Научная статья на тему 'Инновационные основы развития системы образования как структурной составляющей социальной сферы'

Инновационные основы развития системы образования как структурной составляющей социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кураков В. Л.

В статье рассмотрены вопросы реформирования и модернизации системы образования как одной из структурных составляющих социальной сферы России. Представлены материалы по организации и проведению эксперимента ЕГЭ-ГИФО в Чувашской Республике (в частности, в Чувашском госуниверситете), результаты их анализа и научного обоснования. Значимость реформирования такой важной отрасли социальной сферы, какой является система образования, обусловливается необходимостью повышения качества и доступности образования всех граждан и подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с новыми требованиями различных отраслей экономики страны. Формирование рационального механизма стратегического развития системы образования должно основываться на конституционном праве граждан на образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные основы развития системы образования как структурной составляющей социальной сферы»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СТРУКТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В.Л. Кураков, докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

В статье рассмотрены вопросы реформирования и модернизации системы образования как одной из структурных составляющих социальной сферы России. Представлены материалы по организации и проведению эксперимента ЕГЭ-ГИФО в Чувашской Республике (в частности, в Чувашском госунивер-ситете), результаты их анализа и научного обоснования. Значимость реформирования такой важной отрасли социальной сферы, какой является система образования, обусловливается необходимостью повышения качества и доступности образования всех граждан и подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с новыми требованиями различных отраслей экономики страны. Формирование рационального механизма стратегического развития системы образования должно основываться на конституционном праве граждан на образование.

The article deals with problems of reforming and modernizing the system of education as one of the structural constituents of the social sphere of Russia. The materials on arranging and conducting the experiment with the Unified State Exam (ЕГЭ) - the State Individual Financial Certificate (ГИФО) in Chuvash Republic (in particular, in Chuvash State University), results of their analysis and scientific interpretation have been submitted. The significance of reforming such an important branch of the social sphere as the education system is stressed by the necessity to improve the quality and access to education for all citizens, and training highly qualified specialists in accordance with new requirements of various branches of the country’s economy. Forming of a rational mechanism of strategic development of the education system is to be based on the constitutional right of citizens to recieve education.

Формируемый механизм стратегического развития такой структурной составляющей социальной сферы, как образование, в своей направленности взаимодействующих элементов должен руководствоваться поставленными для решения задачами и целями развития образования. Такими целями и задачами в системе образования выступают:

— воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

— обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам на рынке труда;

— организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

— подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных спе-

© В.Л. Кураков, 2003

циалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

2001 г. можно назвать первым годом рационализации механизма стратегического развития образования. Об этом может свидетельствовать следующее: учреждения профессионального образования впервые получили существенные средства на приобретение учебно-лабораторного оборудования, на капитальный ремонт, развитие библиотек, обеспечение производственных практик, организацию летнего отдыха и оздоровление учащихся. В основном разрешена и многолетняя проблема оплаты коммунальных услуг.

Приоритетность стратегического развития образования в 2001 г. проявилась и в том, что при общем сокращении в три раза количества федеральных целевых программ были не только сохранены все программы в области образования и молодежной политики, но и приняты такие новые федеральные целевые программы, как «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», «Патриотическое воспитание граждан Россий-

111!111Й1И1!Ш № 2,

ской Федерации» и «Развитие единой образовательной информационной среды».

В стратегическом периоде возрастает роль образования в развитии экономики. Располагая ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательную структурную составляющую социальной сферыг в качестве стратегического приоритета, так как инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех сфер национальной экономики.

За последние 10 лет высшая школа была почти полностью переведена на принципиально иную, отличающуюся от прежней систему финансирования и инвестирования. Несмотря на преобладание государственной формы собственности, вузы финансировались собственником практически только на удовлетворение самых необходимых текущих потребностей. Значительная часть учебных заведений в сложившихся условиях смогла самостоятельно найти источники финансирования инвестиционных программ, доказав свою способность не только подготавливать кадры, отвечающие новым требованиям, но и соответствовать новым экономическим условиям. Актуальность данных процессов обусловливается и тем, что освоение вузами рыночных отношений происходит в условиях важного этапа технологической революции. Многие вузы, активно привлекая инвестиции, уже доказали свою способность работать как полноценные экономические субъекты. В настоящее время в сфере финансирования образовательного процесса наблюдается тенденция существенного уменьшения самостоятельности вузов при распоряжении денежными средствами, заработанными самими учебными заведениями. В связи с этим инвестиционный процесс становится единственной реальной возможностью развития системы высшего образования.

