Научная статья на тему 'Эволюция модели экономического развития Китая'

Эволюция модели экономического развития Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6728
1732
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОСТУЛАТЫ И ПРИНЦИПЫ / СЕКТОР УСЛУГ / ИННОВАЦИИ / ОТКРЫТОСТЬ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ECONOMY / INDUSTRIALIZATION / STAGES OF ECONOMIC GROWTH / POSTULATES AND PRINCIPLES / SERVICES SECTOR / INNOVATION / OPENNESS OF ECONOMIC GROWTH MODEL / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галаган Александра Борисовна, Савинов Юрий Анатольевич

Авторы детально рассматривают основные этапы экономического развития страны, подчеркивая неизменность взятого страной курса на индустриализацию и развитие сектора услуг. При этом выявлено, что руководство страны придерживается определенных постулатов: ориентация на долгосрочные цели, гибкость при выработке форматов институциональных изменений, использование экономических преимуществ страны, обеспечение повышенной роли государства в развитии рыночной экономики, использование механизма убеждения населения в необходимости рыночных реформ. В последние годы отчетливо проявляется стремление к разработке и использованию инноваций и реализа-ции принципа открытости в развитии экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of China’s model of economic growth

The authors consider in detail the main stages of China’s economic development, emphasizing the consistent economic policy aimed at industrialization and development of the services sector.It is noted that the country’s leadership adheres to certain postulates: focus on long-term goals,flexibility in the development of institutional change formats, the use of economic advantages of the country, ensuring the government’s increased role in the development of the market economy,the use of public reassurance in market reforms. In recent years, an obvious drive for development and use of innovations and implementation of the principle of openness of the economy has been noticed.

Текст научной работы на тему «Эволюция модели экономического развития Китая»

Эволюция модели экономического развития Китая

А.Б Галаган,

УДК 332 (510)

ОАО «Российская венчурная компания» - Координатор международной ЕБК 65.9 (5 Клт)

Ю.А. Савинов,

доктор экономических наук, профессор, Всероссийская академия внешней торговли, кафедра технологии внешнеторговых сделок - профессор

Аннотация

Авторы детально рассматривают основные этапы экономического развития страны, подчеркивая неизменность взятого страной курса на индустриализацию и развитие сектора услуг. При этом выявлено, что руководство страны придерживается определенных постулатов: ориентация на долгосрочные цели, гибкость при выработке форматов институциональных изменений, использование экономических преимуществ страны, обеспечение повышенной роли государства в развитии рыночной экономики, использование механизма убеждения населения в необходимости рыночных реформ. В последние годы отчетливо проявляется стремление к разработке и использованию инноваций и реализации принципа открытости в развитии экономики.

Ключевые слова: экономика, индустриализация, этапы экономического развития, постулаты и принципы развития народного хозяйства, сектор услуг, инновации, открытость модели экономического развития.

A.B. Galagan,

OJSC Russian Venture Company - Coordinator of international activities Y.A. Savinov,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy, Department of foreign trade and international transactions - Professor

The authors consider in detail the main stages of China's economic development, emphasizing the consistent economic policy aimed at industrialization and development of the services sector. It is noted that the country's leadership adheres to certain postulates: focus on long-term goals, flexibility in the development of institutional change formats, the use of economic advantages of the country, ensuring the government's increased role in the development of the market economy, the use of public reassurance in market reforms. In recent years, an obvious drive for development and use of innovations and implementation of the principle of openness of the economy has been noticed.

Keywords: economy, industrialization, stages of economic growth, postulates and principles of economic development, services sector, innovation, openness of economic growth model.

деятельности

Г- 150

Evolution of China's model of economic growth

Abstract

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2016

Динамичное развитие китайской экономики в последней четверти XX века после смерти в 1976 году Мао Цзэдуна и закрепления через несколько лет в качестве главного архитектора экономических реформ Дэн Сяопина, неизбежно стало предметом обсуждений и изучения в среде как российских, так и зарубежных ученых. Уже в конце 80-х гг. - начале 90-х гг. в работах экспертов появились попытки сформулировать факторы успешного развития экономики страны, реализованного руководством КНР, и выработать универсальные рекомендации для использования китайского опыта в других странах1.

За последние 35 лет экономика страны выросла с 305 млрд долл. в 1980 году до 19 510 млрд долл. в 2015 году, стала второй экономикой в мире, превзойдя Японию в 2009 году, при этом с 1980 по 2015 год доля Китая в мировом ВВП выросла с 2% до 17%, а к 2020 году эксперты МВФ прогнозируют, что она достигнет 19% от совокупного ВВП всех стран мира2.

