Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / СЯОКАН / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕФОРМА / ЭКОНОМИКА КИТАЯ / PUBLIC ADMINISTRATION / POWER-MANAGEMENT RELATIONS / SOCIAL SECTOR OF ECONOMY / XIAOKAN / POVERTY LEVEL / SOCIAL REFORM / CHINESE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжан Лэй

В статье исследуются этапы проведения социально-экономических реформ в Китае. Особое внимание уделено социально-экономической политике Китая на современном этапе и ее приоритетным направлениям: повышению внутреннего спроса, достижению среднезажиточного уровня жизни каждого гражданина и построении «гармоничного общества», улучшению экологии. Ключевой причиной такого состояния являются недостатки механизмов государственного управление системой предоставления социальных услуг, находящихся на стадиях разработка, апробация или внедрение. Исходя из этого исследования механизмов государственного управления системой оказания социальных услуг актуальным, отвечающим требованиям времени и связанным с важными практическими задачами, отнесенными к приоритетам современного развития китайского общества. Предложены направления совершенствования социально-управленческих механизмов преобразований на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF SOCIAL AND ADMINISTRATIVE MECHANISMS OF TRANSFORMATIONS AT THE PRESENT DEVELOPMENT STAGE

The article examines the stages of social and economic reforms in China. Special attention is paid to the social and economic policy of China at the present stage and its priority areas: increasing domestic demand, achieving the average standard of living of every citizen and building a "harmonious society", improving the environment. The key reason for this state of affairs is the lack of mechanisms for public administration of social services, which are at the stages of development, testing or implementation. Based on this study of the mechanisms of public administration of the system of social services relevant, meeting the requirements of the time and associated with important practical tasks related to the priorities of the modern development of Chinese society. Directions of improvement of social and administrative mechanisms of transformations at the present development stage are offered.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ»

Совершенствование социально-управленческих механизмов преобразований на современном этапе развития

Чжан Лэй

аспирант, социологический факультет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 1019769524@qq.com

В статье исследуются этапы проведения социально-экономических реформ в Китае. Особое внимание уделено социально-экономической политике Китая на современном этапе и ее приоритетным направлениям: повышению внутреннего спроса, достижению среднезажиточного уровня жизни каждого гражданина и построении «гармоничного общества», улучшению экологии. Ключевой причиной такого состояния являются недостатки механизмов государственного управление системой предоставления социальных услуг, находящихся на стадиях разработка, апробация или внедрение. Исходя из этого исследования механизмов государственного управления системой оказания социальных услуг актуальным, отвечающим требованиям времени и связанным с важными практическими задачами, отнесенными к приоритетам современного развития китайского общества. Предложены направления совершенствования социально-управленческих механизмов преобразований на современном этапе развития.

Ключевые слова: государственное управление, властно-управленческие отношения, социальный сектор экономики, сяокан, уровень бедности, социальная реформа, экономика Китая.

Введение в проблему. Государство всегда было, наверное, и будет в перспективе особой социальной площадкой, на которой люди пытались и пытаются сформировать прочные основы социального порядка для больших гражданских территорий. Однако в ряде случаев подобные попытки сохраняют лишь видимость стабильных контуров жизнеустройства, а некоторые ученые вообще сомневаются в способности государства изображать из себя какое-либо социальное целое. Но, как бы там ни было, управление государством было и остается важнейшим инструментом достижения желаемого состояния, и даже более того - средством приведения внешней среды в соответствие с намерениями человека. И хотя некоторые ученые, например, С. Кнорринг трактует этот процесс в более экономичном формате, кажется, что и в данном случае данное понятие отражает желание людей в сознательном преобразовании внешнего мира, как в соответствии с интересами общества (или его групп), так и в связи с особенностями его (их) внутреннего состояния [13].

