Научная статья на тему 'Дошкольное художественное образование стран СНГ и Украины: сравнительный анализ'

Дошкольное художественное образование стран СНГ и Украины: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УКРАИНА / СТРАНЫ СНГ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рагозина Виктория Валентиновна

В статье раскрываются особенности дошкольного художественного образования Украины и стран СНГ. Цель статьи – выделить и охарактеризовать общие тенденции и отличительные особенности систем дошкольного художественного образования этих стран, которые связаны общим политическим и социально-экономическим прошлым. Выявлено, что общими чертами дошкольного художественного образования Украины и стран СНГ являются: направленность на образование духовной и культурной личности с высоким уровнем эстетического восприятия и способности к самовыражению разными видами искусства; понимание важности целей и содержания дошкольного художественного образования, которые отображаются в образовательных стандартах и реализуются через образовательные программы на базе традиционных для стран СНГ детских садов. Среди современных тенденций – разрастание сети детских учереждений нового типа, которые привлекают к искусству детей разных слоев населения, более гибки в организации, содержании и методах художественного образования, в особенности одаренных и детей раннего возраста. Их количество, название и типы заведений, а также опыт в Украине и других странах СНГ различен. В заключение делаются выводы рекомендательного характера о перспективных направлениях развития сферы дошкольного художественного образования, применимых в условиях становления стран Содружества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рагозина Виктория Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дошкольное художественное образование стран СНГ и Украины: сравнительный анализ»

_РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ ..._

УДК 373.2 - 37 (4/9)

Рагозина Виктория Валентиновна

Кандидат педагогических наук, докторант лаборатории эстетического воспитания Института проблем воспитания НАПН Украины, vlavian@.ukr.net, Киев, Украина

дошкольное художественное образование

СТРАН СНГ И УКРАИНЫ: СРАВНИТЕЛьНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье раскрываются особенности дошкольного художественного образования Украины и стран СНГ. Цель статьи - выделить и охарактеризовать общие тенденции и отличительные особенности систем дошкольного художественного образования этих стран, которые связаны общим политическим и социально-экономическим прошлым. Выявлено, что общими чертами дошкольного художественного образования Украины и стран СНГ являются: направленность на образование духовной и культурной личности с высоким уровнем эстетического восприятия и способности к самовыражению разными видами искусства; понимание важности целей и содержания дошкольного художественного образования, которые отображаются в образовательных стандартах и реализуются через образовательные программы на базе традиционных для стран СНГ детских садов. Среди современных тенденций - разрастание сети детских учереждений нового типа, которые привлекают к искусству детей разных слоев населения, более гибки в организации, содержании и методах художественного образования, в особенности одаренных и детей раннего возраста. Их количество, название и типы заведений, а также опыт в Украине и других странах СНГ различен. В заключение делаются выводы рекомендательного характера о перспективных направлениях развития сферы дошкольного художественного образования, применимых в условиях становления стран Содружества.

Ключевые слова: дошкольное художественное образование, Украина, страны СНГ, сравнительный анализ.

Ragozina Victoria Valentinovna

Candidate of pedagogical sciences, doctoral candidate of the laboratory of esthetic education of the Institute ofproblems of education of NAPN of Ukraine, vlavian@.ukr.net, Kiev, Ukraine

PRESCHOOL ART EDUCATION OF CIS COUNTRIES AND UKRAINE: COMPARATIVE ANALYSIS

Abstract. The article contains a comparative analysis that reveals the peculiarities of pre-school art education in Ukraine and CIS countries. Purpose of the article is to determine and characterize the general trends and features of pre-school art education in these countries with common political and socio -economic past. Discovered general features of pre-school art education in Ukraine and CIS countries are: focus on the education of spiritual and cultural identity with a high level of aesthetic perception and the ability to express themselves in different kinds of art, understanding the importance of the objectives and content of the pre-school art education, which are displayed in educational standards and are implemented in educational programs on the basement of traditional CIS kindergartens. Among the current trends - the development of networks of new type children's art institutions that involve kids of different segments of the population to art activity, they have more flexible organization structure, content and methods of art education, especially of gifted and young children. Their number, names, and types of institutions, as well as their experience in Ukraine and other CIS countries are different. Finally, conclusions are drawn about perspective directions of development of pre-school art education applicable to the conditions of CIS countries.

Keywords: pre-school art education, Ukraine, CIS countries, comparative analysis.