В 2004 году американским экономистом Джошуа Купер Рамо в противовес устоявшейся формулировке «Вашингтонский консенсус» было предложено выражение «Пекинский консенсус»3, отражающееся совокупность мер, применяемых в рамках китайской экономической политики и обеспечивающих ее эффективность. Впоследствии в исследованиях ряда ученых это понятие наряду с термином «китайская экономическая модель» было проработано и предложены различные подходы к классификации ее основных составляющих4.

Среди ключевых особенностей китайской модели реформирования экономики следует подчеркнуть важность применяемых подходов к внедрению новых хозяйственных механизмов, к обеспечению функционирования слаженной системы проведения экономических изменений5.

По нашему мнению, можно выделить следующие пять наиболее важных принципов, лежащих в основе разработки и проведения китайских реформ.

1 См. Васильева Е.А. Китайская модель модернизации в работах отечественных исследователей // Известия Алтайского Государственного Университета. - 2010. - №4-3 (68) - С. 26-29. URL: http://izvestia.asu.ru/2010/4-3/hist/TheNews0fASU-2010-4-3-hist-05.pdf (дата обращения: 12.03.2016).

2 Статистика МВФ на официальном сайте. За 2015 год приведены предварительные данные, согласно оценкам экспертов МФВ. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/ weo/2015/02/weodata/weoselgr.aspx (дата обращения: 18.04.2016).

3 Пекинский консенсус // Коммерсант. - 2006. - №162 - С.7. URL: http://www.kommer-sant.ru/doc/701720 (дата обращения: 12.03.2016).

4 Beijing Consensus // Википедия. URL: http://eam.wikipedia.org/wiki/Beijing_Consensus (дата обращения: 12.03.2016).

5 См. Дингуй Х. Китай: подходы и особенности экономических преобразований // Проблемы теории и практики управления. - №6-00 - URL: http://vasilievaa.narod.ru/2_6_00.htm (дата обращения: 12.03.2016).

6 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

41 Q

1. Ориентация на долгосрочные цели. Из этого принципа следует постепенная, а не молниеносная, модернизация народного хозяйства при переходе к рыночным принципам. При этом реализация в первую очередь более легких в исполнении изменений, с последующим переходом к более ресурсоемким и «болезненным».

В начале процесса реформирования было признано, что страна не сможет в краткосрочной перспективе создать новую систему хозяйственных отношений, что необходимо год за годом последовательно менять отдельные механизмы, для достижения приоритетных целей в перспективе двадцать, тридцать, пятьдесят лет.

2. Гибкость при выработке форматов институциональных изменений. Пристальное внимание уделяется зарубежному и собственному историческому опыту, однако не для «слепого» копирования имеющихся примеров, но, прежде всего, для адаптации к собственной среде. Использование метода «проб и ошибок»: апробация решений сначала на отдельных регионах страны, а при доказанной эффективности последующее распространение на всю страну.

3. Использование экономических преимуществ страны, сфокусированность на имеющихся возможностях. В течение первого периода реформ активно эксплуатировался демографический фактор. Благодаря дешевой рабочей силе в том числе, стало возможным использовать экспортоориентированную модель роста экономики. Были созданы привлекательные условия для открытия зарубежными игроками современных производств на территории Китая, что позволило импортировать технологические решения, обеспечить занятость и прогресс.

4. Государственный капитализм (в противовес социалистическому планированию и капитализму свободного рынка). Главенствующая роль государства, определяющего макроэкономическое регулирование, позволяющая, однако, определенным секторам экономики функционировать на рыночных условиях. Помимо этого политическое лидерство, сосредоточенное в руках одной партии, обеспечивает выстроенную вертикаль власти, а также ее преемственность и стабильность на протяжении десятилетий.

5. Опора на широкие массы населения с самого начала реализации реформ. С одной стороны, первые шаги были сразу ориентированы на первоочередные нужды простых граждан: решение проблем с продовольствием и товарами широкого потребления, стимулирование частного предпринимательства в том числе в бедных районах страны - для обеспечения роста доходов населения6. С другой стороны, много внимания уделяется реализации социальных программ, использованию «мягкой силы», подчеркивается выбор Китаем собственного пути, анализируются собственные духовные традиции для возрождения их в новом качестве в современных условиях.

