Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты и экономические методы реализации государственной социальной политики'

Стратегические приоритеты и экономические методы реализации государственной социальной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1146
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / SOCIAL SECTOR / SOCIAL POLICY / SOCIAL ORIENTATION OF THE ECONOMY / STRATEGIC PRIORITIES / ECONOMIC METHODS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немашкалова Карина Геннадьевна

В статье рассматривается социальная политика как инструмент регулирования социальных процессов, решения проблем повышения качества и уровня жизни населения, увеличения благосостояния граждан, приоритеты социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PRIORITIES AND ECONOMIC METHODS OF IMPLEMENTATION OF THE STATE SOCIAL POLICY

The paper examines theoretical and practical aspects of social policy as an instrument of social processes control, solving problems of raising quality of life and living standards, increasing citizens’ welfare, social policy priorities.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты и экономические методы реализации государственной социальной политики»

Индивидуализация постсоветской молодежи в сфере морали // Социологические исследования. 2009. № 12.

3. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011. С. 297.

4. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011. С. 292.

5. Горшков М.К. Российский менталитет в социологическом измерении. // Социологические исследования. 2008, № 6; Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008 и др.

6. Гурко Т. А. Алименты; фактор качественного и количественного воспроизводства населения // Социологически исследования. 2008, № 9. С. 111.

7. См.: Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб.: Директ, 2007; Лысова А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях // Социологические исследования. 2008. № 9; Ярская-Смирнова Г.Р, Романова П.В., Антонова Е.П. // Домашнее насилие над детьми: стратегия объяснения и противодействия // Социологические исследования. 2008. № 1.

8. Константинов И.Б. Совершенствование управления социальной защитой населения на основе системного подхода // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2006. № 11. С. 113-114.

9. Черкасская Г.В. Теоретические основы организации и управления системой социальной защиты. Автореф. дисс. ... докт. эконом, наук. СПб, 2010. С. 3.

УДК 351

Немашкалова К.Г., асп.

Стратегические приоритеты и экономические методы реализации государственной социальной политики

В статье рассматривается социальная политика как инструмент регулирования социальных процессов, решения проблем повышения качества и уровня жизни населения, увеличения благосостояния граждан, приоритеты социальной политики.

Ключевые слова: социальная сфера, социальная политика, социальная ориентация экономики, стратегические приоритеты, экономические методы

Важное место в национальной экономической системе занимает социальная сфера, государственная политика в которой предполагает совокупность государственно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, направленных на создание условий для нормального жизнеобеспечения населения. Функционирование рыночного механизма само по себе не гарантирует минимальный необходимый уровень жизни и благосостояния общества, потому в условиях рыночного типа экономической системы приобретает актуальность необходимость проведения социальной политики.

В современной литературе можно встретить много трактовок дефиниции «социальная политика». Так, Социальная энциклопедия под социальной политикой понимает сферу практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряе-

мой обществом системы ценностей. В центре социальной политики должен находиться человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект. Объектами социальной политики служат условия жизни и труда человека, общественные отношения (меж-групповые и межличностные) и социальная структура [1, с. 253].

Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости рассматривает социальную политику в качестве развитой системы перераспределения ресурсов между различными слоями общества и поддержания некоммерческой социально-культурной сферы, а также как систему государственных мер для обеспечения благосостояния и развития населения, повышения уровня жизни и качества его жизни [2, с. 78].

Таким образом, социальная политика представляет собой совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) решений, учитывающих общественное мнение, и направленных на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышение уровня и качества жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений [3, с. 28].

Иными словами, социальная политика охватывает два относительно самостоятельных блока:

- собственно социальную политику, включающую социальную защиту и поддержку населения, развитие сфер деятельности, влияющих на уровень жизни людей;

- социальную политику в широком смысле, охватывающую решения и мероприятия

относительно приоритетных направлений деятельности государства в социальной сфере.

Современное социальное государство в качестве приоритета выделяет создание благоприятных социальных условий жизнедеятельности общества посредством реализации модели социально-ориентированного рыночного хозяйства.

Поэтому основными задачами государственной социальной политики являются:

- развитие человеческого потенциала;

- рост благосостояния и улучшение качества жизни всех социальных групп;

- сокращение масштабов бедности и социальной несправедливости;

- создание благоприятных и равных условий доступа к услугам образования, здравоохранения, обеспечение социальной защиты населения, повышение качества предоставления социальных услуг;

- соблюдение баланса интересов работника, работодателя и государства.

