Научная статья на тему 'Концепция «Управление государством на основе морали» в контексте модернизации Китая'

Концепция «Управление государством на основе морали» в контексте модернизации Китая Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
262
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ / МОРАЛЬ / КОНФУЦИАНСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / MODERNIZATION / MANAGEMENT OF SOCIETY / MORALITY / CONFUCIANISM / POLITICAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цырендоржиева Дари Шойбоновна, Бальчиндоржиева Оюна Баировна

Представлено исследование развития концепции «Управление на основе морали», ее соотношение с концепцией «Управление на основе закона». Авторы акцентируют внимание на значимости данной концепции для модернизации Китая. Отмечено, что одно только правовое регулирование само по себе не может обеспечить социальную стабильность, необходимо еще и внутреннее убеждение. Проведен анализ ценностных приоритетов в стратегии общественного развития КНР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of «State's Management on the Basis of Morality» in the Context of China Modernization

In this paper a study of the concept «Management based on morality», its relationship with the concept «Management based on the law» is presented. The authors emphasize the importance of this concept for the modernization of China. It is noted that legal regulation alone cannot ensure social stability, it is also necessary to have a belief. In article the analysis of the value priorities in the strategy of social development of China is also given

Текст научной работы на тему «Концепция «Управление государством на основе морали» в контексте модернизации Китая»

УДК 1; 172

Цырендоржиева Дари Шойбоновна Dari Tsyrendorzhieva

Бальчиндоржиева Оюна Баировна Oyuna Balchindorzhieva

КОНЦЕПЦИЯ «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ НА ОСНОВЕ МОРАЛИ» В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЯ

THE CONCEPT OF «STATE'S MANAGEMENT ON THE BASIS OF MORALITY» IN THE CONTEXT OF CHINA MODERNIZATION

Представлено исследование развития концепции «Управление на основе морали», ее соотношение с концепцией «Управление на основе закона». Авторы акцентируют внимание на значимости данной концепции для модернизации Китая. Отмечено, что одно только правовое регулирование само по себе не может обеспечить социальную стабильность, необходимо еще и внутреннее убеждение. Проведен анализ ценностных приоритетов в стратегии общественного развития КНР

Ключевые слова: модернизация, управление обществом, мораль, конфуцианство, политическая философия

In this paper a study of the concept «Management based on morality», its relationship with the concept «Management based on the law» is presented. The authors emphasize the importance of this concept for the modernization of China. It is noted that legal regulation alone cannot ensure social stability, it is also necessary to have a belief. In article the analysis of the value priorities in the strategy of social development of China is also given

Key words : modernization, management of society , morality, Confucianism, political philosophy

В предыдущие десятилетия в стратегии общественного развития Китая приоритет отдавался экономической сфере. Была поставлена задача первоочередного развития производительных сил, повышения уровня ВВП. Благодаря переходу к рыночной экономике, взвешенному государственному регулированию и другим конкурентным преимуществам, достигнуты высокие темпы экономического роста, сложилась сравнительно развитая промышленность, активно продвигается процесс информатизации.

На рубеже веков Дэн Сяопин выдвинул концепцию общества Сяокан (малое

благополучие, малый достаток). Основные задачи сводились к следующему: в экономике — усилить конкурентоспособность на международной арене; к 2020 г. увеличить ВВП вдвое по сравнению с 2000 г.; в политической сфере — строительство социалистической демократии, совершенствование социалистического правопорядка, концепция «Управление на основе закона»; в культурной сфере — повышать моральные качества народа, научную культуру.

Большое внимание уделялось совершенствованию правовой системы государства, издано огромное количество нормативно-правовых актов, регулиру-

ющих различные сферы жизни общества.

Тем не менее, в XXI в. в Китае ученые обратились к традиционной концепции «управление обществом на основе морали». Отмечено, что правовой механизм управления сам по себе не является механизмом, способным обеспечить социальную стабильность и развитие, а это лишь одни из аспектов.

