ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 6 (88). С. 123-139. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 6 (88). P. 123-139.
Научная статья УДК 378
doi: 10.24412/2224-0772-2022-88-123-139
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-
ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В ВУЗЕ
В. А. Макарова
Валентина Александровна Макарова1, Ольга Александровна Портнова2
1 2 Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Калуга, Россия
Аннотация. В статье исследуется взаимосвязь понятий «социальная компетенция», «социально-гражданская компетенция», «гражданственность». Гражданская компетенция рассматривается как структурный компонент социальной компетенции у студентов направления подготовки «Организация работы с молодежью». Это направление является особым полем для совершенствования социально-гражданской компетенции, так как содержание предметной подготовки во многом нацелено на углубление социальных знаний, отношений и опыта, что напрямую связано с формированием гражданственности как личностной характеристики. Необходимость совершенствования социально-гражданской компетенции студента диктуется современными процессами, происходящими в мире. Авторы указывают на неразрывность обучения и воспитания в образовательном процессе вуза
О. А. Портнова
© Макарова В. А., 2022 © Портнова О. А., 2022
в целом, акцентируя внимание на воспитательном потенциале учебного занятия. Последовательно раскрываются условия совершенствования социально-гражданской компетенции студентов. Первое — обладание преподавателем высокой гражданской культурой. Второе — использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета, сочетающего в себе ценностный подход к содержанию предмета для формирования необходимых социальных навыков. Третье — использование педагогических технологий, направленных на развитие социально одобряемых отношений и приобретение социально значимого гражданского опыта. Подтверждена эффективность погружения в социальные технологии на учебных занятиях. Сделан вывод о возможности включения в воспитательный процесс общеобразовательной организации специалиста по работе с молодежью в должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Ключевые слова: социально-гражданская компетенция, субъектность воспитания, гражданственность, работа с молодежью
Для цитирования: Макарова В. А., Портнова О. А. Совершенствование социально-гражданской компетенции студентов в процессе реализации воспитательного потенциала учебного занятия в вузе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 6 (88). С. 123-139. аок 10.24412/2224-0772-2022-88-123-139.
Original article
IMPROVING STUDENTS' SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF REALISING THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF A UNIVERSITY CLASS
Valentina A. Makarova1, Olga A. Portnova2
1 2 Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia
Abstract. The article explores the relationship between the concepts of "social competence", "socio-civil competence", "citizenship". Civic competence is considered as a structural component of social competence among students of the training direction "Organization of work with youth". This direction is a special field for improving social-civic competence, since the content of subject training is largely aimed at deepening social knowledge, relationships and experience, which is directly related to the formation of citizenship as a personal characteristic. The need to improve social-civic competence as part of the social competence of the student's personality is dictated by modern
processes taking place in the world. The authors point to the inseparability of education and upbringing in the educational process of the university, focusing on the educational potential of the lesson. The conditions for improving the socio-civil competence of students are consistently disclosed. The first is the teacher's possession of a high civic culture. The second is the use of the educational possibilities of the content of the subject, which combines a value approach to the content of the subject, forming the necessary social knowledge. The third is the use of pedagogical technologies aimed at developing socially approved relations and acquiring socially significant civic experience. The effectiveness of immersion in social technologies in the classroom has been confirmed. It is concluded that it is possible to include in the educational process a general educational organization, a specialist in working with youth as an adviser to the director for education and interaction with children's public associations.
Keywords: social and civic competence, subjectivity of education, citizenship, work with youth
For citation: Makarova V. A., Portnova O. A. Improving students' socio-cultural competence in the process of realising the educational potential of a university class. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(6):123-139. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2022-88-123-139.
Важность развития социальной компетенции личности связана с тем, что ее сформированность способствует успешному функционированию молодого человека в современных социокультурных условиях. Подходы к определению социокультурной компетенции различны, но общим является то, что она рассматривается как многокомпонентное, интегра-тивное качество личности. С. З. Гончаров, например, включает в состав этого социального феномена и наличие социальных знаний, и ценности, и способность использовать знания о социальной действительности в различных сферах деятельности, принимать как руководство к действию социальные нормы и требования [3, с. 7-8]. Для специалиста по работе с молодежью важно учитывать, что социальная компетенция включает ясную гражданскую позицию, способность достигать социально значимых целей, социальную ответственность, инициативность, толерантность, умение успешно взаимодействовать с людьми в различных социальных ситуациях. При формировании социальной ответственности, указывает Л. Муртизани, необходимо учитывать ценностные ориентиры, возрастные и психологические особенности личности [19]. C адекватными ситуации навыками взаимодействия связывается социальная компетенция
и в работах М. Шуре [20]. С толерантностью, социальными интересами, социальным интеллектом связывает ее П. Вельхофер [21]. Как отмечает Д. Майхенбаум, исполнение на должном уровне социальных ролей, адекватное поведение в меняющихся социальных ситуациях отражает социальную компетенцию [18].
