Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / проектная деятельность / проекты / методика / развитие / образование / pedagogical education / project activities / projects / methods / development / education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Вартанян

Цель представленной работы – исследование проблем и перспектив изучения студентами педагогического образования курса «Основы проектной деятельности». Использование проектирования как метода обучения, мотивации творческой активности, развития проектного мышления студентов. Анализ формирования ключевых компетенций будущих педагогов через проектно-исследовательскую деятельность, интереса к сознательному применению проектного подхода в организации процесса обучения как интегративного дидактического средства развития, обучения и воспитания школьников. Формирование универсальных учебных действий через алгоритмы разработки и управления проектом как требование современного подхода к образованию. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF STUDYING THE COURSE “BASICS OF PROJECT ACTIVITY”.

The objective of the work is to study problems and prospects of studying the course “Basics of project activity” by students of pedagogical education. Use of design as a method of learning, motivation of creative activity, development of project thinking of students. Analysis of the formation of key competencies of future teachers through design and research activities, interest in the conscious application of the project approach in the organization of the learning process, as an integrative didactic means of development, training and education of schoolchildren. The formation of universal educational actions, through algorithms for the development and management of the project, as a requirement of a modern approach to education. Research methodology is an analysis of scientific literature on the given problem, as well as practical national experience.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

4. Aлександрова У.В. Метод проекта - метод для успеха. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016; № 3-2 (69): 35 - 37.

5. Метод проектов: научно-методический сборник. Под редакцией МА Гусаковского. Минск: Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы, 2003: 240.

6. Рубцова ИА Оптимизация учебной деятельности старшеклассников лицея при изучении базовых общеобразовательных предметов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

7. Вербицкий A.A., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. Москва: Логос; 2011.

8. Грибкова Ю.В., Кашинцева ОА, Сарычева ИА Метод проектов как средство повышения эффективности обучения математике в вузе. Вестник Череповецкого государственного университета. 2018; № 1 (82): 115 - 121.

9. Крашанина Н.В., Бирюкова Н.В. Треугольник Рёло. Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения: сборник материалов LIII Международной студенческой научно-практической конференции. Тюмень, 2019: 345 - 350.

References

1. Barzunova T.V., Martynovich N.N. Metod proektov kak pedagogicheskaya tehnologiya i sposob povysheniya kachestva obrazovaniya pri realizacii kompetentnostnogo podhoda. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy. 2016; №: 160 - 163.

2. Usacheva T.L. Metod proektov kak innovacionnaya pedagogicheskaya tehnologiya. Yazykovojdiskurs v social'nojpraktike: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 260 - 261.

3. Zagvyazinskij V.I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpretaciya. Moskva: Akademiya, 2001.

4. Aleksandrova U.V. Metod proekta - metod dlya uspeha. Novaya nauka: Teoreticheskij i prakticheskij vzglyad. 2016; № 3-2 (69): 35 - 37.

5. Metod proektov: nauchno-metodicheskij sbornik. Pod redakciej M.A. Gusakovskogo. Minsk: Belorusskij gosudarstvennyj universitet. Centr problem razvitiya obrazovaniya. Respublikanskij institut vysshej shkoly, 2003: 240.

6. Rubcova I.A. Optimizaciya uchebnojdeyatel'nosti starsheklassnikov liceya pri izuchenii bazovyh obscheobrazovatel'nyh predmetov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

7. Verbickij A.A., Il'yazova M.D. Invariantyprofessionalizma: problemy formirovaniya: monografiya. Moskva: Logos; 2011.

8. Gribkova Yu.V., Kashinceva O.A., Sarycheva I.A. Metod proektov kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti obucheniya matematike v vuze. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; № 1 (82): 115 - 121.

9. Krashanina N.V., Biryukova N.V. Treugol'nik Relo. Aktual'nye voprosy nauki i hozyajstva: novye vyzovy i resheniya: sbornik materialov LIII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen', 2019: 345 - 350.

Статья поступила в редакцию 16.11.20

УДК 378

Vartanian A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: aram_v@bk.ru

PROBLEMS AND PROSPECTS OF STUDYING THE COURSE "BASICS OF PROJECT ACTIVITY". The objective of the work is to study problems and prospects of studying the course "Basics of project activity" by students of pedagogical education. Use of design as a method of learning, motivation of creative activity, development of project thinking of students. Analysis of the formation of key competencies of future teachers through design and research activities, interest in the conscious application of the project approach in the organization of the learning process, as an integrative didactic means of development, training and education of schoolchildren. The formation of universal educational actions, through algorithms for the development and management of the project, as a requirement of a modern approach to education. Research methodology is an analysis of scientific literature on the given problem, as well as practical national experience.

