6. Шарковская Н.В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2GG9.
У. Шарковская Н.В. Сущность культуротворческой функции социально-культурной активности личности. Вестник МГУКИ. 200У; № 6: 53 - 5У.
8. Условия и способы повышения активности молодёжи как субъекта инноваций и устойчивого развития регионов. Санкт-Петербург: Реноме, 2G19.
9. Бондаренко И.Н. Социокультурная адаптация пожилого населения Российской Федерации в условиях переходной экономики. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2GG1.
10. Мерзликин А.С. Особенности влияния физических упражнений различной направленности на двигательно-координационные способности женщин второго периода зрелого возраста. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2GG1.
11. Пикурова А.Г Комплексное использование средств двигательной реабилитации в оздоровительных занятиях с женщинами 30 - 45 лет. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2GG4.
12. Пачина О.А. Социально-культурная деятельность как средство преодоления одиночества людей третьего возраста. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2GG6.
13. Масалова О.Ю. Формирование ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе занятия шейпингом. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2007.
14. Меликова К.А. Художественная деятельность как форма социокультурной активности людей третьего возраста в Российских мегаполисах. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Смоленск, 2G2G.
15. Паркер Б., Фагенсон-Илэнд Э.А. Женщины-менеджеры в организациях. Управление человеческими ресурсами. Санкт-Петербург, 2GG2: 41У - 439.
16. Флиер А.Я. Феномен культурологии: опыт новой интерпретации. Обсерватория культуры. 2G11; № 2: 4 - У.
IV. Винокуров А.А. Семантический анализ понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления» в поле теории социально-культурной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2G2G; № 6: 145 - 148.
18. Орлова Э.А. Понятие «образ жизни» в контексте изучения социокультурной динамики. Обсерватория культуры. 2G11; № 2: 28 - 36.
19. Бодров В.А. Развитие учения о профессиональном утомлении человека. Категория «утомление» в системе представлений о функциональном состоянии и деятельности человека. Психологический журнал. 2G1G; Т. 31, Ч. I, № 3: 46 - 5У.
2G. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. General and Professional Education. 2G12; № 1: 8 - 14.
21. Галкина О.В. Организационно-педагогические условия как педагогическая категория научно-педагогического исследования. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Актуальные проблемы гуманитарных наук. Специальный выпуск. 2GG8; № 3: 231 - 238.
22. Кун Т. Структура научных революций. Перевод с английского. Москва: ООО «Издательство АСТ», 2GG3.
23. Жаркова А.А. Современные педагогические парадигмы развития личности в условиях социально-культурной деятельности. Вестник МГУКИ. 2G11; № 1: 96 - 1G3.
24. Ярошенко H.H. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2GGG.
25. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Haукa, 1984.
References
1. Problemy sociokul'turnojmodernizaciiregionovRossii. Moskva: Institut filosofii RAN, 2G13.
2. Turovskij R.F. Rossijskoe mestnoe samoupravlenie: agent gosudarstvennoj vlasti v lovushke nedofinansirovaniya i grazhdanskoj passivnosti. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2G15; № 2: 35 - 51.
3. Majkova 'E.Yu., Simonova E.V. Mestnoe samoupravlenie kak ob'ekt analiza otechestvennoj sociologii poslednej treti XX - nachala XXI v. Socis. 2G18; № 12: У3 - 81.
4. Ariarskij M.A. Postizhenie kul'tury kreativno-informacionnoj civilizacii. Vestnik SPbGUKI. 2G14; № 2: 4G - 45.
5. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2G12.
6. Sharkovskaya N.V. Formirovanie social'no-kul'turnoj aktivnosti lichnosti v uchrezhdeniyah kul'tury i obrazovaniya: strukturno-funkcional'nyj podhod. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2GG9.
V. Sharkovskaya N.V. Suschnost' kul'turotvorcheskoj funkcii social'no-kul'turnoj aktivnosti lichnosti. Vestnik MGUKI. 2007; № 6: 53 - 5У.
8. Usloviya i sposoby povysheniya aktivnosti molodezhi kak sub'ekta innovacij i ustojchivogo razvitiya regionov. Sankt-Peterburg: Renome, 2019.
9. Bondarenko I.N. Sociokul'turnaya adaptaciya pozhilogonaseleniya RossijskojFederacii v usloviyah perehodnoj 'ekonomiki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.
