Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ТХЭКВОНДИСТОВ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ПО СЛУХУ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ'

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ТХЭКВОНДИСТОВ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ПО СЛУХУ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУРДТХЭКВОНДИСТЫ / СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ / НАЧАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артамонова Татьяна Викторовна, Рубцова Наталия Олеговна, Баранов Фёдор Сергеевич

Статья посвящена проблеме воспитания скоростных способностей у юных сурдтхэквондистов, научного обоснования системы спортивной подготовки в данном виде спорта. В исследовании принимали участие 16 сурдтхэквондистов 12-14 лет. В ходе эксперимента в тренировочный процесс экспериментальной группы была внедрена экспериментальная программа по воспитанию скоростных качеств у юных сурдтхэквондистов. В программу занятий в оптимальном и рациональном соотношении были включены следующие блоки упражнений: для воспитания быстроты; для воспитания силы; для воспитания скоростно-силовых качеств; игры и игровые упражнения для воспитания быстроты; дополнительные упражнения. После применения экспериментальной методики выявлено значительно более выраженное положительное изменение показателей скоростной подготовки спортсменов экспериментальной группы в сравнении с контрольной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Артамонова Татьяна Викторовна, Рубцова Наталия Олеговна, Баранов Фёдор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF EDUCATION OF SPEED QUALITIES TAEKWONDO PLAYERS WITH HEARING DEPRIVATION AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS TRAINING

The article is devoted to the problem of developing speed abilities in young surdtaekwondo players, the scientific substantiation of the system of sports training in this sport. The study involved 16 surdtaekwondo players aged 12-14. During the experiment, an experimental program was introduced into the training process of the experimental group for the development of speed qualities in young surdtaekwondo players. The following blocks of exercises were included in the training program in an optimal and rational ratio: to develop speed; to nurture strength; for the education of speed-strength qualities; games and game exercises for the development of speed; additional exercises. After applying the experimental methodology, a significantly more pronounced positive change in the indicators of speed training of athletes in the experimental group was revealed in comparison with the control group.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ТХЭКВОНДИСТОВ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ПО СЛУХУ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 796.856.2

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ТХЭКВОНДИСТОВ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ПО СЛУХУ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия

Олеговна Рубцова, кандидат педагогических наук, профессор; Фёдор Сергеевич Баранов, магистрант, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Аннотация

Статья посвящена проблеме воспитания скоростных способностей у юных сурдтхэквондистов, научного обоснования системы спортивной подготовки в данном виде спорта. В исследовании принимали участие 16 сурдтхэквондистов 12-14 лет. В ходе эксперимента в тренировочный процесс экспериментальной группы была внедрена экспериментальная программа по воспитанию скоростных качеств у юных сурдтхэквондистов. В программу занятий в оптимальном и рациональном соотношении были включены следующие блоки упражнений: для воспитания быстроты; для воспитания силы; для воспитания скоростно-силовых качеств; игры и игровые упражнения для воспитания быстроты; дополнительные упражнения. После применения экспериментальной методики выявлено значительно более выраженное положительное изменение показателей скоростной подготовки спортсменов экспериментальной группы в сравнении с контрольной.

Ключевые слова: сурдтхэквондисты, скоростные способности, начальная спортивная подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p27-30

METHOD OF EDUCATION OF SPEED QUALITIES TAEKWONDO PLAYERS WITH HEARING DEPRIVATION AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS TRAINING

Tatiana Viktorovna Artamonova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Natalia Ole-govna Rubtsova, the candidate of pedagogical sciences, professor; Fedor Sergeevich Baranov, master's degree student, Russian university sport (SCOLIPE), Moscow

Abstract

The article is devoted to the problem of developing speed abilities in young surdtaekwondo players, the scientific substantiation of the system of sports training in this sport. The study involved 16 surdtaekwondo players aged 12-14. During the experiment, an experimental program was introduced into the training process of the experimental group for the development of speed qualities in young surdtaekwondo players. The following blocks of exercises were included in the training program in an optimal and rational ratio: to develop speed; to nurture strength; for the education of speed-strength qualities; games and game exercises for the development of speed; additional exercises. After applying the experimental methodology, a significantly more pronounced positive change in the indicators of speed training of athletes in the experimental group was revealed in comparison with the control group.

Keywords: surdtaekwondo wrestlers, speed abilities, initial sports training.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема приобщения к спорту людей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей-инвалидов, в настоящее время особенно актуальна [1].

