Научная статья на тему 'Совершенствование специальных налоговых режимов и стимулирование развития малого бизнеса (Окончание)'

Совершенствование специальных налоговых режимов и стимулирование развития малого бизнеса (Окончание) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

В статье сделана попытка рассмотреть вносимые изменения, вступающие в силу с 01.01.2013, с практической точки зрения: как именно изменяются права и обязанности налогоплательщиков, какие проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия, в настоящее время нашли свое разрешение, что меняется в налоговом учете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование специальных налоговых режимов и стимулирование развития малого бизнеса (Окончание)»

МНЕНИЯ. КОММЕНТАРИИ. РЕКОМЕНДАЦИИ

совершенствование специальных

налоговых режимов и стимулирование развития малого бизнеса*

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,

советник государственной гражданской службы 3-го класса

Основания для отказа в выдаче патента. В действующем п. 5 ст. 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) указано, что налоговый орган обязан выдать индивидуальному предпринимателю, представившему соответствующее заявление, патент либо уведомить его об отказе в выдаче патента.

Однако перечень оснований для отказа в выдаче патента гл. 26.2 НК РФ не содержит.

В связи с этим в настоящее время встречаются споры между налогоплательщиками и налоговыми органами относительно того, какие основания для отказа в выдаче патента соответствуют НК РФ, а какие — нет.

В судебной практике сформировалась точка зрения, согласно которой необходимыми условиями для применения упрощенной системы налогообложения (УСН) на основе патента являются осуществление одного из видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, отсутствие наемных работников в превышающем допустимый размере и подача заявления на получение патента в установленный срок до начала применения УСН на основе патента (см. постановление Федерального арбитражного суда (ФАС) Уральского округа от 20.11.2007 № Ф09-9443/07-С3).

Руководствуясь позицией ФАС Уральского округа, следует заключить, что только в случае нарушения приведенных условий у налогового органа имеются основания для отказа в выдаче патента.

* Окончание. Начало см. в журнале «Бухгалтер и закон». 2012. № 6 (162).

В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 10.08.2009 № Ф03-3748/2009 указано, что основания для отказа в выдаче патента фактически приведены в п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ, посвященном нарушению условий применения упрощенной УСН на основе патента.

Суды указывали, что основания, не предусмотренные ст. 346.25. 1 НК РФ, в частности, имеющиеся в п. 3 ст. 346.13 НК РФ, не могут быть применены при разрешении вопроса о возможности выдачи патента. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 19.10.2007 № КА-А40/10382-07 указано, что индивидуальному предпринимателю отказано в выдаче патента. Отказ мотивирован ссылкой на п. 3 ст. 346.13 НК РФ, однако оспариваемый отказ является незаконным, поскольку, как установлено при рассмотрении дела, предприниматель не переходит на иной налоговый режим налогообложения, а просит выдать патент на следующий налоговый период.

Тем не менее отсутствие нормативно закрепленного перечня оснований для отказа в выдаче патента влекло новые и новые споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, что в конечном итоге свидетельствовало о несовершенстве ст. 346.25.1 НК РФ.

Данное обстоятельство законодатели учли при разработке положений гл. 26.5 НК РФ.

Теперь основания для отказа налоговым органом в выдаче индивидуальному предпринимателю патента прямо и исчерпывающим образом сформулированы в п. 4 ст. 346.45 НК РФ следующим образом:

1) несоответствие в заявлении на получение патента вида предпринимательской деятельности пе-

речню видов предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории субъекта Российской Федерации согласно ст. 346.43 НК РФ введена патентная система налогообложения (ПСН);

2) указание срока действия патента, не соответствующего гл. 26.5 НК РФ;

3) нарушение условия перехода на ПСН, установленного гл. 26.5 НК РФ;

4) наличие недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН.

Основания утраты права на применение ПСН. По-другому сформулированы в гл. 26.5 НК РФ обстоятельства, при которых индивидуальные предприниматели утрачивают право на применение ПСН.

Исходя из действующих норм пп. 2.2 и 9 ст. 346.25.1 НК РФ, к данным обстоятельствам отнесены случаи:

• превышения в календарном году, в котором налогоплательщик применяет УСН на основе патента, его доходов размера доходов, установленного ст. 346.13 НК РФ, независимо от количества полученных в указанном году патентов. В соответствии с п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысят 60 млн руб. (предельный уровень доходов), он считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение;

• допущения в течение налогового периода несоответствия требованиям, установленным к предельной численности работников;

• неоплаты (неполной оплаты) одной трети стоимости патента в установленный срок;

• иных нарушений условий применения УСН на основе патента.