10. Merzlikin A.S. Osobennosti vliyaniya fizicheskih uprazhnenij razlichnoj napravlennosti na dvigatel'no-koordinacionnye sposobnosti zhenschin vtorogo perioda zrelogo vozrasta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.
11. Pikurova A.G. Kompleksnoe ispol'zovanie sredstv dvigatel'noj reabilitacii v ozdorovitel'nyh zanyatiyah s zhenschinami 30 - 45 let. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2GG4.
12. Pachina O.A. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak sredstvo preodoleniya odinochestva lyudej tret'ego vozrasta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2GG6.
13. Masalova O.Yu. Formirovanie cennostnogo otnosheniya zhenschin zrelogo vozrasta k zdorov'yu v processe zanyatiya shejpingom. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 200У.
14. Melikova K.A. Hudozhestvennaya deyatel'nost' kak forma sociokul'turnoj aktivnosti lyudej tret'ego vozrasta v Rossijskih megapolisah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2G2G.
15. Parker B., Fagenson-Il'end 'E.A. Zhenschiny-menedzhery v organizaciyah. Upravlenie chelovecheskimiresursami. Sankt-Peterburg, 2002: 41У - 439.
16. Flier A.Ya. Fenomen kul'turologii: opyt novoj interpretacii. Observatoriya kul'tury. 2011; № 2: 4 - У.
1У. Vinokurov A.A. Semanticheskij analiz ponyatiya «social'no-kul'turnaya aktivnost' zhenschin - rabotnic organov mestnogo samoupravleniya» v pole teorii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6: 145 - 148.
18. Orlova 'E.A. Ponyatie «obraz zhizni» v kontekste izucheniya sociokul'turnoj dinamiki. Observatoriya kul'tury. 2011; № 2: 28 - 36.
19. Bodrov V.A. Razvitie ucheniya o professional'nom utomlenii cheloveka. Kategoriya «utomlenie» v sisteme predstavlenij o funkcional'nom sostoyanii i deyatel'nosti cheloveka. Psihologicheskijzhurnal. 2010; T. 31, Ch. I, № 3: 46 - 5У.
20. Ippolitova N. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: suschnost', klassifikaciya. General and Professional Education. 2012; № 1: 8 - 14.
21. Galkina O.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya kak pedagogicheskaya kategoriya nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk. Special'nyj vypusk. 2008; № 3: 231 - 238.
22. Kun T. Struktura nauchnyh revolyucij. Perevod s anglijskogo. Moskva: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003.
23. Zharkova A.A. Sovremennye pedagogicheskie paradigmy razvitiya lichnosti v usloviyah social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Vestnik MGUKI. 2011; № 1: 96 - 103.
24. Yaroshenko N.N. Pedagogicheskie paradigmy teorii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
25. Lomov B.F. Metodologicheskiei teoreticheskieproblemy psihologii. Moskva: Nauka, 1984.
Статья поступила в редакцию 11.02.21
УДК 378.147 (091)
Akhmetshina Yu.V, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
UPDATING STUDENTS' SOCIO-PERSONAL COMPETENCE WHILE LEARNING FOREIGN LANGUAGES IN THE FAR EAST OF RUSSIA. From the first year of the study at a higher school a student finds himself in principally different conditions. The need to increase the level of subjectivity in an educational activity puts the student in a situation of his free choice and defense of his position in a dialogue. In author's opinion, to be aware and accept the significance of a social and personal competence in a personal and professional development for a future economist it's necessary to use methods which encourage him to the self-awareness and stimulate a desire to understand reasons of views' discrepancy. Socio-communicative competence is an important component in the life of every individual and is understood as the implementation of multi-faceted opportunities discovering in the interaction of different skills, abilities, motivations and attitudes. The basis for its development is the social perception of reality. The students' solidarity towards their partners is developing exactly due to interaction.
Key words: university, educational activities, dialogue, creativity, reflection, reflective questioning, reasoning, socio-communicative competence, socio-personal competence, educational process, subject competences, students, foreign languages.