Рассматривая возможности привлечения дополнительных средств в систему образования, следует отметить, что в условиях недостатка бюджетных средств возрастает роль внебюджетных источников финансирования. Внебюджетные источники являются дополнительными, а

не заменяющими по отношению к бюджету. Объем внебюджетных поступлений определяется рыночной конъюнктурой и возможностями учебных заведений по их привлечению (наличие кадрового и материально-технического потенциала, возможность отвлечения финансовых ресурсов от учебного процесса для целей получения дополнительных доходов). Согласно законодательству в области образования образовательные учреждения имеют право осуществлять практически все виды приносящей доходы деятельности, за исключением запрещенных соответствующим законом.

При создании механизма стратегического развития образования необходимо учитывать также и значительные демографические изменения. В 2000— 2003 гг. прогнозируется рост количества выпускников из общеобразовательной школы. В период 2004—2008 гг. произойдет существенное сокращение числа учащихся в общеобразовательной школе (с 2008 г. это коснется и высших учебных заведений). Если в 1999 г. это число было равно 21 млн, то в 2008 г. оно составит только 14 млн.

Мероприятия в рамках механизма стратегического управления образованием, направленные на рационализацию сети учебных заведений, затрагивают такую эффективную форму реализации непрерывного образования и организации результативных научных исследований и прикладных разработок, какой являются университетские комплексы.

Одним из инициаторов и первых основателей единого университетского комплекса выступил Чувашский государственный университет (ЧГУ). Если в 1990 г. на 10 000 населения в Российской Федерации приходилось 190 студентов, то в Чувашской Республике — 144. Почти половину населения Чувашской Республики составляют жители сельской местности и малых городов. К 1990 г. создалось такое положение, что выпускники сельских школ вместе с выпускниками школ малых городов в вузах республики составляли лишь около 20 % студентов. Данные неблагоприятные тенденции содействовали тому, что коллектив университета принял решение о создании университетского комплекса, раз-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

работке интегрированной, социально ориентированной системы образования в вузе.

Уникальность формируемой системы стратегического планирования развития университета заключалась в решении устранить такие негативные тенденции образования, как отсутствие возможности обучения в высшем учебном заведении способных и одаренных детей из сельской местности и небольших, удаленных от центра городов.

Механизм стратегического планирования развития ЧГУ подтвердил свою жизнестойкость и стал предметом обсуждения в Министерстве образования Российской Федерации. В течение 1992— 2002 гг. Чувашский государственный университет значительно расширил свою интеграционную структуру, открыв 4 филиала, 3 региональных научно-образовательных центра, 2 учебно-консультационных пункта, гимназию, 16 лицейских классов, Академию юных менеджеров, Школу будущего инженера, центры довузовской подготовки учащихся в 21 районе республики.

Необходимость организации интегрированных структурных подразделений, исходя из стратегического планирования развития университета, обусловлена прежде всего стремлением наиболее полно удовлетворить образовательные запросы граждан республики, создать для этого условия как в материально-техническом, так и в социальном отношении.

Открытие филиалов Чувашского гос-университета позволяет вместе с этим решать и такие социальные и экономические проблемы республики, как уменьшение оттока молодежи из сельской местности; создание новых рабочих мест (учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал); приближение образования к месту проживания студентов; сокращение материальных затрат студентов на питание, транспорт, проживание; возможность повышения квалификации для специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование, на базе филиалов.

Деятельность научно-исследовательских (инновационных) университетов должна быть направлена на обеспечение приоритетного развития научных иссле-

дований по актуальным направлениям экономики, техники и технологий, подготовку соответствующих кадров.

