Научная статья на тему 'Факторы формирования культуры госаппарата КНР на современном этапе'

Факторы формирования культуры госаппарата КНР на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
358
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кремнев Е. В.

Изложены основные результаты исследования по проблеме управления формированием культуры госаппарата КНР на современном этапе. Методология исследования основана на статистическом анализе данных, социологическом наблюдении, контент-анализе. Рассмотрены взаимоотношения традиционных ценностей и западного опыта в процессе формирования управленческой культуры госаппарата КНР, способствующие пониманию особенностей развития современного китайского общества и прогнозированию тенденций его развития в будущем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ways of Constructing Chinese Modern Leadership Culture

The article describes the mail results of studying of methods in constructing China's leadership culture. These results were received with the help of statistics analysis, observation, documents analysis and content-analysis. The article also describes the interaction between traditional values and western experience in constructing China's leadership culture and its interpretation. This way of research helps both to understand peculiarities of the development of modern China's society and to expect some trends of this process in future

Текст научной работы на тему «Факторы формирования культуры госаппарата КНР на современном этапе»

- политическая стабильность представляет собой комплексное явление и предопределяется широким кругом политических и социально - экономических факторов;

- она предполагает управляемость политических процессов, интегрированность общества и легитимность власти;

- стабильность и безопасность взаимно влияют и предопределяют друг друга через механизм государственного регулирования общественной жизни;

- политическая стабильность и национальная безопасность в значительной степени зависят от военной и политической элиты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология / В.А. Авксентьев. - В 2-х ч. -Ставрополь, 1999.

2. Глухова А.В. Типология политических конфликтов / А.В. Глухова. - Воронеж, 1997.

3. Жириков А.А. Этнические факторы политической стабильности / А.А. Жириков.

- М., 1995.

4. Лебедева М.М. Политическая урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии / М.М. Лебедева. - М., 1997.

5. Национальная безопасность России: 60

лет Кемеровской области: материалы регион, конф ., посвящ. 60-летию Кемеровской области. - Кемерово: Кузбассвузиздат,

2003.

УДК 316.334.2

Е.В. Кремнев, ст. преподаватель каф. МИС международно-правового факультета юридического института, ЧитГУ

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ГОСАППАРАТА КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Научные интересы: управленческая культура госаппарата КНР.

Изложены основные результаты исследования по проблеме управления формированием культуры госаппарата КНР на современном этапе. Методология исследования основана на статистическом анализе данных, социологическом наблюдении, контент-анализе. Рассмотрены взаимоотношения традиционных ценностей и западного опыта в процессе формирования управленческой культуры госаппарата КНР, способствующие пониманию особенностей развития современного китайского общества и прогнозированию тенденций его развития в будущем ■

E.V. Kremnyov, Chita State University

THE WAYS OF CONSTRUCTING CHINESE MODERN LEADERSHIP CULTURE

The article describes the mail results of studying of methods in constructing China's leadership culture. These results were received with the help of statistics analysis, observation, documents analysis and content-

analysis. The article also describes the interaction between traditional values and western experience in constructing China's leadership culture and its interpretation. This way of research helps both to understand peculiarities of the development of modern China's society and to expect some trends of this process in future ■

* * *

Управленческая культура госаппарата - это совокупность ценностных ориентаций, принципов и установок управленца в отношении своей профессиональной деятельности, являющихся духовной направляющей его деятельности. Культура госаппарата является той самой составляющей управленческой системы, которая определяет её целостность и организованность, она олицетворяет собой субъективный фактор системы управления, подразумевающий влияние субъективного на объективные процессы. Культура госаппарата отражает способность государственных служащих оперативно и эффективно реагировать на изменения внешней среды, происходящие во всех сферах общественной деятельности с целью обеспечения мобильности управления с одной стороны и его устойчивости - с другой. Культура госаппарата хранит определенную преемственность в управлении, позволяет сохранить принципы и методы управления, которые подтвердили свою эффективность и востребованность. Она обладает своими ярко выраженными особенностями, поэтому ее выделяют как некое в своем роде самостоятельное явление, характеризующееся определенными закономерностями формирования и развития, законами образования традиции и модернизации. С одной стороны, культура госаппарата подразумевает установки и принципы такой социальной структуры, как управленческий аппарат, с другой -она охватывает все общество в целом, ибо любая группа, в конце концов, ока-

зывается системой, в которой наличествуют как субъект, так и объект управления. Именно это определяет важность вопроса формирования и развития культуры госаппарата на современном этапе, что в особенности касается обществ, находящихся на этапе общественных преобразований, таких как общества Китая и России.