Key words: pedagogical education, project activities, projects, methods, development, education.

А.С. Вартанян, канд. пед. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: aram_v@bk.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель представленной работы - исследование проблем и перспектив изучения студентами педагогического образования курса «Основы проектной деятельности». Использование проектирования как метода обучения, мотивации творческой активности, развития проектного мышления студентов. Анализ формирования ключевых компетенций будущих педагогов через проектно-исследовательскую деятельность, интереса к сознательному применению проектного подхода в организации процесса обучения как интегративного дидактического средства развития, обучения и воспитания школьников. Формирование универсальных учебных действий через алгоритмы разработки и управления проектом как требование современного подхода к образованию. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Ключевые слова: педагогическое образование, проектная деятельность, проекты, методика, развитие, образование.

Многие российские эксперты убеждены, что современные студенты педагогических направлений уделяют недостаточно внимания такой образовательной программе, как «Основы проектной деятельности». Данная дисциплина особенно популярна в странах Европы, Америки, и для записи на нее требуется, как правило, длительная теоретическая подготовка. Основы проектной деятельности относятся как к менеджменту, так и к маркетингу Однако в рамках педагогического высшего образования основы проектной деятельности на 80% являются прикладной дисциплиной. Речь идет о математике, физике, химии и экономике как основных направлениях подготовки в рамках самостоятельной проектной деятельности [1].

Рассмотрим проблематику изучения основ проектной деятельности. Так, Московский педагогический университет занимает лидирующие позиции в плане подготовки специалистов в области проектной деятельности. Проблемы и перспективы выявляются в ходе работы кружков и дополнительных курсов при математическом и ряде иных факультетов. Проблема заключается в трудности выбора метода проектов как способа достижения дидактической цели. Также с ней тесно связана скорость разработки проблемы и механизмы ее внедрения в бизнес-проект.

Важной составляющей проблемы дидактики является способность приобретать знания. При этом с точки зрения педагогической технологии проблема заключается в комплексе исследований творческого подхода и способности находить собственный путь.

Таким образом, рассматриваемая проблематика носит практический характер, хотя в рамках студенческого кружка в университете преподаватель занимается разработкой, координированием, экспертной оценкой и консультированием на всех стадиях продвижения проекта [2].

Скорость приобретения и аппликации познавательных навыков зависит от информационного пространства, а также от уровня развития критического и творческого мышления студента старших курсов. В МПГУ на сегодняшний день работает не менее 20 подобных кружковых проектов, в большинстве случаев с техническим уклоном, при этом встречаются также и с гуманитарным.

Прагматическая педагогика Джона Дьюи напрямую связана с концепцией основ проектной деятельности и выражается в следующих категориях:

1. Временной фактор.

2. Уникальность внедренного продукта либо услуги.

3. Разработка спецификаций [3].

По мнению Михаила Бергера, научного руководителя кафедры прикладного исследования лингвистики, российский педагогический опыт студентов МПГУ во многом уникален, он выражается в его декомпозиции и многомерности. Отметим, что в европейских и американских вузах, особенно в Сорбонне, проектная деятельность активно используется в области лингвистики, филологии и международных отношений [4].

Педагогика и проектная деятельность - понятия в современных условиях очень тесно связанные.

Прежде всего, курс «Основы проектной деятельности» направлен на формирование способности создавать (проектировать) конечный образовательный продукт

Студенты педагогических вузов создают печатный иллюстрированный продукт, - это уже один шаг к исследованию и расширению знаний об основах проектной деятельности. При этом проблемы общей лингвистики в педагогическом вузе могут быть эффективно решены за счет внедрения курса «Основы проектной деятельности», начиная с третьего года обучения. Данный курс дополняет ранее полученные знания, способствует ускорению исследования и приобщает к научной деятельности с точки зрения ее практического аспекта.

