Воспитание, развитие и
социализация личности
А. М. Змушко
(г. Минск, Беларусь)
Образовательная политика республики Беларусь
в области инклюзивного образования
В статье описывается состояние дел в сфере специального образования Республики Беларусь, меры, предпринимаемые для развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, предпосылки развития инклюзивного образования и предполагаемые результаты его внедрения.
Одной из тенденций в образовании Республики Беларусь в последние годы является распространение инклюзивных процессов в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития.
В Республике Беларусь немало внимания уделяется вопросам образования лиц с особенностями психофизического развития. Обеспечен почти стопроцентный охват специальным образованием и коррекционно-пе-дагогической помощью детей с особенностями психофизического развития, состоящих на учете в банке данных о детях с особенностями психофизического развития, который ведется в нашей стране с 1999 года и ежегодно обновляется. В последние годы констатируем как увеличение в целом количества детей с особенностями, состоящих на учете в банке данных, так и возрастание количества детей отдельных категорий, которые ранее не были в центре внимания (например, детей с аутизмом]. Появляются новые категории детей с особенностями, например, дети с кохлеарны-ми имплантами. Одно лишь увеличение количества детей с особенностями и возросшее разнообразие этих особенностей требуют разнообразия условий и вариантов для получения ими образования.
В последние десятилетия в Республике Беларусь образование лиц с особенностями психофизического развития характеризуется следующими чертами. Создана система кор-
рекционно-педагогической помощи детям с легкими нарушениями в развитии. Признано за всеми без каких-либо исключений и ограничений детьми право на образование и предоставлена возможность обучаться. Создана система образования для детей с тяжелыми и (или] множественными физическими и (или] психическими нарушениями (научное и учебно-методическое обеспечение, сеть учреждений образования]. Сформирована система ранней комплексной помощи детям с проблемами в развитии в возрасте до трех лет. Предоставлена возможность получать специальное образование не только в условиях учреждения специального образования, но и в условиях общеобразовательного учреждения -развитие получило интегрированное обучение и воспитание.
Система специального образования вышла из тени, она рассматривается как равноправная и равноценная часть системы образования. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании специальное образование -один из видов образования наряду с основным и дополнительным образованием [1]. Обучающиеся с особенностями психофизического развития расцениваются как равноправные участники образовательного процесса, формируется толерантное отношение к лицам с особенностями как в системе образования, так и в широком обществе.
Все эти характеристики системы специ-
ального образования нашей страны и сегодня не утратили актуальности и являются прогрессивными и современными. Инклюзивное образование привносит существенную новизну в образование, оно предполагает сформированное положительное отношение ко всем участникам образовательного процесса, готовность (организационную, психологическую, методическую] как учреждения образования, так и каждого педагогического работника к принятию любого обучающегося; владение методами работы с обучающимися с разными образовательными потребностями; более полное включение детей с особенностями в общеобразовательный процесс и т.д.
В Республике Беларусь разработана и утверждена Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития [2]. Принятие данной Концепции означает важный шаг, приближающий нас к мировым стандартам в сфере специального образования. В Концепции заявлено о широком понимании инклюзивного образования, о распространении его в отношении всех обучающихся с особыми образовательными потребностями. Вместе с тем констатируется, что система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства.
Наиболее актуальным в нашей стране инклюзивное образование является для лиц с особенностями психофизического развития, что обусловлено следующими факторами:
- разнообразием и вариативностью образовательных потребностей лиц с особенностями психофизического развития;
- продолжительной практикой обучения и воспитания их в учреждениях специального образования, что может быть расценено как сегрегация, институционализация;
- остро выраженной потребностью в создании адаптивной образовательной среды для них в учреждениях образования;
- обучением значительной части лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам не основного, а специального образования.
