Научная статья на тему 'Гармония общества и социальные противоречия в Китае'

Гармония общества и социальные противоречия в Китае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СРЕДНЕЗАЖИТОЧНОЕ ОБЩЕСТВО (СЯОКАН) / ПРОТИВОРЕЧИЯ АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ И НЕАНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / SOCIETY OF MODEST MEANS (XIAOKANG) / ANTAGONISTIC AND NON-ANTAGONISTIC CONTRADICTIONS / SOCIAL CONFLICT / SOCIAL MAINTENANCE SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сюй Яньли, Романенко Михаил Васильевич

В статье раскрываются основные черты гармонического социалистического общества, которое реализуется в процессе строительства среднезажиточного общества (сяокан). Создание социализма с китайской спецификой реализуется через перманентное разрешение противоречий и конфликтов во всех сферах общественной жизни. Дается классификация противоречий, показываются основные пути и методы их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmony of society and social contradictions in China

In the article are described the main treats of a harmonious socialist society, that is implemented in the process of a comprehensive building of society of modest means (xiaokang). Creation of a specific socialism in China and strengthening of social evolution harmonization is implemented through permanent solution of contradictions in all spheres of public life. Classification of social contradictions and main ways and methods of their solutions are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Гармония общества и социальные противоречия в Китае»

Гармония общества и социальные противоречия в Китае

Сюй Яньли, Романенко М.В.

В статье раскрываются основные черты гармонического социалистического общества, которое реализуется в процессе строительства среднезажиточного общества (сяокан). Создание социализма с китайской спецификой реализуется через перманентное разрешение противоречий и конфликтов во всех сферах общественной жизни. Дается классификация противоречий, показываются основные пути и методы их разрешения.

Ключевые слова: среднезажиточное общество (сяокан), противоречия антагонистические и неантагонистические, социальный конфликт, система социального обеспечения.

Xu Yan Li, Romanenko M.V.

Harmony of society and social contradictions in China

In the article are described the main treats of a harmonious socialist society, that is implemented in the process of a comprehensive building of society of modest means (xiaokang). Creation of a specific socialism in China and strengthening of social evolution harmonization is implemented through permanent solution of contradictions in all spheres of public life. Classification of social contradictions and main ways and methods of their solutions are presented in the article.

Keywords: society of modest means (Xiaokang), antagonistic and non-antagonistic contradictions, social conflict, social maintenance system.

Раньше политики Китая исходили из предпосылки, что корень социально-экономических проблем лежит в бедности, и по мере накопления общественных богатств и роста достатка населения, проблемы будут решаться «естественным» путем. Однако дальнейшие исследования показали, что спонтанным путем вопросы не решаются. Это потребовало изыскания новой научной концепции. Концепция рыночного социализма с китайской спецификой была теоретически обоснована и создана Дэн Сяопином. Суть ее заключается в необходимости построения «среднезажиточного общества» (сяокан) при сохранении в обществе социальной гармонии. Процесс рассчитан на длительную историческую перспективу - «несколько десятков поколений людей»1.

Какие показатели включает в себя «гармоничное социалистическое общество»?

Во-первых, гармоничные отношения между городом и деревней. Самое главное достижение политики модернизации - избавление китайского народа от бедности. Бедное общество не может быть гармоничным. В 1952 г. средняя заработная плата рабочих и служащих Китая в год составляла лишь 445

43

юаней, а крестьян значительно меньше. В настоящее время доходы рабочих, служащих и крестьян выросли многократно. Согласно Отчету правительства об исполнении денежной политики среднедушевые доходы городского населения, находящиеся в его непосредственном распоряжении в 2008 году, составили 15781 юаней, а чистые среднедушевые доходы сельских жителей - 4761 юаней. После реформы заработной платы разрыв в соотношении высоких и низких заработков в городах сократился. Премии и надбавки еще более нивелируют разницу в зарплате.

Однако сегодня налицо новая проблема - резкая разница в доходах городского и сельского населения. Она влияет на развитие отечественного потребительского рынка. В то же время в Китае до сих пор имеется большое число малообеспеченных и бедных (по международным стандартам) людей. Хотя число очень бедных людей в деревне, по официальным данным, сократилось со 150 млн. до 20 млн. человек (по другим данным более 40 млн. сельских жителей находится за чертой беднос-ти)2, Китаю предстоит активизировать борьбу с бедностью и заложить основу для системы достойного социального обеспечения. С этой целью формируется долгосрочный механизм стимулирования сельского хозяйства силами промышленности, подъема деревни при поддержке городов. На селе усиливается инфраструктурное строительство и система сельхо-зобслуживания, обеспечивается развитие поселково-волостных предприятий, кооперативов, использующих новейшие индустриальные технологии, т. е. создается новая схема интеграции социально-экономического развития города и села на базе единого планирования. Идет подготовка крес-

тьян нового типа - «образованных, технически подкованных и умеющих вести хозяйство».

