УДК 378.1
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СОСУЩЕСТВОВАНИЯ: АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ВУЗОВСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
© Раиса Михайловна КУЛИЧЕНКО
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель педагогического института, e-mail: [email protected]
Дан анализ понятия «культура сосуществования» и раскрывается актуальность формирования данного вида культуры в условиях вузовского воспитания. В логике «от общего к частному» раскрываются концепты понятий «поведение», «мораль», «духовность», «социальная компетентность», «социальное взаимодействие», «сосуществование», «культура сосуществования». Раскрыты компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: компетенция ценно -смысловой ориентации в мире; компетенция гражданственности; компетентности здоровьесбереже-ния; компетенция самосовершенствования; саморегулирование, саморазвитие личностной и предметной рефлексии; компетенции социального взаимодействия; компетенции в общении. Подчеркнуто, что эти компетенции должны стать основой формирования у молодежи культуры сосуществования как одной из метакатегорий современности. Приведены стратегические направления укрепления межнациональных отношений, предложенные президентом В.В. Путиным, как приоритеты молодежной политики государства, основанные на национальном, культурном и конфессиональном многообразии: укрепление России как уникальной мировой цивилизации; укрепление гражданского единства многонационального народа страны; гармонизация межнациональных отношений и предотвращение межэтнических конфликтов; обеспечение успешной интеграции и адаптации внешних и внутренних мигрантов. Определены приоритетные компоненты воспитательной работы с молодежью, в т. ч. пропаганда толерантности, содействие диалогу между представителями различных общин, урегулирование потенциальных конфликтных ситуаций.
Ключевые слова: культура сосуществования; воспитание; поведение; мораль; социальная компетентность; студент; национальная политика государства; межнациональное; межконфессиональное согласие.
DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-24-29
Наша страна, да и многие другие государства переживают сейчас очень сложное время. Если в глобальном масштабе это борьба с терроризмом, угрозами разбушевавшегося т. н. исламского государства, то внутри общества часто наблюдается равнодушие к общественным делам, готовность мириться с коррупцией, со стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения, другими видами девиантного проявления.
В одном из своих выступлений Президент России В.В. Путин сказал: «Мы не имеем права игнорировать любые негативные тенденции... Сегодня все чаще под видом развития демократии и свободы поднимают голову разные националистические группы. Они участвуют в митингах, ведут работу в Интернете и в подростковых клубах, студенческих сообществах, выступают с лозунгами то русского, то татарского, то кавказского, то
какого-то другого регионального национализма. По сути, все они подталкивают, провоцируют сепаратистские, разъединительные тенденции в нашей стране. Важно переломить эти опасные тенденции и влияние». Особенно это относится к молодежи - ведь в нашей стране проживает более 30 млн юношей и девушек в возрасте от 15 до 29 лет.
Нашему президенту принадлежит и выражение «культура сосуществования». По С.И. Ожегову «сосуществовать - существовать одновременно или совместно с кем-нибудь» [1]. Естественно, что подразумевается существовать мирно. Может быть мирное сосуществование государств с различным социальным строем, может быть политика мирного сосуществования, а если о людях, то вопросы их мирного сосуществования являлись главными вопросами человеческого бытия во все времена. Еще М. Аврелий писал: «...даже если бы ты хотел этого, ты не
можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».
Отношения людей всегда конкретны, поскольку они всегда что-то совместно делают, и возможными делает эти отношения их общественная форма, сама изначальная потребность в совместной жизни как естественном и единственно возможном условии существования [2].
Каждый человек проявляет себя в трех ипостасях: как семьянин, как гражданин и как землянин - т. е. житель Земли. Он постоянно находится среди людей: очень близких, родных - дома, в кругу друзей; на работе -среди сотрудников; в транспорте, на улице в другом городе, в другой стране - среди совсем незнакомых.
Как приобрести и сохранить умение вести себя «по-человечески» в каждой ситуации? Ведь понятие это значительно шире, чем просто культура поведения - должна быть установка общественного сознания.