Обстоятельства, при которых налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в п. 6 ст. 346.45 НК РФ указаны более конкретно, а именно:

1) если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, превысили 60 млн руб.;

2) если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованию, установленному п. 5 ст. 346.43 НК РФ;

3) если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ.

В случае если налогоплательщик применяет одновременно ПСН и УСН, то при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения указанного ограничения учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

Последствия утраты права на применение ПСН. Вместе с тем гл. 26.5 НК РФ вводит обязанность для индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения, препятствующие дальнейшему применению ПСН, заявить об этом путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган в течение 10 календарных дней.

Также устанавливается ограничение, по которому такой налогоплательщик не вправе вновь перейти на ПСН по этому же виду предпринимательской деятельности до окончания соответствующего календарного года.

Основным последствием утраты права на применение ПСН для индивидуальных предпринимателей является их обязанность уплатить суммы налогов по общей системе налогообложения за период, в котором утрачено указанное право.

Пункт 6 ст. 346.45 НК РФ устанавливает важную гарантию, согласно которой сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате за налоговый период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение ПСН, уменьшается на сумму налога, уплаченного в связи с применением ПСН.

Еще одним важным положением, направленным на защиту прав налогоплательщиков, является норма о неначислении и неуплате пени в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей по налогам, подлежащим уплате в соответствии с общим режимом налогообложения в течение того периода, на который был выдан патент.

Порядок уплаты налога. В настоящее время положения пп. 8 и 10 ст. 346.25.1 НК РФ предусматривают фактически два этапа уплаты налога при применении УСН на основе патента. Одна треть стоимости патента должна быть оплачена индивидуальными предпринимателями не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента, оставшаяся часть стоимости патента — не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

Пункт 2 ст. 346.51 НК РФ устанавливает иное правовое регулирование порядка уплаты налога при ПСН.

Индивидуальный предприниматель, перешедший на ПСН, производит уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующих случаях:

1) если патент получен на срок до 6 мес., — в размере полной суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента;

2) если патент получен на срок от 6 мес. до 1 календарного года, — в размере:

• одной трети суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента;

• двух третей суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода.

При этом, исходя из положений ст. 346.48, 346.50 и 346.51 НК РФ, следует заключить, что налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке 6 % процентная доля денежного выражения потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется ПСН, установленного на календарный год законом субъекта РФ.

Необходимо иметь в виду, что описанные различия имеют и еще одну, на первый взгляд, незаметную составляющую. Если в настоящее время неоплата патента в установленный срок не образует состава налогового правонарушения, так как патент — не налог, то с 01.01.2013 неоплата (неполная уплата) налога при ПСН уже будет образовывать состав налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 122 НК РФ.

В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 № 09АП-4757/2011 -АК указано, что при несоблюдении указанных в ст. 346.25.1 НК РФ условий налогоплательщик лишается права на патент, в связи с чем обязан уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Составы налоговых и иных правонарушений перечислены в гл. 16 и 18 НК РФ. Поскольку НК РФ не содержит нормы, предусматривающей ответственность за неоплату патента, то неоплата патента не является налоговым правонарушением.

Налоговая декларация. Действующий п. 11 ст. 346.25.1 НК РФ освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН на основе патента, от обязанности предоставления налоговой декларации.

Данное освобождение сохранено и применительно к налоговой декларации по ПСН (ст. 346.52

НК РФ): налогоплательщики ПСН не представляют в налоговые органы налоговых деклараций.

Соответственно, продолжают действовать и разъяснения, сформированные официальными органами применительно к п. 11 ст. 346.25.1 НК РФ.

В письме ФНС России от 21.02.2012 № ЕД-3-3/549@ указано, что общий порядок, способы и основания для представления налогоплательщиками деклараций, а также уточненных деклараций установлены ст. 80 и 81 НК РФ. Возможность отзыва ошибочно поданной декларации указанными статьями НК РФ не предусмотрена.

Положение п. 11 ст. 346.25.1 НК РФ применяется только теми индивидуальными предпринимателями, которые в течение календарного года не получали иных доходов, кроме доходов, связанных с предпринимательской деятельностью, переведенной на УСН на основе патента.

В случае если индивидуальный предприниматель в течение календарного года, в котором им применялась УСН на основе патента, получал иные доходы, не связанные с указанной деятельностью, то он обязан представить в налоговый орган декларацию по УСН, отразив в ней соответствующие доходы.

В письме Минфина России от 08.02.2012 № 03-11-11/32 отмечено, что индивидуальный предприниматель, применяющий УСН на основе патента в течение всего календарного года по виду предпринимательской деятельности «распиловка древесины», при отсутствии иной деятельности в течение календарного года налоговой декларации по общеустановленной УСН в налоговый орган за данный налоговый период не представляет.