Учитывая интегрированный характер государства как общественного института, который действует во всех сферах общественной жизни, можно утверждать, что такой же диверсифицированный характер имеет и система управления. Эта форма целенаправленного воздействия предполагает как политические, так и административные, экономические, правовые, культурно-этические и некоторые другие свои составляющие. Такой комплексный характер воз-

действия государства на общество позволяет ему регулировать сложные связи и отношения людей.

Учитывая сложно интегрированный характер деятельности государства и принимая его как особого общественного актера (поскольку управленческие интенции имеют и целый ряд других социальных агентов), управленческую активность этого института целесообразно трактовать как специфическую форму воздействия на объект, которая существует рядом с другими способами преобразующей активности. Следует указать, что, кроме управления, государство имеет возможности оказывать воздействие на внешние объекты, применять власть, осуществлять регулирование и контроль, а также проводить антикризисные действия. В этой связи управление предстает как высшая форма целенаправленной деятельности государства, которая имеет собственные атрибуты, что свидетельствует о способности актера конструировать внешние объекты.

Управление является весьма нормативным явлением. Стремление управлять - и управлять эффективно - нередко становится недосягаемой целью для многих государственных образований. И причиной тому является не только дефицит соответствующих (в том числе и кадровых) ресурсов, но и уровень компетенций, имеющих соответствующие институты. Надо иметь в виду, что стремление государства «управлять» любыми общественными отношениями нередко приводит не только к успеху, а вообще к использованию этого инструмента. Именно поэтому, если не выдавать за управление любые акции государственных институтов и структур, то надо видеть, что этот формат деятельности является не всегда выполнимой. Впрочем, у государства есть достаточно поводов изображать из себя субъекта управления, хотя бы из соображений повышения легитимного характера правящего режима.

Проблематичность эффективного использования инструментов управления касается не только состояния

управленческих институтов, ресурсных ограничений, коррупционных препятствий или тактических соображений государственных чиновников. Речь, прежде всего, идет о базовых параметрах государства, которые в принципе определяют его регулятивные функции и таким образом дают возможность использования им тех или иных методов целеполагания, средств и механизмов достижения цели.

Одной из важнейших объектов управления государства является социальная сфера. Рассмотрим основные проблемы и достижения в данной сфере на примере Китая в условиях современности, а также попытаемся определить направления совершенствования социально-управленческих механизмов преобразований.

Материалы исследования. В последнее время вопросом экономического развития КНР уделяется много внимания учеными постсоветского пространства [18; 19]. В своих трудах исследователи изучают различные аспекты и составляющие китайского «экономического чуда» [11], однако, часто практическая составляющая процесса модернизации, а также методы ее реализации раскрываются не достаточно [22]. Поэтому целью данной статьи является комплексное исследование генезиса социально-экономических реформ в Китае их успешной реализации, чтобы определить вектор развития социально-управленческих механизмов преобразований.

Особое значение в этой связи приобретает вопрос качества, эффективности и демократичности властно-управленческих отношений как одного из самых мощных механизмов в системе государственного управления, которые можно рассматривать как совокупность социальных интересов субъектов властно-управленческой деятельности по распределению полномочий, организации и права контроля действий органов управления.

В рамках такого подхода, в свою очередь, встает вопрос о поиске механизмов, которые бы позволили как можно

ц Гп::а 1

лучше регулировать властно-управленческое взаимодействие людей и институтов и при этом свести к минимуму вмешательство в другие формы человеческой активности. На наш взгляд, именно демократия может рассматриваться как механизм для управления властными аспектами той деятельности, в которую вовлечены люди и которые придерживаются собственных индивидуальных или общих представлений о благе. В этом смысле демократия является подчиненным или обусловленным благом, а креативный вызов заключается в том, чтобы найти способы демократично институализировать и структурировать социально-управленческие отношения, одновременно ограничивая вмешательство в те виды блага высшего порядка, к которым стремятся люди.

