Научная статья на тему 'Традиции - новации - перспективы: к 85-летию Московского государственного института культуры и института художественного образования Российской академии образования'

Традиции - новации - перспективы: к 85-летию Московского государственного института культуры и института художественного образования Российской академии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАУКА / SCIENCE / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ИСКУССТВО / ART / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / SCIENTIFIC SCHOOLS / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / HUMANITARIAN KNOWLEDGE / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / РЕАЛИИ / REALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Лариса Леонидовна, Ярошенко Николай Николаевич

В статье рассматриваются отдельные направления деятельности ведущих российских учреждений российского образования и науки в сфере культуры и искусств, которые известны многолетней историей, сложившимися традициями и спецификой. В центре внимания авторов находятся проблемы современного профессионального образования, научные достижения, стратегии развития, культура и искусство, возможности плодотворного сотрудничества. Авторы делают акцент на информатизации российского образования и науки, затрагивают некоторые вопросы введения Федеральных государственных образовательных стандартов, показывают возможности взаимодействия учреждений на примере «обсерватории художественного образования государств участников СНГ ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Лариса Леонидовна, Ярошенко Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS - INNOVATIONS - PERSPECTIVES: THE 85TH ANNIVERSARY OF THE MOSCOW STATE INSTITUTE OF CULTURE AND ART EDUCATION INSTITUTE OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION

The article highlights some of the activities of leading the Russian establishments of Russian education and science in the field of culture and arts with a long history, traditions and specificities. Among the issues: contemporary professional Education and scientific Schools, achievements and development Strategy, Culture and the Arts, opportunities for fruitful cooperation. The authors draw attention to the informatization of the Russian Education and Science, are some of the questions the Federal State educational Standards, show the interoperability capabilities of institutions for example "Observatory оп Arts Education in the CIS Countries".

Текст научной работы на тему «Традиции - новации - перспективы: к 85-летию Московского государственного института культуры и института художественного образования Российской академии образования»

ТЖрАДИЦИИ — НОВАЦИИ — ПЕРСПЕКТИВЫ: К 85-АЕТИЮ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ И ИНСТИТУТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01

Л. Л. Алексеева1, Н. Н. Ярошенко2

Институт художественного образования Российской академии образования 2Московский государственный институт культуры

В статье рассматриваются отдельные направления деятельности ведущих российских учреждений российского образования и науки в сфере культуры и искусств, которые известны многолетней историей, сложившимися традициями и спецификой. В центре внимания авторов находятся проблемы современного профессионального образования, научные достижения, стратегии развития, культура и искусство, возможности плодотворного сотрудничества. Авторы делают акцент на информатизации российского образования и науки, затрагивают некоторые вопросы введения Федеральных государственных образовательных стандартов, показывают возможности взаимодействия учреждений на примере «Обсерватории художественного образования государств — участников СНГ».

Ключевые слова: культура, образование, наука, творчество, искусство, научные школы, гуманитарное знание, традиции, реалии.

L. L. Alekseeva1, N. N. Yaroshenko2

institute of Art Education of Russian Academy of Education, Pogodinskaya str. 8, bldg 1, 119121, Moscow, Russian Federation

2Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

TRADITIONS — INNOVATIONS — PERSPECTIVES:

THE 85TH ANNIVERSARY OF THE MOSCOW STATE INSTITUTE

OF CULTURE AND ART EDUCATION INSTITUTE

OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION

The article highlights some of the activities of leading the Russian establishments of Russian education and science in the field of culture and arts with a long history, traditions and specificities. Among the issues: contemporary professional Education and scientific Schools, achievements and development Strategy, Culture and the Arts, opportunities for fruitful cooperation. The authors draw attention to the informatization of the Russian Education and Science, are some of the questions the Federal State educational Standards, show the interoperability capabilities of institutions for example "Observatory оп Arts Education in the CIS Countries".

Keywords: culture, education, science, creativity, art, scientific schools, humanitarian knowledge, traditions, realities.

