ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Е. В. Кремнёв
УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ КУЛЬТУРЫ ГОСАППАРАТА КНР
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Работа представлена кафедрой международных информационных связей Читинского государственного университета.
Научный руководитель - доктор политических наук, профессор Т. Е. Бейдина
В статье излагаются результаты исследования подходов к процессу управления формированием культуры госаппарата КНР. Данные получены в результате социологического наблюдения, статистического анализа, качественного анализа документов и контент-анализа. Статья описывает взаимодействие между традиционными ценностями и западным опытом в построении новой культуры госаппарата КНР, а также значение лого взаимодействия для вышеуказанного процесса.
The article describes the results of the methods' study in constructing China's state machine culture. These results were received by means of observing, statistics and content analysis. The article also describes the interaction between traditional values and western experience in constructing China's state machine culture and its interpretation.
Управляемость в Китае сегодня - один из главных критериев развития. Среди основных причин, детерминирующих необходимость управления культуры государственных служащих КНР, является смена управленческой парадигмы КПК на рубеже XX-XXI вв. Внутреннее экономическое, политическое и культурное развитие Китая показало, как и в других странах, неэффективность социалистической экономики. Однако, в отличие от многих других стран, для Китая неэффективность экономического строя не стала синонимом политической неэффективности. Коммунистическая партия Китая, проявив настоящее слияние традиционализма и новаторства, осталась у власти, сменив экономический курс. Провозглашенный Дэн Сяопином принцип «сяо кан» спас страну от полнейшего экономического кризиса, а КПК - от смены правящей партии и политического курса. Таким образом, провозглашенное строительство «социализма с китайской спецификой» открыло Китаю новый путь развития, в том числе и формирования новой управленческой культуры, которая должна была вместить в себя коммунистические
ценности и принципы нового общества, во многом развивающегося по принципу капиталистического государства. Родился новый тип взаимодействия между обществом и политической системой, характеризующий китайское общество и культуру в целом, а также его культуру управления в частности. Смена экономического курса повлекла за собой необходимость смены идеологической парадигмы, непосредственно влияющей на управление. Деятельность управленца в такой период определяется в большей степени не стандартами управленческой культуры, которые тоже претерпевают ломку, а ситуационными решениями, которые ему приходится принимать в условиях постоянной смены ориентиров. Смена идеологической парадигмы сегодня проходит под лозунгом построения гармоничного социалистического общества. Российские исследователи определяют этот процесс следующим образом: «Речь идет о перевороте в сознании членов партии. Предлагается искать не классовых врагов, не искать, кому из классовых врагов выгодно создавать трудности, не считать главной задачей выступление против
Управление формированием культуры госаппарата КНР на современном этапе
классового врага, подавление интересов одних и защиту интересов других, а партии предлагается новая роль - роль медиатора, роль регулировщика, роль композитора, который способен из многообразных голосов сформировать гармоничное звучание. Это также совершенно новая задача и совершенно новая роль партии» . В такой ситуации управление культурой приобретает принципиальное значение, как необходимый процесс стабилизации управленческого процесса.
Под управленческой культурой госаппарата понимается совокупность ценностных ориентации, принципов и установок управленца в отношении своей профессиональной деятельности, являющихся духовной направляющей его деятельности. Построение новой культуры госаппарата, которая укладывалась бы в рамки курса «построения гармоничного общества», является одной из приоритетных задач.
Процесс смены идеологической парадигмы проходит по нескольким направлениям. Одно из них - обращение к традиционным ценностям Китая, прежде всего конфуцианским, ставшее на современном этапе, как уже отмечалось выше, жизненной необходимостью для КПК. Естественно, переход этот не может быть осуществлен в короткие сроки,это противоречило бы традиционным устоям. Все новое перенимается медленно, проверяется временем, то же самое и с возвращением конфуцианства, как хорошо забытого старого, должно происходить в соответствии с проверкой времени на современном этапе. Таким образом, вновь формирующаяся идеология ищет путь для слияния с официальной идеологией, которой пока остается максизм-ленинизм, Мао Цзэдун, теория Дэн Сяопина, концепции «Трех представительств» и «Построения гармоничного социалистического общества». Совмещение теории «социализма с китайской спецификой» с конфуцианством, в который раз вновь преображенным в силу современных общественных изменений, называют среди первостепен-
ных задач партии на ближайшие десятилетия.
