Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ НЕПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ НЕПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод проектов / мотивация / математика / обучение / профессиональная деятельность / project method / motivation / mathematics / training / professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Бирюкова

В статье рассматривается применение проектного метода обучения математике студентов вуза. Необходимость применения данного метода обусловлена низкой мотивацией студентов к изучению непрофильных предметов. В статье исследуется роль проектного метода для повышения познавательного интереса к непрофильному предмету, формирования ценностно-смыслового отношения к процессу обучения, стимулирования субъективности студентов, развития навыков исследовательской деятельности. В работе представлены примеры реализованных учебных проектов по математике, описаны этапы организации проектной деятельности учащихся, сделаны выводы о необходимости использования метода проектов как эффективного средства повышения мотивации студентов к самостоятельному и осмысленному изучению непрофильного предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD AS A METHOD OF INCREASING MOTIVATION TO STUDY NON-PROFILE SUBJECTS AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses the application of the project method of teaching mathematics to university students. The need to apply this method is due to the low motivation of students to study non-core subjects. The article examines the role of the method of projects for increasing the cognitive interest in a non-core subject, the formation of a valuesemantic attitude to the learning process, the development of research experience, and the stimulation of students’ subjectivity. The work presents examples of implemented educational projects in mathematics, describes the stages of organizing the project activities of students, and draws conclusions about the need to use this method as an effective means of increasing students’ motivation for independent and meaningful mastering of mathematics.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ НЕПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

5. Кондратьев А.С. Физическое образование как учебная модель науки. Тезисы докладов Международной конференции ФССО-97. Волгоград, 1991.

6. Шарипов Ф.В. Технология исследовательского обучения. Международный журнал экспериментального образования. 2016; № 5-3: 371 - 374.

7. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Издательство Томского университета «Барс», 1997.

8. Антифеева Е.Л., Ханин С.Д., Ходанович А.И. Физическое образование и проблема развития физического понимания. Тезисы докладов Международной конференции ФССО-2003. Санкт-Петербург, 2003.

9. Антифеева Е.Л., Петрова Д.Г., Фомичева Е.Е. Физическое моделирование и формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 219 - 220.

References

1. Samarskij A.A. Neizbezhnost' novoj metodologii. Moskva: «Kommunist», 1989; № 1: 84 - 92.

2. Samarskij A.A., Mihajlov A.P. Matematicheskoe modelirovanie. Moskva, 1997.

3. Kondrat'ev A.S. Fizika kak uchebnyj predmet v tret'em tysyacheletii. Fizika v shkole i vuze. Sankt-Peterburg, 2001.

4. Kondrat'ev A.S. Sovremennye tendencii razvitiya fizicheskogo obrazovaniya. Tezisy dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii FSSO-95. Petrozavodsk, 1995.

5. Kondrat'ev A.S. Fizicheskoe obrazovanie kak uchebnaya model' nauki. Tezisy dokladov Mezhdunarodnoj konferencii FSSO-97. Volgograd, 1991.

6. Sharipov F.V. Tehnologiya issledovatel'skogo obucheniya. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016; № 5-3: 371 - 374.

7. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo universiteta «Bars», 1997.

8. Antifeeva E.L., Hanin S.D., Hodanovich A.I. Fizicheskoe obrazovanie i problema razvitiya fizicheskogo ponimaniya. Tezisy dokladov Mezhdunarodnoj konferencii FSSO-2003. Sankt-Peterburg, 2003.

9. Antifeeva E.L., Petrova D.G., Fomicheva E.E. Fizicheskoe modelirovanie i formirovanie navykov issledovatel'skoj deyatel'nosti obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 219 - 220.

Статья поступила в редакцию 06.11.20

УДК 378

Biryukova N.V., senior teacher, FGBOU VO State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: n.biriukova@bk.ru

PROJECT METHOD AS A METHOD OF INCREASING MOTIVATION TO STUDY NON-PROFILE SUBJECTS AMONG UNIVERSITY STUDENTS. The article discusses the application of the project method of teaching mathematics to university students. The need to apply this method is due to the low motivation of students to study non-core subjects. The article examines the role of the method of projects for increasing the cognitive interest in a non-core subject, the formation of a value-semantic attitude to the learning process, the development of research experience, and the stimulation of students' subjectivity. The work presents examples of implemented educational projects in mathematics, describes the stages of organizing the project activities of students, and draws conclusions about the need to use this method as an effective means of increasing students' motivation for independent and meaningful mastering of mathematics.

