тренировочного процесса баскетболистов, начиная с этапа начальной подготовки, позволяют к этапу спортивного совершенствования и поступлению в клубную команду получить игроков с достаточным уровнем подготовленности, что позволяет выстраивать тренировочный процесс уже в условиях обучения вузе и соревновательной деятельности команд высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Иванова Светлана Сергеевна, Веденеев Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND TRAINING OF THE STUDENT BASKETBALL TEAM AT THE UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE SPARTA SPORTS COMPLEX)

The article deals with the problem of training a student basketball team in a university setting. The purpose of the study was to analyze and determine the effectiveness of the content of the training process of basketball players in training groups based on complex measures, including the selection and methodology of physical and technical training. To achieve this goal, scientific and methodological sources on modern approaches to scientific and methodological support for the training of junior basketball players were analyzed, a comparative analysis of the results of pedagogical testing of the general physical and technical fitness of basketball players at the training stage was carried out. The results of the physical, technical and tactical training of athletes presented in the study indicate that a systematic approach to planning the educational and training process of basketball players, starting from the initial training stage, allows getting players with a sufficient level of preparedness by the stage of sports improvement and entering the club team, which allows you to build the training process already in the conditions of university education and competitive activities of highly qualified teams.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ПО БАСКЕТБОЛУ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ДМСБВК «СПАРТА»)»

патологических навыков речи и нарушенных отношений личности (продолжительность 30-45 дней), этап закрепления достигнутых результатов (продолжительность 30 дней), этап профилактики рецидивов и диспансеризации.

Снижение числа случаев рецидивов заикания обусловлено тем, что заикающиеся становятся на учет и получают необходимые консультации периодичностью в 3, 6 месяцев и по истечении 1 года после прохождения курса, а в случаях ухудшения речи получают необходимую помощь [5].

Методика групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой. Данная система реабилитации взрослых и подростков с тяжелой формой заикания была разработана на основе эмоционально-стрессовой терапии К.М. Дубровского. Сутью методики является вызывание, усиление и закрепление состояния готовности к речи и научение заикающихся свободной смене психических состояний, что служит подспорьем для полноценной коммуникации. В основе методики лежит личностный подход, способствующий выявлению творческого потенциала личности страдающего заиканием и созданию у него глубокой мотивационной включенности в процесс логопсихотерапии [5].

Выводы. Разнообразие всевозможных коррекционных методик по преодолению заикания способствует эффективной компенсации нарушения на любом этапе жизни человека, а также делает возможным применение индивидуализированного подхода к конкретному субъекту, страдающему данным речевым нарушением, что в свою очередь также положительно влияет на коррекционный процесс и его результат.

Литература:

1. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л.З. Арутюнян (Андронова). -М.: Эребус, 1993. - 160 с.

2. Белякова, Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.

3. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. - 2-е изд., доп. и перераб. / Г.А. Волкова. - СПб: Детство-Пресс, 2003. - 240 с.

4. Жулина, Е.В. Логопедия: теория, диагностика, коррекция темпо-ритмических нарушений речи (часть вторая): учебное пособие / Е.В. Жулина. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 92 с.

5. Иванов, В.А. Заикание. Современные методы преодоления заикания: учебно-методическое пособие / В.А. Иванов, Е.Б. Селезнева. - Курск: Курский Государственный университет, 2016. - 23 с.

6. Мясников, И.Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования / И.Р. Мясников // Вестник Мининского университета. - 2021. - №3. - С. 9-26.

7. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., доп. / В.И. Селиверстов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 223 с.

8. Соотношение личностной и реактивной тревожности в психологическом статусе заикающихся пациентов / Е.Е. Шевцова, Л.А. Тарасова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // Вестник Мининского университета. - 2021. - №2. - С. 6-28.

Педагогика

УДК 378.18

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Светлана Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Веденеев Илья Сергеевич

Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ПО БАСКЕТБОЛУ В ВУЗЕ

(НА ПРИМЕРЕ ДМСБВК «СПАРТА»)

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки студенческой команды по баскетболу в условиях вуза. Целью исследования явился анализ и определение эффективности содержания тренировочного процесса баскетболистов тренировочных групп на основе комплексных мероприятий, включающих отбор и методику физической и технической подготовки. Для достижения поставленной цели были проанализированы научные и методические источники о современных подходах к научно-методическому обеспечению подготовки баскетболистов юниоров, проведен сравнительный анализ результатов педагогического тестирования общей физической и технической подготовленности баскетболистов на учебно-тренировочном этапе. Представленные в исследовании результаты физической, технической и тактической подготовки спортсменов свидетельствуют о том, что системный подход к планированию учебно-тренировочного процесса баскетболистов, начиная с этапа начальной подготовки, позволяют к этапу спортивного совершенствования и поступлению в клубную команду получить игроков с достаточным уровнем подготовленности, что позволяет выстраивать тренировочный процесс уже в условиях обучения вузе и соревновательной деятельности команд высокой квалификации.

