Научная статья на тему 'Стратегии повышения эффективности организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты'

Стратегии повышения эффективности организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1072
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Халмурзиева Лидия Саламовна

Успешность генерирующей стратегической семейной линии зависит от того, насколько системными окажутся изменения в организации и управлении системой социальной защиты в процессе разработки и реализации мер в области повышения эффективности этого важнейшего механизма управления общественными отношениями. Обоснованию этой позиции и посвящается данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Халмурзиева Лидия Саламовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии повышения эффективности организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты»

асимметрии в политике также актуальна. Вопрос о преодолении тендерных стереотипов и модернизации государственной кадровой политики остается открытым.

Тем не менее, успех многих женщин - политических лидеров и руководителей корпораций позволяет говорить о феномене женского лидерства, который приобретает все большую актуальность в современном мире, в особенности в контексте гуманизации и демократизации политической сферы. Гибкость и толерантность, которые традиционно ассоциируются с феминным началом, представляют вполне адекватные стратегии руководства в условиях плюралистичного и мультикультурного современного общества.

Литература

1. МаслоуА. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. С. 216.

2. Eagly A.B., Johnson В.Т. Gender and leadership style: A meta-analysis 11 Psychol. Bull. 1990. V. 108. N2. P. 233-256.

3. Бурдье П. Мужское господство // http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3055.

4. Sapiro Virginia The Political Intesration of Women Urbana, etc University of Illinois Press 1984. P 7.

5. Klein Viola The Feminist Character A History of Ideolosy - Urbana University of Illinois Press 1972 PI 71

6. Бендас T.B. Психология лидерства: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. С. 157.

7. Kanter R. M. Men and Women of the Corporation. New York: Basic, 1977.

8. ШулъцД., Шульц С. Психология и работа. СПб., 2003. С. 268.

9. Ильин ЕЛ. Пол и тендер. СПб.: Питер, 2010. С. 481.

10. Об увеличении представительства женщин в Федеральном Собрании Российской Федерации: законодательство и практика // http://www.gensovet.com/2010-09-06-20-05-27/2010-09-06-20-07-50/151 -2011 -03-22-14-28-16

11. Концепция улучшения положения женщин в РФ //http://www.owl.ru/win/docum/rf/koncept.html

12. Швец Л.Г. Местное самоуправление: тендерный аспект // Местное самоуправление в России и Германии: история и современность (на примере Юга России): материалы меж-дунар. науч.-практ. конф., 3 апреля 2010 г., Ростов-на-Дону. Ред.-изд. гр.: В.В. Рудой (ру-ков.) и др. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2010. С.272.

13. Eagly А.Н., Karon SJ., Makhijani M.G. Gender and effectivenes of leaders: A metaanalysis//Psychol. Bull. 1995. V. 117. N 1. P. 125-145.

14. Миллет К Политика пола 11

http ://www. fem inismru. org/publ/stati_zarubezhnykh_avtorov/kejt_millet_politika_pola/8 -1-0-121

УДК 316.3

Халмурзиева Л.С., асп.

Стратегии повышения эффективности организационно-управленческой деятельности

в системе социальной защиты

Успешность генерирующей стратегической семейной линии зависит от того, насколько системными окажутся изменения в организации и управлении системой социальной защиты в процессе разработки и реализации мер в области повышения эффективности этого важнейшего механизма управления общественными отношениями. Обоснованию этой позиции и посвящается данная статья

Ключевые слова: социальная защита населения, российское общество, организаци-онно-управленческая деятельность, российская семья, социальная политика.

223

Построение эффективной системы социальной защиты населения в современном российском обществе с его множеством проблем социального характера выступает сверх важной задачей, от решения которой зависит степень безопасности развития России и ее граждан, поскольку в современном мире выжить без помощи государства и общества очень сложно, особенно с учетом роста социальной неопределенности и нестабильности общественного развития и не только в России, но и во всем мире.

В этой связи выявляется значимость такого аспекта исследования проблемы социальной защиты населения, как организационно-управленческая деятельность, которая оказывает значительное влияние на эффективность системы социальной защиты, так как позволяет проводить диагностику социальных систем управления, разработку и реализацию мер, направленных на их совершенствование, что в конечном итоге и позволяет решать сложные задачи по обеспечению социальной защиты и поддержке населения.