6 См. подробнее: Хуан Я. Капитализм по-китайски: Государство и бизнес. - 2-е изд. -М. : Альпина Паблишер, 2012. - С. 73-134

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2016

Эволюцию государственной концепции развития Китая можно разделить на этапы, временными рамками которых выступают моменты перехода власти от одного руководителя страны к другому. Принято говорить о поколениях лидеров китайской коммунистической партии. Лидерами первого поколения считаются руководители Китая, которые занимали высокие политические посты в стране в период правления Мао Цзэдуна с 1943 по 1976 годы.

Поражение Китая в опиумных войнах против Англии и Франции в середине XIX века продемонстрировало отставание Китая по уровню экономического развития от передовых стран, по крайней мере, в сфере военных и промышленных технологий. За годы зависимости от Запада, а также период военной и политической нестабильности второй половины XIX века и первой половины XX века ситуация только усугубилась. Поэтому после окончательной победы в борьбе за политическое лидерство Коммунистической партии Китая во главе с ее тогдашним лидером Мао Цзэдуном и провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики, вопросы экономического развития стали предметом пристального внимания руководства страны.

В качестве ориентира была выбрана советская модель индустриализации, и хотя на первом этапе при поддержке СССР были достигнуты значительные результаты по восстановлению народного хозяйства и созданию базовых отраслей промышленности, результаты экономических преобразований в последующие периоды «Большого скачка» (1958-1960 гг.) и «Культурной революции» (1966-1976) оцениваются, в том числе китайскими экспертами, весьма неоднозначно. В целом за период 1943-1976 гг. среднегодовой рост ВВП Китая составил 6,4%7.

Командно-административная плановая экономика эпохи Мао Цзэдуна, в большой степени изолированная от внешнего мира, была сфокусирована в первую очередь на стимулировании производства средств производства. Такой подход, с одной стороны, привел к накоплению достаточно солидной материальной базы: основные фонды государственных промышленных предприятий достигли в 1978 году величины 320 млрд юаней, по сравнению с 15 млрд юаней в 1952 году8. С другой стороны, сфокусированное развитие тяжелой промышленности и приверженность «скачковым» методам экономического роста, только усугубили глубинные диспропорции, имеющиеся в стране, включая демографическое бремя с огромным преобладанием сельского населения, низкую производительность труда в аграрном секторе, недоинвестирование производства предметов потребления, транспортной инфраструктуры, жилищного строительства, социальной сферы в целом9.

7 Драка принцев с комсомольцами. // Русский репортер. - 2012. - №44 (273) URL: http:// expert.ru/russian_reporter/2012/44/draka-printsev-skomsomoltsami/ (дата обращения: 12.03.2016).

8 Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия 2050: Стратегия соразвития. - М. : Институт экономических стратегий, 2006. - С. 289

9 См. подробнее: Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия 2050: Стратегия соразви-тия. - М. : Институт экономических стратегий, 2006. - С. 291-292

6 - 2016 Российский внешнеэкономический вестник

Таблица 1

Макроэкономические показатели рыночных преобразований в КНР 1976 - 2015 гг.

Руководитель КНР Дэн Сяопин Цзян Цзэминь Ху Цзиньтао Си Цзиньпинь

Период1 1976-1992 гг. 1993-2003 гг. 2004-2012 гг. 2013-2015 гг.

Среднегодовые темпы роста реального ВВП в течение периода2 9,6% 9,9% 10,5% 7,3%

Доля ВВП Китая в мировом ВВП3 2,4% 5,0% 9,3% 16,0%

Соотношение подушевого ВВП Китая и США (в долл. США на конец периода)4 Подушевой ВВП США в 61 раз превышал китайский показатель, который составлял 1,6% от американского Подушевой ВВП США в 31 раз превышал китайский показатель, который составлял 3,2% от американского Подушевой ВВП США в 8 раз превышал китайский показатель, который составлял 12,2% от американского Подушевой ВВП США в 7 раз превышал китайский показатель, который составлял 13,9% от американского

Доля КНР в мировом экспорте товаров5 0,7% 2,4% 6,4% 11,7%

Доля КНР в мировом импорте товаров 0,6% 2,7% 5,9% 10,3%

Доля КНР в мировом объеме привлеченных ПИИ6 2,0% 13,2% 9,4% 8,5%

Доля КНР в мировом объеме ПИИ, направленных заграницу 0,5% 2,0% 0,2% 7,2%

Население 7 937,2 млн чел. 1 млрд 171,7 млн чел. 1 млрд 292,3 млн чел. 1 млрд 354,0 млн чел.

