Научная статья на тему 'Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова четыре десятилетия в истории'

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова четыре десятилетия в истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова четыре десятилетия в истории»

40 лет

Чувашскому государственному университету имени И.Н. Ульянова 1967-2007

ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.Н. УЛЬЯНОВА -ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ В ИСТОРИИ

Кураков Лев Пантелеймонович, ректор, доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии образования

В 1958 г. в г. Чебоксары для подготовки высококвалифицированных кадров был открыт вечерний филиал Горьковского политехнического института. В 1961 г. на его базе был образован Волжский филиал Московского энергетического института, а в 1967-м - Чувашский государственный университет, которому постановлением Совета Министров РСФСР от 30 ноября 1967 г. присвоено имя И.Н. Ульянова - педагога-демократа, видного просветителя, стоявшего у истоков просвещения народов Поволжья.

Университет сначала состоял из четырёх факультетов - электротехнического, электрификации промышленности, историко-филологического и общетехнического. Затем дополнительно были открыты химический, медицинский, экономический, физико-математический, строительный и другие факультеты.

Непосредственное участие в организации университета приняли руководители республики: С.М. Ислюков, Н.И. Викторов, Н.А. Вороновский, Н.Е. Егоров, К.Ф. Ефремов, М.В. Зайцев, Г.П. Ковалёв, И.П. Прокопьев, П.А. Чичикин.

Сложно переоценить вклад в становление университета коллектива Волжского филиала МЭИ, возглавляемого А.А. Фёдоровым. Большую помощь в формировании научных направлений и развитии учебно-материальной базы, налаживании творческих связей оказали Московский и Казанский государственные университеты. Из КГУ были направлены доктора наук, профессора С.Ф. Сайкин (первый ректор), С.А. Абруков, ставший проректором по научной работе. Значительный вклад в становление ЧГУ внёс перешедший из ВФ МЭИ А.К. Аракелян, назначенный проректором по учебной работе. Из Горьковского медицинского института была направлена в Чебоксары доктор медицинских наук, профессор В.В. Амосова, декан медицинского факультета в 1968-1985 гг. Вместе с группой преподавателей историко-филологического факультета Чувашского педагогического института в университет перешли такие видные ученые, как профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР М.Я. Сироткин, про-

фессора С.П. Горский, В.Г. Егоров, из Чувашского научно-исследовательского института - И.Д. Кузнецов, что в немалой степени способствовало становлению кадрового корпуса университета. Университет создавался при активной поддержке промышленных предприятий Чувашии.

Много сделали для развития университета деканы факультетов Г.Н. Ахме-ев, А.В. Бурашников, Н.Д. Козлов, А.И. Коротков, М.М. Михайлов, Г.Н. Николаев, С.В. Покровский. Все преподаватели и сотрудники университета, усилиями которых создавался и развивался вуз, заслуживают самых добрых слов и искренней благодарности.

В 1968/69 учебном году в университете была открыта аспирантура вначале по 7 специальностям, к середине 1980-х годов их количество достигло 17. В 7080-х годах в университете функционировал Совет по защите кандидатских диссертаций по экономическим наукам. К концу 90-х годов было уже 13 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Со строительством Чебоксарского завода промышленных тракторов связано открытие в 1973 г. машиностроительного факультета. Бурное развитие строительного комплекса республики вызвало необходимость организации в 1978 г. строительного факультета.

В том, что ЧГУ стал известным вузом с развитой инфраструктурой, немалая заслуга второго ректора университета П.А. Сидорова. К середине 80-х годов значительно возросли количественный и качественный показатели кадрового состава и контингента студентов ведущего вуза республики. На 9 факультетах по 22 специальностям обучались свыше 10 тысяч студентов.

Благодаря открытию университета Чувашская АССР смогла успешно решить кадровые проблемы, возникшие при создании Чебоксарской ГЭС и тракторного завода, Новочебоксарского химкомбината, а также при значительном расширении масштабов промышленного и гражданского строительства.

В 1990 г. состоялись первые альтернативные выборы ректора университета, был сформирован новый состав Ученого совета, проведена работа по преобразованию структурных подразделений вуза, укреплению кадрового состава ученых и преподавателей, активно стал использоваться новый хозяйственный механизм.