Традиционно считается, что китайцы — законопослушный народ. Однако китайское общество обеспокоено ухудшающейся ситуацией в сфере общественного порядка, особенно — в среде сельских мигрантов. Большое количество жителей деревень в поисках лучшей жизни мигрирует в мегаполисы. Однако и там немногие находят свое место. Многие из мигрантов становятся преступниками. Почему? — задается вопросом обществовед Фан Нин. Его заставляет задуматься ситуация одного выходца из Ба-одаопо близ Шэньчженя. «В молодом возрасте он приехал в город, у него не было ни родни, ни друзей, ни места где можно остановиться. К вечеру он очень проголодался. На одной из тихих улиц он увидел девушку на велосипеде, а на заднем сиденье велосипеда у нее висела сумка. Молодой парень вдруг схватил сумку, девушка начала кричать, проходящие рядом полицейские услышали ее крики и арестовали парня. Китайские законы очень строги, за подобное преступление можно получить до 10 лет лишения свободы» [6, С. 46]. Мы видим, что даже столь строгие законы не в полной мере останавливают людей от совершения преступлений. Следование закону не может заменить внутреннего убеждения. Только лишь органичное соединение закона и морали может обеспечить стабильность в обществе и его поступательное развитие.

Можно назвать много причин современных проблем Китая, однако причины духовного порядка доминируют. В общественном сознании китайского народа образовался вакуум, так как традиционные нормы и ценности постепенно разрушаются, а новые еще не до конца сформировались.

Ускоренная модернизация китайской экономики способствовала выдвижению Китая на второе место в рейтинге мировых экономик, усиливается международное влияние Китая. Но одновременно с этим она порождает и целый ряд существенных проблем. Успехи модернизации в Китае широко исследуются учеными, экономистами и политиками всего мира, негативные явления также хорошо известны. Стремительное развитие ведет к стремительным переменам. «Болезнь нищеты» почти излечена индустриализацией и модернизацией, однако на смену ей пришла «болезнь быстрого обогащения». Переход к рыночной модели экономики приводит к тому, что усиливается расслоение общества по доходам, усугубляется конфликт интересов различных групп общества. Отдельные группы людей используют свои полномочия для собственного обогащения. Все это вызывает недовольство у другой, менее привилегированной части общества. Несмотря на то, что в последнее десятилетие усилена борьба с взяточничеством и другими неправомерными деяниями, Чжан Вэй Ин — известный китайский экономист, ведущий представитель движения «новые правые», на общественном форуме в период XVIII съезда КПК в Пекине заявил, что если не победит коррупцию, она разрушит коммунистическую партию.

Также на современном этапе китайское руководство вынуждено больше внимания обращать на согласование интересов различных социальных групп, а также на социальное обеспечение незащищенных слоев общества. Общественность призывает к решению проблемы дисбаланса в системе распределения доходов. На политической арене большую популярность приобрели лозунги националистов, призывающих к социальной справедливости.

Концепция «Управление обществом на основе морали» основана на нормах и ценностях традиционной духовной культуры Китая.

Большинство мыслителей Древнего Китая размышляли об отношении человек-общество, о моральных качествах челове-

ка, искали пути успокоения Поднебесной. Практическое воплощение нравственности многие из них видели в ритуале «Ли», в конкретных действиях. Чжуан-цзы же предлагал метод «толкования сердца» (кит. М'' синь ши шэнь). Легисты говорили о необходимости ввести строгое следование закону в качестве основы управления, но в исторической перспективе идеи Конфуция стали более прочным фундаментом для китайской цивилизации. Конфуций разработал целый ряд конкретных правил поведения, например, «быть строгим к себе, повторять ритуал» (кит. кэ

цзи фу ли), «три раза в день размышлять о своем поведении» (кит. жи

сань шэн у шэнь), «без внешнего принуждения следовать нормам морали» (кит. Ш Ш шэнь ду). Конфуций учил, что «желающий мира в Поднебесной должен хорошо управлять государством, но для этого сначала он должен научиться хорошо управлять своей семьей. Это невозможно, если не совершенствовать свои качества. Для этого нужны правильные идеи, правильные же идеи рождаются из искренних мыслей, а те, в свою очередь, — из знания». Такой способ мышления, способствовал развитию социальных наук, этики, являлся достаточно прочной основой социальной стабильности.

