Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ МЕТАТЕЛЕЙ КОПЬЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ МЕТАТЕЛЕЙ КОПЬЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
492
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Захаровская Т.Л.

В статье представлены результаты исследований развития скоростно-силовых качеств юных метателей копья. Для развития скоростно-силовых качеств метателей копья на этапе предварительной базовой подготовки были использованы ведущие биомеханические параметры и с учетом динамического действия спортсмена представлен комплекс специальных упражнений, направленных на развитие определенных мышечных групп, которые способствуют формированию структуры соревновательного упражнения в метании копья. Проведенный педагогический эксперимент показал, что использование данных упражнений в тренировочном процессе улучшает не только скоростно-силовые качества, но и технику движений спортсмена в метании копья с разбега

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Захаровская Т.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research results of development of speeds-power, qualities in young javelin throwers are presented in the article. For the development of speeds-power, qualities in javelin throwers at the stage of preliminary base training the main biomechanical parameters were used. Taking into account dynamic action of the athlete the set of special exercises, directed on the development of certain muscular groups is presented. The exercises promote formation of the competitive structure in javelin throw. The pedagogical experiment has shown that use of the given exercises in training process improves both speeds -power qualities and technics of athlete`s movements in javelin throw from running start

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ МЕТАТЕЛЕЙ КОПЬЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ»

физической культурой стали для студентов более мотивированными и поэтому более продуктивными в педагогическом отношении, о чем свидетельствовал рост физкультурно-оздоровительных показателей студентов (улучшение соматического и психосоматического статусов).

Список использованных источников

1. Дубовицкая, Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая / / Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 73-79.

2. Зайцев, Г. К. Твое здоровье: Регуляция психики / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. - СПб.: Детство-Пресс, 2000.

3. Зайцев, Г. К. Валеология. Культура здоровья. Книга для учителей и студентов педагогических специальностей / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. - Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2003.

4. Зайцев, Г. К. Валеология взросления. Педагогические основы обеспечения здоровья подростков и молодежи / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. - СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004.

5. Зайцев, Г. К. Безнравственная педагогика и педагогика нравственности / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев // Инновации в образовании. - 2013. - № 3. - С. 142-154.

6. Насиновская Е. Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. Е. Е. Насиновская. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

7. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1984.

8. Симонов П. В. Мотивированный мозг. М. Наука, 1987.

21.10.2016

УДК 796.015.52-53:796.433.2(045)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ МЕТАТЕЛЕЙ КОПЬЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Т. Л. Захаровская,

Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта,

Украина

Аннотация

В статье представлены результаты исследований развития скоростно-силовых качеств юных метателей копья. Для развития скоростно-силовъж качеств метателей копья на этапе предварительной базовой подготовки были использованы ведущие биомеханические параметры и с учетом динамического действия спортсмена представлен комплекс специальных упражнений, направленных на развитие определенных мышечных групп, которые способствуют формированию структуры соревновательного упражнения в метании копья. Проведенный педагогический эксперимент показал, что использование данных упражнений в тренировочном процессе улучшает не только скоростно-силовые качества, но и технику движений спортсмена в метании копья с разбега.

EFFICIENCY OF SPECIAL EXERCISES FOR DEVELOPMENT OF SPEED-POWER QUALITIES IN JAVELIN THROWERS AT THE STAGE

OF PRELIMINARY BASE TRAINING

Annotation

Research results of development of speeds-power, qualities in young javelin throwers are presented in the article. For the development of speeds-power, qualities in javelin throwers at the stage of preliminary base training the main biomechanical parameters were used. Taking into account dynamic action of the athlete the set of special exercises, directed on the development of certain muscular groups is presented. The exercises promote formation of the competitive structure in javelin throw The pedagogical experiment has shown that use of the given exercises in training process improves both speeds -power qualities and technics of athlete's movements in javelin throw from running start.

Введение

Метание копья издревле было неотъемлемой частью охоты и военных действий: от меткости копьеметателя иногда зависела его жизнь. Спортивный же вариант метания копья подразумевает состязание только в дальности броска. Спортсмены используют копья, которые намного легче военных, потому что соревнуются в дальности, а не в меткости. На современных Олимпийских играх метание копья появилось в 1908 году (чемпион -швед Э. Лемминг с результатом 54 м 44 см). У женщин в программу Олимпийских игр метание копья включили в 1932 году (чемпионка - американка Б. Захариас с результатом 43 м 68 см). Первым чемпионом Европы в метании копья стал финн М. Ярвинен (1934), первой чемпионкой Европы - немка Л. Гелиус (1938).