Ю.В. Ахметшина, канд. пед. наук, доц., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
С первого года обучения в высшей школе студент оказывается в принципиально иных условиях. Необходимость повышения уровня субъектности в учебной деятельности ставит его в ситуацию свободного выбора и отстаивания своей позиции в диалоге. По мнению автора, для осознания и принятия значимости социально-личностной компетентности в личностно-профессиональном развитии будущего специалиста необходимо использовать методы, побуждающие его к самосознанию и стимулирующие желание понять причины расхождения взглядов. Социально-коммуникативная компетентность является важной составляющей в жизни каждого индивида и понимается как реализация многогранных возможностей, открывающихся во взаимодействии различных навыков, умений, мотиваций и установок. Основой его развития является социальное восприятие действительности. Солидарность студентов по отношению к своим партнерам формированию именно благодаря взаимодействию.
Кточевые слова: университет, учебная деятельность, диалог, творчество, рефлексия, рефлексивный опрос, обоснование, социально-личностная компетенция, социально-коммуникативная компетенция, образовательный процесс, предметные компетенции, студенты, иностранные языки.
Многостороннее сотрудничество России в рамках АТР и ШОС вызывает необходимость создания инструментов для эффективного развития международного и экономического взаимодействия; установления прочных образовательных и культурных связей.
Приграничные территории с Китаем, Кореей, Японией отражают для общеобразовательных организаций сущность определения и совершенствование благоприятных условий, развивая их самобытность, самостоятельность на Дальнем Востоке. Смыслообразующая специфика соседских отношений подчёркивается особенностью выстраивания научной и образовательной деятельности посредством усиления пространства трансграничности в университетах, поддерживаемой через подписание международных, межнациональных и межрегиональных соглашений.
Приобретённый опыт отражает перспективы доминанты трансграничного межрегионального сотрудничества. Высшими учебными заведениями на Дальнем Востоке реализуются совместные образовательные программы, связанные устойчивыми, длительными отношениями союзов университетов между Россией и Китаем, которые были инициированы на собраниях представителей вузов для реализации обоюдных проектов. Развитие у обучающихся социально-личностной и профессиональной компетенций ставит ряд актуальных задач перед педагогами, реализующими первостепенные направления вузовской системы образования. Обладая компетенциями общеобразовательного цикла, выпускники со степенью магистра или бакалавра проявляют владение набором достижений, выраженных в анализе и восприятии информации, способности к самосовершенствованию, достижении целей и путей для реализации задач, беспрерывном саморазвитии и повышении квалификации. Одна из общекультурных и, на наш взгляд, востребованных в современном обществе компетенция проявляется в потребности развития иностранного языка в направлении общепредметных и социальных тем. Описываемый набор общих компетенций подробно отражен в образовательных программах в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Взаимодействие с международными партнерами и организациями даёт возможность будущим выпускникам в полной мере реализовать одну из профессиональных компетенций, выражаемую в активном владении отечественными источниками и зарубежными данными в связи с необходимостью подготовки аналитического отчета и информационного обзора. При взаимодействии с партнерами акцентируется внимание на том, что отношения «накладывают определённые обязательства, стимулирующие изучение иностранного языка: общение в парах и группах подразумевает использование корректных и уместных слов и словосочетаний, понимание собеседника для успешной коммуникации» [1, с. 88].
Цикл общеобразовательных дисциплин гуманитарного направления вбирает в себя предмет «Иностранный язык», который даёт возможность развивать языковые коммуникативные компетенции, совершенствуя социально-личностную позицию через активную деятельность. Эффективность владения иностранными языками открывают широкие перспективы для подрастающего поколения на основе развития компетенций, относящихся к владению иноязычной речи с целью интегрирования в современную мировую культуру. Суть изучения иностранного языка рассматривается как «комплексное развитие коммуникативной, социокультурной и учебно-познавательной компетенции» [2, с. 3]. Достижение практических результатов посредством ведения переговоров и обмена опытом актуализируется в коммуникативной языковой поддержке с учетом потребностей общества. Трансграничность в этом смысле - неотъемлемая характеристика проектов в науке и образовании, и они неразрывны с планами и проектами развития территорий и их хозяйственной специализацией. На Дальнем Востоке с 2015 г. существует программа территорий опережающего развития. В эту программу входит город Комсомольск-на-Амуре, где развивается машиностроение (на пяти заводах), авиастроение и авиаремонт. Представителями Фонда развития Дальнего Востока на заседании Азиатского экономического форума в Боао было заявлено, что соглашение о строительстве российско-китайского моста через Амур протяженностью в районе Благовещенска 19,5 километра, подписанное в 2013 г, воспринимается в качестве площадки для построения эффективного и перспективного взаимодействия, служащего отправной точкой в целях сотрудничества в проекции научной и образовательной сферы и торгово-туристической области.