Среди структурных компонентов, входящих в состав социальной компетенции, выделяют, в частности, аксиологический, гносеологический, субъектный, праксеологический и др. (С. З. Гончаров). Могут выделяться когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, поведенческий и другие компоненты. В состав социальной компетенции могут входить такие компетенции, как социально-правовая, социально-экономическая (Э. Ф. Зеер), социально-коммуникативная (А. Ю. Петров), социально-перцептивная (А. К. Маркова, Е. А. Климов), социально-трудовая (А. В. Хуторской) и другие.
В данной статье мы считаем важным остановиться на развитии социально-гражданской компетенции у студентов направления подготовки «Организация работы с молодежью». Социально-гражданская компетенция в целом отражает социальную зрелость личности, проявляющуюся в социальной деятельности на основе ценностей гражданина и патриота. Необходимость совершенствования социально-гражданской компетенции личности студента диктуется современными процессами, происходящими в мире (попытки изолировать Россию, отменить русскую культуру, подорвать нравственные устои российского общества и целостность страны, негативное отношение к нации в целом). Сложившиеся в настоящее время политические, экономические и социальные условия предъявляют особые требования к формированию деятельного и мыслящего гражданина, умеющего жить в условиях меняющегося мира и способного противостоять в информационном неблагоприятном поле вызовам современного момента, в то же время проявляющего готовность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества, государства и своей семьи. Это обусловливает необходимость решения задач по переформатированию процесса воспитания и обучения студентов. На современном этапе развития российского общества воспитание упрочило свои приоритетные позиции не только в сфере образования, в частности, в воспитании детей и молодежи особые функции возлагаются на различные социальные институты, как общественно-государственные, так и общественные организации и объединения
[11]. В настоящее время в Российской Федерации сделаны значительные шаги по реализации молодежной политики в рамках государственных молодежных программ и национальных проектов [13].
Устойчивость духовно-нравственной сферы российского общества во многом зависит от сохранения самобытной российской культуры, ее традиционных ценностей. Заметны усилия государства и общества по укреплению ценностно-смысловой опоры существования российской цивилизации. Так, в Конституцию Российской Федерации внесены изменения и дополнения о русском языке как языке государствообразующего народа, о культуре РФ, являющейся уникальным наследием и требующей охраны государства; о сохранении этнокультурного и языкового многообразия; о формировании культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, о защите института брака как союза мужчины и женщины, о создании условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях [6]. В законе «Об образовании» дополнено определение воспитания. Воспитание, понимаемое как деятельность, обеспечивающая развитие личности и ее социализацию, способствующая самоопределению на основе духовно-нравственных ценностей российского общества, включает необходимость формирования патриотических чувств, гражданственности, бережного отношения к культурному и историческому наследию [9]. Такие шаги по восстановлению и распространению традиционной духовно-нравственной культуры способствуют преодолению духовно-нравственного кризиса в России.
Однако, как известно, воспитание — процесс субъект-субъектный, требующий участия всех сторон и прежде всего самих студентов.
Субъектность в подходе к воспитанию гражданина в образовательной организации во многом определяет атмосферу сотрудничества, которая ориентирует студента на приобретение и использование личного опыта демократических отношений, характеризующих студенческое самоуправление, проектирование и создание аналогичного пространства в будущей профессиональной деятельности.
Особенности развития социально-гражданской компетенции как части социальной компетентности личности студентов направления подготовки «Организация работы с молодежью» заключаются, в частности, и в том, что содержание предметной подготовки во многом нацелено на углубление социальных знаний, развитие социально значимых отно-
шений, приобретение позитивного социального опыта, что напрямую связано с формированием гражданственности как личностной характеристики. Проблема формирования гражданственности, гражданской компетентности, совершенствование гражданских компетенций остается актуальной на протяжении нескольких десятилетий и продолжает обсуждаться на страницах научных работ.
