ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"
(г. Москва)
УДК 379.8.092
Vinokurov A.A, postgraduate, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia); senior teacher,
Department of Folk Art Culture, Smolensk State Institute of Arts (Smolensk, Russia), E-mail: alvinocurov@yandex.ru
CONCEPTUAL APPROACHES TO FORM SOCIO-CULTURAL COMMITMENT AMONG WOMEN IN THEIR SECOND PERIOD OF MIDDLE AGE, EMPLOYEES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES. The article systematizes the main socio-cultural theories of the process of forming the socio-cultural activism of women who work in local government. For the first time in the theory of social and cultural activity, the problem of studying the dependence of the manifestations of social and cultural activity on the functional states of the subject of labor is put forward. The article analyzes the possibilities of constructing organizational and pedagogical conditions for the formation of socio-cultural activity of women, employed in local self-government bodies, depending on their functional states. The metaparadig-mal approach of Pr. A.D. Zharkov is considered as a methodology for this process. The article will be of interest to students, graduate students, teachers, who conduct research on the theory of social and cultural activity of women in the second period of middle age, employees of councils of municipalities of the Russian Federation.
Key words: theories of formation of socio-cultural activity, metaparadigmic approach, scientific school of Pr. A.D. Zharkov, socio-cultural activity of women of the second middle age period, organizational and pedagogical conditions, donozological state, local governments, Councils of municipalities of the Russian Federation.
А.А. Винокуров, соискатель, г. Москва; ст. преп., ОГБОУ ВО «Смоленский государственный институт искусств», г. Смоленск,
E-mail: alvinocurov@yandex.ru
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ ЖЕНЩИН ВТОРОГО ПЕРИОДА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА -РАБОТНИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В статье систематизируются основные социально-культурные теории процесса формирования социально-культурной активности женщин - работниц органов местного самоуправления. Впервые в теории социально-культурной деятельности выдвигается проблема исследования зависимости проявлений социально-культурной активности от функциональных состояний субъекта труда. Анализируются возможности конструирования организационно-педагогических условий формирования социально-культурной активности женщин - работниц органов местного самоуправления в зависимости от их функциональных состояний. Рассматривается метапарадигмальный подход профессора Жаркова А.Д. как методология этого процесса. Статья будет интересна студентам, аспирантам, преподавателям - исследователям теории социально-культурной активности женщин второго периода среднего возраста, работникам советов муниципальных образований Российской Федерации.
Ключевые слова: теории формирования социально-культурной активности, метапарадигмальный подход, научная школа профессора А.Д. Жаркова, социально-культурная активность женщин второго периода среднего возраста, организационно-педагогические условия, донозо-логическое состояние, органы местного самоуправления, советы муниципальных образований Российской Федерации.
Актуальность исследования. Задачи модернизации культурной среды территорий Российской Федерации обратили внимание общественности и учёных на состояние проблемы социально-культурной активности работников органов местного самоуправления [1; 2; 3].
Государство декларирует социальный заказ на формирование личности работника органов местного самоуправления с активной жизненной позицией, способной изменять окружающую действительность [4].
Однако сложившейся практики формирования, поддержания и стимулирования социально-культурной активности работников органов местного самоуправления нет Теоретически не разработан вопрос создания педагогических условий, способствующих формированию социально-культурной активности женщин - работниц органов местного самоуправления. Не используются в этом и возможности социально-культурной деятельности.
Цель работы - изучить основные теоретико-методологические подходы к формированию социально-культурной активности женщин, работающих в органах местного самоуправления.
Методы исследования: систематизация философских, общенаучных и технологических теорий формирования социально-культурной активности личности, используемых научной школой профессора А.Д. Жаркова [5].
Результаты исследования
Категория социальной активности появилась в научной литературе в середине XIX века и рассматривалась как стремление личности к самовыражению, проявление активной жизненной позиции. В литературе описаны формы и сферы её проявления, обращается внимание на важность изучения роли педагогических условий в формировании социальной активности личности. Выявлено, что содержание и направленность социальной активности выступает фактором ускорения общественного развития [6].
Значительный вклад в разработку теории социальной активности внесли К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Ануфриев, Н.И. Лапин, М.С. Каган, Б.Г Юдин, М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Н.В. Шарковская, Д.В. Шамсутдино-ва, З. Фрейд, К.Г Юнг В. Райх, А. Маслоу и др.