Мост через реку Амур был первым трансграничным железнодорожным мостом, предоставляющим рабочие места для выпускающейся молодежи на приграничных территориях. Важность выражения современной мегатенденции в диалоге культур определила феномен трансграничия сетевого взаимодействия и расширение приграничного пространства в практическом измерении. Виртуальные 3D-туры, разрабатываемые студентами кафедр туризма и связей с общественностью, выступают новым импульсом в привлечении туристов в Хабаровский край и Дальневосточный регион через интерактивное отображение реального пространства с помощью телефона, планшета, экрана монитора. Самостоятельное управление обзором и выявление достоинств использования фото- или видеоматериалов видится в выборе территорий через поворот курсора в любую сторону с возможностью приближения или отдаления заинтересовавшего элемента. Так, иностранные туристы, посещая Дальний Восток виртуально, а позже и лично приезжая с группой и рассматривая все достопримечательности нашего края, получают уникальную возможность в поддерживании и развитии межсоциокультурных связей посредством поддержки языковой коммуникации и современных цифровых платформ.
Делегация Хабаровского края принимает участие в Международной туристической выставке «Интурмаркет» для продвижения туристического потенциала российских регионов в 150 странах мира. Сикачи-Алянские петроглифы, Амурский мост, Шантарские острова, озеро Амут, горная страна Дуссе-Алинь, «Амурские столбы» представлены в туре для ознакомления туристами с комментариями очагов культур коренных малочисленных народов Приамурья. Рассматривая аспекты социально-культурных связей приграничного пространства в контексте расширения доверия, необходимо отметить еще один туристическо-экологиче-ский проект, относительно молодой, но уже полюбившийся организаторам. Суть этого проекта состоит в том, что Хабаровская лесная служба и волонтеры-студенты вузов Дальнего Востока с представителями японских делегаций с 2013 г. высаживают деревья в парковых зонах. Благодаря такому мероприятию становятся более тесными и близкими языковые социокультурные связи. Параллельно открываются перспективы для выпускников вузов по направлениям энергетики, дорожных отраслей, жилищно-бытовых служб, оказания услуг в сфере образования, медицины и торговли. Среди существующих образовательных программ набирает популярность обмен студентами с вузами Китая и Японии. Для китайских студентов открываются отдельные направления для передачи образовательного опыта, так наши отечественные студенты обучаются в Китае. Китайская сторона приглашает студенческие команды для получения игровых и тренерских знаний. Результатом этой обменной программы является расширение границ общественных отношений, поддержание интереса к спорту у студентов вузов и развитие международных отношений. Это позволяет укрепить международные направления и культуру сотрудничающих стран. Подводя итог всему упомянутому выше, необходимо отметить, что социально-экономическая самобытность и богатство наших регионов дают нам массу возможностей для совместных проектов в области науки и образования. Нам остается только проявлять открытость друг к другу и активно сотрудничать в совместной деятельности. Исследователи отмечают, что «прошедшие и грядущие перемены в развитии российского высшего образования существенным образом изменяют профессиональные требования к руководителям, которые должны сегодня обладать не только весомыми научными регалиями, но и профессиональными управленческими качествами, стратегическим мышлением» [3, с. 57].
Посредством правильно организованного процесса обучения осознание значимости совершенствования общеключевых компетенций происходит в профессиональном становлении, развитии социально-личностного пространства. Опираясь на компоненты социальных норм, обучающиеся сподвигаются к разрешению трудностей и обогащению своего опыта через активизацию компонентов аутентичности и социальной идентичности.
В студенческой среде возникла потребность в осознанном применении на практике сути толерантности, аутентичности, социальной идентичности в развитии определенной компетенции посредством реализации практической модели. Трёхэтапная реализации обозначенной ранее модели совершенствования социально-личностной компетенции закрепляет результат на каждом из этапов
через деятельность на первой, второй и третьей ступенях. Реализация модели осуществлялась в три шага.
Поэтапное деятельностное решение задач приводило к снижению закрепленных закономерных стереотипов, пониманию того, что значимость результатов и качества международного сотрудничества основано не только на их применении, но и учете их закономерностей.
