O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЖЕНЩИН КАЗАХСТАНА
Р. С. Саликжанов
Кандидат социологических наук, доцент Евразийский национальный университет им.Л.Н.Гумилева
Астана, Казахстан
К. Э. Джамангулов
Кандидат социологических наук, доцент Евразийский национальный университет им.Л.Н.Гумилева
Астана, Казахстан
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются данные эмпирического исследования проведенного среди женщин Казахстана. В рамках масштабного исследования изучались различные аспекты жизнедеятельности женщин. Для анализа выбраны аспекты социального самочувствия женщин.
Ключевые слова: социальное самочувствие, женщины Казахстана, анкетный опрос.
SOCIAL WELL-BEING OF WOMEN IN KAZAKHSTAN
R.S.Salikzhanov
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Eurasian National University named after L.N. Gumilyov Astana, Kazakhstan
K.E.Jamangulov Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Eurasian National University named after L.N. Gumilyov Astana, Kazakhstan
ABSTRACT
The article analyzes data from an empirical study conducted among women in Kazakhstan. As part of a large-scale study, various aspects of women's life were studied. Aspects of women's social well-being were selected for analysis.
Keywords: social well-being, women of Kazakhstan, questionnaire survey
517
April 20, 2024
O'zbekiston МУИу universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
Понятие «социальное самочувствие» широко используется многими отраслями научного знания - социологией, психологией, социальной антропологией, философией и др. Каждая из них рассматривает социальное самочувствие под своим специфическим углом зрения, существенно расширяя и обогащая его проблемные рамки. В то же время многообразные дисциплинарные исследования данного явления порождают различия в подходах к трактовке понятия «социальное самочувствие», умножая количество и качество его характеристик. На наш взгляд, социальное самочувствие как эмоционально-ценностная форма сознания проявляется в результате субъективного переживания людьми своего состояния и изменяется под воздействием внутренней структуры личности, а также окружающей социальной среды. «Люди порой не знают, - пишет Д. Канеман, - что чувствуют, или не помнят, что чувствовали, но даже если они знают и помнят это, ученые не в состоянии определить, каким образом на описание переживания влияет само переживание. Следовательно, не знают точно, как интерпретировать утверждения испытуемых. Все это говорит о том, что научные исследования субъективного переживания - дело нелегкое» [1, с. 90].
Российский социолог Д. Рогозин выявляет восемь компонентов социального самочувствия, к ним относятся: работа, материальное положение, возраст, семья, личные желания, социальный статус, государство, образование. Он пишет: «Безусловными лидерами по частоте упоминаний оказываются "работа" и "материальное положение". Второй эшелон составляют сразу три концепта: "возраст", "семья" и "личные желания, устремления"» [2, с. 99].
По мнению исследователя Л.Михайловой, «социальное самочувствие детерминировано множеством факторов, прежде всего социального, но вместе с тем и личностного характера. Оно зависит от здоровья, обустроенности семьи, жизни и быта, от характера и качества включенности в социальную жизнь во всех ее сферах, от степени удовлетворенности социальными благами, доступными для пользования, а также от восприятия и отношения к вышеназванным и другим факторам. В его основе эмоциональное восприятие своего «Я» и бытия, которое формирует отношение к себе, к другим людям, к обществу и делу, которым человек занимается [3, с. 46].
Социолог П.Козырева раскрывает индекс социального самочувствия в качестве взаимосвязанных трех компонентов: индекса удовлетворенности и стабильности существования, индекса статусно-престижной идентичности (самооценки), индекса самооценки состояния здоровья [4, с. 35]. Таким образом, в теоретическом плане, мы исходим из того, что социальное самочувствие выступает одним из ведущих показателей состояния общества,
April 20, 2024
518
O'zbekiston MiШy universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
его различных социальных групп и отдельных людей и в этом солидарны с И.Осинским и З.Бутуевой [5, с. 23]. Оно фиксирует эмоциональный уровень отношений людей, групп и общества в целом, их положение в социальной структуре, степень включенности в систему общественных отношений.