Инклюзивное образование не рассматривается как особый вид или уровень образования, это новая организация образовательного процесса. Инклюзивное образование осу-
ществляется на всех уровнях основного и дополнительного образования. Важным является то, что для каждого обучающегося создаются специальные условия и все обучающиеся учатся вместе. В Концепции отмечается, что инклюзивное образование не является единственно возможной организацией получения образования обучающимися с особенностями психофизического развития. В сущности, это увеличение количества возможностей для получения образования, расширение права выбора. Сегодня оно существует и развивается параллельно с функционированием учреждений специального образования, интегрированным обучением и воспитанием.
В Концепции дано определение ряда терминов, имеющих значение для развития инклюзивного образования: адаптивная образовательная среда, специальные условия, класс инклюзивного образования, группа инклюзивного образования, особые образовательные потребности, психолого-педагогическое сопровождение класса инклюзивного образования (группы инклюзивного образования] и др. В Концепции инклюзивное образование определяется как обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся.
Концепция определяет цели, задачи, принципы развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития. В качестве основных принципов, на которых базируется инклюзивное образование, определены следующие: системности, комплексности, доступности, вариативности и учета особых образовательных потребностей, толерантности. В Концепции перечислены приоритетные направления, в которых необходимы преобразования, а также механизмы осуществления инклюзивного образования по каждому из них. Так, необходимы, согласно Концепции, изменения в нормативной правовой базе, научно-методическом обеспечении образования. Появляется специфика в реализации образовательных программ основного и дополнительного образования. Возникают новые функции у учреждений специального образования и т.д.
Реализация Концепции рассчитана на 2015-2020 годы. Предполагается, что будут обеспечены равные права в получении образования и доступа к образованию для всех обучающихся; повысится качество образования и качество жизни всех обучающихся через раскрытие и развитие их духовно-нравственного потенциала, расширение возможностей социализации; максимально возможно будут включены обучающиеся с особенностями психофизического развития в образовательный процесс основного и дополнительного образования; будет сформирована толерантность в образовательной среде и социуме, и посредством этого произойдет упрочение социальных отношений, основанных на партнерстве, уважении, принятии различий. Произойдет ряд других преобразований, о которых заявлено в Концепции.
Несмотря на то, что Концепция ориентирована на развитие инклюзивного образования для одной, хотя и многочисленной категории обучающихся - лиц с особенностями психофизического развития, она имеет существенное значение в целом для системы образования. Во-первых, приводит в соответствие образование нашей страны с мировыми тенденциями и преобразованиями в образовательных системах, во-вторых, на примере наиболее уязвимой категории обучающихся показывает возможности достижения гуманистических целей образования, рассматривает лиц с особенностями психофизического развития как полноценных участников образовательного процесса, имеющих не только равные со всеми права на получение образования, но и ряд преимущественных.
В Республике Беларусь делается немало шагов по развитию инклюзивного образования, в системе образования нашей страны сформирован ряд предпосылок, которые позволяют прогнозировать успешность этого процесса.
Первой из таких предпосылок можно считать тот факт, что ребенок с особенностями психофизического развития не является необычным явлением, нежеланным гостем в обычной школе, обычном дошкольном учреждении. Большинство детей с особенностями психофизического развития и сегодня обучаются в учреждениях образования по месту их жительства. Имеются в виду дети с особенностями психофизического развития, которые обучаются по образовательным программам
основного образования и получают коррек-ционно-педагогическую помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи. Из общего количества детей с особенностями психофизического развития, состоящих на учете в банке данных, таких детей более 60 процентов.
В пунктах коррекционно-педагогической помощи проводится коррекционная (преимущественно логопедическая] работа с детьми с легкими нарушениями. То есть эти дети, которые временно входят в банк данных о детях с особенностями психофизического развития, обучаются в условиях обычного учреждения по основным образовательным программам. Таким образом, можно сказать, они уже находятся в инклюзивном образовании. Количество пунктов из года в год возрастает. В настоящее время практически в каждом втором детском саду, школе открыты пункты коррекционно-педагогической помощи.