Во-вторых, гармоничные межрегиональные, межрайонные отношения. Разница в темпах развития различных регионов и районов, в уровне доходов населения не уменьшается, а напротив, увеличивается. В стране возникло положение, которое можно охарактеризовать словами: «одна страна - четыре мира». Пекин, Шанхай, Шэньчжень (2,2% населения страны) уже достигли уровня стран с высоким доходом. Второй мир - это районы с доходом выше среднего уровня (Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу, Ляонин - 22% населения); третий мир - доход ниже среднего (Хэбэй, Северо -Восточный и Северный Китай, центральные районы - 26% населения). Четвертый мир - это районы с низким уровнем доходов (западные районы - 50% населения)3.

В ходе реализации стратегии регионального развития, активно поддерживая опережающее развитие восточных регионов, важно продвигать вглубь масштабное освоение западной части страны (в 2000 г. стартовала программа освоения западных районов); создавать условия для полного возрождения северо-восточной старой промышленной базы и всемерно стимулировать подъем центральных районов; оказывать помощь районам с иссякшими ресурсами; использовать позитивную роль особых экономических зон в поддержке отсталых регионов. Используя законы рыночной экономики, необходимо взламывать границы административно-территориального деления, создавать тесно связанные между собой социально-экономические зоны и пояса, городские ансамбли огромной стимулирующей силы, создавать новые точки социально-экономического роста.

44

В-третьих, гармоничные внутриобщественные отношения между классами, социальными слоями (стратами) и группами населения. Рост большой разницы между богатыми и бедными (в 2009 г. количество китайских мультимиллионеров превысило 825 тысяч человек) слоями населения привел к обострению противоречий интересов различных социальных слоев. Иногда эти противоречия принимают достаточно резкие и социально опасные формы. Различия в уровнях благосостояния людей существуют и, очевидно, будут существовать всегда, но эти различия должны быть между «богатыми и менее богатыми», а не между «бедными и богатыми».

Необходимо правильно разрешать противоречия внутри народа, в новой обстановке урегулировать (на основе баланса интересов) отношения между богатыми и бедными слоями населения, между работодателями и работниками, между кадровыми служащими и простыми людьми, и настойчиво продвигаться по пути «всеобщей зажиточности». Используя финансовые, налоговые, распределительные рычаги, правительство должно укрепить средний класс (поставлена задача довести его численность с 12% в 2007 г. до 60-70% в 2020 г.), резко сократить количество бедноты и малообеспеченного населения, последовательно реализуя новую политику перехода от опережающего обогащения, когда выгоду от реформ получала часть общества, к совместному обогащению, когда выгоды получают все слои населения.

В перспективных планах на одиннадцатую пятилетку китайское руководство подчеркивает важнейшую роль макрорегулирования и макроконтроля для увеличения доходов городских и сельских жителей, особенно людей со средни-

ми и низкими доходами, необходимость регулирования чрезмерно высоких доходов, путем борьбы с нелегальными доходами, активного проведения политики трудоустройства и расширения занятости, усиления работы по защите прав и интересов трудящихся, совершенствования системы социального обеспечения и ускорения создания совершенной системы социальной помощи крайне нуждающимся в городе и на селе.

В-четвертых, гармоничные отношения в сфере трудоустройства, которое рассматривается в качестве основы народной жизни. Сегодня абсолютное большинство китайского населения составляют крестьяне. Китай должен трудоустроить излишнюю скрытую сельскую рабочую силу (более 100 млн. чел.). В 2009 г. около 140 млн. бывших крестьян, покинувших родные края в поисках работы, не могли нигде обосноваться и создать собственную семью. Требуется наладить систему равноправного трудоустройства городских безработных, которых насчитывается более 30 млн. человек, и сельских безработных (крестьян-рабочих) -через расширение масштабов и совершенствование механизма рыночного трудоустройства, особенно всемерную поддержку малого и среднего предпринимательства, самостоятельного поиска работы.

