Научная статья на тему 'СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН – РАБОТНИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» В ПОЛЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН – РАБОТНИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» В ПОЛЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семантизация / социально-культурная активность / женщины / местное самоуправление / теория социально-культурной деятельности. / semantization / socio-cultural activity / women / local self-government / theory of socio-cultural activity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А.А. Винокуров

В статье обосновывается введение понятия «социально-культурная активность женщин – работниц органов местного самоуправления» в понятийно-категориальный аппарат теории социально-культурной деятельности. С этой целью используется процедура семантизации (раскрытия значения), показывающая объём и содержание понятия, облегчающая его восприятие и понимание специалистами. Синтез существенных признаков семантической структуры рассматриваемого понятия демонстрирует, что социально-культурная активность работниц органов местного самоуправления – это субъектная активность женщин – глав муниципальных образований, их заместителей и специалистов, направленная на преобразование условий социально-культурной сферы поселений, создание новых социальных структур, союзов; оказывающая влияние на формирование собственной активной жизненной позиции, саморазвитие и самореализацию; характеристика образа жизни и социальной адаптированности личности. Введения понятия «социально-культурная активность женщин – работниц органов местного самоуправления» в понятийно-категориальный аппарат исследований обеспечивает единство языка проблемного поля теории социально-культурной активности, открывает перечень понятийных средств нового научного дискурса теории социально-культурной деятельности – исследований профессиональных групп работников органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC ANALYSIS OF THE CONCEPT “SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF WOMEN WORKERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES” IN THE FIELD OF THEORY OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

The article justifies the introduction of the concept of “socio-cultural activity of women workers of local self-government bodies” in the conceptual and categorical apparatus of the theory of socio-cultural activity. For this purpose, a procedure of semantization (disclosure of meaning) is used, showing the scope and content of the concept, facilitating its perception and understanding by specialists. The synthesis of significant signs of the semantic structure of the concept demonstrates that the socio-cultural activity of employees of local self-government bodies is the subjective activity of women – heads of municipalities, their deputies and specialists, aimed at transforming the conditions of the socio-cultural sphere of settlements, creating new social structures, unions; influencing the formation of its own active life position, self-development and self-realization; characterization of lifestyle and social adaptation of personality. The introduction of the concept of “socio-cultural activity of women workers of local self-government bodies” into the conceptual and categorical apparatus of research ensures the unity of the language of the problem field of the theory of socio-cultural activity, opens a list of conceptual means of a new scientific discourse of the theory of socio-cultural activity – research of professional groups of employees of local self-government bodies.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН – РАБОТНИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» В ПОЛЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

- реально практический подход к мотивации студентов на более результативное и качественное понимание курса, организацию самостоятельной работы;

- получение практического опыта через проектные пробы;

- формирование у студентов способности к внедрению новых ключевых компетенций;

- соответствие инновационному развитию педагогической сферы. Библиографический список

Считаем введение в профессиональную образовательную программу дисциплины «Основы проектной деятельности» перспективным направлением. Это позволит успешно решать задачи подготовки педагогических кадров на основе инновационного компонента. Проекты, разработанные студентами-педагогами, могут применяться как форма учебной работы и как инновационное средство оценки результатов деятельности.

1. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2015.

2. Васильева В.Д. Формирование проектной культуры инженера в условиях высшей школы. Диссертация ... доктора педагогических наук. Махачкала, 2013.

3. Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки. Диссертация .... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2018.

4. Веселова Ю.В. Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2017.

5. Ческидова О.А. Формирование проектной культуры учащихся общеобразовательных школ на занятиях изобразительным искусством. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2018.

References

1. Zair-Bek E.S. Teoreticheskie osnovy obucheniya pedagogicheskomuproektirovaniyu. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.

2. Vasil'eva V.D. Formirovanieproektnojkultury inzhenera v usloviyah vysshejshkoly. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2013.

3. Filimonyuk L.A. Formirovanie proektnoj kultury pedagoga v processe professional'noj podgotovki. Dissertaciya .... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2018.