От характера и степени эффективности организации и управления деятельностью в сфере социальной защиты населения, во многом, зависит эффективность функционирования всей социальной сферы общества. Российские исследователи отмечают, что достижение эффективности в сфере социальной работы и социальной защиты населения требует проведения эффективной организационно-управленческой работы в системе социальной защиты населения, но конкретные меры в этой области предлагаются достаточно редко, в частности в трудах И.Б. Константинова, А.Ю. Шевякова, Н.М. Римашевской, Я.В. Шабанова, А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова [1]. И если некоторые из ученых предлагают конкретные меры по реорганизации работы органов власти в сфере социальной защиты как на федеральном, так и региональном уровне с акцентированием внимания на повышении роли органов местного самоуправления в организационно-управленческой деятельности системы социальной защиты (например, Константинов И.Б.), то основная часть исследователей указывает на необходимость изменения самой парадигмы социального развития России и роли государства в этом процессе в рамках формирования новой социальной доктрины России (подробнее об этом пишут Н.М. Римашевская, А.Б. Кобяков и В.В. Аверьянов).

На основе проведенного анализа имеющихся определений термина «социальная защита» мы предлагаем следующее определение этого понятия: социальная защита представляет собой комплекс мер государственного и вне государстве иного (общественного) характера по созданию условий для достойной жизни той части населения, которая является социально незащищенной и нуждается в помощи со стороны общества и государства для реализации жизненно необходимых потребностей, гражданских прав в материальной и духовной сфере.

Современная Россия представляет собой рис ко генное пространство, в котором процветают общественная анемия, резкая социальная дифференциация и поляризация, социальная дезорганизация и дезинтеграция, духовный упадок и др., что становится почвой для сдвига среди исследователей в понимании проблематики национальной безопасности и необходимости понимания важности ее гуманитарной основы для осознания и реализации мер, связанных с первоочередной защитой интересов отдельной личности и общественных групп. Как видим, современное российское общество вполне оправданно, с точки зрения автора, называется обществом риска, поскольку социальные риски пронизывают все важнейшие сферы жизнедеятельности общества и их воспроизводство внушает серьезные опасения и актуализирует проблему социальной безопасности российского общества.

Россия продолжает оставаться во многом обществом традиционного типа, и модернистские ценности западноевропейских стран, основанные на рационализме и индивидуализме, приоритете интересов отдельного человека перед интересами народа, государства, нации, пока еще не стали основой менгальности и системы ценностей россиян, центральное место в которой занимает семья как безусловная ценность, в том числе в молодежной среде [2].

Для нашего исследования важно понимание того, что для россиян на современном этапе общество социального равенства представляется более привлекательным, нежели общество индивидуальной свободы (за первое высказалось две трети населения России, а за второе - 33% [3]), что отражает остроту проблемы социального неравенства в нашей стране и одновременно повышает значимость регулирующей роли государства в социальной сфере как легитимного представителя и выразителя интересов и потребностей российского народа. Лишь 39% против 61%) россиян полагают, что смогут выжить без материальной поддержки государства в современных условиях развития российского общества, что говорит о неслучайности патерналистского запроса со стороны большинства россиян и незавершенности мод ер низацио иного процесса [4].

Тот факт, что в основе традиционных ценностей россиян находится приоритет семьи и ее интересов перед всеми другими интересами (это показали многолетние социологические замеры различных социологических центров России: ИС РАН, И СПИ РАН, ФОМ, ВЦИОМ, а также результаты отдельных исследований российских ученых [5]) выступает тем фактором, при правильном понимании и использовании которого можно придать невиданную динамичность развитию России как семейной цивилизации, в основе которой духовные ценности и в целом приоритет духовности.

В этой связи перспективы в развитии системы социальной защиты населения России на современном этапе видятся в актуализации и оптимизации государственной политики в области поддержки российской семьи и семейственности как значимой ценности в иерархии ценностей россиян.

Такое внимание к самой значимой для россиян ценности будет способствовать более позитивному отношению россиян к государству и органам государственной власти, а также росту патриотизма в молодежной среде через трансляцию этой ценности через семейные каналы молодому поколению от благодарных родителей. Семья в Росси, несмотря на ее высокую ценность и значимость для россиян находится в чрезвычайно плачевном состоянии, если рассматривать общие показатели семейного развития российского социума.