Большое внимание в новой концепции «Управление государством на основе морали» уделяется патриотическому и трудовому воспитанию.

В 1993 г. приняты «Основные положения патриотического образования». Данный документ включает следующие пункты:

1) положение о том, что генеральная линия партии и строительство социализма в Китае является самым реальным и наглядным учебным материалом для патриотического образования;

2) положение о необходимости изучения многотысячелетней истории китайского народа, особенно его новейшей истории;

3) положение об изучении общей ситуации в стране и положение Китая на международной арене, знать не только о пре-

имуществах и достоинствах своей страны, но и недостатках и слабостях;

4) положение о том, что традиционная китайская культура — одна из самых выдающихся, ее внутреннее содержание обширное и глубоко. Это не только философия, наука и искусство, но и высокий национальный дух, национальное достоинство и здоровая мораль;

5) положение о национальной сплоченности и объединении страны. Для приближения дня объединения отечества надо проводить политику «мирного объединения, и одна страна две системы», политика партии и правительства по объединению (имеется в виду Тайвань) должна быть понятна народу;

6) положение о необходимости обеспечения обороноспособности и безопасности Родины [6, С. 293].

Таким образом, становится понятно, что современное руководство КНР много усилий прилагает тому, чтобы наряду с патриотизмом воспитать приверженность идеям социализма и линии партии.

После прихода к власти четвертого поколения руководства начинается новый виток модернизации, а в методах управления наблюдается поворот к идеям Конфуция и Мэн-цзы. Так, традиционный подход к управлению требовал от правителя неустанной заботы о материальном благополучии народа, ибо чтобы получить Поднебесную, необходимо завоевать «сердце народа». «Словом, нужно делать так, чтобы китайский народ имел возможность получать образование, зарабатывать себе на жизнь, лечиться и жить, чтобы в старости он был обеспечен, а значит, мог эффективно строить гармоничное общество» [2, С. 24]. Философ полагал, что только люди с сытым желудком могут учиться человеколюбию и долгу: «Совершенномудрые, управляя Поднебесной, стремятся, чтобы имелись бобы и просо в таком же количестве, в каком имеется огонь и вода... и разве тогда кто-нибудь из народа окажется нечеловеколюбивым?» [4, С. 237]. В диаде «выгода» — «долг» Мэн-цзы на первое место ставит долг. «Благородный муж также не отказывается от вы-

годы, говорит Чэнь-цзы, но, только, если он поставит их исключительно исключительным предметом своих помышлений, то понесет вред» [4, с. 2]. И в то же время без материальной выгоды, по его мнению, не может быть человеколюбия, не может быть нравственности [5, с. 84]. Далее философ обосновывает необходимость «установления имущества для народа», если народ будет владеть собственностью в небольших размерах, то этого будет «достаточно, чтобы служить отцам и матерям, достаточно, чтобы держать жен и детей, в урожайные годы позволит быть всегда сытым, в неурожайные годы позволит избежать смерти» [3, С. 26]. По Мэн-цзы, «голод вынуждает сердца людей погружаться во зло» [3, С. 26].

Для ценностной ориентации китайской этики характерно «выполнение долга, пренебрежение выгодой», пишет в своей работе Н.А. Абрамова [1, с.150]. Со свойственной китайскому мышлению способностью сочетать противоположности, при создании новой «социалистической духовной культуры, традиционные китайские категории долг «и» и выгода «ли» получили новое звучание. Происходит понимание того, что следует избегать излишнего накопительства, так как оно приводит к духовному обнищанию. С другой стороны, пренебрежение материальной стороной жизни наносит заметный экономический ущерб, что в свою очередь может привести к заметному падению нравов.