Метание копья является сложно-координационным видом легкой атлетики, при этом использование специальных упражнений для развития скоростно-силовых качеств метателей копья становится практически одной из основных задач спортивной подготовки.

Скоростно-силовая подготовка является одним из важнейших компонентов в повышении спортивных результатов спортсменов-легкоатлетов на всех этапах многолетней спортивной подготовки.

На сегодняшний день современный спорт вышел на такой уровень тренировочных нагрузок, что дальнейшее увеличение объема и интенсивности нагрузки может неблагоприятно сказаться на состоянии здоровья спортсмена, поэтому актуальным является поиск новых средств, позволяющих улучшить спортивный результат без увеличения тренировочной нагрузки. Тренерами часто подчеркивается, что если метатели не овладели необходимым начальным уровнем развития скоростно-силовых качеств в метании копья со скоростно-силовой направленностью, то в дальнейшем их возможности для достижения высоких спортивных результатов весьма ограничены [5].

Скоростно-силовые упражнения (по своему воздействию на организм) улучшают как общую, так и специальную физическую подготовленность. Существует точка зрения, что применение скоростно-силовых упражнений в увеличенном объеме благоприятно влияет на формирование двигательных навыков [7].

Современный спорт предъявляет высокие требования к функциональным системам организма, поэтому остро встает проблема влияния спорта на здоровье занимающегося. Улучшить результаты спортсменов на этапе предварительной базовой подготовки можно благодаря использованию специальных упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств метателей копья, - это позволяет «сдвинуться» с уровня предыдущих результатов, не травмируя психику спортсмена, форсированным повышением нагрузки.

Система выполнения специальных скоростно-силовых упражнений в облегченных условиях дает возможность спортсменам создавать вспомогательный навык с той скоростью, которую он планирует в ближайшем будущем показывать на соревнованиях, почувствовать новые нюансы техники при повышенной скорости [3].

Таким образом, использование специальных упражнений для развития скоростно-силовых качеств метателей копья на этапе предварительной базовой подготовки в данное время является своевременным и актуальным.

Цель исследования - использование специальных упражнений в тренировочном процессе метателей копья для улучшения скоростно-силовых качеств спортсменов.

Задачи исследования

1. Определить исходный уровень развития скоростно-силовых качеств метателей копья на этапе предварительной базовой подготовки.

2. Установить влияние показателей скоростно-силовой подготовленности на результат в метании копья.

3. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики развития скоростно-силовых качеств юных метателей копья.

Методы и организация исследования

В ходе исследования применялись следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ дневников спортсменов, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследования проводились в г. Днепр, Украина на спортивных базах «Метеор» и «Трудовые резервы», в исследовании приняли участие метатели копья 13-14 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования проходили в несколько этапов: на первом этапе было проведено начальное тестирование метателей копья на этапе предварительной базовой подготовки.

Физическая подготовка метателей копья должна быть направлена на повышение уровня развития скоростно-силовых качеств метателей и переноса её на выполнение движений при метании копья. Одним из основных средств повышения уровня скоростно-силовых качеств является показатель роста результатов в метании снарядов из разных положений и разного веса одной и двумя руками, а также рост результатов тренировочных бросков копья. Основными задачами физической подготовки метателей копья на начальном этапе тренировки считаются: обучение технике метания копья, развитие скорости движений и скорости бега, развитие скоростной силы и укрепление здоровья, закаливание организма спортсмена [6]. Но все проведенные прежде исследования не показывают степени развития скоростно-силовой подготовленности юных спортсменов. В связи с этим было предложено провести исследование уровня развития скоростно-силовых качеств метателей копья на этапе предварительной базовой подготовки.

Спортсменам была предложена батарея тестов для определения уровня развития скоростно-силовых способностей (таблица 1).

Как видно из таблицы 1, уровень развития скоростно-силовых качеств юных метателей существенно не отличается, например, в беговых упражнениях в контрольной группе - в беге на 15 м с хода лучший результат равняется 2,3 с, в экспериментальной -2,31 с, а самый большой результат в контрольной группе равняется 2,65 с, в экспериментальной - 2,64 с, средний показатель в контрольной группе - 2,46±0,02 с, в экспериментальной - 2,47±0,024 с.

