да обучения. Применение художественных практик в процессе освоения предметов гуманитарного, социокультурного и естественно-математического циклов способствует более глубокому постижению предметного содержания, открывает новые перспективы творческого развития личности;
- в национальных образовательных системах гармонично сочетаются монокультурная и поликультурная модели художественного образования. В содержании образования широко представлены культуры титульных наций, а также иных народов, проживающих на территориях стран СНГ. Созданы условия для сохранения и дальнейшего развития самобытных культур национальных меньшинств.
Реализация проекта стала значимым вкладом в процесс формирования модели единого художественно-образовательного пространства стран СНГ. В ходе исследования установлены общие подходы к художественному образованию, выявлены основные направления его дальнейшего развития:
- совершенствование правового поля и инфраструктуры художественного образования;
- повышение уровня доступности художественного образования для всех категорий населения;
- установление баланса между сохранением культурных традиций и инновационным развитием художественного образования;
- усиление внимания к социокультурному измерению художественного образования.
По итогам реализации проекта подготовлены интегративные рекомендации, направленные на дальнейшее развитие художественного образования в странах СНГ.
Н. Г. Еленский, Т. В. Лисовская
Совершенствование содержания специального образования с учетом инклюзивных подходов
С 1995 г. в Республике Беларусь осуществляется целенаправленная работа по развитию и совершенствованию интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, их включению в совместный со здоровыми сверстниками образовательный процесс, досуговую, культурную, спортивную, творческую деятельность. В 2011/2012 уч. г. в учреждениях общего среднего образования функционируют около 6000 интегрированных классов, более чем 1760 интегрированных групп насчитывается в учреждениях дошкольного образования, что составляет более 62 % детей с ограниченными возможностями.
295
В Республике Беларусь готовится правовая база для инклюзивного образования. Подготовлен проект Закона Республики Беларусь о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Осуществляется большая работа в рамках подготовки к присоединению Республики Беларусь к данной конвенции. Предпринимаются некоторые первоочередные меры по развитию инклюзивных процессов в образовании. В 2011 г. в Национальном институте образования разработан проект Концепции реализации инклюзивного образования в Республике Беларусь, обсуждаются индикаторы качества инклюзивного образования в России, Казахстане и Беларуси.
С 2011/2012 уч. г. началась реализация республиканского экспериментального проекта «Апробация модели ресурсного центра в учреждениях специального образования», в котором участвуют 6 учреждений специального образования. Основная задача таких ресурсных центров - оказание помощи педагогам, родителям, детям, работающим и обучающимся в интегрированных условиях.
На современном этапе в нашем государстве осуществляется переход от физической составляющей интеграции к её социальной составляющей. Сам факт включения ребёнка с особенностями психофизического развития в обычную образовательную среду является лишь первым шагом осуществления его социальной интеграции.
Инклюзивное образование не равняется интегрированному обучению и воспитанию. В настоящее время у нас имеется ряд ограничений, которые не в полной мере соответствуют идее инклюзивного образования.
Одной из задач совершенствования специального образования является научное обоснование и разработка соответствующего программно-методического обеспечения образования с учетом инклюзивных подходов.
Для оптимизации процесса инклюзии необходимо соответствующее содержание образования, направленное на существенное повышение качества, гибкости и актуальности совместного обучения и воспитания, в которую включены обычные дети и дети с особенностями психофизического развития, которое бы создавало высокую мотивацию всем обучающимся и предпосылку для успеха в последующей жизни, а также вносило существенный вклад в дело развития гуманного, основанного на равноправии, общества.
Инклюзивное развитие образования в современном обществе может быть достигнуто путем единого программно-методического обеспечения образовательного процесса, применения на практике новых образовательных, учебных, коррекционных программ, что значительно расширит возможности обучающихся с особенностями психофизического развития, педагогов общего среднего образования, а также родителей детей с особенностями психофизического развития.
296
Формирование содержания специального образования в Беларуси опирается не только на известные дидактические принципы (научности, системности и т. д.), но и на такие, как: гуманистичность, обеспечивающая приоритет психического здоровья и индивидуального развития перед экстенсивным накоплением знаний; ступенчатость, заключающаяся в линейно-концентрическом структурировании содержания образования, позволяющем лицам с особенностями психофизического развития осуществлять постепенное восхождение от незнания к знанию; компетентностная направленность как способ проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой.
Наряду с принципами формирования содержания образования разработана система критериев оценки качества отбора содержания специального образования: соответствие содержания целям специального образования; практическая значимость содержания образования; соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста с особенностями психофизического развития и др.
В этих условиях основными направлениями совершенствования содержания образовательных программ специального образования для лиц с особенностями психофизического развития на уровне общего среднего образования являются:
- корректировка структуры и содержания образовательных программ специального образования на основании образовательных стандартов, содержания общего среднего и специального образования;
- корректировка содержания образования с учетом закономерностей психолого-физиологического развития детей, особенностей их психофизического развития;
- обеспечение соответствия содержания образования новым современным требованиям по формированию компетенций, направленных на воспитание потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания, развитие ученика как личности и субъекта деятельности;
- ориентация содержания образования на использование учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий;
- обеспечение гуманизации содержания образования, вариативности содержания, форм и методов обучения, возможностей и права выбора в процессе обучения индивидуальной программы обучения;
297
- ориентация содержания образования на социализацию лиц с особенностями психофизического развития, воспитание уважения к национальной и другим культурам.
Таким образом, новая образовательная политика - политика инклюзивного образования - требует совершенствования содержания образования, которое бы создавало высокую мотивацию всем обучающимся и предпосылку для успеха в последующей жизни, а также вносило существенный вклад в дело развития гуманного, основанного на равноправии, общества.
Ожидаемые социальные показатели внедрения результатов научных поисков заключаются в совершенствовании качества подготовки обучающихся с особенностями психофизического развития и обеспечения конкурентоспособности и востребованности выпускников с особенностями психофизического развития на рынке труда.
Для специального образования разрабатываются новые и корректируются имеющиеся программы специального образования на основе создания единого программно-методического обеспечения для систем основного и специального образования и с учетом инклюзивных подходов в образовании. Это позволит повысить качество жизни и интеграции в обществе лиц с особенностями психофизического развития.
Н. В. Журавская, И. Ю. Асмолов
Практико-ориентированное обучение как детерминанта компетентностной парадигмы отечественного высшего профессионального образования
«Простое накопление знаний вредно: знание должно вести к действию...»
И.-Г. Песталоцци
Одним их превалирующих факторов модернизации российской высшей школы становятся качественно новые подходы к формированию приемов, способов и методов подготовки будущего высокопрофессионального специалиста, прогнозируемым результатом которых должны стать высокая личная культура и оперативная мобильность, деловая самостоятельность и профессиональная конкурентоспособность, а также и творческая инициатива.
В условиях новой образовательной парадигмы видоизменяется не только специфика, но и сущность самой учебной деятельности. Ведь среди причин, вызвавших кризис отечественных перманентных обучающих методик, специалистами и работодателями выделялось и то, что в современных условиях реновация информации происхо-
298