Правительство в первую очередь оказывает помощь в трудоустройстве тем слоям, которым живется тяжело, семьям с «нулевой занятостью», некоторым категориям безработных, например, выпускникам вузов, которых среди безработных сегодня насчитывается около 10 млн. человек. Целенаправленная помощь власти в трудоустройстве будет осуществляться по мере развития страны, всемерного усиления сферы профессионального образования, подготовки и пере-

подготовки кадров. Со временем будет решена задача превращения Китая из страны с большим количеством населения в страну с квалифицированными и высококвалифицированными кадрами, «в державу людских ресурсов». Это станет важным звеном и толчком для дальнейшего бурного социально -экономического развития.

В-пятых, необходимо гармонизировать возрастную и половую демографическую структуру населения. Китай достиг впечатляющих успехов в реализации политики планового деторождения в течение последних трех десятилетий, реализуя общенациональную программу «Меньше детей — быстрее богатеешь». В Китае проблема «старения населения» возникла до решения проблемы повышения материального достатка.

В связи с этим правительство должно найти новые подходы к созданию рациональной, экономной, масштабной и развивающейся системы социального обеспечения, чтобы заранее подготовиться к «нарастанию волны серебряных волос» (так называют в Китае пожилых людей). Сегодня также приходиться прилагать большие усилия, чтобы гармонизировать ценностные отношения между различными поколениями, «между отцами и детьми».

В шестых, Китай - страна с более чем миллиардным населением (в конце 2008 г. насчитывалось 1,3 млрд. человек) не может не уделять внимание гармонизации отношений человека и природы, «дружелюбному отношению к окружающей среде», созданию такой модели народного хозяйства и жизни населения, при которой природные ресурсы расходовались бы рачительно, экономно. В этом отношении большое значение имеет Закон КНР о стимулировании цикличного развития экономики,

который начал действовать с 1 января 2009 г., в центре которого находятся «снижение объемов, вторичное использование и утилизация отходов». Акцент сделан на высокоэффективном использовании и экономии ресурсов, на развитии экоохранной индустрии. Китай одним из первых принял общенациональную программу по оздоровлению климата и активно борется с загрязнениями, масштабно внедряет чистые, энергоэффективные и низкоэмиссионные новые и высокие технологии.

Необходимо иметь в виду, что Китай находится и еще долго будет находиться на начальной, «первичной», недостаточно развитой стадии социализма и что противоречие между постоянно растущими материально-культурными потребностями народа и отсталым общественным производством было и остается главным, стержневым противоречием развивающегося общества.

Архитектоника взаимоотношений между социальными интересами новых социальных страт, рожденных в ходе становления рыночной экономики, и традиционных социальных слоев усложняется. Противоречия между ними проявляются более резко, выступают на поверхность еще более явно, и некоторые из них перерастают в острые социальные конфликты.

Опрос, проведенный учеными Высшей партийной школы при ЦК КПК в октябре 2006 г., показал, что в настоящее время в обществе существует целый ряд противоречий, которые необходимо разрешать путем нахождения оптимальных и эффективных форм и методов их разрешения. Оказалось, что 51% респондентов считают самым важным противоречие материальных интересов между людьми, 45,5% -противоречие между городом и деревней, 27,6% - противоречие меж-

46

ду разными общественными слоями, 20,3% - противоречие между властью и народом, 17,1% - противоречие между разными районами, 16,4% - противоречие между макроконтролем правительства и рыночной экономикой4 .

В 1998 г. Председатель КНР Цзян Цзэминь констатировал: «В ходе реформы и открытости и развития социалистической рыночной экономики внутри народа появляется все больше противоречий, некоторые из них прорываются каждый день, поэтому необходимо добросовестно изучать и правильно решать политические вопросы»5. Несвоевременное решение, (запаздывание), ошибки и неадекватные методы разрешения, стихийное «саморазрешение» некоторых жизненно важных внутренних противоречий и назревших проблем приводит к тому, что они перерастают в острые социальные конфликты, во внезапно возникающие инциденты и кризисы, «прорываются» в виде массовых выступлений трудящихся в защиту своих личных и групповых (корпоративных) интересов, в открытых формах противодействия ошибочным экспериментам, шагам в процессе реформ.

