ИЗ ИСТОРИИ КИТАЯ
МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЙСКОГО ТИПА В.А. Сизикова
Отдел по управлению операционными, рыночными рисками и рисками мошенничества ООО «Фольксваген Банк РУС» ул. Обручева, 30-1, Москва, Россия, 117485
Статья посвящена особенностям современной модели модернизации в КНР. Автор рассматривает понятие «социалистическая модернизация» как многоуровневое, представляющее собой научно-теоретический, политико-программный и практически реализованный концепт формирующейся модели модернизации китайского типа. Такой подход позволяет представить социалистическую модель развития в КНР как модернизацию особого типа, сочетающую в себе основные положения теории строительства социализма с китайской спецификой (во многом основанной на марксистских принципах), экономический детерминизм (основанный на методологии эмпирического подхода), а также традиционные представления о гармоничном обществе (сяокан), взятые из конфуцианства. Кроме того, к этому необходимо прибавить техники и подходы, взятые учеными и исследователями Китая на этапе разработки экономических концепций с Запада, что, по сути, позволяет дополнить реализованный в КНР проект «социалистической модернизации» капиталистическими принципами и превращает данную модель в модель уникального типа.
Ключевые слова: Китай, модернизация, социализм с китайской спецификой, политические реформы, Коммунистическая партия Китая, реформирование.
Отношение к Китаю в мире, возможно, наиболее противоречивое из всех возможных. Все признают важность Китая и его растущую значимость, однако многие в своем отношении по-прежнему основываются на предубеждении и неведении [5. С. 46].
На данном витке развития, когда многие страны стоят на пути модернизации и реформ, специфический опыт Китая привлекает внимание не только
благодаря своим особенностям, но и благодаря предварительным итогам модернизации, поставившей это государство в первую пятерку мировых лидеров по многим показателям.
Центральным понятием современного политического курса в КНР является «социалистическая модернизация» [4. С. 3].
Хотелось бы подчеркнуть, что понятие «социалистическая модернизация» является многоуровневым, представляющим собой научно-теоретический, политико-программный и практически реализованный концепт формирующейся модели модернизации китайского типа.
По нашему мнению, рассматривая социалистическую модернизацию в Китае в теоретико-концептуальном аспекте, необходимо сделать особый акцент на теоретических положениях и научных концепциях, разрабатывавшихся в КНР, например, патриархом реформ и модернизации в Китае Дэн Сяопином [2. С. 38], и направленных на обоснование модернизации общества, а также влияние традиционного для Китая конфуцианства и другие особенности этого широкого, на наш взгляд, понятия. При этом необходимо понимать, что концепция модернизации в КНР не статична, но, напротив представляет собой феномен, находящийся в процессе постоянного движения, развития и обновления. Так, в последние годы, например, теория социализма с китайской спецификой была дополнена теоретической концепцией Цзян Цзэминя [6. С. 49] «о тройном представительстве» и концепцией научного развития, выдвинутой Ху Цзиньтао, развивающими общую теорию Дэн Сяопина.
Социалистическая модернизация как модель государственного устройства также представляет несомненный интерес для исследования, поскольку именно она определяет направление дальнейшего развития политической системы КНР, трансформации политических институтов власти КНР, а также эволюции статуса и стиля управления Коммунистической партии Китая и «системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций».
Третьей составляющей в исследования социалистической модернизации является непосредственно механизм практической реализации целей и задач стратегического развития страны на современном этапе с отражением последних изменений, произошедших в политической жизни КНР, а также исследования предварительных результатов модернизации, позволяющих сделать выводы об эффективности или неэффективности проведенных преобразований.
Итак, на теоретико-концептуальном уровне модернизация китайского типа является результатом соединения основных положений теории строительства социализма с китайской спецификой и реальной действительности Китая с его традиционными ценностями и представлениями об идеальном, гармоничном обществе.
Такой подход позволяет представить социалистическую модель развития в КНР («социалистическую модернизацию») как модернизацию особого ти-
па, сочетающую в себе основные положения теории строительства социализма с китайской спецификой (во многом основанной на марксистских принципах), экономический детерминизм (основанный на методологии эмпирического подхода), а также традиционные представления о гармоничном обществе (сяокан), взятые из конфуцианства. Кроме того, к этому необходимо прибавить техники и подходы, взятые учеными и исследователями Китая на этапе разработки экономических концепций с Запада, что, по сути, позволяет дополнить реализованный в КНР проект «социалистической модернизации» капиталистическими принципами и превращает данную модель в модель уникального типа.