Одним из основных инструментов реализации государственной социальной политики является законодательная база. Общие принципы и направления социальной политики содержатся в нормативных правовых актах государства и разрабатываются законодательной ветвью власти. Конституция России устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека устанавливается, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [4]. Наряду с этим, государственное регулирование развития социальной сферы осуществляется на основе реализации стратегических программ развития отраслей социальной сферы, разработки нормативов и стандартов обеспечения населения социальными услугами, регулирования межбюджетных отношений путем выравнивания минимальной обеспеченности по регионам.

Отечественные ученые относят к социальной политике такие проблемы, как жизненный уровень, благосостояние, доходы населения; сфера труда и трудовых отношений, проблемы занятости населения; социальная защита малообеспеченных и нетрудоспособных групп населения; экологическая политика; отдельные направления развития социальной сферы, в том числе образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта; современная инфраструктура, включая жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание; миграционная политика, а также политика в отношении отдельных адресатов: семьи, молодежи, инвалидов, пожилых и других категорий населения [5].

Отметим, что формирование социальной политики предполагает осуществление ряда действий. Прежде всего, проводится анализ структуры населения в целях выделения и количественного и качественного описания объекта социальной политики. Далее на основе анализа действующей модели социальной политики и выявления проблем ее реализации происходит формирование кратко-, средне- и долгосрочных целей политики в социальной сфере. В результате разрабатывается перечень мероприятий по достижению заявленных целей, определяются источники финансирования, критерии оценки результатов деятельности. Кроме того, в ходе проведения социальной политики постоянно происходит текущий мониторинг, и при необходимости, корректировка направлений деятельности с учетом фактических результатов.

Социальная ориентация экономики - процесс повышения социальной эффективности экономики, усиления ее социальной составляющей, проявляющийся в том, что все большая часть ресурсов общества, мобилизуемых государством, направляется им на различные виды социального страхования, медицинское обслуживание населения, образование, обучение и переквалификацию кадров. Базовыми социальными функциями, отражающими природу социального государства, выступают: 1) социальное обеспечение; 2) социальная защита; 3) сглаживание социального неравенства; 4) обеспечение занятости; 5) предоставление социальных услуг; 6) проведение государственной социальной политики. Причем, несмотря на то, что их выраженность (по активности реализации и по формам проявления) в разных странах различная, тем не менее основным критерием выделения социального государства является наличие у него базовых функций, обеспеченных соответствующими механизмами реализации. Эффективная социальная политика способствует повышению уровня и качества жизни населения и предусматривает координацию действий муниципальных образований при поддержке федерального центра и регионов по всем этим указанным выше направлениям [6, с. 52].

В условиях перехода к устойчивому экономическому развитию важное значение приобретает формирование необходимой социальной инфраструктуры. Однако многолетнее «остаточное» финансово-инвестиционное обеспечение развития социальной инфраструктуры в советское время и выход государства из инвестиционного процесса в сферах социальной экономики на этапе либеральных рыночных преобразований обусловили: маргинальный физический износ и технологическую отсталость имеющихся объектов социальной инфраструктуры; отчуждение их как от бюджетных потоков, так и от потоков дохода крупных корпораций; передачу указанных объектов на баланс наименее обеспеченных собственными доходами муниципальных образований [7, с. 286-287].

При разработке направлений совершенствования социальной политики государства необходимо учитывать, что одним из общепризнанных критериев ее эффективности является соотношение, когда прирост потребления неработающего населения (пенсионеров, детей, безработных) в обязательном порядке должен сопровождаться ростом производительности труда работающих либо вводом в действие ранее законсервированных (при их наличии) избыточных производственных мощностей. Таким образом, увеличение пенсий, пособий по безработице, других социальных выплат увеличивает эффективный спрос, возможности реализации продукции (услуг), способствует росту объектов производства продукции (работ, услуг). При отсутствии избыточных производственных мощностей и роста произволи-