Key words: project method, motivation, mathematics, training, professional activity.

Н.В. Бирюкова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, E-mail: n.biriukova@bk.ru

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ НЕПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматривается применение проектного метода обучения математике студентов вуза. Необходимость применения данного метода обусловлена низкой мотивацией студентов к изучению непрофильных предметов. В статье исследуется роль проектного метода для повышения познавательного интереса к непрофильному предмету, формирования ценностно-смыслового отношения к процессу обучения, стимулирования субъективности студентов, развития навыков исследовательской деятельности. В работе представлены примеры реализованных учебных проектов по математике, описаны этапы организации проектной деятельности учащихся, сделаны выводы о необходимости использования метода проектов как эффективного средства повышения мотивации студентов к самостоятельному и осмысленному изучению непрофильного предмета.

Ключевые слова: метод проектов, мотивация, математика, обучение, профессиональная деятельность.

Задача каждого вуза - подготовить квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, обладающего целым набором профессиональных компетенций, социально мобильного, умеющего самостоятельно действовать в различных ситуациях и решать нестандартные задачи [1].

Необходимым условием эффективного обучения студентов высшей школы является использование в учебном процессе современных методов обучения, одним из которых является зарекомендовавший себя метод проектов, разработанный американским лингвистом Джоном Дьюи, содержащий в своей основе методы поиска и исследования. Проектный метод обучения направлен на развитие способности студентов к самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, умений ставить и решать проблемы, делать выводы; ориентирован на работу в сотрудничестве [2].

Суть и специфика проектного метода достаточно хорошо изучена и подробно описана в работах многих педагогов-исследователей современности [3; 4; 5].

Проблема качества знаний существует в различных предметных областях, но наиболее заметна при обучении в вузах непрофильным дисциплинам, так как зачастую студенты не осознают целей изучения в вузе таких предметов, не видят их практического применения в будущей профессии и поэтому не особо заинтересованы в их успешном изучении. В то время как устойчивый познавательный интерес студентов, их мотивация - один из критериев эффективности процесса обучения в вузе, а также условие, обеспечивающее качество знаний по предмету.

В последние два десятилетия проблема учебной мотивации студентов стала темой исследования многих ученых, предложивших свои способы решения проблемы, среди них следующие: контроль знаний (И.О. Каменева, 2009); психологические средства (Т.А. Кононова, 2006); электронные учебники (М.С. Татари-нова, И.Б. Эмомов, 2013) и многие другие.

Одним из способов повышения мотивации студентов к более осмысленному изучению непрофильных предметов мог бы стать проектный метод обучения, направленный на развитие личности студента, где важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний; где обучающийся становится полноправным участником образовательного процесса и ведёт активную познавательную деятельность.

С позиций контекстного подхода к обучению метод проектов является одной из форм организации квазипрофессиональной деятельности студентов, направленный на стимулирование субъектности студента, реализацию самопобуждаемой и самоорганизуемой деятельности по изучению учебного материала [7].

Рассмотрим примеры использования метода проектов на занятиях по математике. Проекты «Практическое применение треугольника Рёло» и «Применение графов к решению прикладных задач» были разработаны и реализованы студентами аграрных направлений подготовки ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья.

Раздел геометрии, изучающий геометрические фигуры и их свойства, как показывает практика, не вызывает особого интереса у учащихся, и поэтому в качестве эксперимента для повышения мотивации к изучению раздела студентам был предложен проект «Практическое применение треугольника Рёло». Проект был призван продемонстрировать практическую значимость геометрии в повседневной жизни.

При ведении работы над проектом преподаватель решает следующие задачи:

1) обучить студентов планированию (определить цель, выработать план достижения цели, создать рабочие группы по 2 - 3 человека, распределить обязанности, определить сроки);

2) раскрыть назначение и специфику изучения геометрии; сформировать умения выделять причинно-следственные связи, структурировать информацию,

аргументировать свои выводы, обеспечить эмоциональную привлекательность учебного материала; насытить содержание предмета контекстами социально значимой деятельности;

3) формировать навыки работы в команде и самостоятельно, воспитывать ответственное отношение к учебе.