Вопрос о формировании новой культуры госаппарата требует подробного теоретического исследования и представляет огромный интерес для специалистов в области социологии управления, в особенности в специфической области управления КНР.

Управленческое поведение в Китае детерминируется традиционными аспектами. Следует выделить основную черту традиционного мировоззрения, отмечаемую большинством исследователей китайской культуры, и устроения китайского общества: отсутствие двойственного понимания действительности, противопоставления друг другу того, что западной науке представляется противоположностью. Особенность китайского мировоззрения состоит в попытке совместить противоположное, найти третье, что уровняет две противоположности. Отсюда сложный характер противопоставления западных принципов китайским. Китайская культура не противопоставляет, а пытается совместить или найти третий вариант, устраивающий две стороны. Именно эту особенность нужно учитывать, рассматривая внешне противоречивый характер управления Китая.

Многие исследователи указывают на следующие основополагающие традиционные аспекты китайского управления: коллективистская ориентация,

подчинение авторитету и внешний контроль, акцент на пассивности и зависимости, консервативность, дух согласия [3]. Очевидно, что каждый из названых традиционных принципов управления с точки зрения западных установок на управленческую деятельность в определенной степени несет в себе некоторые установки на пассивность, замедление развития, регресс. В то же время нынешние успехи КНР в сфере управления общественными процессами говорят об обратном. Следует искать причину в том, что данные традиционные принципы, рассматриваемые как часть управленческой культуры вообще, и культуры госаппарата, в частности, сегодня в полной мере осознаются и исследуются китайскими учеными и партийными идеологами. Основной целью таких исследований является не только вычленение тех элементов традиционной культуры, которые помогли бы легитимизации власти и способствовали развитию общества, но и обнаружение тех факторов, которые тормозят общественное развитие по причине их слабой адаптации к условиям нового времени. Сделать это нелегко так как традиционность - неотъемлемая черта общества, его глубинное проявление. Однако китайские власти не раз осознавали регрессивность многих традиционных форм общественных отношений и часто проводили политику искоренения таковых. Неэффективность подобных мер, а иногда и их негативные последствия заставляют нынешнюю власть быть в этом вопросе более осторожной и осуществлять процессы влияния на традиционализм скрыто, завуалировано.

Кроме того, обнаруживается связь

между понятиями традиционализма и заимствования западного опыта. Исследователи Китая указывают на важность осознания этой связи и необходимость контроля над ней. Китайские идеологи так описывают роль традиционных принципов по отношению к заимствованию опыта и различного рода модернизациям в управленческом процессе: «в процессе управления обществом нужно внимательно и должным образом разрешать взаимоотношения между преемственностью и развитием, взаимоотношения между сочетанием китайского и иностранного опыта управления обществом и обстановкой в Китае.

Обновление управления обществом - это бесконечный процесс внедрения инноваций на каждом этапе с целью повышения уровня развития. В процессе внедрения инноваций необходимо правильно выстраивать взаимоотношения между преемственностью и традициями, с одной стороны, и новыми механизмами развития, с другой. Необходимо перенимать и наследовать полезную часть традиционного опыта и форм управления, а не просто отбрасывать все это; необходимо осуществлять обновление на основе преемственности. Суть обновления управления обществом - это также и своего рода процесс учебы; те, кто занимается обновлением, должны применять новые представления и методы в управленческой практике, что и представляет собой процесс непрерывного обучения. Однако в процессе учебы нельзя примитивно заимствовать для управления китайским обществом зарубежный опыт управления и его соответствующие механизмы; здесь следует исходить из ситуации в самом Китае и реального положения дел в китайском обществе. Использовать чужой опыт нужно выборочно, и при этом вести поиск новой структуры управления обществом, такой структуры, которая бы соответствовала делу социализма с китайской спецификой» [5].

Таким образом, поставлен вопрос о контроле над взаимодействием традиций и нового опыта, преимущественного западного, который сейчас заимствуется Китаем как инновационный и прогрессивный. Основополагающее влияние традиционализма на современные процессы управления должно рассматриваться в новой форме - осознанной и формируемой руководством Китая. Исходя из этого утверждения, мы полагаем принцип управляемости процессом формирования культуры госаппарата как основополагающий.