Доля сельского населения 82,6% 72,5% 59,5%8 47,4%

Среднегодовой рост(+) / снижение (-) городского населения 9,9 млн чел. 18,4 млн чел. 20,9 млн чел. н/д9

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2016

Руководитель КНР Дэн Сяопин Цзян Цзэминь Ху Цзиньтао Си Цзиньпинь

Среднегодовой рост (+) / снижение 4,8 млн чел. - 7,5 млн в год10 - 14,0 млн чел. н/д

(-) сельского

населения

Доля населения < 14 лет11 33,6% 27,6% 22,1% 16,4%

Доля населения > 65 лет16 4,9% 6,2% 7,5% 9,4%

Объем ЗВР КНР

(млрд долл. США)12 0,6 21,2 609,9 3 821,3

Примечания к таблице:

1 Данные приводятся на начало периода, если нет иных уточнений.

2 Рассчитано по данным МВФ http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/02/weodata/ weoselgr.aspx Для расчета темпов роста ВВП периода правления Дэн Сяопина взяты доступные годы: с 1980 по 1992 включительно, для правления Си Цзиньпиня указана средняя величина за три года 2013 - 2015, при этом за 2015 год использовалась предварительная оценка экспертов МВФ, которая составила 6,8%.

3 Согласно статистике МВФ http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/02/weodata/we-oselgr.aspx. Для периода правления Дэн Сяопина указаны данные за 1980 год. Данные за 2013 год даны согласно предварительным расчетам.

4 Рассчитано по данным МВФ http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/02/weodata/ weoselgr.aspx Для периода правления Си Цзиньпиня приведены данные за 2014 год, к 2020 году прогнозируется, что доля ВВП Китая на душу населения в текущих ценах составит 18,1% от соответствующего показателя США

5 Доли КНР в мировом экспорте и импорте товаров рассчитаны согласно статистике ВТО https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.htm

6 Данные по привлеченным и вложенным заграницей ПИИ рассчитаны согласно ежегодникам UNCTAD: World Investment Report 1996, World Investment Report 2005, World Investment Report 2014. Данные для периода правления Дэн Сяопина рассчитаны не на начало периода, а по средним показателям за период 1984-1989 гг., которые являются первыми из доступных показателей в упомянутых статистических сборниках.

7 Все данные о населении рассчитаны по показателям Национального бюро статистики Китая http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2014/indexeh.htm.

8 В 2011 впервые по официальной статистике городское население Китая превысило сельское население

9 На сайте Национального бюро статистики Китая последние данные приводятся за 2013 год, поэтому рассчитать показатели среднегодового роста/снижения городского и сельского населения за период 2013-2015 годов не представляется возможным.

10 Отрицательный рост обозначился после 1995 года

6 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

11 Для периода правления Дэн Сяопина приведены данные за 1982 год, как первые, имеющиеся в статистике

12 Согласно статистике Государственного управления валютного контроля КНР http:// www.safe.gov.cn/wps/portal/english/Data

В данной статье рассматривается эволюция концепции развития Китая с начала политики реформ и открытости, поэтому начнем более детальное рассмотрение особенностей функционирования экономики страны со второго поколения китайских лидеров, во главе которых находился Дэн Сяопин.

1976-1992 годы - Дэн Сяопин. Формально Дэн Сяопин никогда не занимал должность руководителя страны, однако с 1981 по 1989 год возглавлял Военный Совет Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) и де-факто являлся самым влиятельным человеком в партии и фактическим лидером КНР. После событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году Дэн Сяопин уходит в отставку. Начинается внутрипартийная борьба за власть, критикуются подходы Дэн Сяопина к реализации реформ. В целях закрепления уже выработанного пути проведения экономических реформ, в 1992 году Дэн Сяопин совершает знаменитое путешествие по южным провинциям Китая, которое широко освещалось средствами массовой информации и позволило сохранить идеологию реализации реформ на будущее. Поэтому в данном случае, мы определяем временные рамки лидерства Дэн Сяопина со смерти Мао Цзэдуна в 1976 году до «южного турне» 1992 года.