Цель создания инновационныгх университетов на интегрированной основе — обеспечить условия интенсивного развития приоритетные научныгх исследований и подготовки соответствующих специалистов. На наш взгляд, проблемы формирования таких инновационных университетов должны решаться индивидуально. При этом решения необходимо принимать на уровне Правительства Российской Федерации.

Система стратегического планирования развития Чувашского государственного университета в своей основе ориентирована на то, чтобы кардинальным образом улучшить научное и учебно-методическое обеспечение процессов рационализации образования.

Развитию стратегического планирования Чувашского государственного университета, повышению реальности достижения необходимых ориентиров результативности могут способствовать задачи, которые предстоит решить Министерству образования Российской Федерации в 2002—2003 гг. в области профессионального образования.

Основой для равных условий доступа и получения качественного образования являются мероприятия по созданию системы объективного и достоверного контроля знаний выпускников учебных заведений и независимой системы аттестации учебных заведений, для чего предусматривается проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), который призван обеспечить равные условия для всех выпускников школы и всех абитуриентов. Использование результатов единого государственного экзамена в качестве основания для зачисления абитуриента в вуз обеспечивает равные возможности для поступления всем учащимся независимо от их места жительства и уровня доходов семьи.

В 2002 г. Чувашская Республика участвовала в эксперименте ЕГЭ-ГИФО. Это является расширением тех нововведений в организацию приема студентов в высшие учебные заведения, которые были начаты в 2001 г. в вузах РФ в рамках эксперимента по ЕГЭ.

11111111111* № 2,

В эксперименте по ЕГЭ-ГИФО в Чувашской Республике приняли участие 445 общеобразовательных школ, 10 вузов и 17 ссузов. Все выпускники общеобразовательных учреждений прошли испытания по математике в форме ЕГЭ в июне (первыгй этап) 2002 г. По 8 предметам (русский язык, физика, биология, химия, география, история, обществозна-ние, чувашский язык) учащиеся сдавали итоговый экзамен по выбору. Кроме того, были проведены второй этап ЕГЭ в июле для абитуриентов дневной формы обучения высших и средних специальных учебных заведений и третий этап в августе для абитуриентов заочных отделений высших и средних специальных учебных заведений.

Эксперимент по ЕГЭ вызвал значительное увеличение конкурса абитуриентов. Это обусловлено, в частности, тем, что эксперимент позволил абитуриентам одновременно подавать заявления не только на разные специальности одного вуза, но и в разные вузы. Были абитуриенты, которые только в Чувашский государственный университет подали заявления на 10 и более специальностей. Данный факт свидетельствует о расширении доступа к получению высшего и среднего профессионального образования на основе ЕГЭ.

В 2002 г. в связи с участием Чувашского государственного университета в эксперименте по ЕГЭ-ГИФО зачисление на I курс ЧГУ проходило только по результатам ЕГЭ с присвоением каждому абитуриенту определенной категории ГИФО.

Приказом Министерства образования РФ были утверждены ГИФО на 2002 г.:

I категория — 14 500 руб.;

II категория — 7 500;

III категория — 3 900;

IV категория — 2 800;

V категория — 1 200 руб.

На основе анализа результатов зачисления на I курс ЧГУ в 2002 г. необходимо отметить следующее.

1. Из всех студентов, зачисленных в университет по очной форме без оплаты обучения (1 702 чел.), I категорию ГИФО получили 336 чел. (19,7 %), II категорию — 1211 чел. (71,2 %), другие категории получили около 9 % абитуриентов,

зачисленных в ЧГУ. На места без оплаты обучения по результатам профильных ЕГЭ поступили 163 медалиста (9,7 % от зачисленных), при этом всего было подано 2 065 заявлений от медалистов и лиц, имеющих диплом с отличием о среднем профессиональном образовании. Несмотря на то что зачисление проводилось только по результатам ЕГЭ, доля студентов, поступивших в университет из сельской местности на основе ГИФО без оплаты обучения, осталась практически на уровне прошлых лет с небольшим уменьшением: по бюджету зачислено 50,3 % из города и 49,7 % из сельской местности. Такой результат стал возможным, в частности, благодаря инновационной деятельности Чувашского государственного университета в области образования за последние 10—12 лет.

