Научная статья на тему 'Соционика и психоинформационные технологии в образовательном процессе'

Соционика и психоинформационные технологии в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соционика и психоинформационные технологии в образовательном процессе»

А. В. Букалов, О. Б. Карпенко

Соционика и психоинформационные технологии в образовательном процессе

В течение последних 23-х лет (с 1989 по 2012 г.) в рамках теории информационного метаболизма индивидуальной и социальной психики - соционики1 2 - разработан целый ряд новых интеллектуальных технологий, которые используются в педагогике, в прогнозировании межличностных отношений в семье, для психотерапии, в кадровом менеджменте, для формирования эффективных коллективов и групп, в разработке систем искусственного интеллекта3. Соционика как научная дисциплина и область исследований получила признание и распространение в целом ряде стран. Академические исследования и прикладные работы в сфере соционики проводятся в Украине, России, Казахстане, Белоруссии, Армении, Грузии, Молдавии, Болгарии, Великобритании, Латвии, Литве, Румынии, Эстонии, Австрии, Германии, а также в США. Методы соционики были использованы в более чем 800 диссертациях (из них 150 докторских), защищённых в Украине, России, Латвии и в других странах. Почти треть из этих диссертаций (260) относятся к области педагогических наук. По другим направлениям: психологические науки -142 диссертации, экономика и менеджмент - 110, социологические науки - 55, технические науки - 43, философские науки - 42, филологически науки - 41, медицинские науки - 31, теория культуры и архитектуры - 20, юридические науки - 12; а также в областях политологии, истории и искусствоведения. За последние годы в академических научных журналах Украины и России опубликовано более 430 исследований, использующих методы соционики в гуманитарных и технических науках. Издано более 160 научных, учебных и научно-популярных книг и учебников. Соционика преподается в более чем 150 университетах4 и других вузах России, Украины и стран СНГ, а также в Болгарии, Латвии, Литве, Румынии либо в качестве отдельного курса, либо в учебных курсах по социологии, педагогике, 1 2 3 4

1

1 В 1995 г. Российской Академией естественных наук (РАЕН) соционика признана открытием, а ее создатель - Аушра Аугустинавичюте - награждена дипломом об открытии и медалью им. П.Л. Капицы.

2 Аугустинавичюте А. Соционика. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1998. 448 с.

3 Букалов А.В. Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии XXI века // Соционика, ментоло-гия и психология личности. 2000. № 1. С. 5-16.

4 Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 040100 Социология. URL: http://fgosvpo.rU/uploadfiles/poops/1/4/ 20110710135625.pdf

288

социальной психологии, менеджменту, психологии управления, управлению человеческими ресурсами, конфликтологии, сервису и туризму, информатике и программированию, философии, неврологии, журналистике, документоведению, рекламе, библиотековедению, социальной работе, лингводидактике и другим дисциплинам1. Университетами России, Украины1 2, Болгарии3, Румынии4 издан ряд учебников и монографий по соционике. Возникли новые научные направления: педагогическая соционика5, социологическая социони-ка6, деловая соционика, или соционика управления7, библиотечная соционика8, авиационная соционика9 10 11, лингвосоционика и др.

Наиболее активно соционика используется в образовательном процессе, причем не только как инструмент учителя для управления учебным процессом11, но и как основа для развития и совершенствования системы образования и подготовки кадров12. Педагог, владеющий соционическими знаниями и технологиями, может со-

1 Соционика в учебном процессе: некоторые вузы, программы, учебные планы. URL: http://socionic.info/list/sockafedra.html

2 Арутюнов В. Х., Мшин В. М., Свiнцiцький В. М. Методолопя со^ально-економiчного тзнання. Навч. поабник. К.: КНЕУ, 2005. 353 с.

3 Александрова Н. Х., Бояджиева Н., Сапунджиева К. и др. Социониката в социалната сфера. - София: Унив. изд. Св. Климент Охридски, 2004. 149 с.

4 Laszlo-Kutiuk M. Ghid de autocunoastere. Elemente de socionica. Bucure§ti, 2000.

5 Антошкин В. Н. Педагогическая соционика: учеб. пособие. Сибирское унив. изд-во, 2008; Суртаева Н. Н., Иванова О. Н. Педагогическая соционика и проблемы конфликтных взаимодействий. СПб.: ИОВ РАО, 2002. 135 с.; Федорова В. К. Использование педагогической соционики в решении конфликтных взаимодействий субъектов образовательного процесса: автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1998.