В феврале-марте 2024 года с целью определить состояние социального самочувствия и соблюдения трудовых прав женщин в Казахстане, исследовательским коллективом кафедры социологии ЕНУ им.Л.Н.Гумилева был проведен опрос среди женщин страны. Заказчиком исследования была Федерация профсоюзов Республики Казахстан. Задачи исследования включали: выявить оценки социального самочувствия респондентов и определить мнения женщин по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.
В данной статье нами анализируются только те вопросы, которые связанны с социальным самочувствием женщин. Следует признать, что в современном казахстанском обществе социальный комфорт женщины является основой социальной активности на которую, в свою очередь, влияют индикаторы социального самочувствия.
Дизайн выборки для проведения исследования: объем выборочной совокупности - 2001 человек женского пола. Из них 1000 человек опрошены из домохозяйств. При осуществлении случайного отбора респондентов размер выборки в 1000 человек обеспечит уровень точности ± 4% (с доверительным интервалом в 95%). Другие 1001 человек должны быть членами профсоюзов из организаций, предприятий и учреждений, где также необходимо соблюсти принцип случайного отбора.
Учитывая пенсионный возраст женщин РК, возраст респондентов, подлежащих опросу составит от 18 до 60 лет включительно. Таким образом, генеральная совокупность, то есть женщин в возрасте 18-60 лет на начало 2023 г. по всей стране составила 5 369 528 человек. Из них количество жительниц городов составила 3 479 142 человек (64,8%), сельских жителей - 1 890 386 человек (35,2%). Объемы выборочной совокупности по регионам пропорциональны. Больше всего женщин было опрошено в Алматы - 250 человек, в Туркестане - 186 человек и в Астане - 156 человек. Меньше всего в области Улытау - 22 человека. Для формирования национальной выборки была предложена методика многоступенчатой кластерной стратифицированной выборки. Формирование страт. В выборке настоящего исследования число страт равна числу ПЕО. Для формирования страт в первую очередь необходимо выделить те ПЕО, которые из-за своего большого размера попадают в выборку с вероятностью единица. То есть, размер которых больше или равен Ма, где N - генеральная совокупность, а - число отбираемых ПЕО. N в исследовании
April 20, 2024
519
O'zbekiston Milliy universiteti
NationaiuniversityifUzbekisiaL
Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi Transformation of the Social Landscape and Social Structures of the Modern World
равен 5 369 528 человек, a = 87. Таким образом, в выборку гарантированно попадают ПЕО с населением от 61 750 человек и выше. То есть в выборку попадают областные центры и три города, имеющие статус региона. Все эти ПЕО представляют в выборке только самих себя, то есть являются саморепрезентирующими. Остальные страты формируются из ПЕО, которые не попали в число саморепрезентирующих. В настоящей выборке в качестве параметра стратификации используется села. Далее по каждому району такие села объединяются в одну страту для последующего отбора.
Отбор ПЕО в стратах. Данный отбор проводится с вероятностью, пропорциональный размеру (PPS отбор). Для отбора домохозяйств будет применена маршрутная выборка. Шаг отбора рассчитывается для каждого населенного пункта в зависимости от количества домохозяйств. Отбор респондентов в домохозяйстве будет осуществлен по правилу последнего дня рождения. Временные рамки сбора данных: опрос проведен с 22 февраля по 15 марта 2024 года. В результате общий объем выборочной совокупности составил 2001 респондентов женского пола из всех 20 регионов Республики Казахстан. По типу поселения доля опрошенных городских жителей составила 65%, сельских - 35%, что почти (с разницей по 2,8%) соответствует численности населения Республики Казахстан по типу местности (62,2% и 37,8% соответственно). По семейному положению почти 2/3 опрошенных женщин замужем, см. рисунок 1. Доли незамужних и разведенных по 13,6% и 13,3% соответственно. Доля вдов составила около 5%.
68,3%
Замужем
13,6%
Не
замужем
13,3%
4,8%
120 100 80 60 40 20 0
Разведена Вдова
18 21 24 27 30 33 36 39 42 45 48 51 54 57 60 63 Возраст, лет
Рис. 1. Семейное положение респондентов.