Особенно тяжело приходится неполным семьям, в которых, как правило, мать воспитывает одна ребенка (детей) при крайне незначительной поддержке государства [6]. С учетом того, что таких семей сегодня в России немногим меньше, чем полных, следует задуматься о социальных последствиях незаинтересованности государства в адекватной реальным условиям поддержке подобных семей. И эти последствия всем хорошо известны - рост подростковой преступности, наркомании, проституции, бродяжничества и т.д., так как, как правило, эти негативные явления связывают с ростом семей неполного типа, которые, в большинстве своем, испытывают материальные трудности.

Мать и ребенок в России относятся к категории одной из самых незащищенных, подверженных различным социальным рискам, что также опровергает положение о социальной сущности российского государства и его незаинтересованности в поддержке материнства и детства. Растет уровень семейного насилия в обществе, численность беспризорников, детская наркомания и алкоголизм, агрессивность и жесткость [7], что отражает кризисное состояние не только семьи в России и необходимость государственного вмешательства в процесс семейного развития, но и кризис всего российского общества, все болезни которого имеют свое начало в семейном неблагополучии.

Семья как основная ячейка общества, его микромир нуждается в поддержке и защите со стороны общества и государства. Предоставленная своим проблемам современная российская семья стала жертвой жестокого капиталистического мира, в котором погоня за материальным благополучием, а чаще в борьбе за выживание истинное предназначение семьи - трансляция духовного потенциала общества в процессе воспитания социально и физически здорового молодого поколения совершенно деградировала.

Конечно же, акцентом на эффективной семейной политике не исчерпывается спектр мероприятий, которые необходимо провести в рамках совершенствования системы

социальной защиты населения России. Успешность генерирующей стратегической семейной линии зависит от того, насколько системными окажутся изменения в организации и управления системой социальной защиты, и среди значимых направлений в этом процессе И.Б. Константинов выделяет следующие [8]:

- переход от административных методов руководства хозяйственными отношениями к экономическим методам, от механизмов прямого руководства к механизмам координации социально-экономических процессов на данной территории;

- добровольный отказ органов власти от несвойственных им хозяйственных функций - так называемый аутсорсинг, который направлен на выведение определенных видов деятельности за рамки полномочий органов власти методом заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе и способен повысить эффективность ад-министративно-управленческих процессов в данной сфере;

- активное стимулирование с помощью налоговых, кредитных, бюджетных механизмов, механизма государственного заказа субъектов хозяйствования, неправительственных некоммерческих организаций, а также отдельных домохозяйств к увеличению их доли участия в управлении системой социальной защиты населения;

- привлечение институтов гражданского общества и население региона к процессу принятия решения по наиболее значимым из числа социальных проблем;

- изменение подходов государственных органов к оказанию социальной помощи населению, предусматривающих отказ от простого финансирования социальных льгот и субсидий, развивающих государственное иждивенчество;

- применение национальных программ, направленных на стимулирование занятости и самозанятости, развитие личной инициативы, обеспечивающих получение населением доходов и удовлетворение потребностей;

- внедрение в органах государственной власти субъектов РФ и органов МСУ принципов и процедур управления по результатам;

- построение системы объективной оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе таких показателей, как: демографические показатели (прирост/убыль населения), динамика уровня безработицы, прирост численности экономически активного населения; темпы роста реальных денежных доходов населения; коэффициент фондов, коэффициент Джини; темпы сокращения бедных в составе населения; изменения индекса качества жизни (ИРЧП) и некоторые другие.

Направления в сфере социальной защиты населения реализуются в рамках социальной работы как вида социальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим жизненные затруднения, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы.

В условиях трансформации общественных отношений, в том числе трудовых, а также духовного кризиса в России приобретает иное звучание проблема мотивации труда работников социальной сферы, так как именно сфера социального обслуживания и социальной защиты населения заключает в себе гуманистический потенциал общества.

Профессия социального работника предполагает наличие глубокой гуманности и осознания чрезвычайной важности духовной составляющей этой работы. С этой точки зрения актуализируется проблема управления мотивацией социальных работников и повышения управленческой культуры самих руководителей организаций в системе социальной защиты, что, в условиях экономического и управленческого кризиса в трансформирующемся российском обществе, представляет отдельное и очень важное направление исследования проблемы формирования эффективной системы социальной защиты населения в современной России.

Таким образом, социальная защита населения выступает важнейшей функций современного общества и государства ввиду изменившейся парадигмы общественных отношений и высокой динамики общественного развития. Практически никем не ставится под сомнение необходимость и востребованность социальной защиты в современном обществе, однако «весьма горячие споры о видах, формах, способах и конкретных мероприятиях, создающих ту или иную модель национальной системы социальной защиты, указывают на определенные проблемы в данной сфере» [9].