Ключевые слова: обучающиеся вуза, студенческая команда по баскетболу, планирование тренировочного процесса, физическая подготовленность.

Annotation. The article deals with the problem of training a student basketball team in a university setting. The purpose of the study was to analyze and determine the effectiveness of the content of the training process of basketball players in training groups based on complex measures, including the selection and methodology of physical and technical training. To achieve this goal, scientific and methodological sources on modern approaches to scientific and methodological support for the training of junior basketball players were analyzed, a comparative analysis of the results of pedagogical testing of the general physical and technical fitness of basketball players at the training stage was carried out. The results of the physical, technical and tactical training of athletes presented in the study indicate that a systematic approach to planning the educational and training process of basketball players, starting from the initial training stage, allows getting players with a sufficient level of preparedness by the stage of sports improvement and entering the club team, which allows you to build the training process already in the conditions of university education and competitive activities of highly qualified teams.

Key words: university students, student basketball team, training process planning, physical fitness

Введение. Вопросы подготовки студенческой команды в условиях вуза по баскетболу до настоящего времени остается актуальной. Возраст обучения молодых людей в вузе является наиболее оптимальным для достижения высокого уровня спортивного мастерства в этом виде спорта. По данным специалистов- практиков, многие баскетболисты добиваются успехов именно, в процессе обучения и получения профессионального образования в высших учебных заведениях [1; 3; 7].

Тем не менее, подготовка команды по баскетболу, особенно в вузах не физкультурной направленности сопряжена с трудностями, связанными с проблемой сыгранности команды. На протяжении многих лет обучения в вузе, студенты зачисляются и выпускаются, состав периодично меняется, что создает определенные сложности как, в формировании команды, так и в планировании средств физической и тактической подготовки в связи с неоднородностью вновь поступающих в команду игроками.

На современном этапе развития спорта доказано, что подготовка сборных, клубных команд и команд резерва по баскетболу к соревнованиям международного и российского масштаба - сложный многофакторный процесс, основанный на концепции системного построения тренировки и соревновательной практики. А это означает, что вся система должна развертываться как управляемая система с привлечением специалистов, ведущих тренеров-практиков, научных сотрудников, опирающихся на данные научных исследований и владеющих современной информацией, технологиями и методиками исследования [2; 6].

Тенденции развития современного спорта предопределяют многолетний планомерный процесс достижения высшего мастерства, диктуют необходимость совершенствования системы его поэтапного формирования [3]».

В контексте данных Указов и программ, года принята Межотраслевая программа развития студенческого спорта до 2024 года (10.03.2021), в рамках которой всем исполнительным органам, осуществляющим государственное управление в сфере образования, разработать и утвердить межотраслевые планы развития студенческого спорта.

В концепции развития студенческого спорта основной задачей является соблюдение массовости и технической подготовленности спортивных клубов вуза. В этой связи, возникает необходимость оптимизации тренировочного процесса в спортивных клубах за счет совершенствования технической подготовленности, методов и организационных форм спортивной тренировки, в том числе в баскетболе [4].

Критерием стабильности и качества деятельности баскетболистов вуза на баскетбольной площадке является техническая подготовленность и владение координационными способностями. Поэтому, одним из важнейших условий совершенствования технической подготовки и развития специфических координационных способностей баскетболистов спортивного клуба вуза является синтез основных и дополнительных средств спортивной тренировки. Таким образом, актуальным является выявление особенностей подготовки студенческих команд по баскетболу и на этой основе, анализ содержания и организация подготовки баскетболистов юниоров на примере ДМСБВК «Спарта». В качестве рабочей гипотезы исследования предполагалось, что разработанное анализ содержания тренировочного процесса, основанного на комплексе мероприятий от отбора юных баскетболистов до эффективной подготовки на основе экспериментальной программы, позволит оценить эффективность процесса подготовки спортивного резерва для команды ДМСБВК «Спарта» и вследствие этого улучшить результативность соревновательных действий баскетболистов.