Управляемость в Китае сегодня -один из главных критериев развития. Это косвенно демонстрируют и цифры. Статистический анализ данных за последние 5 лет отразил процессы развития китайского общества на современном этапе. К примеру, темп роста населения с 2000 г. к 2005 г. снизился с 0,9 % до 0,58 %, а уровень рождаемости (на 1000 чел.) - с 16,12 до 13,14. Обращаясь к экономическим показателям, следует отметить их рост: величина ВВП на душу населения изменилась (в долларах США) с 3800 долл. США до 5600, а реальный рост ВВП (скорректированный на уровень инфляции, %) повысился с 7 до 9,1 %. Уровень безработицы, вопреки прогнозам, не только не повысился, но даже незначительно снизился с 10 до 9,8 %. Однако насколько управляемым является процесс формирования управленческой культуры госаппарата, а главное, как установить закономерности этого формирования и подходы к управлению этим процессом - вопрос гораздо более сложный.

При помощи качественного анализа документов и контент-анализа представляется возможность вычленить основные социокультурные и социальнополитические факторы, влияющие на процесс. В качестве документов высту-

пают не только исследования госаппарата и управленческой культуры, проведенные в России и на Западе, но и работы по данной проблематике, проводимые внутри Китая. Среди основных причин, детерминирующих необходимость управления формированием культуры государственных служащих КНР, является смена управленческой парадигмы КПК на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Внутреннее экономическое, политическое и культурное развитие Китая, как и других стран, показало неэффективность социалистической экономики. Однако, в отличие от многих других стран, для Китая неэффективность экономического строя не стала синонимом политической неэффективности. Коммунистическая партия Китая, проявив настоящее слияние традиционализма и новаторства, осталась у власти, сменив экономический курс. Провозглашенный Дэн Сяопином принцип «сяо кан» спас страну от полнейшего экономического кризиса, а КПК - от смены правящей партии и политического курса.

Таким образом, провозглашенное строительство «социализма с китайской спецификой» открыло Китаю новый путь развития, в том числе и формирования новой управленческой культуры, которая должна была вместить в себя коммунистические ценности и принципы нового общества, во многом развивающегося по принципу капиталистического государства. Родился новый тип взаимодействия между обществом и политической системой, характеризующий китайское общество и культуру в целом, а также его культуру управления, в частности. Смена экономического курса повлекла за собой необходимость смены идеологической парадигмы, непосредственно влияющей на управление. Деятельность управленца в такой период определяется в большей степени не

стандартами управленческой культуры, которые тоже претерпевают ломку, а ситуационными решениями, которые ему приходится принимать в условиях постоянной смены ориентиров. В такой ситуации управление культурой приобретает принципиальное значение как необходимый процесс стабилизации управленческого процесса.

Сегодня смена идеологической парадигмы проходит под лозунгом «построения гармоничного социалистического общества». Российские исследователи определяют этот процесс следующим образом: «речь идет о перевороте в сознании членов партии. Предлагается искать не классовых врагов, не искать, кому из классовых врагов выгодно создавать трудности, не считать главной задачей выступление против классового врага, подавление интересов одних и защиту интересов других, а партии предлагается новая роль - роль медиатора, роль регулировщика, роль композитора, который способен из многообразных голосов сформировать гармоничное звучание. Это также совершенно новая задача и совершенно новая роль партии» [1]. Формируя новую управленческую культуру госаппарата, партия должна осуществить процесс совмещения всего нового опыта, приобретенного Китаем на Западе и своего, традиционного, определяющего все внутренние процессы. Необходимо отметить двойственность такого совмещения. Традиционализм Китая выражается, прежде всего, в непреодолимом влиянии на общественную жизнь традиционных норм морали, социального поведения и политической культуры прошлого. Это обусловило некий своеобразный характер государственности, усилив традиционную роль государства и аппарата чиновников в общественной жизни, регламентировав строгую ие-

рархию общественно-политических отношений, родоплеменных, клановых и корпоративных связей. Прежде всего, здесь следует говорить о конфуцианстве как об основополагающей идеологической базе традиционализма, определившего культуру Китая на тысячелетия вперед. Речь здесь идет как о культуре в целом, так и о политической культуре, и как следствие об управленческой культуре. Более того, традиционная культура выступает в большей степени как скрытый фактор управленческой культуры.