Чувашский государственный университет, активно участвуя в 2002 г. в эксперименте по ЕГЭ-ГИФО, продолжил дело по совершенствованию организации целевого приема студентов на I курс для обеспечения фактического равенства поступления в вуз на места, финансируемые из федерального бюджета, содействия государственным и муниципальным органам в подготовке кадров для решения социально-экономических проблем регионов. ЧГУ, осознавая свою высокую ответственность за состояние общества и его социально-экономическое развитие, широко использует в своей деятельности целевой прием студентов на I курс. В 2002 г. Чувашский государственный университет заключил договора о целевом приеме с 50 государственными и муниципальными органами, причем не только из Чувашской Республики, но и из сопредельных республик и областей с компактным проживанием чувашской диаспоры. По целевому приему в ЧГУ в 2002 г. по очной форме обучения поступили 554 чел. (претендовали — 1 285 чел.), что составляет 32,5 % от всех зачисленных на бюджетной основе.

С оплатой обучения по очной форме подготовки всего зачислены 902 чел. (в том числе 893 чел. с категориями ГИФО, 3 чел. без присвоения категории ГИФО и 6 чел. без ГИФО), что составляет 34,6 % всех зачисленных по данной форме обучения в университет. Среди зачис-

ленных с оплатой стоимости обучения основная часть студентов — 642 чел. (71,2 %) — имеют II и III категории ГИФО.

2. По вечерней форме обучения зачислены 263 чел. (из них 260 чел. с категориями ГИФО и 3 чел. без ГИФО), в том числе без оплаты обучения 118 чел., что составляет 44,9 % всех зачисленных в университет по данной форме обучения. Среди зачисленных без оплаты обучения основная часть студентов — 80 чел. (67,8 %) — имеют I, II и III категории ГИФО. С оплатой обучения по вечерней форме зачислены 145 чел. (55,1 %), основная часть которых (112 чел. — 77,2 %) имеет II и III категорию ГИФО.

3. По заочной форме обучения зачислены 1 200 чел. (из них 1 177 чел. с категориями ГИФО, 19 чел. без присвоения категории ГИФО и 4 чел. без ГИФО), в том числе без оплаты 929 чел., что составляет 77,4 % всех зачисленных по данной форме обучения в университет. Среди зачисленных без оплаты обучения основная часть студентов 675 чел. (72,7 %) имеют I, II и III категории ГИФО. С оплатой обучения по заочной форме зачислены 271 чел. (22,5 %), основная часть которых (211 чел. — 77,9 %) имеет III категорию ГИФО.

Необходимо также подчеркнуть, что в 2002 г., как и в прошлые годы, хорошие результаты показали выпускники гимназии и лицейских классов ЧГУ, которые были созданы в результате инновационной деятельности вуза.

В 2002 г. 97,0 % выпускников гимназии и лицейских классов ЧГУ стали студентами высших учебных заведений, а 2,2 % — учащимися средних специальных образовательных учреждений. Ряд выпускников довузовских образовательных учреждений ЧГУ поступили в другие вузы страны.

Особое внимание следует обратить также на такую положительную сторону эксперимента по ЕГЭ-ГИФО, как зачисление на места с оплатой обучения. В соответствии с постановлением Правительства РФ в университет на все специальности и направления подготовки по всем формам обучения, включая места с оплатой обучения, зачисление проводилось по результатам ЕГЭ,

что, без сомнения, способствовало качественному набору студентов на I курс.

Если в 2001 г. в эксперимент по ЕГЭ в Чувашском государственном университете полностью были включены 6 специальностей, а 13 специальностей и 6 направлений подготовки были задействованы в эксперименте частично, то в 2002 г. в связи с участием Чувашского госуни-верситета в эксперименте по ЕГЭ-ГИФО зачисление на I курс ЧГУ на все факультеты по всем специальностям и направлениям подготовки (55 специальностей, 13 направлений подготовки бакалавров и 14 направлений подготовки дипломированных специалистов) проходило только по результатам единых государственных экзаменов с присвоением каждому абитуриенту определенной категории ГИФО.

