Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ "РАКЕТОК"'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ "РАКЕТОК" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТХЭКВОНДО / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / СПОРТСМЕНЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Зинаида Михайловна, Титкин Виктор Сергеевич

Тхэквондо - олимпийский вид спорта, традиционное боевое искусство Кореи. Наряду с силовыми и координационными качествами скоростно-силовые качества играют одну из наиболее важных ролей в формировании физического, технического совершенствования и духовной составляющей этой дисциплины. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, математические методы статистической обработки. Материал. Всего за период эксперимента было проведено 18 занятий. Данный комплекс физических упражнений с «ракетками» выполняется методом повторного выполнения упражнений. Результаты. Полученные результаты исследования доказывают, что предложенный нами комплекс физических упражнений оказался более эффективным для совершенствования скоростно- силовых качеств спортсменов с применением «ракеток». Заключение. Разработанная методика совершенствования скоростно-силовых качеств с использованием упражнений с «ракетками» оказалась эффективной для тхэквондистов высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Зинаида Михайловна, Титкин Виктор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEED-STRENGTH QUALITIES IMPROVING IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED TAEKWONDO ATHLETES WITH THE USE OF "RACKETS"

Taekwondo is an Olympic sport, a traditional martial art of Korea. Along with strength and coordination qualities, speed-strength qualities play one of the most important roles in the formation of physical, technical improvement and spiritual component of this discipline. Methodology and organization of the study. Analysis of scientific and methodological literature, testing, pedagogical experiment, mathematical methods of statistical processing. A total of 18 classes were conducted during the experiment period. This set of physical exercises with "rackets" is performed by the method of repeated exercises. Research results and discussion. The developed complex of physical exercises with “rackets” for improving speed-strength qualities of highly qualified athletes was used three times a week during 6 weeks. Results of pedagogical experiment showed that in experimental group results (running 30 m, standing long jump, racket strikes in 20 seconds) increased more than in the control group. The results of the study prove that the proposed set of physical exercises turned out to be more effective for the development of speed and strength qualities of athletes using "rackets". Conclusion. The developed method of improving speed-strength qualities using exercises with "rackets" proved to be effective for highly qualified taekwondo athletes.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ "РАКЕТОК"»

3. Government of the Russian Federation (2020), "On the approval of the National Program for the Socio-Economic Development of the Far East for the period up to 2024 and for the future up to 2035", Decree of the dated September 24, 2020 No. 2464-r, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009280027 (date of access: 11/30/2022).

4. Government of the Russian Federation (2020), "On the approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Decree of the dated November 24, 2020 No. 3081-r, , available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011300022 (date of access: 11/30/2022)..

5. Yermakhanov, B.U., Kopzhanov, G.B., Ryskaliyev, S.N. and Aknazarov, S.B. (2022), "The role of mass sports in education of the Republic of Turkey", Theory and method of physical culture, Vol. 1, No 67, pp. 75-83.

6. Krylova, А.Т. (2021), "Problems of modern monitoring of the development of mass sports", Sports and pedagogical education, No. S3, pp. 48-54.

7. Gadzhiev, А.А., (2016), Organizational and economic foundations of the formation ofphysical culture and sports infrastructure at the regional level, dissertation, Moscow.

8. Krylova, А.Т. and Kruglova, T.E., (2022), "Problems and prospects of staffing for mass sports in the regions of the far north", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (209), pp. 220226.

Контактная информация: a.krylova@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 16.12.2022

УДК 796.856.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ «РАКЕТОК»

Зинаида Михайловна Кузнецова, доктор педагогических наук, профессор, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта», Чайковский; Виктор Сергеевич Титкин, старший тренер Республики Татарстан по тхэквондо, Университет управления «ТИСБИ, Набережные Челны

Аннотация

Тхэквондо - олимпийский вид спорта, традиционное боевое искусство Кореи. Наряду с силовыми и координационными качествами скоростно-силовые качества играют одну из наиболее важных ролей в формировании физического, технического совершенствования и духовной составляющей этой дисциплины. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, математические методы статистической обработки. Материал. Всего за период эксперимента было проведено 18 занятий. Данный комплекс физических упражнений с «ракетками» выполняется методом повторного выполнения упражнений. Результаты. Полученные результаты исследования доказывают, что предложенный нами комплекс физических упражнений оказался более эффективным для совершенствования скоростно- силовых качеств спортсменов с применением «ракеток». Заключение. Разработанная методика совершенствования скоростно-силовых качеств с использованием упражнений с «ракетками» оказалась эффективной для тхэквондистов высокой квалификации.

