УДК 316.334.3
А.Л. КУРАКОВ, Н.В. БОНДАРЕНКО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Ключевые слова: социальная сфера, социальная политика, демографическая ситуация, занятость, стратегия социального развития.
Исследована сущность социальной сферы. Дан анализ ситуации в социальной сфере и ее структурных составляющих в Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса. Предложен ряд мероприятий по повышению социальной защищенности и уровня жизни населения страны, а также по модернизации системы государственных гарантий в социальной сфере.
A.L. KURAKOV, N.V. BONDARENKO THE IMPROVEMENT OF SOCIAL POLICY IN THE CONDITIONS OF CRISIS
Key words: social sphere, social policy, demographic situation, employment, the strategy of social development.
The article is disclosed the essence of social sphere. The situation in social sphere and in its all structural components in the condition of world financial crisis in Russian Federation was analyzed. A number of suggestions aimed at increasing of social immunity and the level of life of the population of the country, aimed at modernization of state system of social guarantees in the social sphere were offered.
Социальная сфера раскрывается в двух основных плоскостях - через систему общественных отношений, социальных связей в рамках социального пространства и через взаимодействие людей с природой, экономикой. Социальная сфера как экономическая категория представляет собой область специфических отношений по удовлетворению социальных и духовных потребностей людей.
Среди различных видов деятельности государства одну из наиболее важных ролей играют отрасли социальной сферы. К ней в России относятся здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, социальное страхование и пенсионное обеспечение.
Взгляд на социальную сферу со стороны промышленной и социальной политики отличается. Промышленная политика видит в социальной сфере источник повышения «человеческого капитала», социальная - инструмент помощи «социально незащищенным» гражданам.
О размерах социальной сферы говорят следующие факты. Работающие в данной сфере составляют около 18% занятых (без учета работников ЖКХ). Для сравнения: в транспорте работает 6% населения, в энергетике и связи -по 1,4%. С финансированием социальной сферы связано около половины расходов бюджетов всех уровней [6].
Механизмом формирования и регулирования социальной сферы выступает социальная политика. Ее общей целью выступает обеспечение социально незащищенным группам общества достойного образа жизни. В узком смысле под социальной политикой подразумевается проведение политики перераспределения доходов. В более широком аспекте социальная политика включает различные аспекты гражданского и трудового права, а также практической социальной работы. При изучении аспектов формирования социальной политики, можно сделать следующие выводы:
- социальная политика представляет собой совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) решений, направленных на повышение уровня жизни членов обще-
ства (объектов социальной политики), а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений;
- социальная политика охватывает два относительно самостоятельных блока: во-первых, собственно социальную политику (ее элементами являются социальная защита и поддержка населения и развитие на некоммерческой основе сфер деятельности, влияющих на уровень жизни людей) и, во-вторых, социальную политику в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, благоприятными экологическими условиями и т.п. Объектами собственно социальной политики являются социально уязвимые слои населения, а в определенных случаях (например, при проведении природоохранных мероприятий) - все категории жителей. Социальная политика в широком ее понимании также направлена на все категории жителей;
- условия, влияющие на направленность социальной политики, определяются общественно-политическими и макроэкономическими факторами. Первые воздействуют на выбор модели социальной политики (особенно в части собственно социальной политики - ее направленность на защиту социально уязвимых слоев населения, соотношение «платности» и «бесплатности» услуг социальной сферы и т.п.), а от вторых зависит возможность реализации выбранной модели (темпы инфляции, денежные накопления, состояние государственных финансов и т.д.); отмечается и устойчивая обратная связь, поскольку решения в сфере социальной политики обусловливают изменение макроэкономических индикаторов; проведение собственно социальной политики в каждый данный момент времени снижает экономическую эффективность, однако применительно к некоторым социальным группам населения, а также направлениям развития некоммерческой части социально-культурной сферы и природоохранной деятельности разность между доходами и затратами, связанными с ее проведением, в определенные периоды времени может быть положительной. Что касается социальной политики в широком смысле, она может приносить как экономический эффект, так и убытки (в основном в периоды экономических кризисов, а для индивидуальных товаропроизводителей - на стадиях структурной перестройки спроса населения).