4. Veselova Yu.V. Stanovlenie proektnoj kultury studentov v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo kolledzha. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2017.

5. Cheskidova O.A. Formirovanie proektnoj kultury uchaschihsya obscheobrazovatel'nyh shkol na zanyatiyah izobrazitel'nym iskusstvom. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 11.11.20

УДК 379.8.092

Vinokurov A.A., postgraduate, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia); senior lecturer,

Department of Folk Art Culture (Smolensk, Russia), E-mail: alvinocurov@yandex.ru

SEMANTIC ANALYSIS OF THE CONCEPT "SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF WOMEN WORKERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES" IN THE FIELD OF THEORY OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY. The article justifies the introduction of the concept of "socio-cultural activity of women workers of local self-government bodies" in the conceptual and categorical apparatus of the theory of socio-cultural activity. For this purpose, a procedure of semantization (disclosure of meaning) is used, showing the scope and content of the concept, facilitating its perception and understanding by specialists. The synthesis of significant signs of the semantic structure of the concept demonstrates that the socio-cultural activity of employees of local self-government bodies is the subjective activity of women -heads of municipalities, their deputies and specialists, aimed at transforming the conditions of the socio-cultural sphere of settlements, creating new social structures, unions; influencing the formation of its own active life position, self-development and self-realization; characterization of lifestyle and social adaptation of personality. The introduction of the concept of "socio-cultural activity of women workers of local self-government bodies" into the conceptual and categorical apparatus of research ensures the unity of the language of the problem field of the theory of socio-cultural activity, opens a list of conceptual means of a new scientific discourse of the theory of socio-cultural activity - research of professional groups of employees of local self-government bodies.

Key words: semantization, socio-cultural activity, women, local self-government, theory of socio-cultural activity.

А.А. Винокуров, соискатель, Московский государственный институт культуры, г. Москва; ст. преп. ОГБОУ ВО «Смоленский государственный

институт искусств», г. Смоленск, E-mail: alvinocurov@yandex.ru

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН -РАБОТНИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» В ПОЛЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье обосновывается введение понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления» в понятийно-категориальный аппарат теории социально-культурной деятельности. С этой целью используется процедура семантизации (раскрытия значения), показывающая объём и содержание понятия, облегчающая его восприятие и понимание специалистами. Синтез существенных признаков семантической структуры рассматриваемого понятия демонстрирует, что социально-культурная активность работниц органов местного самоуправления - это субъектная активность женщин - глав муниципальных образований, их заместителей и специалистов, направленная на преобразование условий социально-культурной сферы поселений, создание новых социальных структур, союзов; оказывающая влияние на формирование собственной активной жизненной позиции, саморазвитие и самореализацию; характеристика образа жизни и социальной адаптированности личности. Введения понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления» в понятийно-категориальный аппарат исследований обеспечивает единство языка проблемного поля теории социально-культурной активности, открывает перечень понятийных средств нового научного дискурса теории социально-культурной деятельности - исследований профессиональных групп работников органов местного самоуправления.

Ключевые слова: семантизация, социально-культурная активность, женщины, местное самоуправление, теория социально-культурной деятельности.

Актуальность исследования. Институализация теории социально-культурной деятельности сопровождается введением новых понятий. Каждое из них « ... обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в том состоянии, в котором находится теория социально-культурной деятельности» [1, с. 9].

Введение понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления» в понятийно-категориальный аппарат теории социально-культурной деятельности демонстрирует современный уровень разработанности феномена субъектной активности женщин в проблемном поле

науки, открывает перечень понятийных средств нового научного дискурса теории социально-культурной деятельности - исследований профессиональных групп работников органов местного самоуправления.

Семантический анализ понятия «социально-культурная активность женщин -работниц органов местного самоуправления» показывает его объём и содержание, даёт возможность проследить специфику зафиксированных в нём явлений.

Цель исследования - определить совокупность отличительных признаков понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления».