Таблица 1 - Исходный уровень развития скоростно-силовых качеств метателей копья на этапе предварительной базовой подготовки

Тест Контрольна группа (л=20) Экспериментальна группа (л=20)

Хшт Хтах я т S Хтт Хтах я т S

Бег 15м с дв. (сек.) 2,3 2,65 2,46 0,02 0,107 2,31 2,64 2,47 0,024 0,11

Бег 30м с высокого старта (сек.) 4,2 4,7 4,49 0,03 0,14 4,12 4,72 4,46 0,04 0,18

Прыжок с/м (см) 180 262 225 0,05 0,22 145 172 158,5 0,02 0,07

3-й прыжок (м) 5,6 7,9 6,8 0,17 0,79 0,2

5-й прыжок на правой ноге с/м (м) 9,32 10,10 9,72 0,06 0,265 9,20 9,90 9,67 0,04 0,19

5-й прыжок на левой ноге с/м (м) 9,22 9,91 9,58 0,05 0,23 9,12 9,78 9,56 0,041 0,183

Метание ядра 4 кг двумя руками назад через голову (м) 8,50 12,86 11,38 0,31 1,53 10,40 13,26 11,86 0,19 0,87

Метание ядра 4 кг двумя руками снизу вперед (м) 9,65 13,25 12,22 0,25 1,12 11,65 14,12 12,93 0,17 0,76

Присед со штангой на плечах (м) 40 55 47,25 1,32 5,91 50 65 60,25 0,93 4,16

Рывок штанги (кг) 35 55 39,75 1,29 5,77 40 50 44,5 0,72 3,2

Взятие штанги на грудь (кг) 40 50 45,75 1,02 4,56 45 60 53,25 0,97 4,35

Примечание. Для независимых выборок t позп. 11-кпит. = 1,96) при Р>0,05.

В беге на 30 м с высокого старта наилучший результат наблюдается в экспериментальной группе и равняется 4,12 с, а наиболее низкий показатель - 4,72 с; в контрольной группе хтип равняется 4,2 с, хтах - 4,7 с и соответственно средний результат - 2,46±0,04 с и 4,49 ± 0,03 с.

В прыжковых упражнениях наблюдаются наилучшие показатели в контрольной группе. Так, в прыжках в длину с места наилучший результат равняется 262 см, а наименьший - 180 см, соответственно средний результат равняется 225,50±0,22 см; в тройном прыжке с места наилучший результат 7,90 м, наименьший - 5,60 м и средний показатель равняется 6,80±0,79 м; в пятерном прыжке на правой ноге с места лучший результат равняется 10,10 м, наименьший - 9,32 м, средний показатель - 9,72±0,26 м; на левой ноге с места лучший результат равняется 9,91 м. Таким образом проведенные исследования не дают четкой картины о путях развития скоростно-силовых качеств, в связи с чем был проведен корреляционный анализ зависимости результата от скоростно-силовых качеств спортсмена.

На рисунке 1 показано, что результат в метании копья с разбега имеет несколько видов корреляционных взаимосвязей. Так была определена средняя корреляционная зависимость между результатом в метании копья с разбега и бегом на 15 м с ходу (г= - 0,68), с рывком штанги (г=0,64), с прыжком на правой и левой ноге (г=0,66 и г=0,64), с метанием ядра 4 кг снизу-вперед (г=0,58).

Рисунок 1 - Взаимосвязь результата в метании копья с упражнениями

скоростно-силового характера

Данный рисунок подтверждает низкую корреляционную связь результата в метании копья с показателями скоростно-силовых упражнений.

Таким образом, мы видим, какие качества спортсменов требуют нашего внимания. На основании полученных данных была разработана программа развития скоростно-силовых качеств для метателей копья на этапе предварительной базовой подготовки.

Программа состояла из 5 блоков упражнений, направленных на развитие отдельных мышечных групп. Так, блок № 1 состоял из 5 упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств верхнего плечевого пояса, например: и.п.: стойка ноги врозь, руки с блином 10 кг. Левая - вверху, права - внизу. Круги руками вперед и назад без поворотов и с поворотами туловища 10-20 раз, 3-4 серии. Интервал отдыха между сериями 60-90 с. Выполнять в медленном и среднем темпе; и. п.: стойка ноги врозь, руки с блином 5-10 кг. Левая - вверху, права -внизу. Разноименное движение руками вперед и назад без поворотов туловища 10-20 раз, 3-4 серии. Интервал отдыха между сериями 60-90 сек. Выполнять в медленном и среднем темпе.