Литература_

1. Абрамова Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие — Чита, 1998.

2. Гэн Хайтянь. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Владивосток, 2011.

3. Мэн-цзы. Спб.: Петербургское востоковедение, 1999.

4. Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. Перевод с китайского, снабженный примечаниями. Москва: Восточная литература РАН, 1998.

Социально-экономическая и политическая программы, которые претворяются в жизнь руководством КНР, их наиболее полная реализация, выдвигает на первый план «цивилизацию» китайской культуры. «Реформы экономической системы требуют соответственных изменений духовного состояния людей, их характера, культуры, социальной психологии» [1, с. 200]. Мы не утверждаем, что все социальные болезни в Китае побеждены. Однако очевидно что, по-новому интерпретируя, обновляя традиционные учения, китайское общество пытается разрешить проблемы загрязнения окружающей среды, отчуждения человека, остановить рост преступности и т.д.

Подводя итог, отметим — экономические проблемы отошли на задний план, уступив место нравственным и духовным. Произошло понимание того, что развитие общества создает условия для развития личности, и наоборот — совершенствование человека является необходимым условием социального прогресса, на основе этой взаимосвязи создается специфическая система ценностей, в которой развитие человека — цель, а развитие общества — средство. Китайское руководство выступает за разумное сочетание управления на основе закона и управления на основе морали, укрепление социалистического правопорядка; достижение гармонии между человеком и обществом, человеком и природой.

_References

1. Abramova N.A. Traditsionnaya kultura Kitaya I mezhkulturnoye vzaimodeistvie [China's traditional culture and intercultural interaction]. Chita, 1998.

2. Gen Haitian. Konfutianstvo i ego vliyanie na sotsialno-politicheskuyu zhizn sovremennogo Kitaya [Confucianism and its influence on social and political life of modern China]. Abstract diss. Candidate of Political Sciences. Vladivostok, 2011.

3. Meng-zi [Meng-zi]. SPb.: Petersburg oriental,

1999

4. Popov P.S. Kitaisky philosoph Meng-zi. Per-evod s kitaiskogo, snabzhenyi primechaniyami [The Chinese philosopher Meng-zi . Translated from Chinese, provided with notes]. Moscow: Russian Academy of Sciences Oriental Literature RAN, 1998.

5. Середа А. В. Материальное благополучие и его роль в системе ценностей китайского общества: дисс. канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2010.

6. Фан Нин. Новая политическая философия современного Китая — Шанхай: Изд-во ВэньКуан, 2002.

5. Sereda A.V. Materialnoe blagopoluchie i ego rol v sisteme tsennostey kitaiskogo obshestva [Material well-being and its role in the system of values of Chinese society: diss. candidate of philosophical sciences]. Ulan-Ude, 2010.

6. Fang Ning. New politic science of modern China — Shanghai: [New political philosophy of modern China. Shanghai]. Wenkuang, 2002.

Коротко об авторах_

Цырендоржиева Д.Ш., д-р филос. наук, профессор каф. «Философия», Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия [email protected]

Научные интересы: социальная философия, си-нергетический подход к исследованию социальных явлений, национальная культура

_Briefly about the authors

D. Tsyrendorzhieva, doctor of philosophical sciences, professor, Philosophy department, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia

Scientific interests: social philosophy, synergetic approach to the study of social phenomena, national culture

Бальчиндоржиева О.Б., канд. филос. наук, ст. преподаватель, каф. «Философия», Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия [email protected]

Научные интересы: социальная философия, изучение процессов модернизации в КНР, китайская философия, духовная культура Китая

O. Balchindorzhieva, candidate of philosophical sciences, senior teacher, Philosophy department, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia

Scientific interests: social philosophy, modernization processes study in China, Chinese philosophy, spiritual culture of China

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.