Научная статья на тему 'Некоторые категории традиционной китайской культуры в современных интерпретациях: ценностный аспект'

Некоторые категории традиционной китайской культуры в современных интерпретациях: ценностный аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1042
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абрамова Н. А., Морозова В. С.

Статья рассказывает о формировании новой концепции построения «социалистического гармоничного общества» в Китае, которая представляет собой идею социальной гармонии, выдвинутую руководством КНР для решения проблем, стоящих перед китайской нацией. Центральное место в данной концепции занимает наследие конфуцианской мысли, которое позволяет современному руководству Китая в своих действиях опираться на традиционные категории духовной культуры этой нации, такие как: долг/справедливость (и), искренность (чэн), гармония (хэ), нравственность (дэ) и др. Перечисленные категории являются традиционными идеологемами китайской культуры, которые становятся частью политического курса в КНР и основной составляющей комплексной национальной мощи, обеспечивающей защиту Китая от нежелательного внешнего проникновения и сохранения своего национального менталитета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые категории традиционной китайской культуры в современных интерпретациях: ценностный аспект»

НЕКОТОРЫЕ КАТЕГОРИИ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ

Научные интересы: традиционная и политическая культура Китая.

В.С. Морозова,

ассистентка каф. «Востоковедение», ЧитГУ

Научные интересы: традиционная культура Китая и ее влияние на современную жизнь китайского общества.

УДК 130

Н.А. Абрамова,

д-р филос. н., профессор, зав. каф. «Востоковедение», ЧитГУ

Статья рассказывает о формировании новой концепции построения «социалистического гармоничного общества» в Китае, которая представляет собой идею социальной гармонии, выдвинутую руководством КНР для решения проблем, стоящих перед китайской нацией. Центральное место в данной концепции занимает наследие конфуцианской мысли, которое позволяет современному руководству Китая в своих действиях опираться на традиционные категории духовной культуры этой нации, такие как: долг/справедливость (и), искренность (чэн), гармония (хэ), нравственность (дэ) и др.

Перечисленные категории являются традиционными идеологемами китайской культуры, которые становятся частью политического курса в КНР и основной составляющей комплексной национальной мощи, обеспечивающей защиту Китая от нежелательного внешнего проникновения и сохранения своего национального менталитета ■

The article tells us about the forming of the new conception of building the new "socialist harmony society" in China. This form of the society will help the leadership of the China republic solve different conflicts, which take place in this country. The main ideas of this conception take root to the Confucius categories of the ecclesiastical culture. They are: justice (li), sincerity (chen), harmony (he), morality (de) etc.

These categories now occupy the main part of the Chinese political culture and national power. They prevent the penetration of others countries to the life of China and help to prevent it's national mentality ■

* *

севое время» китайской цивилизации (VI -III вв. до н.э.) - период формирования её основных ценностей - создало богатую палитру идей, концепций, учений, объединённых классическими школами. Начиная с этого времени, в центре внимания китайской философско-культурологической мысли находились проблемы,

*

связанные с осмыслением природы человека, его ценностей, места в иерархии взаимоотношений в социуме и природе. Несмотря на наличие большого количества комментаторской литературы к каноническим текстам и основным памятникам философской и социальнополитической мысли, огромный пласт знаний, накопленных китайской духов-

ной культурой, и на сегодняшний день востребован далеко не полностью.

Современное руководство КНР, традиционно используя формулу «древность на службу современности», обращается к национальному культурному наследию, успешно интерпретируя те идеи и концепции, которые содержат ценности, актуальные для развития глобализирующегося Китая.

Основой современной идеологии предлагается сделать конфуцианское мировоззрение единения без унификации (хэ эр бу тун)1. В современном политическом контексте эта фраза Конфуция истолкована как желание Китая укреплять мир, гармонию и сотрудничество с Западом (единение) без перехода на позиции союзника Запада и признания его ценностей (унификации). В интересах мирного возвышения (хэпин цзю-эци) - концепции о том, что Китай может быть сильным и могучим, не нанося при этом ущерба развитию соседних стран и мирового сообщества в целом. Одновременно Китай должен настойчиво использовать китайское мировоззрение единения без унификации для борьбы с гегемонизмом и политикой силы, для исправления несправедливых и неразумных элементов в международном порядке»2.