Ключевые принципы реализации экономических реформ, выработанные в эпоху Дэн Сяопина:

1) Установка на долгосрочные цели, в отличие от господствовавшего ранее стремления достигнуть быстрых результатов. В 1982 году была сформулирована стратегическая задача к 2000 году увеличить ВВП в четыре раза, предполагалось, что к 2000 году ВНП на душу населения достигнет 1000 долларов, что будет свидетельствовать о достижении Китаем уровня среднеразвитых стран. Было предложено реализовать такое развитие в два стратегических этапа: в 80-е годы - сформировать фундамент и агрегировать необходимые ресурсы, в 90-е годы - на созданной платформе увеличить темпы роста экономики, стимулировать более динамичное развитие. Позже был добавлен третий стратегический этап, который по оценкам должен был занять еще 30-50 лет с начала 2000 года, во время которого Китай должен был бы достигнуть уровня развитых стран10.

2) К началу 80-х годов была окончательно сформулирована концепция «социализма с китайской спецификой», которая подчеркивала, с одной стороны, что

10 См. подробнее: Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия 2050: Стратегия соразви-тия. - М. : институт экономических стратегий, 2006. - С. 294-320.

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китаю необходимо выработать собственный путь развития, не ориентируясь на готовые решения, но тщательно анализируя зарубежный опыт. С другой стороны, за данной ёмкой формулировкой скрывается совмещение в регулировании механизмов как капитализма, так социализма. В Китае начинается внедрение принципов «двухколейности», когда в рамках отдельных регионов, отраслей, главенствующую роль занимает рынок, но в оставшихся секторах отношения формируются на базе государственных директив.

3) Наибольший вклад в бурный рост экономики Китая в 80-е годы внесли реформы, связанные с открытием страны для иностранных производств и капитала. Среди ключевых событий этого вектора можно выделить следующие: в 1979 году был принят закон о совместных предприятиях с участием иностранного капитала. В 1980 году Китай стал членом Международного валютного фонда и вошел в состав Всемирного банка. В том же году в целях привлечения иностранных инвестиций было объявлено о создании четырех специальных экономических зон в Чжухае, Сямэне, Шэньчжэне и Шаньтоу. В 1990 году были открыты Фондовые биржи в Шанхае и Шэньчжэне.

1993-2003 годы. Третье поколение китайских руководителей. В 1990-е годы все высшие должности в Китае были сосредоточены в руках Цзян Цзэминя: с 1993 по 2003 годы он возглавлял страну, являясь Председателем Китая. Также с 1989 по 2002 годы он занимал должность Генерального секретаря Коммунистической партии Китая, а с 1989 по 2004 год был также Председателем Военного Совета ЦК КПК. В период его руководства страной в основном сохранялся прежний путь обновления, при этом наметилось усиление роли частного предпринимательства в развитии сектора промышленности. В 1992 году при поддержке Дэн Сяопина была сформулирована новая цель проведения реформ - создание системы «социалистической рыночной экономики».

В региональном разрезе фокус поддержки сместился с южных провинций Китая на регион Шанхая и дельту реки Янцзы. Кроме того, много было сделано для еще большей интеграции страны в мировое сообщество, в частности в 2001 году Китай вступил в ВТО, в том же году Пекин выиграл право принимать у себя в 2008 году XXIX Летние Олимпийские игры. В совокупности это обеспечило поддержание высоких темпов роста, однако усугубило накапливаемые в стране социальные дисбалансы, в первую очередь, в уровне доходов различных слоев населения и развитости прибрежных регионов и внутренних районов страны.

Важным вкладом Цзян Цзэминя в концепцию развития Китая стала теория «трех представительств», согласно которой коммунистическая партия страны должна представлять интересы не только рабочего класса, но интересы представителей следующих категорий: 1) высокоразвитые производительные силы, 2) прогрессивная культура, 3) широкие слои населения традиционных секторов экономики. Под «высокоразвитыми производительными силами» фактически подразумевались представители предпринимательства, которые с 2002 года получили

6 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

47 0

возможность вступать в партию. Это способствовало официальному закреплению того принципа, что руководство страны составляет смешанная элита, состоящая из чиновников, бизнесменов и представителей интеллектуальной среды.

В 2002 году были подведены итоги достижения стратегических показателей, сформулированных в начале 80-х годов Дэн Сяопином, и хотя фактические показатели увеличения ВВП в 4 раза были достигнуты к началу XXI века, было признано, что это было сделано благодаря экстенсивному развитию и привело к усугублению экологических и социальных проблем. В связи с этим была обозначена необходимость работать над созданием общества с большим равенством и высоким уровнем дохода у представителей всех слоев населения, в качестве количественного показателя была поставлена новая цель увеличить ВВП в четыре раза к 2020 году.