Работа студентов по реализации проекта включила в себя:

1) постановку проблемы, которая состояла в том, что студенты не были ранее знакомы с такой геометрической фигурой, как треугольник Рёло [8], и не знали, где он используется;

2) формулировку цели проекта - поиск материалов, демонстрирующих практическое применение треугольника Рёло. Задачами проекта стало изучение теории, поиск примеров использования треугольника Рёло в архитектуре, живописи, музыке, дизайне, машиностроении; подготовка презентации;

3) составление плана работы, основными пунктами которого стало изучение теоретического материала, сбор наглядных пособий, обобщение полученных данных;

4) мероприятия по реализации проекта;

5) результат - формой отчета по проекту является публикация.

Результатами проектной деятельности студентов стало получение наглядных материалов по практическому применению треугольника Рёло, представленных в таблице 1.

Реализация данного проекта способствовала развитию у студентов познавательного интереса к предмету, мотивировала на дальнейшее изучение тем аналитической геометрии. В ходе работы над проектом студенты учились работать самостоятельно, в команде, оценивать результаты своих трудов. Этап самооценки достаточно важен. Участникам проекта была предоставлена возможность оценивать сначаласамихсебя,отмечать, чтоудалось сделать хорошоичтоиз запланированного не удалось, поделиться своими эмоциями, переживаниями, опытом работы над проектом.

Преект «П°аменеиие грчфов к фошению прикладиыхзадач»°ат ноп°сво лен на реализацию межпредметных связей математики со смежными дисциплинами насравлхния.Ср едм етом изучения стало практическое применение теории графов. Раздел дискретной математики, изучающий теорию графов, имеет широкое применение в раквииныя оКл есгях знаний, в том числе и сельском хозяйстве.

Данный проект был призван расширить знания студентов из области математики, показать междисциплинарные связи математики с другими науками, активизировать творческую и познавательную инициативы студентов, способствовать целенаправленному сознательному изучению предмета.

Студенты работали над проектом в течение месяца, по 2 - 3 человека в группе.

Этапы реализации проекта «Применение графов к решению прикладных задач»:

1) постановка проблемы в виде нерешенной задачи прикладного характера [9];

2) формулировка цели - изучение принципов решения задач посредством графов и составление собственных задач;

3) планирование основных этапов работы над проектом. Подготовительным этапом стало изучение основных понятий теории графов и их основных характеристик, сферы применения теории графов. Практический этап состоял в решении задач прикладного характера с применением графов. Рефлексивно-оценочный этап предполагал анализ, интерпретацию, оценку полученных результатов;

5) реализация запланированных этапов и презентация итогов работы.

При работе над данным проектом студентам удалось самостоятельно изучить основные понятия темы, выяснить особенности применения теории графов в других науках (биология, информатика), разобрать принципы решения логических, транспортных и других задач с помощью графов, составить и решить собственные задачи с применением графов. Поскольку экспериментальную группу составляли студенты аграрного профиля, то особое значение приобрели разработанные задачи прикладного характера из сельскохозяйственной практики.

Проект «Практическое применение треугольника Рёло» затронул студентов с разным уровнем математической подготовки. У студентов с низким уровнем знаний проявляется ситуативный интерес к предмету, при наличии интересных ам слтбзцийооссусеает покнлвательнаязкрисюоатс. Бооееувооенныев своих силах и знаниях студенты проявляют устойчивый интерес к решению поставленных зодас,наиУхлче актнвны а их рдшении.Пседлтакиеелооюысовим уеовнем подготовки по предмету самостоятельны и инициативны, проявляют творческий подход к выполнению заданий.

В таблице 2 представлен пример решения прикладной задачи с построением графа.

Таблица 1

Практическоеприменение треугольника Рёло

Соответствие зеленого цвета форме треугольника

(И. Иттен)_

Медиатор для игры на музыкальных инструментах

Башня в форме треугольника, г. Кёльн

Окна зданий в форме треугольника Рёло

Крышка канализационного люка

Грейферный кинопроекторов

механизм

Сверло Уаттса для сверления квадратных отверстий

Ротор в двигателе автомобиля

Карта мира Леонардо Да Винчи, 1514 г.

Треугольник Рёло как элемент дизайна

Каток для перемещения грузов

Велосипед на «треугольных колёсах»

Таблица 2

Применение графов к решению прикладных задач

Этапы решения задачи

Презентация

Постановка задачи

Условие задачи

Агрохолдинг имеет восемь складов, на которых хранятся все имеющиеся запасы зерновой продукции. Перед началом посевной компании решено перераспределить часть запасов зерна между складами в соответствии с объемами посевов в районах их размещения.

