Научная статья на тему 'Инновационные подходы к реформированию профессионального образования в современных демографических условиях'

Инновационные подходы к реформированию профессионального образования в современных демографических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION / INNOVATION DEVELOPMENT OF THE REGIONS / INNOVATION APPROACHES / DEMOGRAPHIC POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кураков Владимир Львович, Александров Андрей Юрьевич, Кураков Александр Львович

Проведен краткий анализ основных показателей развития профессионального образования в России с 1995 по 2007 г. Рассмотрены факторы, негативно влияющие на развитие социально-экономической сферы: неблагополучная демографическая ситуация, обострение конкуренции в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. Предложены инновационные подходы, обеспечивающие повышение качества профессионального образования: новые формы интеграции учебных заведений и предприятий, совершенствование структуры подготовки специалистов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION APPROACHES TO REFORMATION OF PROFESSIONAL EDUCATION IN MODERN DEMOGRAPHIC CONDITIONS

The analysis of development of professional education from 1995 to 2007 is given in the article. Negative factors affecting the development of modern economy are considered. Among them are unfavorable demographic situation and sharpening of competition due to the world financial crisis. The authors suggest innovation approaches to improvement of the professional education quality such as integration of educational institutions, improvement of the structure of specializations of graduates and others.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к реформированию профессионального образования в современных демографических условиях»

В.Л. КУРАКОВ, А.Ю. АЛЕКСАНДРОВ, А.Л. КУРАКОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: совершенствование подготовки кадров, инновационное развитие регионов, инновационные подходы, демографическая политика.

Проведен краткий анализ основных показателей развития профессионального образования в России с 1995 по 2007 г. Рассмотрены факторы, негативно влияющие на развитие социально-экономической сферы: неблагополучная демографическая ситуация, обострение конкуренции в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. Предложены инновационные подходы, обеспечивающие повышение качества профессионального образования: новые формы интеграции учебных заведений и предприятий, совершенствование структуры подготовки специалистов и др.

V.L. KURAKOV, A.YU. ALEXANDROV, A.L. KURAKOV INNOVATION APPROACHES TO REFORMATION OF PROFESSIONAL EDUCATION IN MODERN DEMOGRAPHIC CONDITIONS

Key words: Improvement of the quality of education, innovation development of the regions, innovation approaches, demographic policy.

The analysis of development of professional education from 1995 to 2007 is given in the article. Negative factors affecting the development of modern economy are considered.

Among them are unfavorable demographic situation and sharpening of competition due to the world financial crisis. The authors suggest innovation approaches to improvement of the professional education quality such as integration of educational institutions, improvement of the structure of specializations of graduates and others.

Инновационность является важнейшей стратегической составляющей развития экономики. Совершенно справедливо Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ отметил инновации в рамках заявленной концепции пяти «И» (институты, инвестиции, инфраструктура, инновации, интеллект). Это основа развития страны на перспективу. Действительно, в современных условиях высокой динамики развития экономики, техники и технологий значение новых подходов еще более усиливается. В 2008 г. в мире разразился системный финансово-экономический кризис. До конца не ясно, каковы будут реальные масштабы его негативного влияния на экономику, но очевидно, что одним из путей стабилизации является поиск инновационных принципов, методов и механизмов организации социально-экономической жизни.

Будущее Российской Федерации напрямую зависит от того, сможем ли мы переориентировать национальную экономику на инновационный путь, внедрить наукоемкие технологии. Очевидно, что решение данной задачи в масштабе как всей страны, так и конкретного региона невозможно без мощного кадрового потенциала, инновационно мыслящих работников. Ключевое место в инновационном процессе занимает система образования в целом и особенно профессиональная ее подсистема, поскольку именно профобразование является непосредственным поставщиком кадров для реального сектора экономики.

Проводимые государством в последние годы реформы в сфере образования во многом способствуют её совершенствованию. Количественные показатели развития системы высшего профессионального образования значительно выросли (рис. 1-3).

Так, в 2007/2008 учебном году по сравнению с 1995/1996 учебным годом количество вузов увеличилось на 31%, более чем в 2,7 раза возросло количество студентов вузов на 10 тыс. человек. Все это свидетельствует о расширении доступности высшего образования для населения.

