Научная статья на тему 'Образовательная политика Республики Беларусь в области инклюзивного образования'

Образовательная политика Республики Беларусь в области инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1999
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ЛИЦА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / INTEGRATED EDUCATION AND TRAINING / PERSONS WITH SPECIAL NEEDS / SPECIAL EDUCATION / CONCEPT OF INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Змушко Антонина Михайловна

В статье описывается состояние дел в сфере специального образования Республики Беларусь, меры, предпринимаемые для развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, предпосылки развития инклюзивного образования и предполагаемые результаты его внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational policy of the Republic of Belarus in the field of inclusive education

The article describes the state of affairs in the field of special education in the Republic of Belarus. It also describes the measures taken to develop inclusive education of persons with special needs, preconditions for the development of inclusive education, and the expected outcomes of the inclusive education implementation

Текст научной работы на тему «Образовательная политика Республики Беларусь в области инклюзивного образования»

Воспитание, развитие и

социализация личности

А. М. Змушко

(г. Минск, Беларусь)

Образовательная политика республики Беларусь

в области инклюзивного образования

В статье описывается состояние дел в сфере специального образования Республики Беларусь, меры, предпринимаемые для развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, предпосылки развития инклюзивного образования и предполагаемые результаты его внедрения.

Одной из тенденций в образовании Республики Беларусь в последние годы является распространение инклюзивных процессов в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития.

В Республике Беларусь немало внимания уделяется вопросам образования лиц с особенностями психофизического развития. Обеспечен почти стопроцентный охват специальным образованием и коррекционно-пе-дагогической помощью детей с особенностями психофизического развития, состоящих на учете в банке данных о детях с особенностями психофизического развития, который ведется в нашей стране с 1999 года и ежегодно обновляется. В последние годы констатируем как увеличение в целом количества детей с особенностями, состоящих на учете в банке данных, так и возрастание количества детей отдельных категорий, которые ранее не были в центре внимания (например, детей с аутизмом]. Появляются новые категории детей с особенностями, например, дети с кохлеарны-ми имплантами. Одно лишь увеличение количества детей с особенностями и возросшее разнообразие этих особенностей требуют разнообразия условий и вариантов для получения ими образования.

В последние десятилетия в Республике Беларусь образование лиц с особенностями психофизического развития характеризуется следующими чертами. Создана система кор-

рекционно-педагогической помощи детям с легкими нарушениями в развитии. Признано за всеми без каких-либо исключений и ограничений детьми право на образование и предоставлена возможность обучаться. Создана система образования для детей с тяжелыми и (или] множественными физическими и (или] психическими нарушениями (научное и учебно-методическое обеспечение, сеть учреждений образования]. Сформирована система ранней комплексной помощи детям с проблемами в развитии в возрасте до трех лет. Предоставлена возможность получать специальное образование не только в условиях учреждения специального образования, но и в условиях общеобразовательного учреждения -развитие получило интегрированное обучение и воспитание.

Система специального образования вышла из тени, она рассматривается как равноправная и равноценная часть системы образования. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании специальное образование -один из видов образования наряду с основным и дополнительным образованием [1]. Обучающиеся с особенностями психофизического развития расцениваются как равноправные участники образовательного процесса, формируется толерантное отношение к лицам с особенностями как в системе образования, так и в широком обществе.

Все эти характеристики системы специ-

ального образования нашей страны и сегодня не утратили актуальности и являются прогрессивными и современными. Инклюзивное образование привносит существенную новизну в образование, оно предполагает сформированное положительное отношение ко всем участникам образовательного процесса, готовность (организационную, психологическую, методическую] как учреждения образования, так и каждого педагогического работника к принятию любого обучающегося; владение методами работы с обучающимися с разными образовательными потребностями; более полное включение детей с особенностями в общеобразовательный процесс и т.д.

В Республике Беларусь разработана и утверждена Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития [2]. Принятие данной Концепции означает важный шаг, приближающий нас к мировым стандартам в сфере специального образования. В Концепции заявлено о широком понимании инклюзивного образования, о распространении его в отношении всех обучающихся с особыми образовательными потребностями. Вместе с тем констатируется, что система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства.