Несмотря на то, что многие восточноазиатские государства (такие как Сингапур, Япония, Южная Корея, провинция Тайвань) пошли в целом по пути модернизации, в центре внимания которой часто находилось конфуцианское понятие сяокан, процесс модернизации в этих странах можно назвать «конфуцианизацией капитализма», в то время как в Китае происходила «ки-таизация марксизма» и «конфуцианизация социализма».
По нашему мнению, конфуцианская концепция, отвергнутая Мао Цзэ-дуном, была впоследствии выбрана Дэн Сяопином исходя из определенных политических целей, которые позволили не только вернуть КНР авторитет культурного лидера восточноазиатского региона, но и заложили основу для будущего мирного объединения страны, поскольку концепция сяокан традиционно близка и понятна для граждан обоих берегов Тайваньского пролива.
На политико-программном уровне социалистическая модернизация представляет собой политическую стратегию развития КНР, проявляющуюся в качестве объективной необходимости соответствия политической деятельности современным реалиям, особенностям и своеобразию конкретной исторической обстановки в Китае. Формировавшаяся на основе таких тезисов, как «практика - критерий истины» и «раскрепощение сознания» [3. С. 68], модернизация в этом понимании оценивалась в точки зрения эффективности, измеряющейся лишь на уровне практических достижений. При этом любые теоретические лозунги теряли вес, если они не приносили реальных результатов.
Социалистическая модернизация как механизм обновления и изменения политической системы, методов и технологий политической деятельности в КНР на практическом уровне также доказала свою результативность и эффективность.
Такие методико-технологические подходы, как эмпиризм и связанный с этим метод экспериментов, инспекционные поездки, проверки в различных регионах страны, научный подход, постоянный обмен между теорией и практикой, применение успешных западных техник (в том числе допущение капиталистических анклавов в свободных экономических зонах), профессиональное изучение изменения общественного мнения, а также социальной струк-
туры общества, и многие другие подходы преобразовались в практически реализованный концепт, соответствующий требованиям новой экономической реальности и не противоречащий социально-политическим принципам и культурным традициям.
На этом уровне исследования социалистическая модернизация в КНР представляет собой непременное условие успешной, плодотворной политической деятельности, а также гарантию социальной и политической стабильности в обществе.
Специфика модернизации в КНР показывает, что последние тридцать лет в Китае происходили и до сих пор продолжаются глубокие структурные преобразования в экономической сфере на основе политических методов и под руководством Коммунистической партии Китая.
Процесс модернизации затронул все сферы общества, и в том числе политическую сферу. За последние десятилетия были созданы условия роста демократических тенденций и накоплены предпосылки для преобразования существующей политической системы.
Безусловно, преобразование политической сферы в КНР отстает от темпов экономических реформ. Однако вместе с проведением радикальных рыночных преобразований так или иначе происходят глубокие изменения и на внутриполитическом уровне.
Таким образом, не только в экономической, но и в политической системе КНР происходили глубокие внутренние изменения: осуществлялась трансформация институтов власти в КНР, происходило преобразование командно-административного стиля правящей партии в новый, менее централизованный стиль руководства, предусматривающий активное взаимодействие государственных и общественных структур и включающий элементы диалога КПК с политическими партиями и общественными организациями. Кроме того, произошло «омоложение» кадрового состава, а также сама система кадрового отбора была модернизирована.
Активное вовлечение демократических партий в политическую жизнь КНР, закрепленное на законодательном уровне, позволяет сделать вывод о том, что в современном Китае эти организации играют достаточно значимую и важную роль и в целом представляют собой непохожую на западную, специфически китайскую систему «многопартийного сотрудничества и политических консультаций», эффективно и созидательно действующую и способствующую дальнейшему развитию и сотрудничеству с КПК.
Безусловно, существующие в Китае восемь демократических партий нельзя назвать политической оппозицией, однако они привлекаются к обсуждению и разработке документов общегосударственного масштаба, влияя на политический курс и политику модернизации. Несмотря на свой немногочисленный состав, который, однако, увеличился в пять раз с момента их образования,
демократические партии в настоящее время представлены практически на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти Китая.
Что касается изменений в самой компартии, то в последние годы получила статус официальной партийной идеологии концепция «трех представительств» (саньгэ дайбяо). Выдвинутая Цзянь Цзэминем, она трансформировала компартию в партию нового типа, которая на современном этапе стала выразителем интересов не отдельных групп или классов общества, как это было ранее, а всего полуторамиллиардного народа КНР. Все это представляется кардинальным переосмыслением идеологии КПК, превратившейся в общенародную партию в соответствии с новыми условиями и реалиями Китая.