Перестройка, поспешная либерализация экономики не могли не затронуть сферу образования. Была разрушена система довузовской подготовка, сократилась доля молодежи из отдаленных районов, малых городов, сел и деревень в общей численности студентов университета. Необходимо было срочно исправить это положение, обратиться к опыту чувашского просветителя И.Я. Яковлева. В начале 90-х годов Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова пошел на неординарный эксперимент по созданию инновационной социально ориентированной модели интегрированного образования. Опираясь на организационные механизмы, используя внебюджетные средства, собственную научную методологию и методику оценки перспектив регионального социальноэкономического развития, учитывая демографические показатели, университет открыл в малых городах, селах, отдаленных регионах филиалы, представительства, довузовские инновационные образовательные структуры. Они становились центрами притяжения для тех, кто стремился к знаниям, помогали детям из малообеспеченных семей хорошо подготовиться к поступлению в вуз, получить высшее профессиональное образование.

В настоящее время Чувашский государственный университет является одним из ведущих высших учебных заведений России, научно-образовательным и культурным центром Приволжского федерального округа Российской Федерации, имеет высокий рейтинговый показатель среди национальных уни-

верситетов. В университете ведется подготовка как по традиционно университетским, так и по техническим, экономическим, медицинским и другим специальностям.

В 1990-2000-х годах открыты новые факультеты: географический; дизайна и компьютерных технологий; журналистики; информатики и вычислительной техники; искусств; исторический; лечебный; математический; педиатрический; права, управления и повышения квалификации; радиоэлектроники и электроники; стоматологический; управления и психологии; физико-технический; филологический; чувашской филологии и культуры; экономики и менеджмента; юридический и др.

Сегодня в университете функционируют 25 факультетов. С 1993 г. в университете действует институтская структура и большинство факультетов объединены в учебные институты: медицинский, технический, финансово-экономический, юридический.

Осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров по 13 направлениям бакалавриата, 56 специальностям, 5 магистерским программам. За годы существования университет подготовил более 60 тыс. специалистов.

Наряду с классическими в университете открыты современные специальности: «Финансы и кредит», «Менеджмент организации», «Управление качеством», «Радиотехника», «Дизайн», «Сестринское дело», «Журналистика», «Перевод и переводоведение», «Вычислительные машины, комплексы и сети», «Прикладная информатика (в экономике)» и др. Появление новых специальностей и увеличение численности студентов привели к открытию новых кафедр. Сегодня в ЧГУ функционируют 143 кафедры.

Университет объединяет около 24 000 преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и ординаторов. Если в первом учебном году в университете насчитывалось 6 докторов и 54 кандидата наук, то в 2007 г. их стало соответственно 120 и более 600.

В организации учебного процесса университет следует концепции непрерывности и интеграции всех видов образования: довузовской, вузовской и послевузовской подготовки специалистов. В целях реализации этой концепции, решения проблемы подготовки специалистов и развития интеллектуального потенциала малых городов и отдаленных районов республики была разработана оригинальная модель развития университетского комплекса. В настоящее время функционируют три филиала: в городах Алатырь, Канаш и селе Батырево. Во всех сельских районах Чувашской Республики открыты центры довузовской подготовки учащихся сельских школ и сельской молодежи в рамках школы будущего инженера. В 1994 г. при университете открыта гимназия-интернат для одаренных детей из сельских районов Чувашской Республики. При университете работают шестнадцать лицеев и лицейских классов в сельских районах республики. В образовательных учреждениях университета проводят занятия и читают специальные курсы по различным дисциплинам ведущие профессора и преподаватели вуза. В чГу ведётся подготовка специалистов для Чукотского автономного округа, Кировской области, Республики Марий Эл, обучаются студенты из 60 субъектов РФ.

Коллектив вуза с удовлетворением воспринял предложенный Президентом РФ В.В. Путиным национальный проект «Образование» и активно включился в его реализацию. Деятельность Чувашского государственного университета органично вписывается в концепцию системы образования, предложенную Президентом Чувашской Республики, почетным академиком РАО Н.В. Федоровым, изложенную в программе «Новая школа». Один из основных принципов данной концепции - создание условий для улучшения качества и расширения доступности высшего образования. Н.В. Федоров, говоря о «чувашской модели образо-

вания», поставил следующую задачу: «Сосредоточить ресурсы, чтобы помогать всем, кто учится, кто хочет учиться».