Наиболее актуальным в нашей стране инклюзивное образование является для лиц с особенностями психофизического развития, что обусловлено следующими факторами:

- разнообразием и вариативностью образовательных потребностей лиц с особенностями психофизического развития;

- продолжительной практикой обучения и воспитания их в учреждениях специального образования, что может быть расценено как сегрегация, институционализация;

- остро выраженной потребностью в создании адаптивной образовательной среды для них в учреждениях образования;

- обучением значительной части лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам не основного, а специального образования.

Инклюзивное образование не рассматривается как особый вид или уровень образования, это новая организация образовательного процесса. Инклюзивное образование осу-

ществляется на всех уровнях основного и дополнительного образования. Важным является то, что для каждого обучающегося создаются специальные условия и все обучающиеся учатся вместе. В Концепции отмечается, что инклюзивное образование не является единственно возможной организацией получения образования обучающимися с особенностями психофизического развития. В сущности, это увеличение количества возможностей для получения образования, расширение права выбора. Сегодня оно существует и развивается параллельно с функционированием учреждений специального образования, интегрированным обучением и воспитанием.

В Концепции дано определение ряда терминов, имеющих значение для развития инклюзивного образования: адаптивная образовательная среда, специальные условия, класс инклюзивного образования, группа инклюзивного образования, особые образовательные потребности, психолого-педагогическое сопровождение класса инклюзивного образования (группы инклюзивного образования] и др. В Концепции инклюзивное образование определяется как обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся.

Концепция определяет цели, задачи, принципы развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития. В качестве основных принципов, на которых базируется инклюзивное образование, определены следующие: системности, комплексности, доступности, вариативности и учета особых образовательных потребностей, толерантности. В Концепции перечислены приоритетные направления, в которых необходимы преобразования, а также механизмы осуществления инклюзивного образования по каждому из них. Так, необходимы, согласно Концепции, изменения в нормативной правовой базе, научно-методическом обеспечении образования. Появляется специфика в реализации образовательных программ основного и дополнительного образования. Возникают новые функции у учреждений специального образования и т.д.

Реализация Концепции рассчитана на 2015-2020 годы. Предполагается, что будут обеспечены равные права в получении образования и доступа к образованию для всех обучающихся; повысится качество образования и качество жизни всех обучающихся через раскрытие и развитие их духовно-нравственного потенциала, расширение возможностей социализации; максимально возможно будут включены обучающиеся с особенностями психофизического развития в образовательный процесс основного и дополнительного образования; будет сформирована толерантность в образовательной среде и социуме, и посредством этого произойдет упрочение социальных отношений, основанных на партнерстве, уважении, принятии различий. Произойдет ряд других преобразований, о которых заявлено в Концепции.

Несмотря на то, что Концепция ориентирована на развитие инклюзивного образования для одной, хотя и многочисленной категории обучающихся - лиц с особенностями психофизического развития, она имеет существенное значение в целом для системы образования. Во-первых, приводит в соответствие образование нашей страны с мировыми тенденциями и преобразованиями в образовательных системах, во-вторых, на примере наиболее уязвимой категории обучающихся показывает возможности достижения гуманистических целей образования, рассматривает лиц с особенностями психофизического развития как полноценных участников образовательного процесса, имеющих не только равные со всеми права на получение образования, но и ряд преимущественных.

В Республике Беларусь делается немало шагов по развитию инклюзивного образования, в системе образования нашей страны сформирован ряд предпосылок, которые позволяют прогнозировать успешность этого процесса.

Первой из таких предпосылок можно считать тот факт, что ребенок с особенностями психофизического развития не является необычным явлением, нежеланным гостем в обычной школе, обычном дошкольном учреждении. Большинство детей с особенностями психофизического развития и сегодня обучаются в учреждениях образования по месту их жительства. Имеются в виду дети с особенностями психофизического развития, которые обучаются по образовательным программам

основного образования и получают коррек-ционно-педагогическую помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи. Из общего количества детей с особенностями психофизического развития, состоящих на учете в банке данных, таких детей более 60 процентов.