В случае если в течение календарного года индивидуальный предприниматель получал доходы от предпринимательской деятельности, не относящейся к деятельности, в отношении которой им применяется УСН на основе патента, либо получал доходы от предпринимательской деятельности в периодах, когда УСН на основе патента им не применялась, то по итогам календарного года он обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по общеустановленной УСН, отразив в ней соответствующие доходы.

Налоговый учет. В ст. 346.25 .1 НК РФ имеется короткая норма о порядке ведения налогового учета налогоплательщиками УСН на основе патента — п. 12 данной статьи содержит отсылку по данному вопросу к ст. 346.24 НК РФ. В связи с этим налогоплательщикам УСН на основе патента необходимо иметь в виду следующее.

Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н утверждена отдельная Книга учета доходов

и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента (далее — Книга учета доходов), в которой графа в отношении расходов отсутствует. Этим же приказом утвержден еще один документ — Порядок заполнения Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента (далее — Порядок).

В соответствии с п. 1.1 Порядка в указанной Книге учета доходов в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции, связанные с получением доходов, в налоговом периоде (периоде, на который получен патент).

Согласно п. 1.4 Книга учета доходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении Книги учета доходов в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании налогового периода вывести ее на бумажные носители. На каждый очередной налоговый период открывается новая Книга учета доходов.

Пунктом 1.5 Порядка установлено, что Книга учета доходов должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью налогоплательщика и скрепляется печатью налогоплательщика (при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью налогового органа до начала ее ведения.

На последней странице, пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов, которая велась в электронном виде и выведена по окончании налогового периода на бумажные носители, указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью налогоплательщика и скрепляется печатью налогоплательщика (при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью налогового органа.

Книга учета доходов, ведение которой в течение налогового периода осуществлялось в электронном виде, после выведения на бумажные носители по окончании налогового периода должна быть представлена в налоговый орган для заверения должностным лицом налогового органа не позднее 25 календарных дней со дня окончания налогового периода (срока, на который выдан патент).

Как разъяснено в письме Управления ФНС России по г. Москве от 18.01.2012 № 20-14/4/003261 @,

ведение учета доходов индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН на основе патента, необходимо в целях соблюдения ограничения по доходам, предусмотренного п. 2.2 ст. 346.25.1 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 02.03.2009 № 03-11-09/79).

Вместе с тем НК РФ не устанавливает ни срока, ни порядка представления книг в налоговый орган.

Поэтому налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков обязательного представления вышеуказанных книг для заверения, они заверяются только по просьбе налогоплательщиков. Данная позиция подтверждена письмом ФНС России от 03.02.2010 № ШС-22-3/84@.

Таким образом, если налогоплательщик обратился в налоговый орган с просьбой заверить Книгу учета доходов, то должностные лица обязаны в присутствии налогоплательщика заверить ее подписью и печатью. Отсутствие показателей деятельности индивидуального предпринимателя не является основанием для отказа в заверении Книги учета доходов. Данная позиция подтверждена письмом ФНС России от 04.05.2011 № КЕ-4-3/7244@.

В письме ФНС России от 17.05.2011 № АС-3-3/1754@ разъяснила, что если индивидуальный предприниматель наряду с деятельностью, в отношении которой им применяется УСН на основе патента, осуществляет иную предпринимательскую деятельность и при этом применяет УСН, то он ведет две Книги учета доходов по каждому основанию.

Учитывая, что доходы от деятельности индивидуального предпринимателя, в отношении которой применяется УСН на основе патента, отражаются в Книге учета доходов по патенту, то указанные доходы не отражаются в Книге учета доходов по УСН и, соответственно, в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Как видим, ввиду недостаточного урегулирования в ст. 346.25.1 НК РФ порядка налогового учета налогоплательщиками, применяющими УСН на основе патента, по многим вопросам им приходится руководствоваться разъяснениями официальных органов. В гл. 26.5 НК РФ вопросам налогового учета посвящена ст. 346.53 НК РФ.

В частности, п. 1 ст. 346.53 НК РФ не только указывает на утверждение формы Книги учета доходов Минфином России, но и закрепляет необходимость ведения книги отдельно по каждому полученному патенту.

Пункты 2, 3, 4 и 5 ст. 346.53 НК РФ устанавливают особенности исчисления и определения индивидуальным предпринимателем, применяющим ПСН, даты получения дохода в зависимости

от вида дохода, а также порядок учета доходов в случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, и в случае осуществления расчетов в иностранной валюте.