Изложение основного материала статьи. Целью исследования явился анализ и определение эффективности содержания тренировочного процесса баскетболистов тренировочных групп на основе комплексных мероприятий, включающих отбор и методику физической и технической подготовки. Для достижения поставленной цели были проанализированы научные и методические источники о современных подходах к научно-методическому обеспечению подготовки баскетболистов юниоров; проведен сравнительный анализ результатов педагогического тестирования общей физической и технической подготовленности баскетболистов на учебно-тренировочном этапе.

В процессе анализа научной и методической литературы изучались современные подходы научно-методического обеспечения подготовки баскетболистов различных этапов подготовки. Анализировались методические подходы к отбору в баскетболе. Давалась характеристика программы, по баскетболу разработанная в соответствии с требованиями федерального стандарта для ДЮСШ. В результате исследования было выявлена недостаточная разработанность вопросов подготовки спортивного резерва по баскетболу. Отсутствует преемственность в разработке и содержании программ подготовки от групп начальной подготовки до спортивного совершенствования.

Для оценки уровня подготовленности по всем аспектам в процессе исследования нами производилось педагогическое тестирование с целью выявления результатов общей физической, технической подготовленности и показателей соревновательной деятельности (ТТД), а также проверки уровня общей физической и специальной физической подготовленности баскетболистов к началу соревновательного периода. В тестировании принимали участие баскетболисты 17-19 лет, тренирующихся в ДМСБВК «Спарта» в количестве 12 человек в сентябре 2021 года. Этап подготовки исследуемых спортсменов ДМСБВК «Спарта» соответствовала целям, задачам и требованиям по видам подготовки группам спортивного совершенствования ДЮСШОР.

Целью проведения педагогического эксперимента явилась оценка показателей физической и технической подготовленности баскетболистов группы ТГ-4 по разработанной бально-оценочной системе и на этой основе оценка эффективности разработанного содержания учебно-тренировочного процесса для баскетболистов при переходе из групп ТГ-4 в группы спортивного совершенствования ДМСБВК «Спарта».

Показатели оценивались по следующим видам подготовки: общая физическая подготовка, техническая подготовка, эффективность технико-тактических действий (далее ТТД). Учебно-тренировочный процесс у баскетболистов ДМСБВК «Спарта» осуществлялся по разработанной нами, совместно с тренерами-преподавателями ДЮСШ и ФОК программе по баскетболу для спортсменов тренировочных групп.

Методической основой проведения тренировочного процесса в команде баскетболистов ДМСБВК «Спарта» является Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта баскетбол (2013) и примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (2012).

Для оценки физической и технической подготовленности баскетболистов 17-19 лет ДМСБВК «Спарта», в начале сезона было произведено тестирование с целью оценки эффективности содержания предпрофессиональной программы по виду спорта «Баскетбол», реализуемой в ДЮСШ. В результате сдачи нормативов производилось зачисление спортсменов в группы спортивного совершенствования ДМСбВК «Спарта». Физическую подготовку на «отлично» сдали 5 баскетболистов, причем каждый из них превысил показатели по нормативам показав результаты для УТГ - 4 «прыжок в длину с места (см.)» - 5 чел.; «прыжок вверх (см.)» - 5 чел.; «бег 20 м. (мин.) - 3 чел.»; «челночный бег на 28 м. 40 с. 2 чел.»; «бег 600 м. (мин.)» - 3 чел.;

Еще 7 баскетболистов сдали на отлично только «прыжок в длину с места»; за «прыжок вверх (см.)»; «бег 20 м. (мин.)»; «челночный бег на 28 м. 40 с.»; «бег 600 м. (мин.)»; получили по 4 балла; остальные 4 человека получили за норматив прыжок в длину с места (см.) 4 балла; за остальные нормативы «прыжок вверх (см.)»; «бег 20 м. (мин.)»; «челночный бег на 28м 40 с.»; «бег 600 м. (мин.)»; по три балла.

Баскетболисты УТГ 4 года обучения показали положительный результат, но получили за это разное количество баллов: 5 баскетболистов - по 25 баллов, 7 баскетболистов по 21 баллу. 4 баскетболиста по 16 баллов.