Социологический анализ изучаемой проблематики показал, что система социальной защиты населения в современной России не оправдывает ни ожиданий российских граждан, ни заявленной государственной стратегии по поводу строительства социального государства. В результате обозначается острая потребность в научном осмыслении путей и методов формирования и реализации адекватной современным условиям модели социальной защиты населения в России как основополагающей задачи государственного управления на ближайшую перспективу.

Эффективная социальная политика всегда выступала одной из ключевых задач внутренней политики государства, а на современном этапе является важнейшим критерием ее эффективности. Однако в смутные 90-е гг. установка на социальную защиту со стороны государства определенных групп населения была признана несостоятельной за то, что она отражала патерналистскую ментальность российского общества, а сейчас, спустя 20 лет, эта идея уже не кажется столь абсурдной ввиду признания социальной составляющей важнейшей в системе государственного развития передовых экономически стран, а тот факт, что в российском обществе по-прежнему сильны патерналистские ценности и ориентации, служит обоснованием необходимости пересмотра исторического опыта российского государства в социальной с тем, чтобы использовать накопленный позитивный опыт для формирования адекватной современной реальности и ее потребностям модели социальной политики российского государства и реализуемой в ее рамках социальной защиты населения.

Литература

1. Константинов И.Б. Совершенствование управления социальной защитой населения на основе системного подхода // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2006. № 11; Шевяков А.Ю. Мифы и реальности социальной политики // Вестник Института социологии. 2010. № 1; Римашевская Н.М. Базисные принципы социальной доктрины России // http:10. shtm 1; Шабанов Я.В. Роль целевых программ в осуществлении социальной политики российского государства // Власть. 2009. № 10; Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. М.: Яуза-пресс, 2008.

2. См.: Горшков М.К, Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд. доп. и исправл. М.: Институт социологии РАН, 2010; Горшков М.К. Российский менталитет в социологическом измерении. // Социологические исследования. 2008, № 6; Кармадонов O.A. Социальная память и социализация // Социология. 2007. № 2; Кравчук П.Ф., Шкарина Ю.Ю. Молодежь и преемственность культуры // Социология. 2008. № 2; Левада Ю.А. Три «поколения перестройки» // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1995. № 3; Петров A.B. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений. // Социологические исследования. 2008. № 2; Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4; Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007; Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2001; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008; Широканова A.A.

Индивидуализация постсоветской молодежи в сфере морали // Социологические исследования. 2009. № 12.

3. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011. С. 297.

4. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011. С. 292.

5. Горшков М.К. Российский менталитет в социологическом измерении. // Социологические исследования. 2008, № 6; Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008 и др.

6. Гурко Т.А. Алименты; фактор качественного и количественного воспроизводства населения // Социологически исследования. 2008, № 9. С. 111.

7. См.: Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб.: Директ, 2007; Лысова A.B. Физическое насилие над женами в российских семьях // Социологические исследования. 2008. № 9; Ярская-Смирнова Г.Р, Романова П.В., Антонова Е.П. // Домашнее насилие над детьми: стратегия объяснения и противодействия // Социологические исследования. 2008. № 1.

8. Константинов И.Б. Совершенствование управления социальной защитой населения на основе системного подхода // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2006. № 11. С. 113-114.

9. Черкасская Г.В. Теоретические основы организации и управления системой социальной защиты. Автореф. дисс. ... докт. эконом, наук. СПб, 2010. С. 3.

УДК 351

Немашкалова К.Г., асп.

Стратегические приоритеты и экономические методы реализации государственной социальной политики

В статье рассматривается социальная политика как инструмент регулирования социальных процессов, решения проблем повышения качества и уровня жизни населения, увеличения благосостояния граждан, приоритеты социальной политики.

Ключевые слова: социальная сфера, социальная политика, социальная ориентация экономики, стратегические приоритеты, экономические методы

Важное место в национальной экономической системе занимает социальная сфера, государственная политика в которой предполагает совокупность государственно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, направленных на создание условий для нормального жизнеобеспечения населения. Функционирование рыночного механизма само по себе не гарантирует минимальный необходимый уровень жизни и благосостояния общества, потому в условиях рыночного типа экономической системы приобретает актуальность необходимость проведения социальной политики.

В современной литературе можно встретить много трактовок дефиниции «социальная политика». Так, Социальная энциклопедия под социальной политикой понимает сферу практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.