Политическим режимом в Китае был и остается социализм, поэтому само понятие «демократия» имеет больше абстрактное значение, чем буквальное, но что касается социальной сферы, управление должно стремиться к «демократическому» окрасу и своему развитию. Для решения этой задачи нужно как минимум усилить вовлечение в процесс принятия решений тех, кого касаются эти результаты, а также открыть простор для значимой - пусть даже «лояльной» оппозиции со стороны тех, кто страдает от решений, которые принимаются. Совершенных принципов принятия решений не существует, и некоторая доля навязывания присутствует во всех коллективных решениях. Именно поэтому у тех, кто проигрывает, могут быть основания полагать, что права оппозиции имеют для демократических властно-управленческих отношений собственную ценность, которые не зависят от ценности широкоохватываю-щего участия [24].

На сегодняшний день Китай является одним из стремительно развивающихся государств на мировой арене XXI века [2]. В случае рассмотрения Китая в качестве «мировой державы», можно утверждать, что эта страна стоит на

успешном пути «мирового возвышения». Можно отметить, что сейчас происходит европеизация Китая: копирование успешной модели Запада и вера в научный прогресс и модернизацию страны выступает основой для «китайской мечты» (лозунг, выдвинутый китайским лидером Си Цзиньпином направлен на достижение нового великого возрождения китайской нации); восприятие Западных успехов также происходили через «беспорядок и выбор» капитализма и социализма, свободного рынка и правительственного регулирования, торгового господства и идеологической ориентации, и внедрения модернизации с китайскими особенностями.

На основе анализа текущей политической ситуации во всем мире, можно сказать, что все с интересом наблюдают за Китаем и его развитием. Политический курс «Китайская мечта» является идеей китайского правительства, которое делает всё чтобы «выйти из тени» и занять первое место среди мировых держав, таких как Россия и Соединенные Штаты. Также стоит отметить, что приоритетным ориентиром развития Китая сегодня стал социальный сектор - сформировать сильное общество («сяокан»), разорвать барьеры между социальными классами, а также упразднить элитарное общество.

По мнению древнекитайских мыслителей, «сяокан» - это модель идеального общества. «Сяокан», в переводе на русский язык буквально «общество малого достатка». Как и следовало ожидать, это стало темой горячего обсуждения на проходящих сегодня любых экономических форумах в Китае. Всестороннее построение общества «сяокан», как отмечается в докладе Цзян Цзэминя на открытии XVI съезда КПК 8 ноября, -задача Китая на первое двадцатилетие нынешнего века [3].

Понятие «сяокан» впервые было упомянуто в известном сборнике песен «Шицзин» или «Книге песен». Отбор и редакция данного сборника, который содержит 305 песен и стихотворений, со-

зданных в 11 - 6 вв. до н. э., - приписывается Конфуцию. Древнекитайские мыслители использовали понятие «сяокан», для того, чтобы определить представление об «уютном, упорядоченном обществе», основанном на дружных семьях, - отмечают эксперты. По их мнению, «сяокан» - модель идеального общества, уступающего лишь обществу разряда «да тун», в котором уже не будет классового расслоения и все будут равны и свободны.

После того, как в конце 70-х годов минувшего столетия Китай начал проводить политику реформ и открытости внешнему миру, генеральный архитектор реформ Дэн Сяопин использовал понятие «сяокан», уже давно вошедшее в лексикон рядовых китайцев, - для характеристики китайской модели модернизации. «Сяокан» стал целью, достижение которой Китай должен был обеспечить к концу ХХ века [6].

Научно-методический базис по со-циологизации китайского общества сформировали такие ученые, как Тарасов А. [20], Кива А.В. [12], Осипов Г.В. [17], Великая Н.М., Гуселетов В.П. [5], Гурова Т., Рогожников М. [8], Ден Сяопин [10], Цзян Цзэминь [23], Ху Цзиньтао [21] и ряд других.