тельности труда дополнительный прирост потребления неработающего населения удовлетворяется за счет импортных товаров, что вызывает рост объемов их производства за рубежом. Если дополнительный прирост потребления неработающего населения не сопровождается ростом производительности труда либо отсутствуют избыточные производственные мощности, то возникает невозможность удовлетворения возросшего спроса на рассматриваемые категории товаров внутреннего рынка и рост инфляции. Затем возросшая инфляция может вследствие ценовых деформаций снизить темпы роста экономики. Именно такое положение является характерным для экономики России на современном этапе ее развития: сегодня практически все отрасли народного хозяйства демонстрируют снижение производительности труда и объемов производства продукции (услуг). Некоторое исключение составляет нефтедобыча, где в условиях кризиса также имеет место некоторое снижение объемов производства и цен ввиду мирового финансово-экономического кризиса, что, однако, лишь в незначительной степени снизило доходы бизнеса этой отрасли, которые по-прежнему остаются самыми высокими в России. Однако этот процесс не сопровождался, как в докризисный период и тем более сейчас, улучшением условий жизни населения России, а вызывает еще большее расслоение общества по уровню доходов. Кроме этого, обнищание значительной части населения провоцирует снижение внутреннего потребления, что вызывает снижение ВВП. Такое положение, при котором доля бедного населения увеличивается, а значит, не растут объемы его потребления называют ростом без развития. Именно такое положение сложилось в экономике России задолго до мирового финансово-экономического кризиса и кризиса российской экономики. При этом, по уточненным прогнозам правительства РФ, снижение реальных доходов населения продолжится, и лишь к концу 2012 г. предусматривается их рост всего на 3 % к уровню 2008 г. (ранее планировался на 39 %). Именно эти факторы необходимо учитывать правительству России при корректировке социальной политики государства, совершенствовании форм и методов социальной помощи населению, оказании финансовой поддержки крупному бизнесу [8, с. 59].

В связи с этим в качестве системообразующих направлений и экономических методов реализации государственной социальной политики можно выделить несколько взаимосвязанных мер. Прежде всего, это развитие сектора государственных социальных услуг (образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищная сфера), повышение их доступности и совершенствование качества предоставления. Это и есть инвестиции в человеческий капитал. Следующее направление - активная политика на рынке труда и государственная поддержка сферы занятости, которая включает комплекс мер по созданию новых рабочих мест, росту заработной платы, сокращению безработицы и развитию самозанятости, улучшению условий труда, изменение структуры занятости в пользу более квалифицированного труда и, как следствие, повышение квалификации и качества рабочей силы. Здесь же можно выделить развитие форм и инструментов взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг, институтов переподготовки и повышения квалификации кадров. Среди социальных приоритетов следует выделить также политику защиты доходов населения и развития института микрофинансирования.

На наш взгляд, в ходе разработки и реализации экономической политики России роль социальных императивов развития должна стать определяющей. Повышение уровня жизни населения как ключевая задача социальной политики во многом возможно на основе выработки механизмов эффективного использования бюджетных средств при согласовании конституционных обязательств государства и реальных возможностей финансирования. На период 2012-2014 гг. расходы федерального бюджета в области социальной политики планируются со значительным ростом с 3796,9 до 4134,2 млрд руб. Как отмечается в Основных направлениях бюджетной политики на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг., это связано с мерами по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку в 2012-2013 гг. на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджет-

ных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов в 2012-2013 гг. резервируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 г. на сумму 236,4 млрд руб. ив 2013 г. - на 275,6 млрд руб. [9]. Вместе с тем, по таким статьям федеральных расходов, как «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование», «Здравоохранение», «Физическая культура и спорт», «Культура, кинематография» заметно сокращение бюджетных ассигнований.

В целях обеспечения социальной стабильности государство обязано следить за тем, чтобы часть прибыли изымалась у предпринимателей в виде налогов и направлялась на социальные нужды общества не только ради помощи бедным, но и для изъятия не принадлежащей хозяевам части прибыли, создаваемой наемными работниками. В этом и заключается суть самостоятельной социальной роли государства, которая придает рыночной экономике социальную направленность. Кроме того, уровень образования и профессиональная квалификация работников, физическое и духовное здоровье людей, интенсивность и качество научных исследований оказывают непосредственное влияние на динамику и качество экономического роста. А это значит, что состояние социальной сферы рассматривается в качестве одного из важнейших факторов развития общественного производства и экономики в целом [6, с. 53].