Так, Л. В. Оринина под гражданской компетенцией понимает инте-гративное качество личности, включающее в себя когнитивный, ценностный, поведенческий и рефлексивный компоненты и проявляющееся в способности любить Родину, защищать интересы своего Отечества, беречь родную природу, хранить и передавать из поколения в поколение культурные обычаи, традиции своего народа и вырабатывать толерантное отношение к другим народам [11]. По мнению И. А. Зимней, гражданскую компетентность следует рассматривать как основу социальной, общественной сущности человека как члена социальной общности, государства [4]. В. Ш. Масленникова, Т. Е. Шепелева понимают гражданскую компетенцию как совокупность готовности и способности, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реали-зовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применять свои знания и умения на практике [7; 17].
Краткий обзор сущностных особенностей понимания гражданской компетенции и гражданской компетентности предполагает такое очерчивание границ гражданственности: гражданственность — качественная личностная характеристика, отражающая ценностную, когнитивную и деятельностную готовность индивида, осознающего себя частью гражданского общества, к взаимодействию с другими людьми для достижения общественно значимых целей [16]. Отсюда социально-гражданскую компетенцию мы понимаем как базовое качество личности, проявляющееся в готовности и способности реализации своих знаний, умений, опыта, личностных качеств в деятельности, направленной на благо российского общества, своей семьи и государства. Используя термин «социально-гражданская компетенция», мы исходим из того, что студент направления подготовки «Организация работы с молодежью», отличаясь высоким уровнем сформированности всех компонентов гражданской компетенции, должен, работая в разновозрастной молодежной среде, проявлять гражданственность в различных социальных условиях, т.е. мы подчеркиваем социальный аспект самой гражданской компетенции
личности в деятельности специалиста.
Совершенствование социально-гражданской компетенции осуществляется в едином образовательном процессе. Сама общеобразовательная среда, развитость студенческого самоуправления в вузе способствуют формированию гражданских качеств у студенческой молодежи. Таким образом, организационно-структурная деятельность органов студенческого самоуправления носит социальный характер [5].
Однако большую часть своего учебного времени (около 70 %) студент проводит на занятиях под руководством преподавателя, что дает возможность максимально задействовать воспитательный потенциал учебного занятия. Для реализации воспитательного потенциала учебного занятия важным условием является наличие гражданской культуры преподавателя. Идеал гражданина, описанный выдающимся педагогом В. А. Сухомлинским еще в прошлом веке, как нельзя лучше определяет вектор движения самосознания каждого человека. Сухомлинский утверждал, что настоящий человек и гражданин оберегает свое достоинство патриота, воспринимает национальные святыни как личные, обладает социальным оптимизмом, чувством долга как стержнем своей жизни [15]. М. М. Биглов и А. А. Селуянов в статье «О гражданской самосознательности преподавателя вуза» подчеркивают, что преподаватель вуза должен иметь твердую гражданскую позицию и демонстрировать ее в педагогической деятельности [1]. Некоторые ученые отмечают как фактор благополучия в профессиональной сфере «профессиональное здоровье» преподавателя, под которым понимается совокупность физических, психических и личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и сохранять профессиональное долголетие [2]. Личность преподавателя как воспитателя — это и образ, и поведение, и отношения. Ценности, характер, исповедуемая концепция, позитивный настрой — все может стать опорой для сомневающейся, ищущей личности студента. Выстроенная преподавателем ценностно-ориентированная коммуникация дает возможность обучающимся осмысливать и оценивать свои решения и поступки, совершать нравственный выбор, реализуя его в деятельности [14].
Как отмечалось выше, содержание подготовки направления «Организация работы с молодежью» позволяет использовать воспитательные возможности всех учебных дисциплин.
В рамках дисциплины «Развитие молодежного движения в России
и за рубежом, история и современность», изучая лучший российский опыт детских и молодежных общественных объединений и организаций, преподаватель предлагает студентам подготовить доклады об идейных вдохновителях и создателях детских и молодежных объединений, коллективов, в которых жизнь детей была наполнена смыслом и созиданием. В обсуждении докладов делается акцент на личности педагогов, на организацию, содержание и методы воспитательной деятельности в детско-взрослой общности, атмосферу взаимоотношений в коллективе. Студентам предлагается рассмотреть ценности, которые были положены в основу взаимоотношений коммунаров (человек как высшая ценность, жизнь, свобода, коллективный труд, достоинство, уважение, самореализация, успех, равенство, взаимопомощь, сострадание, милосердие). Это позволяет преподавателю наполнить занятие ценностным содержанием, решить воспитательную задачу гражданского характера.