2003-2013 годы. Четвертое поколение китайских руководителей. В период с 2002 по 2004 годы Цзян Цзэминь постепенно передавал власть новому лидеру - Ху Цзиньтао, занимавшему должность Генерального Секретаря КПК с 2002 по 2012 годы, должность Председателя Китая с 2003 по 2013 годы, руководившему Центральным Военным Советом ЦК КПК с 2004 по 2012 годы.

Во время руководства страной Ху Цзиньтао, центральное место в идеологии заняла концепция «научного развития» страны, которая подразумевает переориентацию роста производства от экстенсивного к интенсивному, большую ориентацию экономики на социальные нужды широких слоев населения, ресурсосбережение и защиту окружающей среды, а также внедрения инноваций для всестороннего развития.

Одним из центральных событий в период с 2003 по 2013 годы стал мировой финансовый кризис 2008-2009 годов, который явился стимулом для внедрения мер по переориентации экономики на внутренний спрос. В первую очередь последствия мирового кризиса повлекли замедление темпов роста китайского экспорта, в ответ на это уже в ноябре 2008 года правительством Китая был опубликован антикризисный план, который предполагал масштабные инвестиции в инфраструктуру, а также социальную сферу для обеспечения занятости населения в средне- и долгосрочной перспективе и повышения внутреннего спроса.

Начиная с 2013 года. Пятое поколение китайских руководителей. С ноября 2012 года Си Цзиньпинь получил должности Генерального секретаря коммунистической партии Китая и Председателя Центрального Военного Совета, а руководителем страны на позиции Председателя КНР стал с марта 2013 года. Си Цзиньпинь имеет богатую политическую карьеру, а его отец был губернатором провинции Гуандун, когда в 1980 году город провинции Шэньчжэнь был выбран Дэн Сяопином в качестве первой свободной экономической зоны.

Основным лейтмотивом политических заявлений китайского руководства, начиная с 2014 года стало обсуждение замедления темпов роста китайской эконо-

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2016

мики и введение термина «новой нормальности» как обоснования текущих макроэкономических трендов. При этом и политическими лидерами, и ведущими экономистами подчеркивается, что «новая нормальность» - это замедление темпов роста, которое однако не является негативным явлением, но следствием перехода экономики на новый этап, который подразумевает структурное углубление реформ, отбор наиболее инновационных предприятий и моделей хозяйственных связей для сокращения дисбалансов в средне- и долгосрочной перспективе.

Начиная с 2012 года рост ВВП Китая стал фиксироваться на отметке ниже 8% годовых: 7,7%, 7,7% и 7,3% в 2012, 2013 и 2014 годах соответственно (по данным МВФ). Согласно китайским официальным источникам по итогам 2015 года рост ВВП Китая составил 6,9% годовых, при этом вклад потребления в экономический рост составил 66,4%, значительно превысив инвестиционную и экспортную составляющие, которые являлись основным драйвером роста в прошлые периоды11. Кроме того, в 2015 году доля услуг в ВВП страны достигла 50,5%, рост по сравнению с предыдущим годом составил 2,4 процентных пункта, таким образом впервые сфера услуг стала основной компонентой в ВВП Китая12.

С точки зрения открытости и развития международного сотрудничества большое внимание получила озвученная Си Цзиньпинем осенью 2013 года инициатива «Один пояс и один путь», апеллирующая к реализации с участием Китая на территории заинтересованных стран Евразии инфраструктурных проектов для формирования на территории стран «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века».

С начала 2000-х годов Китай стал выходить на международные рынки c собственной инвестиционной повесткой, однако не все вложения оказались удачными. Поэтому, в том числе в целях совершенствования стратегии глобального инвестиционного присутствия, была выработана инициатива «Один пояс и один путь», которая способствует решению сразу комплекса задач: диверсификации зарубежных активов КНР, международной экспансии крупных китайских игроков в сфере транспортной инфраструктуры, усиления регионального лидерства страны.

16 марта 2016 года завершилась четвертая сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, высший законодательный орган страны), в ходе которой был утвержден 13-й пятилетний план на 2016-2020 годы. 13-я пятилетка станет первым стратегическим планом, принятым при Си Цзиньпине.

История реализации пятилеток в Китае началась в 1953 году, когда в эпоху плановой экономики стартовал первый пятилетний план. В то время целевые значе-

11 См. China's Economy Is on Track, Assures Vice-President Li // World Economic Forum. URL: http://www.weforum.org/press/2016/01/china-s-economy-is-on-track-assures-vice-presi-dent-li (дата обращения: 20.03.2016).