Таким образом, студенты педагогических направлений подготовки, пройдя вышеупомянутый спецкурс, уже к 4-му курсу пригодны к решению проблем педагогического мастерства. Эта задача может быть решена при помощи различных форм организации занятий со студентами, в том числе самостоятельной работы над проектом. Самостоятельная работа требует от студента планирования, высокого уровня мотивации и ответственности, объективной оценки результата своего труда. Поэтому самостоятельное освоение курса «Основы проектной деятельности» вне тематических очных занятий, с организацией обучающего процесса преподавателем не всегда эффективно. Также малопригоден для эффективного решения проблемы и дистанционный формат В действительности, сложившаяся эпидемиологическая обстановка не способствует в педагогических вузах плодотворному решению проблем курса «Основы проектной деятельности».

Анализ работы вузов по проектной деятельности позволил выделить следующие проблемы: нехватка учебно-методических пособий, невозможность обучаться в очном формате, отсутствие связей с другими образовательными структурами, Все это создает предпосылки для пересмотра перспектив изучения курса. Иными словами, студенты-педагоги сегодня применяют знания основ проектной деятельности на практике за счет создания программных и методических проектов исследования своей научной сферы. При этом можно выделить следующие перспективы:

1. Создание четкого и заранее продуманного плана.

2. Минимизация рисков и отклонений от плана.

3. Способность управлять изменениями [5].

Результаты научных педагогических и маркетинговых исследований различаются по критериям. Например, повышение качества получаемых знаний в области филологии, истории и лингвистики за счет программного обеспечения. Данный критерий мы относим к перспективным составляющим, а не виртуальным.

Оптимизация финансовых потоков считается научной составляющей даже в среде педагогического образования, и ее отношение к основам проектной деятельности более чем очевидно. Во-первых, потому что проблемы и перспективы приближают студентов к самостоятельному творчеству, к их способности быстро схватывать получаемую информацию и развивать ментальные описания. Это необходимо как для технических направлений в рамках педагогических университетов, так и гуманитарных направлений подготовки.

Критическое мышление и проектная деятельность не могут существовать друг без друга. В первом случае студент-педагог благодаря получаемым знаниям и умениям критически мыслить выходит на новый уровень профессионализма, он становится более востребованным на международном рынке труда.

По мнению А.И. Шанца, данная модель малоэффективна, и ее концепция может быть пересмотрена в зависимости от специализации студента педагогического университета. Мы согласны с такой точкой зрения, однако лишь отчасти. Например, курс «Основы проектной деятельности» завязан на развитии творческих навыков как совокупности приемов и действий учащихся. При этом контроль деятельности связан с практическим эффектом, выражающимся в возможности представления своего проекта на международном уровне, когда принимают участие старшекурсники педагогических вузов, специализирующихся в разных секторах.

Профессор Е.С. Полат доказывал на примерах из своей образовательной практики, насколько важно для студентов-педагогов проходить обучение в рамках курса «Основы проектной деятельности». При этом он подчеркивал, что большую часть знаний из данной области приобрел, обучаясь в педагогических вузах Франции, Швеции и Нидерландов.

Автор проекта особенно подчеркивал взаимосвязь перспектив изучения российскими студентами в области педагогического образования новых методик и новых приемов ораторского искусства. Иными словами, курс предназначен в большей степени для тех студентов-педагогов, которые хотели бы обучать других людей взаимодействовать с проектной сферой. При этом проект исследования дает возможность развиваться в своей сфере знаний на протяжении всей жизни, так как именно в этой специфике и заложена прагматика проектной деятельности.

Выводы рассмотренной в ходе статьи проблематики разнятся в зависимости от того, о каких дисциплинах и направлениях подготовки мы говорим.

На наш взгляд, основные дидактические задачи педагогами в полной мере рассмотрены. При этом главная цель проектной деятельности заключается в том, чтобы обучающиеся научились мыслить самостоятельно, использовать современные мультимедийные ресурсы для более эффективного развития мыс-

лительных возможностей. Именно на данном концепте завязана вся система знаний, получаемая будущими педагогами во время обучения на курсе. Однако в зависимости от области специализации применяются разные методические подходы, которые помогают студентам более детально и глубоко понимать свою сферу профессиональной подготовки.

Например, будущие учителя математики больше уделяют внимания практической направленности, чем теоретической. Соответственно, больше академических часов такие студенты тратят на решение поставленных задач и заставляют своих учеников более детально подходить к решению аналитических заданий, то есть речь идёт о задачах на развитие аналитической сферы мозга.

Напротив, студенты-гуманитарии, которые учатся на профессиональных курсах, связанных с методами проектов, практически не участвуют в методике разработки технологии решения проблемных образовательных ситуаций. Иными словами, их будущие ученики по некоторым позициям не смогут использовать весь спектр приемов в заданной последовательности, оформленной в виде конечного продукта. Речь в данном случае идёт о литературном поприще, исторических системных знаниях, искусстве, культуре и других направлениях применения основ проектной деятельности.