Ключевые слова: тхэквондо, скоростно-силовые качества, спортсмены, физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p303-309

SPEED-STRENGTH QUALITIES IMPROVING IN THE SYSTEM OF PHYSICAL

TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED TAEKWONDO ATHLETES WITH THE USE

OF "RACKETS"

Zinaida Mikhailovna Kuznetsova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sport, Tchaikovsky; Viktor Sergeevich Titkin, chief

trainer of the Republic Tatarstan in taekwondo, University of Management "TISBI", Naberezhnye Chelny

Abstract

Taekwondo is an Olympic sport, a traditional martial art of Korea. Along with strength and coordination qualities, speed-strength qualities play one of the most important roles in the formation of physical, technical improvement and spiritual component of this discipline. Methodology and organization of the study. Analysis of scientific and methodological literature, testing, pedagogical experiment, mathematical methods of statistical processing. A total of 18 classes were conducted during the experiment period. This set of physical exercises with "rackets" is performed by the method of repeated exercises. Research results and discussion. The developed complex of physical exercises with "rackets" for improving speed-strength qualities of highly qualified athletes was used three times a week during 6 weeks. Results of pedagogical experiment showed that in experimental group results (running 30 m, standing long jump, racket strikes in 20 seconds) increased more than in the control group. The results of the study prove that the proposed set of physical exercises turned out to be more effective for the development of speed and strength qualities of athletes using "rackets". Conclusion. The developed method of improving speed-strength qualities using exercises with "rackets" proved to be effective for highly qualified taekwondo athletes.

Keywords: taekwondo, speed-strength abilities, athletes, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования - разработать и научно обосновать комплекс физических упражнений для совершенствования скоростно-силовых качеств тхэквондистов высокой квалификации с применением «ракеток».

Объект исследования: физическая подготовка тхэквондистов высокой квалификации.

Предмет исследования: влияние комплекса физических упражнений с применением «ракеток» на совершенствование скоростно-силовых качеств тхэквондистов высокой квалификации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами комплекс физических упражнений для совершенствования скоростно-силовых качеств тхэквондистов высокой квалификации может использоваться в практической работе тренера по тхэквондо.

Под быстротой как физическим качеством, автор книги «Физические качества спортсмена» В.М. Зациорский понимает способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В спортивной практике различают общую и специальную быстроту.

Скоростно-силовые способности, в основном, проявляются в движениях, требующих высокой скорости мышечных сокращений. При этом, чем значительнее внешнее отягощение, тем большую роль играет силовой компонент, и, наоборот, при меньшей величине отягощения большее значение приобретает скоростной компонент [2].

Разновидностями скоростно-силовых способностей являются быстрая, взрывная и амортизационная сила [1, 2].

Повышение уровня развития скоростно-силовых качеств спортсменов, занимающихся тхэквондо, влияет на динамику ведения поединка, улучшение спортивных результатов в данном виде спорта. Это способствует необходимости планирования в процессе многолетней подготовки и поиску путей совершенствования, технического арсенала, тактических вариаций и технико-тактических возможностей спортсмена.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В качестве основных средств совершенствования скоростно-силовых качеств применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и использованием менее

304

значительных отягощений. Есть немало упражнений, выполняемых и без внешних отягощений [2, 3, 4].

Педагогический эксперимент проводился на базе РОО «Федерация тхэквондо Республики Татарстан».

В исследовании принимали участие 8 человек.

В экспериментальную и контрольную группы вошли спортсмены по 4 человека (мастера спорта России).

Занятия в контрольной и экспериментальной группе проводились три раза в неделю, в течение 6 недель.