За последние десятилетия интерес к различным видам спортивных единоборств значительно возрос. Тхэквондо, в силу своей доступности и динамичности, является одним из наиболее популярных видов боевых искусств, в том числе и для людей любого возраста с нарушением слуха. Включение тхэквондо в программу Сурдлимпийских игр ставит перед специалистами задачу научно обосновать систему спортивной подготовки

российских тхэквондистов-юношей с депривацией по слуху для обеспечения их успешных выступлений на спортивных соревнованиях Сурдлимпийской программы различного уровня [2, 3].

На современном этапе научно-методическое обеспечение тренировочного процесса в данном виде спорта глухих разработано еще недостаточно [3]. Одним из путей решения проблемы повышения эффективности процесса подготовки спортсменов, как отмечается в специальной литературе, является совершенствование организации, содержания, средств и методов учебно-тренировочного процесса.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальное исследование воспитания скоростных способностей тхэквондистов с депривацией по слуху начального уровня подготовки проводилось на базе ГБУ «СШОР № 42» Москомспорта (г. Москва, проезд Россошанский, д. 4, корп. 4).

В исследовании принимали участие 16 сурдтхэквондистов 12-14 лет (по 8 человек в экспериментальной и контрольной группах) с одинаковым уровнем спортивной квалификации (3 юношеский разряд).

Продолжительность эксперимента составила 6 месяцев - с января по июнь 2022 г.

Для контроля результатов использовались следующие группы тестов:

1. Для определения скорости движения рук и ног: «Джирути - прямой удар правой/левой рукой» (количество движений за 10 сек.); «Бег на месте» (количество движений за 10 сек.); «Долио чаги - удар правой/левой ногой» (количество движений за 10 сек.).

2. Для измерения скоростно-силовых способностей: «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» (количество за 20 сек.). «Приседания» (количество за 20 сек.).

Методика развития скоростных способностей у сурдтхэквондистов 12-14 лет начального уровня подготовки складывается из трех больших блоков упражнений: силовой подготовки, скоростной подготовки и коррекционно-развивающих упражнений. В ходе проведения исследования в тренировочный процесс экспериментальной группы была внедрена экспериментальная программа по воспитанию скоростных качеств у юных сурдтхэквондистов. В программу занятий в оптимальном и рациональном соотношении были включены следующие блоки средств подготовки: упражнения для воспитания быстроты (для воспитания быстроты реакции; для воспитания частоты движений; для воспитания быстроты одиночного движения); упражнения для воспитания силы (для воспитания взрывной силы; для воспитания статической силы; для воспитания максимальной силы); упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств; игры и игровые упражнения для воспитания быстроты; дополнительные упражнения (дыхательные; для двигательно-координационного совершенствования; для расслабления мышц).

Контрольная группа занималась по общепринятой программе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

До начала внедрения эксперимента и по его окончании было проведено тестирование показателей проявления скоростной и скоростно-силовой подготовки.

После применения экспериментальной методики выявлен значительно более выраженный прирост показателей у спортсменов экспериментальной группы в сравнении с контрольной. Обнаружено, что практически по всем исследуемым параметрам у них наблюдаются положительные достоверные изменения (таблица). Так, количество движений за 10 секунд возросло: в тесте «Джирути» с 35,63 до 40,13 (12,6%); в тесте «Бег на месте» - с 33,13 до 38,25 (15,5%); в тесте «Долио» - с 17,25 до 18,63 (8,0%). В тестах ско-ростно-силовой направленности количество двигательных актов за 20 секунд увеличилось с 27,75 до 33,38 (20,3%) в тесте «Сгибание/разгибание рук в упоре лежа» (отжимания) и с 20,63 до 22,25 (7,9%) в тесте «Приседания».

В контрольной группе достоверное улучшение результатов наблюдалось только в тесте «Сгибание/разгибание рук в упоре лежа» (отжимания) - с 25,75 до 28,0 (10,5%).

Таблица - Показатели тестирования скоростных и скоростно-силовых способностей сур-дотхэквондистов 12-14 лет за период педагогического эксперимента._

Тестовые задания

Стат. показ. Джирути Бег на месте Долио Отжимания Приседания

до после до после до после до после до после

Экспериментальная группа

Х±т 35,63 40,13 33,13 38,25 17,25 18,63 27,75 33,38 20,63 22,25

±0,42 ±0,67 ±0,72 ±0,75 ±0,53 ±0,6 ±0,75 ±0,6 ±0,26 ±0,37

б 1,19 1,89 2,03 2,12 1,49 1,69 2,12 1,69 0,74 1,04

Р по Стьюденту <0.05 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05

Контрольная группа

Х±т 32,75 33,88 33 36,88 17,0 17,75 25,75 28,0 21,13 21,13

±0,92 ±0,64 ±1,56 ±0,95 ±0,6 ±0,59 ±0,67 ±10,58 ±0,4 ±0,3

б 2,6 1,81 4,41 2,7 1,69 1,67 1,91 1,74 1,13 0,83

Р по Стьюденту >0.05 >0.05 >0.05 <0.05 >0.05

В целом, наибольший процентный прирост был достигнут при выполнении тестов «Сгибание/разгибание рук в упоре лежа» и «Бег на месте» и в экспериментальной, и в контрольной группах, но темпы прироста отличались в 2 раза в первом случае и в 1,5 раза - во втором.