Основные социальные положения Конституции РФ отражены:
- в ч. 1 ст. 7 (закреплен статус России как «социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»;
- в ч. 2 ст. 7 (закреплено право на охрану труда и здоровья людей, гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- в ст. 39 (закреплено право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на пенсионное обеспечение);
- в ст. 41 (закреплено право на бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения);
- в ст. 43 (право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях; право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении);
- ст. 44 (право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям) [1].
Социальная политика государства предполагает наличие:
- общественно поддерживаемой социальной доктрины (в идеале - сформулированной в официальных программных документах);
- конституционных и законодательных установлений и конкретизирующих их нормативных подзаконных актов по группам и отдельным социальным обязательствам государства;
- институционального каркаса и механизмов организации исполнения социальных обязательств государства;
- организационной структуры мониторинга и контроля;
- ресурсов для реализации предыдущих позиций и для непосредственного исполнения социальных обязательств государства.
Социальное государство имеет свои внутренние противоречия, проходит определенные стадии формирования и этапы развития. В основании процессов, в настоящее время послуживших причиной обострения проблем социального государства, лежат цикличность и неравномерность экономического развития, подверженность экономики и социальной сферы воздействию событий внешней и внутренней политики. Мировой экономический кризис уничтожил иллюзию гармонии между экономическим ростом и все расширяющейся практикой централизованного распределения социально-экономических благ, показал наличие серьезных монетарных проблем. Эти глобальные геополитические и экономические сдвиги обнаружили всю сложность взаимодействия общества и государства.
Расцвет социального государства совпадает с совершенствованием структурного разделения между обществом и государством, поэтому научные споры переходят от проблемы «что» к проблеме «как», т.е. к тому, «как или до каких пределов» должно и может действовать государство, чтобы получить эффективные конечные результаты, не вызывая при этом серьезных неустойчивых явлений в функционировании системы в течение длительного периода. Или, другими словами: как должны складываться коммуникативные отношения между обществом и государством, чтобы проводить в жизнь эффективную общественную политику с достаточной финансовой поддержкой в течение долгого времени и с низкой уязвимостью относительно эффектов в социальной сфере.
Таким образом, главной сферой регулирования взаимодействия государства и общества является установление оптимального соотношения между производством и распределением, а главное противоречие социального государства составляет противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат.
Серьезную проблему представляет собой также определенный конфликт между личностью и государством. Он проявляется в том, что, с одной стороны, граждане хотят, чтобы государство реально знало об их проблемах и, следовательно, имело возможность осуществлять эффективную политику обеспечения благосостояния и поддержки, с другой - стремятся препятствовать государству владеть информацией о том, что они имеют, думают и делают. Развитие же социального государства в данном контексте может быть истолковано как процесс социализации частных потребностей, когда экономические ресурсы личности, ее здоровье, потребности в жилье, умение и желание работать перестают быть частным делом и переходят в категорию общественных проблем.
Для выявления масштабов и глубины кризиса социального государства, а также для определения путей преодоления его нынешних трудностей важное методологическое значение имеет анализ характера этого кризиса. Необходимо выяснить, возможно ли устранение кризисных проявлений в рамках действующей общественной модели с использованием присущих ей традиционных механизмов или же требуется выход за рамки данной модели и переход к
использованию принципиально иных методов управления с целью обеспечения нового равновесия системы.
Воздействие кризиса на Россию оказалось весьма болезненным. Упали мировые цены на главную статью российского экспорта - энергоносители. Начался значительный отток капитала из страны. Новое звучание приобрел факт существенной корпоративной задолженности российских компаний перед западными кредиторами. Сокращаются золотовалютные резервы страны. Однако мировой экономический кризис не только создает серьезные сложности, но и формирует новые условия, открывает дополнительные возможности для реализации стратегии достижения уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как одной из ведущих мировых держав XXI в.