Придя к власти, Ху Цзиньпин предложил Китаю новаторскую программу планирования, рассчитанную не только на пятилетие, как прежде, но и на целые десятилетия. Были обозначены вехи: к 2021 году - столетию основания Компартии - в Китае должно быть создано общество средней зажиточности («сяокан», как называл его Конфуций), к 2049-му - столетию КНР - страна должна вступить в эпоху процветания, став мировой супердержавой.

В середине XX века. Китай столкнулся с огромными изменениями, которые заключались в распаде существующего общественного устройства и потере традиционных ценностей. Ситуация осложнялась политической и социально-экономической отсталостью, наличием огромного количества населения, дефицитом природных ресурсов.

Однако за очень короткий промежуток времени (35 лет) Китай вышел на лидирующие позиции по многим экономическим показателям: его экономика развивается необычайными темпами (примерно на 10% растет ВВП ежегодно, в то время как темпы роста ВВП других развитых стран не достигают 4-5%), растут объемы внешней торговли и прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну (примерно на 5% и 8% соответственно) [7]. Особенно актуальной является данная тема, учитывая возможность использование опыта развития КНР в условиях сложного социально-экономического положения отдельных провинций.

Официальной идеологией в КНР во время проведение модернизации государственного масштаба была объявлена теория строительства социализма с китайской спецификой. Политика реформ, согласно Конституции КНР, получила название «социалистическая модернизация».

В свое время Мао Цзэдун считал, что народ - это чистый лист бумаги, в который можно вписывать любые иероглифы [4]. Начать новый этап развития через коренную смену политического и социального устройства государства пытались в Китае, начиная с 1949 г. Как известно, тогда за пример политического и социально-экономического развития Китая была взята советская модель, основанная на принципах марксистско-ленинского учения. Тем не менее, этот курс начал менять уже последователь Мао Цзэдуна-Дэн Сяопин, считавший, что необходимо накапливать и обобщать опыт поколений. Именно на основе этого опыта можно было выработать обновленную стратегию модернизации страны, которая бы синтезировала в себе и традиционные конфуцианские идеалы, и марксистские теоретические представления относительно построения социализма. То есть руководство КНР рационально соединило обе концепции.

Первый пятилетний план (1953-1957 гг.) разрабатывался при непосредственном участии советских специалистов и

выполнялся с помощью поставки советского промышленного оборудования. Впоследствии, кроме традиционных пятилеток, начали разрабатываться долгосрочные планы.

Так, в 1964 г. была предложена программа, согласно которому весь период до 2000 г. (35 лет) следовало пройти за «два шага». В первые 15 лет (1966-1989 гг. - первый шаг) предлагалось создать развитую систему промышленности. В последующие 20 лет (1981-2000 гг. -второй шаг) ставилась задача всесторонне модернизировать сельское хозяйство, оборону, науку, а также достичь по уровню развития народного хозяйства показатели наиболее развитых страны мира. В историю эти предложения Чжоу Эньлая вошли как «программа четырех модернизаций» [4].

В 1982 г. Дэн Сяопин выступил с идеей «трехшаговой экономической стратегии», рассчитанной на 70 лет - до середины XXI века. Конечная цель этой экономической стратегии заключалась в том, чтобы вывести китайскую экономику к середине XXI века по производству ВВП на душу населения на уровень средне развитых стран мира, а по общему объему производства ВВП стать лидером мировой экономики. За первые два шага (1980-90-е гг.) ставилась задача увеличения ВВП в 4 раза, в области социального благосостояния - добиться обеспечения всего населения «теплом и пищей» (1-й шаг), а в 1990-е гг. (2-й шаг) поднять его до уровня «малого благосостояния» (количественным показателем которого, по закону Эн-геля, считается снижение в семейных бюджетах расходов на питание до 50% и ниже).

Третий этап модернизации (20002010 гг.) проводился в рамках государственной концепции «социальной гармонии». В течение этого периода руководство КНР планировало целостно связать экономический рост, китайские традиционные ценности, современные цели развития КНР и внешнюю политику страны, а также решить социаль-

ные проблемы, обусловленные быстрым экономическим ростом, в частности, возникновение социального неравенства между богатыми и бедными [16].

