Научная статья на тему 'Особенности скоростно-силовой подготовки спортсменов-тхэквондистов'

Особенности скоростно-силовой подготовки спортсменов-тхэквондистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2594
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ-ТХЭКВОНДИСТЫ / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ / TAEKWONDO ATHLETES / SPEEDSTRENGTH TRAINING / TECHNICAL TRAINING / SETS OF EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенко Ксения Андреевна, Жуков Родион Сергеевич

Исследование посвящено изучению особенностей использования средств скоростно-силовой подготовки спортсменов-тхэквондистов. В работе применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных данных; педагогический эксперимент; контрольные испытания; методы математической статистики. На основании комплексного теоретического и экспериментального исследования была установлена результативность комплексов упражнений, направленных на сопряженное развитие скоростно-силовых способностей и совершенствование технической подготовленности детей 9 10 лет, занимающихся тхэквондо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисенко Ксения Андреевна, Жуков Родион Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TAEKWONDO ATHLETES’ SPEEDSTRENGTH TRAINING

The study investigates the use of the features of taekwondo athletesspeedstrength training. The authors used the following research methods: analysis and synthesis of research literature data; pedagogical experiment; control tests; methods of mathematical statistics. Based on a comprehensive theoretical and experimental study, the authors proved the efficiencyof exercise complexes aimed at the development of dual speed strength capabilities and improvement of the technical readiness of 9 10-year-old children engaged in taekwondo.

Текст научной работы на тему «Особенности скоростно-силовой подготовки спортсменов-тхэквондистов»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37:796.012.1:796.41

ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ТХЭКВОНДИСТОВ

К. А. Борисенко, Р. С. Жуков

FEATURES OF TAEKWONDO ATHLETES’ SPEEDSTRENGTH TRAINING

K. A. Borisenko, R. S. Zhukov

Исследование посвящено изучению особенностей использования средств скоростно-силовой подготовки спортсменов-тхэквондистов. В работе применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных данных; педагогический эксперимент; контрольные испытания; методы математической статистики. На основании комплексного теоретического и экспериментального исследования была установлена результативность комплексов упражнений, направленных на сопряженное развитие скоростно-силовых способностей и совершенствование технической подготовленности детей 9 - 10 лет, занимающихся тхэквондо.

The study investigates the use of the features of taekwondo athletes’speedstrength training. The authors used the following research methods: analysis and synthesis of research literature data; pedagogical experiment; control tests; methods of mathematical statistics. Based on a comprehensive theoretical and experimental study, the authors proved the efficiencyof exercise complexes aimed at the development of dual speed strength capabilities and improvement of the technical readiness of 9 - 10-year-old children engaged in taekwondo.

Ключевые слова: спортсмены-тхэквондисты, скоростно-силовая подготовка, техническая подготовка, комплексы упражнений.

Keywords: taekwondo athletes, speedstrength training, technical training, sets of exercises.

Тхэквондо является одним из видов корейских единоборств. Наиболее популярен во всём мире спортивный вариант этой системы, хотя существует и боевая её разновидность. Отмечаемая со второй половины XX века экспансия восточных видов спорта, в том числе и единоборств, в спортивные международные структуры и включение их в программу Олимпийских игр (тхэквондо по версии Всемирной федерации тхэквондо (ВТФ) в 1988 г. в г. Сеуле), отражает определенные культурологические тенденции проникновения спортивных традиций Востока на Запад [1; 4].

По мнению Ли Чжон Ки (2003), основная научнометодическая и учебная литература по тхэквондо посвящена базовой технике выполнения движений и в большей степени изучению комплексных упражнений [2]. Анализу тактики маневрирования тхэквондистов в поединках посвящены работы Ю. Б. Калашникова (1998), О. Г. Эпова (2000); исследования по технике проведения ударов выполнил Чой Сунг Mo, Ли Джон Ки (2003) определил технико-тактические характеристики соревновательного спарринга по тхэквондо. Вместе с тем анализу соревновательной деятельности ведущих тхэквондистов с целью выявления результативных технико-тактических элементов и разработке средств и методов специальной скоростно-силовой подготовки ближнего резерва сборной команды страны по тхэквондо до сих пор не было уделено должного внимания. А как свидетельствуют многочисленные исследования и многолетний опыт ведущих специалистов в других видах единоборств, важнейшей составляющей мастерства ведущих спортсменов является специальная физическая подготовка [1].

Важно подчеркнуть, что в сравнительно новом олимпийском виде спорта, каким является тхэквондо, недостаточно научных работ по совершенствованию специальной физической подготовки спортсменов с помощью средств, адекватных ведущим элементам соревновательной деятельности. Таким образом, актуальность нашего исследования продиктована Олимпийской составляющей данного вида спорта, его недостаточной изученностью с позиций практической

реализации современных инновационных достижений спортивной науки при построении более эффективной системы подготовки спортсменов и, в частности, специальной скоростно-силовой подготовки тхэквондистов в структуре ведущих соревновательных технических действий.

Цель исследования: изучение особенностей использования средств скоростно-силовой подготовки спорт-сменов-тхэквондистов.

