14. 1 I 2"!4
УДК 1:304.50 © О.Б. Бальчиндоржиева
КАТЕГОРИЯ «ИСКРЕННОСТЬ» В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ МЕСТО В КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
В статье дан историко-философский анализ понятия философской категории «чэнсинь» (искренность, честность) в конфуцианстве, а также ее интерпретации в современной социально-философской мысли Китая. Рассмотрена корреляция между двумя компонентами данного понятия «чэн» (искренность, подлинность) и «синь» (доверие). Данное понятие выделяется в качестве одного из ключевых в концепциях «всестороннего строительства общества "сяокан "» и концепции «строительства гармоничного общества».
Ключевые слова: искренность, доверие, природа человека, добродетель, строительство общества «сяокан».
O.B. Balchindorzhieva
THE CATEGORY OF «SINCERITY» IN THE CHINESE PHILOSOPHY AND ITS PLACE IN THE DEVELOPMENT CONCEPT OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
This paper presents a historical-philosophical analysis of the concept ofphilosophical category «chensin» (sincerity, honesty) in Confucianism, as well as its interpretation in contemporary social and philosophical thought in China. The correlation between two components of the concept «cheng» (sincerity, authenticity) and «xin» (trust) has been considered. This concept will stand out as one of the key ones in the «comprehensive construction of the «xiaokang» society» and the concept of «building the harmonious society».
Keywords: sincerity, trust, human nature, virtue, construction of the «xiaokang» society.
В китайской древности «чэн» (искренность, подлинность) и «синь» (доверие) - две категории, которые использовались самостоятельно, однако могли быть и взаимозаменяемыми. Сюй Шэнь в сочинении «Шовэнь цзецзы» утверждает: «Чэн это синь, синь это чэн». Это указывает на наличие общего в данных двух категориях. Но все же необходимо разобраться, что есть чэн и синь, и каким образом они соотносятся.
В период династии Сун искренность понималась как сущность всех добродетелей и способность их обнаружения в деяниях и словах, что было доступно лишь очистившемуся от дурных влияний человеку. По словам китайского философа, ученого-энциклопедиста Чжу Си, «искренность (чэн) - противоположность лжи, обману. Искренность - это сама реальность». Иначе: «Искренность есть правда и полное отсутствие какой-либо фальши» [1].
В китайской культуре «чэн» - это прежде всего философская категория и лишь потом этическая. В китайской философии чэн это - путь Неба, а также путь человека. В трактате «Чжун юн» (III-II вв. до н.э.) проблема чэн дана в двух аспектах, наметивших два основных направления интеграции данного понятия в китайской культуре: 1) «искренность Неба» как качество, имманентное миру и реализующее себя в спонтанном совершенстве, отсюда поиски искренности совершенномудрым, которая позволила бы ему слиться с миром; 2) качество низшего, направленное на поддержание должного социального контакта, и обретаемое в процессе
внутренней трансформации при условии стремления к добру [2]. В «Чжун юн» говорится: «Тот, кто достиг искренности, поступает правильно, не прилагая к этому особых усилий, и понимает, не прилагая особого труда. Он легко приходит в гармонию с Дао» [3]. Смысл данного философского высказывания в том, что закон развития Вселенной - это следование своей природе. Человек как часть Вселенной, также должен следовать своей природе.
Понятие «синь» (благонадежность, доверие, истинность, верить, вера) появилось еще раньше, чем «чэн». В древнекитайских философских школах оно терминологизировалось по-разному. Например, у моистов как «истинность», соответствие высказывания мысли, которую оно должно выразить. В легистском трактате «Хань Фэй-цзы» синь выступает как отношение народа к правителю, обусловленное правильным балансом наград и наказаний, слабостью народа и силой государя и государства. Особенно существенно «синь» для конфуцианской этики, где оно означает один из важнейших принципов отношений между людьми» [4]. Издревле понятие «синь» было тесно связано с языком, и здесь можно выделить два аспекта:
1) синь как соответствие высказываний действительности, реальному положению вещей. Акцент делается на подлинности информации, содержащейся в высказывании;
2) синь не только как соответствие высказываний действительности, но и как соответствие высказывания действиям человека в настоящем
О.Б. Бальчиндоржиева. Категория «искренность» в китайской философии и ее место в концепции развития Китайской Народной Республики
и будущем времени [5, с. 5]. Предпосылками благонадежности были осторожность в делах и осмотрительность, к примеру, что не стоит давать обещание, которое не в состоянии будешь сдержать.