В контрольной группе занятия проводились согласно методике, предложенной тренером по тхэквондо согласно стандарту для групп высшего спортивного мастерства

В экспериментальной группе занятия проводились согласно предложенной нами методике, где были использованы упражнения с «ракетками», направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств тхэквондистов высокой квалификации.

Метод математической статистики использовался для оценки достоверности полученных в ходе эксперимента данных. Достоверность различий оценивалась с помощью t-критерия Стъюдента, t-критерия Вилкоксона.

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (с сентября 2020 по октябрь 2020 года) изучалась научно-методическая литература о средствах и методах скоростно-силовой подготовки. Анализировались и подбирались тесты для определения уровня сформированности скоростно-силовых качеств тхэквондистов высокой квалификации. На втором этапе (с ноябрь 2020 по декабрь 2020 года) проводился педагогический эксперимент. На третьем этапе (декабрь 2021) проводилась обработка полученных данных, их анализ и интерпретация полученных результатов исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе эксперимента значительный прирост результатов тестирования наблюдался у занимающихся всех групп. Для суждений об изменении специальных скоростно-силовых качеств фиксировались результаты общефизической подготовки. В экспериментальной группе результаты более значительные, чем в контрольной.

Для контроля уровня сформированности скоростно-силовых качеств использовались следующие упражнения: прыжок в длину с места, бег на 30 м, удары по «ракетке» одной ногой в течение 20", прыжки через гимнастическую скамейку за 30", теппинг-тест. Выбор именно этих упражнений обусловливается тем, что именно в прыжках и спринтерском беге, в наибольшей степени, преобладают скоростно-силовые качества. Прохождение теппинг-теста применяется для определения силы нервной системы спортсменов.

Разработанный нами комплекс физических упражнений для совершенствования скоростно-силовых качеств тхэквондистов высокой квалификации с применением «ракеток» использовался три раза в неделю на протяжении 6 недель.

Всего за период эксперимента было проведено 18 занятий. Данный комплекс физических упражнений с «ракетками» выполняется методом повторного выполнения упражнений. Уровень подъема ракетки можно варьировать, в зависимости от уровня развития скоростно-силовых качеств, технического мастерства и от состояния спортсмена.

В начале эксперимента достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами выявлено не было. Отсюда можно сделать вывод, что группы были подобраны правильно и все спортсмены находились на примерно одинаковом уровне совершенствования скоростно-силовых качеств.

Из данных таблиц 2 и 3 видим, что при выполнении тренировочной работы в течение шести недель, повысился уровень сформированности скоростно-силовых качеств

тхэквондистов высокой квалификации, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Таблица 1 - Комплекс физических упражнений для совершенствования скоростно-силовых качеств тхэквондистов высокой квалификации._

Средства Кол-во серий Время отдыха м. сериями, сек

1. Удары «доля-чаги» (боковой удар) правой ногой по ракетке (ракетка ставится на средний уровень, т.е. на уровень живота, под углом 45 градусов) упражнение выполняется в течение 20 сек, отдых 10 сек. смена ведущей ноги и повторяем то же самое. 3 До полного восстановления

2. Удары «нерю-чаги» (удар сверху-вниз) правой ногой по ракетке (ракетка ставится на высокий уровень, т. е. на уровень головы, под углом 45 градусов) упражн. выполняется в теч. 20 сек., отдых 10 сек. смена ведущей ноги и повторяем то же самое. 3 До полного восстановления

3. Удары «долю-чаги» по 2 ракеткам (2 ракетки на среднем уровне, т.е. на уровень живота), 2 удара левой ногой по правой ракетке, 2 удара правой ногой по левой ракетке, упражн. выполняется в течение 20 сек., в максимальном темпе, отдых 10 сек. 3 90"

4. Удар «нерю-чаги» правой ногой в средний и верхний уровень ракетки, упражнение выполняется с максимальной скоростью и точностью удара, в течение 20 сек., отдых 10 сек., смена ведущей ноги и повторяется то же самое левой ногой. 2 90"

5. Прыжок через барьер влево с ударом «долю-чаги» правой ногой по ракетке в верхний уровень, прыжок вправо с ударом «долю-чаги» левой ногой по ракетке в средний уровень, упражнение выполняется в максимальном темпе в течение 30 сек. 2 До полного восстановления