Уровень неравенства в Поднебесной признан одним из самых высоких. По разным оценкам, индекс Джини в Китае достигает 52-53 пунктов. По данным Азиатского банка развития, это самый высокий показатель неравенства в Азии. Ещё в 1980-м году индекс Джини в Китае был около 30. С тех пор, вслед за стремительным ростом китайской экономики, сильно росло и неравенство. Китай обогнал по этому показателю США только в 2003 году. Для сравнения, индекс Джини в России в 2018 году был 42. За этот же период (с 1980 по 2018 гг.) уровень бедности в Китае упал с 90% до менее 5%. Хотя если сравнивать в процентном отношении, то в РФ более 14% людей находится за чертой бедности, а в КНР — всего 8% (таблица 1).

Таблица 1

Распределение бедного населения по реги-

Регион Уровень бед- Количество

ности, % нищих уездов

Восток 4,1 7

Северо-восток 5,7 3

Центр 9,2 23

Юго-запад 17,2 42

Северо-запад 14,5 26

Сосредоточение бедности в Китае можно разделить на две категории: природно-климатическая и социально-экономическая. Проблемы первой — состоят в особенностях рельефа и климата. Значительная часть бедных проживает в горных массивах с трудной доступностью. Северо-восток отличается экстремально низкими температурами. Северо-запад страдает от засухи, а центр и юго-запад страны — от повышенной влажности.

Под бедностью подразумевается обладание доходом менее $1,90 в день, включая детей и нетрудоспособных людей. Государство ставит задачу сократить количество бедных к концу 2019

года на 10 млн, после чего останется 27 млн. остро нуждающихся.

2016 год стал знаковым в истории реформ КНР. Именно тогда были выдвинуты цели построения «социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой» и курса на всестороннюю открытость. Основными направлениями этого этапа модернизации стали [14]:

1) одновременное развитие различных форм собственности с сохранением ведущей роли общественного сектора;

2) продолжение трансформации хозяйственного механизма госпредприятий (оптимизация управления, решение проблемы долгов, упрощение процесса внешнего инвестирования);

3) формирование системы открытых рынков, что сочетала городской рынок с сельским, внутренний - с мировым;

4) создание системы справедливого распределения доходов для достижения общей зажиточности;

5) стимулирование экономического развития и сохранение социальной стабильности.

Кроме того, была дана установка на поддержание стабильно высоких темпов роста. Тогда же была проведена бюджетная, банковская и социальная реформы.

Обеспечение надлежащих условий жизни граждан и социальных стандартов отнесено к основным направлениям деятельности государства. Социальная сфера, которую образуют отрасли, оказывающие различные услуги для населения, особенно «чувствительной» сферой в общественной жизни, которая нуждается со стороны государства постоянного внимания и управленческого влияния. Практика убеждает, что ошибочность и пренебрежение в выполнении государством социальных функций непременно приводят к повышению социальной напряженности, которая имеет широкомасштабный и долговременный негативный резонанс. Предоставление качественных социальных услуг является важным показателем,

который оценивает способность государства выполнять социальную функцию. Это вопрос приобретает все большую важность в реалиях современности, которые характеризуется частыми и затяжными финансово-экономическими кризисами, вследствие чего прибыли подавляющего большинства населения становятся невысокими, платежеспособность снижается, а спрос на социальные услуги возрастает.

Современному общественному развитию Китая также присущи сложные социально-экономические и политические проблемы, которые углубляют социальную несправедливость, безработицу, неизбежное снижение уровня жизни и обнищание население [9]. Это заставляет государственную власть в Китае вести поиск эффективных и действенных механизмов государственного управления по обеспечению социальных гарантий и стандартов жизни населения.