Метод исследования - процедура семантизации, включающая раскрытие, описание и осмысление значения понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления» [2].

Результаты исследования

Основным признаком понятия является «социально-культурная активность». В литературе встречается несколько определений социально-культурной активности.

В теории социально-культурной деятельности она рассматривается как разновидность социальной активности личности в культурной среде [3].

В философии социальная активность понимается как всеобщая форма и способ взаимодействия человека с социальным окружением.

В социологии социальная активность - это сознательная, целенаправленная деятельность человека по преобразованию социально-культурных условий и формированию качеств собственной личности, характеризующих степень реализации и развития социальных возможностей человека, его активной жизненной позиции.

В психологии социально-культурная активность определяется как субъектная активность в сфере социально-культурной деятельности и рассматривается как сложное структурное образование личности, характеризующее степень возможностей человека изменять окружающую действительность в соответствии со своими интересами, потребностями и целями [4].

К дополнительным признакам рассматриваемого понятия относятся «женщины - работницы органов местного самоуправления».

Анализ литературы показывает, что социально-культурная активность женщин на муниципальном уровне социума практически не изучена. Известны лишь единичные работы, рассматривающие социально-культурную деятельность в условиях местного самоуправления [5; 6].

В них авторы показывают возможности реализации органами местного самоуправления государственной культурной политики на муниципальном уровне значимости управления библиотечным обслуживанием, художественным, эстетическим и физическим воспитанием детей в сети детских школ искусств, детских музыкальных школ, музеев, учреждений дополнительного образования; важность развития любительского творчества и досуга взрослых в клубах, парках культуры и кинотеатрах.

Социальные роли, различия в поведении, виды деятельности демонстрируют более высокий уровень социальной активности мужчин, наличие преимуществ в трудоустройстве. Это положение прослеживается в социально-психологической литературе и исследованиях феминизма. Гендерные стереотипы - представления о различных свойствах и качествах мужчин и женщин, неравенстве и дискриминации женщин в отношении труда и образования описали Э. Сюллеро, К. Хорни [7; 8].

Современные исследования общемировых тенденций занятости указывают на активизации процессов вовлечения женщин в ряды наёмной рабочей силы и менеджмента, женщины рассматриваются как категория «недоиспользованных человеческих ресурсов». Появившиеся гендерно ориентированные теории утверждают, что женщины за счёт внимания и заботе о людях обладают лучшими способностями к управлению в организациях по сравнению с мужчинами [9, с. 419 - 421].

В России массовое вовлечение женщин в общественное производство произошло в 30-е годы XX века в связи с индустриализацией страны и потребностью в «рабочих руках». Общественное производство и сейчас стимулирует женщину быть социально активной [10].

Что касается участия женщин в управлении государством, то равные права с мужчинами в этом впервые были признаны в Конвенции о политических правах женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1954 г.

А.А. Акмалова, В.М. Капицын показали, что гендерные роли и стереотипы управленческого труда женщин предпочтительнее в малых социальных группах, при урегулировании конфликтов и проведении переговоров; женщины в большей степени, чем мужчины, заинтересованы в решении социальных проблем на местном уровне; они как матери более устойчивы к социальным девиациям [11].

Из истории зарождения местного самоуправления известно, что впервые правовое оформление самоуправление получило в Древнем Риме в 45 г. до н.э. Самоуправление у древних славян зародилось в связи с появлением общин. Крестьянская община, возникшая на основе общей (общинной) земли, стала первичной социальной общностью. Сход жителей (вече) в городах Новгороде и Пскове считается самой ранней формой самоуправления на Руси. Организация самоуправления на Руси считалась мужским делом.

Общинное самоуправление, а затем всесословное земское и городское самоуправление в России после победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 г. были заменены системой Советов. Повсеместно создавались женотделы, женщины могли занимать руководящие должности на равных с мужчинами [12].

Сейчас местное самоуправление в России - это деятельность населения и его выборных органов по управлению местными делами.