6. Удар «нерю-чаги» правой и левой ногой поочередно по ракеткам на среднем уровне, упражнение выполняется в максимальном темпе на месте в течение 30 сек. 3 До полного восстановления

7. Удары «долю-чаги» по ракетке на среднем уровне правой и левой ногой поочередно с продвижением вперед (в атаку) 10 ударов, без отдыха с продвижением назад (в контратаку) 9 ударов, с продвижением вперед 8, назад 7 и так на убывание до 1. Упражнение выполняется в максимальном темпе. Удары наносятся ближней ногой (нога ближняя к сопернику). В данном упражнении вариация ударов может быть разная, в зависимости от уровня мастерства и физического развития спортсмена. 2 90"

8. Бег на месте, по команде тренера ускорение вперед и удары «доля-чаги» правой ногой по ракетке на верхнем уровне и левой ногой по ракетке на среднем уровне. Вернуться на исходною линию шагом. 6 60"

9. Прыжки с продвижением вперед через скамейку, удар «двид» (удар сзади) в ракетку на среднем уровне. Вернуться на исходную линию шагом. Упражнение выполнять в максимальном темпе. 8 60"

10. Степ вперед с ударом «долю-чаги» дальней ногой по ракетке на верхнем уровне, степ назад с ударом «долю-чаги» ближней ногой по ракетке на среднем уровне. Упражнение выполняется в течение 30 сек. 3 60"

Таблица 2 - Показатели совершенствования скоростно-силовых качеств спортсменов экспериментальной и контрольной групп в начале педагогического эксперимента_

Показатель КГ, М±а ЭГ, М±а Р

1. Бег 30 м, с 5,0±0,1 5,03±0,1 0,6376180>0,05

2. Прыжок в длину с места, см 2,29±0,1 2,30±0,1 0,3910022>0,05

3. Удары по ракетке за 20", кол-во 17,0±0,1 16,5±0,1 0,4950253>0,05

4. Прыжки через гимнастич. скамейку за 30", кол-во 28,0±1,1 28,0±1,1 1>0,05

5. Теппинг-тест, балл. 3,25±0,9 3,25±0,9 1>0,05

Таблица 3 - Показатели совершенствования скоростно-силовых качеств спортсменов экспериментальной и контрольной групп в конце педагогического эксперимента_

Показатель КГ, М±а ЭГ, М±а Р

6. Бег 30 м, с 4,9±0,1 4,8±0,1 0,0458605<0,05

7. Прыжок в длину с места, см 2,3±0,1 2,5±0,1 0,0403913<0,05

8. Удары по ракетке за 20", кол-во 17,1±0,1 17,7±0,9 0,0288344<0,05

9. Прыжки через гимнастич. скамейку за 30", кол-во 28,1±0,8 28,1±0,8 0,9574271>0,05

10. Теппинг-тест, балл. 4,0±0,8 4,0±0,8 0,7051843>0,05

ОБСУЖДЕНИЕ

В конце эксперимента выявлены достоверные различия в результатах тестов контрольной и экспериментальной групп, в таких тестах, как: бег на 30 метров, прыжок в

306

длину с места, удары по ракетке за 20 сек. Так, в экспериментальной группе спортсмены выполняли бег на 30 метров, результат в начале эксперимента 5,03±0,1, после эксперимента - 4,8±0,1, различия статистически достоверны, 0,0458605<0,05. Увеличился результат в прыжке в длину с места 2,30±0,1, после эксперимента - 2,5±0,1,

Ниже приведены результаты прохождения контрольных упражнений у обеих групп. В таблице указаны результаты, как начального, так и конечного прохождения тестовых заданий.

Таблица 4 - Сравнительная таблица показателей прироста результатов у экспериментальной и контрольной групп._

Тестирующие упражнения Контрольная группа Экспериментальная гр.