В пунктах коррекционно-педагогической помощи проводится коррекционная (преимущественно логопедическая] работа с детьми с легкими нарушениями. То есть эти дети, которые временно входят в банк данных о детях с особенностями психофизического развития, обучаются в условиях обычного учреждения по основным образовательным программам. Таким образом, можно сказать, они уже находятся в инклюзивном образовании. Количество пунктов из года в год возрастает. В настоящее время практически в каждом втором детском саду, школе открыты пункты коррекционно-педагогической помощи.

В течение последних двух десятилетий важнейшим направлением государственной политики в сфере специального образования Республики Беларусь является развитие интегрированного обучения и воспитания. Интегрированное обучение и воспитание расценивается как значимый этап в развитии образования нашей страны. Данный этап характеризуется следующими основными чертами:

- обучение детей с выраженными нарушениями в обычных школах;

- возникновение новых учреждений образования (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации], структурных подразделений (пункт коррекционно-педагоги-ческой помощи];

- создание системы выявления и учета детей с особенностями психофизического развития. С 1999 года функционирует и ежегодно обновляется банк данных о детях с особенностями психофизического развития, что позволяет отслеживать количественный и качественный состав детей с особенностями, прогнозировать и планировать меры по развитию системы образования, оптимизации учреждений специального образования;

- большой охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью. В нашей стране 99,5% детей с особенностями психофизического развития, состоящих на учете в банке данных о детях с особенностями психофизического развития, получают специальное образование или кор-

рекционно-педагогическую помощь в зависимости от их потребностей;

- уход от полного государственного обеспечения детей с особенностями психофизического развития в интернатных учреждениях, что послужило одной из причин сокращения их количества;

- повышение роли и ответственности родителей в образовании: именно родители выбирают форму получения образования своими детьми;

- изменения в терминологии. Так, вместо аномальных детей у нас используется термин дети с особенностями психофизического развития, вместо умственной отсталости - интеллектуальная недостаточность, задержки психического развития - нарушения психического развития (трудности в обучении]. Хотя это кажется несущественным, неважным, но на самом деле отражает изменения в философии, мировоззрении. Работа в этом направлении продолжится и далее.

Существенным достижением интеграции является уход от однополярного рассмотрения возможности получения образования детьми с особенностями психофизического развития, осознание необходимости наличия выбора у ребенка и у его семьи. В данном случае - это учреждение специального образования или интегрированное обучение и воспитание.

Сегодня в республике создана необходимая нормативная правовая база, регламентирующая деятельность учреждений образования, осуществляющих образовательную интеграцию. Интегрированное обучение и воспитание, обучение в специальной школе нормативно закреплены как формы современной системы специального образования. Ребёнок учится там, где созданы наилучшие условия для его развития. Существование различных форм специального образования позволяет лучше удовлетворять разнообразные и специфические интересы детей и родителей. Около 70 процентов детей с особенностями, нуждающихся в специальном образовании, обучались в условиях интеграции в 2014/2015 учебном году, а, например, в 2007 году - 56 процентов. В стране функционируют около 5 500 классов интегрированного обучения и воспитания.

Мы рассматриваем интегрированное обучение и воспитание как необходимую предпосылку в становлении инклюзивного образования, а инклюзивное образование как сле-

дующую ступень в развитии системы образования лиц с особенностями психофизического развития в нашей стране.

Инклюзивное образование не идентично интегрированному обучению и воспитанию. Интегрированное обучение и воспитание, во-первых, согласно Кодексу, является организацией специального образования, во-вторых, ограничено только детьми с особенностями психофизического развития, в-третьих, реализуется только на двух уровнях образования - дошкольном и общем среднем. Обучающиеся находятся и обучаются параллельно, рядом, но не вместе: обучаются по отдельным учебным планам, учебным программам, в отдельных помещениях.

Как предпосылку для развития инклюзивного образования можно расценивать создаваемую в последние годы в учреждениях образования безбарьерную среду. Школы, дошкольные учреждения, строящиеся в последнее десятилетие, полностью соответствуют требованиям безбарьерной среды. К сожалению, только около полутора процентов учреждений дошкольного и общего среднего образования нашей республики имеют полную безбарьерную среду. В других случаях создается адаптивная образовательная среда, таких учреждений дошкольного и общего среднего образования у нас около 20 процентов.