В ходе модернизации, к сожалению, увеличивается и число социальных слоев, недовольных реформами. Если на предшествующем этапе к ним относились вытесненные с земли крестьяне, пенсионеры и городские безработные, в том числе и безработная молодежь, то на современном этапе добавляются безработные рабочие-крестьяне, служащие, интеллигенция, военнослужащие и молодежь, закончившая учебу и не нашедшая работу.

В Китае насчитывается девять форм массовых протестных выступлений граждан: моральное или

физическое воздействие на руководителей; подача жалоб; несанкционированное проведение собраний и митингов; нападение на учреждения; блокада транспортных магистралей; непосещение занятий; забастовки торговцев; грабежи и поджоги; столкновения с применением оружия. В 2005 г., например, в Китае случилось 74000 проявлений протеста, в них участвовали 3,7 млн. человек, нередко стычки сопровождались насилием и смертями.6

Цзян Цзэминь, анализируя внутриполитическую ситуацию в конце 90-х годов XX века, выделял 20 различных видов противоречий, многие из которых существуют и сегодня. В проведенных Орготделом ЦК КПК широких обследованиях (2001г.), которые были обобщены в аналитическом докладе «Правильно понимать и регулировать противоречия внутри народа в новой обстановке», выделены следующие группы «внутренних» противоречий:

- в экономической сфере: между различными формами укладов и внутри укладов; между безработными и занятыми на предприятиях различных форм собственности;

- в политической сфере: между КПК и правительством, внутри КПК; между политической и административной властью; между местным чиновничеством (ганьбу) и массами;

- в идеологической и культурной сфере: между ростом экономического сознания и погоней за личной выгодой; между передовой идеологией и видами капиталистического сознания или, как говорил Дэн Сяопин, «равнение во всем на звонкую монету»; между передовой наукой и мистикой7 . Отметим, что многообразие форм сознания в идеологии («левое», консервативное и либеральное и

др.) в этих исследованиях отнесено к «побочному виду сознания», которое противоречит определяющему марксистскому сознанию.

В современном китайском обществе различаются два типа неодинаковых по своему характеру и природе противоречий - неантагонистические противоречия внутри народа и антагонистические противоречия между обществом и его врагами. Методы разрешения этих противоречий должны быть совершенно различны. «Недопустимо применение принудительных мер и других неправильных методов при разрешении противоречий внутри народа; тем более, нужно предотвращать использование методов разрешения противоречий между нами и нашими врагами при урегулировании противоречий внутри народа, предотвращать нарушения законных прав и интересов широких масс»8.

Надо иметь в виду, что содержание и формы проявления противоречий могут усложняться и обостряться в уже совершающемся процессе и перерастать в острые социальные конфликты. Поэтому при разрешении возникающих противоречий фактор времени играет немаловажную роль. «Не надо ждать, пока противоречия и проблемы накопятся и даже обострятся и только затем заниматься их разрешением, т. е. занимать такую пассивную позицию»9 .

При разрешении неантагонистических противоречий нужно иметь в виду, что основу таких противоречий составляет единство коренных интересов народа. Поэтому уже появившиеся и могущие появиться новые противоречия требуют глубокого изучения, целенаправленного совершенствования идейно-политической работы.

Для разрешения антагонистических противоречий необходимо

нанесение превентивных, решительных, «суровых» ударов, при опоре на правовые нормы, по всем видам преступной деятельности внутри страны (терроризм, религиозный экстремизм, национал-сепаратизм, все виды уголовной преступной деятельности) и подрывной деятельности международных враждебных сил.

Основой для разрешения существующих и вновь возникающих противоречий являются меры не административного, принудительного характера, а меры экономического, морального, воспитательного характера.

Исследование 2006 г. показало, что больше всего китайцев заботят три социальные проблемы: общественные нравы, медицинское обслуживание и общественный порядок10 . Как обнаружило исследования, проведенные в 2008-2009 гг., они волнуют население страны и сегодня.

Для успешного решения проблем необходимо осуществлять политику рационального, правильного регулирования взаимосвязи реальных интересов между классами, слоями, группами и отдельными индивидами, между регионами, городом и деревней, между богатыми и бедными, между национальностями. Требуется создать и постоянно совершенствовать общенациональную систему социального обеспечения. И еще немаловажное значение имеет осуществление институциональных реформ. В этом плане проводится планомерное сокращение непомерно разросшихся административноуправленческих структур, особенно в деревне, урегулирование отношений между центром и периферией. Осуществляется все более широкое участие народа в собраниях представителей рабочих и служащих на предприятиях.