Поведение - это образ жизни и действий человека; в нем проявляется сущность его личности, особенности характера, потребности, взгляды, желания. И все это, т. е. общая культура поведения, так или иначе проступает во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных [3].
В содержание концепта «культура сосуществования» входят и понятия «межнациональное и межконфессиональное согласие» [4]. Россия изначально складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Нам надо помнить, в стране проживает 193 народа и народности, говорящих на 171 языке, в школах страны преподается 89 национальных языков. Однако и для страны, и для всей планеты население России - это единый народ, единое общество.
Акцент следует сделать на том, что в каждой стране существуют свои правовые законы, правила, диктующие рамки поведения человека. Общими у них могут быть нормы и категории морали, которые можно отнести к общечеловеческим - «добро и зло», «совесть», «справедливость», «честность» и др. В этом главное различие понятий «культура поведения» и «культура сосуществования».
Мораль регламентирует поведение человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии.
Когда про человека говорят, что он сильный или умный, то это такие свойства, которые характеризуют его самого по себе, чтобы обнаружить их, он не нуждается в других людях. Но когда говорят, что он добрый, щедрый, любезный, то эти свойства обнаруживаются только в отношениях с другими людьми и описывают само качество этих отношений.
Человеческое общежитие поддерживается не только морально, но также и другими институтами: обычаем, правом, рынком и т. д. Все умения, навыки, формы деятельности человека связаны с общественным характером его бытия. Поэтому мало сказать, что мораль ответственна за человеческое общежитие, она ответственна за него в совершенно определенном смысле: для того, чтобы могло состояться общежитие как способ человеческого существования, необходимо принять его в качестве изначальной и безусловной ценности.
Мораль существует в форме закона, но это такой закон, который устанавливается самой личностью, ее свободной волей. Она воплощает в себе единство как индивидуального, личностного, так и всеобщего, объективного. Этот постулат подтверждает золотое правило нравственности: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе» (категорический императив И. Канта).
«Сосуществование» - это взаимоотношения между людьми разных национальностей, рас, возрастов, пола, конфессий; гражданами разных стран в одно и то же время как общественная, общечеловеческая норма поведения. Вполне правомочны и то, и другое понятия характеризовать в случае применения его к человеку как «культуру сосуществования», «культуру поведения», ведь функции культуры разнообразны: познавательная, информационная, коммуникативная, нормативная и др. Исходя из того, что культура - это совокупность достижений всего человечества в производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении, а «культурность» человека и его поведение взаимно связаны, также пра-
вомочно рассматривать культуру сосуществования как общественный императив.
Концепты и того, и другого понятий напрямую связаны с феноменом общественного сознания. «Общественное сознание» - это отражение общественного бытия, выраженное в языке, науке и философии; в произведениях искусства; в политической, правовой и нравственной идеологии, социальных нормах и воззрениях социальных групп, человечества в целом, т. е. это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
Но это не «сумма» сознаний отдельных личностей, а качественно особая духовная система, которая оказывает воздействие на каждого человека, на общественное бытие в целом.
Общественное сознание имеет свою структуру:
- по вертикали, это уровни: обыденное сознание; общественная психология; теоретическое сознание; идеология;
- по горизонтали, это формы: политическое сознание; правовое сознание; нравственное сознание; эстетическое сознание; мифологическое сознание; религиозное сознание; философское сознание; научное сознание.
В то же время понятие «общественное сознание» отличается от понятия «сознание общества». Формы общественного сознания различаются между собой по объекту отражения, а сознание общества и его формы (сознание народа, нации, других социальных групп) - по субъекту отражения, оно соотносимо со сферами жизнедеятельности людей.
Именно общественное сознание предъявляет «идеал» воспитания в наше сложное время, что очень важно для воспитательного процесса в вузе. Словарное определение воспитания трактуется так: «Целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют семья, государство и общественные институты, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации» [5].
В первую очередь, цель воспитания -социализация, т. е. «...процесс усвоения че-
ловеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование» [5, с. 1131].