В 2012 году впервые принята Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 20122016 годы [3]. Ее целью являлось совершенствование системы специального образования, повышение качества и доступности образования для лиц с особенностями психофизического развития. Для реализации указанной цели выполняется ряд задач, общим для них является движение к инклюзивному образованию. Государственная программа стала первым документом такого высокого уровня, в котором заявлено о необходимости развития инклюзивных процессов в образовании.

В целях развития инклюзивного образования ведутся научные исследования, например, разрабатывается содержание специального образования с учетом инклюзивных подходов.

Проводится экспериментальная работа. С 2014/2015 учебного года реализуется республиканский экспериментальный проект по апробации модели инклюзивного образова-

ния в учреждении образования, в котором принимают участие восемь средних школ со всей республики. В 2015/2016 учебном году работают 14 экспериментальных инклюзивных классов. Успешно реализован республиканский экспериментальный проект «Апробация модели ресурсного центра в учреждениях специального образования». Основная задача центров - оказание помощи педагогам, родителям, детям, работающим и обучающимся в интегрированных условиях, а вскоре - в условиях инклюзивного образования.

Особое внимание уделяется вопросам подготовки педагогических кадров. Проблемы, связанные с нехваткой кадров для системы специального образования, неготовностью педагогов работать в интегрированных классах, поднимались неоднократно на совещаниях, коллегиях Министерства образования. В стандарты получения высшего педагогического образования по всем специальностям включены учебные курсы по коррекционной педагогике, интегрированному обучению и воспитанию, теории и практике специального образования, которые будут востребованы при подготовке кадров для работы в условиях инклюзивного образования. Свой вклад в формирование системы подготовки кадров внес и проект ТЕМПУС INOVEST «Восточное партнерство в педагогических инновациях в инклюзивном образовании», который реализован в 2013-2015 годах.

Одним из условий успешности развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития является формирование толерантного отношения в обществе к указанным лицам. В 2011-2012 годах реализован совместный проект Министерства образования и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ] «Каждый имеет право быть разным». В рамках проекта создан 21 документальный фильм о детях с нарушениями развития, достигших определенных успехов в творчестве, спорте, учебе и других сферах жизни. Фильмы были дважды показаны на государственных телеканалах.

Участие в социокультурных, спортивных мероприятиях содействует позитивному от-

ношению к лицам с особенностями психофизического развития. Дети с особенностями принимают участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, проводимых как Министерством образования, так и рядом негосударственных и международных организаций и объединений. Традиционными мероприятиями, проводимыми Министерством образования, стали республиканская спартакиада для детей с особенностями психофизического развития, республиканский конкурс «Усе разам» по развитию двигательной активности детей с тяжелыми множественными нарушениями, республиканский фестиваль художественного творчества «Вясёлкавы карагод».

Меняет отношение к детям с особенностями и их готовность и возможность конкурировать с обычными учащимися. Так, дети с особенностями готовы к успешному участию в предметных олимпиадах, научно-исследовательских конкурсах и способны побеждать в них.

Идея развития инклюзивного образования превалирует в наших взаимоотношениях с негосударственными организациями, общественными объединениями. Разработана ПРООН Рамочная программа оказания помощи Беларуси на 2016-2020 годы, где также один из достижимых результатов - инклюзивное образование.

Мощным стимулом для развития инклюзивного образования в нашей стране станет подписание Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов [5] и готовящаяся ратификация данной Конвенции. С подписанием Конвенции о правах инвалидов в системе образования возникает важнейший приоритет - развитие инклюзивного образования.

Успешная реализация Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, Плана мероприятий, новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании (в части развития инклюзивного образования] потребует усилий от всех участников образовательного процесса на разных уровнях получения образования.

Литература

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. - 400 с.

2. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Спецыяльная адукацыя. - 2015. - № 5. - С. 3-10.

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2012 г. № 210 «Об утверждении Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2012. - 13 марта. - № 5/35382.

4. План мероприятий по реализации в 2016--2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Спецы-яльная адукацыя. - 2016. - № 2. - С. 3-10.

5. Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2015 г. № 401 «О подписании Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2015. - 25 сентября. - № 1/16030.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.