Разговор о ценностях, значимых для российского общества, продолжается в рамках другой дисциплины — «Социальная адаптация молодежи в современных социокультурных условиях» (1-й курс). Для формирования социального аспекта гражданской компетенции очень важно рассмотреть варианты существования детских коллективов, проанализировать детские сообщества (И. Н. Жуков, пионерская организация имени Спартака; С. Т. Шацкий, колония «Бодрая жизнь»; А. С. Макаренко, колония им. Ф. Э. Дзержинского; В. Н. Сорока-Россинский, школа-коммуна для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского; А. П. Гайдар, тимуровцы; И. П. Иванов, Фрунзенская коммуна; В. П. Крапивин, «Каравелла»). На практическом занятии обучающимся предложено составить свои правила жизни в группе (25 человек). Для этого выполнить задания: каждому студенту проранжировать свои социальные роли по степени значимости на убывание, полученный результат проанализировать и соотнести с базовыми ценностями.
Таблица 1
Соотнесение социальных ролей и ценностей
Рейтинг Социальные роли, Ценности,которые
социальной роли выбранные студентами определили студенты в соответствии с рейтингом
1 Студент Образование
2 Сын, дочь
3 Брат, сестра Семья
4 Внук, внучка
5 Друг, подруга, одногруппник Дружба
6 Потребитель Благополучие
7 Гражданин Страна, Отечество
8 Девушка, юноша Человек, гендерные ценности
9 Музыкант, спортсмен, велосипедист Здоровье, спорт, культура
10 Разное другое Природа
Студенты обнаружили, что на первое место все без исключения поставили роль «студента» — ценность «образование», три последующие строки: сын, дочь; брат, сестра; внук, внучка, отдано ценности «семья». Роль потребителя (квалифицированного — дополнено студентами) участниками исследования отмечена как стремление к благополучию. Пятая строка — «друг», «подруга», «одногруппник» — ценность «дружба». «Гражданин» занял седьмую позицию, утвердив ценность «Отечество». Результаты опроса показали, что у первокурсников самое большое значение имеют такие ценности, как образование и семья, дружба, а затем — осознание себя гражданином страны. Ценностное восприятие мира в данной группе не вызывает противоречий и позволяет договориться друг с другом. Для того чтобы составить правила данной общности, необходимо выяснить, что вызывает у каждого отрицательное, негативное отношение. Для этого каждый член группы высказался о том, какие отрицательные человеческие качества и явления он не хотел бы видеть в своей группе, что мешает ему строить отношения с другими людьми, общий результат был зафиксирован на доске (см. Таблицу 2).
После обсуждения формулируются обязательные для всех правила сосуществования и сотрудничества в своей общности для усиления смыслов, правила заключены в ряд императивов (см. Таблицу 3).
Таблица 2
Отрицательные человеческие качества и явления
№ п\п Я не приемлю
1 Лицемерие
2 Ложь
3 Лесть
4 Зависть
5 Высокомерие
6 Безразличие
7 Вспыльчивость, агрессию
8 Эгоизм
9 Алкоголь, курение, наркотики
10 Жестокость
11 Жадность, скупость
Таблица 3
Правила, регулирующие отношения в группе
№ п\п Правила группы
1 Живи для других
2 Будь собой
3 Умей слушать
4 Сначала думай, потом говори
5 Дело громче слова
6 МОЗГ+ЗОЖ=УСПЕХ
В конце практического занятия студентами вместе с преподавателем были подведены итоги:
1. Правила — добровольное ограничение своей свободы.
2. Чтобы договориться о правилах жизни в своей общности, надо сначала выяснить, что является ценным для всех, а что неприемлемым.
3. В совместной деятельности по выработке общих правил укрепляются взаимоотношения (доброжелательная атмосфера, растет доверие друг к другу, стремление прийти к единому мнению, открытие себя и других).
4. Правила, на которые мы ориентируемся в своем повседневном поведении, придают смысл нашей жизни.
Воспитательный потенциал сокрыт в каждом учебном занятии, нужно только найти его. Сравним две подачи задания в разделе «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: исторический опыт и перспективы», дисциплина «Гражданское патриотическое воспитание в молодежных организациях» (см. Таблицу 4).