12 Там же.

6 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

ния фиксировались в количественных показателях, характеризующих в основном производительность ключевых секторов экономики.

С началом политики реформ и открытости, когда в 1981 году стартовала 6-я пятилетка их сущность начала постепенно меняться. Переломным стал 9-й пятилетний план (1996 - 2000 годы), который стал первым планом, утвержденным после того, как руководством страны была поставлена цель построения в Китае «социалистической рыночной экономики». Это повлекло отмену большинства показателей, отражающих физический объем и смещение фокуса в сторону стратегических целей и задач макрорегулирования. Начиная с 11-й пятилетки (2006 - 2010 гг.) пятилетний план был официально переименован в «пятилетний проект» и ключевые целевые значения были разделены на обязательные и ожидаемые (в зависимости от того зависят ли они больше от действий правительства либо от рынка).

Согласно утвержденному плану, среднегодовой темп роста ВВП в ходе 13-ой пятилетки составит 6,5%. Таким образом, к 2021 году ВВП Китая достигнет приблизительно 90 трлн юаней (13,8 трлн долл.)13. В 13-м пятилетнем проекте сформулировано пять идеологических принципов роста, на которых будет базироваться развитие в ближайшие годы. Эти принципы отвечают ключевым проблемам, накопленным в стране:

1. Инновации. Предполагается, что инновации будут занимать центральное место в национальном развитии Китая, способствовать появлению новых технологических решений внутри страны и тем самым изменять структуру экономического роста, способствуя переходу от экстенсивного к интенсивному развитию.

2. Гармонизация. Признается, что в Китае к настоящему моменту накоплено большое число социально-экономических дисбалансов, которые необходимо нивелировать различными инструментами государственной политики.

3. Экологичность. Разработан план реформ по совершенствованию системы охраны окружающей среды, который должен быть внедрен, и согласно которому Китай будет придерживаться экологического развития.

4. Открытость. Китай нацелен в будущем закреплять позиции на глобальных рынках на взаимовыгодных условиях, в том числе реализуя проекты в рамках концепции «Один пояс и один путь», а также продвигая китайские бренды на мировых рынках и используя другие существующие механизмы международного сотрудничества.

5. Всеобщий доступ к плодам развития. Создание условий, чтобы все население страны могло пользоваться успехами ее модернизации. По данному направлению наибольший резонанс получило объявление о возможности супружеским парам иметь двоих детей, кроме того, данное направление подразумевает усиле-

13 См. Высший законодательный орган Китая принял 13-й пятилетний план // ТАСС. URL: http://tass.ru/ekonomika/2742533

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2016

ние социальных программ поддержки 70 млн бедных, проживающим в сельских районах.

В целом можно говорить о том, что такие ключевые особенности проведения реформ в Китае, как постепенность и ориентация на долгосрочные цели, гибкость в поиске конкретных решений, преемственность власти были заложены в самом начале реализации реформ в конце 70-х годов и остаются неизменными по сей день. На протяжении времени происходило укрепление рыночных механизмов, что привело к появлению в начале 90-х годов концепции «социалистическая рыночная экономика» против «социализма с китайской спецификой». Кроме того, с начала XXI века становится очевидной необходимость перехода Китая на новую модель роста, обеспечиваемую не приростом экспорта и экстенсивным развитием за счет расточительного использования природных ресурсов, а внутренним потреблением и внедрением более инновационных и технологичных производственных инструментов.

Как упоминалось выше, по итогам 2015 года сектор услуг впервые стал занимать более половины в структуре ВВП Китая, а потребление стало ключевым фактором, обеспечившим экономический рост, таким образом именно в текущий период КНР переживает момент перехода к новой структуре экономики, замещения модели «Сделано в Китае» моделью «Сделано для Китая». Принимая во внимание возросшую за последние десятилетия долю Китая в мировом ВВП, включение юаня в корзину резервных валют Международного Валютного Фонда и настрой китайских политических лидеров занимать более активную позицию при решении международных вопросов, страна сегодня стоит перед сложной задачей сохранить тонкий баланс между усилением структурной трансформации экономики и еще более осознанным включением в глобальные процессы.