В настоящее время социальная активность в литературе рассматривается как сложное структурное образование личности.
Общие вопросы и основные концепции формирования социальной активности разработаны в трудах С. Кьеркегора, Ж.П. Сартра, В. Франкла, Э. Фромма, К. Ясперса, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса. По данным учёных, целенаправленное социальное стимулирование, создание определённых условий способствует росту социальной активности людей в обществе.
Основной массив работ, посвященных процессу формирования социально-культурной активности, представлен разработками социально-культурных условий её формирования, в основном у молодёжи [7; 8].
Публикаций по целенаправленному формированию социально-культурной активности людей зрелого возраста сравнительно мало, единичные работы посвящены разработке педагогических условий развития социально-культурной активности женщин в рекреационном досуге, обеспечивающих оптимизацию их физического состояния, корригирующих эффекты двигательной активности, стимулирующих проявление активной жизненной позиции [9 - 14].
Анализ литературы показывает, что постановке задачи специального формирования социально-культурной активности женщин способствовали культурные изменения в обществе: устранение половой дискриминации в сфере занятости, адаптация общества к принятию гендерного равенства, учёт организационных преимуществ женщин по критериям способностей, навыков, поведения.
В вопросе о женской занятости в качестве наёмной рабочей силы и менеджеров известен системный гендерно-организационный подход (GOS), рассматривающий равенство мужчин и женщин в области управления как часть справедливых изменений общества. Принадлежность к женскому полу является определяющим фактором в выборе предпочтений между мужчинами и женщинами по критериям способностей, навыков, поведения. Заявляется, что в управленческих профессиях женщины будут обладать преимуществом за счёт того, что они более внимательны, заботливы, способны к обучению и воспитанию. Вместе с тем женщинам чаще предлагаются обязанности менеджеров среднего уровня и реже - организационные полномочия главных и высших должностей. В доминантной среде мужчин женщины для получения повышения по работе часто отказываются от женских качеств и приобретают черты поведения, которые традиционно воспринимаются как мужские [15].
На этапе перехода к постиндустриальной/информационной стадии развития общества основным стимулом социальной активности, причём как позитивной, так и негативной, становятся культурно-ценностные ориентации. Представления о свободе современного социума меняют вектор направленности социально-культурной активности: стремление к социально-профессиональной самореализации замещается потребностью в культурной самопрезентации; открытая манифестация многообразия права «быть другим» терпимо воспринимается обществом. Эта ситуация открывает возможности использования инструментального регулирования конструктивной социальной активности с опорой на культурно-ценностные установки и предпочтения, добровольную активность и интересную самореализацию [16].
Вместе с тем информации о сложившихся педагогических системах, обеспечивающих целенаправленное формирование социально-культурной активности женщин, нет
Неясно, как влияет совокупность сконструированных организационно-педагогических условий на процесс формирования сложных структурных образований личности, к которым можно отнести и социально-культурную активность женщин второго периода среднего возраста (от 36 до 55 лет) - работниц органов местного самоуправления [17].
Следует установить, как потребности, интересы, праксические состояния становятся побудительной силой активности работниц; какова роль сниженного уровня физического состояния в проявлениях социальной активности женщин.
Вопрос о специальном изучении зависимости проявлений социально-культурной активности от функциональных состояний субъекта труда в теории социально-культурной деятельности ставится впервые.
Анализ литературы показывает, что снижение уровня социальной активности имеет определённую временную длительность, периодичность и функциональную категоризацию донозологических состояний [18; 19].
Исследование динамики периодов активности/пассивности с учётом функциональных состояний позволит выявить значение модусов жизнеобеспечения, социализации, социальной коммуникации и рекреации в структуре социально-культурной активности работниц второго периода среднего возраста; описать содержание и структуру образа жизни работниц - глав муниципальных образований, их заместителей и специалистов.
Экспериментальное исследование интеграции организационных мер и педагогических возможностей содержания, форм, методов позволит разработать технологию управления процессом формирования социально-культурной активности работниц органов местного самоуправления. Организационно-педагогические условия в этом случае могут представлять обстоятельства действия причины, влияющей на результат как следствие.