Вариант А даже при хорошем исполнении задания не вызовет эмоционального движения, которое необходимо для формирования патриотических убеждений. А вот вариант Б побуждает студентов задуматься о ценностях, нравственных вопросах, собственном представлении «Я и Родина».
Таблица 4
Сравнительная таблица
ВариантА Вариант Б
Подготовьте доклад «Понятие патриотизма, сущностная характеристика (исторический аспект)» Общая тема доклада может звучать так: «Генезис (происхождение или зарождение) и развитие патриотической идеи как явления общественного сознания на примере личности...». Дальше выбираете либо персонажей из лекции преподавателя (Владимир Мономах, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. П. Куницын, Д. С. Лихачев и др.), либо берете тех персонажей, которые повлияли на вас своим творчеством или делом жизни. Расскажите в своем докладе о жизни этого человека и его деле, творчестве, служении России и как это повлияло на ваше сознание в части формирования патриотических убеждений.
Большинство студентов, обучающихся по направлению «Организация работы с молодежью», достаточно мотивированы на обучение и понимают поставленные перед ними задачи, направленные на развитие социальных, гражданских компетенций. Однако можно отучиться в вузе и не получить никаких социально значимых умений, можно не иметь интересных и полезных, усложняющихся и разных общественных поручений, позволяющих почувствовать себя частью коллектива, можно за все это время ни разу не высказать своей точки зрения, не принять участие в каких-либо полезных для общества делах, кроме, может быть, развлекательных мероприятий. В этом случае педагогу на своем занятии необходимо подобрать такие педагогические технологии, которые позволят обеспечить достижение необходимого уровня гражданского самосознания и эффективную мотивацию гражданского поведения обучающихся.
Так, инициирование и поддержка исследовательской деятельности студентов в рамках учебного занятия способствует развитию умения сотрудничества и взаимодействия, позволяет молодым людям избежать индивидуализма, в то же время найти свое дело для успешной самореализации, организовать собственную деятельность и в конечном счете учиться проектировать свою жизнь.
Важно организовать такую деятельность, которая будет максимально полезной и продуктивной. Обучая студентов исследовательской работе (выявлять проблему, ставить задачи, планировать свои действия, нахо-
дить пути решения и прогнозировать результаты, оценивать свой успех и неуспех), важно понимать, что молодому человеку дается инструмент, жизненно важный для проектирования его дальнейшей судьбы[12].
Рассмотрим пример исследовательской работы в группе студентов (в рамках дисциплины «Руководство социальными проектами»), направленной на формирование профессиональных навыков в рамках практических занятий. Работа проводится в фокус-группах. Группы на занятиях желательно формировать по-разному, добиваясь, чтобы состав их менялся, тем самым способствуя развитию коммуникативных командообразующих компетенций обучающихся. Для определения направления исследовательской работы студентам предлагается путем обсуждения в фокус-группах выявить проблемное поле в зоне своего ближайшего развития. Наибольшее совпадение выявили следующие проблемы:
- зависимость от гаджетов,
- слабая мотивация к учебе,
- культурные пробелы,
- разобщенность учебной группы.
Далее участникам исследований предложено разработать социальные проекты по реально существующим проблемам в группе и попытаться решить их. В результате к реализации были представлены следующие групповые социальные проекты:
1. «Gadget — приспособление для человека»;
2. «Семь способов повышения мотивации к учебе»;
3. «Будем культурными»;
4. «Сплоченность группы как путь к успеху».
Такой подход к формированию и развитию навыков разработки и руководства социальными молодежными проектами позволяет решить учебные задачи развития профессиональных умений в социальном проектировании; формирования умений работать в команде, распределения ролей в ходе разработки и реализации социальных молодежных проектов; формирования умений проводить рефлексию профессиональной деятельности. От малых шагов (стремление к преобразованию мира в зоне своего ближайшего развития — групповые проекты) до работы в рамках дисциплины «Проектирование в профессиональной деятельности» уже над крупными курсовыми проектами социально-гражданской направленности: «Дебаты, дебаты» (развитие коммуникативных
навыков школьников), «Все виды архитектуры в зданиях моего города», «Пешеходная экскурсия как способ узнавания родного города» (воспитание патриотических чувств у старших школьников через узнавание своего города), «Телеигра как интерактивный метод гражданско-правового воспитания молодежи» и др.
Работа над социальными проектами разной сложности способствует совершенствованию социально-гражданской компетенции, осознанию и принятию ценности сотрудничества как условия становления гражданского общества.