АЛЕКСЕЕВА ЛАРИСА ЛЕОНИДОВНА — доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора Института художественного образования Российской академии образования

ALEKSEEVA LARISA LEONIDOVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Director of the Institute of Art Education of Russian Academy of Education

2ЯРОШЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности факультета СКД Московского государственного 1Q института культуры

YAROSHENKO NIKOLAY NIKOLAEVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of social and cultural activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected], [email protected] © Алексеева Л. Л., Ярошенко Н. Н., 2015

В системе современного российского образования и науки есть государственные учреждения, которые по праву могут называться ведущими, высокоавторитетными в сфере своей деятельности, лидерами с большой буквы. Изменения общественно-экономических формаций, политического устройства государства, непрерывный и закономерный процесс реформирования и модернизации, непростые и порой необходимые перемены организационно-правового статуса, названия, структуры и т.п. никоим образом не отражаются на целевой направленности деятельности. Более того, такие преобразования являются стимулом для дальнейшего развития учреждений в целом и передового научно-педагогического сообщества, в частности.

К числу таковых относятся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры» и Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования Российской академии образования».

Объединяет эти уважаемые учреждения страны не только знаменательная юбилейная дата — 85 лет со дня основания, но и общий предмет деятельности — культура и искусство — в самом широком смысле.

Каждое учреждение в силу свойственной ему специфики, образовательной и научной, так или иначе, реализует свою миссию в соответствии с планируемыми целями и методами их достижения, организации всей работы и взаимодействия с обществом. При этом показательны принципиально единое представление о культуре и искусстве, понимание их важной, ничем не заменимой роли в жизни современного социума: это — духовные ценности непреходящей значимости, источник гармоничного развития каждого человека вне зависимости от возраста. Едины и некоторые очевидные факторы профессионального долголетия учреждений, в числе которых, в первую очередь, следует назвать традиции как сохранение, приумножение и широкое распро-

странение имеющегося научного опыта, сложившихся образовательных ценностей, норм и правил, системных подходов к изучению и решению общих и частных проблем.

Рассматривая 85-летнюю историю МГИКа и Института художественного образования РАО необходимо, хотя бы в общих чертах, раскрыть сущность и специфику этих традиций.

Отечественные вузы культуры и искусств имеют яркую и во многом уникальную историю. первым был открыт петроградский институт внешкольного образования (1918), который стал пионером среди вузов культуры. Впоследствии он был преобразован в поли-тикопросветительный институт, а затем — в институт культуры. Сегодня — это Санкт-петербургский государственный институт культуры. Вторым учебным заведением высшего профессионального образования в сфере культуры стал Московский государственный библиотечный институт (1930), который после многократного переименования сегодня носит название — Московский государственный институт культуры.

Сегодня Московский государственный институт культуры, являясь головным образовательным учреждением в сфере культуры и искусства России, осуществляет разнообразную образовательную, научно-исследовательскую, социально-культурную, культурно-просветительскую, международную деятельность. Она охватывает все уровни непрерывного образования: довузовского, высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру гуманитарных областей знания.

Традиции вуза восходят к подвижническому опыту российской интеллигенции по внешкольному образованию и культурному развитию населения дореволюционной России. Внешкольное образование, начиная со второй половины XIX века, выступало как инте-гративное направление творческого развития личности, поддержки частной инициативы в народном образовании. Вокруг библиотек, которые являлись одной из наиболее распро-

странённых институций внешкольного образования, собирались все виды массовой просветительской, художественно-творческой деятельности.

Именно на этом интегративном единстве просветительства и художественного творчества зиждется одна из основных традиций Московского государственного института культуры — стремление к подготовке кадров по максимально возможному набору специальностей и направлений, отражающих универсальность и многообразие художественных практик, сфер творческой самореализации любительских интересов россиян.

С 1964 года началось превращение библиотечных институтов в многопрофильные образовательные учреждения. На каждом из исторических этапов развития вуза удавалось поддерживать логику опережающего развития, ориентированного на подготовку специалистов, а ныне и — бакалавров и магистров, способных эффективно работать в изменяющихся условиях общественного развития и по всем направлениям профессиональной деятельности в сфере культуры: от библио-течно-информационной деятельности до современного издательского дела и книгорас-пространения, от многожанрового народного художественного творчества до современных форм арт-менеджмента, от технологий социально-культурного воспитания до разнообразных культурно-досуговых практик и т.д.

Насколько сегодня широк и вариативен тезаурус форм современной культуры, настолько МГИК репрезентативно и разнопланово представляет его студентам — новому поколению профессионалов, обеспечивая потребности отраслевых учреждений культуры, органов управления культурными процессами всех уровней.