Работают в органах местного самоуправления Российской Федерации в основном женщины, имеющие педагогическое, сельскохозяйственное и техническое образование. Они занимают более 75% должностей [13].

Для текущего управления в Российской Федерации требуется большое число профессионально подготовленных кадров, в связи с чем на местах наблюдается дефицит муниципальных кадров [14; 15].

Следует заметить, что социальный институт местного самоуправления в Российской Федерации постоянно совершенствуется.

С целью разграничения полномочий и ответственности различных уровней публичной власти, повышения эффективности их работы с населением в 2002 году была объявлена административная реформа; в октябре 2003 года принимается новый федеральный закон № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», начинается период адаптации местного самоуправления к требованиям нового законодательства.

Повышаются требования к образовательному, правовому и социальному статусу работников органов местного самоуправления; ставится задача обеспечения качества жизни населения, создания управленческих условий пространственного и экономического развития территорий.

Декларируется социальный заказ на формирование личности работников системы муниципальной службы, обладающих способностью и готовностью к инновационным преобразованиям социальной действительности на местах.

Для обеспечения профессионализации кадров и поддержания социальной активности работников муниципальной сферы в российских регионах функционирует система образовательных учреждений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), для выявления лучших социальных практик регионального и местного управления проводится Национальный конкурс, развёрнута методическая деятельность Советов муниципальных образований России.

Однако практика современного периода местного самоуправления в России характеризуется рядом проблем и недостатков организации местного самоуправления. Это, прежде всего, недофинансирование местного самоуправления, дефицит квалифицированных кадров особенно в сельской местности, низкий уровень социальной активности населения [16].

Многие аспекты условий и факторов активизации работников местного самоуправления не изучены.

Синтез существенных признаков семантической структуры понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления» даёт нам основание считать, что социально-культурная активность рассматриваемой категории - это субъектная активность социально-профессиональной общности женщин в сфере социально-культурной деятельности: глав муниципальных образований, их заместителей и специалистов.

В.И. Моросанова заметила, что субъектная активность зависит от сформированное способности саморегуляции активности, целеполагания [17].

Автором и другими исследователями научной школы О.А. Конопкина были получены надёжные данные о достижении высоких результатов профессиональной деятельности в зависимости от сформированности осознанной саморегуляции субъектной активности и наличия таких личностных качеств, как надёжность и ответственность. Отсутствие таких качеств является предиктором низкой субъектной активности человека, что важно при отборе претендентов в резерв управленческих кадров.

Профессиональные достижения и самореализация взрослого человека способствуют возрастанию социально-культурной активности у женщин второго периода среднего возраста [18].

Считаем, что в возрастных и половых особенностях различных социально-профессиональных общностей людей содержится большой эвристический потенциал знаний о феномене субъектной активности.

Дополнительные признаки понятия социально-культурной активности содержатся и в культурологии.

Известный российский философ и культуролог М.С. Каган обратил внимание на то, что в процессе социально-культурной деятельности люди создают особый тип социальной реальности - общности, объединения, союзы, организации, советы [19].

Участие в работе Советов муниципальных образований женщин может быть важным признаком, характеризующим понятие «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления», формой объективизации социально-культурной деятельности женщин в регионах, платформой анализа создания инновационных культурных продуктов, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры России работницами органов местного самоуправления.

А.Я. Флиер отмечает возрастающее влияние культуры на социальную активность людей. Оно связано с повышением значимости досуга в структуре социальной жизни населения; введением в содержание досуга соматических практик релаксации [20].

Разработки Э.А. Орловой показывают, что для понимания феномена субъектной активности важны не столько результаты активности (социальные институты, структуры, артефакты), сколько процессы формирования, использования, поддержания и изменения социальной активности личности. Они, по мнению автора, составляют повседневную реальность, образ жизни человека и могут быть использованы для выявления признаков устойчивости и изменчивости активности [21].