Пример деловой игры «Решение важных задач» идеально подходит для практического занятия на первом курсе в рамках учебной дисциплины «Введение в профессию». Игра проводится в фокус-группах, направлена на совершенствование навыка постановки воспитательных задач в соответствии с существующими проблемами, развитие умения находить и применять наиболее эффективные формы и методы работы с молодежью.
В первом задании студенты, работая в фокус-группах, на листах бумаги создают собирательный образ молодежи (нельзя использовать буквы и слова для выражения характеристик, только символы). После выполнения этого задания можно применить такую форму, как «вертушка». Это когда ребята передают по кругу получившиеся «образы», с тем чтобы их расшифровали участники другой команды. Во втором задании после обсуждения в группе необходимо заполнить проблемное поле, то есть записать все современные вызовы и риски молодежи. Третий этап — определить задачи и распределить их по социальным институтам в соответствии с тем, где они могут быть решены. На четвертом этапе каждая группа предлагает свои пути решения проблем, прогнозируя дальнейшие события. Какую роль в решении этих задач могут взять на себя специалисты по организации работы с молодежью?
Образы молодежи, придуманные командами:
- Мобильный телефон с большим количеством функций, которые зашифрованы в символы: УК — всегда активная, ЗОЖ (значок сердца), отзывчивость (телефонная трубка), книга — развитие и др.;
- Герб. Четыре руки в рукопожатии, в центре Ъ — символ поколения, на заднем плане — российская символика;
- Герб. Зеленый молодой листок, лестница, вулкан энергии, музыкальная нота и спортивный мяч;
- Молодые руки, удерживающие (защищающие) планету Земля.
Участниками игры были выделены следующие молодежные проблемы: вредные привычки, конфликт поколений, трудоустройство, дефицит живого общения, конфликт ценностей, выбор жизненного пути, пассивность, принятие себя, отторжение обществом, размытость жизненных ориентиров, самореализация, низкий уровень культуры.
На завершающем этапе игры каждая команда отстаивала свои методы и формы, способствующие решению задач. Ребятам приходилось доказывать друг другу, почему совместное дело (посадка леса, помощь обездоленным или сбор гуманитарной помощи) будет более эффективной воспитательной мерой, чем, например, шоу, конкурсы или соревнование. Отсюда следует, что деловая игра, как и другие правильно подобранные формы работы, способствует установлению доброжелательной атмосферы, налаживанию доброжелательных (позитивных) межличностных отношений, получению социально значимого опыта сотрудничества и взаимной поддержки.
Организуя образовательный процесс, применяя те или иные педагогические технологии, преподаватель обеспечивает максимальное вовлечение студента в образовательную деятельность, что способствует совершенствованию социально-гражданской компетенции личности.
В дальнейшем подготовленный специалист по работе с молодежью, имея «в багаже» опыт социальных решений, справится с функциональными обязанностями советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (с сентября 2022 года в общеобразовательных организациях появилась новая должность) [9]: координация деятельности различных детских общественных объединений, которая направлена на укрепление гражданской идентичности, вовлечение детей и молодежи в общественно полезную деятельность, поддержку социальных инициатив обучающихся и сопровождение детских социальных проектов; организация мероприятий, направленных на формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности и неприятие идеологии терроризма.
Таким образом, мы можем заключить, что для успешного развития социально-гражданской компетенции студента преподавателю необходимо в полной мере использовать воспитательный потенциал учебного занятия, сочетающего в себе ценностный подход к содержанию предмета, формирующий необходимые социальные знания, использовать педаго-
гические технологии, направленные на развитие социально одобряемых отношений и приобретение социально значимого гражданского опыта. При этом преподаватель должен обладать высокой гражданской культурой и устойчивой гражданской позицией.
Работая над совершенствованием социально-гражданской компетенции студента, преподаватель способствует формированию личностного воспитательного результата: понимание молодым гражданином своей принадлежности к судьбе страны (российская гражданская идентичность), готовность к взаимодействию с другими людьми для достижения общественно значимых целей, что отражает интегративную характеристику гражданственности как важного показателя зрелости личности.
Список источников
1. Биглов М. М., Селуянов А. А. О гражданской самосознательности преподавателя вуза. Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2019. C. 137-143 [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/79461/1/978-5-8295-0678-0_030. pdf (дата обращения: 24.09.2022).