Конечный результат такого процесса -«.воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности, воспитание социально компетентной личности; эмансипация, свободное развитие личности и др.» [6].
Впервые о социальной компетентности появились сведения в 1973 г. в американском «Педагогическом словаре»: воспитание - это .а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором он живет; б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития» [7, с. 14-15].
Формирование социальной компетентности - очень важный момент для воспитательного процесса в вузе. В основном акцент делится на три формы общественного сознания: политическое, правовое и нравственное, от которых зависят такие качества молодежи, как гражданственность, патриотизм, духовно-нравственная характеристика.
Молодежь в своем подростковом возрасте обладает, в основном, обыденным сознанием, которое формируется в процессе повседневной жизни людей как эмпирическое отражение действительности - это т. н. чувственно-эмпирический уровень. Состоит оно из общественной психологии (психология социальных групп; психология наций, народностей); психологии профессиональной; эмпирических знаний и народного художественного творчества, а формируется в семье, дошкольных учреждениях и школах, во дворах и т. п. В вузы молодые люди приходят, имея, зачастую, почти сложившийся уровень обыденного сознания и некоторые зачатки общественного.
В связи с этим главная задача воспитания в вузе - показать, как моральная основа,
политический стержень человека ставят его в определенные отношения с другими людьми, и организовать воспитательный процесс так, чтобы помочь студентам в осознании самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности [8].
Конечным результатом должно быть формирование у человека (по И.А. Зимней) компетенций, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения, а также компетенций, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы [9]. На наш взгляд, из них основные:
- компетенция ценно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры, науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны, религии;
- компетенция гражданственности:
знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
- компетентности здоровьесбереже-ния: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
- компетенция самосовершенствования; саморегулирование, саморазвитие, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком;
- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей; друзьями, партнерами; конфликты и их погашение; сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение: деловая переписка; бизнес-язык; коммуникативные задачи.
Эти компетенции должны стать основой формирования у молодежи культуры сосу-
ществования как одной из метакатегорий современности. «Мета» (от греческого - после, категория - общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания) [10].
Таким образом, культура сосуществования, на наш взгляд, - это характеристика состояния общества, состояния, сложившегося в результате целого ряда факторов:
- национальной политики государства, в т. ч. международной;
- приоритетов молодежной политики, основанных на национальном, культурном и конфессиональным многообразии;
- целенаправленной программы развития воспитания в системе образования страны и т. д.
В основу всей работы следует положить стратегические направления, определенные Президентом России в выступлении на заседании совета по межнациональным отношениям:
- укрепление России как уникальной мировой цивилизации; сохранение, сбережение характерной региональной специфики, этнокультурного и религиозного многообразия;
- укрепление гражданского единства многонационального народа России на основе позитивного опыта, накопленного в предыдущие десятилетия, но с учетом качественно новых подходов, учитывающих современное развитие общества, государства, развития в мире;
- гармонизация межнациональных отношений и предотвращение межэтнических конфликтов;
- обеспечение успешной интеграции и адаптации внешних и внутренних мигрантов, особую роль в чем должны играть национальные общины: оказывать мигрантам социальную поддержку и, главное, способствовать обучению их традициям и обычаям страны и того региона, куда они приезжают жить и работать [4].
Человеческие отношения и человечность отношений - очень близкие понятия. В одном из своих выступлений В.В. Путин сказал: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда во все времена исторически делало
нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [11].
Как можно в современном контексте понимать феномен концепта «Дух»? С.И. Ожегов практикует его так:
«Дух» - сознание, мышление, психические способности, начало, определяющее поведение, действия. «Духовность» - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов» [12, с. 185]. Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в духовную сферу, культуру, которую он находит и может усвоить с помощью образования и воспитания.
Это «врастание» не может быть только естественным, физиологическим процессом -это объект воспитательного воздействия.