В этом контексте усилия государства должны быть направлены на обеспечение эффективной социальной защиты населения, предоставление качественных социальных услуг.

По своей сути социальные услуги являются априори государственными. Поэтому государство берет на себя обязательства по обеспечению лицам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи (граждане пожилого возраста, инвалиды, сироты и др.) предоставление социальных услуг определенных стандартов качества и несет за это ответственность. Поэтому, государство, используя свои властные полномочия, должно осуществлять государственно-управленческое влияние на систему социальных услуг путем применения определенных механизмов (государственных программ, проектов, социальных акций и т.п.).

В контексте изложенного выше, актуализируется практическая значимость исследования управления социальными услугами, в частности поиска, разработки путей внедрения эффективных

механизмов государственного управление системой предоставления таких услуг, оптимального формата взаимоотношений между субъектами этой системы.

Выводы. Определим стратегические направления совершенствования властно-управленческих отношений, которые должны быть последовательно и неуклонно реализованы, чтобы добиться качественного улучшения управленческой системы.

Во-первых, это сбалансированное разграничение функций органов государственного управления для предотвращения конфликта интересов, когда на одно и то же ведомство возлагаются функции разработки государственной политики, ее реализации и, одновременно, контроля ее внедрения. Необходима последовательная реализация модели, которая определяет разграничение функций формирования государственной политики, принятие нормативно-правовых актов по ее внедрению, контролю за реализацией и управлением государственным имуществом. Следовательно, организационные новации с разграничением функций министерств, государственных агентств, служб и инспекций и невозможности их дублирования должны быть неуклонно реализованы на практике.

Во-вторых, необходима системная реализация задачи разграничение административных и политических функций в управлении. До сих пор этот принцип не удавалось реализовать в полном объеме. Для его реализации необходимо восстановить институт государственных секретарей, предоставив им административные полномочия. Вместе с уменьшением количества заместителей министров необходимо внедрение института «политического» заместителя [15]. В то же время необходимо последовательное возвышение статуса министра как политического чиновника, на него возложены обязанности формирования государственной политики в определенной сфере.

В-третьих, объективным признаком успеха совершенствования властно-

управленческих отношений станет обеспечение деполитизации государственной службы и ее профессионализации. Это можно достичь через неуклонное внедрение конкурсного отбора, как на должности государственных секретарей, так и на другие руководящие административные должности. Логичным шагом в реализации указанных направлений должна стать разработка объективных критериев оценки эффективности работы органов власти. В частности, это должны быть критерии, с помощью которых оцениваются экономическое положение, социальные вопросы, жилищно-коммунальное хозяйство, эффективность организации власти.

В-четвертых, совершенствование властно-управленческих отношений невозможно без законодательного закрепления понятия конфликта интересов в управленческой деятельности и определение путей его предотвращения. Ведь неурегулированность проблем, связанных с конфликтом личных интересов и служебных обязанностей, является существенным препятствием в борьбе с коррупцией и повышением эффективности управления. Для достижения указанной цели необходимо внедрить декларирование как доходов, так и расходов государственных служащих, установить ограничения по использованию служебного положения в личных интересах, определить пути урегулирования конфликта интересов и тому подобное.

Современное состояние государственного управления доказывает драматическое расхождение между повседневной управленческой практикой и принятыми программами экономического и социального развития Китая. Как свидетельствует опыт, многочисленные программы, концепции и планы развития различных сфер жизнедеятельности государства и общества мало корре-лируются с повседневной деятельностью органов управления. Итак, без кардинальных изменений в программно-це-

левых началах государственной политики невозможно достичь каких-то положительных сдвигов в повышении качества управления.

Литература

1. World Bank (2018). World Databank. URL: http://databank.worldbank.org/data (дата обращения 01.10.2019).

2. Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения: монография. - М.: Восточная книга, 2010. - 240 с.

3. Барский К.М. Что такое сяокан? // Восток. 1992. № 5. С. 44-51.