Вторая, но не менее значимая традиция МГИКа — стремление к глубокому научному осмыслению закономерностей образования в сфере культуры, что привело к формированию известных в России и за её пределами научных и творческих школ, прежде всего в области теории и истории культуры, биб-

лиотечно-информационной и культурно-просветительной, ныне — социально-культурной деятельности.

Современный МГИК — это яркое и многоликое научно-педагогическое сообщество, отличающееся чётким осознанием миссии вуза, которая состоит в обеспечении условий для личностного развития, духовно-нравственного и профессионального становления специалистов социально-культурной сферы, призванных стать активной частью российской интеллигенции, интеллектуальной элиты общества, а также миссия вуза заключается в сохранении и развитии лучших традиций отечественной культуры, национальных культур народов России, повышении ценности русского языка, формировании российского самосознания и самоидентичности.

традиции Института художественного образования РАО как научного учреждения связаны, главным образом, с научными школами педагогики искусства. О понятийном и категориальном аппарате, дидактических принципах и основных закономерностях научных школ, глубоком, всестороннем изучении и осмыслении обширных эмпирических сведений (из области музыки, литературы, театра и кино, изобразительного, хореографического искусства и других современных видов искусства) достаточно подробно написано в многочисленных сборниках, монографиях и научных работах [см., к примеру: 1; 2; 4]. Здесь же стоит сказать о своеобразной научной традиции Института художественного образования — подвижничестве как самоотдаче, самоотверженности и самопожертвовании. проявляться это может в больших и малых делах и совершенно по-разному — от обсуждения различных психолого-педагогических вопросов, сотрудничества и элементарного взаимного уважения до высочайшей степени ответственности за соблюдение принципов научной этики, честности и искренней преданности избранному делу, последовательному воплощению научных истин, идей и концепций. И, конечно, далеко не каждый новый научный сотрудник способен понять и, тем более,

следовать этому «образу научной жизни», однако подвижничество было, есть и, хочется верить, останется одной из традиций Института художественного образования.

Традицией, бережно сохраняемой в настоящее время, является и особая творческая атмосфера, которая образуется благодаря многогранности дарований сотрудников Института художественного образования — композиторов и актёров, художников и дизайнеров, исполнителей музыки и танцев, поэтов и прозаиков. Сочетание исследовательской и художественной деятельности привносит в учреждение «дыхание научного творчества» и придаёт всему профессиональному сообществу особое творческое обаяние (charmes), ощутимое практически каждым присутствующим человеком, будь то аспирант, участник конференции любого уровня или научно-практического семинара. Отметим также, что всегда — и ранее, и теперь — неизменным было традиционно уважительное отношение руководства к «людям науки и искусства», органично сочетающим в своей профессиональной деятельности разные формы познания, касающиеся производства новых знаний и художественного освоения мира.

Многолетняя история и богатые традиции являются основой для современной инновационной деятельности Московского государственного института культуры и Института художественного образования РАО.

Установление тесных взаимных связей между учебным и научным направлениями деятельности МГИК, координация всех имеющихся сил — базовое условие повышения качества подготовки специалистов сферы культуры и искусства.

МГИК выступает в качестве организатора и участника многочисленных научных форумов, симпозиумов, конференций, имеющих международный, общероссийский, региональный, межвузовский и вузовский статус. Наиболее значимыми среди них можно признать Московский форум культуры «Культура как стратегический ресурс россии в XXI веке» (2010—2014 годы) и Международ-

ные симпозиумы «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве», проходившие в Москве (Российская Федерация), Ханое и Хошимине (Социалистическая Республика Вьетнам), Сеуле (Южная Корея), Париже (Французская Республика), Душанбе (Республика Таджикистан), Стамбуле (Турецкая Республика), Брянске и Махачкале (Российская Федерация).

На этих научных форумах художественное образование рассматривалось как универсальное средство воспитания и приобщения к культуре новых поколений, подчёркивались его гуманистический характер, творческая направленность, соответствие задачам личностного развития и социальной интеграции. постепенно в общественном сознании преодолевается отношение к художественному образованию как к чему-то менее важному, второстепенному по сравнению с общим образованием, формируется система государственных гарантий и поддержки всех направлений художественного образования [3].

Одним из заметных результатов развития инновационных научных направлений в МГИК следует признать проведение компаративного (сравнительного) исследования теории и практики художественного образования в странах СНГ — «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» (2009—2014), осуществлённого в рамках совместного проекта ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС). проект был реализован совместно с Институтом художественного образования РАО [5; 9].