Таким образом, мы видим различие чэн и синь в следующем: чэн - относится к действию, указывает на субъективное отношение человека к своим поступкам и прежде всего к сфере личного совершенствования. А синь - на взаимосвязь действия и объекта, на который направлено данное действие. Начиная с трактата «Чжун юн», коррелятом благонадежности «синь» становится искренность «чэн», с этого момента чэн и синь рассматриваются в рамках одного понятия «чэнсинь».
Искренность, первоначальным смыслом которой было следование собственной природе, начинает трактоваться как общий принцип человеческого общежития. Вообще дискуссия между китайскими и западными мыслителями в вопросе об искренности и доверии тесно связана с их представлениями о природе человека. В конфуцианской традиции сложилось четкое представление о нравственной природе человека, стремящейся к добру.
Мэн-цзы последовательно отстаивал тезис о доброй природе человека, полагая, что «Склонность человеческой природы к добру подобна стремлению воды вниз. Среди людей нет таких, которые не стремились бы к добру, как не вода, которая бы не стремилась течь вниз» [6]. Впрочем, также как и Конфуций, он большое значение придавал проблеме совершенствования человеческой природы.
Очень характерно в данном контексте поучение, данное Конфуцием Цзы-гуну:
«Цзы-гун спросил о сущности истинного правления. Учитель ответил:
- Это когда достаточно продовольствия, достаточно оружия и есть доверие народа.
Цзы-гун спросил:
- Если бы пришлось выбирать, то чем бы Вы смогли пожертвовать в первую очередь?
Учитель ответил:
- Можно отказаться от оружия.
Цзы-гун вновь спросил:
- А если бы пришлось выбирать из оставшихся двух, то чем бы Вы смогли пожертвовать прежде всего?
Учитель ответил:
- Отказался бы от продовольствия. Смерти никому из людей не избежать, но если народ перестанет доверять, то не устоять» [7, с. 383].
Можно прийти к выводу, что в теории управления Конфуция важное место уделяется народу, вопросу о нравственном совершенствовании народа.
Путь совершенствования природы человека Мэн-цзы дополнил метафизикой, обозначив его как «путь совершенствования своего Ци». Совершенствование «Ци» осуществляется посредством систематического совершенствования морали (что, впрочем, было еще находкой Конфуция) и благодаря накоплению благих поступков.
В западной же традиции, человек рассматривается как эгоистичное и в то же время рациональное существо. Французский просветитель, философ-материалист П. Гольбах считал, что человек - чисто физическое существо, все его поступки и действия управляются реальной или кажущейся выгодой (пользой). Общество им рассматривается как «совокупность индивидуумов, объединенных необходимостью сотрудничества в целях самосохранения и общественного благополучия» [8, с. 653]. К. Гельвеций полагал, что мир морали подчиняется законам интереса или самолюбия, он пишет: «Именно благодаря самолюбию общество достигло большей части успехов - это знание, хотя еще и несовершенное, помогло народам понять необходимость вооружить правителей властью. Оно помогло законодателям понять необходимость установления на основе личных интересов принципов честности. А на какой другой основе их можно было бы установить?» [8, с. 650]. Потому и искренность рассматривается как проявление рациональной природы человека. Именно поэтому, по мнению китайского ученого Лэй Шаое, «на Западе не могут понять сущность искренности» [9, с. 69].
Надо отметить, что ни искренность, ни лицемерие не являются врожденными качествами человека. Данные понятия являются сферой морального выбора.
Искренность и доверие являются важнейшими условиями развития нормальных и здоровых общественных отношений, искреннего и добросовестного выполнения своих обязанностей.
«Чэнсинь» - один из основных принципов, которого должны придерживаться при строительстве общества сяокан (в политической, экономической, социальной сферах). Основное содержание социальной этики - индивидуум, семья, нация, государство. Цзян Цзэминь в своей речи XVI съезду КПК призывал «усерднее реа-лизовывать программу строительства общественной морали, содействовать духу патриотизма; служение народу это стержень, коллективизм это руководящий принцип, искренность (чэнсинь) это ключ усиления идейно-нравственного строительства» [9, с. 65]. Этим тезисом он пытался ориентировать население Китая на то, чтобы соблюдать основные нормы
14. 1 I 2"!4
человеческого общежития, стремиться к более высоким нравственным целям.