Рис. 2. Распределение респондентов по возрасту
Средний возраст опрошенных женщин составил 40,5 лет. Модальный (самый частый) показатель составил 38 лет, стандартное отклонение 10,2 года. Можно отметить, что такая средняя не является типичной и ближе к 38 годам. На рисунке 3 представлено распределение респондентов по возрасту. По
April 20, 2024
520
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi National University of Uzbekistan_Transformation of the Social Landscape and Social Structures of the Modern World
уровню образования (Рисунок 3) превалируют респонденты с высшим образованием (почти 61%). На втором месте по частоте женщины с средним профессиональным образованием (27,5%).
60,9%
Среднее Среднее Высшее Послевузовское
профессиональное
Рисунок 3. Респонденты по уровню образования
С целью измерения социального самочувствия женщин Казахстана был задан вопрос «Насколько Вас устраивает жизнь, которую вы сейчас ведете?», см. рисунок 4. Каждую вторую опрошенную устраивает собственная жизнь. Нейтральную оценку дала каждая третья женщина: 35,2% дали ответ, что отчасти устраивает их жизнь. Тех, кого жизнь не устраивает, мало - 7,1%. По типу поселения лучше обстоят дела в городах (почти 55%), чем с селах (48,2%).
52,2%
35,2%
В целом устраивает
Отчасти устраивает
В целом 54,9%
устраивает 48,2%
Отчасти 33,7%
устраивает 37,0%
7,1% 5,5%
в В целом не ■ 6,1% ■ Город
В целом не Затрудняюсь устраивает 8,8% ■ Село
устраивает ответить
Рисунок 4. Насколько Вас устраивает жизнь, которую вы сейчас ведете?
Каждая вторая женщина (49,4%) в Казахстане считает, что жизнь за последние 2 года не претерпела изменений, см. рисунок 6. Об улучшении отметили 29,4%, об ухудшении - 12% женщин. Имеются статистически
521
April 20, 2024
O'zbekiston MiШy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
значимые различия в ответах по типу поселения: горожане более позитивно оценивают изменения, чем жители сел (31,8% и 26,1% соответственно). По мнению сельских женщин, жизнь за последние годы не меняется. По возрастным группам лица 18-35 лет склонны более позитивно оценивать изменения (34,3% отметили об улучшении). В остальных двух возрастных группах оценки по 27,8% и 26,3% соответственно. Из важных жизненных проблем в первую тройку вошли: низкая заработная плата/пенсия, недостаток денег и жилищный вопрос (см.рисунок 5).
Низкая заработная плата / пенсия 59,7%
Недостаток денег 58,2%
Жилищная проблема 54,5%
Образование детей 40,1%
Низкий размер пособий 34,8%
Низкий уровень собственной безопасности 19,7%
Собственное образование 16,0%
Проблемы во взаимоотношениях в семье ^■ 11,7% Проблемы в отношениях с коллегами I Проблемы в отношениях с руководителем Проблем нет Проблемы со здоровьем, медобследованием I
Рисунок 5. Важные жизненные проблемы? Ответы ранжированы В разрезе по возрастным группам жилищная проблема сильно волнует молодежь (почти 59%), см. данные таблицы 1. Низкие зарплаты и пенсии (65,3%), а также недостаток денег (61,1%) больше волнуют старшее поколение. А образование детей (43%) и недостаток денег (60,5%) чаще отметили женщины зрелого возраста. Про пособия чаще отметили те, кто не заняты, не трудоспособны (55,3%).
Таблица 1.
Укажите, какие есть у Вас важные жизненные проблемы?
Ответы по возрастным группам
18 - 35 36 -49 50 -63
Жилищная проблема 58,9% 54,8% 46,1%
Низкая заработная плата / пенсия 57,8% 58,0% 65,3%
Образование детей 39,6% 43,0% 34,9%
Недостаток денег 52,7% 60,5% 61,1%
522
April 20, 2024
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi National University of Uzbekistan_Transformation of the Social Landscape and Social Structures of the Modern World
Собственное образование 19,1% 15,2% 13,3%
Проблемы в отношениях с руководителем 3,2% 5,0% 7,3%
Среди общественных проблем на первом месте высокие цены, которую отметили 2/3 женщин Казахстана, см. рисунок 6. На втором месте - низкое качество медицинского обслуживания (58,6%), на третьем - коррупция в обществе (50,3%).