Нынешний кризис - его содержание и динамика - продемонстрировал рост влияния глобальных процессов на национальные экономики, в том числе экономику России. Очевидно, что растут восприимчивость и уязвимость национальных экономик к болезням и кризисным явлениям, имеющим внешнее происхождение. Кроме того, объективно сокращаются возможности контроля со стороны государств над экономическими процессами внутри и вовне, что предъявляет новые требования к формам и качеству государственного участия в экономической деятельности. Воздействие глобальных процессов проявляется прежде всего в таких секторах, как финансы, энергетика, промышленное и особенно высокотехнологическое производство, а также рынок рабочей силы, что напрямую влияет на развитие социума. Именно эти отрасли российской экономики оказались в условиях кризиса наиболее уязвимыми и именно они пострадали в наибольшей степени.
Существующий экономический кризис для России пришел извне, но он имеет также свои глубокие внутренние причины, связанные с неготовностью институтов к изменению ситуации. За годы экономического роста (1999-2008) и относительного благополучия были упущены возможности реформирования институтов, в частности, например, так и не завершена реформа пенсионной системы и образования. Экономику страны ожидают годы неоднозначного развития, а сформированных резервов хватит, по самым оптимистическим прогнозам, на полтора года.
Последние попытки реформирования социальной сферы в России зачастую подвергаются критике как раз за то, что основная масса населения экономически и финансово несамодостаточна, а предлагаемые федеральным правительством меры дополнительно понизят его жизненный уровень. Но нельзя не видеть другого: несомненно, позитивной чертой предлагаемых реформ являются комплексные мероприятия, направленные на перераспределение финансовых ресурсов по всем социальным группам: помощь гражданам, реально нуждающимся в ней. Как следствие, возрастает трудовая активность населения как реальная гарантия повышения личного жизненного уровня.
В любое время и во всех странах региональные и местные власти сталкиваются с одной и той же проблемой: как согласовать свои (всегда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленную финансовую отдачу, и проблем, «по определению» не имеющих окончательного и вполне удовлетворительного для участвующих сторон решения. Речь идет обо всем, относящемся к так называемой социальной сфере: социальной защите неимущих, муниципальном жилье, благоустройстве и т.п.
В России социальные функции региональных и особенно местных властей шире, чем во многих других странах мира, а финансовые ресурсы на их реализацию минимальны. И выход из этого тупика должны сделать социальные обязательства государства, которые можно определить как конституционную или законодательную зафиксированную совокупность социальных благ (услуг, льгот, субсидий и т.п.), которые государство, и только оно, обязуется сделать доступными для своих граждан, причем гарантируя для определенной
их части и по определенному кругу этих благ бесплатность последних (т.е. их предоставление за счет бюджетных ресурсов).
В России проводимые реформы сильно обострили именно социальные проблемы и привели к резкому снижению уровня жизни населения, в котором фокусируются результаты деятельности государства в области социальной политики. За последнее десятилетие кроме ухудшения условий жизни основной массы населения в числе негативных социальных последствий экономических реформ следует отметить: превращение труда из фактора жизненного успеха, реализации человеком своих возможностей в фактор выживания; снижение интереса к работе на производстве, ухудшение условий и культуры труда; снижение качества трудового потенциала, практическое исчезновение категории высококвалифицированных рабочих; снижение доступности бесплатных услуг образования, здравоохранения, культуры, свертывание спортивных сооружений, библиотек и других учреждений социально-культурной сферы; падение нравственности и морали.
Поэтому очевидно, что для России экономические реформы не могут являться самоцелью развития - их целью должен быть не только экономический рост, но и одновременное улучшение всех сфер жизнедеятельности населения.
В связи с этим возникла необходимость формирования фундамента социальной политики государства - социальной доктрины развития и формирования общества. В настоящее время в России идет подготовка социальной доктрины, которая, наряду с экологической, должна стать основой развития социума.