Применение тематических встреч на первом и на втором этапах в процессе изучения модулей по иностранному языку «Этика деловых отношений», «Организация деятельности» активизировала «накопление умений и навыков работы в коллективе единомышленников при решении деловых задач» [4, с. 108]. Целостность социального «организма», основывающегося на мыслительных операциях, слаженности работы команды и взаимной полифонической гармоничной поддержке была отражена в педагогических игровых упражнениях на основе внедрения «сократического диалога».
На третьем этапе были проведены исследования модулей поведенческого и психологического барьера для восприятия и пересмотра собственных личностных стереотипов с целью апробирования своего потенциала для приближения к жизненным поведенческим ситуациям в международном контексте. Преподавательский состав в процессе взаимодействия с обучающимися развивает и активизирует участие процесса общения на иностранном языке, продолжая совершенствовать иноязычную компетенцию через соединение «телесного опыта, чувственных восприятий, мышления и действий» [5, с. 8].
Целью деятельного этапа игры стало обсуждение знаний при условии осознанной важности субъектов диалога. Ведь усиление в педагогическом вузе позитивных, стимулирующих качеств развития является ключевой задачей в процессе формирования собственной позиции и поддержания дальнейшего диалога. Необходимо было закрепить в сознании студентов, что ответственность за жизненный выбор не может носить декларативный характер. Немаловажная роль в значимости проведения деятельностного диалога видится в том, что для формирования такого личностного качества, как «ответственность», необходимо рефлексировать свой опыт и самосознание путем обсуждения проблем. Таким образом, приобретение опыта и некоторых специфических особенностях своего же поведения, получение ответов на вопросы о ранее возникающих диссонансах стимулировали формирование компонентов аутентичности, идентичности и толерантности. Опыт использования элементов кооперативного метода при обучении английскому языку описан в статье Ильиных ГС. «Кооперативное обучение
Библиографический список
как способ развития коммуникативной компетенции» [6, с 57]. В этих условиях «международные компакт-семинары для студентов-германистов в российском вузе становятся эффективной формой интеграции вуза в международное образовательное пространство и важным мотивационным фактором для студентов» [7, с. 71]. С.А. Корбачкова подчеркивает, что «в ходе рефлексии происходит не только совместная интеграция опыта, методических знаний студентов, углубляются их научные представления, но и расширяется плоскость осмысления методических ситуаций в области преподавания иностранных языков, а также совершенствуются их профессионально-речевые умения и развивается готовность к проектированию действий в аналогичных ситуациях» [8, с. 165].
На заключительном этапе реализации трехступенчатой модели было определено усиление и формирование ответственной позиции, стимулирование позитивных аспектов у участников диалога, поддержание ведущих концептов развития речи на иностранном языке, выявление значимости жизненного выбора и разрушение стереотипов, блокирующих полноценную коммуникацию. Упражнение «Проекция моей профессии в жизни» завершало блок заданий, направленных на самопознание, которое становилось «мостом» к обсуждению проблемы ответственности. Принятие ответственности за свой потенциал способствовало осознанию и приятию ролевых ограничений для формирования такого качества личности, как ответственность.
Таким образом, реальное участие обучающихся в межкультурном общении в вузе не всегда может быть реализовано в полном объеме, что влечет ограничение во взаимодействии с партнерами. Педагогам рекомендуется продолжать внедрять наши практические рекомендации для создания искусственных, но максимально приближенных к реалии ситуаций на основе этюдов, максимально приближенных к настоящей и будущей профессиональной деятельности. На практическом этапе модели предлагалось обсуждение экскурсионной программы для международных коллег по городу пребывания, аргументированное обоснование мест показа достопримечательностей, проведение профориентационной работы для поступающих детей коллег в вузы, сравнение менталитетов и пересмотр позиций закрепленных стереотипов. На протяжении каждых двух - трёх недель для ролевой игры возникла необходимость изучения модулей по иностранному языку, в ходе которого происходила реализация научных знаний для оценки практического уровня владения теми или иными компетенциями. Блокировка процесса развития социально-личностной компетенции студентов содействовала раскрепощению репродуктивных форм обучения, способствующих самоанализу.
1. Кунгурова ГГ. Создание и использование речевых ситуаций для активизации речевой деятельности. Формирование коммуникативной иноязычной компетенции в свете социального заказа. Тюмень: Издательство ТГУ 2001: SS - S9.
2. Тер-Минасова С.Г. Иностранный язык для неязыковых вузов и факультетов преподавания иностранных языков: программа для преподавания иностранных языков блока гуманитарно-социально-экономических дисциплин (федеральный компонент ГОС ВПО). Москва, 2009.