Становление дошкольного художественного образования в Украине невозможно без анализа собственных достижений и изучения накопленного в теории и практике

других стран, в частности СНГ, поскольку образовательный опыт каждой страны является весомым для Украины и мирового сообщества и позволяет интегрировать его

в образовательные системы разных стран при условии адаптации к их национальным образовательным и культурным традициям. Особенно актуальным и интересным исследование дошкольного художественного образования Украины видится через призму его сравнительного анализа с аналогичными звеньями образовательных систем стран СНГ, которые в течение нескольких десятилетий входили в состав СССР и имели единую систему образования. После приобретения независимости в 1990 г. каждая из стран избрала свой путь развития: прибалтийские государства направляют свои образовательные усилия к требованиям Евросоюза; Россия, Украина, Беларусь и др. образуют Содружество Независимых Государств и приобрели свой уникальный опыт в художественном образовании, в частности дошкольном, рассмотрение которого путем сравнительного анализа позволит выделить общие и особенные тенденции и наметить стратегии обновления этой образовательной отрасли в Украине и странах Содружества.

Аспект дошкольного художественного образования в Украине и других странах СНГ в 1990-2010-х гг. глубоко не разрабатывался. Отдельные исследования (М. Ширзадова, Н. Масликова, Е. Чемортан-Волошина и др.), а также данные Межгосударственно -го статистического комитета СНГ, требуют обобщения для представления общей картины состояния дошкольного художественного образования в целом. О его важности свидетельствует принятие базовых документов международного уровня, включая Конвенцию об охране и поощрении многообразия форм культурного самовыражения (2005), Рекомендации Первой и Второй всемирных конференций по художественному образованию (Лиссабон, 2006, Сеул, 2010) и особенно - «Дорожной карты художественного образования», Концепции развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ (2009), Декларации ЮНЕСКО о культурном многообразии, принятой 31-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, 2001).

Возможность ознакомления с современным опытом художественного образования в странах СНГ мировое сообщество получило благодаря реализации в рамках программы ЮНЕСКО проекта «Художественное обра-

зование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке» (2011-2012 гг.), основной целью которого стало содействие развитию культурной и образовательной политики в отрасли художественного образования разных стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Украина и Узбекистан). Результатом проекта стали создание и развитие двуязычной Обсерватории художественного образования стран СНГ (adu.by/observatory/) и Аналитического доклада о состоянии художественного образования в странах СНГ в период 1990-2010-х гг. [5]. Результаты исследования в Украине представлены в Аналитическом документе «Художественное образование в Украине: развитие творческого потенциала в XXI веке» (2012) [4]. Современное развитие дошкольного художественного образования освещены в нем автором статьи [4, с. 11-15].

В рамках этой статьи представлен сравнительный анализ состояния дошкольного художественного образования Украины и стран СНГ соответственно таким категориям: законодательная база, которая регулирует деятельность в этой сфере; типы заведений, в которых осуществляется процесс художественного образования; его цель и содержание; художественное образование и воспитание детей в период раннего возраста.

Государственная политика Украины, как и стран СНГ, в сфере художественного образования, ее дошкольного звена, регламентируется основными законами (в Украине: «Об образовании», «О культуре») и законами прямого действия (там же: «О дошкольном образовании») и другими документами (например, в Украине - Государственная целевая программа развития дошкольного образования на период до 2017 г.). Также правительствами принимаются документы, которые выделяют цели художественного образования и направления их реализации (например, в Армении - Концепция художественного образования (2004), Закон «О невещественном культурном наследии «(2009), Комплексная программа подготовки, переподготовки и переквалификации кадров в отрасли культуры (2010). Следовательно, развитие образования является приоритетным заданием, ключевым звеном кур-

са реформ стран СНГ по обновлению всего общества, обеспечения демократических преобразований и интеграции в мировое сообщество.

Дошкольное художественное образование является первым звеном системы образования в странах Содружества и реализуется на базе дошкольных учебных заведений. В Украине дошкольным образованием обеспечивается больше половины детей (56 %) и это количество увеличивается, что обусловливается усиленным вниманием государства к проблемам дошкольного образования (Указ Президента Украины «О мероприятиях по обеспечению приоритетного развития образования в Украине« (2010)). К 2008 г. около 55 % детей охвачено дошкольным образованием в России, а больше всего - в Беларуси (79 %). Именно в этих странах показатель охвата детей дошкольным образованием продолжает расти по сравнению с другими государствами, в которых низкие цифры объясняются ухудшением условий жизни населения, массовыми миграциями людей из стран в поисках работы, снижением рождаемости в период 1990-х гг., связанных со становлением государств. Так, в Молдове, Кыргызстане, Таджикистане в 1990-е гг. резко сократились дошкольные учреждения, а затем с 2000 г. наметилось их постепенное увеличение. При этом, сегодня как в Украине, так и странах СНГ с низким уровнем обеспечения детей дошкольного возраста образованием, наблюдается дефицит учебных заведений, а значит, потребность населения в художественном образовании полностью не удовлетворяется. Кроме недостаточного количества детских садов можно назвать и другие факторы: недостаточное осознание важности развития детей в дошкольный период средствами искусства среди жителей сельских регионов, отдаленных районов (как, например, 50 % населения в Узбекистане), а также недоступность образовательных услуг для малообеспеченных семей, недостаточное количество специалистов, устаревшее программно-методическое обеспечение.