Требуется разработать план перевозок зерна между складами, который позволит при минимальных транспортных затратах создать на каждом складе необходимый запас продукции.

Ответ, интерпретация результата

оптимальным план перевозок зерна:

-с 1 склада 3 тонны транзитом через 2 склад отправлен на склад 3, который является истинным пунктом назначения; -С 1 склада 7 тонн транзитом через склады 2 и 5 отправлено на склад 6, где 1 тонна используется для пополнения запаса на этом складе;

- с 6 склада 6 тонн транзитом через склад 7 отправлен на склад 8, который также является истинным пунктом назначения;

- со склада 4 избыток товара в количестве 4 тонн отправлен на склад 8 транзитом через склад 7.

Стоимость перевозок при этом минимальна и составляет 149 условных денежных единиц.

Таким образом, проектный метод обучения повышает мотивацию студентов к изучению математики, увеличивает познавательный интерес к предмету, способствует развитию исследовательских способностей, позволяет сделать учебную деятельность студентов более осмысленной и продуктивной. Метод проектов позволяетстудентам погрузиться в контролируемое

Библиографическийсписок

общение, оперировать понятиями разного масштаба, решать выявленные проблемы, проводить интерпретацию текстов, искать ошибки; приводит к активной мыслительной и практической деятельности, активизирует творческое мышление студентов и стимулирует процессы смыслообразова-

1. Барзунова Т.В., Мартынович Н.Н. Метод проектов как педагогическая технология и способ повышения качества образования при реализации компетентностного подхода. Системаменеджментакачества:опыти перспективы. 2016;№ 5:160 - 163.

2. Усачёва Т.Л. Метод проектов как инновационная педагогическая технология. Языковой дискурс в социальной практике: сборник научных трудов Международной науч-но-практическойконференции.2016: 260-261.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. Москва: Академия, 2001.

4. Александрова У.В. Метод проекта - метод для успеха. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016; № Э-2 (69): Э5 - Э7.

5. Метод проектов: научно-методический сборник. Под редакцией М.А. Гусаковского. Минск: Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы, 200Э: 240.

6. Рубцова И.А. Оптимизация учебной деятельности старшеклассников лицея при изучении базовых общеобразовательных предметов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

7. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. Москва: Логос; 2011.

8. Грибкова Ю.В., Кашинцева О.А., Сарычева И.А. Метод проектов как средство повышения эффективности обучения математике в вузе. Вестник Череповецкого государственного университета. 2018; № 1 (82): 115 - 121.

9. Крашанина Н.В., Бирюкова Н.В. Треугольник Рёло. Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения: сборник материалов LIII Международной студенческой научно-практической конференции. Тюмень, 2019: Э45 - Э50.

References

1. Barzunova T.V., Martynovich N.N. Metod proektov kak pedagogicheskaya tehnologiya i sposob povysheniya kachestva obrazovaniya pri realizacii kompetentnostnogo podhoda. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy. 2016; №: 160 - 16Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Usacheva T.L. Metod proektov kak innovacionnaya pedagogicheskaya tehnologiya. Yazykovojdiskurs v social'nojpraktike: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 260 - 261.

3. Zagvyazinskij V.I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpretaciya. Moskva: Akademiya, 2001.

4. Aleksandrova U.V. Metod proekta - metod dlya uspeha. Novaya nauka: Teoreticheskij i prakticheskij vzglyad. 2016; № Э-2 (69): Э5 - Э7.

5. Metod proektov: nauchno-metodicheskij sbornik. Pod redakciej M.A. Gusakovskogo. Minsk: Belorusskij gosudarstvennyj universitet. Centr problem razvitiya obrazovaniya. Respublikanskij institut vysshej shkoly, 200Э: 240.

6. Rubcova I.A. Optimizaciya uchebnojdeyatel'nosti starsheklassnikov liceya pri izuchenii bazovyh obscheobrazovatel'nyh predmetov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

7. Verbickij A.A., Il'yazova M.D. Invariantyprofessionalizma: problemy formirovaniya: monografiya. Moskva: Logos; 2011.

8. Gribkova Yu.V., Kashinceva O.A., Sarycheva I.A. Metod proektov kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti obucheniya matematike v vuze. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; № 1 (82): 115 - 121.