Кроме того, за годы модернизации на институциональном уровне совершенствовался механизм осуществления передачи власти между поколениями лидеров. Этот отработанный механизм является важной характеристикой организованного, предсказуемого характера передачи власти, а также гарантией поддержания политической стабильности в обществе.
Безусловно, осуществление политики социалистической модернизации в КНР продолжается, а значит, руководству КНР приходится сталкиваться и разрешать новые практические и научно-теоретические трудности и противоречия. Таким образом, анализ возникающих проблем, применение новых методов для их решения позволяет выделить такие характеристики китайской модели модернизации, как гибкость и быструю адаптацию к новым условиям.
Кроме того, хотелось бы выделить вектор и динамику дальнейшего развития модернизации в КНР. По нашему мнению, несмотря на то, что китайское руководство определило экономическую сферу в качестве основы социалистической модернизации, неизбежно проведение политических реформ, которые постепенно осуществляются в китайском обществе. Помимо перечисленных выше изменений в этой сфере можно также попытаться спрогнозировать дальнейшие перспективы реформ в политической сфере КНР.
Так, по мнению исследователя, будет происходить дальнейшее совершенствование институционального механизма передачи власти между поколениями политических лидеров в Китае. Поскольку срок правления каждого поколения стремится к десяти годам, что равно двум конституционным срокам в КНР, возможно предположить, что вероятным сценарием может стать закрепление подобного срока в будущем, возможно с некоторыми оговорками, на законодательном уровне.
Кроме того, по нашему мнению, будет углубляться системная кадровая реформа, включающая в себя такие аспекты, как совершенствование методов и критериев отбора кандидатов на вступление в компартию и для поступления на государственную службу, введение новых параметров осуществления аттестационных мероприятий, а также значительное изменение контрольных процедур за деятельностью членов партии и госслужащих на местах.
Что касается структурных изменений, то, несомненно, должно иметь место дальнейшее реформирование государственного аппарата, пересматриваться его структура, методы функционирования и кадровый состав, что вкупе с предыдущим предположением повлекло бы повышение эффективности работы государственного аппарата, а также снижение уровня коррумпированности чиновников.
Кроме того, видятся перемены в таких областях, как реформирование отдельных институтов политической системы, в том числе такого значимого института власти, как ВСНП, по нашему мнению, это достаточно громоздкий, сложный в управлении институт власти, который необходимо подвергнется реформированию.
Помимо этого вероятным в будущем могло бы стать введение и законодательное закрепление института всенародных выборов (прямых или косвенных) главы государства, которые бы могли осуществляться в том числе на основе преобразованного и модернизированного института ВСНП.
Что касается возможности осуществления более кардинальных перемен в политической сфере, то, по нашему мнению, в ближайшие годы будет сохраняться тенденция сдержанного политического курса, основанного на выдержке и не поддающегося западному давлению. Скорее всего, вплоть до конца «начального этапа» осуществления социалистической модернизации (к столетию КНР, если не произойдет опережения графика), когда Китай должен добиться значительного увеличения благосостояния своих граждан (в последнее время ВВП считается только на душу населения) и объединиться с Тайванем, теоретически глобальных политических изменений в КНР происходить не должно.
Проводя параллель с Россией, хотелось бы сказать, что руководства этих двух стран используют неодинаковые подходы к проводимым преобразованиям государственного масштаба.
Китайское руководство сделало основной акцент на экономическую составляющую модернизации, на основе результатов которой впоследствии будет завершена комплексная модернизация всех общественных систем. В России политическая элита пошла по другому пути, начав преобразования с политической сферы, которая должна была создать предпосылки для последующих преобразований в экономике страны.
При этом в России огромное внимание уделялось западным подходам и техникам, которые во многом стали образцами для подражания. В то же время в Китае шла разработка собственной модели развития, в том числе на основе изучения опыта не только стран Запада, но и стран восточноазиатского региона, и опыта России. В России же китайская модель модернизации практически не изучалась, происходил процесс осваивания западных моделей, не считаясь с социальной ценой реформ. Эта цена считалась нормальной платой за инновации, что, по мнению китайского руководства, при проведении
модернизации совершенно недопустимо. Так, на пленуме ЦК КПК осенью 2006 г. была дана типичная краткая оценка российской модели модернизации: «Россия попала в неолиберальную ловушку, а Китай в нее не полезет» [1. С. 143].
Однако в последнее время можно услышать высказывания и другого рода, в том числе что КНР не помешал бы «китайский Путин», что говорит о положительном восприятии некоторых аспектов современной политической жизни России.
Кроме того, и некоторые заявления уже со стороны российского руководства, например, о двукратном увеличении ВВП, о развитии инноваций и нанотехнологий близки по духу китайской политической элите.