Пункт 6 ст. 346.53 НК РФ фактически закрепляет ранее рекомендованный официальными органами подход, по которому индивидуальные предприниматели, применяющие наряду с ПСН иные режимы налогообложения, обязаны вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с порядком, установленным в рамках соответствующего режима налогообложения.

Изменения в едином налоге на вмененный доход (ЕНВД). Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 94-ФЗ), помимо введения в НК РФ ПСН, внес изменения и порядок применения действующих специальных налоговых режимов. При этом наибольший объем поправок касается ЕНВД.

В связи с изменениями, внесенными в п. 1 ст. 346.28 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели теперь будут переходить на уплату ЕНВД и переходить с ЕНВД на другую систему налогообложения добровольно. Данная поправка в корне меняет сам подход к данному специальному налоговому режиму, ведь в настоящее время применение ЕНВД носит обязательный характер.

Так, еще в письме Минфина России от 16.02.2004 № 04-05-12/8 разъяснялось, что на уплату ЕНВД невозможно переходить в добровольном порядке и одна из основных задач введения этой системы налогообложения — привлечь к уплате налогов организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, в которых налоговый контроль значительно затруднен, а именно — в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, т. е. таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в денежной форме и тем самым имеют возможность избегать налогообложения.

Арбитражные суды также придерживаются вывода, согласно которому применение системы ЕНВД является обязанностью, а не правом налогоплательщика в силу ст. 23, положений гл. 26.3 НК РФ (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 02.11.2006 № Ф09-9002/06-С1, от 24.10.2006

№ Ф09-9283/06-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 27.10.2006 № А38-901-4/188-2006).

Правовое регулирование данного вопроса с 01.01.2013 изменяется на противоположное, и налогоплательщики, по сути, будут вправе выбирать ЕНВД наравне с другими специальными налоговыми режимами.

Закон № 94-ФЗ уточнил, что на ЕНВД могут пере -водиться услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке не только автомобилей, но и мотоциклов, мопедов, скутеров, катеров, гидроциклов, квад-роциклов, мотовездеходов, лодочных моторов и т. п.

Соответствующие изменения на законодательном уровне фиксируют позицию Минфина России по данному вопросу.

Так, в письме Минфина России от 22.06.2010 № 03-11-09/49 разъяснено, что Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (далее — ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, в группу 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» включены группировки 017100 «Техническое обслуживание легковых автомобилей», 017200 «Ремонт легковых автомобилей», 017300 «Техническое обслуживание грузовых автомобилей и автобусов», 017400 «Ремонт грузовых автомобилей и автобусов», 017500 «Техническое обслуживание и ремонт мототранспортных средств».

При этом группировка 017500 содержит услуги по ремонту и техническому обслуживанию мотоциклов (код 017501 «Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов, мотоколясок и мотоприцепов»), мопедов (код 017502 «Техническое обслуживание и ремонт мопедов»), скутеров (код 017506 «Техническое обслуживание и ремонт катеров»).

По мнению Ростехрегулирования, к группировке 017500 относятся также услуги по ремонту катеров, гидроциклов, квадроциклов, мотовездеходов, лодочных моторов и т. п.

В связи с этим налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту вышеуказанных транспортных средств, как указывал Минфин России, могут переводиться на уплату ЕНВД в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 17.08.2011 № 03-11-11/211 и от 20.10.2010 № 03-11-11/273.

Схожие изменения Законом № 94-ФЗ внесены и в определение вида деятельности по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки транспортных средств, а также по хра-

нению транспортных средств: к таким средствам теперь будут относиться не только автомобили, но и мотоциклы, мотороллеры и т. п.

О том, что данный подход фактически применяется и в настоящее время, свидетельствует письмо Минфина России от 25.05.2005 № 03-06-05-04/143, в котором применительно к подп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ разъяснено, что отношения в сфере оказания услуг по хранению автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, а также прицепов и полуприцепов к ним на автостоянках регулируются Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 795.

Законом № 94-ФЗ изменено используемое для целей ЕНВД понятие услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. К таким услугам отнесены платные услуги по проведению технического осмотра автомото-транспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.

Следовательно, если до 01.01.2013 деятельность по оказанию платных услуг по проведению технического осмотра автомототранспортных средств на ЕНВД не переводится, то со следующего года — уже может быть переведена.

Так, в письме Минфина России от 14.05.2012 № 03-11-06/3/33 разъяснено, что в ОКУН оказание населению услуг по техническому осмотру транспортных средств, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не отражено.

В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг технического осмотра автотранспортных средств, налогоплательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности в отношении данных работ не признаются. Налогообложение указанной деятельности осуществляется в рамках иных режимов налогообложения.