4. Ван Гэпин Социально-экономическое развитие Китая [Электронный ресурс]: Автореф. дис. канд. социол. наук. URL: http://www.dissercat.com/content/ sotsialnoekonomicheskoe-razvitie-kitaya (дата обращения: 02.10.2019).

5. Великая Н.М., Гуселетов В.П. От социальной утопии к социальному государству // Социологические исследования, 2012, №6.

6. Волохова А. Изменения во внешнеполитических концепциях КНР (взгляды китайских политологов) // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 3. С. 74-82.

7. Воронова Т.А. Анализ проблем и перспектив сотрудничества России и Китая в наукоемкой и инновационной сфере / Воронова Т.А., Гончаренко Л.П., Сыбачин С.А., Шарко Е.Р. // Инновации и инвестиции. 2018. №10. С. 3-8.

8. Гурова Т. Наша революция / Гурова Т., Рогожников М. // Эксперт. 2012. №29.

9. Дегтярев А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин // Полит. исслед. 2012. № 2. С. 113-125.

10. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., Политиздат, 1988.

11. Жуджунь Дин. Феномен экономического развития Китая / Дин Жуджунь, М.М. Ковалев, В.В. Новик. М.: издательский центр БГУ, 2008. 446 с.

12. Кива А.В. Россия и Китай: сходное прошлое, но разное настоящее // Социологические исследования. 2012. №6.

13. Кнорринг С.В. Теория, практика и искусство управления. М. : Изд-во "Весь мир", 2007. 447 с.

14. Лапердина В.В. Модернизация экономики КНР и эволюция экономического роста // Институт экономики РАН. М., 2019. URL: http://www.econorus.org (дата обращения: 03.10.2019).

15. Медведев А. Социальная жизнь поднебесной // Asia Business. 14.07.2012. URL: http://asia business.ru/blog/ socialnaya-zhizn-podnebesnoi (дата обращения: 03.10.2019).

16. Моргунов Е.В. Теория и практика модернизации индустриальной системы страны / Е.В. Моргунов, И.В. Жаворонков // Проблемы развития рыночной экономики: (сб. науч. тр.). Ран. ин-т проблем рынка, 2011. URL: http://www.cemi.rssi.ru/mei/articles/morgu n11-03.pdf.

17. Осипов Г.В. Проблемы включения социологии в систему научного управления российским обществом // Социологические исследования, 2012, №7.

18. Портяков В.Я. От Цзян Цзэминя к Ху Цзиньтао: КНР в начале XXI века. М.: ИДВ РАН, 2006. 248 C.

19. Селищев А.С. Китайская экономика в XXI веке / А.С. Селищев, Н.А. Селищев. СПб.: Питер, 2004. 240 с.

20. Тарасов А. Россия: «второе издание капитализма» // Свободная мысль, 2009, №1.

21. Ху Цзиньтао. Список моральных принципов гражданина КНР «Восемь добродетелей и восемь пороков» // ИА «Синьхуа». 2006.

22. Цзопин Хэ. Социально-экономические основы социалистической модернизации в КНР: Автореф. дисс. на соис. уч. степени канд. социол. наук: 22.00.03. М., 2011. 24 с.

23. Цзян Цзэминь. О социализме с китайской спецификой, Памятники исторической мысли, 2004.

24. Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики // Полит. исслед. 2001. №3. С. 6-15.

Improvement of social and administrative mechanisms of transformations at the present development stage

Zhang Lei

LomonosovMoscow State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article examines the stages of social and economic reforms in China. Special attention is paid to the social and economic policy of China at the present stage and its priority areas: increasing domestic demand, achieving the average standard of living of every citizen and building a "harmonious society", improving the environment. The key reason for this state of affairs is the lack of mechanisms for public administration of social services, which are at the stages of development, testing or implementation. Based on this study of the mechanisms of public administration of the system of social services relevant, meeting the requirements of the time and associated with important practical tasks related to the priorities of the modern development of Chinese society. Directions of improvement of social and administrative mechanisms of transformations at the present development stage are offered.