Объект исследования: скоростно-силовая подготовка спортсменов.

Предмет исследования: построение специальной скоростно-силовой подготовки тхэквондистов.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что разработанный нами комплекс упражнений окажет более эффективное воздействие на развитие скоростно-силовых и технических способностей детей 9 - 10 лет, занимающихся тхэквондо.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи исследования: на основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы рассмотреть основы скоростно-силовой и технической подготовки спортсменов; выявить основные черты методики развития скоростно-силовых качеств спортсменов; провести анализ применяемых средств и методов скоростно-силовой и технической подготовки тхэквондистов; разработать комплексы упражнений, направленные на сопряженное развитие скоростно-силовых способностей и совершенствование технической подготовленности детей 9 - 10 лет, занимающихся тхэквондо; проверить на практике эффективность разработанных комплексов упражнений, а также выявить взаимосвязь между техникой и скоростью наносимых ударов в группе начальной подготовки.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных данных; педагогический эксперимент; контрольные испытания; методы математической статистики.

Анализ литературных источников позволил рассмотреть основы скоростно-силовой и технической

76

К. /А. Борисенко, Р. С. Жуков

ПЕДАГОГИКА

подготовки спортсменов; выявить основные черты методики развития скоростно-силовых качеств спортсменов; провести анализ применяемых средств и методов скоростно-силовой и технической подготовки тхэквондистов. Изучались учебники, учебные пособия, научные статьи.

Педагогический эксперимент проводился с целью проверить на практике эффективность разработанных комплексов упражнений, а также выявить взаимосвязь между техникой и скоростью наносимых ударов в группе начальной подготовки. В течение тренировочных занятий были использованы различные методы (контрольно-соревновательный, повторный, интервальный, игровой) и средства подготовки спортсменов. На первой и последней тренировке использовались контрольный и соревновательный методы. С помощью контрольно-соревновательного метода были определенны количество и качество нанесенных ударов.

В качестве контрольных испытаний мы предлагали участникам педагогического эксперимента выполнять только самые просты удары ногами («толи-чаги» № 1, 2 и 5 - соответственно с передней ноги, с дальней и снова с передней, только с небольшим подскоком). Удары наносились сначала с правой, а затем с левой ноги. Спортсмены должны были наносить максимальное количество ударов за 15 секунд.

Обработка полученных данных производилась с помощью программы Microsoft Office Excel 2010, вычислялись показатели среднего значения, стандартного отклонения, статистической ошибки, границы доверительных интервалов на основе критических значений t-критерия Стьюдента.

Для проведения педагогического эксперимента была взята группа начальной подготовки третьего года обучения в возрасте 9 - 10 лет, состоящая из 20 мальчиков. Эксперимент проходил на базе ГОУДОД «ОК-СДЮШОР № 2» в течение полугода. Для повышения функциональных возможностей нами были взяты уп-

ражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различные прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью и т. д. Все эти упражнения использовались либо на разминке, либо на круговых тренировках (тренировках по ОФП). Занимающиеся были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Контрольная группа продолжала заниматься по общепринятой программе, в экспериментальной особое внимание уделялось на физическую подготовку и технику ударов ногами. Тренировочные занятия проходили три раза в неделю.

На первой контрольной тренировке было дано задание выполнять только самые просты удары ногами («толи-чаги» № 1, 2 и 5 - соответственно с ближней ноги, с дальней и снова с ближней, только с небольшим подскоком). Удары наносились сначала с правой, а затем с левой ноги. Спортсмены должны были наносить максимальное количество ударов за 15 сек. Тестирования на начальном этапе эксперимента показали, что между показателями контрольной и экспериментальной групп отсутствуют достоверные отличия по двум тестам (р > 0,05), а по тесту «толи-чаги № 5» контрольная группа на статистически значимом уровне превосходит экспериментальную (р < 0,05) (таблица 2).

Более тщательный анализ результатов математикостатистической обработки результатов педагогического эксперимента показал, что в экспериментальной группе произошли достоверные положительные изменения во всех тестовых упражнениях (р < 0,05 - 0,001), а в контрольной группе, несмотря на выявленную тенденцию к повышению, ни по одному тесту не обнаружились надежные статистические различия по сравнению с исходными показателями (р > 0,05) (таблица 1).

Таблица 1

Динамика количества ударов в процессе эксперимента

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

исходные итоговые исходные итоговые

Х ±т Х ±т Х ±т Х ±т

толи-чаги №1 23,8 1,3 28,8 0,8 23,0 0,6 23,2 0,6

р° <0,05

толи-чаги №2 20,7 0,8 26,5 0,9 21,5 0.7 22,4 0,6

ро <0,01

толи-чаги №5 15,7 0,8 23,4 0,9 19,8 0.6 21,0 0,8

_ео <0,001

Примечание: значения ро указаны только для достоверных различий.