Поддержание межнациональной гармонии, оперативное и грамотное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций, содействие диалогу между представителями различных общин, пропаганда толерантности должны стать приоритетными компонентами всей воспитательной работы с молодежью. По мнению А.В. Мудрика, воспитание можно (и нужно) рассматривать как «...общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т. д.». С этих позиций в сам концепт «воспитание» включаются:
- воспитание в широком социальном смысле (т. е. воздействие общества на человека или социализацию);
- воспитание в широком педагогическом смысле (в учебно-воспитательных учреждениях);
- воспитание в узком педагогическом смысле (формирование определенных качеств, взглядов, убеждений; нравственных качеств) [6].
Таким образом, воспитание - это конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.
Результатом воспитательной деятельности кроме усвоения и воспроизводства человеком культурных ценностей и социального опыта должна стать готовность его к созна-
тельной активности и самостоятельной творческой деятельности.
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989.
2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Р. Этика. М., 2004.
3. Мы живем среди людей: кодекс поведения / авт.-сост. И.В. Дубровина. М., 1989.
4. Путин В.В. Выступление на заседании совета по межнациональным отношениям // Российская газета. 2014. 3 июля.
5. Большой энциклопедический словарь. СПб., 2003.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2000.
7. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней. М., 2005.
8. Сластенин В.А. Воспитательный процесс как система. М., 2002.
9. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности. М., 2003.
10. Грядовой Д.И. Основы философских знаний. М., 2007.
11. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. // Российская газета. 2015. 4 декабря.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
1. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka / pod red. N.Yu. Shvedovoy. M., 1989.
2. Guseynov A.A., Apresyan R.R. Etika. M., 2004.
3. My zhivem sredi lyudey: kodeks povedeniya / avt.-sost. I.V. Dubrovina. M., 1989.
4. Putin V.V. Vystuplenie na zasedanii soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam // Rossiyskaya gazeta. 2014. 3 iyulya.
5. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar'. SPb., 2003.
6. Mudrik A.V. Sotsial'naya pedagogika / pod red. V.A. Slastenina. M., 2000.
7. Strategiya vospitaniya v obrazovatel'noy sisteme Rossii: podkhody i problemy / pod red. I.A. Zimney. M., 2005.
8. Slastenin V.A. Vospitatel'nyy protsess kak sistema. M., 2002.
9. Zimnyaya I.A. Ierarkhichesko-komponentnaya struktura vospitatel'noy deyatel'nosti. M., 2003.
10. Gryadovoy D.I. Osnovy filosofskikh znaniy. M., 2007.
11. Poslanie Prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyu 3 dekabrya 2015 g. // Rossiyskaya gazeta. 2015. 4 dekabrya.
12. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' Поступила в редакцию 8.12.2015 г.
russkogo yazyka. M., 1992.
UDC 378.1
FORMATION OF COEXISTENCE CULTURE: RELEVANT PROBLEM OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENTS' UPBRINGING
Raisa Mikhaylovna KULICHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Scientific Advisor of Pedagogic Institute, e-mail: [email protected]
The analysis of concept "coexistence culture" is given and relevance of formation of this type of culture in the conditions of higher educational institution upbringing is revealed. In the logic "from general to particular" the concept of notions "behavior", "morality", "spirituality", "social competence", "social interaction", "coexistence", "coexistence culture" are revealed. The competences which are referred to social interaction of a human and social sphere are revealed: competence of value-essential orientation in the world; competence of civicism; competence of health keeping; competence of self-improvement; self-regulation; self-development, personal and subject reflection; competence of social interaction; competence in communication. It is highlighted that these competences must become the basis for formation of coexistence culture among young people as one of meta-categories of modern world. The strategy directions of improvement of international relations, proposed by president V.V. Putin as the priorities of youth policy of state, based on national, cultural and confessional variety are given: the strengthening of Russia as unique world civilization, strengthening of civil unity of multinational people of the country, harmonization of international relations and prevention of ethic conflicts; provision of successful integration and adaptation of external and internal migrants. The priority components of educational work with youth, including propaganda of tolerance, assistance to dialogue among representatives of different communities, regulation of potential conflict situations are defined.
Key words: coexistence culture; upbringing; behavior; morality; social competence; student; national policy of state; international, confessional agreement.
DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-24-29