В течение последних двух десятилетий важнейшим направлением государственной политики в сфере специального образования Республики Беларусь является развитие интегрированного обучения и воспитания. Интегрированное обучение и воспитание расценивается как значимый этап в развитии образования нашей страны. Данный этап характеризуется следующими основными чертами:
- обучение детей с выраженными нарушениями в обычных школах;
- возникновение новых учреждений образования (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации], структурных подразделений (пункт коррекционно-педагоги-ческой помощи];
- создание системы выявления и учета детей с особенностями психофизического развития. С 1999 года функционирует и ежегодно обновляется банк данных о детях с особенностями психофизического развития, что позволяет отслеживать количественный и качественный состав детей с особенностями, прогнозировать и планировать меры по развитию системы образования, оптимизации учреждений специального образования;
- большой охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью. В нашей стране 99,5% детей с особенностями психофизического развития, состоящих на учете в банке данных о детях с особенностями психофизического развития, получают специальное образование или кор-
рекционно-педагогическую помощь в зависимости от их потребностей;
- уход от полного государственного обеспечения детей с особенностями психофизического развития в интернатных учреждениях, что послужило одной из причин сокращения их количества;
- повышение роли и ответственности родителей в образовании: именно родители выбирают форму получения образования своими детьми;
- изменения в терминологии. Так, вместо аномальных детей у нас используется термин дети с особенностями психофизического развития, вместо умственной отсталости - интеллектуальная недостаточность, задержки психического развития - нарушения психического развития (трудности в обучении]. Хотя это кажется несущественным, неважным, но на самом деле отражает изменения в философии, мировоззрении. Работа в этом направлении продолжится и далее.
Существенным достижением интеграции является уход от однополярного рассмотрения возможности получения образования детьми с особенностями психофизического развития, осознание необходимости наличия выбора у ребенка и у его семьи. В данном случае - это учреждение специального образования или интегрированное обучение и воспитание.
Сегодня в республике создана необходимая нормативная правовая база, регламентирующая деятельность учреждений образования, осуществляющих образовательную интеграцию. Интегрированное обучение и воспитание, обучение в специальной школе нормативно закреплены как формы современной системы специального образования. Ребёнок учится там, где созданы наилучшие условия для его развития. Существование различных форм специального образования позволяет лучше удовлетворять разнообразные и специфические интересы детей и родителей. Около 70 процентов детей с особенностями, нуждающихся в специальном образовании, обучались в условиях интеграции в 2014/2015 учебном году, а, например, в 2007 году - 56 процентов. В стране функционируют около 5 500 классов интегрированного обучения и воспитания.
Мы рассматриваем интегрированное обучение и воспитание как необходимую предпосылку в становлении инклюзивного образования, а инклюзивное образование как сле-
дующую ступень в развитии системы образования лиц с особенностями психофизического развития в нашей стране.
Инклюзивное образование не идентично интегрированному обучению и воспитанию. Интегрированное обучение и воспитание, во-первых, согласно Кодексу, является организацией специального образования, во-вторых, ограничено только детьми с особенностями психофизического развития, в-третьих, реализуется только на двух уровнях образования - дошкольном и общем среднем. Обучающиеся находятся и обучаются параллельно, рядом, но не вместе: обучаются по отдельным учебным планам, учебным программам, в отдельных помещениях.
Как предпосылку для развития инклюзивного образования можно расценивать создаваемую в последние годы в учреждениях образования безбарьерную среду. Школы, дошкольные учреждения, строящиеся в последнее десятилетие, полностью соответствуют требованиям безбарьерной среды. К сожалению, только около полутора процентов учреждений дошкольного и общего среднего образования нашей республики имеют полную безбарьерную среду. В других случаях создается адаптивная образовательная среда, таких учреждений дошкольного и общего среднего образования у нас около 20 процентов.