Keywords: public administration, power-management relations, social sector of economy, xiaokan, poverty level, social reform, Chinese economy.

References

1. World Bank (2018). World Databank. URL: http://databank.worldbank.org/data (accessed: 01.10.2019).

2. Abramov V. A. Globalizing China: facets of socio-cultural dimension: monograph. Moscow: Vostochnaya kniga, 2010, 240 p.

3. Barsky K. M. What is xiaokang? Vostok, 1992, No. 5, Pp. 44-51.

4. Van Gepin. Socio-economic development of China [Electronic source]: abstract of the Cand. social Sciences. URL: http://www.dissercat.com/content/ sotsialno ekonomicheskoe-razvitie-kitaya (accessed: 02.10.2019).

5. Velikaya N. M., Guseletov V. P. From social utopia to social state. Sociological research, 2012, No. 6.

6. Volokhova A. Changes in foreign policy concepts of the PRC (views of Chinese political scientists). Problems of the Far East. 2016. No. 3. Pp. 74-82.

7. Voronova T. A., Goncharenko L. P., Sybain S. A., Sharko E. R. Analysis of problems and prospects of cooperation between Russia and China in the science-intensive and innovative sphere. Innovations and investments. 2018. No. 10. Pp. 3-8.

8. Gurova T., Rogozhnikov M. Our revolution. Expert. 2012. No. 29.

9. Degtyarev A. A. Theory of political decisionmaking in the structure of social and managerial disciplines. Polit. research. 2012. No. 2. Pp. 113125.

10. Deng Xiaoping. Main issues of modern China, Moscow, Politizdat, 1988.

11. Zhujun Ding, Kovalev M. M., Novik V. V. Phenomenon of economic development of China. M.: Publishing center of BSU, 2008, 446 p.

12. Kiva A.V. Russia and China: similar past, but different present. Sociological research. 2012. No. 6.

13. Knorring S. V. Theory, practice and art of management, Moscow: Vse Mir publishing House, 2007, 447 p.

14. Laperdina V. V. Modernization of the PRC economy and evolution of economic growth. Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2019. URL: http://www.econorus.org (accessed: 03.10.2019).

15. Medvedev A. Social life of the middle Kingdom. Asia Business. 14.07.2012. URL: http://asiabusiness.ru/blog/socialnaya-zhizn-podnebesnoi (accessed: 03.10.2019).

16. Morgunov E. V., Zhavoronkov I.V. Theory and practice of modernization of the industrial system of the country. Problems of market economy development: (SB. nauch. Tr.). RAS. in-t market problems, 2011. URL: http://www.cemi.rssi.ru/mei/articles/morgun11-03.pdf.

17. Osipov G. V. Problems of inclusion of sociology in the system of scientific management of Russian society // Sociological research, 2012, No. 7.

18. Portyakov V. Ya. From Jiang Zemin to Hu Jintao: China at the beginning of the XXI century. Moscow: IDV RAS, 2006. 248 p.

19. Selishchev A. S., Selishchev N. A. Chinese economy in the XXI century. Saint Petersburg: Piter, 2004, 240 p.

20. Tarasov A. Russia: "second edition of capitalism". Free thought, 2009, No. 1.

21. Hu Jintao. List of moral principles of a citizen of the PRC "Eight virtues and eight vices". IA"Xinhua". 2006.

22. Zoping He. Socio-economic foundations of socialist modernization in China: autoref. Diss. for the degree of candidate of science. social Sciences: 22.00.03. M., 2011. 24 p.

23. Jiang Zemin. On socialism with Chinese specifics, Monuments of historical thought, 2004.

24. Shapiro I. Rethinking the theory of democracy in the light of modern politics. Polit. research. 2001. No. 3. P. 6-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.