По сути, китайские авторы обнародовали амбициозный проект современного истолкования китайских традиционных ценностей и их экспорта для перестройки существующего мирового порядка.

В этих условиях, сохраняя преемственность стратегическому курсу развития страны с одновременной его кор-

1 Переломов, Л. С. Конфуций / Л. С. Переломов. - Лунь юй: Исслед., пер. с кит., коммент. - М., 1998. С. 396-398.

2 Ся Липин, Цзян Сиюань. Указ. соч. С. 140.

ректировкой, руководство КНР выдвигает новую концепцию «гармоничного общества», увязывая идею гармонии с традиционной культурологической мыслью. По сути, она представляет собой идею социальной гармонии - «хэсе шэхуэй» - новейшую в истории китайского общества идеологию, выдвинутую руководством КНР для решения проблем, стоящих перед страной и нацией.

Гармония (Хэ) - категория, в широком смысле подразумевающая динамичное равновесие. Уже в памятниках V-!! вв. до н.э. оформилась идея гармонии как условие онто- или космогенеза. Согласно древнему памятнику «Ли цзи», гармония (Хэ) - это «причина всех превращений вещей».

Наиболее подробно категория гармонии рассматривается в даосском памятнике «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.), где данная категория определена как «взаимосоединение субстанций Инь и Ян».

Сегодня в Китае говорится о необходимости построения гармоничного социалистического общества и при его построении китайские власти уделяют немало внимания категории Хэ, которая является одной из важнейших идеоло-гем интерпретации традиционной культуры Китая.

Гармоничное общество обеспечивает членам общества защиту их законных прав на основе закона и существующей системы. В таком обществе людям в основном предоставляются равные возможности развития и получения образования. Это общество, где все живут в условиях гармонии, все совместно развиваются3.

3 Гоуцзянь шэхойчжуи хэсе шэхой вэньда (Замысел и построение гармоничного социалистического общества в вопросах и ответах). Пекин: Хунци чубаньшэ, 2005. - С. 22.

В Китае утверждают, что в этом смысле гармоничное социалистическое общество и рыночная социалистическая экономика, демократическое управление на основе закона, передовая культура существуют параллельно и во взаимодействии, и, в то же время, взаимно включают в себя друг друга1.

Выдвижение нового идеологического курса является продолжением постепенных преобразований в сфере духовной культуры, которые берут начало с момента комплексного реформирования китайского общества (конец 70-х гг. XX в.).

Из всех идейных течений периода реформ наиболее серьёзной доктриной, выходящей на уровень национальной идеи, является теория «трёх представительств». Новое её прочтение современным руководством КНР связано с пере-акцентацией провозглашённых направлений идеологической деятельности КПК с «представительства передовых производительных сил, передовой культуры и коренных интересов всей нации» на внимание к традиционной для китайской мысли проблематике человека.

«Человек в основе всего» и «народ в основе всего» - тема современного научного дискурса, истоком которой является национальная культура Китая. Самое раннее упоминание данной ценностной идеи относится к «осевому времени» китайской культуры и связано с памятником «Гуаньцзы» и философским наследием Мэн-цзы (III век до н.э.). В условиях глобализирующегося развития антропологическая интерпретация ценности человека в системе социальных связей определяет содержа-

1 Гоуцзянь шэхойчжуи хэсе шэхой вэньда (Замысел и построение гармоничного социалистического общества в вопросах и ответах). Пекин: Хунци чубаньшэ, 2005. - С. 22.

ние этой ценности в свободном творческом развитии человека и уважении к нему.

