Научная статья на тему 'Потенциал художественного образования в гуманитарном сотрудничестве государств — участников СНГ: стратегические подходы ЮНЕСКО'

Потенциал художественного образования в гуманитарном сотрудничестве государств — участников СНГ: стратегические подходы ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / СТРУКТУРНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / STRUCTURAL AND CONTENT CONVERSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошенко Николай Николаевич

В статье приводятся некоторые результаты компаративного (сравнительного) исследования теории и практики художественного образования в странах СНГ, проведенного в рамках совместного проекта ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС) «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» (2009—2014). Обобщены результаты исследовательской работы, проведенной группами экспертов Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Республики Украина в 2009—2012 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярошенко Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some results of comparative researches of theory and artistic education in the countries of CIS are brought in the article. This researches were conducted in the compatible project of UNESCO and Intergovernmental fund of humanitarian cooperation of governments GIS: development of creative possibilities in the XXI century (2009—2014). The results of researching were summarized by the groups of experts of Republics Azerbaijan, Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kirgizstan, Moldova, Tajikistan and Ukraine in 2009—2012 years.

Текст научной работы на тему «Потенциал художественного образования в гуманитарном сотрудничестве государств — участников СНГ: стратегические подходы ЮНЕСКО»



ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:

евразийские традиции межкультурных коммуникаций

и современность

Ф ОБРАЗОВАНИЕ <$>

В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ:

сохранение культурного разнообразия и воспитание профессионализма

сю

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

(/оТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ГУМАНИТАРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ЮНЕСКО

УДК 37(100)

Н. Н. Ярошенко

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье приводятся некоторые результаты компаративного (сравнительного) исследования теории и практики художественного образования в странах СНГ, проведенного в рамках совместного проекта ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС) «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» (2009—2014). Обобщены результаты исследовательской работы, проведенной группами экспертов Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Республики Украина в 2009—2012 годы.

Ключевые слова: художественное образование, Содружество Независимых Государств, структурные и содержательные преобразования.

Some results of comparative researches of theory and artistic education in the countries of CIS are brought in the article. This researches were conducted in the compatible project of UNESCO and Intergovernmental fund of humanitarian cooperation of governments GIS: development of creative possibilities in the XXI century (2009—2014). The results of researching were summarized by the groups of experts of Republics Azerbaijan, Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kirgizstan, Moldova, Tajikistan and Ukraine in 2009—2012 years.

Keywords: art education, Commonwealth of Independent States, structural and content conversion.

Художественное образование в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (СНГ) — это уникальное явление, органично сочетающее традиции и инновации, общечеловеческие и национальные ценности, все виды и жанры искусств и культурной деятельности, а главное — задачи личностного и социального развития.

Несмотря на имеющиеся достижения в развитии национальных систем художественного образования, в этих странах сегодня под угрозой исчезновения и разрушения оказались многие традиционные худо-

жественные практики, неповторимые образцы народного творчества, формы передачи опыта художественной деятельности между поколениями, обеспечивающие сохранение национальных культур. Эксперты отмечают снижение числа участников формальных и неформальных программ художественного образования, сокращение их финансовой поддержки, недостаточную интеграцию национальных систем художественного образования стран СНГ.

При этом признается объективно невозможным возвращение к советской моде-

150 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 150-154

^ Образование в сфере культуры

ли художественного образования, что требует создания принципиально новой концепции развития художественного образования на постсоветском пространстве. Новые стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ сегодня определяются на основе подходов ЮНЕСКО, ориентиров образовательной и культурной политики, консолидированного мнения экспертного сообщества этих стран.

Осмыслению этих процессов было посвящено компаративное (сравнительное) исследование теории и практики художественного образования в странах СНГ, осуществленное в рамках совместного проекта ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС) «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» (2009—2014). В рамках этого исследования коллективом ученых Московского государственного университета культуры и искусств был подготовлен Ф аналитический доклад «Художественное об-

разование в странах СНГ» (рук. авт. коллектива Н.Н. Ярошенко).

Аналитический доклад обобщает результаты исследовательской работы, проведенной группами экспертов Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Республики Украина в 2009—2012 годы, и позволяет оценить современное состояние и проблемы в развитии художественного образования в странах СНГ, а также наметить стратегические ориентиры его дальнейшего развития.

Содружество Независимых Государств (СНГ) — это региональная межгосударственная организация, обеспечивающая взаимодействие в решении ключевых вопросов развития входящих в него государств, включая экономику, безопасность, политическое и гуманитарное сотрудничество, миграцию

и развитие контактов между гражданами государств — участников Содружества. В их числе: Азербайджанская Республика; Республика Армения; Республика Беларусь; Республика Казахстан; Кыргызская Республика; Республика Молдова; Российская Федерация; Республика Таджикистан; Туркменистан; Республика Узбекистан; Украина.