Высокие цены
Низкое качество медицинского обслуживания
Коррупция Безработица Экологические проблемы Качество образования Благоустройство населенного пункта Преступность Рост семейно-бытового насилия Распространение нетрадиционных религии, течений, сект Снижение уровня культуры общества
63,0%
58,6%
50,3%
35,9% 33,8%
Рисунок 6. Важные общественные проблемы, в % Для жителей городов более актуальны проблемы коррупции (52,6%), экологии (36,5%), преступности (27,8%), роста семейно-бытового насилия (25%) и снижение уровня культуры общества (21,4%). Сельские женщины почти в два раза больше отметили проблему безработицы (52%). По возрастным группам молодых девушек и женщин чаще беспокоит безработица (40,1%) и рост семейно-бытового насилия (25,7%). Женщин предпенсионного возраста - снижение культуры (21,8%) и распространение нетрадиционных религий и сект в обществе (26%). По мнению опрошенных наиболее актуальными направлениями работы для улучшения их положения являются: повышение заработной платы (57,5%), создание условий для развития (47,8%), повышение финансовой грамотности (46,5%), психологические консультации (39,5%) и улучшение условий труда (38,1%), см. рисунок 7.
523
April 20, 2024
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
^atianaTUniversity^fUbekstan
Повышение заработной платы 57,7%
Создание условий для развития 47,8%
Повышение финансовой грамотности 46,5%
Психологическая консультация ^■ 39,5%
Улучшение условий труда ^■ 38,1% Защита трудовых прав ^■ 34,7% Тренинги по семейным отношениям Переподготовка Охрана труда Обучение домашнему хозяйству
Рисунок 7. Наиболее актуальные направления работы среди женщин для улучшения их положения. Ответы ранжированы
Имеется связь между ожиданиями женщин и типом их поселения. Психологическую консультацию, повышение финансовой грамотности, защиту трудовых прав, тренинги по семейным отношениям и повышение заработной платы чаще отметили жительницы городов. Для сельских женщин актуально обучение домашнему хозяйству и курсы по переподготовке. Вне зависимости от места жительства женщинам важно иметь условия для развития. Этот вариант ответа практически одинаков как для городских, так и для сельских респондентов. В качестве выводов, нам хотелось бы отметить:
-ТОП 5 жизненных проблем женщин Казахстана составляют низкая заработная плата /пенсия, недостаток денег, жилищная проблема, образование детей и низкий размер пособий;
-можно заметить, что три проблемы из пяти связаны с деньгами; -среди общественных проблем на первом месте высокие цены, которую отметили 2/3 женщин Казахстана;
-далее замыкают ТОП 5 низкое качество медицинского обслуживания, коррупция, безработица и экологические проблемы.
Улучшение своего положения опрошенные женщины связывают: -с повышением заработной платы, созданием условий для развития, повышением финансовой грамотности, психологическими консультациями и улучшением условий труда;
-психологическую консультацию, повышение финансовой грамотности, защиту трудовых прав, тренинги по семейным отношениям и повышение
524
April 20, 2024
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi National University of Uzbekistan_Transformation of the Social Landscape and Social Structures of the Modern World
заработной платы чаще отметили жительницы городов и те, кто состоят в штате;
-для сельских женщин актуально обучение домашнему хозяйству и профессиональные курсы по переподготовке.
REFERENCES
1. Гилберт Д. Спотыкаясь о счастье. - М.: Альпина Палбишер, 2015. - 320 с.
2. Рогозин Д. М. Тестирование вопросов о социальном самочувствии // Социальная реальность. - 2007. - № 2. - С.97-113.
3. Михайлова Л. И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социологические исследования. - 2010. - № 3. - С.45-50.
4. Козырева П. М. Социальная адаптация населения России в постсоветский период // Социологические исследования. - 2011. - № 6. - С.24-36.
5. Осинский И. И., Бутуева З. А. Социальное самочувствие: понятие, факторы формирования и показатели измерения // Вестник БГУ. 2015. №14. С. 23.
525
April 20, 2024