Стратегическими приоритетами в долгосрочной социальной политики должно стать высокое качество общества, включающее:

- стабильный рост качества личности (здоровья, образования, нравственно-

сти), семьи (укрепление института семьи, защита материнства, отцовства и детства), населения в целом (рост рождаемости, сокращение смертности, увеличение объема рабочей силы);

- развитие гражданских организаций: производственных и местных самоуправляемых организаций граждан, профсоюзов, неправительственных организаций, общественных движений и политических партий;

- признание образования как основного фактора роста интеллектуального потенциала населения и увеличения темпов экономического и социального роста страны;

- зависимость индивидуального дохода исключительно от уровня полученного образования и стажа практической работы;

- повышение общей и бытовой культуры россиян, их социализации;

- необходимость развития общественного сектора, включая механизмы осуществления общественного выбора, в том числе «объединяющей системы» экономики благотворительности и др.

Основной стратегической целью социальной политики России является формирование социально ориентированной экономики. Социальная ориентация экономики означает, прежде всего, подчинение производства потребителю, удовлетворение в конечном счете массовых потребностей населения, что присуще именно экономике с развитым рыночным механизмом. Поэтому необходимым условием построения экономики для человека является продолжение рыночных реформ. Государство должно стремиться к смягчению негативных и усилению позитивных следствий проводимых реформ для материального положения населения, а для этого необходимо, чтобы сами реформы проводились последовательно с заранее просчитанным результатом от реализации каждого этапа реформ [10, с. 404-405] .

Таким образом, смена политического и экономического строя ставит задачу усиления социальной направленности государственной политики России. В современных условиях инновационного развития государства, глобализации и интернационализации мировой экономики все большее значение приобретают вложения в человеческий потенциал, рост цен-

Кураков А.Л., Бондаренко Н.В. Совершенствование социальной политики в условиях кризиса // Вестник Чувашского университета. 2010. № 1. С. 404-405.

232

ности человеческого труда, что в итоге становится движущеи силои модернизации экономики и социальной сферы.

Литература

1. Социальная энциклопедия. М.: Большая Рос. энциклопедия, 2000.

2. Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости. М., 1997.

3. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. М.: Издательский дом «ГУ-ВШЭ», 2004.

4. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Правовая система «Консультант Плюс».

5. Холостова Е.Л. Социальная политика. М.: ИНФРА-М, 2011.

6. Курбанов Н. Совершенствование социальной политики региона в условиях преодоления последствий финансового кризиса // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. № 9.

7. Хутыз З.М. Человеческий капитал в социально-экономической системе региона // Экономический вестник РГУ. 2008. Т. 6. Ч. 2. № 2.

8. Ряховская А.Н. Влияние социальной политики государства на темпы развития экономики//Эффективное антикризисное управление. 2010. № 1 (60).

9. Основные направления бюджетной политики на 2012 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. // Правовая система «Консультант Плюс».

10. Кураков А.Л., Бондаренко Н.В. Совершенствование социальной политики в условиях кризиса // Вестник Чувашского университета. 2010. № 1.

УДК 352

ПарасоцкаяВ.Г., асп.

Организация местного самоуправления через призму корпоративных взаимоотношений

Статья посвящена анализу роли местного самоуправления в системе управления государством и определению современных технологий повышения его эффективности, способствующих росту уровня жизни граждан и социально-экономического развития территорий.

Ключевые слова: Местное самоуправление, корпоративная модель, технологии управления территориями

Современные процессы преобразования общества вызывают необходимость изменения системы управления, особенно системы местного самоуправления как наиболее близкого обществу управленческого института. Являясь элементом публичной власти, местное самоуправление в отличие от государственного, связано с каждым жителем и становится площадкой для укрепления местного сообщества, гражданского общества и государства. Подтверждая роль и значимость местного самоуправления, В.В. Путин отметил, что «пройдя довольно сложные этапы становления, местное самоуправление уже сумело заявить о себе как о серьезном ресурсе развития страны, и это одно из убедительных подтверждений правильности выбранного пути на укрепление самостоятельности и повышения ответственности местной власти... Укрепление местного самоуправления сделает всю систему власти в стране гораздо более эффективной» [1].

В 90-х годах XX века сделан существенный шаг в направлении формирования демократического государства с эффективной системой государственного и муниципального

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.