O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ВУЗАМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ КАДРОВ В ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ
У. Ф. Сабирова
DSc, доцент кафедры «Социология» Национальный университет Узбекистана
им. Мирзо Улугбека
М. Ж. Ганиева
Магистрант направлении «Социология» Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека
АННОТАЦИЯ
В статье исследуется важность и способы совершенствования сотрудничества между вузами и заказчиками кадров в процессе подготовки молодых специалистов. Работа рассматривает роль вузов в формировании компетенций у студентов, а также потребности рынка труда и ожидания работодателей. Авторы предлагают различные практические методики для улучшения взаимодействия между учебными заведениями и потенциальными работодателями, что позволит выпускникам получать качественное образование и быть более конкурентоспособными на рынке труда.
Ключевые слова: сотрудничество, ВУЗы, заказчики кадров, студенты, рынок труда, молодые специалисты
IMPROVING COOPERATION BETWEEN UNIVERSITIES AND PERSONNEL CUSTOMERS IN THE TRAINING OF YOUNG SPECIALISTS
U.F.Sabirova
DSc, Associate Professor of the Department of Sociology National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek
M.J.Ganieva Master of Sociology department National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek
ABSTRACT
The article explores the importance and ways to improve collaboration between universities and employers in the process of preparing young professionals. The work considers the role of universities in shaping students' competencies, as well as the
April 20, 2024
498
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
^ajonalUmversityofUzbekista^^^^^ra^
needs of the labor market and employers' expectations. The authors propose various practical methods to enhance the interaction between educational institutions and potential employers, allowing graduates to receive quality education and be more competitive in the labor market.
Keywords: cooperation, universities, personnel customers, students, labor market, young professionals
В современном мире, где конкуренция на рынке труда становится все более жесткой, важность совершенствования сотрудничества между вузами и заказчиками кадров в подготовке молодых специалистов не может быть недооценена. Эффективное взаимодействие между учебными заведениями и работодателями является ключевым фактором успешной адаптации выпускников к изменяющимся рыночным условиям и требованиям.
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются молодые специалисты, является разрыв между полученным образованием и требованиями рынка труда. Чтобы уменьшить этот разрыв, необходимо улучшить взаимодействие между вузами и работодателями. Вузы должны активно сотрудничать с предприятиями и организациями, адаптируя программы обучения к требованиям рынка труда и предоставляя студентам возможности для практики и стажировок. Заказчики кадров, в свою очередь, должны принимать активное участие в процессе подготовки специалистов, оказывая поддержку вузам и студентам, проводя мастер-классы и лекции, а также предоставляя возможности для последующего трудоустройства. Совершенствование сотрудничества между вузами и заказчиками кадров в подготовке молодых специалистов позволит улучшить качество образования, увеличить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и содействовать развитию экономики в целом. Исходя из этого, актуализировалась проблема моделирования процессов взаимодействия предприятий и образовательных учреждений в процессе подбора, найма и адаптации персонала организации, особенно при рассмотрении взаимодействия трех систем «Человеческие ресурсы» - «Образовательные услуги» - «Рынок труда» [1].
Какие социальные технологии используются в организациях совместно с вузами для подготовки и трудоустройства молодых специалистов? Для того чтобы понять это, необходимо рассмотреть взаимодействие нескольких социальных институтов, которые имеют отношение к подготовке и трудоустройству молодых специалистов.
499
April 20, 2024
O'zbekiston МУИу universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
Развитие идей социального действия хорошо отражаются в работе Ю.Хабермаса. Ю.Хабермас выражает понятие социального действия через четыре основных аспекта: телеологическое действие, стратегическое действие, драматическое действие и действие коммуникативное. Телеологическое действие - действие, направленное на достижение цели, применяя подходящие для этого средства. Драматическое действие, наоборот, не соотносится ни с индивидом, ни с какой-либо социальной группой людей. Оно лишь связано с участниками процессов взаимодействия, которые являются зрителями для каждого. Деятель формирует определенный образ самого себя для зрителей. Коммуникативное действие отличается от предыдущих тем, что действие непременно связано с интеракцией как минимум двух индивидов, которые, в свою очередь, обладают речью, которые способны к действиям, вступающих в межличностное отношение (вербально или невербально). Целью такого взаимодействия является желание взаимного понимания, координация собственных действий и планов, достижения согласия по поводу ситуации взаимодействия. В этом аспекте социального действия особую роль приобретает язык [2], [3].