Библиографический список
Организационно-педагогические условия целесообразно сгруппировать в три взаимосвязанных информационных комплекса: в первый включить организационные ресурсы и мероприятия, они составят условия предпосылки; во второй - содержание программы деятельности, это будет условиями обстановки; а в третий войдут контрольно-регулятивные действия участников (субъектов) педагогического процесса. Они будут представлять условия требования [20; 21].
Теоретико-методологическим подходом к формированию социально-культурной активности женщин следует избрать не одну теорию, а их совокупность, составляющую метатеоретическое единство, т.е. метапарадигмальный подход [22; 23; 24].
Метапарадигмальный подход базируется на теориях системного, деятель-ностного и личностного подходов, представлениях субъектно-деятельностной теории.
Теория системного подхода успешно применяется при анализе проблемы оптимизации взаимодействия человека с элементами конкретной деятельности, неблагоприятные условия которой приводят к развитию утомления, нервно-психическому напряжению и снижению социально-культурной активности; в процессе формирования качеств профессиональной пригодности, работоспособности, функциональной надёжности и др. [25].
Деятельностный подход раскрывает причинно-следственные отношения между условиями социально-культурной деятельности и функциональными возможностями субъекта труда. Положение о личностном подходе предполагает учёт индивидуально-психологических свойств (пола, возраста) и функционального состояния в процессе воздействия организационно-педагогических условий и средств социально-культурной деятельности.
Субъектно-деятельностная теория создаёт представление о том, как в процессах деятельности и общения формируются самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль активности; как возникает осознание субъектом своей роли в социуме.
Метапарадигмальное единство системного, деятельностного и личностного подходов, субъектно-деятельностной теории позволит показать роль среды организационно-педагогических условий в процессах формирования системных качеств личности женщин - работниц органов местного самоуправления (самоорганизации, саморегуляции, социальной активности); описать причинно-следственные отношения между целенаправленно сконструированными организационно-педагогическими условиями и состояниями функциональной надёжности работниц (нервно-психическим напряжением, умственной работоспособностью, эмоциональным переживанием комфортности); выявить взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности жизненной активности, чувств самоактуализации и психосоматических состояний женщин второго периода среднего возраста - работниц органов местного самоуправления; установить влияние социально-культурной деятельности на самоактуализацию личности женщин интересующего нас возраста, занятых в органах местного самоуправления.
Таким образом, анализ литературы показал, что основными теоретико-методологическими подходами к формированию социально-культурной активности женщин являются теории системного, деятельностного и личностного подходов, представления субъектно-деятельностной теории. Синтез этих теорий создаст метапарадигмальное единство в подходе к анализу зависимости социально-культурной активности женщин от условий труда, покажет влияние донозологических состояний на проявление социально-культурной активности работниц органов местного самоуправления; позволит впервые описать содержание, форму и структуру образа жизни работниц с донозологическим функциональным состоянием; даст возможность рассмотреть роль модусов жизнеобеспечения, социализации, социальной коммуникации и рекреации в структуре социально-культурной активности женщин второго периода среднего возраста.
Переход к новой педагогической парадигме исследования - метапарадиг-мальному подходу - позволит получить представление об источниках и стимулах процесса формирования социально-культурной активности женщин как сложного структурного образования личности.
В педагогическом эксперименте это позволит обосновать влияние социально-культурной программы интеграции организационных и педагогических условий, способствующих ускорению процесса формирования социально-культурной активности работниц органов местного самоуправления; разработать комплекс рекомендаций советам муниципальных образований России.
В конечном итоге описанный подход представит научную картину значительного по объёму фрагмента реальности муниципальной сферы регионов России, в которых протекает социально-культурная деятельность женщин - работниц органов местного самоуправления, проявляются их потребности, интересы и чувства.
1. Проблемы социокультурной модернизации регионов России. Москва: Институт философии РАН, 2013.
2. Туровский РФ. Российское местное самоуправление: агент государственной власти в ловушке недофинансирования и гражданской пассивности. Полис. Политические исследования. 2015; № 2: 35 - 51.
3. Майкова Э.Ю., Симонова Е.В. Местное самоуправление как объект анализа отечественной социологии последней трети XX - начала XXI в. Социс. 2018; № 12: 73 - 81.
4. Ариарский М.А. Постижение культуры креативно-информационной цивилизации. Вестник СПбГУКИ. 2014; № 2: 40 - 45.
5. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва: МГУКИ, 2012.
б. Шарковская КВ. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход. AEra-реферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.
У. Шарковская КВ. Сущность культуротворческой функции социально-культурной активности личности. Вестник МГУКИ. 200У; № б: 53 - 5У.
В. Условия и способы повышения активности молодёжи как субъекта инноваций и устойчивого развития регионов. Санкт-Петербург: Реноме, 2019.
9. Бондаренко И.К Социокультурная адаптация пожилого населения Российской Федерации в условиях переходной экономики. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2001.
10. Мерзликин A.C Особенности влияния физических упражнений различной направленности на двигательно-координационные способности женщин второго периода зрелого возраста. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2001.
11. Пикурова A.r Комплексное использование средств двигательной реабилитации в оздоровительных занятиях с женщинами 30 - 45 лет. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2004.
12. Пачина ОА Социально-культурная деятельность как средство преодоления одиночества людей третьего возраста. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 200б.
13. Масалова О.Ю. Формирование ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе занятия шейпингом. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 200У.
14. Меликова КА Художественная деятельность как форма социокультурной активности людей третьего возраста в Российских мегаполисах. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2020.
15. Паркер Б., Фагенсон-Илэнд ЭА Женщины-менеджеры в организациях. Управление человеческими ресурсами. Санкт-Петербург, 2002: 41У - 439.
16. Флиер A^. Феномен культурологии: опыт новой интерпретации. Обсерватория культуры. 2011; № 2: 4 - У.
IV. Винокуров A.A. Семантический анализ понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления» в поле теории социально-культурной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2020; № б: 145 - 14В.
1В. Орлова ЭА Понятие «образ жизни» в контексте изучения социокультурной динамики. Обсерватория культуры. 2011; № 2: 2В - Зб.
19. Бодров ВА Развитие учения о профессиональном утомлении человека. Категория «утомление» в системе представлений о функциональном состоянии и деятельности человека. Психологический журнал. 2010; Т. 31, Ч. I, № 3: 4б - 5У.
20. Ипполитова H. Aнализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. General and Professional Education. 2012; № 1: В - 14.
21. Галкина О.В. Организационно-педагогические условия как педагогическая категория научно-педагогического исследования. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Актуальные проблемы гуманитарных наук. Специальный выпуск. 200В; № 3: 231 - 23В.
22. Кун Т. Структура научных революций. Перевод с английского. Москва: ООО «Издательство ACT», 2003.
23. Жаркова A.A. Современные педагогические парадигмы развития личности в условиях социально-культурной деятельности. Вестник МГУКИ. 2011; № 1: 9б - 103.
24. Ярошенко H.H. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности. Aвтореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.
25. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Hаука, 19В4.
References
1. Problemy sociokul'turnojmodernizaciiregionovRossii. Moskva: Institut filosofii RAN, 2013.
2. Turovskij R.F. Rossijskoe mestnoe samoupravlenie: agent gosudarstvennoj vlasti v lovushke nedofinansirovaniya i grazhdanskoj passivnosti. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2015; № 2: 35 - 51.
3. Majkova 'E.Yu., Simonova E.V. Mestnoe samoupravlenie kak ob'ekt analiza otechestvennoj sociologii poslednej treti XX - nachala XXI v. Socis. 201В; № 12: УЗ - В1.
4. Ariarskij M.A. Postizhenie kul'tury kreativno-informacionnoj civilizacii. Vestnik SPbGUKI. 2014; № 2: 40 - 45.
5. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2012.
6. Sharkovskaya N.V. Formirovanie social'no-kul'turnoj aktivnosti lichnosti v uchrezhdeniyah kul'tury i obrazovaniya: strukturno-funkcional'nyj podhod. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
V. Sharkovskaya N.V. Suschnost' kul'turotvorcheskoj funkcii social'no-kul'turnoj aktivnosti lichnosti. Vestnik MGUKI. 200У; № б: 53 - 5У.
В. Usloviya i sposoby povysheniya aktivnosti molodezhi kak sub'ekta innovacij i ustojchivogo razvitiya regionov. Sankt-Peterburg: Renome, 2019.
9. Bondarenko I.N. Sociokul'turnaya adaptaciya pozhilogonaseleniya RossijskojFederacii v usloviyah perehodnoj 'ekonomiki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.