В 2012 году впервые принята Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 20122016 годы [3]. Ее целью являлось совершенствование системы специального образования, повышение качества и доступности образования для лиц с особенностями психофизического развития. Для реализации указанной цели выполняется ряд задач, общим для них является движение к инклюзивному образованию. Государственная программа стала первым документом такого высокого уровня, в котором заявлено о необходимости развития инклюзивных процессов в образовании.
В целях развития инклюзивного образования ведутся научные исследования, например, разрабатывается содержание специального образования с учетом инклюзивных подходов.
Проводится экспериментальная работа. С 2014/2015 учебного года реализуется республиканский экспериментальный проект по апробации модели инклюзивного образова-
ния в учреждении образования, в котором принимают участие восемь средних школ со всей республики. В 2015/2016 учебном году работают 14 экспериментальных инклюзивных классов. Успешно реализован республиканский экспериментальный проект «Апробация модели ресурсного центра в учреждениях специального образования». Основная задача центров - оказание помощи педагогам, родителям, детям, работающим и обучающимся в интегрированных условиях, а вскоре - в условиях инклюзивного образования.
Особое внимание уделяется вопросам подготовки педагогических кадров. Проблемы, связанные с нехваткой кадров для системы специального образования, неготовностью педагогов работать в интегрированных классах, поднимались неоднократно на совещаниях, коллегиях Министерства образования. В стандарты получения высшего педагогического образования по всем специальностям включены учебные курсы по коррекционной педагогике, интегрированному обучению и воспитанию, теории и практике специального образования, которые будут востребованы при подготовке кадров для работы в условиях инклюзивного образования. Свой вклад в формирование системы подготовки кадров внес и проект ТЕМПУС INOVEST «Восточное партнерство в педагогических инновациях в инклюзивном образовании», который реализован в 2013-2015 годах.
Одним из условий успешности развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития является формирование толерантного отношения в обществе к указанным лицам. В 2011-2012 годах реализован совместный проект Министерства образования и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ] «Каждый имеет право быть разным». В рамках проекта создан 21 документальный фильм о детях с нарушениями развития, достигших определенных успехов в творчестве, спорте, учебе и других сферах жизни. Фильмы были дважды показаны на государственных телеканалах.
Участие в социокультурных, спортивных мероприятиях содействует позитивному от-
ношению к лицам с особенностями психофизического развития. Дети с особенностями принимают участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, проводимых как Министерством образования, так и рядом негосударственных и международных организаций и объединений. Традиционными мероприятиями, проводимыми Министерством образования, стали республиканская спартакиада для детей с особенностями психофизического развития, республиканский конкурс «Усе разам» по развитию двигательной активности детей с тяжелыми множественными нарушениями, республиканский фестиваль художественного творчества «Вясёлкавы карагод».
Меняет отношение к детям с особенностями и их готовность и возможность конкурировать с обычными учащимися. Так, дети с особенностями готовы к успешному участию в предметных олимпиадах, научно-исследовательских конкурсах и способны побеждать в них.
Идея развития инклюзивного образования превалирует в наших взаимоотношениях с негосударственными организациями, общественными объединениями. Разработана ПРООН Рамочная программа оказания помощи Беларуси на 2016-2020 годы, где также один из достижимых результатов - инклюзивное образование.
Мощным стимулом для развития инклюзивного образования в нашей стране станет подписание Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов [5] и готовящаяся ратификация данной Конвенции. С подписанием Конвенции о правах инвалидов в системе образования возникает важнейший приоритет - развитие инклюзивного образования.
Успешная реализация Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, Плана мероприятий, новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании (в части развития инклюзивного образования] потребует усилий от всех участников образовательного процесса на разных уровнях получения образования.
Литература
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. - 400 с.
2. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Спецыяльная адукацыя. - 2015. - № 5. - С. 3-10.
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2012 г. № 210 «Об утверждении Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2012. - 13 марта. - № 5/35382.
4. План мероприятий по реализации в 2016--2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Спецы-яльная адукацыя. - 2016. - № 2. - С. 3-10.
5. Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2015 г. № 401 «О подписании Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2015. - 25 сентября. - № 1/16030.