Структуру образа жизни Э.А. Орлова описывает в виде модусов активности - жизнеобеспечения, социализации, социальная коммуникации, рекреации. Анализ содержания и структуры образа жизни позволяет выявить особенности распределения времени и усилий между модусами активности, определить, каким из них человек отдаёт предпочтение для достижения социальных и индивидуальных целей.

В перспективе использование этой стратегии в изучении особенностей образа жизни женщин - работниц органов местного самоуправления - позволит нам получить обобщающую концептуализацию социальных и культурных процессов сотрудниц на местах; определить, с каким типом ресурсов связано ускорение или замедление их социально-культурной активности, объединить и описать в рамках одной теоретической модели условия и процессы формирования социально-культурной активности работниц органов местного самоуправления Смоленской области.

H.И. Лапин утверждает, что высоким уровнем социально-культурной активности отличаются творческие люди, им присуща способность к новаторству, умение выявлять потребность в новизне и использовать её в различных сферах применения [22].

Активное участие в проведении социальных инноваций характеризует высокий уровень социальной адаптации человека [23; 24; 25].

Как видим, описание существенных и дополнительных признаков понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления» позволяет определить то, чем является данный предмет, отображаемый в понятии субъектной активности женщин - работниц органов местного самоуправления.

Таким образом, социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления - это деятельность глав муниципальных образований, их заместителей и специалистов, направленная на преобразование условий социально-культурной сферы поселений, жизнеобеспечение населения; самореализация в новаторстве, профессиональном нормотворчестве и целепо-лагании будущего; характеристика преодолевающего поведения и образа жизни, социальной адаптированности личности.

I. Семантизация - логическая операция, в процессе которой подробно описываются существенные и дополнительные признаки содержания понятия. Семантизация даёт новую, значимую информацию о понятии, позволяющую специалистам правильно его применять.

2. Основным признаком рассматриваемого понятия является «социально-культурная активность», которая в теории социально-культурной деятельно-

Библиографический список

сти рассматривается как разновидность социальной активности личности в культурной среде.

3. Социально-культурная активность являются междисциплинарным понятием, которое используется в философии, психологии, педагогике, культурологии и других науках. В настоящее время в теории социально-культурной деятельности происходит осмысление социально-культурной активности профессиональных групп работников органов местного самоуправления.

4. Сведения о применении понятия «социально-культурная активность» в гуманитарных науках составляют его дополнительные признаки: социальная активность - это сложное структурное образование личности; более высокий уровень проявлений социальной активности характерен для мужчин; социальная активность женщин, работающих в органах местного самоуправления, нуждается в социальном стимулировании. Способность к саморегуляции активности ведет к продолжительному её поддержанию в условиях выдвижения и достижения субъектных целей. Профессиональные достижения и самореализация повышают социально-культурную активность женщин второго периода среднего возраста; участие женщин - работниц органов местного самоуправления в деятельности Советов муниципальных образований является одной из форм объективизации социально-культурной деятельности работниц в регионах, платформой создания инновационных культурных продуктов, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры России. Устойчивость и изменчивость субъектной активности показывает анализ структуры образа жизни женщин; изучение особенностей жизнеобеспечения, социализации, социальной коммуникации и рекреации в образе жизни женщин позволит определить тип ресурсов ускорения или замедления социально-культурной активности, разработать организационно-педагогическую модель условий в процессе формирования социально-культурной активности женщин - работниц органов местного самоуправления. Высоким уровнем социально-культурной активности отличаются творческие женщины, им присуща способность к новаторству, умение выявлять потребность в новизне и использовать её в различных сферах применения; активное участие работниц в проведении социальных инноваций характеризует высокий уровень социальной адаптации и преодолевающего поведения женщин.

5. Синтез существенных и дополнительных признаков семантической структуры понятия «социально-культурная активность женщин - работниц органов местного самоуправления» концентрирует информацию о свойствах и месте понятия в понятийно-категориальный аппарате современной теории социально-культурной деятельности.

1. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва: МГУКИ, 2012.