Блок № 2 направлен на развитие силовых качеств нижних конечностей, который состоял из упражнений со снарядами и без снарядов (12 упражнений), например: и. п.: стать спиной вплотную к гимнастической стенке. Присесть на правую ногу, левая прямая впереди опирается на всю стопу, руки прямые захватывают перекладину над головой. Выпрямляя правую и упираясь левой, вывести таз, туловище вперед, прогнуться в грудной части позвоночника. Выполнять в медленном и быстром темпе 3 серии по 10 раз; жим штанги двумя руками, правая нога вперед. С шагом левой вперед быстро поднять штангу вверх-назад. Следить за движением головы, вперед с пригибанием в грудной части позвоночника. Опуская штангу на грудь, сделать шаг левой назад.

Блок № 3 - направлен на развитие скорости при выполнении финальной части метания копья и состоит из 9 упражнений, например: упражнения с камнями (метание камней 50-400 г одной рукой с места - 10-20 бросков, с разбега - 20-30 бросков), упражнения с ядрами (метание ядер 400-1200 г одной рукой с места - 10-20 раз, одной рукой с подбежки - 20-30 раз), имитационные упражнения с резиной и нахлест.

Блок № 4 направлен на развитие специальной физической подготовленности и состоит из 6 упражнений, например: «Удар» бедром правой ноги со штангой на плечах. И. п. - ноги немного шире плеч, руки на дисках штанги. Присесть на полусогнутую правую ногу, слегка развернув ее вправо, потом быстро разогнуть, поворачивая бедро внутрь, таз продвигать вперед; подъем вверх в положение «прогнувшись» с помощью партнера на гимнастической стенке. Сидя на полу спиной к стенке держаться за рейку гимнастической лестницы поднятыми вверх руками, поднятые ноги держит партнер. Подтягиваясь на руках и упираясь ногами в живот партнера, выбросить туловище вверх, прогнуться.

Блок № 5 складывался из 10 упражнений, направленных на усовершенствование выполнения элементов техники в метании копья с разбега, например: подъем разгибом лежа на спине, ноги подняты над головой; отталкиваясь с двух ног подтянуть колена вверх, ноги не разводить и успеть к приземлению несколько раз повернуть их влево и вправо.

Планирование учебно-тренировочного процесса проводилось согласно режиму ДЮСШ, экспериментальному учебному плану и программе подготовки. Количество тренировочных дней на неделю - 4, продолжительность одного занятия - 3 академических часа. Предложенные блоки упражнений были внесены в тренировочную программу экспериментальной группы, при этом целостная структура подготовки существенным образом не изменялась. Таким образом, упражнения были направлены на комплексное развитие специальных физических качеств, но применять их предлагалось исключительно в подготовительной или заключительной частях каждой тренировки. Применение этих упражнений проводилось таким образом, чтобы обеспечить комплексное развитие необходимых способностей на протяжении всего тренировочного процесса.

По окончании педагогического эксперимента следует отметить положительные изменения в развитии скоростно-силовых качеств метателей копья в экспериментальной группе (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели развития скоростно-силовых качеств метателей копья на этапе предварительной базовой подготовки

Тест Контрольная группа Экспериментальная г руппа

-X ±S У% 1 роз. Р -Ч ±S У% 1 роз. Р

Бег 15м с/х (сек.) 2,41 0,02 0,11 0,4 >0,05 2,13 0,102 4,7 1,56 >0,05

Бег 30м с высокого старта (сек.) 4,47 0,03 0,151 0,3 >0,1 4,01 0,32 9,5 -0,76 0.05

Прыжок с/м (см) 232 0,03 0,13 0,6 >0,05 243 0,056 2,3 2,75 >0,05

3-й прыжок (м) 715 0,14 0,63 0,9 >0,05 745 0,81 10,9 1,60 0,1

5-й прыжок на правой ноге с/м (м) 10,19 0,06 0,29 0,3 >0,05 10,65 0,816 2,2 1,14 >0,05

5-й прыжок на левой ноге с/м (м) 9,74 0,02 0,11 0,1 >0,05 10,65 0,17 1,6 -0,76 >0,05

Метание ядра 4 кг двумя руками назад через голову (м) 12,73 0,23 1,05 0,8 >0,1 12,84 1,135 8,8 3,09 0,05