А.В.Каплина и Н.В. Низов [4] подчеркивают, что одним из ключевых условий в новой системе синергетических отношений "вуз-предприятие" является наличие развитого информационно-коммуникационного пространства взаимодействия государства, науки, образования и бизнеса, позволяющего интегрировать потенциал субъектов в цели и приоритеты регионального развития. С.Ковалевич и Н.А.Леонюк [5] подчеркивают, что проектирование профессионального образования — это координационная деятельность социальных партнеров, объединяющая образовательные цели и интеграционные возможности вузов и базовых предприятий с практикой целеполагания на всех этапах обучения. Они отмечают, что это сочетается с практикой. Предлагаемая модель развития профессиональной карьеры студенческой молодежи характеризуется интеграцией научно-образовательной среды и базового предприятия, которая направлена на интеграцию различных опор образовательных, исследовательских и профессиональных аспектов в целевой подготовке будущих специалистов.
Особое внимание авторы уделяют вовлечению работодателей в процесс развития молодых специалистов в рамках реализации непрерывного взаимодействия с вузами. Так, Ф.Ахмедова [6] отмечает необходимость изменения траектории развития карьеры в учебном процессе с учетом реальных потребностей работодателей и запросов студентов. По мнению ученых, необходимо перенести момент организации обмена студентами -
April 20, 2024
500
O'zbekiston МУИу universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
работодателями на завершающий этап профессионального образования в вузах - профильный и строить учебный процесс с учетом не только потребностей субъектов обмена, но и перспектив развития профессиональной сферы. А.Аликориева [7] анализируют особенности разработки и внедрения отраслевых образовательных программ в учебный процесс. Различные цели подготовки каждого специалиста должны быть реализованы в индивидуальных траекториях в виде персональных тем курсовых, дипломных, практических занятий и стажировок.
Исходя из анализа социальной теории, можно сделать вывод, что существует множество взглядов на концепцию социального взаимодействия. Хотя одни рассматривают взаимодействие как социальный обмен и максимальную выгоду, а другие фокусируются только на субъективных и поведенческих аспектах, в основе концепции всегда лежат три основных элемента: два или более актора, целенаправленность действий и ориентация на поведение другого.
В данной работе под взаимодействием вузов и работодателей можно понимать согласованную сеть взаимодействия между компаниями и учреждениями высшего профессионального образования, учитывающую потребности и интересы друг друга, с целью повышения эффективности обучения и удовлетворения спроса на профессиональные квалификации на рынке труда. Процесс взаимодействия строится на двусторонних отношениях.
Связь между вузами и заказчиками кадров является важным и взаимовыгодным отношением. Вузы выпускают профессионалов с высшим образованием и подготавливают их для рынка труда, в то время как заказчики кадров - это организации и предприятия, которым необходимы высококвалифицированные специалисты [8].
Процесс взаимодействия между вузами и заказчиками кадров может происходить следующим образом:
• Партнерство и сотрудничество. Часто вузы и заказчики кадров заключают партнерские соглашения и сотрудничают друг с другом. Вузы могут предлагать заказчикам кадров стажировки для студентов, проводить совместные проекты или программы обучения. Это позволяет заказчикам получить доступ к молодым и перспективным специалистам, а вузам -обратную связь от работодателей, что позволяет им адаптировать свои программы обучения к требованиям рынка труда.
• Практика и стажировка. Вузы часто организуют практику и стажировку для студентов у заказчиков кадров. Это помогает студентам приобрести практические навыки и опыт работы в реальной среде, а заказчикам
April 20, 2024
501
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi National University of Uzbekistan_Transformation of the Social Landscape and Social Structures of the Modern World
- возможность оценить потенциал студентов и, возможно, предложить им дальнейшую работу.