Анализ результатов экзаменационных сессий у студентов, обучающихся по специальностям и направлениям подготовки, на которые прием на I курс в 2002 г. осуществлялся только на основе единых государственных экзаменов по всем дисциплинам, вынесенным в качестве вступительных испытаний, показывает, что абсолютная успеваемость студентов I курса в 2002/03 учебном году на 13 факультетах улучшилась по сравнению с 2001/02 учебным годом, а на 9 факультетах она снизилась. При этом на 5 факультетах абсолютная успеваемость увеличилась более чем на 10 %, и только на одном факультете она снизилась более чем на 10 % (таблица). Абсолютная успеваемость увеличилась больше всего на физико-техническом факультете (22,1 %) и уменьшилась больше всего на педиатрическом факультете (12,9 %).

Качественная успеваемость студентов I курса в 2002/03 учебном году на 16 факультетах улучшилась по сравнению с 2001/02 учебным годом, а на 6 факультетах она снизилась. При этом на 10 факультетах качественная успеваемость увеличилась более чем на 5 %, и на 5 факультетах она снизилась более чем на 5 %. Качественная успеваемость увеличилась больше всего на строительном факультете (38,0 %) и уменьшилась больше всего на факультете журналистики (35,3 %).

Анализ результатов эксперимента по ЕГЭ-ГИФО в Чувашском государствен-

№ 2,2003

Анализ итогов зимних экзаменационных сессий студентов I курса, обучающихся в ЧГУ (прием в 2001/02 г. на все факультеты проводился только по результатам ЕГЭ)

Факультет Абсолютная успеваемость, % Качественная успеваемость, %

2001/02 2002/03 2001/02 2002/03

Математический 90,4 82,8 36,5 39,7

Физико-технический 74,0 96,1 35,0 35,3

Химико-фармацевтический 84,6 78,1 58,5 42,5

Информатики и вычислительной техники 88,0 89,6 43,0 51,9

Машиностроительный 81,3 74,1 22,7 31,9

Строительный 82,5 98,6 13,5 51,1

Журналистики 93,1 100 91,0 55,7

Юридический 94,0 97,1 66,0 70,7

Экономический 96,2 90,7 79,4 74,7

Педиатрический 92,3 79,4 54,1 54,5

ном университете в 2002 г. позволяет судить о необходимости дальнейшего продолжения эксперимента в целях совершенствования системы аттестации учащихся и их отбора при поступлении в высшие, средние и начальные профессиональные образовательные учреждения, а также совершенствования системы финансирования высших учебных заведений Российской Федерации.

Приведенный выше обзор реализуемых и планируемых к реализации в ближайшее время мероприятий не перекрывает всего комплекса проблем системы образования.

Кроме того, многие проблемы не могут быть решены в рамках системы, поскольку полностью или частично относятся к компетенции других федеральных органов исполнительной власти либо законодательных органов федерального уровня и уровня субъектов Федерации и, следовательно, должны решаться на основе совместных действий.

Оценивая в целом результаты ЕГЭ положительно и осознавая важность объективного проведения эксперимента, приемная комиссия ЧГУ считает необходимым участие Чувашского государственного университета в эксперименте

и в 2003 г. Одновременно следует обратить внимание ГЭК ЧР по проведению ЕГЭ на необходимость повышения объективности оценки знаний выпускников школ, более четкой организации вступительных испытаний в форме ЕГЭ на втором и третьем этапах (в июле—августе), улучшения технологий рассмотрения апелляций и информационного обеспечения хода ЕГЭ, совершенствования контрольно-измерительных материалов, создания республиканской базы данных абитуриентов, поступающих в вузы ЧР, участвующие в эксперименте по ЕГЭ, обеспечения своевременной выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ.

Процессы, сопровождающие трансформацию социально-экономических отношений и реформирование социальной сферы России, отразятся на уровне и качестве жизни каждого гражданина страны. В связи с этим инновационность подходов в данном направлении должна быть обязательно основана на практическом опыте прошлых лет с учетом всех позитивных и негативных моментов, с вероятной оценкой социальных последствий проводимых мероприятий, с учетом опыта промышленно развитых и социально ориентированных государств.

Поступила 15.05.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.