3. Остапенко А.Б. Гендерная должностная асимметрия и гендерные предпочтения в высшей школе. Высшее образование сегодня. 2011; № 1: 56 - 59.
4. Стрельников А.В. Формы корпоративного обучения как элемента системы непрерывного обучения персонала. Сервис в России и за рубежом. Черкизово: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2011; Т. 2: 104 - 110.
5. Куликова Л.Н. Корпоративный дух образовательного учреждения: сущность, психолого-педагогические основы развития. Корпоративный дух образовательного учреждения как фактор саморазвития личности: сборник международной научно-практической конференции. Хабаровск: ДВГГУ, 2005: 3 - 10.
6. Ильиных Г.С. Кооперативное обучение как способ развития коммуникативной компетенции. Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты: сборник тезисов конференции. Прага: Издательство Vydavatel «Osviceni» РИО НИЦ «Мир науки», 201У; Т. У: 50 - 5S.
У. Кульпина Л.Ю., Краусс Х. Компакт-семинары для студентов-бакалаврантов в контексте международного академического сотрудничества. Проблемы высшего образования: материалы Международной научно-методической конференции. Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета, 2016; Т. 2: У1 - У4.
S. Корбачкова С.А. Рефлексия в подготовке учителя иностранного языка. Мотивация и рефлексия личности: актуальные вопросы теории и практики: сборник научных трудов. Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета, 2020: 163 - 166.
References
1. Kungurova G.G. Sozdanie i ispol'zovanie rechevyh situacij dlya aktivizacii rechevoj deyatel'nosti. Formirovanie kommunikativnoj inoyazychnoj kompetencii v svete social'nogo zakaza. Tyumen': Izdatel'stvo TGU, 2001: SS - S9.
2. Ter-Minasova S.G. Inostrannyj yazyk dlya neyazykovyh vuzov i fakultetov prepodavaniya inostrannyh yazykov: programma dlya prepodavaniya inostrannyh yazykov bloka gumanitarno-social'no-'ekonomicheskih disciplin (federal'nyj komponent GOS VPO). Moskva, 2009.
3. Ostapenko A.B. Gendernaya dolzhnostnaya asimmetriya i gendernye predpochteniya v vysshej shkole. Vysshee obrazovanie segodnya. 2011; № 1: 56 - 59.
4. Strel'nikov A.V. Formy korporativnogo obucheniya kak 'elementa sistemy nepreryvnogo obucheniya personala. Servis v Rossii i za rubezhom. Cherkizovo: Rossijskij gosudarstvennyj universitet turizma i servisa, 2011; T. 2: 104 - 110.
5. Kulikova L.N. Korporativnyj duh obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: suschnost', psihologo-pedagogicheskie osnovy razvitiya. Korporativnyj duh obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak faktor samorazvitiya lichnosti: sbornik mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Habarovsk: DVGGU, 2005: 3 - 10.
6. Il'inyh G.S. Kooperativnoe obuchenie kak sposob razvitiya kommunikativnoj kompetencii. Voprosy nauki i obrazovaniya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: sbornik tezisov konferencii. Praga: Izdatel'stvo Vydavatel "Osviceni" RIO NIC "Mir nauki", 201У; T. У: 50 - 5S.
У. Kul'pina L.Yu., Krauss H. Kompakt-seminary dlya studentov-bakalavrantov v kontekste mezhdunarodnogo akademicheskogo sotrudnichestva. Problemy vysshegoobrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Habarovsk: Izdatel'stvo Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016; T. 2: У1 - У4.
S. Korbachkova S.A. Refleksiya v podgotovke uchitelya inostrannogo yazyka. Motivaciya irefleksiya lichnosti: aktual'nye voprosy teoriiipraktiki: sbornik nauchnyh trudov. Habarovsk: Izdatel'stvo Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020: 163 - 166.
Статья поступила в редакцию 04.03.21
УДК 371
Barahoeva Zh.M., Cand. of Sciences (Philology), Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]
ENRICHING THE VOCABULRY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS. One of the most important units of language is a word. Currently, expanding the vocabulary of students requires special attention. One of the determining factors of this is the achievement of scientific progress, as a result of which new words appear, the meaning of which is not always clear. In this regard, Russian language teachers set themselves the goal of replenishing the vocabulary of students, contributing