6 Антошкин В. Н. Оптимизация управления системой коммуникативной деятельности в социальной работе: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Уфа, 2004.

7 Иванов Ю. В. Деловая соционика. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. 184 с.

8 Исаева Е. Н. Перспективы соционики в библиотечном менеджменте // Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 1999-2008; Прилепская Н. А. Игровая комната в соционической диагностике и консультировании детей // Соционика... 1997. № 1.

9 Применение соционики в авиации. URL: http://www.lib.ua-

ru.net/diss/cont/280815.html; Типовая учебная программа по дисциплине «Подготовка авиационного персонала в области человеческого фактора». URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-202520.html

10 Комиссарова Л. М. Лингвосоционическая методология изучения языковой личности в русском языке: автореф. дис. ... канд. филол. Наук. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002.

11 Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике. Новосибирск: изд-во Новосиб. ун-та, 1997. 268 с.

12 Александрова Н. Х., Бояджиева Н., Сапунджиева К. и др. Социониката в социалната сфера. София: Унив. изд. Св. Климент Охридски, 2004. 149 с.

289

знательно налаживать взаимодействия с окружающими и повысить эффективность профессиональной деятельности1.

Соционика целенаправленно изучает те механизмы и процессы, с помощью которых человек воспринимает и оценивает поступающую к нему информацию. В рамках соционики разработана и описана в виде информационных моделей структура психики человека, таким образом выделяется 16 типов (т. н. типов информационного метаболизма, ТИМов). Описание соционического типа дает глубокое понимание стиля мышления, мотивации и действий человека, сильных и слабых сторон его психики, способности воспринимать и обрабатывать информацию различного рода, разделяемую им по аспектам информационного потока. Поэтому методы соционики находят широкое применение в педагогике. Особенности усвоения информации определяются типом психики. Соционика подсказывает форму обучения и стимуляции учащихся, помогает выбрать методики преподавания для различных групп типов, оценить целесообразность преподавания тех или иных предметов в определенном возрасте. Кроме того, соционика дает возможность формировать учебные группы оптимальным образом, в результате чего значительно повышается успеваемость и дисциплина учащихся1 2.

Назначение любой технологии - повышение эффективности социальной и производственной деятельности человека и общества в целом, улучшение условий жизни. Знание педагогами и воспитателями методов соционики позволяет эффективно взаимодействовать с учениками как на индивидуальном уровне, так и на уровне коллектива. Соционика предлагает новые технологии организации учебного процесса, оптимизирующие обучение3. При этом

1 Богданова I. М. Шляхи вдосконалення професмно'Т подготовки майбутых учителiв // Наука i освта. 2011. № 4. Ч. 1. С. 34-36.

2 Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике. Новосибирск: изд-во Новосиб. ун-та, 1997. 268 с.; Диденко А. А. Учет психологических типов личности при формировании учебного коллектива // Соционика... 1995. № 1; Лесиовская Е. Е, Пономарева И., Чижик Е. Соционика и формирование оптимальных студенческих коллективов // Соционика... 1995. № 2; Росланкина Ю.В., Эглит И.М., Пятницкий В.В. Из опыта работы по социальной реабилитации старшеклассников // Соционика... 1996. № 5.

3 Гуленко В. В. Гарантии продуктивного обучения. Темпераментные и сти-мульные группы // Соционика, ментология и психология личности. 1996. № 6; Гуленко В. В. Модернизация классно-урочной системы // Соционика... 1999. № 4; Гуленко В. В. Соционика в школе: первые шаги // Соционика... 1999. № 1; Румянцева Е. А. Соционика и решение педагогических задач // Как решать педагогические задачи: тез. докл. и сообщ. на междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. проф. Л. Ф. Спирин. М.-Кострома: МО РФ, МГЗпИ, КГПИ, 1992; Румянцева Е. А. Формирование у будущих учителей коммуникативных умений на основе теории информационного метаболизма: автореф. канд. дис. / науч. рук. проф. Л. Ф. Спирин. Кострома, 1996; Спирин Л. Ф, Румянцева Е. А., Румянцева Т. А.