2. Гришечкина ГЮ. Способы раскрытия термина в научно-популярном тексте. Вопросы когнитивной лингвистики. 2011; № 2: 92 - 100.

3. Шарковская Н.В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. Москва: Мысль, 1976.

5. Большакова Л.Г Педагогические функции управления социокультурной деятельностью в условиях местного самоуправления. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2006.

6. Литовкин Е.В., Шуваева О.Е. Социально-культурная деятельность в условиях местного самоуправления. Вестник МГУКИ. 2013; № 1: 125 - 129.

7. Сюллеро Э. История и социология женского труда. Перевод РФ. Каллистратовой и И.С. Кливанской. Под редакцией и вступительной статьёй Л.Г Балаховской и А.Л. Ефимовой. Москва «Прогресс», 1973.

8. Хорни К. Женская психология. Санкт-Петербург: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993.

9. Паркер Б., Фагенсон-Илэнд Э.А. Женщины-менеджеры в организациях. Под редакцией М. Пула, М. Уорнера. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

10. Митина О.В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах. Общественные науки и современность. 1999; № 3: 179 - 191.

11. Акмалова А.А., Капицын В.М. Женское лицо местного самоуправления. Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010; № 4: 14 - 17.

12. Старуш М.И. К истории «женского вопроса» в СССР в первые постреволюционные годы. Вестник МГУКИ. 2011; № 5: 59 - 64.

13. Аршолоева О.Х. Гендерная асимметрия в органах местного самоуправления: региональный аспект. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Улан-Удэ, 2006.

14. Широков А.Н., Юркова С.Н. Реформа местного самоуправления: цели, задачи, первые результаты, первоочередные проблемы для решения. Материалы Международной конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2008.

15. Фурман Е.Н., Молчанова Н.П. Кадровый потенциал муниципальных образований как фактор роста региональной экономики. Ежегодник. 2020; Выпуск 15, Ч. 2. Москва: РАН ИНИОН.

16. Туровский РФ. Российское местное самоуправление: агент государственной власти в ловушке недофинансирования и гражданской пассивности. Полис. Политические исследования. 2015; № 2: 35 - 51.

17. Моросанова В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции: исследование действий профессионала. Психологический журнал. 2012; Т. 33, № 3: 98 - 111.

18. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1996; № 4: 45 - 57.

19. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Флиер А.Я. Фундаментальная культурология: актуальные направления исследования. Вестник МГУКИ. 2013; № 3: 46 - 51.

21. Орлова Э.А. Понятие «образ жизни» в контексте изучения социокультурной динамики. Обсерватория культуры. 2011; № 2: 29 - 36.

22. Лапин Н.И. Региональные инновационные системы - способ саморазвития Российских регионов. Тезисы докладов участников XIVВсероссийской конференции. Тула: Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2018: 7 - 19.

23. Струк Е.Н. Социальная адаптация к инновационным изменениям в современном обществе. Вестник Московского университета. Серия18: Социология и политология. 2007; № 2: 124 - 125.

24. Духина Т.Н. Социальная адаптация и социологический дискурс. Социально-гуманитарные знания. 2005; № 1: 297 - 306.

25. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях. Социс. 1994; № 8: 4.

References

1. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2012.

2. Grishechkina G.Yu. Sposoby raskrytiya termina v nauchno-populyarnom tekste. Voprosy kognitivnojlingvistiki. 2011; № 2: 92 - 100.

3. Sharkovskaya N.V. Formirovanie social'no-kul'tumoj aktivnosti lichnosti v uchrezhdeniyah kul'tury i obrazovaniya: strukturno-funkcional'nyj podhod. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

4. Yaroshevskij M.G. Istoriya psihologii. Moskva: Mysl', 1976.

5. Bol'shakova L.G. Pedagogicheskie funkcii upravleniya sociokul'turnojdeyatel'nost'yu v usloviyah mestnogo samoupravleniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2006.

6. Litovkin E.V., Shuvaeva O.E. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' v usloviyah mestnogo samoupravleniya. Vestnik MGUKI. 2013; № 1: 125 - 129.