Китайские философы и культурологи рассматривают идею «человек -основа» как ценностную ориентацию, «подразумевающую уважение к человеку, предоставление равных возможностей для развития индивидуальности»2. В теоретическом отношении учёными проводится разграничение понятий западного гуманизма с обозначенной ценностной ориентацией.

Обширная литература и анализ различных точек зрения по данной проблематике показывает, что содержание формулы «человек в основе всего» рассматривается не только в ценностном аспекте. Выявлен достаточно широкий формат в теоретических интерпретациях (ценностная ориентация, принцип, идеология, теория, политический курс) и в практической реализации формулы как модели, приёма, способа поведения. Квинтэссенцией всех интерпретаций являются понятия индивидуальности, уважения, равенства, всестороннего развития конкретного человека.

В контексте интерпретации формулы «человек в основе всего» в научный дискурс активно включена проблематика практической аксиологии, которая связана с именем Дэн Сяопина . В ней учёными выделяются основные

2 Ли Лун, Чжун Хуэйпин. Г уаньюй «и Жень вэй бень» жогань веньти дэ шанцюэ (Обсуждение некоторых вопросов о «человеке-основе всего») // Чжэсюэ юаньли. Основные принципы философии. Пекин, 2006. - № 1. - С. 89.

3 Ван Юйлян. Лунь Дэн Сяопин дэ шицзянь цзячжи чжэсюэ сысян (Практическая аксиология и философские идеи теории Дэн Сяопина) // Дэн Сяопин пинлунь, «Сань гэ дай бяо» чжуняо сысян. Ценностные теории Дэн Сяопина, основное в концепции «идеи трех представительств». Пекин, 2006. - № 5. - С. 29.

идеи, заключающиеся в том, что главной ценностью является человек. Поэтому цель любых преобразований -всестороннее развитие его способностей, что, в свою очередь, связано с эффективностью функционирования различных структур и систем общества.

Творческое прочтение ценностного наследия конфуцианской мысли на основе принципа «практической аксиологии» позволяет современным руководителям КНР объективировать философско-антропологическую систему

этико-политических и экологических ценностей, идей, стереотипов поведения в плоскость практических решений.

Новая идеология XXI в. - создание «гармоничного общества» - инкорпорирована в концепцию построения социализма с китайской спецификой. Она является развитием идеи построения «общества среднего достатка», также заимствованной из конфуцианского наследия.

Понятие «сяокан» уходит корнями в историю и непосредственно связано с традициями философской и общественно-политической мысли Китая, прежде всего, с конфуцианскими концепциями устроения общества.

Впервые термин «сяокан» встречается в «Ши цзине» («Книге песен»). Для умиротворения и гармонизации срединных царств даются соответствующие рекомендации правителю, в числе которых рекомендация сяокан стоит первой: дай народу возможность передохнуть (сяокан).

Концепция «сяокан» не забывалась и в средние века. Это понятие встречается в отдельных трактатах эпох Цзинь (265-420) и Сун (960-1279), в которых оно использовалось в двух значениях: внутри государства - как символ спокойствия и экономического улучше-

ния; внутри семьи - как символ относительной зажиточности, когда семья уже не тоскует о тепле и сытости. Именно в этих значениях понятие «сяокан» и закрепилось в сознании современных китайцев. Здесь мы сталкиваемся с интерпретацией традиционной конфуцианской концепции первичности морали, невозможности реформирования государства без преображения человека.

К важным источникам возникновения концепции «гармоничного общества» можно отнести имманентную для культуры потребность в объединяющем нацию идеале. Социальная гармония -это современная национальная идея, с помощью которой КПК надеется сплотить общество. Не менее важным является и то, что «при существовании установок на строительство самобытного китайского социализма и общества средней зажиточности, в забвении оказалось само китайское общество, поэтому в нём до опасной степени развилась дисгармония, возникли потенциально весьма опасные очаги конфликтов между частями общества. Между населением страны и властями"1. Это потребовало выдвижение идеи системной гармонизации интересов и ценностей.