290

можно увеличить объем учебного материала с одновременным повышением степени его усвоения. Нагрузка же на психику учащегося снижается за счет его работы по самым развитым психическим (психоинформационным) функциям и разумной тренировки менее развитых функций.

Таким образом, применение соционических технологий в педагогике в условиях информационного взрыва дает возможность интенсифицировать процесс обучения при более полном развитии личности учащегося.

Знание родителями основ соционики помогает им более адекватно подойти к процессу воспитания детей, определить их природные склонности. Соционика активно используется для работы с подростками, для решения их проблем1.

Соционика - не столько типология личности, но в гораздо больше мере теория отношений, возникающих в результате взаимодействия между типами* 1 2. Моделирование взаимодействий между ТИМами т.н. интертипных отношений позволяет описать и даже предсказать характер общения людей - представителей разных типов. Человеческое общение предстаёт как обмен информацией, при этом термин «информация» понимается достаточно широко: информация может быть вербальная и невербальная, выраженная в жестах и мимике, информационный характер носят и чувства, и настроения, и впечатления от произведений искусства. Целенаправленное использование интертипных отношений позволяет интенсифицировать дидактический процесс, усилить мотивацию учащихся3.

Соционика также применяется для оценки индивидуальнопсихологических и личных качеств человека с целью прогноза успешности его профессиональной деятельности4. Прикладное значение соционики заключается «в правильной оценке человеком собственного потенциала и нахождении адекватных путей самореа-

Соционика - учителям и родителям. (Как обрести взаимопонимание, согласие, дружбу) / под ред. М. И. Рожкова. М.: Междунар. пед. академия, 1999.

1 Прилепская Н. А. Игровая комната в соционической диагностике и консультировании детей // Соционика... 1997. № 1; Прилепская Н. А. Ребенок и пол // Соционика... 1997. № 5; Росланкина Ю.В., Эглит И.М., Пятницкий В.В. Из опыта работы по социальной реабилитации старшеклассников // Соционика... 1996. № 5.

2 Blutner R., Hochnadel E. Two qubits for C.G. Jung’s theory of personality // Cognitive Systems Research. 2010. Vol. 11, Issue 3. P. 243-259.

3 Бобков В. В. Дифференцированный подход к обучению: психоинформационная точка зрения. Ч. 1 // Электронный науч. журн. «Исследовано в России». 2006. С. 371-400.

4 Иванов Ю. В. Деловая соционика. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. 184 с.

291

лизации, профессионального выбора, а также в объективном восприятии возможностей и способностей окружающих, чтобы строить более гармоничные взаимоотношения с ними»1.

Применение соционики в процессе непрерывного образования будет способствовать как эффективности самого учебного процесса, так и развитию личности обучающегося.

Е. Г. Гуляева

Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке

С 2009 г. в научно-методическом учреждении «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь реализуется пилотный проект ЮНЕСКО/МФГС «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого

потенциала в XXI веке».

Цель проекта - развитие художественного образования в государствах - участниках СНГ с учетом региональных особенностей и международного опыта. Проект является частью дополнительной программы ЮНЕСКО «Устойчивое развитие художественного образования для поощрения разнообразия культурного самовыражения».

С 2009 по 2012 г. в проекте приняли участие десять стран СНГ: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан и Украина.

Методологической базой исследований стали международные документы, определяющие стратегию развития художественного образования:

- «Дорожная карта художественного образования», принятая на Первой Всемирной конференции по художественному образованию (Лиссабон, 2006), а также Вопросник по ее осуществлению;

- «Сеульская повестка дня: цели развития художественного образования», принятая на Второй Всемирной конференции по художественному образованию (Сеул, 2010);

- Конвенция об охране и поощрении форм культурного самовыражения (2005);

- Концепция образования в области культуры и искусств госу-дарств-участников СНГ (2011);

1 Никонова М. А., Родина Е. Н. Перспективы соционики в современном обществе // Человек - Общество - Культура: сб. науч. тр. Вып. 4. Саранск, Мор-дов. гос. пед. ин-т, 2012. С. 82-85.

292

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.