Метание ядра 4 кг двумя руками снизу вперед (м) 13,37 0,25 1,12 0,8 >0,05 13,55 1,00 7,0 0,91 0,1

Присед со штангой на плечах (м) 55 1,66 7,46 1,3 >0,05 60,25 4,27 7,0 2,66 0,05

Рывок штанги (кг) 41 0,91 4,08 0,9 >0,1 44,5 2,53 5,6 1,97 0,05

Взятие штанги на грудь (кг) 47,75 0,84 3,79 0,84 >0,05 53,25 4,0 7,5 2,66 0,01

Примечание. Для независимых выборок 1розр. (1крит. = 1,96) при Р 0,05

В экспериментальной группе мы наблюдали большой прирост результатов (таблица 2). Однако сравнение показателей в экспериментальной группе в начале и конце педагогического эксперимента выявило за некоторыми показателями достоверность прироста на уровне значимости Р>0,05. Анализ прироста за всеми показателями в экспериментальной

подгруппе позволил предположить, что интенсивный прирост результатов в экспериментальной группе происходил вследствие выполнения экспериментальной программы тренировки копьеметателей.

В процессе эксперимента в контрольной подгруппе за всеми показателями расхождения между первоначальными и конечными результатами определились с достоверностью P>0,05. Такие результаты подтверждают общепринятое в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки положение о том, что показатели развития скоростно-силовых качеств спортсменов в метании копья улучшаются в результате спортивно-педагогических воздействий, то есть проведения необходимой корректировки тренировочного процесса на этапе предварительной базовой подготовки. Скорость и ско-ростно-силовые качества наиболее детерминированы генетическим воздействиям. В то же время возраст участников исследования - 13-14 лет является сенситивным периодом развития скоростных и скоростно-силовых качеств.

Таким образом, предложенная программа для развития скоростно-силовых качеств метателей копья на этапе предварительной базовой подготовки оказала положительное влияние на физическую подготовленность спортсменов.

Выводы

На основании анализа вышеизложенных данных можно сделать следующие выводы.

1. Исходный уровень развития скоростно-силовых качеств метателей копья на этапе предварительной базовой подготовки показал, что скоростно-силовые качества спортсменов развиты недостаточно для избранного вида спорта.

2. Определена средняя корреляционная зависимость между результатом в метании копья с разбега и следующими показателями: бегом на 15 м с ходу (г=0,68), рывком штанги (г=0,64), прыжком на правой и левой ноге (r=0,66 и r=0,64), метанием ядра 4кг снизу-вперед (r=0,58), что указывает на положительное влияние упражнений скоростно-силового характера на спортивный результат в метании копья с разбега.

3. Предложенная блочная методика развития скоростно-силовых качеств юных метателей в экспериментальной группе позволила улучшить результат в беге на 15 м с ходу на 4,7%, а в контрольной - 0,11%, в тройном прыжке - 10,9%, а в контрольной - 0,9%, в метании ядра 4 кг двумя руками назад через голову в экспериментальной группе прирост составил 8,8%, в контрольной 0,8%.

Список использованнъх источников

1. Антомонов М. Ю. Математическая обработка и анализ медико-биологических данных / Антомонов М. Ю. // - К., 2006. - 558 с.

2. Денисова Л. В. Измерения и методы математической статистики в физическом воститании и спорте: [учебное пособие для вузов] / Л. В. Денисова, И. В. Хмельницкая, Л. А. Харченко. -К.: Олiмпiйська лтература. - 2008. - 127 с.

3. Круглик И. И., Круглик И. П. Об анализе техники метания копья и эффективности методики развития специальной подвижности у юных копьеметателей // Психология, социология и педагогика, 2012. № б [Электронный ресурс]. URL: http : // psychology.snauka. ru/2012/06/817.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Метание копья: пособие / В. В. Мехрикадзе, Э. П. Позюбанов, Б. В. Ермолаев ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2010. - 36 с.

5. Платонов В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и её практическое применение / Платонов В. Н. - Киев: Олимпийская литература, 2013. - 624 с.

6. Попов В. Б. Система специальных упражнений в подготовке легкоатлетов / В. Б. Попов // М.: Олимпия Пресс. - 2006. - 224 с. ил.

7. Differences in physical fitness and throwing velocity among elite and amateur male handball players / E. M. Gorostiaga, C. Granados, J. Ibanez, M. Izquierdo // International Journal of Sports Medicine. - 2005. - Vol. 3. - P. 225-232.

31.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.