48

Премьер Госсовета Китая Вэнь Цзябао отмечал, что для успешного продвижения и своевременного разрешения в условиях мирового финансового кризиса возникающих противоречий, правительству полагается строго держаться следующих принципов: во-первых, ширить внутренний спрос, гарантируя рост экономики. Необходимо повернуть тенденцию к замедлению экономического роста в обратную сторону, а расширение внутреннего спроса считать долгосрочным стратегическим курсом. Во-вторых, осуществлять реструктуризацию, поднимаясь на новый уровень. В-третьих, посредством реформы наращивать жизненные силы. В-четвертых, уделять серьезное внимание улучшению жизни народа, стимулировать социальную гармонию. Другими словами, чем экономически труднее, тем больше нужно заботиться о качестве жизни народа. Неизменно рассматривая обеспечение и улучшение народной жизни исходным и конечным пунктом работы, правительство стремится создать все условия для того, чтобы «весь народ мог вкушать плоды реформы и развития».

Суммируем основные противоречия и проблемы, которые назрели в развитии китайского общества в начале XXI века и в ближайшей перспективе. Их эффективное и своевременное решение (на современном этапе это так называемые пять разрывов)11 будет создавать всё больше условий для наращивания элементов социальной гармонии и социальной справедливости:

- противоречие между экономическим ростом и социальным развитием, выражающимся в отставании социальной сферы в удовлетворении потребностей народа в образовании, здравоохранении, в жилье и т. д. Одной из причин такого положения является все еще сохраняющийся относительно низ-

кий уровень затрат государства на социальные нужды населения;

- противоречия между богатыми и бедными слоями населения, социальная и имущественная поляризация общества усиливается и ее пока не удается остановить;

- противоречия, связанные с уровнем социального и экономического развития регионов (более развитыми регионами Юга и Востока и бедным, отсталым Западом и отчасти Центром). И эти противоречия, несмотря на принимаемые меры, углубляются и обостряются;

- противоречия между городом и деревней, выражающиеся в отставании деревни от города в экономическом, культурном и инфраструктурном отношении;

- противоречия, связанные с избыточностью трудовых ресурсов и неспособностью народного хозяйства использовать их в полной мере в процессе перехода от трудоемких технологий к наукоемким, новым и высоким технологиям. Сохраняется возможность резкого обострения и снижения уровня социальной стабильности в случае снижения темпов социально -экономического развития;

- противоречия между быстрым и бурным социально - экономическим ростом и ограниченной природно - ресурсной базой, увеличивающемся дефиците энергоносителей и некоторых видов минеральных ресурсов, усиливающейся зависимостью от их импорта (по нефти, например, до 50%);

- противоречия, связанные с переходом от экстенсивного к интенсивному пути развития. Нынешние высокие темпы развития достигаются главным образом на экстенсивной, ресурсозатратной основе, пока еще низкой производительности труда, а на селе при преобладании ручного труда;

- противоречия, связанные с недостаточной конкурентоспособ

49

ностью экспортной продукции, неполным соответствием отдельных видов товаров мировым стандартам, обусловленные отсталым технико-технологическим уровнем производства. К этому надо добавить достаточно высокую зависимость экономики от импорта технологий и высокотехнологичного оборудования, недостаточное развитие собственных (первичных и интегральных) технологических инноваций, а также вторичных инноваций, основанных на заимствовании, освоении и применении;

- огромное количество противоречий связано с институциональными и структурными преобразованиями: реформа банковской системы, реформа законодательной системы, незавершенность формирования институтов рыночного хозяйства и т. д.

- противоречия в отношениях природы и человека (экология), обусловленные, прежде всего, ресурсозатратной моделью ускоренной индустриализации деревни и промышленного производства («чрезмерно большая расплата ресурсами и экологией») - засоление почв, загрязнение атмосферы, опустынивание, которое занимает 27% территории страны, нехватка водных ресурсов.