Дошкольное образование Украины и стран Содружества принадлежит преимущественно к государственному сектору и осуществляется на базе разных типов дошкольных учебных заведений, среди которых

преобладают традиционные детский сад (ясли), детские ясли-сад. Работают детские учреждения художественно-эстетического направления (Россия, Украина), которые развиваются в Молдове, Узбекистане и др. Преобладающее количество детских заведений в странах СНГ является бюджетными и содержится государством (в Кыргыстане из 460 садов - 338) или же местными органами исполнительной власти. Примечательно, что увеличивается сеть частных заведений, появляются новые типы - центры развития и творчества детей, клубы развития (Россия, Украина и др.), однако их часть в сравнении с государственными остается невысокой (в Кыргызстане на 594 государственных приходится 279 альтернативных, в Армении на 637 областных и 8 подведомственных садов приходится всего 16 негосударственных). Они являются более гибкими в организации образования, реализуют авторские программы, индивидуальные и групповые занятия с разными категориями детей (одаренные дети, дети с особыми потребностями и др.), что способствует развитию творческих способностей детей. Однако нужно принять во внимание, что образовательные услуги в них являются платными, а потому доступны только определенной категории населения. Сеть таких заведений, в том числе и художественно-эстетического профиля, широко распространена в Украине, а также в России и только зарождается в других странах Содружества, что обусловлено разными условиями жизни населения стран, различиями в денежных доходах и уровне заработной платы [7].

Дошкольное образование детей, в частности ее художественная составляющая, осуществляется в странах на основе образовательных стандартов (как, например, в Украине - Базовый компонент дошкольного образования, в Кыргызстане - Государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование и уход за детьми») и реализуется через программы «Ребенок третьего тысячелетия» (Узбекистан), «Пра-леска» (Беларусь), дополнительные и парциальные программы в Украине. Целью художественного образования и эстетичного воспитания в дошкольном звене является эстетичное развитие и творческое самовыражение ребенка в разных видах художествен-

но-эстетической деятельности, а также формирование этнокультурной компетентности детей в рамках специально созданных программ: «Балбобек», «Карлигаш», «Кайнар» и др. (Казахстан). Основной формой художественного образования в Украине, как и в других странах Содружества, является занятие. Дошкольники познают искусство в процессе музыкальной, изобразительной, хореографической, театрализованной, литературной деятельности, художественного труда, а также в процессе интегрированной художественной деятельности.

Кроме инвариантного компонента содержания художественного образования, существует и вариативный, что дифференцирует содержание образования по видам искусства и реализуется в кружковой работе, которая распространена в России, Украине и Казахстане, с 2010 г. - Узбекистане и республике Каракалпакстан. В современной Белоруссии на базе дошкольных заведений функционирует более чем 3000 кружков художественно-эстетического направления. Интересный метод освоения приемов прикладного искусства существует в Таджикистане: знания и умения передаются мастером индивидуально ученику в период длительного практи-кования (метод устод-шогид), что успешно совмещается с традиционной европейской системой освоения искусства на базе учебных заведений (школ искусств, студий).

Современное дошкольное художественное образование в странах СНГ нуждается в разработке инновационных технологий, которые формируют активное восприятие произведений искусства, общение с ними и позволяют ребенку приблизиться к искусству, понимать и любить его. Опыт разработки таких инноваций имеет Украина (участие в Международном проекте «Стратегии визуального мышления», проводимом Институтом «Открытое общество» (OSI, Фонд Дж. Сороса). В большинстве постсоветских стран такие формы работы, как воспитание детей средствами музейной педагогики, арт-терапии находится в состоянии разработки. Это же касается и раннего развития малышей, что начинает практиковаться в Молдове, Беларуси, Армении, которые перенимают опыт других стран и создают собственный (проект Азиатского банка развития «Развитие детей раннего возраста на