Итак, социалистическая модернизация в КНР еще не завершена. Однако современный этап показывает, что модернизация движется не по прямой, а по сложной, изогнутой траектории, подверженной спадам и кризисам, однако находящая внутренний потенциал к сопротивлению и поступательному движению вверх.
На новом историческом этапе Китаю потребовалось внести ряд изменений как на теоретическом, так и на практическом уровне в политику модернизации государства, отвечающих условиям XXI в., однако все они основываются не на отказе, а на совершенствовании созданной в КНР сбалансированной системы устойчивого социализма без смены строя. При этом реформирование всех систем проходит в духе сохранения национальных традиций, а не копирования каких-либо образцов и моделей развития.
Для современного Китая, уже достигшего значительных успехов на пути модернизации, настало время уравновешивания экономических достижений с балансом политической системы, для чего ему необходима долгосрочная мирная и стабильная обстановка как на региональном уровне, так и на международной арене в целом.
Безусловно, модернизация отразилась на изменении и преобразовании характера китайской нации, внеся много нового в политику, экономику страны, ее культуру и духовные ценности. Однако это происходит постепенно на основе идеологической концепции гармоничного развития, без ломки общественного сознания. Таким образом, именно китайская модель модернизации может послужить примером для многих развивающихся стран мира, ставящих своей целью поступательное развитие на основе экономических достижений, повышения благосостояния своих граждан и политической стабильности.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Отношение к Китаю в мире, возможно, наиболее противоречивое. Все признают важность Китая и его постоянно растущую значимость, однако многие в своем отношении по-прежнему основываются на предубеждении и неведении.
(2) «Наша страна стоит на начальном этапе социализма. Основной задачей, стоящей перед нацией, является концентрация усилий, направленных на социалистическую модернизацию в соответствии с теорией социализма с китайской спецификой». Конституция КНР. Преамбула. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках. 1982.
(3) Рассматривая социалистическую модернизацию в Китае в теоретико-концептуальном аспекте, необходимо сделать особый акцент на теоретических положениях и научных концепциях, разрабатывавшихся в КНР, например, патриархом реформ и модернизации в Китае Дэн Сяопином.
(4) В последние годы теория социализма с китайской спецификой была дополнена теоретической концепцией Цзян Цзэминя.
(5) Формировавшаяся на основе таких тезисов, как «практика - критерий истины» и «раскрепощение сознания».
(6) На пленуме ЦК КПК осенью 2006 г. была дана типичная краткая оценка российской модели модернизации: «Россия попала в неолиберальную ловушку, а Китай в нее не полезет».
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бородин В.Ф. Проблемы трансформации политических систем России и Китая (конец XX - начало XXI века): опыт сравнительного анализа. М., 2008.
[2] Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. Статьи и выступления. М., 2002.
[3] Дэн Сяопин. Вэнь сюань (Собрание сочинений Дэн Сяопин). Пекин, 1999.
[4] Конституция КНР, Преамбула. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1982.
[5] Нейсбит Дж., Нейсбит Д. Китайские мегатренды. М., 2012.
[6] Цзян Цзэминь. О социализме с китайской спецификой. М., 2004.
REFERENCES
[1] Borodich V.F. Problems of transformation of political systems of Russia and China (end of XX - beginning of XXI century): experience of comparison analysis. М., 2008.
[2] Den Xiao Pin. Construction of Socializm with Chinese specifics. Articles and Speeches. M., 2002.
[3] Den Xiao Pin. Wen Xuan (Album of Articles by Dan Xiao Pin). Beijing, 1999.
[4] Constitution of China. 1982.
[5] Nesbit, John and Doris. Chinese megatrends. М., 2012.
[6] Jian Dze Min. About socialism with Chinese specifics. М., 2004.
MODERNIZATION MODEL: CHINEESE TYPE
V.A. Sizikova
Operational, market and fraud risks management office, Volkswagen Bank RUS Obrucheva st., 30-1, Moscow, Russia, 117485
The article is devoted to the analyses of the Chinese modernization specifics. The author analyses a 'socialistic modernization' as a multi-level concept which should be analyzed at the theoretical (methodology) level, as well as at the political program level and at the practical implementation level. This approach allows the author to examine the Chinese modernization model which includes the features of socialism with Chinese specifics (based on the Marxism theory), economical determinism (based on the concept of the empirical approach) and as well the traditional influence of the Confucius ideas (like the 'xiao kang', idea of the 'small welfare society'). The western technology of state reformation and modernization completes the 'Chinese modernization' model with the principles of capitalism and transforms this model into the modernization of the unique type.
Key words: China, modernization, socialism with Chinese specifics, political reforms, Communist Party of China, reformation.