700

600

500

400

300

200

100

0

655

652

662

655

660

658

569

607

193

358

384

392

409

413

430

450

1995/96 2000/01 2002/03 2003/04 2004/05 2005/26 2006/07 2007/08 Учебный год

□ государственные и муниципальные □ негосударственные

Рис. 1. Количество высших учебных заведений в России в 1995/96-2007/08 учебных годах (на начало учебного года) [3]

8000

7000

6000

5000

4000

3000

2000

6884

7064

7310

7461

2361 2586 2612 2600 2591 2514

1000 -1 1994 1930

0

1995/96 2000/01 2002/03 2003/04 2004/05 2005/26 2006/07 2007/08

■высшие учебные заведения ■ средние специальные учебные заведения

Рис. 2. Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений в России в 1995/96-2007/08 учебных годах (на начало учебного года) [3]

•высшие учебные заведения

•средние специальные учебные заведения

Рис. 3. Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений в России на 10 тыс. человек населения в 1995/96-2007/2008 учебных годах (на начало учебного года) [3]

Стабильны количественные показатели в сфере среднего профессионального образования (рис. 2-4). Начиная с 2000 г. количество студентов ссу-зов на 10 тыс. населения держится в пределах 162-182 человек.

Иная ситуация складывается в сфере начального профессионального образования (рис. 4-6). Так, количество учреждений начального профессионального образования уменьшилось с 1995 г. по 2007 г. почти на 24%, а контингент обучающихся сократился практически на 27%.

3000

2700

2400

2100

1800

1500

1200

900

600

300

0

2688

2612

2589

2626

2627 2637

2631

2566

216 233

~~1 “I

22

114

190

182

168

217

1995/96 2000/01 2002/03 2003/04 2004/05 2005/26 2006/07 2007/08

Учебный год

□ государственные и муниципальные □ негосударственные

Рис. 4. Количество средних специальных учебных заведений в России в 1995/96-2007/08 учебных годах (на начало учебного года) [3]

4163

3872 3843 3798

3686

3392

3207 3169

5000

4000

3000

2000

1000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1995 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 5. Количество учреждений начального профессионального образования в России в 1995-2007 гг. (на конец года) [3]

Кроме того, в образовательных учреждениях профобразования всех уровней в последние годы наметилась тенденция снижения количества абитуриентов. Это последствия демографического кризиса первой половины 1990-х годов, который, в частности, характеризовался резким снижением рождаемости.

На современном этапе со всей остротой встает вопрос улучшения качества начального, среднего и высшего профессионального образования.

Ряд факторов диктует необходимость безотлагательного решения этой проблемы.

• численность учащихся ■ выпущено квалифицированных рабочих

Рис. 6. Численность учащихся и выпускников учреждений начального профессионального образования [3]

Первое. В 2000-е годы руководством страны был предпринят комплекс мер по исправлению ситуации в демографической сфере. Это проводимые мероприятия в рамках национальных проектов «Доступное жильё» и «Здравоохранение», повышение размера социальных пособий, предоставление «материнского капитала», регулирование миграционной политики и др. И надо отметить, что положение изменилось к лучшему. Но всё же в демографической области продолжают наблюдаться неблагоприятные тенденции, которые проявляются в сохранении превышения количества умерших над количеством родившихся и, как следствие, в общем старении населения страны, сокращении удельного веса населения трудоспособного возраста (рис. 7).

Вторая проблема связана с меняющимися условиями функционирования хозяйствующих субъектов. Речь идет о значительном обострении конкуренции в ситуации мирового финансового кризиса.

Преодоление негативного влияния вышеуказанных факторов предполагает повышение эффективности производства, основой которого является повышение производительности труда каждого работающего. Сегодня на рынке наблюдается острый дефицит специалистов в развивающихся инновационных секторах экономики. Отсюда со всей очевидностью вытекает необходимость расширения и значительного совершенствование качества подготовки высококвалифицированных кадров, как инженеров, так и техников, высококвалифицированных рабочих.

Если в сфере высшего образования необходимо в первую очередь провести изменения структуры подготовки специалистов и сделать акцент на увеличение удельного веса специалистов по техническим специальностям, то в сфере среднего и особенно начального профобразования следует наряду с этим увеличить контингент обучающихся, предусмотрев для этого дополнительный пакет льгот учащимся.

Считаем нужным отметить, что, делая акцент на подготовку специалистов технического профиля, необходимо иметь в виду гуманитарную составляющую подготовки инженерных кадров. Именно блок гуманитарных дисциплин и комплекс воспитательной работы призваны обеспечить высокую мобильность специалиста, способность быстро адаптироваться в коллективе, решать слож-

ные производственные задачи на высоком уровне и в конечном счете обеспечивать высокую продуктивность производственного процесса. Нам представляется чрезвычайно важным, что помимо профессиональной компетентности выпускника вуза гуманитарная составляющая обеспечивает формирование личности полноценного члена общества.

