УДК 1:304
DOI: 10.18101/2306-630Х-2018-1-30-34
СРЕДНЕЗАЖИТОЧНОЕ ОБЩЕСТВО В КНР: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО СТРОИТЕЛЬСТВА
© Бальчиндоржиева Оюна Баировна
доктор философских наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: baoyu2008@yandex.ru
В статье дан социально-философский анализ процесса всестороннего развития общества «сяокан», начатого вдохновителем китайских реформ Дэн Сяопином. Автор проводит исследование тенденции развития строительства среднезажиточ-ного общества в современный период, когда поставлена цель — в ближайшие годы достичь уровня сяокан и перейти к следующему этапу, призванному превысить сяокан. Подчеркивается взаимосвязь концепции «всестороннего строительства среднезажиточного общества» (общества сяокан), теории строительства социализма с китайской спецификой, концепции «всестороннего строительства гармоничного общества», идеи «народ-основа».
Ключевые слова: китайское общество; сяокан; среднезажиточное общество; социалистическая модернизация; Дэн Сяопин; Си Цзиньпин.
Одной из основных целей китайской модели модернизации является повышение уровня благосостояния, улучшение материальных условий жизни населения КНР. Данный курс был принят еще в эпоху Дэн Сяопина. В беседе с японской делегацией в июле 1983 г. Дэн Сяопин отмечает: «Конечной целью четырех модернизаций является достижение к концу века уровня сяокан... Так называемый уровень сяокан, с точки зрения уровня ВВП, приравнивается к 800 долл. на душу населения. Согласно принципу социалистического распределения, достижение уровня сяокан должно стать всеобщим» [1, с. 64]. Концепция сяокан была прочно привязана к принципам социализма. Во время 7 пленума ЦК Компартии XIII созыва было решено сделать достижение уровня сяокан главной задачей экономического строительства 1990-х гг.
Задача достижения уровня сяокан решалась поступательно. Итоги пятилетних планов народного хозяйства и социального развития показывают, что постепенно увеличивался среднегодовой доход, сокращалось количество бедных. Люди должны жить лучше — это один из главных принципов, на основе которых и разрабатываются пятилетние планы. Приведем некоторые официальные данные, итоги реализации пятилетних планов.
VIII пятилетка (1991-1995). Рост экономики Китая в среднем составил 11%. Во время восьмой пятилетки средний уровень доходных поступлений городских и волостных жителей составил 1578 юаней [2].
IX пятилетка (1996-2000). В ситуации, когда население Китая с 1980 по 2000 г. увеличилось примерно на 300 млн человек, среднедушевой уровень ВВП удвоился к уровню 1980 года [3].
X пятилетка (2001-2005). За пять лет население городов за счет перемещения сельской рабочей силы увеличилось на 40 млн человек. Поэтому одной из
главных проблем была занятость населения. В период десятой пятилетки ситуация с занятостью в городах и поселках улучшилась, число вновь трудоустроенных увеличивалось с каждым днем. С 2001 г. по август нынешнего года в городах и поселках по всей стране дополнительно было трудоустроено более 42 млн человек. Наряду с непрерывным ростом занятости коэффициент зарегистрированной безработицы в городах постоянно удерживался в пределах 5% [4]. КНР вступила в ВТО в 2001 г. Значительно улучшились условия для привлечения иностранных инвестиций, более чем в два раза вырос внешнеторговый товарооборот. В конце пятилетки в 2005 г. было объявлено об отмене сельхозналога.
XI пятилетка (2006-2010). ВВП вырос по годам с 2006 г.: 11,6%, 13%, 9,6%, 9,1%, 10,4%. Реально располагаемый подушевой годовой доход в городах по годам с 2006 г. в юанях: 11759, 13786, 15781, 17175, 19109. Чистый среднедушевой годовой доход сельских жителей составил по годам с 2006 г. в юанях: 3587, 4140, 4761, 5153, 5919. Доходы сельских жителей росли быстрее доходов городских жителей [5].
В XII пятилетку (2011-2015) произошли сдвиги в интенсивной борьбе с бедностью, в частности, ежегодно численность нуждающегося населения сокращалась более чем на 10 млн человек. Коэффициент бедности снизился, средний рост годового ВВП достиг 8% [6].