Гуманитарное взаимодействие является одним из общепризнанных приоритетных направлений развития СНГ, способствующих укреплению его инновационного потенциала, повышению эффективности. Активное участие в развитии культуры и межкультурного взаимодействия позволяет странам Содружества успешно участвовать в построении нового облика мира начала нового тысячелетия.

Большое значение в достижении этой цели имеет развитие общедоступного художественного образования и эстетического воспитания, поддержка одаренных детей и молодежи, развитие конкурентоспособных творческих индустрий и меценатства, а также — совершенствование национального законодательства (с учетом широкого понимания культуры, зафиксированного в документах ЮНЕСКО).

В мае 2011 года Советом глав правительств утверждены Концепция сотрудничества в сфере культуры и Концепция развития образования в сфере культуры и искусства государств — участников СНГ. С учетом этого МФГС подписал с Московским бюро ЮНЕСКО договор о продлении до 2014 года проекта «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке».

Историко-культурная специфика систем художественного образования на постсоветском пространстве определяется единством организационно-педагогических подходов, сформировавшихся в советский период на территории нынешних государств, имеет сходную инфраструктуру художественного образования и единую систему её ступеней и уровней, а также в значительной степени

$

151

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

единую методологическую и методическую основу реализации программ художественного образования.

Считается, что страны СНГ, появившиеся на постсоветском пространстве в 1991 году, с этого момента формируют национальные системы образования, в которых развивается в том числе и сегмент художественного образования. Между тем становление и развитие художественного образования в этих странах имеют более продолжительную историю, которая связана с формированием национальных систем художественной культуры, функционирование которых невозможно без воспроизводства новых поколений творцов и деятелей культуры.

Так, экскурсы в многовековую историю культуры стран СНГ, приведенные в национальных докладах, разворачивают яркую палитру художественных традиций стран и народов. При этом подчеркивается особенность национальных подходов к воспитанию музыкантов, художников, носителей фольклорных традиций. В этот период во всех странах художественное образование не выделялось как особая, сложноорганизованная и функционально обособленная образовательная система.

Безусловно, подход к художественному образованию как к самостоятельному явлению, нуждающемуся в особой институциа-лизации и ресурсном обеспечении, сложился гораздо позднее, в середине XIX века (создание учебных заведений художественной направленности), и получил окончательное оформление в советский период.

Именно советский период для всех стран СНГ оказался не только общим отрезком исторического времени, но и общим опытом социального и культурного развития народов, вошедших в состав СССР. Просвещение в области культуры и искусства выстраивалось на основе принципов идеологической индоктринации.

В советский период система образования во всех республиках СССР была организована по образцу российской, и попытки национального, этнокультурного образования

и воспитания во многом корректировались общесоюзными программами дошкольного, общего и профессионального художественного образования. Много внимания уделялось воспитанию одаренных детей и творческой молодёжи.

Особое развитие художественного образования пришлось на 1970-е годы, когда были приняты и реализованы решения о массовом эстетическом воспитании школьников (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская и др.), а также созданы национальные научные и творческие школы, ставшие основой современных систем художественного образования в государствах — участниках СНГ.

Сегодня художественное образование — это полноценная часть образования, осуществляемого на всех уровнях образовательных систем в странах Содружества.

Особенности художественного образования в национальных республиках были связаны с историко-культурным наследием народов, что обеспечивало причудливое сочетание традиций классического искусства с традициями национального художественного творчества. Эта специфика объективно не могла быть нивелирована общими подходами к организации практики художественного образования, что стало основой для становления уникальных форм этнохудоже-ственного образования и воспитания, сущ-ностно различных для славянских, тюркских и других народов, проживавших в бывшем СССР.

Поэтому в странах СНГ художественное образование, базирующееся на национальной культуре и традициях, рассматривается как один из наиболее действенных механизмов культурной идентификации. Оно служит также эффективным средством формирования межкультурного диалога и воспитания личности в духе толерантности.

В программах художественного образования во всех странах Содружества сохранился органичный синтез традиционной культуры и классического искусства, к которому присоединились новые виды искусств и куль-

$

155

ф

ГИЛ

^ Образование в сфере культуры

турных практик.

Художественное образование в странах СНГ — это важная часть общественной жизни, способствующая воспроизводству творческого потенциала стран и народов, обеспечивающего их достойное продвижение по пути цивилизационного развития. В основе художественного образования — традиционные и современные художественные практики, отражающие особенности национальных культур.

На рубеже XX—XXI веков отчётливо наблюдаются новые тенденции в развитии искусства, существенно обогащающие практику художественного образования, что требует выявления проблем и разработки ориентиров его дальнейшего развития.