Таким образом, можно отметить базовое положение категории «чэнсинь» в деле строительства духовной культуры общества и в целом в процессе строительства общества сяокан. Очевидно, что искренность стала одним из «узких мест» строительства социализма с китайской спецификой. В последнее время в китайском обществе имеет место «кризис доверия», связанный в основном с проявлениями коррупции и взяточничества, а также с уклонением от уплаты налогов, невыполнением кредитных обязательств, изготовлением поддельной продукции (включая продукты питания и лекарства) и т.д. [9, с. 74]. Негативными последствиями «кризиса доверия» становятся отчуждение, социальная аномия, пассивность. Высказываются опасения, что дальнейшее распространение «кризиса доверия» может повлиять на экономическое развития Китая.
Одним из условий успешного строительства общества сяокан является трансформация традиционного понимания «искренности», формирование современного правового сознания с той целью, чтобы экономические отношения строились не на личных отношениях (в Китае часто круг доверия ограничивается родственниками, друзьями, знакомыми, земляками), а устанавливались на основе равноправного и взаимовыгодного обмена.
Ф. Фукуяма в своей книге «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию» пишет: «Поскольку фамилистический характер китайской деловой жизни имеет глубокие корни в китайском культурном наследии, именно в нем нам следует искать объяснение ее уникальных особенностей. <...> И современный, и традиционный Китай придерживается одних образцов экономического поведения: постоянное возвышение и падение разрозненных семейных предприятий, их неспособность к институализации и существованию на протяжении жизни более чем двух-трех поколений, всеобщее недоверие к чужакам и стойкое нежелание семей принимать в свое лоно неродственников, социальные препятствия для накопления капитала в виде традиций наследования - все эти факторы существовали в китайском обществе задолго до начала послевоенной индустриализации Тайваня, Гонконга, Сингапура и самой КНР» [10]. Культурные кор-
ни экономической активности он ищет в деловой и трудовой этике, национальной ценностно-ориентированной государственной политике и управлении предприятием.
Для современного мира характерны процессы глобализации, политической поляризации, повышения социального и культурного многообразия, и в этих новых формах социальной структуры для поддержания стабильности общества одинаково необходимы и внешняя сила закона, и внутренняя сила нравственности. Искренность - одно из необходимых условий строительства общества социальной гармонии в Китае. Без воспитания нравственности построение гармоничного общества возможно лишь авторитарными способами.
Литература
1. Серебряков Е.А. Восхождение к духовности и красоте [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pvost.org/ material/transls/pages/song/ser_pred.html (дата обращения 12. 06.2014).
2. Китайская философия // Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://enc-dic.com/phy china/Podlinnost-476/ (дата обращения 10.07.2014).
3. Чжун Юн // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.abirus.rU/content/564/623/625/647/836/11104.html (дата обращения 10.07.2014).
4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Степина. - М.: Мысль, 2001 [Электронный ресурс]. -URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1102/ (дата обращения 10.07.2014).
5. Цзянь Ванлан. Теория социального доверия. - Пекин: Изд-во Центральной партийной школы, 2003.
6. Мэн-цзы. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.
7. Лунь юй. XII, 7 / пер. В.М. Алексеева // Труды по китайской литературе. - М., 2002. - Т.1.
8. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Пневма, 2002.
9. Лэй Шаое. Нравственное содержание концепции всестороннего строительства общества сяокан: дис. ... д-ра филос. наук. - Чанша, 2005.
10. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию» [Электронный ресурс]. - URL: http: //yanko.lib.ru/books/cultur/fukuyama-doverie-a.htm (дата обращения 21.06.2014).
Бальчиндоржиева Оюна Баировна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: baoyu2008@yandex.ru Balchindorzhieva Oyuna Bairovna, candidate of philosophical sciences, senior lecturer, department of philosophy, Burayt State University, Ulan-Ude, e-mail: baoyu2008@yandex.ru