• Размещение вакансий и подбор персонала. Многие вузы предлагают своим студентам доступ к базам данных с вакансиями от заказчиков кадров. Это позволяет студентам найти работу в соответствии с их образованием и желаниями. Заказчики кадров, в свою очередь, могут размещать вакансии на специализированных платформах вузов и получать доступ к высококвалифицированным выпускникам.
• Участие в образовательном процессе. Некоторые заказчики кадров могут принимать участие в организации образовательного процесса в вузе. Они могут приглашать преподавателей на лекции и семинары, проводить мастер-классы или даже спонсировать образовательные программы. Это позволяет заказчикам влиять на теоретическую и практическую подготовку будущих специалистов [9].
Система взаимодействия работодателей и представителей сферы образования пока еще недостаточно эффективна. Несмотря на то, что молодые специалисты становятся все более востребованными на рынке труда, большинство компаний не рассчитывает, что полученные в вузе знания позволят выпускникам сразу включиться в работу. Бакалавр, выпускаемый из вуза, воспринимается работодателем как исходный материал для подготовки полноценного специалиста, а полученные в вузе знания рассматриваются как база для дальнейшего обучения. По мнению работодателей, для того, чтобы бакалавр превратился в полноценного специалиста, потребуется несколько лет. Дополнительное обучение рассматривается, как дополнительная возможность сформировать его в соответствии с собственными требованиями, обучив специфике работы и прививая элементы корпоративной культуры [10].
Таким образом, постоянное совершенствование сотрудничества между вузами и заказчиками кадров в подготовке молодых специалистов необходимо для обеспечения качественной подготовки будущих специалистов, адаптированных к требованиям современного рынка труда и способных эффективно решать профессиональные задачи.
RЕFЕRЕNСЕS:
1. Sabirova U. Foreign experience of university-enterprise cooperation: the development of a communicative environment //Thematics Journal of Social Sciences. - 2021. - Т. 7. - №. 5.
502
April 20, 2024
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
National^niversityof^zbekistan^^^TranSiOrmStiOn
2. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1993. №4. С.45. https://revolution.allbest.ru/management /00842873_0.html
3. Хусанова Хайринисо Тайировна. Тенденции развития системы социальной защиты в узбекистане. 2021-05-02. Том 3 № 3 (2020): Журнал социальных исследований.
4. Каплина А.В., Низов Н.В. Организационно-информационная платформа развития кадрового потенциала в системе отношений "ВУЗ-бизнес" // Вестник Академии знаний. 2019. №2 (31). С. 114-120. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=3824733 (дата обращения: 19.07.2022);
5. Ковалевич М.С., Леонюк Н.А. Модель профессионально-карьерного развития студенческой молодёжи в условиях дуального высшего образования: синергетический подход // Высшая школа. 2021. №4. С. 37-41. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/274576 (дата обращения: 19.07.2022).
6. Akhmedova F. Professional Education Pharmaceutical Personnel in Uzbekistan //Eastern European Scientific Journal. - 2018. - №. 6.
7. Аликариева А.Н. Социальные факторы повышения качества подготовки кадров высшей квалификации//Социология фанлари" (www.tadqiqot.uz\soci) электрон журнали. 4 жилд, 1 сон. - Тошкент, 2021. - Б. 35-47. №1 (2021) DOI http://dx.doi.org/10.26739/2181-9556-2021-1.
8. Заитов Э.Х. Институционал муассаса битирувчиларини жамиятга ижтимоийлашувининг устувор йуналишлари//Журнал социальных исследований. - 2020. - №. SI-1.
9. Ernazarov B. Avlodlar almashinuvidagi yosh klasifikatsiyasining sosiologiyadagi ahamiyati //News of UzMU journal. - 2024. - Т. 1. - №. 1.2. 1. - С. 261-265.
10. Kholbekov A.J. "Jamiyat ijtimoiy sohasi" tushunchasiga doir. // "Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi" mavzusidagi xalqaro ilmiy-amaliy konferentsiya materiallari tuplami (Toshkent sh., 25-may 2023.). -Toshkent : UzMU. - B/ 53-56.
503
April 20, 2024