Анализ экспертных оценок проблем в области развития художественного образования в странах СНГ показывает, что на его развитие негативное воздействие оказывают следующие группы факторов:

• во-первых, недостаточное финансирование учреждений и организаций, обеспечи-

Ф вающих реализацию программ художествен-

ного образования;

• во-вторых, слабая координация усилий по взаимодействию разнообразных институций, обеспечивающих художественное образование;

• в-третьих, недостаточная интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла и слабая преемственность программ на разных уровнях художественного образования;

• в-четвертых, низкий уровень профессиональной подготовки и информированности участников процесса: учителей, профессиональных работников культуры, творческих работников;

• в-пятых, недостаточно высокий уровень индивидуализации художественного образования и его рассогласованность с задачами становления личности как субъекта культурного процесса.

При этом данные факторы и формируемые ими негативные тенденции в различных странах имеют различную степень

выраженности.

Современное понимание роли и места культуры, художественного образования в развитии стран СНГ определяет важнейшие цели культурной политики, а именно: обеспечение права граждан на участие в культурной жизни и свободу творческого самовыражения, создание оптимальных условий для расширения доступности культурных ценностей и повышения качества культурных услуг.

К настоящему времени в странах СНГ сформирована нормативно-правовая база, которая обеспечивает защиту прав человека на образование и включает нормы его функционирования по основным направлениям, в том числе в сфере художественного образования.

Вместе с тем необходимо отметить, что в ряде стран СНГ, кроме основных законов о культуре и образовании, приняты и действуют национальные программы, нацеленные на развитие художественного образования (Армения, Россия).

В других странах в настоящее время четко осознана настоятельная необходимость разработки стратегии долгосрочного развития национальных систем художественного образования и создания институтов, способных внедрять в жизнь проекты, направленные на улучшение положения в данной области (Казахстан, Молдова).

Проведение структурных и содержательных преобразований в системе художественного образования в странах СНГ, как формального, так и неформального, требует, прежде всего, разработки в этих странах соответствующих политических документов — законодательно-правовой базы, обеспечивающей деятельность государственных органов управления образованием и культурой, всех субъектов, осуществляющих практическую работу в сфере художественного образования.

Государственная политика в сфере образования и культуры в странах Содружества основывается на фундаментальных положениях Конституций государств и имеющихся

$

153

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

во всех странах специальных законах об образовании и культуре. Это законодательство постоянно актуализируется: как правило, законы, принятые в 1990-е годы, неоднократно дополнялись и корректировались. В ряде государств в последние годы приняты или находятся на стадии утверждения новые законы о культуре и образовании (Азербайджан, Российская Федерация и др.).

Российское законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется с учетом происходящих сдвигов в понимании социальной роли художественного образования, его значимости для развития личностного потенциала каждого человека, а также вызовов, стоящих перед современной культурой. Также отмечается постепенное развитие законодательной базы художественного образования (Армения, Молдова, Украина, Таджикистан), в которой имеются предпосылки для создания законодательного и нормативно-правового обеспечения прав граждан на образование, в том числе основанное на приобщении к культуре.

Потенциал художественного образования — важный фактор гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ, в ко-

тором все возрастающую роль играют вузы культуры и искусств как специализированные учебные заведения высшего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов сферы художественного образования.

Национальные системы художественного образования в странах СНГ выстроены как многоуровневые системы, обеспечивающие преемственность между отдельными уровнями начального, среднего специального и высшего образования, а также создающие условия для реализации задач обучения посредством искусства.

Таким образом, высокая социальная значимость художественного образования формирует особую социально-культурную ситуацию, в которой складываются предпосылки для обогащения законодательной и правовой основы художественного образования, его организационных и структурно-функциональных форм, содержания и педагогических технологий. И главное — такая социально-культурная ситуация ориентирует общественное сознание на создание благоприятных условий для приобщения новых поколений к ценностям культуры в процессе широкого художественного образования.

$

Примечания

1. Arts Education [Electronic resource]. — URL: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/creativity/ arts-education

2. Promotion of arts education and creativity at school as part of the construction of a culture of peace // Resolution adopted on the report of Commission IV at the 25th plenary meeting, on 16 November 1999 [Electronic resource]. — URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001185/118514e.pdf#page=73

3. Seoul Agenda: Goals for the Development of Arts Education is a major outcome of UNESCO's Second World Conference on Arts Education held in Seoul, the Republic of Korea, on 25 — 28 May 2010 [Electronic resource]. — URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/CLT/CLT/pdf/Seoul_Agenda_EN.pdf

4. Road Map for Arts Education: The World Conference on Arts Education: Building Creative Capacities for the 21st Century Lisbon, 6—9 March 2006 [Electronic resource]. — URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/ MULTIMEDIA/HQ/CLT/CLT/pdf/Arts_Edu_RoadMap_en.pdf

5. International Arts Education Week 2012 [Electronic resource]. — URL: http://www.unesco.org/new/en/ unesco/events/prizes-and-celebrations/celebrations/international-weeks/international-arts-education-week-2012.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.