Социальная доктрина - это наиболее общие методологические представления об основах политики в переходный период, раскрывающие аналитические и теоретические принципы, касающиеся современной социальной ситуации, ключевые проблемы и противоречия в социальной сфере, критерии действий на переходном этапе, концепцию социальной программы, механизмы и способы решения важнейших социальных задач [3].
Рыночные отношения и инновационная специфика экономического роста в России требуют качественно новой рабочей силы, имеющей иные параметры физического, психического и социального здоровья, высокий интеллектуальный и образовательно-профессиональный потенциал, характеризующийся особыми нравственными принципами и ориентациями.
В конечном счете цель настоящей доктрины - определить стратегии социальной политики для формирования и построения в России социального государства в течение относительно обозримого времени, имея в виду, что социальное государство - это правовое демографическое общество, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Имеется в виду, что его материальная обеспеченность формируется на уровне стандартов современного развитого общества, доступа к ценностям культуры, гарантированности прав личной безопасности, физического, умственного и нравственного совершенствования. В любом случае, социальная доктрина направлена на решение социальных проблем и преодоление негативных явлений в обществе. Их выявление, оценка актуальности и остроты воздействия на общественную жизнедеятельность населения, ранжирование по силе влияния являются исходным пунктом конструирования социальной политики, а затем и создания конкретных программ действия.
Доктрина должна иметь нормативно-правовой статус. Предлагается, чтобы доктринальный документ был документом не неопределенного статуса, а статуса, обязательного для исполнения, что является характеристикой нормативного правового документа. Доктрина в новом понимании должна иметь уровень федерального закона [2].
В связи с перечисленным выше главной целью политики государства в социальной сфере является улучшение состояния здоровья, образовательного и культурного уровня населения. Эта цель неоднократно провозглашалась и в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию России и в основных директивах социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Реформирование социальной сферы в соответствии с рыночными условиями, международными стандартами качества, проводимое в условиях кризисного состояния экономики, происходит непросто. Однако за последнее десятилетие на уровне государства был принят на законодательном уровне ряд документов, благодаря которым реформы начали осуществляться и этот процесс, проходящий иногда болезненно для отдельных направлений развития, стал необратим.
Развитие отраслей социальной сферы напрямую зависит от демографической ситуации в стране, так как она определяет основное направление реформ - подушевое финансирование в зависимости от качества работы. В 2009 г. в России отмечались увеличение числа родившихся во всех субъектах Российской Федерации, кроме Магаданской области, и снижение числа умерших во всех субъектах Российской Федерации, кроме Ханты-Мансийского и Чукотского автономных округов.
В сфере образования продолжают внедряться новые образовательные стандарты, которые предполагают улучшение качественных характеристик образования (например, проект «Новая школа»). Большое внимание и далее будет уделяться продолжению компьютеризации образовательных учреждений всех уровней, созданию электронных учебников и учебно-наглядных пособий. Дальнейшее развитие в образовательных учреждениях всех ступеней получит дистанционное обучение (принимая во внимание масштабы территории России). Продолжается эксперимент по введению системы образовательных субсидий и образовательного кредита. Предполагается продолжить работу по социальной поддержке обучающихся из малообеспеченных семей путем предоставления социальных стипендий студентам из числа детей-сирот, инвалидов, ветеранов боевых действий, а также лиц, в силу своего материального положения имеющих право на получение государственной социальной помощи. Дальнейшее развитие получат высшее и среднее профессиональное образование, являющиеся основой подготовки высококвалифицированных специалистов для развития всех отраслей народного хозяйства. Продолжится формирование университетских комплексов, в состав которых войдут учреждения профессионального образования всех ступеней, а также научноисследовательские и производственные структуры, на базе которых будет осуществляться подготовка специалистов разного уровня с учетом принципа непрерывности образования. Это позволит не только отработать взаимоувязанные учебные планы и программы, но и поднять общий уровень профессиональной подготовки выпускников.
Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти в сфере здравоохранения является обеспечение необходимыми финансовыми средствами Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1096 (уточненной в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 г. № 550), реализуемой в рамках Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1997 г. № 1387. При этом основной акцент делается на развитие профилактической работы среди населения, в том числе на основе ускоренного развития сети амбулаторно-поликлинических учреждений при постепенном сокращении обеспеченности населения стационарными больничными условиями [2]. Реализация государственных гарантий
медицинской помощи начнет осуществляться преимущественно через систему обязательного медицинского страхования. Действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения будет преобразовываться в систему финансирования, основанную на страховом принципе. Двухканальная система поступления налоговых средств в медицинскую организацию уступит место одноканальной системе. Это позволит более эффективно планировать средства, оплачивать реальные результаты деятельности медицинских организаций, а не их содержание. Из средств бюджетов всех уровней напрямую будут финансироваться высокотехнологичная медицинская помощь, финансовые риски оказания которой не могут быть покрыты из подушевого норматива финансирования страховщиков.
Основной целью развития культуры и средств массовых коммуникаций будет являться сохранение, с учетом реальных финансовых возможностей государства, культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой культурных инноваций и отечественной кинематографии, содействие развитию архивного дела, укреплению его инфраструктуры, обеспечивающей единство культурного пространства страны, базовые условия для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов.
Частично решить проблему социальной защиты населения может дальнейшее развитие системы социальных гарантий, которая является одним из важнейших элементов поддержания уровня жизни определенных категорий населения. Социальные гарантии представляют собой обоснованные социально-экономические нормативы позволяющие обеспечить населению признанный обществом минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики. Система социальной защиты должна удовлетворять следующим требованиям: необходимый и достаточный объем социальных гарантий; обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами; адресность мероприятий социальной защиты; учет региональных и территориальных особенностей при проведении мероприятий по социальной защите; наличие механизма доведения социальной помощи до получателей.
Социальные гарантии могут предоставляться трудоспособному и нетрудоспособному населению. В первом случае они предоставляются с целью обеспечения условии экономической активности и трудовой деятельности, защиты прав и свобод наемного работника, нанимателя и самозанятого. Поскольку доход от занятости является основным источником средств существования большинства населения, основой системы защиты трудоспособного населения является обеспечение гарантий в сфере занятости и оплаты труда, что реализуется через установление минимальных ставок оплаты труда и минимальных стандартов условий труда. Эти стандарты гарантируются федеральным законодательством и не зависят от желания работодателя.
Основной задачей социальных гарантий нетрудоспособному населению является формирование комплекса мер, создающих условия для его потребления, смягчения диспропорций в условиях жизни отдельных категорий (групп) населения с учетом особенностей каждой группы.
Расчет строится также на создании благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, проведении соответствующей макроэкономической и структурной политики. Они-то и должны обеспечить трудоспособному населению достаточные доходы. Однако не стоит слишком полагаться на автоматизм влияния экономических условий на рост уровня жизни основной массы населения.
Из всего этого можно сделать выводы, что создаваемые условия должны быть подкреплены политикой доходов, т.е. выработкой методов превращения возможности в реальность. Так, важной задачей социальной политики являет-
ся установление траектории изменения и соотношений основных источников доходов. За этим стоит отношение государства к благосостоянию различных слоев общества: наемных работников, предпринимателей, собственников, а также людей, живущих на социальные выплаты.
В плане проведения эффективной социальной политики требуется обеспечение более полной и объективной информированности широких общественных кругов по основным направлениям и масштабам перераспределительных потоков с целью предотвращения ситуаций, когда отдельные лица или общественные группы получают гораздо большую помощь, чем это вызвано объективной необходимостью. При этом следует стремиться к наиболее полному и достоверному отражению перераспределительных процессов.