9. Krashanina N.V., Biryukova N.V. Treugol'nik Relo. Aktual'nye voprosy nauki i hozyajstva: novye vyzovy i resheniya: sbornik materialov LIII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen', 2019: Э45 - Э50.

Статья поступила в редакцию 16.11.20

УДК 378

Vartanian A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: aram_v@bk.ru

PROBLEMS AND PROSPECTS OF STUDYING THE COURSE "BASICS OF PROJECT ACTIVITY". The objective of the work is to study problems and prospects of studying the course "Basics of project activity" by students of pedagogical education. Use of design as a method of learning, motivation of creative activity, development of project thinking of students. Analysis of the formation of key competencies of future teachers through design and research activities, interest in the conscious application of the project approach in the organization of the learning process, as an integrative didactic means of development, training and education of schoolchildren. The formation of universal educational actions, through algorithms for the development and management of the project, as a requirement of a modern approach to education. Research methodology is an analysis of scientific literature on the given problem, as well as practical national experience.

Key words: pedagogical education, project activities, projects, methods, development, education.

А.С. Вартанян, канд. пед. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: aram_v@bk.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель представленной работы - исследование проблем и перспектив изучения студентами педагогического образования курса «Основы проектной деятельности». Использование проектирования как метода обучения, мотивации творческой активности, развития проектного мышления студентов. Анализ формирования ключевых компетенций будущих педагогов через проектно-исследовательскую деятельность, интереса к сознательному применению проектного подхода в организации процесса обучения как интегративного дидактического средства развития, обучения и воспитания школьников. Формирование универсальных учебных действий через алгоритмы разработки и управления проектом как требование современного подхода к образованию. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Ключевые слова: педагогическое образование, проектная деятельность, проекты, методика, развитие, образование.

Многие российские эксперты убеждены, что современные студенты педагогических направлений уделяют недостаточно внимания такой образовательной программе, как «Основы проектной деятельности». Данная дисциплина особенно популярна в странах Европы, Америки, и для записи на нее требуется, как правило, длительная теоретическая подготовка. Основы проектной деятельности относятся как к менеджменту, так и к маркетингу. Однако в рамках педагогического высшего образования основы проектной деятельности на 80% являются прикладной дисциплиной. Речь идет о математике, физике, химии и экономике как основных направлениях подготовки в рамках самостоятельной проектной деятельности [1].

Рассмотрим проблематику изучения основ проектной деятельности. Так, Московский педагогический университет занимает лидирующие позиции в плане подготовки специалистов в области проектной деятельности. Проблемы и перспективы выявляются в ходе работы кружков и дополнительных курсов при математическом и ряде иных факультетов. Проблема заключается в трудности выбора метода проектов как способа достижения дидактической цели. Также с ней тесно связана скорость разработки проблемы и механизмы ее внедрения в бизнес-проект.

Важной составляющей проблемы дидактики является способность приобретать знания. При этом с точки зрения педагогической технологии проблема заключается в комплексе исследований творческого подхода и способности находить собственный путь.

Таким образом, рассматриваемая проблематика носит практический характер, хотя в рамках студенческого кружка в университете преподаватель занимается разработкой, координированием, экспертной оценкой и консультированием на всех стадиях продвижения проекта [2].

Скорость приобретения и аппликации познавательных навыков зависит от информационного пространства, а также от уровня развития критического и творческого мышления студента старших курсов. В МПГУ на сегодняшний день работает не менее 20 подобных кружковых проектов, в большинстве случаев с техническим уклоном, при этом встречаются также и с гуманитарным.

Прагматическая педагогика Джона Дьюи напрямую связана с концепцией основ проектной деятельности и выражается в следующих категориях:

1. Временной фактор.

2. Уникальность внедренного продукта либо услуги.

3. Разработка спецификаций [3].

По мнению Михаила Бергера, научного руководителя кафедры прикладного исследования лингвистики, российский педагогический опыт студентов МПГУ во многом уникален, он выражается в его декомпозиции и многомерности. Отметим, что в европейских и американских вузах, особенно в Сорбонне, проектная деятельность активно используется в области лингвистики, филологии и международных отношений [4].

Педагогика и проектная деятельность - понятия в современных условиях очень тесно связанные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.