Большое внимание в университете уделяется совершенствованию учебного процесса в соответствии с потребностями рыночной экономики и основными тенденциями развития науки и техники. Делается акцент на развитие студенческого самоуправления, самостоятельность и инициативу студенческих организаций, совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие творческих способностей будущих специалистов путем формирования исследовательских умений как в рамках традиционного учебного процесса, так и модернизации методики проведения занятий, использования новых информационных технологий. В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по всем специальностям и направлениям составлены новые учебные пла-ны.В учебный процесс внедряются инновационные формы проведения учебных занятий. Это проблемные лекции с элементами опорных конспектов, использование на лекциях компьютерной, кино- и видеотехники, деловые и ролевые игры, проблемно-логические задания-семинары, диспуты, дебаты, круглые столы, клинические конференции и др.

Университет оснащен вычислительной техникой (1 персональная ЭВМ на 7 студентов). С 1998 г. функционирует центр Интернет. В состав центра входят восемь классов открытого доступа, которые ежедневно посещают более 600 пользователей. Кроме того, к Интернету подключены кафедры и иные структурные подразделения университета.

С 2001 г. ЧГУ участвует в эксперименте по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2002-2004 гг. вуз принял участие в эксперименте по государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО). В вузе организована научная лаборатория для анализа результатов ЕГЭ и ГИФО. Многие предложения университета по совершенствованию организации ЕГЭ учтены Министерством образования и науки РФ и Федеральным агентством по образованию при разработке федеральных нормативных правовых актов по вопросам приема в высшие учебные заведения страны.

В распоряжении преподавателей, студентов, аспирантов и других обучающихся прекрасные читальные залы учебной, научной и периодической литературы, расположенные в отдельном 9-этажном библиотечном корпусе. Фонд научной библиотеки насчитывает более 1,8 млн единиц хранения.

Издательская деятельность вуза напрямую связана с реализацией задачи обеспечения учебного процесса и развития научного потенциала. Ежегодно в ЧГУ выходит в свет 350-380 учебно-методических и научных изданий. По количеству наименований издаваемой литературы ЧГУ входит в число 10 лучших вузов России.

С 1995 г. издается научный журнал «Вестник Чувашского университета», где публикуются статьи по актуальным проблемам в области гуманитарных, естественных и технических наук, обзоры, рецензии. В нем широко представлен региональный аспект научного потенциала региона и страны в целом. Всего с 1995 г. по ноябрь 2007 г. вышло 32 номера, общий объем публикаций составил 762,55 печатного листа, опубликовано 1340 статей.

В университете издаются федеральные научные журналы «Школа духовности», «Интегральная педагогика», «Культура здоровой жизни». Научные труды ученых ЧГУ по проблемам развития образования публикуются в специальных выпусках журналов «Известия РАО», «Курьер ЮНЕСКО», «Семья в России», «Новый курьер».

В начале 90-х годов Чувашский государственный университет перешел на качественно новый уровень международной деятельности. Первые 24 ино-

странных студента были зачислены в ЧГУ в 1991/92 учебном году. В настоящее время у нас обучаются более 200 студентов, стажеров, соискателей из 30 стран мира. Иностранным студентам предоставляется возможность параллельно получать дополнительное образование на право преподавания русского языка в своих странах. Многие из выпускников продолжают свое обучение в ординатуре и аспирантуре ЧГУ. Все иностранные граждане, выпускники нашего университета, в своих странах успешно выдержали квалификационный экзамен на право ведения практической деятельности.

Вуз уверенно входит в мировой образовательный рынок. В 1997 г. он стал членом Международной ассоциации университетов мира. Это налагает на нас большую ответственность за подготовку специалистов и развитие науки на современном уровне. Здесь очень важным является широкое использование мирового опыта в подготовке специалистов, поэтому необходимо всемерно расширять международные контакты. Преподаватели университета выезжают за границу для чтения лекций и проходят стажировку в ряде вузов зарубежных стран, таких, как США, Швеция, Австрия, Польша, Германия, Индия, Испания. Университет приглашает иностранных специалистов для чтения лекций. Студенты университета слушают лекции по актуальным проблемам, которые читают преподаватели и известные специалисты из Германии, Австрии, Англии, Италии, ЮАР, Швеции, Словакии, США и других стран.