7. Syullero 'E. Istoriya i sociologiya zhenskogo truda. Perevod R.F. Kallistratovoj i I.S. Klivanskoj. Pod redakciej i vstupitel'noj stat'ej L.G. Balahovskoj i A.L. Efimovoj. Moskva «Progress», 1973.

8. Horni K. Zhenskaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Vostochno-Evropejskij institut psihoanaliza, 1993.

9. Parker B., Fagenson-Il'end 'E.A. Zhenschiny-menedzhery vorganizaciyah. Pod redakciej M. Pula, M. Uornera. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

10. Mitina O.V. Zhenskoe gendernoe povedenie v social'nom i krosskul'turnom aspektah. Obschestvennye nauki i sovremennost'. 1999; № 3: 179 - 191.

11. Akmalova A.A., Kapicyn V.M. Zhenskoe lico mestnogo samoupravleniya. Municipal'naya sluzhba: pravovye voprosy. 2010; № 4: 14 - 17.

12. Starush M.I. K istorii «zhenskogo voprosa» v SSSR v pervye postrevolyucionnye gody. Vestnik MGUKI. 2011; № 5: 59 - 64.

13. Arsholoeva O.H. Gendernaya asimmetriya v organah mestnogo samoupravleniya: regional'nyj aspekt. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2006.

14. Shirokov A.N., Yurkova S.N. Reforma mestnogo samoupravleniya: celi, zadachi, pervye rezul'taty, pervoocherednye problemy dlya resheniya. Materialy Mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskoj akademii upravleniya i 'ekonomiki, 2008.

15. Furman E.N., Molchanova N.P. Kadrovyj potencial municipal'nyh obrazovanij kak faktor rosta regional'noj 'ekonomiki. Ezhegodnik. 2020; Vypusk 15, Ch. 2. Moskva: RAN INION.

16. Turovskij R.F. Rossijskoe mestnoe samoupravlenie: agent gosudarstvennoj vlasti v lovushke nedofinansirovaniya i grazhdanskoj passivnosti. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2015; № 2: 35 - 51.

17. Morosanova V.I. Differencial'nyj podhod k psihicheskoj samoregulyacii: issledovanie dejstvij professionala. Psihologicheskijzhurnal. 2012; T. 33, № 3: 98 - 111.

18. Borozdina L.V., Molchanova O.N. Samoocenka v vozraste vtoroj zrelosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 1996; № 4: 45 - 57.

19. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury. Sankt-Peterburg, 1996.

20. Flier A.Ya. Fundamental'naya kul'turologiya: aktual'nye napravleniya issledovaniya. Vestnik MGUKI. 2013; № 3: 46 - 51.

21. Orlova 'E.A. Ponyatie «obraz zhizni» v kontekste izucheniya sociokul'turnoj dinamiki. Observatoriya kul'tury. 2011; № 2: 29 - 36.

22. Lapin N.I. Regional'nye innovacionnye sistemy - sposob samorazvitiya Rossijskih regionov. Tezisy dokladov uchastnikov XIV Vserossijskoj konferencii. Tula: Tul'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni L.N. Tolstogo, 2018: 7 - 19.

23. Struk E.N. Social'naya adaptaciya k innovacionnym izmeneniyam v sovremennom obschestve. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya18: Sociologiya i politologiya. 2007; № 2: 124 - 125.

24. Duhina T.N. Social'naya adaptaciya i sociologicheskij diskurs. Social'no-gumanitarnyeznaniya. 2005; № 1: 297 - 306.

25. Gordon L.A. Social'naya adaptaciya v sovremennyh usloviyah. Socis. 1994; № 8: 4.

Статья поступила в редакцию 11.11.20

УДК 378

Garin A.F., senior lecturer, Gnessin Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: andragarin@gmail.com