Необходимо отметить двойственность процесса такого совмещения. Традиционализм Китая выражается прежде всего в непреодолимом влиянии на общественную жизнь традиционных норм морали, социального поведения и политической культуры прошлого. Это обусловило некий своеобразный характер государственности, усилив традиционную роль государства и аппарата чиновников в общественной жизни, регламентировав строгую иерархию общественно-политических отношений, родоплеменных, клановых и корпоративных связей. Прежде всего здесь следует говорить о конфуцианстве как об основополагающей идеологической базе традиционализма, определившего культуру Китая на тысячелетия вперед. Речь идет здесь как о культуре в целом, так и о политической культуре и, как следствие, об управленческой культуре. Более того, традиционная культура выступает в большей степени как скрытый фактор управленческой культуры. В формировании новой управленческой культуры и преодолении ее устаревших форм государство вынуждено руководствоваться прежде всего модернизацией, т. е. привнесением новых, прогрессивных форм, многие из которых уже разработаны на Западе. Тем не менее традиционализм, как уже не раз отмечалось выше, имеет первостепенное, довлеющее влияние на все процессы в Китае, а потому даже модернизация проходит под скрытым влиянием традиционализма. Поэтому в случае с традиционными устоями главной задачей государства является уравновешивание острой необходимости модернизации с традиционными устоями, т. е. наложение на уже имеющий западный опыт традиционной «китайской специфики». Более того, именно управление культурой приобретает здесь огромное значение, так как возврат к традиционным ценностям со стороны партии может проходить только под четким, твердым и спланированным руководством.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Многие исследователи указывают на следующие основополагающие традиционные аспекты китайского управления: коллективистская ориентация, подчинение авторитету и внешний контроль, акцент на пассивности и зависимости, кон-
2 г,
сервативность, дух согласия . Очевидно, что каждый из вышеописанных традиционных принципов управления сточки зрения западных установок на управленческую деятельность в определенной степени несет в себе некоторые установки на пассивность, замедление развития, регресс. В то же время нынешние успехи КНР в сфере управления общественными процессами говорят об обратном. Следует искать причину в том, что данные традиционные принципы, рассматриваемые как часть управленческой культуры вообще и культуры госаппарата в частности, сегодня в полной мере осознаются и исследуются китайскими учеными и партийными идеологами. Основной целью таких исследований является не только вычленение тех элементов традиционной культуры, которые помогли бы легитимизации власти и способствовали развитию общества, но и обнаружение тех факторов, которые тормозят общественное развитие по причине их слабой адаптации к условиям нового времени. Сделать это нелегко, так как традиционность - неотъемлемая черта общества, его глубинное проявление. Однако китайские власти не раз осознавали рег-
рессивность многих традиционных форм общественных отношений и часто проводили политику искоренения таковых. Неэффективность подобных мер, а иногда и их негативные последствия заставляют нынешнюю власть быть в этом вопросе более осторожными и осуществлять процессы влияния на -традиционализм скрыто, завуалированно. Кроме того, обнаруживается связь между понятиями традиционализма и заимствования западного опыта. Исследователи Китая указывают на важность осознания этой связи и необходимость контроля над ней. Таким образом, поставлен вопрос о контроле над взаимодействием традиций и нового опыта, преимущественно западного, который сейчас заимствуется Китаем как инновационный и прогрессивный.
На сегодняшний день в Китае вопрос построения управленческой культуры госаппарата является насущной проблемой. Последовательное и подконтрольное совмещение конфуцианских норм и партийных ценностей, китайских традиций и западных инноваций, выбранное в качестве основного ориентира данного процесса, отражает сущность развития китайского общества, его стремление к процветанию путем гармонии и взаимовыгодного сосуществования. Формирование новой культуры госаппарата в таком ключе дает возможность приблизиться к построению гармоничного общества в Китае.
ПРИМЕЧАНИЯ
Галенович Ю. М. Девиз Ху Цзиньтао: Социальная гармония в Китае. М.: Памятники исторической мысли, 2006.
2
Гао Шанжэнь. У Сикан, Чжун си вэньхуа юй цзучжи гуаньли (Культура Запада и Востока и организационный менеджмент). Дунфан вэньхуа юй сяньдай цие, Гонконг: Фацзя, 1993.