10. Merzlikin A.S. Osobennosti vliyaniya fizicheskih uprazhnenij razlichnoj napravlennosti na dvigatel'no-koordinacionnye sposobnosti zhenschin vtorogo perioda zrelogo vozrasta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.
11. Pikurova A.G. Kompleksnoe ispol'zovanie sredstv dvigatel'noj reabilitacii v ozdorovitel'nyh zanyatiyah s zhenschinami 30 - 45 let. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2004.
12. Pachina O.A. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak sredstvo preodoleniya odinochestva lyudej tret'ego vozrasta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 200б.
13. Masalova O.Yu. Formirovanie cennostnogo otnosheniya zhenschin zrelogo vozrasta k zdorov'yu v processe zanyatiya shejpingom. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 200У.
14. Melikova K.A. Hudozhestvennaya deyatel'nost' kak forma sociokul'turnoj aktivnosti lyudej tret'ego vozrasta v Rossijskih megapolisah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2020.
15. Parker B., Fagenson-Il'end 'E.A. Zhenschiny-menedzhery v organizaciyah. Upravlenie chelovecheskimiresursami. Sankt-Peterburg, 2002: 41У - 439.
16. Flier A.Ya. Fenomen kul'turologii: opyt novoj interpretacii. Observatoriya kul'tury. 2011; № 2: 4 - У.
1У. Vinokurov A.A. Semanticheskij analiz ponyatiya «social'no-kul'turnaya aktivnost' zhenschin - rabotnic organov mestnogo samoupravleniya» v pole teorii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № б: 145 - 14В.
1В. Orlova 'E.A. Ponyatie «obraz zhizni» v kontekste izucheniya sociokul'turnoj dinamiki. Observatoriya kul'tury. 2011; № 2: 2В - Зб.
19. Bodrov V.A. Razvitie ucheniya o professional'nom utomlenii cheloveka. Kategoriya «utomlenie» v sisteme predstavlenij o funkcional'nom sostoyanii i deyatel'nosti cheloveka. Psihologicheskijzhurnal. 2010; T. 31, Ch. I, № 3: 4б - 5У.
20. Ippolitova N. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: suschnost', klassifikaciya. General and Professional Education. 2012; № 1: В - 14.
21. Galkina O.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya kak pedagogicheskaya kategoriya nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk. Special'nyj vypusk. 200В; № 3: 231 - 2ЗВ.
22. Kun T. Struktura nauchnyh revolyucij. Perevod s anglijskogo. Moskva: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003.
23. Zharkova A.A. Sovremennye pedagogicheskie paradigmy razvitiya lichnosti v usloviyah social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Vestnik MGUKI. 2011; № 1: 9б - 103.
24. Yaroshenko N.N. Pedagogicheskie paradigmy teorii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
25. Lomov B.F. Metodologicheskiei teoreticheskieproblemy psihologii. Moskva: Nauka, 19В4.
Статья поступила в редакцию 11.02.21
УДК 378.147 (091)
Akhmetshina Yu.V, Cand. of Scienсes (Pedagogy), senior lecturer, State Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: julianaped@mail.ru
UPDATING STUDENTS' SOCIO-PERSONAL COMPETENCE WHILE LEARNING FOREIGN LANGUAGES IN THE FAR EAST OF RUSSIA. From the first year of the study at a higher school a student finds himself in principally different conditions. The need to increase the level of subjectivity in an educational activity puts the student in a situation of his free choice and defense of his position in a dialogue. In author's opinion, to be aware and accept the significance of a social and personal competence in a personal and professional development for a future economist it's necessary to use methods which encourage him to the self-awareness and stimulate a desire to understand reasons of views' discrepancy. Socio-communicative competence is an important component in the life of every individual and is understood as the implementation of multi-faceted opportunities discovering in the interaction of different skills, abilities, motivations and attitudes. The basis for its development is the social perception of reality. The students' solidarity towards their partners is developing exactly due to interaction.
Key words: university, educational activities, dialogue, creativity, reflection, reflective questioning, reasoning, socio-communicative competence, so-cb-personal competence, educational process, subject competences, students, foreign languages.
Ю.В. Ахметшина, канд. пед. наук, доц., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: julianaped@mail.ru