При этом рассматривались законодательное и правовое обеспечение развития художественного образования, его структура, технологии и уникальные проекты национальных систем, а также проблемы и направления дальнейшего развития художественного образования в странах СНГ [8].

Результаты научных исследований учёных МГИК находят отражение на страницах

научных периодических изданий. С 2003 года выходит в свет «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств» — научный журнал гуманитарного профиля по вопросам философии, культурологии, педагогики, подготовки специалистов сферы культуры. «Вестник МГУКИ» входит в перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Минобрнауки РФ, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук. Журнал призван консолидировать научно-творческий потенциал вузов культуры и искусств и других учреждений Российской Федерации в целях сохранения, упрочения и развития единого информационного пространства, интеграции научных и образовательных ресурсов сферы культуры и искусства для решения актуальных проблем общественного развития.

Среди других авторитетных научных изданий университета — научно-информационный журнал вузов культуры и искусств «Культура и образование»; электронный научный журнал «Культура: теория и практика» (см.: http://theoryofculture.ru/) и др.

Создание единого информационного пространства института становится необходимым условием дальнейшего развития системы вузовской подготовки кадров по следующим направлениям: теория и история культуры, библиотечно-информационная деятельность, народное художественное творчество, социально-культурная деятельность и др.

Современное воплощение сложившихся научных традиций Института художественного образования РАО очевидно на примере разработанных в течение последнего времени стратегий и теорий, подходов и концепций, педагогических систем и др. Достаточно сказать о стратегии модернизации художественного образования и эстетического воспитания детей и молодёжи, принципиально новых подходах к обучению и воспитанию искусством на всех ступенях и уровнях образования, закономерностях и механизмах развития креа-

тивности в художественной деятельности, педагогической модели социокультурной адаптации личности в процессе гуманитарного образования, концепции творческого развития учащейся молодёжи, дидактике художественного образования, системе оценки качества и учебно-методическом обеспечении предметов искусства в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов, педагогике электронного музыкального творчества и т.д. И этот перечень далеко не полный.

Новации Института художественного образования РАО неотделимы и от стремительно развивающихся информационных и коммуникационных технологий. Следует сказать о действующих и весьма востребованных в масштабах страны дистанционных курсах прак-тико-ориентированного характера по различным направлениям (музыка, литература и чтение, изобразительное искусство, мировая художественная культура, психология и эстетика, арт-менеджмент и др.). привлекает внимание зарубежных и российских коллег ежегодный Международный интерактивный семинар, проводимый с 2008 года. проблематика семинара — «Воспитание искусством как фактор социализации личности», «Региональный компонент и развитие культуры личности», «Духовно-нравственное воспитание и художественное образование», «Интегратив-ные процессы в современном образовании», «Современное художественное образование как фактор социализации детей и молодёжи» и т.д. Всё это позволяет актуализировать фундаментальные и прикладные исследования Института художественного образования в широком международном пространстве.

Необходимо упомянуть о сетевом электронном научном журнале «Педагогика искусства» (см.: http://www.art-education.ru/ AE-magazine/about.htm). Журнал издаётся с 2007 года и входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Минобрнау-ки РФ, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук,

на соискание учёной степени доктора наук. В настоящее время в состав Редакционного совета журнала входят преподаватели ряда европейских высших учебных заведений, таких как Университет им. Масарика (Брно, Чешская Республика), Университет имени Этвеша Лоранда (Будапешт, Венгрия), Высшая школа имени Павла Влодковица (Плоцк, Польша), Институт славяноведения Сегедско-го университета (Венгрия) и др. И это само по себе является одним из стимулов для дальнейшего перспективного развития.

Вузы культуры и искусств сегодня стоят перед лицом глобальных вызовов современности, некоторые из которых, в определённой мере, угрожают самому существованию системы отраслевой подготовки кадров. Одни приводят к утрате специфических, характерных только для нашей страны специальностей и направлений, снижению их инвестиционной привлекательности. Другие — задают неприемлемые организационные и социально-экономические параметры, которые лишают вузы культуры и искусств значимых мотиваторов инновационной образовательной деятельности.

Тем не менее Московский государственный институт культуры нацелен на инновационное развитие, связанное с повышением эффективности учебной работы и научных исследований, выполняемых по заказу Министерства культуры России, других органов государственного управления, научных фондов, международных организаций, в тесном сотрудничестве с различными научными организациями и, конечно, с Институтом художественного образования РАО.