Тестирование по технической подготовке успешно прошла вся группа, причем баскетболисты показали норматив для -УТГ 3 по следующим нормативам: «передвижение в защитной стойке (с.) - 5 человек (меньше 8.7 с.); скоростное ведение (с, попадания) - 3 человека (меньше 14.0 с.); передача мяча (с, попадания) 6 человек с результатом 13.5 и меньше; дистанционные броски (%) - 2 человека показали процент попадания 58% и 60%; штрафные броски (%) - 6 человек с % больше 50%; из них двое показали результат для УТГ 4 и ГСС набрав процент 70% и 80%.

После обработки результатов можно сделать вывод, что баскетболисты УТГ 4 года обучения успешно прошли тестирование, из них можно выделить 5 баскетболистов которые по всем показателям физической и технической подготовленности опережают всех остальных занимающихся тренировочной группы, и показывают результаты для групп спортивного совершенствования.

Остальные баскетболисты отстают по показателям физической подготовленности, скорее всего из за отставания в физическом развитии - соотношения между календарным и биологическими возрастами, конечно, есть баскетболисты, которые имеют очень слабую физическую подготовку ввиду плохой посещаемости тренировочного процесса из-за болезней, школы и т.д. Самым основным на наш взгляд фактором плохой физической подготовленности - отсутствие четырех человек УТГ 4 года обучения на летних тренировочных сборах по общей физической подготовке.

Что касается технической подготовки, все занимающиеся УТГ 4 года обучения проходили летнюю подготовку, поэтому и справилась со сдачей нормативов, показав более ровные и сбалансированные результаты, чем в физической подготовке.

Сравнение показателей физической подготовленности баскетболистов группы учебно-тренировочной группы 4 года обучения с показателями, представленными в стандарте по виду спорта «Баскетбол» свидетельствуют о том, что уровень физической подготовленности соответствует показателям стандарта, и даже превышает их в тестах высота подскока, прыжке в длину с места.

В тестах, определяющих уровень технической подготовленности, нами также, обнаружены высокие показатели результативности технических действий баскетболистов ТГ-4. Так, высокие показатели были обнаружены в тестах: скоростное ведение, дистанционные броски и штрафные броски (рисунок 2). Результат в тесте скоростное ведение у баскетболистов ТГ-4 составил 13,8 с., в требованиях стандарта - не менее 14 с. В тесте дистанционные броски результат составил у баскетболистов - 46,8%, в требованиях стандарта в разделе «Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивного совершенствования)» - не менее 40%. В тесте штрафные броски результат у баскетболистов составил - 66,8%, в требованиях стандарта - не менее 55%.

Выводы. Таким образом, полученные результаты физической, технической и тактической подготовки спортсменов позволяют заключить, что системный подход к планированию учебно-тренировочного процесса баскетболистов, начиная с этапа начальной подготовки, позволяют к этапу спортивного совершенствования и поступлению в клубную команду получить игроков с достаточным уровнем подготовленности, что позволяет выстраивать тренировочный процесс уже в условиях обучения вузе и соревновательной деятельности команд высокой квалификации.

В исследовании представлены организационно- методические основы подготовки баскетболистов на примере баскетбольного ДМСБВК «Спарта». Разработанный комплекс методов отбора и содержание учебно-тренировочного процесса баскетболистов могут быть использованы тренерами преподавателями по баскетболу, в качестве методических рекомендаций связанных с отбором на различных этапах подготовки в команды различного уровня, а также для повышения результативности соревновательных действий и оптимизации учебно-тренировочного процесса.

Литература:

1. Гаязова, А.В. Проблемы студенческого спортивного движения. Перспективы развития современного студенческого спорта: на пути к Униеверсиаде-2013 в Казани: Всероссийская научно-практическая конференция /

A.В. Гаязова. - Казань. - 2012. - 48-52.

2. Козин, В.В. Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах /

B.В.Козин // Омский научный вестник. - 2014. - № 1 (125). - С. 167-173.

3. Козин, В.В. Требования к визуально-программному комплексу в формировании обратных связей при обучении игровым приемам баскетболистов // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники / В.В. Козин. - 2014. Вып. 1 (31). - С. 247-250.

4. Макаров, Ю.М. Концепция формирования игровой деятельности в спортивных играх // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта / Ю.М. Макаров. - 2013. - № 7. - С. 78-83

5. Потапов, Д.А. Определение взаимосвязи результативности игровой деятельности баскетболистов с успешностью выступления команды // Мир науки. Педагогика и психология / Д.А. Потапов. - 2016. - С. 24-27.

6. Перевощикова, Е.Н. Критериальный подход к оцениванию как ключевой компонент системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / Е.Н.Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9. - № 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1254 (дата обращения: 10.03.2022).