уровне общин», Кыргызстан). Плодотворными являются новые формы приобщения детей к искусству: плэнеры, фестивали детского творчества, мастер-классы, организуемые государственными (музеи) и больше - частными лицами или организациями. Результативным выявляется метод «соучастия» родителей в образовательном процессе, например, проект «Арт-текстиль» (Молдова). Как свидетельствуют результаты статистики участия дошкольников в долгосрочных художественных проектах в Украине и Молдове [6, с. 209], более половины детей потом стремятся продолжать заниматься искусством в кружках и студиях. Отдельные проекты направлены на знакомство детей с культурными традициями других стран: Фонд Форум Узбекистана реализует ежегодные фестивали традиционного искусства и культуры «Арслан Садоси», Международные фестивали современного искусства АРТВИК (Неделя искусств). Важным направлением является работа с одаренными дошкольниками, которая осуществляется в кружках детских садов, студиях, школах искусств Украины, России, Беларуси и в Армении. В рамках неформального художественного образования с детьми занимаются в воскресных школах при церквях и соборах.

Таким образом, дошкольное художественное образование Украины и стран СНГ имеет общие черты: демократизация и гуманизация всей системы образования, осознание значимости дошкольного художественного образования в становлении духовной и культурной личности, разработка образовательных стандартов в дошкольной сфере, которые реализуются через образовательные программы. Художественная составляющая обьединяет музыкальную, изобразительную, театральную, хореографическую деятельность, словесное творчество, художественный труд. Основной формой работы являются видовые, комплексные (интегрированные) занятия на базе детских садов как основного типа дошкольных заведений.

Новые требования общества к воспитанию культурной, образованной и творческой личности способствовали появлению дошкольных учреждений нового типа, из которых частные заведения предоставляют качественное образование с акцентом на раннем развитии, выявлении одаренных

детей и их развитии, а благотворительные организации обеспечивают доступ к художественному образованию детям разных слоев населения. Их количество, название и типы заведений в разных странах отличаются.

Еще одной тенденцией современности стало раннее привлечение ребенка к разным видам художественной деятельности путем участия в разнообразных проектах, от разовых мастер-классов до систематических занятий развивающего или арттерапевтиче-ского характера. И если в Украине, России и Беларуси такая практика успешно развивается, то в большинстве других стран СНГ находится в стадии зарождения.

При развитии дошкольного художественного образования как такового, что имеет мощный потенциал в формообразовании духовной личности дошкольника, Украина и страны СНГ нуждаются в расширении сети заведений, в частности с углубленным изучением искусства, во внедрении инновационного зарубежного опыта, разработке технологий работы с детьми раннего возраста, художественно одаренными дошкольниками, а также в широком привлечении к художественному образованию родителей, распространении этнокультурних традиций, налаживании взаимодействия дошкольных учреждений с заведениями культуры (музеями, театрами, филармониями) на основе разработки общих проектов.

Библиографический список

1. Куррикулум (программа) воспитания детей 5-6 лет в детских садах Республики Молдова. -Кишинев: МОМ, 2000. - 29 с.

2. Кусаинов А. К. Состояние и перспективы системы образования Республики Казахстан // Педагогика. - 2012. - № 1. - С.113-118.

3. Масликова Н. А. Раннее развитие в инновационных дошкольных образовательных учреждениях Кыргыстана // Социология образования. -2007. - № 11. - С.26-32.

4. Масол Л. М., Базелюк О. В., Комаров-ська О. А., Рагозта В. В. та ш. Мистецьтка освгга в Украшг розвиток творчого потенциалу в XXI столгт: Аналгшчна доповидь украшською, росшською, англшською мовами: наук. видан-ня. - К.: Аура Букс, 2012 . - 240 с.

5. Стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ. ЮНЕСКО, 2013 г. - [Электронный ресурс]. - URL http://www.cisstat.com/rus/shoprus.htm (дата обращения: 04.09.2013).

6. Чемортан-Волошина Е. Организация дошкшьно! художньо! освпи в Молдови i Ii зна-чення в розвитку держави. // Вюник Львшсько! национально! академй мистецтв. - Спецвипуск IV. - С. 209-211.

7. Щербакова Е. Уровень и качество жизни в странах СНГ существенно различаются. - [Электронный ресурс]. - URL http://demoscope.ru/ weekly/2010/0415/barom03.php (дата обращения: 04.09.2013).

8. Ширзадова М. Г. Дошкольное образование в Азербайджане // Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. -2007. - № 2. - С.77- 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.