25,0

20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

10,5 10,5

7,9 7,9

0,4

Отжимания

Приседания

Джирути Бег на месте Долио

■ Э "К

Примечание: Э - экспериментальная группа; К - контрольная группа.

Рисунок - Динамика изменения показателей скоростной и скоростно-силовой подготовки сурдотхэквондистов 12-14 лет за период педагогического эксперимента (%)

Менее всего подвержены изменениям в контрольной группе были результаты тестов «Приседания» (0,4%) и «Джирути» (3,5%). В экспериментальной группе сравнительно менее выраженный прирост результатов был в тестах «Приседания» (7,9%) и «До-лио» (8.0%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, применение в тренировочном процессе сурдтхэквондистов 12-14 лет на этапе начальной спортивной подготовки грамотно выстроенной программы с использованием средств скоростно-силовой подготовки, позволило значительно улучшить результаты проявления скоростных и скоростно-силовых способностей у спортсменов экспериментальной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шатунов Д.А. Особенности показателей физического развития, здоровья и физической подготовленности подростков с нарушением слуха / Д.А. Шатунов, Ф.Р. Зотова // Ученые записки

университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 183-188.

2. Симаков А.М. Развитие физического качества быстрота у тхэквондистов в сензитивном периоде 14-15 лет / А.М. Симаков, Е.А. Симакова, Абдель-Гани Ахмед Сонбол Ассим // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 172-175.

3. Изратова, А.Е. Особенности развития скоростных способностей тхэквондистов 18-20 лет / А.Е. Изратова, С.М. Рябцев // Севастопольский экономико-гуманитарный институт. - 2020. -№ 21-1 (150). - С. 63-65.

4. Борисенко, К.А. Построение специальной скоростно-силовой подготовки спортсменов-тхэквондистов 8-9 лет / К.А. Борисенко // VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014. - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014006010 (дата обращения: 13.09.2022).

REFERENCES

1. Shatunov, D.A. and Zotova F.R. (2013), "Features of indicators of physical development, health and physical fitness of adolescents with hearing impairment", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 183-188.

2. Simakov, A.M., Simakova E.A. and Abdel-Gani Ahmed Sonbol Assim (2015), "Development of physical quality speed among taekwondo athletes in the sensitive period of 14-15 years", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 172-175.

3. Izratova, A.E. (2020), "Features of the development of speed abilities of taekwondo players aged 18-20", Sevastopol Institute of Economics and Humanities, Vol. 150, No. 21-1, pp. 63-65.

4. Borisenko, K.A. (2022), "Construction of special speed-strength training of taekwondo athletes 8-9 years old", Materials of the VI International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum", available at: (date of the application: 13.09.2022).

Контактная информация: artamonova-70@bk.ru

Статья поступила в редакцию 29.09.2022

УДК 796.035

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА К ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ

ПЛАВАНИЯ

Наталья Владимировна Баркина, преподаватель, Наталия Вадимовна Мазитова,

кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Эдуардович Гудков, кандидат педагогических наук, доцент, Владивостокский государственный университет, Владивосток

Аннотация

Основным содержанием статьи являются результаты мониторинга с целью выявления осведомлённости родителей, имеющих детей с синдромом Дауна в необходимости индивидуальной подготовки ребёнка к среде образовательной школы. Цель исследования: разработать программу адаптации к школе для детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного образования. Прежде чем включать детей с синдромом Дауна в инклюзивную образовательную среду, были предложены родителям пробные занятия по начальному обучению плаванию совместно с детьми не имеющими отклонения в состоянии здоровья в возрасте 5-6 лет. Было экспериментально доказана эффективность индивидуальной подготовки ребёнка к инклюзивному обучению по показателям устойчивости интереса к занятиям по плаванию в смешанных группах.

Ключевые слова: синдром Дауна, плавание, адаптация, инклюзивное образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p30-33

DOWN SYNDROME CHILDREN ADAPTATION TO SCHOOL BY MEANS OF

SWIMMING

Natalia Vladimirovna Barkina, the teacher, Natalia Vadimovna Mazitova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Yury Eduardovich Gudkov, the candidate of pedagogical sci-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.