В настоящее время многие экономисты указывают на кризис ипотечного кредитования в Китае, растущие риски, связанные с ослаблением китайской валюты, констатируют рост общей задолженности китайских экономических субъектов и предсказывают неизбежность финансового кризиса в Китае14. Однако также большое число экспертов подчеркивают наличие фундаментального запаса прочности китайской экономики, который в том числе выражается в концепции государственного регулирования, которое, несмотря на возрастание роли рыночных механизмов в стране, сохраняет за собой возможности использования широкого набора эффективных инструментов по макрорегулированию экономики15. 16 марта 2016 года на

14 См. Soros Says China Hard Landing Will Deepen The Root in Stocks. // Bloomberg Business. URL: http://www.bloomberg.com/news/artides/2016-01-21/george-soros-says-he-ex-pects-hard-landing-for-chinese-economy/ (дата обращения: 21.03.2016).

15 См. Why George Soros Is Wrong About the Chinese Economy's 'Hard Landing' // The Diplomat. URL: http://thediplomat.com/2016/01/why-george-soros-is-wrong-about-the-chinese-economys-hard-landing/ (дата обращения: 21.03.2016).

6 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

51 Q

ежегодной пресс-конференции Ли Кэцян - Премьер Госсовета Китая, очень точно охарактеризовал текущую ситуацию в стране: «Безусловно в Китае очень много проблем, но, прежде всего хочу подчеркнуть, что за прошедшие 30 с лишним лет, не было бы периода, когда проблем не хватало, с самого начала и каждый год не покидало ощущение, что «текущий год является решающим»16.

Действительно, на нынешнем этапе развития экономика Китая встретилась с трудностями роста. Но мы убеждены, что эти трудности временные и страна преодолеет временно возникшие проблемы.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Васильева Е.А. Китайская модель модернизации в работах отечественных исследователей // Известия Алтайского Государственного Университета. - 2010. - №4-3 (68) - С. 26-29. URL: http://izvestia.asu.ru/2010/4-3/hist/TheNewsOfASU-2010-4-3-hist-05.pdf (Vasil'eva E.A. Kitajskaja model' modernizacii v rabotah otechestvennyh issledovatelej // Izvestija Altajskogo Gosudarstvennogo Universiteta. - 2010. - №4-3 (68) - S. 26-29)

Дингуй Х. Китай: подходы и особенности экономических преобразований // Проблемы теории и практики управления. - №6-00 - URL: http://vasilievaa.narod.ru/2_6_00.htm (Dinguj H. Kitaj: podhody i osobennosti jekonomicheskih preobrazovanij // Problemy teorii i praktiki upravlenija. - №6-00)

Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия 2050: Стратегия соразвития. - М. : Институт экономических стратегий, 2006. - 656 c. (Kuzyk B.N., Titarenko M.L. Kitaj-Rossija 2050: Strategija sorazvitija. - M. : Institut jekonomicheskih strategij, 2006. - 656 c.)

Мозиас П. М. О некоторых политико-идеологических аспектах рыночной модернизации в Китае // Общество и государство в Китае. - 2010 -№ 40 - С.282-299 (Mozias P. M. O nekotoryh politiko-ideologicheskih aspektah rynochnoj modernizacii v Kitae // Obshhestvo i gosudarstvo v Kitae. - 2010 -№ 40 - S.282-299)

Мозиас П. М. «Новая нормальность» китайской экономики //Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - №12 (59) - С. 15-29 (Mozias P. M. «Novaja normal'nost'» kitajskoj jekonomiki //Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. - 2015. - №12 (59) - S. 15-29)

Пекинский консенсус // Коммерсант. - 2006. - №162 - С.7. URL: http://www.kommersant. ru/doc/701720 (Pekinskij konsensus // Kommersant. - 2006. - №162 - S.7)

Скосырев В. Китай учиться жить по политэкономии Си Цзиньпиня // Независимая газета. - 2016 - №050 (6664) - С.8 (Skosyrev V Kitaj uchit'sja zhit' po politjekonomii Si Czin'pinja // Nezavisimaja gazeta. - 2016 - №050 (6664) - S.8)

Хуан Я. Капитализм по-китайски: Государство и бизнес. - 2-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 375 c. (Huan Ja. Kapitalizm po-kitajski: Gosudarstvo i biznes. - 2-e izd. - M. : Al'pina Pablisher, 2012. - 375 c.)

16 См. Итоги пресс-конференции Ли Кэцяна // Официальный сайт Госсовета КНР. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2016-03/17/content_5054919.htm (дата обращения: 21.03.2016).

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.