- противоречия в сфере общественного сознания и культуры, между определяющим марксистским и «побочным» сознанием, вызванным погоней за прибылью, выгодой, а также наличием пережитков феодализма в сознании и поведении людей, взглядов («левых», центристских и «правых» групп) на перспективы развития страны;

- особую группу противоречий представляют собой противоречия, носящие черты антагонистичности, связанные с «социальными патологиями»: коррупция, преступность, особенно экономическая, терроризм, наркомания, алкоголизм,

проституция и др. Эти формы девиантного поведения наносят вред безопасности и интересам страны, стабильности и усилению гармонии общества, развитию экономики. В эту же группу противоречий необходимо также отнести и противоречия, связанные с должностными преступлениями и правонарушениями, «нездоровое поветрие ущемления народных интересов» некоторыми работниками правительственных органов, которые, «занимаются очковтирательством, роскошествуют и погрязают в коррупции»12 ;

- противоречия, связанные с политикой открытости «по всему пеленгу» внешнему миру, требуют особого внимания. Долгое время в Китае при подходе к капитализму обращалось внимание, главным образом, на одну сторону, касающуюся его противостояния и борьбы с социализмом, но мало внимания уделялось другой стороне: социализм еще и учится у капитализма, сотрудничает с ним и использует его, заимствует у него достижения передовой науки и культуры, техники и технологий, передовые методы управления и организации производства. Пока два противоположных социально-политических строя существуют, противостояние и борьба между ними не может исчезнуть и поэтому надо сохранять необходимую бдительность. Все прогрессивное и выдающееся в других странах, особенно развитых, необходимо изучать и использовать на социалистической китайской основе, применять, совершенствовать («окитаизиро-вать»), повышать качество с тем, чтобы создавать новые вещи с китайской спецификой, а «что же касается всякой «грязи», то от нее надо избавляться»13.

На антикризисные меры до конца 2010 г. выделено 4 млрд. юаней. Мы укажем лишь те конкретные

50

меры правительства, которые будут иметь позитивный социально

- экономический эффект на пути преодоления деструктивного влияния мирового кризиса и укрепления гармоничности и стабильности развития общества:

- с 16 мая 2008 г. Центральный банк постепенно снижал базовые проценты годового кредита и сейчас они составляют всего 0,27%;

- с 9 октября отменено взимание индивидуального подоходного налога с процентов по сберегательным вкладам;

- с 21 октября 2008 г. Комитет развития и реформ значительно повысил минимальные закупочные цены на произведенное в 2009 году зерно;

- Центробанк увеличил помощь средним и мелким предприятиям;

- отменены и приостановлены 100 видов административных сборов (платежей) с 1 января 2009 г., в том числе накладные расходы на этапе обязательного образования, расходы на сельскохозяйственную технику и другие важные меры14 .

За последние 30 лет Китай увеличил производство ВВП почти в 20 раз, реальные доходы населения - в 6,5 раз .

Сегодня в Китае руководители партии и государства, ученые и широкие слои народных масс все глубже осознают, что только в строительстве социализма и коммунизма, т. е. общества реального гуманизма и гармонии, заключено великое будущее Китая.

Ссылки:

1 Документы XVII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2007, с. 86.

2 Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. (К 60-летию КНР). М.: ИД «ФОРУМ» 2009, с.12.

3 См.: Ху Аньган Разработка конечной цели основной стратегии Китая: «богатый народ - сильное государство» / / Китай в диалоге цивилизаций. К 70-летию академика М.Л. Титаренко. М.: Памятники исторической мысли, 2004, с. 73.

4 Пекин жибао. 18.12.2006 (на кит. языке).

5 Цзян Цзэминь О социализме с китайской спецификой. М.: Памятники исторической мысли. 2002, с. 354.

6 Тоффлер Элвин и Тоффлер-Хейли. Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. М.: Профиз-дат, 2008, с.466.

7 См.: Социально - политические и идеологические процессы в КНР накануне XVI-ого съезда КПК. (Экспресс-информация № 3). М.: ИДВ РАН, 2002, с.9.

8 Цзян Цзэминь О социализме с китайской спецификой. М.: Памятники исторической мысли. 2002, с. 350.

9 Цзян Цзэминь О социализме с китайской спецификой. М.: Памятники исторической мысли. 20020, с. 357.

10 См.: Жэньминь жибао.

24.01.2007.

11 Титаренко М. Л. Китай на марше (к 60-летию образования КНР) // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. (К 60-летию КНР). М.: ИД ФОРУМ, 2009, с. 10.

12 КНР: итоги социально - экономического развития в 2005 году и параметры 11 пятилетки. Материалы 4-й сессии ВСНП 10-го созыва. (Экспресс - информация № 6). М.: ИДВ РАН, 2006, с. 14.

13 Цзян Цзэминь О социализме с китайской спецификой. М.: Памятники исторической мысли. 20020, с. 331.

14 См.: Китай. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2009, с.145-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.