В связи с этим, имеет смысл рассмотреть некоторые категории традиционной духовной культуры Китая и их влияние на жизнь современного китайского общества.

Долг/справедливость (И) одна из основополагающих категорий китайской философии, в особенности конфуцианства. В древних памятниках «Шу цзине» и «Ши цзине» И означает умение правителя и чиновников приносить

1 Галенович, Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае / Ю.М. Галенович. -М.: Памятники исторической мысли, 2006. - С. 91. - (392 с.)

благо своей стране. У Конфуция (У-У вв. до н.э.) И становится ключевой характеристикой «благородного мужа» (цзюнь цзы).

В современном Китае проблема долга/справедливости является предметом широкого обсуждения. Нынешняя китайская пропаганда утверждает, что гармоничное социалистическое общество должно быть равноправным и справедливым. Поясняется это следующим образом.

Стремление к равноправию и справедливости - это та ценностная устремленность прогрессивного характера, которая присуща человеческому обществу в его развитии. Гармоничное социалистическое общество - это общество, в котором нашли свое воплощение равноправие и справедливость1.

Итак, справедливость видится сегодня в Китае как непременный механизм разрешения противоречий в обществе, достижения социальной гармонии, а далее, благодаря этому, строительства общества средней зажиточности (сяо кан), осовременивания Китая и, наконец, возрождения китайской нации.

Искренность (Чэн) - категория китайской философии и культуры, выражающая потребность коррекции нормативного и институционного типа поведения.

Впервые понятие искренности использовано в «Мэн-цзы» (ТУ-Ш в. до н.э.), где оно сопряжено с идеей личного самосовершенствования и выражает этическое содержание человеческой личности в ее единстве с макрокосмосом.

Сегодня в Китае говорится, что

1 Гоуцзянь шэхойчжуи хэсе шэхуэй вэньда (Замысел и построение гармоничного социалистического общества в вопросах и ответах). Пекин: Хунци чубаньшэ, 2005. - С. 28.

гармоничное социалистическое общество должно быть обществом, в котором царят искренность, доверие, дружелюбие и любовь. Китайская пропаганда утверждает, что гармония - это определенное состояние взаимоотношений между людьми. Искренность, доверие, дружелюбие и любовь именно и означают, что в обществе в целом все помогают друг другу2.

Прежде всего, сами перечисленные понятия представляют собой важную характерную черту гармоничного общества. Они являются прекрасными нравственными традициями китайской нации. В начале нового столетия КПК выдвинула важную задачу построения гармоничного социалистического общества, и, исходя из тенденций его развития, считает понятия искренности, доверия, дружелюбия и любви важным содержанием процесса построения гармоничного общества. В этой связи утверждается, что данные категории имманентные, т.е. внутренне присущие требования, которые предъявляет гармоничное общество.

Нравственность (Дэ) - одна из фундаментальных категорий китайской философии. В самом общем смысле она обозначает основное качество, обуславливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи.

Сегодня в Китае утверждается, что строительство нравственности - это краеугольный камень построения гармоничного общества в плане духовности. Необходимо подчеркнуть, что речь идет о гражданской нравственности, которая видится как единое целое, состав-

2 Гоуцзянь шэхойчжуи хэсе шэхой вэньда (Замысел и построение гармоничного социалистического общества в вопросах и ответах). Пекин: Хунци чубаньшэ, 2005. - С. 31.

ленное из трех частей: социальной или общественной морали, профессиональных нравственных норм и нравственных норм, предназначенных для семьи.

Нравственное урегулирование, са-моурегулирование - вот те методы, с помощью которых современные руководители КПК хотели бы решать существующие в китайском обществе противоречия.

Ощущается, что нравственность, которая важна в Китае и сама по себе, особенно ценна, с точки зрения нынешнего руководства КПК, потому, что она воплощает в себе идею мирного разрешения противоречий, культуру не борьбы и конфликтов, столкновения противоречий, а культуру мира. Нынешнее руководство старается сегодня опираться при решении своих задач и на понятие нравственности в том его толковании, которое предлагается в связи с мыслью о построении гармоничного социалистического общества1.