Впервые разъяснения по указанному вопросу, как следует из письма Минфина России от 14.09.2010 № 03-11-06/3/127, были даны в письме Минфина России от 07.07.2009 № 03-11-11/133 — до данного разъяснения по вопросу налогообложения доходов, полученных налогоплательщиками от предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по проверке технического состояния автотранспортных

средств при проведении их государственного технического осмотра, ФНС России и Минфином России давались иные разъяснения.

Таким образом, подход законодателя к данному вопросу изменяется.

Законом № 94-ФЗ также уточнен переводимый на ЕНВД вид деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах: теперь законодатель прямо указывает, что данная деятельность должна касаться размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При разработке данной нормы была учтена позиция Минфина России, изложенная в письме от 25.01.2010 № 03-11-09/03, направленном для использования в работе письмом ФНС России от 04.02.2010 № ШС-17-3/21@, согласно которой в ст. 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ) не содержится разграничений правового режима распространения такой рекламы внутри или снаружи транспортных средств, соответственно, ст. 20 Закона № 38-ФЗ регулирует отношения по размещению рекламы как на внутренних поверхностях транспортных средств, так и на внешних поверхностях транспортных средств.

В связи с этим Минфин России разъяснял, что предпринимательская деятельность по размещению рекламы на внутренних поверхностях транспортных средств относится к предпринимательской деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах и подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД при условии соблюдения положений гл. 26.3 НК РФ.

Сохраняют свою силу после 01.01.2013 и разъяснения Минфина России, приведенные в письмах от 27.06.2012 № 03-11-11/195 и от 06.06.2012 № 03-11-06/3/41, согласно которым предпринимательская деятельность в сфере размещения рекламы на мониторах, установленных на внутренних поверхностях транспорта, подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД на основании подп. 11 п. 1 ст. 346.26 НК РФ.

Изменениями, внесенными в п. 3 ст. 346.29 НК РФ, уточнен физический показатель по виду деятельности «Реализация товаров с использованием торговых автоматов». Вместо понятия «торговый автомат» теперь будет применяться понятие «количество торговых автоматов». Данная поправка снимает вопрос о том, следовало ли для целей исчисления суммы ЕНВД перемножать на базовую доходность количество торговых автоматов, используемых налогоплательщиком, или использовать в данной операции только один торговый автомат.

Действующее в настоящее время правило о расчете размера вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, исходя из полных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации, Законом № 94-ФЗ существенным образом расширено и уточнено.

Теперь п. 10 ст. 346.29 НК РФ распространяется на случаи, когда в течение квартала производится не государственная регистрация налогоплательщика, а постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД, а также снятие с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.

Кроме того, п. 10 ст. 346.29 НК РФ теперь подробно определяет (предложена соответствующая формула) размер ЕНВД в случае, если постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД или их снятие с указанного учета произведены не с первого дня календарного месяца.

Законом № 94-ФЗ п. 2 ст. 346.32 НК РФ, предусматривающим возможность уменьшения ЕНВД на суммы уплаченных страховых взносов, приведен в соответствие с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 29.02.2012).

Так, еще с 01.01.2010 в пенсионном законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие «фиксированный платеж». В связи с этим Минфин России в письме от 27.03.2012 № 03-11-11/102 разъяснял, что индивидуальные предприниматели — налогоплательщики ЕНВД вправе уменьшить на общих основаниях сумму исчисленного за налоговый период налога на сумму фактически уплаченных за свое страхование страховых взносов, определяемую исходя из стоимости страхового года.

Данные положения теперь будут фактически воспроизведены в п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ: «индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом из стоимости страхового года».

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 28.07.2012).

2. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ.

3. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (в ред. от 28.07.2012).

4. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в ред. от 29.02.2012).

5. О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ.

6. Об утверждении Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения: приказ Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

7. Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002-93. (в ред. от 23.12.2010) / постановление Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.

8. Письмо Минфина России от 16.02.2004 № 04-05-12/8.

9. Письмо Минфина России от 25.05.2005 № 03-06-05-04/143.

10. Письмо Минфина России от 02.03.2009 № 03-11-09/79.

11. Письмо Минфина России от 22.06.2010 № 03-11-09/49.

12. Письмо Минфина России от 17.08.2011 № 03-11-11/211.

13. Письмо Минфина России от 27.03.2012 № 03-11-11/102.

14. Письмо ФНС России от 17.05.2011 № АС-3-3/1754@.

15. Письмо ФНС России от 21.02.2012 № ЕД-3-3/549@.

16. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 № 09АП-4757/2011-АК.

17. Правила оказания услуг автостоянок: постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 795 (в ред. от 24.04.2007) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.