MUSICAL EDUCATION AS A SOCIOCULTURAL SYSTEM: THE METHODOLOGICAL ASPECT. In the article, the system of music education is considered as a part of the social structure of society, interconnected with the sphere of culture through the fulfillment of a social order for the training of a competent specialist. The effective functioning of this system is ensured by the combined application of four methodological approaches: the program-target approach is introduced through the Federal State Educational Standard, which fixes the tasks of education, determines the expected result, allocates the necessary resources and conditions for its achievement. The activity approach acts as a mechanism for the implementation of the specified target program, determining the choice of forms, means, methods and technologies of teaching, ensuring the achievement of the result. The qualification approach consolidates a set of objective characteristics necessary for the performance of a specific professional activity by assigning a certain qualification to a graduate. The competence-based approach determines the formation of a specialist's personal and professional qualities, which ensure the successful application of qualification characteristics and the corresponding knowledge, skills, and abilities in practical activities and adaptation in the new conditions of social practice.

Key words: music education system, social order, methodological approaches.

А.Ф. Гарин, доц., Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва, E-mail: andragarin@gmail.com

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье система музыкального образования рассматривается как часть социальной структуры общества, взаимосвязанная со сферой культуры через выполнение социального заказа на подготовку компетентного специалиста. Эффективное функционирование данной системы обеспечивается при совокупном применении четырех методологических подходов: программно-целевой подход реализуется посредством ФГОС, который фиксирует цели образования, определяет ожидаемый результат, выделяет необходимые ресурсы и условия для его достижения; деятельностный подход выступает механизмом реализации указанной целевой программы, определяя выбор форм, средств, методик и технологий обучения, обеспечивающих достижение результата; квалификационный подход закрепляет набор объективных характеристик, необходимых для выполнения конкретной профессиональной деятельности посредством присвоения выпускнику определенной квалификации; компетентностный подход детерминирует формирование личностных и профессиональных качеств специалиста, обеспечивающих успешное применение квалификационных характеристик и соответствующих им знаний, умений, навыков в практической деятельности и адаптацию в новых условиях социальной практики.

Ключевые слова: система музыкального образования, социальный заказ, методологические подходы.

Поиск методологических оснований построения системы музыкального образования в нашей стране всегда привлекал внимание ученых, которые исследовали историческую эволюцию форм и методов подготовки кадров профессиональных музыкантов, изучали проблемы развития организационной структуры музыкально-образовательных учреждений, вопросы совершенствования методик и технологий обучения музыкантов разных возрастов, взаимосвязи музыкального образования и музыкальной культуры (Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, В.И. Горлинский, Е.В. Николаева и др.). Однако стремительное изменение социально-культурного контекста развития российского общества в последние десятилетия побуждает вновь обратиться к обозначенной проблеме и рассмотреть ее в свете реализации государственного заказа на подготовку специалиста.

Система музыкального образования всегда была тесно связана с социально-культурной сферой общества, выступая в качестве одного из важнейших социальных институтов, в котором накапливается и воспроизводится интеллектуально-культурный потенциал нации. Взаимоотношения этих двух сфер детерминируются социальным (государственным) заказом, который формируется в сфе-

ре культуры, а реализуется в сфере образования. При этом учреждения культуры и искусства выступают одновременно и как заказчик, и как потребитель услуг музыкально-образовательных учреждений. Являясь фактически работодателями, они сегодня устанавливают требования к выпускникам музыкальных учебных заведений, определяя, какими компетенциями, знаниями и навыками нужно обладать для того, чтобы быть принятыми на работу. Таким образом, работодатели формируют социальный заказ на специалистов нужных специальностей и профилей подготовки, который «материализуется» в Федеральных государственных стандартах (разрабатываемых, как известно, при участии работодателей). Стандарты, в свою очередь, реализуются в сфере образования и являются обязательными для выполнения всеми государственными и негосударственными учебными заведениями страны. Результатом выполнения социального заказа являются выпускники учебных заведений, которые поступают на работу в учреждения культуры и искусства, замыкая круг подготовки кадров. Получается замкнутая социокультурная система, в центре которой находится личность выпускника учебного заведения, воплощающего в себе все заданные характеристики государствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.