7. Туровский А.Н. Развитие студенческого спорта в условиях российских вузов: проблемы и перспективы / А.Н. Перевощикова // Море науки, культуры, образования. - 2019. - №6 (79). - С. 345-346.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» Степанова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);

старший преподаватель кафедры «Методика преподавания физики» Николаева Татьяна Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);

студент кафедры «Информатика и вычислительная техника» (ИВТ-18) Попова Муза Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается использование информационных технологий как средства обучения в вузовской среде. Авторами представлены информационные технологии, которые качественно меняют политику высшего образования, создавая множество возможностей для повышения продуктивности образовательного процесса. В статье описаны проблемы применения информационных технологий в сфере высшего образования и перспективы онлайн обучения, такие как онлайн курсы для самообразования. Также рассматривается широкое внедрение туториалов в вузе. Особое внимание уделено вопросам влияния информатизации на качество образования. Информационные технологии показаны как более эффективные средства, способствующие повышению мотивации обучающихся, интерактивности и наглядности для лучшего понимания, и запоминания материала. Выявлено, что информационные технологии в образовании позволяют использовать более широкий спектр форм и методов обучения, и являются одним из современных путей оптимизации учебного процесса в вузе.

Ключевые слова: информационные технологии, образование, образовательная система, дистанционный формат, обучение, университет, преподаватель, студент, вуз, интернет, компьютер, мультимедиа.

Annotation. The article discusses the use of information technology as a means of education in the university environment. The authors present information technologies that qualitatively change the policy of higher education, creating many opportunities to increase the productivity of the educational process. The article describes the problems of using information technology in higher education and the prospects for online learning, such as online courses for self-education. The wide introduction of tutorials in the university is also considered. Particular attention is paid to the impact of informatization on the quality of education. Information technologies are shown as more effective means to increase students' motivation, interactivity and visibility for a better understanding and memorization of the material. It was revealed that information technologies in education allow using a wider range of forms and methods of teaching, and are one of the modern ways to optimize the educational process at the university.

Key words: information technology, education, educational system, distance learning, university, teacher, student, university, internet, computer, multimedia.

Введение. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, формируя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Информационные технологии обязаны стать не только дополнительной «нагрузкой» в науке, но и обязательной частью общего образовательного процесса, удобным, быстрым для освоения развернутого объема учебной информации, существенно повышая его эффективность. Проблема обширного применения информационных технологий в образовании в последнее десятилетие порождает более значительный интерес для педагогической науки. Под информационными технологиями подразумевается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных с целью получения нового качества информации о состоянии объекта, процесса или явления [5].

Изложение основного материала статьи. Для обучающихся информационные технологии открывают целый мир возможностей и способов узнать, как, где, когда, сколько и с кем реализовывать свои познавательные интересы, то есть в полной мере выполняют дидактические функции обучения. Преподавание на основе информатики может быть как самостоятельным педагогическим направлением, а также дополнением к образовательным программам разного уровня. Некоторые университеты теперь предлагают программы, которые не только улучшают онлайн-знания студентов, но и предоставляют официальный уровень квалификации, которая может конкурировать с традиционными формами обучения, такими как очное, заочное, очно-заочное и вечернее [1; 4]. Наличие компьютера с выходом в сеть Интернет дает возможность применения открытой системы образования, что в свою очередь - возможность обучающимся дистанционно расширять свое образование в различных профессиональных курсах. Сеть Интернет как огромная систематически обновляющаяся мировая библиотека стала одним из основных источников информации. Удобство в том, что информацию можно получить практически из любой точки земного шара, не выходя из дома, для этого нужно только соответствующее оборудование. А также очевидным преимуществом использования информационных технологий является доступность электронных источников. Информационные технологии в процессе образования дают возможность применять наиболее обширный спектр методов обучения и форм, для того чтобы обеспечить развернутый объем учебной информации. Возникла возможность быстрого и удобного поиска необходимой информации, что значительно упрощает поиск учебной литературы, научных исследований, необходимых дополнительных источников и подготовку к занятиям в вузе. Кроме того, многие студенты теперь имеют доступ к «записям» курса своего учебного заведения в электронном формате. При правильной скорости печати этот метод позволяет сохранить больше информации и избежать проблем с успеваемостью [2].

Нами проведен анализ применяемых информационных технологий в педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета и их особенности как средства обучения (см. таблицу 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.