Научная статья на тему 'Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке'

Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке»

лизации, профессионального выбора, а также в объективном восприятии возможностей и способностей окружающих, чтобы строить более гармоничные взаимоотношения с ними»1.

Применение соционики в процессе непрерывного образования будет способствовать как эффективности самого учебного процесса, так и развитию личности обучающегося.

Е. Г. Гуляева

Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке

С 2009 г. в научно-методическом учреждении «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь реализуется пилотный проект ЮНЕСКО/МФГС «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого

потенциала в XXI веке».

Цель проекта - развитие художественного образования в государствах - участниках СНГ с учетом региональных особенностей и международного опыта. Проект является частью дополнительной программы ЮНЕСКО «Устойчивое развитие художественного образования для поощрения разнообразия культурного самовыражения».

С 2009 по 2012 г. в проекте приняли участие десять стран СНГ: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан и Украина.

Методологической базой исследований стали международные документы, определяющие стратегию развития художественного образования:

- «Дорожная карта художественного образования», принятая на Первой Всемирной конференции по художественному образованию (Лиссабон, 2006), а также Вопросник по ее осуществлению;

- «Сеульская повестка дня: цели развития художественного образования», принятая на Второй Всемирной конференции по художественному образованию (Сеул, 2010);

- Конвенция об охране и поощрении форм культурного самовыражения (2005);

- Концепция образования в области культуры и искусств госу-дарств-участников СНГ (2011);

1 Никонова М. А., Родина Е. Н. Перспективы соционики в современном обществе // Человек - Общество - Культура: сб. науч. тр. Вып. 4. Саранск, Мор-дов. гос. пед. ин-т, 2012. С. 82-85.

292

- Рекомендации по законодательному обеспечению развития художественного образования в государствах-участниках СНГ, принятые на 34-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ 7 апреля 2010 г.

В рамках первого этапа проекта группами экспертов были подготовлены аналитические доклады, отражающие текущее состояние художественного образования в странах СНГ, разработаны предварительные рекомендации по его дальнейшему совершенствованию. Значимым результатом второго этапа стал аналитический обзор «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке».

Одной из задач проекта являлось определение степени доступности художественного образования в странах СНГ для различных категорий населения1. Особое внимание уделялось представленности художественных предметов и дисциплин на всех уровнях образовательной системы, а также возможностям получения художественного образования лицами с особенностями психофизического развития и лицами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Поиск механизмов укрепления синергии творческих, когнитивных, эмоциональных, эстетических и социальных аспектов развития обучаемых1 2 обусловил необходимость исследования содержания программ основного и дополнительного художественного образования, установления полноты представленности в них различных видов искусства.

В ходе реализации проекта пристальное внимание было уделено потенциалу художественного образования в поощрении культурного разнообразия и установлении межкультурного диалога. Исследовалось, какое место занимает традиционная культура в образовательных программах, обеспечен ли достаточный уровень ее освоения, сохраняется ли преемственность культурной традиции. Выяснялось, каким образом соотносятся в национальных образовательных системах монокультурная и поликультурная модели, обеспечивающие в своей совокупности формирование культурной идентичности и развитие межкультурного диалога.

В результате исследования было установлено:

- художественное образование в странах СНГ в целом является доступным большинству населения. В большей или меньшей степени оно представлено на всех уровнях национальных образовательных систем;

1 Дорожная карта художественного образования [Электронный ресурс]. URL: http://portal.unesco.org. Дата доступа: 14.08.2012.

2 Сеульская повестка дня: цели развития художественного образования [Электронный ресурс]. URL: http://portal.unesco.org. Дата доступа: 14.08.2012. С.3.

293

- образовательные программы, реализуемые в дошкольный период, составляют базис национальных систем художественного образования. В странах СНГ от 13 до 87 % детей дошкольного возраста охвачены дошкольным образованием; в ряде стран значимую роль играет семейное художественное воспитание;

- инвариантный компонент художественного образования составляют предметы художественно-эстетического цикла, включенные в учебный план (куррикулум) средней школы. Доля этих предметов в учебном плане невелика, в настоящий момент во многих странах прослеживается тенденция ее постепенного сокращения;

- в ходе исследования зафиксированы проблемы доступа к дополнительному образованию: в ряде стран в условиях дефицита бюджетных средств наблюдается уменьшение количества общедоступных внешкольных учреждений; существующая инфраструктура детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств в отдельных случаях затрудняет получение предпрофессионального образования жителями удаленных районов и сельской местности;

- образовательные услуги в сфере художественного образования в странах СНГ оказываются за счет бюджетных средств и на платной основе. В ряде стран высокая стоимость услуг (в частности, дошкольного и дополнительного образования) делает их недоступными для малообеспеченных семей. Острота ситуации снижается за счет введения дифференцированной стоимости обучения для жителей центра и регионов, наличия льгот по оплате для различных категорий населения, а также системы стипендий и образовательных грантов, выделяемых государством, общественными фондами и организациями;

- художественное образование лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в странах СНГ в рамках инклюзивной (общее художественное образование) и эксклюзивной (профессиональное художественное образование) моделей. Накоплен определенный опыт реабилитации и социальной адаптации средствами искусства лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- синергию различных аспектов развития обучаемых в странах СНГ обеспечивает, в первую очередь, система дополнительного художественного образования. Содействует установлению баланса между различными аспектами развития открытие групп или классов с углубленным изучением различных видов искусств, а также профильное обучение. Способствует этому и широкий перечень элективных курсов, изучаемых в учреждениях общего среднего, среднего специального и высшего образования;

- в настоящее время в странах СНГ осуществляются первые шаги по использованию искусства в качестве универсального мето-

294

да обучения. Применение художественных практик в процессе освоения предметов гуманитарного, социокультурного и естественно-математического циклов способствует более глубокому постижению предметного содержания, открывает новые перспективы творческого развития личности;

- в национальных образовательных системах гармонично сочетаются монокультурная и поликультурная модели художественного образования. В содержании образования широко представлены культуры титульных наций, а также иных народов, проживающих на территориях стран СНГ. Созданы условия для сохранения и дальнейшего развития самобытных культур национальных меньшинств.

Реализация проекта стала значимым вкладом в процесс формирования модели единого художественно-образовательного пространства стран СНГ. В ходе исследования установлены общие подходы к художественному образованию, выявлены основные направления его дальнейшего развития:

- совершенствование правового поля и инфраструктуры художественного образования;

- повышение уровня доступности художественного образования для всех категорий населения;

- установление баланса между сохранением культурных традиций и инновационным развитием художественного образования;

- усиление внимания к социокультурному измерению художественного образования.

По итогам реализации проекта подготовлены интегративные рекомендации, направленные на дальнейшее развитие художественного образования в странах СНГ.

Н. Г. Еленский, Т. В. Лисовская

Совершенствование содержания специального образования с учетом инклюзивных подходов

С 1995 г. в Республике Беларусь осуществляется целенаправленная работа по развитию и совершенствованию интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, их включению в совместный со здоровыми сверстниками образовательный процесс, досуговую, культурную, спортивную, творческую деятельность. В 2011/2012 уч. г. в учреждениях общего среднего образования функционируют около 6000 интегрированных классов, более чем 1760 интегрированных групп насчитывается в учреждениях дошкольного образования, что составляет более 62 % детей с ограниченными возможностями.

295

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.