Годы

• Родившиеся ■ Умершие Рис. 7. Естественное движение населения России в 1992-2007 гг. [3]

В ряде субъектов Российской Федерации уделяется приоритетное внимание вопросам демографической политики, активному внедрению инновационных подходов в сфере образования. Одним из таких регионов является Чувашская Республика, где наблюдается устойчивый рост продолжительности жизни населения (рис. 8). Это результат комплексного подхода руководства региона к решению демографических проблем: создание сети офисов врачей общей практики (свыше 600 офисов); строительство кардио- и перинатальных центров, оснащенных самым современным оборудованием, и многие другие мероприятия.

Пристальное внимание в республике уделяется созданию системы образования, отвечающей современным требованиям. Эти вопросы нашли отражение в программах социально-экономического развития республики. В 2008 г. принята Стратегия развития образования до 2040 г., в соответствии с которой основными стратегическими целями развития образования определены следующие:

- формирование конкурентоспособной, социально и профессионально мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия и способной обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом;

- создание и развитие конкурентоспособной и социально ориентированной системы непрерывного образования, обеспечивающего инновационное развитие экономики Чувашской Республики.

75

70

65

60

55

50

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2010

(прогноз)

• Мужчины ■ Женщины •_ Оба пола

Рис. 8. Продолжительность жизни населения Чувашской Республики, лет [1]

Ранее были разработаны такие важные документы, как Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 гг. и на период до 2010 г.

Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров в своих Посланиях Государственному Совету ЧР четко сформулировал задачи в сфере профессионального образования, среди которых ключевой является создание эффективной системы взаимодействия профессиональных учебных заведений всех уровней с будущими работодателями, учитывающей их практические нужды и обеспечивающей конкурентоспособность и инновационность региона.

В компактных, небогатых сырьевыми ресурсами субъектах Российской Федерации значительно ощутимее влияние на социально-экономическую сферу, чем в регионах-донорах, крупных полипрофильных вузов. В ЧР таковым является Чувашский государственный университет, который вплотную занимается расширением номенклатуры специальностей. В ЧГУ по техническим направлениям и специальностям ведется подготовка на 9 факультетах, по 8 направлениям, 25 специальностям и 12 магистерским программам. За последние 5 лет были открыты 10 новых специальностей по приоритетным направлениям науки и техники (в том числе «Проектирование зданий», «Бизнес-информатика», «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Телекоммуникации» и другие). Ведется работа по лицензированию специальностей «Управление инновациями», «Менеджмент высоких технологий». Открыт ряд специализаций машиностроительного профиля.

Как уже было отмечено выше, вузам сейчас требуется срочно диверсифицировать численность приема на все специальности, в том числе и на от-

72,79 72,63 72,85 73,18 73,47 73,03

74,22

68,04

66,02 65,83 65,91

66

31 66,38 66,98

67,39

59,51 59,54 59,97 59,89

60,75 61

дельные инженерные специальности с учетом действительной потребности кадров для соответствующего региона.

В 2008 г. Чувашский госуниверситет в целях совершенствования структуры подготовки кадров с высшим образованием значительно сократил прием по социально-гуманитарным специальностям. Так, если в 2007 г. на первый курс экономического факультета по дневной форме обучения было принято 433 человека, то в 2008 г. - 265, т.е. в 1,6 раза меньше. На юридический факультет ЧГУ в 2007 г. принято 184 человека, а в 2008 г. - 84, т.е. в 2,3 раза меньше. Приём сократился на исторический и филологический факультеты в 1,7 раза по сравнению с приемом в 2007 г.

Однако неполное использование научного потенциала образовательных учреждений, в первую очередь вузов, снижает возможности инновационного развития региона.

В плане интеграции ЧГУ имеет положительный опыт. Заключен ряд договоров о совместной деятельности с предприятиями, заинтересованными в расширении сотрудничества и кооперации для целенаправленной подготовки и переподготовки специалистов («ВНИИР», «Чувашкабель», «Связьин-форм», «Промтрактор», «АББ-Автоматизация», «Бреслер», «ТГК-5», «АВС Холдингс» и др.). Договоры направлены на определение приоритетов в научно-технической деятельности и развитие современных технологий, а также на организацию подготовки по новым специализациям и образовательным программам, программам переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров. Так, например, в рамках договоров на ряде предприятий эффективно функционируют учебные инновационные комплексы и филиалы кафедр Чувашского государственного университета с предоставлением площадей и оборудования, адресных производственных практик, стажировок, тем совместно выполняемых НИР. Осуществляется обмен высококвалифицированными кадрами посредством привлечения ученых на предприятия и специалистов предприятий на кафедры ЧГУ для чтения лекций по дисциплинам специализаций, спецкурсов, участия в ГАК. 68 специалистов с производства ведут учебные занятия в университете по совместительству. Ряд кафедр возглавляют представители руководящего состава промышленных предприятий.