Бег 30 м, с 1тестир. 5,0±0,1 5,03±0,1

2 тестир. 4,9±0,1 4,8±0,1

А -0,1 -0,2

Прыжок в длину с места, м 1тестир. 2,29±0,1 2,30±0,1

2 тестир. 2,3±0,1 2,5±0,1

А 0,01 0,2

Удары по ракетке за 20" 1тестир. 17,0±0,1 16,5±0,1

2 тестир. 17,1±0,1 17,7±0,9

А 0,1 1,2

Прыжки через гимнастическую скамейку за 30" 1тестир. 28,0±1,1 28,0±1,1

2 тестир. 28,1±0,8 28,1±0,8

А 0,1 0,1

Теппинг тест 1тестир. 3,25±0,9 3,25±0,9

2 тестир. 4,0±0,8 4,0±0,8

А 0,8 0,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На данной таблице 4 показана динамика изменения результата выполнения тестовых заданий в обеих группах. Из таблицы №4 видно, что в обеих группах наблюдается улучшение показателей, что говорит об эффективности обеих методик совершенствования скоростно-силовых качеств. Тем не менее, в экспериментальной группе динамика роста результатов выше, чем в контрольной группе. Это указывает на то, что экспериментальная группа добилась большего прогресса. Стоит также отметить, что больший прогресс в экспериментальной группе отмечается во многих тестовых упражнениях.

В начале проведенного тестирования был определен результат в контрольной и экспериментальной группах, результаты контрольных тестирований представлены в таблице №4.

Из таблицы 6 видно, что в начале педагогического эксперимента у контрольной и экспериментальной группы разница в результатах была незначительной. Но в ходе проведенной работы у экспериментальной группы виден значительный прирост результатов.

Так, при беге на 30 метров, рост результатов в экспериментальной группе улучшился на -0,2 с., а в контрольной на -0,1 с. Разница в росте результатов тестирования составила -0,1 с.

При прыжке в длину с места с двух ног рост результатов в контрольной группе составляет 0,01, а в экспериментальной 0,2 см. Разница в росте результатов тестирования 0,19 см.

В упражнении удары по ракетке за 20 сек. по таблице 5 видно, что рост результатов в контрольной группе составляет 0,1 повторений, а в экспериментальной 1,2 повторений. Разница в росте результатов тестирования 1,1 повторений.

При прыжках через гимнастическую скамейку за 30", в таблице 3 указано, что в экспериментальной группе результат улучшился на 0,1 повторений, в контрольной - на 0,1 повторений. Разницы в росте результатов в данном тестировании не произошло.

Из таблицы 4 видно, что по показателям теппинг теста у экспериментальной группы результат улучшился на 0,8 и у контрольной - на 0,8. Разницы в росте результатов в

данном тестировании не произошло.

Полученные результаты указывают на то, что комплекс упражнений с применением «ракеток» оказался эффективным для совершенствования скоростно-силовых качеств у тхэквондистов высокой квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании полученных данных мы можем сделать выводы:

1. Результаты педагогического эксперимента показали, что в экспериментальной группе результаты (бег на 30 метров, прыжок в длину с места, удары по ракетке за 20 сек.) возросли более значительно, чем в контрольной группе.

2. Разработан комплекс физических упражнений для совершенствования скорост-но-силовых качеств спортсменов по тхэквондо высокой квалификации с применением «ракеток», включающий в себя: удары, прыжки из разных исходных положений. Комплекс скоростно-силовых упражнений применялся три раза в неделю.

3. На основании результатов педагогического эксперимента установлено, что тхэквондисты высокой квалификации экспериментальной группы показали достоверно более высокие результаты в контрольных упражнениях прыжок в длину с места, бег на 30 метров, удары по ракетке за 20 сек., по сравнению со спортсменами контрольной группы.

Таким образом, разработанная методика совершенствования скоростно-силовых качеств с использованием упражнений с «ракетками» оказался наиболее эффективным, по сравнению с предложенными средствами и методами совершенствования скоростно-силовых качеств тхэквондистов контрольной группы, предложенным тренером по требованиям учебного плана для групп высшего спортивного мастерства. Полученные данные позволяют рекомендовать тренерам включать в тренировочный процесс средства ско-ростно-силовой подготовленности, комплекс физических упражнений с ракетками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эпов О.Г. Конфликтное взаимодействие тхэквондистов в тактико-технических структурах при выполнении боевого маневрирования : дис. ... канд. пед. наук / Эпов Олег Георгиевич. -Москва, 2013. - 131 с/

2. Кузнецов А.С. Построение тренировочного процесса борцов греко-римского стиля с учётом средств восстановления / А.С. Кузнецов // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2021. - № 16 (3). - С. 11-19.