Таблица 2

Изменения количества ударов в процессе эксперимента

Показатели Исходные данные Итоговые данные

экспериментальная группа контрольная группа экспериментальная группа контрольная группа

Х ±т Х ±т Х ±т Х ±т

толи-чаги № 1 23,8 1,3 23,0 0,6 28,8 0,8 23,2 0,6

р <0,001

толи-чаги № 2 20,7 0,8 21,5 0.7 26,5 0,9 22,4 0,6

р <0,05

толи-чаги № 5 15,7 0,8 19,8 0.6 23,4 0,9 21,0 0,8

<0,05

Примечание: значения ро указаны только для достоверных различий.

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2 77

ПЕДАГОГИКА

Анализируя итоговые показатели в экспериментальной и контрольной группах, становится очевидной большая результативность экспериментальной группы, так как по двум показателям она достоверно превысила показатели контрольной (р < 0,05 - 0,001), а по тесту «толи-чаги № 5», в котором контрольная группа на статистически значимом уровне превосходила экспериментальную на начальном этапе педагогического эксперимента (р < 0,05), на момент его завершения достоверных различий не выявлено (р > 0,05) (таблица 2).

Хотелось бы отметить, что эксперимент проводился в течение 5 месяцев, так что при рациональном использовании физических нагрузок в течение всего года, в течении многолетний подготовки можно значительно увеличить функциональные возможности организма детей и повысить скорость нанесения ударов, а также техническое мастерство. Следовательно, оптимальное распределение средств силовой направленности в течение всего года обеспечивает необходимый оптимальный уровень развития скорости и силы.

По представленным данным видно, что кроме скорости и силы ударов спортсменам необходима и техническая подготовка. Физические качества могут развиваться на всех этапах подготовки спортсменов, но немаловажную роль играет и техника спортсме-нов-тхэквондистов. С усложнением правил соревнований по тхэквондо, а также введением электронной системы регистрации (жилетов), такие качества как скорость, сила и гибкость помогут спортсменам достичь высоких результатов.

Анализ научно-методической литературы позволил установить, что подбор средств и методов специальной физической подготовки у разных спортсменов в единоборствах осуществляется на основе биомеханического соответствия соревновательной деятельности. Однако недостаточное внимание к исследованию различных составляющих мастерства тхэквондистов, в том числе силовой подготовки, подтверждает необходимость научно-обоснованного решения этой задачи.

Система подготовки тхэквондистов - это сложная многофакторная структура, включающая такие аспекты как научно-методическая подготовленность тренера, его способность накапливать и обрабатывать ста-

тистическую информацию, осуществлять планирование и программирование процесса подготовки спортсменов, использовать разнообразные виды моделирования, средства педагогической стимуляции и т. д.

Анализ соревновательной деятельности позволил определить арсенал технических действий, применяемый в спортивном поединке по правилам Всемирной федерации тхэквондо: удары руками - «джиру-ги»; прямые удары ногами - «миру»; боковые удары ногами - «долио»; падающие сверху вниз удары ногами - «нерио»; прямые удары ногами с разворотом через спину - «твит»; круговые удары ногами с разворотом через спину - «фурио».

Нами были рассмотрены общие основы скоростно-силовой подготовки спортсменов для различных видов спорта, которые дают на любом из этапов подготовки спортсменов. Основным методом подготовки является метод динамических усилий, метод повторного выполнения статического и динамического силовых упражнений, широкое применение игрового метода.

Накопленные данные научно-методической литературы и их изучение помогли взять наиболее полезные упражнения, сделать занятия более интересными и практичными, а также использовать и учесть опыт других тренеров и их способы подготовки спортсменов. Следовательно, оптимальное распределение средств силовой направленности в течение всего года обеспечивает необходимый оптимальный уровень развития скорости и силы.

Анализируя итоговые показателя в экспериментальной и контрольной группах, становится очевидной большая результативность экспериментальной группы, так как по двум показателям она достоверно превысила показатели контрольной (р < 0,05 - 0,001), а по тесту «толи-чаги № 5», в котором контрольная группа на статистически значимом уровне превосходила экспериментальную на начальном этапе педагогического эксперимента (р < 0,05), на момент его завершения достоверных различий не выявлено (р > 0,05). Таким образом, разработанный нами комплекс упражнений оказывает эффективное воздействие на спортсменов-тхэквондистов 9 - 10 лет, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.

Литература

1. Агеев B. C. Методические особенности повышения эффективности тренировочного процесса спортсменок при занятиях таэквон-до. М.: РГАФК, 1999. 120 с.

2. Ли Чжон Ки. Технико-тактические характеристики соревновательного спарринга в тхэквондо версии ВТФ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 24 с.

3. Чой Сунг Мо, Глебов Е. И. Тхэквондо: основы олимпийского спарринга. (Серия: Мастера боевых искусств). Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 320 с.

4. Чой Сунг Мо. Скоростно-силовая подготовка в боевых искусствах. 2009. 3002 с.

Информация об авторах:

Борисенко Ксения Андреевна - студентка факультета физической культуры и спорта КемГУ, ksuhaboriscnko@mail.ru.

Xenia A. Borisenko - studentat the Faculty of Physical Education and Sports, Kemerovo State University.

(Научный руководитель - Р. С. Жуков).

Жуков Родион Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры факультета физической культуры и спорта КемГУ, tofk@kemsu.ru.

Rodion S. Zhukov - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 21.10.2014 г.

78 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.