Научная статья на тему 'Роль государства в процессе созидания общества "сяокан"'

Роль государства в процессе созидания общества "сяокан" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СЯОКАН / ОБЩЕСТВО СРЕДНЕГО ДОСТАТКА / ВЭНЬБАО / ГАРМОНИЧНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лян Цзянь

В статье изложены основные положения государственной политики Китая в процессе созидания общества сяокан. Раскрыто содержание понятия сяокан, которое трактуется как общество малого достатка, общество скромного благополучия. Изложены основные этапы развития идеи сяокан в государственном управлении. Показано, что к настоящему времени Китай завершил первый этап социальноэкономического развития «вэньбао», основной задачей которого являлось отсутствие голода и нищеты, а в стратегии общественного развития Китая приоритет был отдан экономической сфере. Благодаря переходу к рыночной экономике, взвешенному государственному регулированию и другим конкурентным преимуществам были достигнуты высокие темпы экономического роста. Показано, что в настоящее время происходит смена системы ценностных приоритетов в стратегии развития от приоритета развития экономики к построению гармоничного общества. Описаны принципы построения «гармоничного общества»: «человек превыше всего», «научная концепция развития», проведение политики реформ и открытости, развитие демократии и законности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государства в процессе созидания общества "сяокан"»

Роль государства в процессе созидания общества «сяокан»

Лян Цзянь

В статье изложены основные положения государственной политики Китая в процессе созидания общества сяокан. Раскрыто содержание понятия сяокан, которое трактуется как общество малого достатка, общество скромного благополучия. Изложены основные этапы развития идеи сяокан в государственном управлении. Показано, что к настоящему времени Китай завершил первый этап социально-экономического развития «вэньбао», основной задачей которого являлось отсутствие голода и нищеты, а в стратегии общественного развития Китая приоритет был отдан экономической сфере. Благодаря переходу к рыночной экономике, взвешенному государственному регулированию и другим конкурентным преимуществам были достигнуты высокие темпы экономического роста. Показано, что в настоящее время происходит смена системы ценностных приоритетов в стратегии развития от приоритета развития экономики к построению гармоничного общества. Описаны принципы построения «гармоничного общества»: «человек - превыше всего», «научная концепция развития», проведение политики реформ и открытости, развитие демократии и законности.

Ключевые слова: сяокан, общество среднего достатка, вэньбао, гармоничное общество.

Liang Jian

The role of the state in the process of building society «xiaokan» The article outlines the main provisions of the state policy of China in the process of building society xiaokang. The content of the concept of xiaokan, which is treated as a society of small affluence, a society of modest well-being, is revealed. The main stages of the development of the idea of ??xiaokan in public administration are outlined. It is shown that by now China has completed the first stage of Wenbao's socio-economic development, the main task of which was the absence of hunger and poverty, while in the social development strategy of China, priority was given to the economic sphere. Due to the transition to a market economy, balanced government regulation and other competitive advantages, high rates of economic growth were achieved. It is shown that at present there is a change in the system of value priorities in the development strategy from the priority of economic development to building a harmonious society. The principles of building a «harmonious society» are described: «man is above all», «scientific concept of development», pursuing a policy of reforms and openness, developing democracy and the rule of law. Key words: xiaokang, middle-income society, wenbao, harmonious society.

Приоритетной задачей государственной политики в Китае на предстоящие 20 лет является становление общества средней зажиточности (сяокан). Данная задача была выдвинута в докладе председателя КНР Цзян Цзэминя на 16 съезде Коммунистической парии Китая (КПК) [2]. В современном китайском языке сяокан означает «средний достаток», переводится на русский язык как общество малого достатка, общество скромного благополучия, общество малого процветания, общество приемлемого состояния, общество умеренного благосостояния, сяокан называют «социализмом с китайской спецификой» [8].

Интерпретируя идеи сяокан, Сун Ятсен, писал: «Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы весь народ был обеспечен питанием, одеждой, жильем, для этого обеспечить развитие сельского хозяйства, легкой промышленности и строительство жилых помещений» [7, с. 8]. Нравственное содержание концепции сяокан содержит идеи Конфуция: утверждение принципов справедливого управления, призыв к солидарности и взаимопомощи в повседневной жизни. Основой нравственности, согласно Конфуцию, было следование ритуалу и исполнение долга [1, с. 227]. Таким образом, концепция сяокан отражает стремление китайского народа к построению справедливого общества.

Обозначая роль государства в процессе созидания общества «сяокан», обратимся к теории Дэн Сяопина, в которой можно выделить несколько этапов. С 1979 года по март 1983 года - период первоначального формирования концепции сяокан. В 1982 году на XII съезде Компартии Китая он поставил задачу «к концу XX века увеличить ВНП страны в два раза... А материальные условия жизни народа должны достичь уровня сяокан» [6, с. 237]. С 1983 года по октябрь 1984 года являлся периодом совер-

Социология управления

Соц]

иология №1 2019

шенствования концепции сяокан. Дэн Сяопин отмечает, что «конечной целью четырех модернизаций является достижение к концу века уровня сяокан... Согласно принципу социалистического распределения, достижение уровня сяокан должно стать всеобщим» [6, с. 416-417]. После октября 1984 года - период дальнейшего совершенствования концепции сяокан. К 1990 году в большинстве районов Китая был достигнут уровень вэньбао. Во время 7-го пленума ЦК Компартии XIII созыва главной задачей экономического строительства 90-х годов стало достижение уровня сяокан.