В формировании новой управленческой культуры и преодоления ее устаревших форм, государство вынуждено руководствоваться, прежде всего, модернизацией, т.е. привнесением новых, прогрессивных форм, многие из которых уже разработаны на Западе. Тем не менее, традиционализм, как уже не раз отмечалось, имеет первостепенное, довлеющее влияние на все процессы в Китае, а потому даже модернизация проходит под скрытым влиянием традиционализма. Поэтому в случае с традиционными устоями главной задачей государства является уравновешивание острой необходимости модернизации с традиционными устоями, т.е. наложение на уже имеющий западный опыт традиционной «китайской специфики». Более того, именно управление культурой приобретает здесь огромное значение, так как возврат к традиционным ценностям со стороны партии может проходить только под четким, твердым и спланированным руководством.

Исходя из понимания общественной обусловленности всех процессов, происходящих в политической и культурной сфере, мы обращаемся к вопросу о социально-политических и социокультурных факторах, лежащих в основе развития управленческой культуры гос-

аппарата КНР. Управленческая культура, включающая в себя по сути два основных компонента - политический и культурный, формируется под воздействием изменений в обществе, как назревших, так и создаваемых искусственно.

В общей сложности все факторы, влияющие на формирование новой управленческой культуры государственных служащих КНР, выражаются через следующие основные категории:

1) Коммунистической партии Китая, в сфере которой лежит координирование всех составляющих формирования новой управленческой культуры госаппарата КНР;

2) модернизации, как основного процесса, происходящего в Китае и детерминирующего процесс формирования новой управленческой культуры;

3) общественных масс, включаю-

щей все социокультурные факторы, а также национально-государственное

строительство и включение общества в управленческие процессы;

4) идеологии, включающей общие предпосылки формирования современной идеологии КНР, как относящиеся к партийной, так и к традиционной, т.е. наиболее общие принципы формирования сознания, самосознания, психологии, влияния, концепций, теорий;

5) государства, подразумевающей совокупность политических, экономических, правовых и др. процессов в стране;

6) влияния Запада, подразумевающей как процессы интеграции западных ценностей в Китай, так и заимствование таковых для процесса формирования управленческой культуры госаппарата КНР;

7) традиционных ценностей, играющих специфическую роль «сдерживающего фактора» в процессе заимство-

вания и модернизации. Их специфика состоит в том, что наполнение традицией в Китае настолько избыточно, что она подразумевается сама собой, а потому процесс формирования управленческой культуры госаппарата КНР проходит под необходимым, насколько это возможно, контролем влияния традиционных ценностей на этот процесс.

В рамках данных факторов и происходит управление культурой госаппарата КНР. Оно осуществляется как комплексное, целостное соединение всех детерминирующих факторов в их тесной взаимосвязи и взаимовлиянии для достижения наибольшей эффективности этого процесса, что в полной мере соответствует традиционным китайским установкам на конкретность, органичность и целостность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галенович Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: Социальная гармония в Китае / Ю.М. Галенович. - М.: Памятники исторической мысли, 2006. - 329 с.

2. Титаренко М.Л. Китай: цивилизация и реформы / М.Л. Титаренко. - М.: Республика, 1999. - 240 с.

3. Гао Шанжэнь. У Сикан, Чжун си вэньхуа юй цзучжи гуаньли (Культура Запада и Востока и организационный менеджмент) / Гао Шанжэнь. - Дунфан вэньхуа юй сяньдай цие, Гонконг: Фацзя, 1993. - Кит. яз.

4. Бай Вэйчунь, Чжан Шунь. Дандай чжун-го линдао вэньхуа дэ цзегоусин тэчжэн луньси (Анализ структурных особенностей современной культуры госаппарата КНР) / Бай Вэйчунь, Чжан Шунь // Научный вестник Северовосточного университета (Выпуск «Социально-философские науки»). -2001. - №6. - Кит. яз.

5. Г оуцзянь шэхуй чжуи хэсе шэхуй вэньда (Вопросы и ответы формирования гармонического социалистического общества). Пекин: Хунци чубаньшэ, 2005. - 217 с. - Кит. яз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.