2. Геращенко И. Г., Геращенко Н. В. Факторы профессионального благополучия преподавателей вузов // Инновация в образовании. 2022. № 7. С. 48-54.
3. Гончаров С. З. Социология компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение // Образование и наука. 2004. № 2 (26). С. 3-18.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 24.09.2022).
5. Клешина Е. Займись своим делом. Как развиваются в России университетские стартапы // Аккредитация в образовании. 2022. № 3 (135). С. 58-71.
6. Конституция Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года), ст. 68, ч. 1, ч. 4, ст. 69, ст. 72, ч. 1.
7. Масленникова В. Ш. Педагогическая модель социально-ориентированной личности студента: метод. пособие. Казань, 2006. 124 с.
8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 31.07.2020 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/d7999b1c 631479bf56d4565678b5291d5aec1d59/ (дата обращения: 15.09.2022).
9. Об утверждении номенклатуры педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 г. № 225 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202202220042 (дата обращения: 12.09.2022).
10. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение от 29.05.2015 г. № 996-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 12.09.2022).
11. ОрининаЛ. В. Формирование гражданской компетенции студентов в условиях поликультурной образовательной среды университета: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 159 с.
12. Портнова О. А. Школьный урок, который воспитывает // Воспитание школьников. 2022. № 5. С. 27-31.
13. Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»): федеральный проект в рамках Национального проекта «Образование» 2018-2024 гг. // Официальный сайт Минпросвещения России [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/ young/ (дата обращения 15.09.2022).
14. Степанов П. В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / под ред. П. В. Степанова. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. С. 14-15.
15. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990. 288 с.
16. Хачикян Е. И., Портнова О. А. Формирование гражданственности в образовательном пространстве высшей школы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6. С. 97-102.
17. Шепелева Т. Е. Соотношение терминов «гражданская компетенция», «гражданская компетентность» с понятием «гражданственность» // Мир науки. 2016. Т. 4, № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/61PDMN216.pdf (дата обращения: 15.09.2022).
18. Meichenbaum D., Butler L., Gruson L. Components of the Model. Social competence / edited by J. D. Wine & M. D. Smye. New York, London: The Guilford Press, 1981. P. 37-60.
19. Murtezani L. The value orientations of the adolescents: Differences and similarities // European Journal of Social Sciences Education and Research. 2017. Vol. 11, No. 2. P. 34-38 [Электронный ресурс]. URL: https://revistia.com/files/articles/ejser_v4_i4s_17/Lulzim.pdf (дата обращения: 21.09.2022).
20. Shure M. B. Social Competence as a Problem-solving Skill // Social competence / edited by J. D. Wine & M. D. Smye. New York, London: The Guilford Press, 1981. P. 158-185.
21. Wellhofer P. R. Schtosselqualifikation Sozialkompetenz: Theorie und Trainingsbeispiele. Stuttgart: Lucius & Lucius, 2004. 222 S.
References
1. Biglov M. M., Seluyanov A. A. O grazhdanskoj samosoznatel'nosti prepodavatelya vuza. Ufa: Ufimskij gosudarstvennyj aviacionnyj tekhnicheskij universitet, 2019. C. 137-143 [Elektronnyj resurs]. URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/79461/1/978-5-8295-0678-0_030.pdf (data obrashcheniya: 24.09.2022). [In Rus].
2. Gerashchenko I. G., Gerashchenko N. V. Faktory professional'nogo blagopoluchiya prepodavatelej vu-zov // Innovaciya v obrazovanii. 2022. № 7. S. 48-54. [In Rus].
3. GoncharovS.Z. Sociologiya kompetentnost' lichnosti: sushchnost', struktura, kriterii i znachenie // Obrazovanie i nauka. 2004. № 2 (26). S. 3-18. [In Rus].
4. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii—novaya paradigma rezul ' tata sovremennogo obrazovaniya // Eksperiment i innovacii v shkole. 2009. № 2 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (data obrashcheniya: 24.09.2022). [In Rus].
5. Kleshina E. Zajmis ' svoim delom. Kak razvivayutsya v Rossii universitetskie startapy // Akkreditaciya v obrazovanii. 2022. № 3 (135). S. 58-71. [In Rus].
6. Konstituciya Rossijskoj Federacii (s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 1 iyulya 2020 goda), st. 68, ch. 1, ch. 4, st. 69, st. 72, ch. 1. [In Rus].