Выше мы много говорили о том, какие методики существуют в западных странах, связанные с образовательными стандартами и формированием у учеников средних школ нового, более независимого типа мышления. Именно от этой позиции и стоит отталкиваться в применении необходимых образовательных программ в российских школах. И студенты педагогических образовательных программ должны это понимать и применять на практике во время работы в средней школе. Мы предлагаем принимать во внимание следующие пути формирования конечного продукта в соответствии с методами проектов:

1. Мотивировать учеников ориентироваться в информационном пространстве.

2. Применять стандарты второго поколения.

3. Формировать у учеников способность к внедрению новых ключевых компетенций. Речь идёт о разного рода рефлексивных и поисковых умениях, в том числе и навыках работы в сотрудничестве с коллективом старшеклассников, развивая при этом у них презентационные и коммуникативные умения.

Анализ информации из дополнительной литературы, а также из энциклопедии и Интернета даёт возможность учащимся перейти на новый уровень образовательной программы, и всё это на базе знаний основ проектной деятельности в российской школе.

Таким образом, мы не рекомендуем повсеместно слепо внедрять ведущие европейские технологии с целью повышения эффективности обучения учащихся и увеличения их скорости освоения материалов.

Умения и навыки, приобретенные студентами-педагогами по результатам прохождения курса «Основы проектной деятельности», особенно востребованы в специализированных школах с углублением изучения предметов. Такие методические приемы создают предпосылки для победы в олимпиадах по гуманитарным и техническим предметам, а также закладывают качественные знания для обучения в специализированных вузах.

Связь полученных знаний с работой с учениками в школе также прослеживается с точки зрения педагогики. То есть настоящий студент педагогического университета обязан быть также и детским психологом, логопедом, ответственным за нравственное воспитание детей. Полученные знания применяются в купе с хорошей методической базой, а сама методика подачи учебного материала должна отвечать требованиям времени.

Студенты педагогических образовательных программ должны уметь также создавать проекты на базе индивидуальных и групповых особенностей проведения занятия в школе. Как правило, администрация университета особенно щепетильно подходит к решению этого вопроса, о чем свидетельствуют российские образовательные форумы. Хотя разработанные Е.С. Полатом более 20 лет назад методические рекомендации по работе с учениками не всегда применимы в рамках современных программ даже в условиях исследования дидактических проектов.

В рамках нашего исследования мы рассмотрели все существующие методы касательно повышения эффективности обучения в российской школе на базе знаний будущих студентов-педагогов, ведь именно они являются локомотивом развития образования. Критерии оценки полученных знаний различны, так как российская практика основ проектной деятельности уникальна. Она вобрала в себя лучшее, что может предложить сегодня американская, европейская и восточная образовательная системы, вместе взятые.

При этом активно применяется исконно русский колорит в подаче материала. Студенты педагогических образовательных услуг чаще всего новаторы. Статус метода проектов зависит как раз от того, что нового и познавательного может принести в школу студент педагогического университета, а также чему он научит детей. В любом случае способность синтезировать получаемые знания - это более важная часть процессов образовательной деятельности на базе курса основ проектной деятельности в России.

Таким образом, в процессе изучения проблемы проектной деятельности нами определены следующие перспективные направления по ее использованию в профессиональной подготовке будущих педагогов:

- реально практический подход к мотивации студентов на более результативное и качественное понимание курса, организацию самостоятельной работы;

- получение практического опыта через проектные пробы;

- формирование у студентов способности к внедрению новых ключевых компетенций;

- соответствие инновационному развитию педагогической сферы. Библиографический список

Считаем введение в профессиональную образовательную программу дисциплины «Основы проектной деятельности» перспективным направлением. Это позволит успешно решать задачи подготовки педагогических кадров на основе инновационного компонента. Проекты, разработанные студентами-педагогами, могут применяться как форма учебной работы и как инновационное средство оценки результатов деятельности.

1. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2015.

2. Васильева В.Д. Формирование проектной культуры инженера в условиях высшей школы. Диссертация ... доктора педагогических наук. Махачкала, 2013.

3. Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки. Диссертация .... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2018.

4. Веселова Ю.В. Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2017.