К настоящему времени Китай успешно завершил первый этап социально-экономического развития, называемый «вэньбао», основной задачей которого являлось отсутствие голода и нищеты. В настоящее время страна строит общество «среднего достатка» («сяокан»). Задачей третьего этапа становится построение идеального общества «великой гармонии» - датун.

Однако в новом тысячелетии было признано, что социально-экономическое развитие идет неравномерно и что достигнутый уровень сяокан все еще недостаточно высок. Поэтому построение общества средней зажиточности (сяокан) в современном Китае является приоритетным направлением социально-экономического развития страны. Это отражено в ряде партийных документов. На XVI съезде КПК в 2002 году Цзян Цзэминь заявил, что в первое двадцатилетие нынешнего века китайцы должны заняться строительством среднезажиточного общества, которое отличается развитой экономикой, передовой наукой и просвещением, процветающей культурой, глубокой гармонией и обеспеченной жизнью народа, живущего в условиях совершенной демократии [4]. В 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул концепцию «китайской мечты», которая отражала мечту о создании процветающего и могущественного государства, национального возрождения и достижения народного благоденствия. Одним из этапов достижения данной цели является построение общества сяокан [5].

Приход к власти четвертого поколения руководства ознаменовался новым этапом развития идеи сяокан. Основой целью развития становится построение гармоничного общества. Цель - во многом соответствующая принципам конфуцианства. В начале XXI века все более яв-

ными становятся дисбаланс и разрозненность процессов модернизации в различных сферах общества: неравномерное развитие города и деревни, западных и восточных регионов, более быстрое продвижение экономической модернизации в противовес политическим реформам. В предыдущие десятилетия в стратегии общественного развития Китая приоритет был отдан экономической сфере, поставлена задача первоочередного развития производительных сил, повышения уровня ВВП. Благодаря переходу к рыночной экономике, взвешенному государственному регулированию и другим конкурентным преимуществам были достигнуты высокие темпы экономического роста, сложилась сравнительно развитая промышленность, активно продвигается процесс информатизации в сочетании с индустриализацией [1, с. 233].

Приоритетные задачи построения «гармоничного общества» включают:

- совершенствование социалистической демократии и реализацию установки на «управление государством на основе закона» в целях обеспечения прав и интересов народа;

- преодоление тенденции к нарастанию разрыва в развитии города и деревни, формирование рациональной и упорядоченной системы распределения доходов;

- расширение общественной занятости и создание системы социального страхования, охватывающей все города и деревни;

- повышение уровня и совершенствование общественного и административного управления;

- повышение идейно-нравственного, научного и культурного уровня нации, последовательное улучшение морального состояния общества;

- повышение творческого потенциала общества и формирование государства инновационного типа.

Основными принципами построения гармоничного общества являются: «человек - превыше всего», «научная концепция развития», проведение политики реформ и открытости, развитие демократии и законности, соблюдение правильных взаимоотношений между реформой, развитием и стабильностью, участие всего народа в строительстве гармоничного общества под руководством Коммунистической партии Китая [3, с. 49].

Итак, в настоящее время в новом тысячелетие актуальной становится проблема смены системы ценностных приоритетов в стратегии развития от приоритета развитие экономики к постановке цели построения гармоничного общества, которая подразумевает гармонию между обществом и природой, человеком и обществом. Реализуя идеи сяокан, китайское руководство выступает за разумное сочетание государственного управления на основе закона и морали, укрепления социалистического правопорядка, достижения гармонии между человеком и обществом, человеком и природой.

Литература

1. Бальчиндоржиева О.Б. Модернизация китайского общества: социально-философский анализ: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.11. - Улан-Удэ, 2015.- 376 с.

2. Доклад Цзян Цзэминя на XVI Всекитайском съезде КПК [Электронный ресурс] // Сайт государственного информационного сервера

Китая. - URL: http://russian.china.org.cn/russian/ 50838.htm

3. Кондратенко Г.В. Продолжение реформ в Китае: от общества средней зажиточности к гармоничному обществу //Россия и АТР. - 2009.

- № 3. - С. 46-51.

4. Путь современного Китая к обществу «сяокан» [Электронный ресурс]. // Сайт государственного информационного сервера Китая. -URL: http://russian.china.org.cn/russian/ 49591.htm

5. Слово товарища Си. Из интервью Председателя КНР российскому телевидению [Электронный ресурс] // Завтра. - 2014 - № 7. - Режим доступа: http://zavtra.ru/content/view/slovo-tovarischa-si/

6. Собрание сочинений Дэн Сяопина.- Пекин: Издательство Жэньминь, 1994. - Т. 2.

7. Сунь Ятсен. Полное собрание сочинений.

- Пекин: Чжунхуа, 1981.- Т. 1. - С. 8.

8. Цзян Хонбо, Чжен Юнкуй. Менталитет китайцев и реформы Дэн Сяопина //Философские науки. - 2015. - № 1. - С. 86-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.