7. Maslennikova V. Sh. Pedagogicheskaya model' social'no-orientirovannoj lichnosti studenta: metod. posobie. Kazan', 2006. 124 s. [In Rus].
8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (redakciya ot 31.07.2020 (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2020) // Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/d7999b1c631479bf56d4565678b-5291d5aec1d59/ (data obrashcheniya: 15.09.2022). [In Rus].
9. Ob utverzhdenii nomenklatury pedagogicheskih rabotnikov organizacij, osushchestvlyayush-chih obrazovatel'nuyu deyatel'nost', dolzhnostej rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 21.02.2022 g. № 225 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/
View/0001202202220042 (data obrashcheniya: 12.09.2022). [In Rus].
10. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie ot 29.05.2015 g. № 996-r // Elektronnyj fond pravovyh i normativno-tekhnicheskih dokumentov [Elektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (data obrashcheniya: 12.09.2022). [In Rus].
11. Orinina L. V. Formirovanie grazhdanskoj kompetencii studentov v usloviyah polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy universiteta: dis. ... kand. ped. nauk. Magnitogorsk, 2007. 159 s. [In Rus].
12. Portnova O. A. Shkol'nyj urok, kotoryj vospityvaet // Vospitanie shkol'nikov. 2022. № 5. S. 27-31. [In Rus].
13. Razvitie sistemy podderzhki molodezhi («Molodezh' Rossii»): federal'nyj proekt v ramkah Nacional'nogo proekta «Obrazovanie» 2018-2024 gg. // Oficial'nyj sajt Minprosveshcheniya Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/young/ (data obrashcheniya 15.09.2022). [In Rus].
14. Stepanov P. V., Kruglov V. V., Stepanova I. V. i dr. Vospitanie na uroke: metodika raboty uchitelya: metodicheskoe posobie / pod red. P. V. Stepanova. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovani-ya RAO», 2021. S. 14-15. [In Rus].
15. Suhomlinskij V. A. Kak vospitat' nastoyashchego cheloveka (Etika kommunisticheskogo vospitaniya). Pedagogicheskoe nasledie / sost. O. V. Suhomlinskaya. M.: Pedagogika, 1990. 288 s. [In Rus].
16. Hachikyan E. I., Portnova O. A. Formirovanie grazhdanstvennosti v obrazovatel'nom prostranstve vy-sshej shkoly // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 6. S. 97-102. [In Rus].
17. Shepeleva T. E. Sootnoshenie terminov «grazhdanskaya kompetenciya», «grazhdanskaya kompetent-nost'» s ponyatiem «grazhdanstvennost'» // Mir nauki. 2016. T. 4, № 2 [Elektronnyj resurs]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/61PDMN216.pdf (data obrashcheniya: 15.09.2022). [In Rus].
18. Meichenbaum D., Butler L., Gruson L. Components of the Model. Social competence / edited by J. D. Wine & M. D. Smye. New York, London: The Guilford Press, 1981. P. 37-60.
19. Murtezani L. The value orientations of the adolescents: Differences and similarities // European Journal of Social Sciences Education and Research. 2017. Vol. 11, No. 2. P. 34-38 [Elektronnyj resurs]. URL: https://revistia.com/files/articles/ejser_v4_i4s_17/Lulzim.pdf (data obrashcheniya: 21.09.2022).
20. ShureM. B. Social Competence as a Problem-solving Skill // Social competence / edited by J. D. Wine & M. D. Smye. New York, London: The Guilford Press, 1981. P. 158-185.
21. WellhoferP. R. Schlüsselqualifikation Sozialkompetenz: Theorie und Trainingsbeispiele. Stuttgart: Lucius & Lucius, 2004. 222 S.
Информация об авторах
В. А. Макарова — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной адаптации и организации работы с молодежью Института искусств и социокультурного проектирования О. А. Портнова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью Института искусств и социокультурного проектирования
Information about the authors
V. A. Makarova—Dr. Sc. (Education), Professor, Head of the Chair of social adaptation and organization of work with youth of the Institute of Аrts and Socio-Cultural Design
O. A. Portnova—PhD (Education), Associate professor of the Chair of social adaptation and organization of work with youth of the Institute of Аrts and Socio-Cultural Design
Статья поступила в редакцию 29.09.2022; одобрена после рецензирования 17.10.2022; принята к публикации 03.11.2022. The article was submitted 29.09.2022; approved after reviewing 17.10.2022; accepted for publication 03.11.2022.