Будущее Института художественного образования РАО связано с постоянным обновлением тематики проводимых исследований в рамках проектов государственного задания: «Социокультурный портрет современного ребёнка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления»; «Содержание и механизмы модернизации художественного образования»; «Теорети-

ческие основания и формы выявления и развития художественной одарённости детей и подростков»; «Развитие художественной одарённости детей и юношества средствами информационных и коммуникационных технологий». Реальны и перспективны исследования в контексте сохранения концептуальных идей ведущих научных школ педагогики искусства, их развития в условиях современного состояния художественного образования и эстетического воспитания детей и молодёжи. Приоритетными являются также фундаментальные и прикладные исследования в области интеграции смежных областей гуманитарных наук.

Дальнейшие научные изыскания в области художественного образования во многом определяются информатизацией российского образования в целом, и потому необходимо выделить несколько направлений научно-исследовательской работы. Первое касается новейшего учебно-методического обеспечения образовательных учреждений XXI века. Это электронные учебники и пособия, специальные электронные материалы для самостоятельной работы обучающихся и проверки знаний, умений, навыков по предметам искусства, общепрофессиональным дисциплинам, профессиональным модулям и т.п., электронные «репетиторы» для углубленного изучения предметов художественно одарёнными детьми, электронные методические материалы для учителей и преподавателей вузов и т.д. Ещё одно направление — создание специального разнообразного и привлекательного инструментария (методического, дидактического и др.), активно противодействующего низкопробной продукции «от искусства», для широкого и повсеместного применения в системе формального и неформального художественного образования детей и молодёжи [6].

Нельзя не упомянуть и об изучении проблем, связанных с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго, третьего и т.д. поколений в систему общего, среднего и высшего профессионального образования. В целом дан-

ный процесс можно рассматривать как необходимое для нашего времени позитивное явление, стремление к поиску действенных механизмов достижения качества современного образования на всех его уровнях. Однако, несмотря на то, что на сегодняшний день существуют требования к результатам освоения программ, остаются «открытыми» вопросы, весьма значимые для предметов искусства, профессиональных модулей и т.п. Например, с помощью каких реальных и доступных механизмов, диагностических процедур и пр. можно выявить (определить и/или зафиксировать) эмоционально-духовный рост обучающихся? Какие инновационные технологии, методы и методические приёмы необходимы для того, чтобы сохранить на уроке в школе или лекции в вузе «живое дыхание искусства» и обеспечить достижение планируемых результатов образования, с их достаточно чёткой детализацией?..

Общность Московского государственного института культуры и Института художественного образования РАО на уровне стратегий развития и принципиальных позиций подтверждают крупные научно-исследовательские проекты [5; 6; 9]. Как уже отмечалось выше, интересным и уникальным по масштабу примером успешного и весьма перспективного сотрудничества наших учреждений является участие в реализации долгосрочного проекта ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС) «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке» (2009—2014 годы). Это, в первую очередь, объединение усилий заинтересованных сторон и партнёрство в целях повышения значимости художественного образования, общая разносторонняя деятельность по актуализации и популяризации научных исследований на основе национальных стратегий развития художественного образования и межгосударственного взаимодействия, решение за-

дач межкультурного диалога, распространение опыта художественного образования в современном поликультурном мире, заинтересованное отношение и активное продвижение идей и результатов Региональных заседаний экспертов с международным участием (Беларусь, Минск, 2010 и 2013 годы).

Следует сказать о совместной подготовке и проведении Международного «круглого стола» «Проблемы и перспективы художественного образования в контексте современной культуры» в онлайн-режиме с участием представителей учреждений системы художественного образования различных регионов России и стран дальнего зарубежья (Россия, Москва, 2014 год), а также о специальном выпуске электронного научного журнала «Педагогика искусства» (№ 3, 2014), посвя-щённого итогам заседания с основными докладами и выступлениями участников — ведущих экспертов стран СНГ, педагогов и национальных координаторов, выдающихся деятелей образования и науки, культуры, искусства (см.: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine.htm), и мн. др.