3. Вариант методики развития скоростно-силовых способностей юных легкоатлетов / С.Р. Минабутдинов, И.Г. Гибадуллин, З.М. Кузнецова, Р.С. Наговицын // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2021. - № 17 (3). - С. 51-57.

4. Назаренко Л.Д. Техническое устройство для совершенствования скоростно-силовых качеств спринтера / Л.Д. Назаренко, Ю.Д. Романова, Е.М. Новикова // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2021. - № 16 (3). - С. 27-32.

REFERENCES

1. Epov O.G. (2013), Conflict interaction of taekwondists in tactical and technical structures when performing combat maneuvering, dissertation, Moscow.

2. Kuznetsov, A.S. (2021), "The construction of the training process of Greco-Roman style wrestlers taking into account the means of recovery", Russian Journal of Physical Education and Sports, No. 16 (3). pp. 11-19.

3. Minabutdinov, S.R., Gibadullin, I.G., Kuznetsova, Z.M. and Nagovitsyn R.S.. (2022), "A variant of the methodology for the development of speed and strength abilities of young athletes", Russian Journal of Physical Education and Sports, No. 17 (3). pp. 51-57.

4. Nazarenko L.D., Romanova Y.D. and Novikova E.M.. (2021), "A technical device for improving the speed and strength qualities of a sprinter", Russian Journal of Physical Education and Sports. No. 16 (3). pp. 27-32.

Контактная информация: kzm_diss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2022

УДК 796.422.14

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ 15-16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ

Роман Сергеевич Кулешов, кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа; Рита Маратовна Ямилева, кандидат биологических наук, доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа; Марина Владимировна Кузьмина, старший преподаватель, Александр Сергеевич Тонкачев, преподаватель, Башкирский государственный

медицинский университет, Уфа

Аннотация

Предметом статьи является педагогическая технология воспитания специальной выносливости бегунов на средние дистанции 15-16 лет, занимающихся в школьной секции. Специальная выносливость у бегунов 15-16 лет на средние дистанции повысится, если будут выявлены особенности воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет на средние дистанции; в содержание технологии воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет на средние дистанции будут включены серии отрезков меньше избранной дистанции, но по объему превышающих ее, выполняемые со скоростью выше соревновательной. Применена совокупность теоретических и практических методов исследования, проведён анализ научных публикаций по проблеме исследования, использован метод анкетирования, проведен педагогический эксперимент. Результаты. Выявлено, что учитывая особенности возрастного развития целесообразно использовать методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный) которые интенсивно выполняются при тренировке специальной выносливости, довольно близки к соревновательным упражнениям. В содержании технологии воспитания специальной выносливости будут включены серии отрезков меньше избранной дистанции, но по объему превышающих ее, выполняемые со скоростью выше соревновательной. Экспериментально обоснована и проверена эффективность внедрения технологии воспитания специальной выносливости у бегунов 15-16 лет на средние дистанции. Результаты исследования дополняют теорию и методику физического воспитания новыми знаниями об особенностях физической подготовки бегунов 15-16 лет на средние дистанции. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования материалы могут быть использованы в работе учителей дополнительного образования, работающих в образовательных учреждениях, ведущих секции по легкой атлетике, и тренеров спортивных школ Ключевые слова: физическая культура, легкая атлетика, физическое воспитание, спортивная тренировка, физическая подготовленность, выносливость, дети 15-16 лет.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p309-313

PEDAGOGICAL BASES FOR EDUCATION OF SPECIAL ENDURANCE OF 15-16 YEARS OLD RUNNERS ENGAGED IN THE SCHOOL SECTION

Roman Sergeevich Kuleshov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla, Ufa; Rita Maratovna Yamileva, the candidate of biological sciences, docent, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa; Marina Vladimi-rovna Kuzmina, the senior teacher, Alexander Sergeevich Tonkachev, the teacher, Bashkir

State Medical University, Ufa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.