В публикациях китайских исследователей определяется содержание провозглашённого идеала «гармоничного общества», его компонентный состав. Сюда входят: курс на построение правового государства, предполагающий развитие социалистической демократии; разрешение социальных противоречий с целью достижения «равенства и справедливости»; гармонизация отношений в обществе, которая выражается в «доверии и дружбе»; развитие творческих инноваций, «наполнение жизненной силой», способствующей прогрессу общества; «стабильность и упорядоченность», предполагающие совершенствование механизмов социального управления; «гар-

1 Галенович, Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае / Ю.М. Галенович. -М., 2006. - С. 119.

мония человека и природы»2.

Следует отметить, что самые острые проблемы нынешнего столетия, которые предстоит решить китайскому обществу, связаны с ростом населения и усилением давления на окружающую среду. В терминах концепции «гармоничного общества» это относится к проблематике взаимодействия человека и природы. Намечая конкретные практические меры в этой сфере, китайское руководство обращается к традиционным идеологемам китайской культуры, оформляющим взаимодействие человека, общества и природы. Следование формуле «совпадающее единство Неба и человека» ставит во главу угла коренное изменение стратегии развития с перенесением акцента на защиту среды обитания, на замедление и последующее прекращение её разрушения.

С древности люди стремились к такому единству знания, чувства и мысли, которые были бы достойны человека. «Единство всех вещей» есть знание, которое человечество должно обрести в XXI в. Основой этому должна стать гармонизация человека с человеком и человека с природой, ибо человек возникает из природы и повинуется ей, он живет в природе и исчезает в ее недрах3. Лишь руководствуясь этим правилом китайское общество сможет сохранить свою традиционную духовную культуру.

В целом, общий анализ компонентного состава концепции «гармоничного общества», выделенные его характеристики отражают традиционные

2 Гоуцзянь шэхуэйчжуи хэсе шэхуэй вэньда (Изучение построения социалистического гармоничного общества в вопросах и ответах). Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2005. - С. 1-4 (217 с.).

3 Чжан Шаохуа. Мысли о проблеме человеческой цивилизации // Проблемы Дальнего Востока, 2000. - № 2. - С. 129.

истоки идеи «гармоничного общества». Они заключаются в концепциях «совпадающего единства человека и природы», в конфуцианской этике взаимоотношений людей в обществе и государстве, акценте на гармонии различных сил при сохранении их множественности и многообразия, в исконной ценности стабильности и порядка. Новейшие китайские публикации обществоведческого характера показывают, что китайская традиционная мысль, в соответствии с национальным менталитетом обращения к прошлому в наиболее ответственные периоды развития страны, «ставит древность на службу современности».

Культурно-цивилизационная специфика становится частью политиче-

ского дискурса в КНР, а «традиционная культура становится частью комплексной национальной мощи Китая, обеспечивающей стране не только аргументы для внешней пропаганды, но и защиту от нежелательного внешнего проникно-вения»1. В этой связи известный российский синолог А.В. Ломанов справедливо отмечает, что только «политическое обсуждение темы останется поверхностным и однобоким, если при этом не будут учтены культурноисторические отсылки, которыми изобилуют китайские публикации о «гармоничном обществе»»2. Требуется междисциплинарный подход в исследовании данной проблематики.

1 Кузык, Б.Н. Китай - Россия 2050: стратегия соразвития / Б.Н. Кузык, М. Л. Титаренко. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - С. 11. - (656 с.).

2 Ломанов, А.В. Современная концепция «гармоничного общества» и китайская традиция / А.В. Ломанов Информационные материалы. Серия Г: «Идейно-теоретические тенденции в современном Китае: национальные традиции и поиски путей модернизации». Вып. 13. X и XI Всероссийские конференции «Философии Восточно-азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 23-23 ноября 2004 г. и 23-24 мая 2005 г.). Ч. 1. С. 54-64. - (175 с.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.