Эффективным примером сотрудничества молено считать организацию и целенаправленное развитие двуязычного информационного ресурса «Обсерватория художественного образования государств — участников СНГ» (см.: http://ae.cis.iite.unesco.org/ оЬ8егуа1;огу/тс1ех.рЬр/). Этот информационный ресурс не только содержит в себе большие возможности для изучения различных систем художественного образования и условий их эффективного развития. Обсерватория — совершенно особая, ещё формирующаяся система для необходимой сегодня координации деятельности Московского государственного института культуры и Института художественного образования РАО в целях привлечения внимания международного профессионального сообщества к различным проблемам, к реализации стратегических инициатив и продвижению самых разных научно-исследовательских, образовательных и культурных проектов.

Примечания

1. История художественного образования в России XX века в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков : монография / [Л. В. Высоцкая и др.]. Москва : Педагогика, 2002. 473 с.

2. История художественного образования в России — проблема культуры XX века : [монография] / [В. В. Алексеева и др.]. Москва : Издательский дом Российской академии образования, 2003. 412 с.

3. Кузнецова Т. В. Вузы культуры и искусств в процессе интеграции уровней и форм художественного образования в Европе // Культура и образование. 2014. № 1 (12). С. 3—9.

4. Научные школы в педагогике искусства : коллективная монография. Часть I / под ред. Л. Г. Савенковой ; ред. А. В. Фоменко. Москва : Издательский Дом РАО, 2008. 166 с.

5. Стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ : [аналитический обзор] / [Н. Н. Ярошенко (руководитель) и др.] ; Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, Бюро ЮНЕСКО в Москве ; Московский государственный университет культуры и искусств [и др.]. Москва : МГУКИ, 2013. 168 с.

6. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке : ана-лит. доклад = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century : analytical report / Л. Л. Алексеева, Е. П. Олесина, Л. В. Школяр и др. ; Российский институт культурологии и др. ; отв. ред. К. Э. Разлогов. Москва, 2011. 81 с.

7. Школяр Л. В. Концептуальные подходы к современному художественному образованию (Институту художественного образования 85 лет) [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. 2014. № 4. С. 1-9. URL: www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2014/shkolyar.pdf

8. Ярошенко Н. Н. Потенциал художественного образования в гуманитарном сотрудничестве государств — участников СНГ: стратегические подходы ЮНЕСКО // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 150—154.

9. Yaroshenko N. N., coordinator Arts Education in the CIS Countries: Policy Brief. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 42 p.

References

1. Istoriya khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossii XX veka v litsakh, faktakh, sobytiyakh, proizvedeniyakh khudozhestvennogo tvorchestva detey i podrostkov [History of art education in Russia the XX century in persons, the facts, events, works of art creativity of children and teenagers]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogics Publ., 2002. 473 p.

2. Alekseeva L. L. Istoriya khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossii — problema kuVtury XX veka [History of art education in Russia — a problem of culture of the XX century]. Moscow, Publishing house of the Russian Academy of Education, 2003. 412 p.

3. Kuznetsova T. V. Vuzy kul'tury i iskusstv v protsesse integratsii urovney i form khudozhestvennogo obrazovaniya v Evrope [Higher education institutions of culture and arts in the course of integration of levels and forms of art education in Europe]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and education]. 2014, No. 1 (12), pp. 3—9.

4. Savenkova L. G., Fomenko A. V., ed. Nauchnye shkoly v pedagogike iskusstva [Schools of sciences in art pedagogics]. Moscow, Publishing house of the Russian Academy of Education, 2008. 166 p.

5. Yaroshenko N. N., supervisor Strategicheskie orientiry razvitiya khudozhestvennogo obrazovaniya v stranakh SNG [Strategic reference points of development of art education in the CIS countries]. Moscow, UNESCO Moscow Office Publ., Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 168 p.

6. Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century : analytical report. Moscow, 2011. 81 p.

7. Shkolyar L. V. Conceptual approaches to contemporary art education (Institute of Art Education — 85 years). Pedagodika iskusstva [Art Education]. 2014, No. 4, pp. 1-9. Available at: www.art-education.ru/AE-magazine/ archive/nomer-4-2014/shkolyar.pdf

8. Yaroshenko N. N. Potentsial khudozhestvennogo obrazovaniya v gumanitarnom sotrudnichestve gosudarstv — uchastnikov SNG: strategicheskie podkhody IuNESKO [Potential of art education in humanitarian cooperation of the states of participants of the CIS: strategic approaches of UNESCO]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 2 (52), pp. 150—154.

9. Yaroshenko N. N., coordinator Arts Education in the CIS Countries: Policy Brief. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 42 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.