5. Ческидова О.А. Формирование проектной культуры учащихся общеобразовательных школ на занятиях изобразительным искусством. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2018.

References

1. Zair-Bek E.S. Teoreticheskie osnovy obucheniya pedagogicheskomuproektirovaniyu. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.

2. Vasil'eva V.D. Formirovanieproektnojkultury inzhenera v usloviyah vysshejshkoly. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2013.

3. Filimonyuk L.A. Formirovanie proektnoj kultury pedagoga v processe professional'noj podgotovki. Dissertaciya .... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2018.

4. Veselova Yu.V. Stanovlenie proektnoj kultury studentov v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo kolledzha. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2017.

5. Cheskidova O.A. Formirovanie proektnoj kultury uchaschihsya obscheobrazovatel'nyh shkol na zanyatiyah izobrazitel'nym iskusstvom. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 11.11.20

УДК 379.8.092

Vinokurov A.A., postgraduate, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia); senior lecturer,

Department of Folk Art Culture (Smolensk, Russia), E-mail: alvinocurov@yandex.ru

SEMANTIC ANALYSIS OF THE CONCEPT "SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF WOMEN WORKERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES" IN THE FIELD OF THEORY OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY. The article justifies the introduction of the concept of "socio-cultural activity of women workers of local self-government bodies" in the conceptual and categorical apparatus of the theory of socio-cultural activity. For this purpose, a procedure of semantization (disclosure of meaning) is used, showing the scope and content of the concept, facilitating its perception and understanding by specialists. The synthesis of significant signs of the semantic structure of the concept demonstrates that the socio-cultural activity of employees of local self-government bodies is the subjective activity of women -heads of municipalities, their deputies and specialists, aimed at transforming the conditions of the socio-cultural sphere of settlements, creating new social structures, unions; influencing the formation of its own active life position, self-development and self-realization; characterization of lifestyle and social adaptation of personality. The introduction of the concept of "socio-cultural activity of women workers of local self-government bodies" into the conceptual and categorical apparatus of research ensures the unity of the language of the problem field of the theory of socio-cultural activity, opens a list of conceptual means of a new scientific discourse of the theory of socio-cultural activity - research of professional groups of employees of local self-government bodies.

Key words: semantization, socio-cultural activity, women, local self-government, theory of socio-cultural activity.

А.А. Винокуров, соискатель, Московский государственный институт культуры, г. Москва; ст. преп. ОГБОУ ВО «Смоленский государственный

институт искусств», г. Смоленск, E-mail: alvinocurov@yandex.ru

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН -РАБОТНИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» В ПОЛЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье обосновывается введение понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления» в понятийно-категориальный аппарат теории социально-культурной деятельности. С этой целью используется процедура семантизации (раскрытия значения), показывающая объём и содержание понятия, облегчающая его восприятие и понимание специалистами. Синтез существенных признаков семантической структуры рассматриваемого понятия демонстрирует, что социально-культурная активность работниц органов местного самоуправления - это субъектная активность женщин - глав муниципальных образований, их заместителей и специалистов, направленная на преобразование условий социально-культурной сферы поселений, создание новых социальных структур, союзов; оказывающая влияние на формирование собственной активной жизненной позиции, саморазвитие и самореализацию; характеристика образа жизни и социальной адаптированности личности. Введения понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления» в понятийно-категориальный аппарат исследований обеспечивает единство языка проблемного поля теории социально-культурной активности, открывает перечень понятийных средств нового научного дискурса теории социально-культурной деятельности - исследований профессиональных групп работников органов местного самоуправления.

Ключевые слова: семантизация, социально-культурная активность, женщины, местное самоуправление, теория социально-культурной деятельности.

Актуальность исследования. Институализация теории социально-культурной деятельности сопровождается введением новых понятий. Каждое из них « ... обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в том состоянии, в котором находится теория социально-культурной деятельности» [1, с. 9].

Введение понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления» в понятийно-категориальный аппарат теории социально-культурной деятельности демонстрирует современный уровень разработанности феномена субъектной активности женщин в проблемном поле

науки, открывает перечень понятийных средств нового научного дискурса теории социально-культурной деятельности - исследований профессиональных групп работников органов местного самоуправления.

Семантический анализ понятия «социально-культурная активность женщин -работниц органов местного самоуправления» показывает его объём и содержание, даёт возможность проследить специфику зафиксированных в нём явлений.

Цель исследования - определить совокупность отличительных признаков понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.