Представляется целесообразным распространить опыт предприятий по организации учебно-производственных комплексов и филиалов выпускающих кафедр на предприятиях, проведению инженерных стажировок и профессионально-технического обучения студентов рабочим профессиям, адаптирующего их к условиям будущей работы.

Результаты завершенных инновационных разработок и хоздоговорных НИР внедряются учеными в производство. Так, в 2008 г. в ЧГУ создан инженерный центр механоэлектроники в рамках договоров с научно-производственными предприятиями гг. Казани и Кирова.

Однако далеко не все работодатели плотно работают с учреждениями профобразования по подготовке кадров для нужд собственного производства. Если сегодня западные компании тратят около 10% фонда заработной платы на профессиональное обучение, инвестируя средства в целевые образовательные программы, то российские компании не заинтересованы вкладывать средства в учебные заведения, поскольку отсутствуют какие-либо юридические гарантии закрепления молодых кадров на производстве и их могут просто перекупить более платежеспособные конкуренты.

В связи с этим можно рекомендовать региональным органам государственной власти рассмотреть вопрос о разработке правовой базы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, учебных заведений и предприятий в рамках региональной компетенции по целевой подготовке специалистов и целевому приему студентов.

Одним из направлений совершенствования подготовки кадров является введение многоуровневой подготовки в высших учебных заведениях. Так, Чувашский государственный университет еще 15 лет назад начал внедрение инновационной многоуровневой системы подготовки кадров, представляющей собой сегодня эффективную комбинированную модель обучения бакалавров, специалистов и магистров. Данная система позволяет задействовать потенциал для высоких технологий. Магистерские программы, основанные на индивидуальных планах, реализуются и осваиваются на самих предприятиях-за-казчиках в течение 1,5-2 лет, обеспечивая качественную специализированную подготовку по инновационным технологиям и открывая путь органичному совмещению гарантированной работы магистрантам на производстве и выполнению ими НИР по реальной тематике, непосредственно связанной с деятельностью предприятий.

Кроме того, со всей актуальностью встал вопрос о необходимости интеграции вузов, имеющих развитую материально-техническую и учебно-лабораторную базу, с учреждениями среднего специального и начального профессионального образования. Представляется, что такого рода объединение учреждений разных ступеней профессионального образования в рамках масштабного комплекса - одно из инновационных направлений совершенствования подготовки кадров для реального сектора экономики.

На современном этапе в связи с быстрым изменением технологий вузы вынуждены гораздо чаще, чем в прошлые годы, модернизировать материальнотехническую и учебно-лабораторную базу и поэтому не могут обеспечить в полном объеме требуемое ее состояние. Кроме того, важно более активное непосредственное участие руководителей и специалистов предприятий в определении набора и содержания дисциплин, изучаемых студентами и учащимися.

Исходя их этого работодатели, заинтересованные в кадрах по новым технологиям, должны совместно с вузами разработать учебные планы и программы дисциплин цикла профессиональной подготовки, предусмотрев долевое финансирование учебного процесса в части укрепления материальнотехнической базы, поддержки целевых магистрантов и оплаты труда высококвалифицированных преподавательских кадров из числа специалистов предприятий и вузов.

Ещё одной инновационной мерой, стимулирующей вузы ориентировать учебно-научный процесс на конкретное производство, является учреждение предприятиями научно-образовательных грантов для размещения их на конкурсной основе среди выпускающих кафедр, обеспечивающих профильную подготовку специалистов и проведение НИР по заказам предприятий.

Для закрепления кадров в организациях реального сектора экономики требуется разработать и внедрить отраслевые системы социально-культурных и материальных мер (выплата премиальных вознаграждений, отбор талантливых студентов для последующего трудоустройства на предприятиях и др.).

В регионах должна систематически проводиться работа по мониторингу и оптимизации спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Эта задача особо актуализируется в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Литература

1. Материалы к Посланию Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики. Чебоксары, 2008. 48 с.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2008. 6 ноября.

3. Сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru.

4. Успехи Чувашии - в инициативе каждого. Послание Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики и народу Чувашии // Советская Чувашия. 2008. 17 декабря.

КУРАКОВ ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ родился в 1976 г. Окончил Чувашский государственный университет. Доктор экономических наук, профессор, директор финансово-экономического института Чувашского университета. Область научных интересов - управление социальной сферой. Автор 159 научных публикаций.

АЛЕКСАНДРОВ АНдРеЙ ЮРЬЕВИЧ. Родился в 1966 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, начальник отдела социального развития Чувашского университета. Область научных интересов - экономика и управление системой образования. Автор более 40 научных работ.

КУРАКОВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ родился в 1982 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, доцент, докторант Чувашского университета. Область научных интересов - прогнозирование социально-экономического и инновационного развития регионов. Автор более 142 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.