Активизация деятельности в университете в области международного сотрудничества привела к расширению обмена студентами, обучению наших студентов за рубежом, участию студентов ЧГУ в различных образовательных программах зарубежных стран, таких, как «Акт поддержки свободы», «Консорциум американских университетов», «Айрекс», «АСПРЯЛ».

Расширяются связи со многими зарубежными вузами и научными учреждениями. Университет имеет договоры о сотрудничестве с 27 международными фондами, университетами и организациями, в частности, с Гаагской высшей экономической школой (Нидерланды), Венским (Австрия), Йёнчёпингским техническим (Швеция), Стамбульским (Турция) университетами. В 2002 г. университет получил Международную награду «Золотой слиток». ЧГУ является членом Евразийской ассоциации университетов и Поволжской ассоциации государственных университетов.

В университете созданы научные школы, которые получили широкую известность и охватывают различные проблемы современной фундаментальной науки в области экономики, медицины, истории, филологии, математики, физики, химии, электротехники, машиностроения и др. Ученые университета принимают участие в выполнении ряда государственных научно-технических программ.

В университете имеются аспирантура по 44 специальностям и докторантура по 16 специальностям, в 2007 г. в них обучались свыше 550 аспирантов и докторантов.

Для студентов активно занимающихся научной и общественной работой, учреждено 69 именных и персональных стипендий, которые выплачиваются за счет внебюджетных средств.

В 1990-2000-х годах проведены крупномасштабные работы по укреплению и развитию материально-технической и учебно-лабораторной базы университета. В настоящее время Чувашский государственный университет располагается в 20 учебных корпусах полезной площадью более 120 тыс. кв. м. В 2004 г. сдан в эксплуатацию новый спортивный комплекс, включающий три спортивных зала площадью более 5000 кв. м. В строительство данного объекта университет инвестировал в 2001-2004 гг. свыше 33 млн руб., около 70% из которых - внебюджетные средства вуза.

Большое внимание в университете уделяется социальной защите членов университетского коллектива и формированию культуры здорового образа жизни. Студенческий городок объединяет 8 общежитий, рассчитанных на более чем 3000 мест.

В целях дальнейшего совершенствования медицинского обслуживания обучающихся, сотрудников и преподавателей в 2003 г. открыт Центр здоровья ЧГУ, который функционирует за счет внебюджетных средств вуза. В оборудование этого центра университет вложил более 10 млн руб. Успешно работает санаторий-профилакторий университета на 100 мест. В здании санатория-профилактория произведен капитальный ремонт в 2004-2006 гг., на который затрачено свыше 11,7 млн руб., из них около 60% составляют внебюджетные средства университета.

В 1992 г. за заслуги в научно-педагогической деятельности и большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов университет награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Российской Федерации.

В 2004 и 2005 гг. университет по итогам всероссийских конкурсов, проведенных Независимым общественным советом, в который входили представители Министерства образования и науки РФ, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Союза ректоров России, награжден дипломами лауреата конкурса «Золотая медаль "Европейское качество"» в номинации «100 лучших вузов России».

Университету присвоено почетное звание «Работодатель года» (2004) за осуществляемую вузом социально ориентированную деятельность. Конкурс «Работодатель года» - совместный проект Российского союза промышленников и предпринимателей, Российско-Швейцарского бизнес-клуба, издательского дома «Экономическая газета», Высшего института бизнеса и управления (Швейцария), журнала «Промышленник России», Международного фонда «За высокое качество в деловой практике» (Швейцария).

В 2004-2006 гг. университет по итогам конкурса «Золотая опора» по Чувашской Республике награждался дипломами «Лучший потребитель» за вклад в экономическое развитие, повышение энергетической безопасности региона и выполнение своих обязательств перед энергетиками.

В 2005 г. университет стал победителем V Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в номинации «Образование и наука», организованного Министерством экономического развития и торговли РФ. В 2007 г. университет получил Международные награды «Европейское качество» и «Лучшее предприятие Европы» за достижение высокого качества образовательных услуг в соответствии с европейскими стандартами.

Сегодня можно уверенно констатировать, что многотысячный коллектив Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова вносит весомый вклад в достижение сложной, но благородной цели - превратить Чувашскую Республику в один из наиболее образованных, духовно-нравственно богатых регионов России.

С праздником, дорогие коллеги! Желаю коллективу университета новых успехов в научной и образовательной деятельности, благополучия и процветания!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.