П. Я. Бергер подчеркивает: «30 лет назад в Китае было 300 млн человек, живших на грани нищеты, сейчас таковых в 10 раз меньше» [7, с. 374]. Таким образом, мы видим, что проблема занятости населения в процессе строительства среднезажиточного общества стояла на первом плане. Но данный вопрос и по сей день остается достаточно трудным для разрешения. Ориентирами для развития служат критерии социальной справедливости и социальной ответственности: «В процессе развития необходимо восполнять недостатки в сфере народного благосостояния, стимулировать соблюдение принципов социального равенства и справедливости, постоянно стремиться к новым высотам: чтобы детям было где получать воспитание, народу — где получать образование, зарабатывать на жизнь, лечиться и жить, чтобы в старости народ жил обеспеченной жизнью, а уязвимая группа людей получала помощь» [8]. Подобные речи напоминают нам о том, что в традиционной культуре Китая идеалы сяокан и да-тун предполагают, упорядоченные отношения государя и подданных, утверждение принципов справедливого управления, призыв к солидарности и взаимопомощи в повседневной жизни. И прежде всего установление таких же отношений в обществе, как в семье (т.е. подобные родственным чувствам отцов и детей, дружелюбию братьев, согласию супругов).
На состоявшемся в октябре 2017 г. XIX съезде Компартии Китая было объявлено, что жизнь народа в целом поднялась до уровня среднего достатка, то есть среднезажиточное общество в целом построено. Подчеркивалось, что это важный переходный исторический период, то есть к 2020 г. первые два шага «трех-шаговой» стратегической цели будут практически завершены. Предстоит перейти к третьему шагу: увеличение среднедушевого ВНП к середине XXI в. до уровня среднеразвитых стран, обеспечение народу уровня жизни выше средне-зажиточного» [9].
В докладе Си Цзиньпина говорится о планах дальнейшего формирования среднезажиточного общества: «Первый этап — с 2020 по 2035 г. Закончив за 15
лет упорной борьбы построение общества среднего достатка, мы намерены перейти к социалистической модернизации. К тому времени значительно возрастет экономическая и научно-техническая мощь страны, Китай поднимется до уровня стран-лидеров инновационного типа. Будет полностью обеспечено право народа на участие в общественных делах и равноправное развитие, будет завершено создание правового государства, правового правительства и правового общества, все механизмы и институты станут более совершенными, в основном будет осуществлена модернизация системы государственного управления. К тому времени на новую высоту поднимется уровень цивилизованности общества, значительно возрастет культурная "мягкая сила" государства и расширится влияние китайской культуры. Жизнь народа станет зажиточнее, заметно вырастет доля населения со средним уровнем доходов, резко сократится разрыв в уровне развития города, села и регионов, будет обеспечен равный доступ к основным общественным услугам, сделаны твердые шаги к достижению всеобщей зажиточности населения. К тому времени будет сформирована современная архитектоника социального управления, общество станет не только жизнеспособным, но и гармоничным и упорядоченным. Коренным образом улучшится экология, и будет практически выполнена задача создания "прекрасного Китая".
Второй этап — с 2035 по 2050 г. После осуществления модернизации страны, пройдя еще один 15-летний этап упорной борьбы, нам предстоит превратить нашу страну в богатую и могущественную, демократическую и цивилизованную, гармоничную и прекрасную модернизированную социалистическую державу. К тому времени будет значительно повышен уровень материальной, политической, духовной культуры, а также уровень цивилизованности общества и экологической сознательности, будет осуществлена модернизация системы государственного управления. К тому времени Китай по совокупной национальной мощи и международному влиянию войдет в число стран-лидеров, будет достигнута всеобщая зажиточность, народ заживет еще более счастливо и благополучно. Китайская нация сможет предстать перед семьей мировых наций с гордо поднятой головой» [8].
Таким образом, мы видим, что третий шаг стратегической цели запланировано достичь последовательно — за два этапа. На первом этапе предполагается достижение социальной гармонии и порядка. В качестве основных средств выдвигаются: повышение научно-технического потенциала инновационной экономики, дальнейшее продвижение правовой реформы, совершенствование системы социального управления, запуск экологической программы «Прекрасный Китай». В следующий 15-летний период предполагается повышение общего уровня цивилизованности, в особенности экологической, и достижение к 2050 г. уровня развитых стран.