Поэтому решающее значение приобретают поддержка экономики в функционирующем состоянии на базе стимулирования экономической активности населения и создание механизма социальной адаптации населения. Особую важность имеет формирование сетки социальной безопасности (те программы, которые предоставляют материальную помощь нуждающимся гражданам -пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца, пособия для безработных и больных, другие формы страхования и социальной помощи бедным), в основу которой должны быть положены социальные нормативы. Социальные нормативы - это научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Анализ размера и динамики социальных национальных норм и нормативов и их соотношения с фактическими показателями уровня жизни имеет большое значение. В число социальных нормативов включаются: минимальная заработная плата; минимальные трудовые и социальные пенсии; пособия многодетным матерям и матерям, самостоятельно воспитывающим детей; пособия по безработице, прожиточный минимум; минимальная потребительская корзина; установленная продолжительность рабочего дня и др. Анализ этих показателей позволяет своевременно сигнализировать о ситуациях, когда фактические и прогнозируемые параметры социального развития отклоняются от пороговых значений критериев экономической безопасности и требуют разработки специальных программ по выводу региона и страны в целом из кризиса. Интегральным социальным нормативом выступает потребительский бюджет, суммирующий нормативы потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по региональным и половозрастным признакам. Он необходим для обоснования: минимально допустимого уровня потребления различных социально-демографических групп населения; объемов и ресурсов для удовлетворения основных жизненно необходимых потребностей населения, минимальных размеров оплаты труда, пособий, компенсаций, дотаций; конкретных программ и мероприятий в области социальной защиты населения.
Приоритетами в долгосрочной социальной стратегии, на наш взгляд, должно стать высокое качество общества, включающее:
- стабильный рост качества личности (здоровья, образования, нравственности), семьи (укрепление института семьи, защита материнства, отцовства и детства), населения в целом (рост рождаемости, сокращение смертности, увеличение объема рабочей силы);
- развитие гражданских организаций: производственных и местных самоуправляемых организаций граждан, профсоюзов, неправительственных организаций, общественных движений и политических партий;
- признание образования как основного фактора роста интеллектуального потенциала населения и увеличения темпов экономического и социального роста страны;
- зависимость индивидуального дохода исключительно от уровня полученного образования и стажа практической работы;
- повышение общей и бытовой культуры россиян, их социализации;
- необходимость развития общественного сектора, включая механизмы осуществления общественного выбора, в том числе «объединяющей системы» экономики благотворительности и др.
Основной стратегической целью социальной политики России является формирование социально ориентированной экономики. Социальная ориентация экономики означает, прежде всего, подчинение производства потребителю, удовлетворение в конечном счете массовых потребностей населения, что присуще именно экономике с развитым рыночным механизмом. Поэтому необходимым условием построения экономики для человека является продолжение рыночных реформ. Государство должно стремиться к смягчению негативных и усилению позитивных следствий проводимых реформ для материального положения населения, а для этого необходимо, чтобы сами реформы проводились последовательно с заранее просчитанным результатом от реализации каждого этапа реформ.
Литература
1. Конституция Российской Федерации // http://constitution.garant.ru/.
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 550 от 24 июля 2001 г. http://www.bre.ru/laws/5401.html.
3. Римашевская Н. Реформирование социальной сферы России: проблемы, поиски решения / Н. Римашевская // Информ.-аналит. портал «Socpolitika» - www.socpolitika.ru.
4. Смирнов В.В. Организация эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики (необходимое условие) / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 483-492.
5. Социальная доктрина Российской Федерации: макет-проект: монография / [Якунин В.И. и др.]; под общ. ред. Сулакшина С.С.; Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. М.: Научный эксперт, 2010. 224 с.
6. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации // www.gks.ru.
КУРАКОВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ - кандидат экономических наук, профессор, докторант Чувашского университета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KURAKOV ALEXANDER LVOVICH - candidate of Economic Sciences, professor, doctoral candidate, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
БОНДАРЕНКО НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
BONDaReNkO NATALYA VASILYEVNA - candidate of economics sciences, assistant professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.