На начальных этапах реализации проекта всестороннего строительства среднезажиточного общества приоритетными являлись задачи ускоренного экономического развития: рос уровень производства в тяжелой и легкой промышленности, энергетике, одновременно происходил прирост продовольствия, запускались сотни крупных и средних объектов, увеличивалась техническая оснащенность предприятий, улучшалась инфраструктура, прокладывались тысячи километров новых железнодорожных магистралей. Однако в начале XXI в. в результате обострения многих противоречий внутри китайского общества было
принято решение скорректировать задачи развития в сторону их большей согласованности, продвигалась концепция научного взгляда на развитие. Ускоренное экономическое развитие перестало быть самоцелью. Больше внимания начали уделять задачам улучшения качества и повышения доступности таких ключевых для социального благополучия систем, как здравоохранение, образование и социальное обеспечение.
В последние годы всестороннего строительства среднезажиточного общества китайское руководство старалось не допускать резких подъемов и спадов в области макрорегулирования экономического роста. Также происходит перестройка экономической структуры: перевод на инновационные ресурсы. Китай планирует выйти на лидирующие позиции по многим показателям (экономической мощи, развитию цифровой экономики, высокотехнологичных отраслей, культурного строительства и строительства экологической цивилизации). На наш взгляд, наиболее остро для китайского общества стоит проблема улучшения экологической ситуации. Без ее решения трудно считать полностью завершенным строительство общества сяокан, так как от этого зависит благополучие народа, не только нынешних, но и будущих поколений. Успех решения данной проблемы зависит от темпов развития экологического сознания, совместных усилий политиков, предпринимателей, простого народа в деле формирования «зеленой» экономики, перехода к умеренной модели потребления.
Литература
1. Собрание сочинений Дэн Сяопина. Пекин: Жэньминь, 1994. Т. 3. С. 64.
2. Восьмая пятилетка // Китайский информационный Интернет-центр [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/archive2006/txt/2006-02/22/content_2221470.htm (дата обращения: 29.11.2017).
3. Девятая пятилетка // Китайский информационный интернет-центр [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/archive2006/txt/2006-02/22/content_2221470.htm (дата обращения: 29.11.2017).
4. Занятость: основа жизни людей // Жэньминь жибао онлайн [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/31518/3737241.html (дата обращения: 30.11.2017).
5. Итоги 11 пятилетки, планы на 12 пятилетку // Международное радио Китая [Электронный ресурс]. URL: http://russian.cri.cn/741/2010/11/03/Zt1s358646.htm (дата обращения: 30.11.2017).
6. Что такое среднезажиточный уровень жизни? Ответ дает 13-я пятилетка // Китайский информационный интернет-центр [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015-11/03/content_36962426.htm (дата обращения: 29.11.2017).
7. Бергер П. Я. Китайская модель глобализации // Куда движется век глобализации: сборник статей / под ред. А. Н. Чумакова, Л. Е. Гринина. Волгоград: Учитель, 2014. С. 371-377.
8. Полный текст доклада Си Цзиньпина на XIX съезде КПК // Официальный сайт М. Хазина [Электронный ресурс]. URL: https://khazin.ru/articles/163-zajavlenija/55670-polnyy-tekst-doklada-si-tszin-pina-na-i-s-ezde-kpk (дата обращения: 18.04.2014).
9. Всестороннее построение общества «сяокан» — задача Китая на первое двадцатилетие нынешнего века // Жэньминь жибао онлайн [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/200211/12/rus20021112_68162.html (дата обращения: 18.04.2014).
MODERATELY PROSPEROUS SOCIETY IN THE PRC: MAIN STAGES OF ITS CONSTRUCTION
Oyuna B. Balchindorzhieva
Dr. Sci. (Philos.), A/Prof.,
Buryat State University,
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: baoyu2008@yandex.ru
The article gives a socio-philosophical analysis of the process of "xiaokang" society development, initiated by Deng Xiaoping, a mastermind of Chinese reforms. We study the trend of constructing a moderately prosperous society in the modern period to reach the level of xiaokang and move on to the next stage for exceeding xiaokang in the coming years. The interrelation between the concept of "all-round construction of a moderately prosperous society" (xiaokang society) and the theory of building Chinese socialism with the concept of "balanced construction of a harmonious society", the idea of a "people—foundation" is emphasized.
Keywords: Chinese society; xiaokang; moderately prosperous society; socialist modernization; Deng Xiaoping; Xi Jinping.