Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЖЕНСКОМ ПАУЭРЛИФТИНГЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЖЕНСКОМ ПАУЭРЛИФТИНГЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАУЭРЛИФТИНГ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / НОРМАТИВЫ ГТО / ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Василий Борисович

В статье представлен материал исследования, отражающего вопросы содержания физической подготовки спортсменок 13-15 лет, занимающихся пауэрлифтингом. Обосновано применение упражнений комплекса ГТО и упражнений программы скоростно-силовой направленности для спортивных школ "Пауэрлифтинг" в качестве оценки результатов применения авторской методики на этапе организации и проведения педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента позволяют рекомендовать упражнения скоростно-силовой направленности для внедрения в тренировочный процесс начинающих пауэрлифтеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьев Василий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE TRAINING PROCESS IN WOMEN'S POWERLIFTING AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING

The article presents the material of the study, reflecting the content of the physical training of female athletes aged 13-15, involved in powerlifting. The use of exercises of the GTO complex and exercises of the program of speed-strength orientation for sports schools "Powerlifting", as assessment of the results of the application of the author's methodology at the stage of organizing and conducting the pedagogical experiment, was substantiated. The results of the pedagogical experiment make it possible to recommend speed-strength exercises for introduction into the training process of beginner powerlifters.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЖЕНСКОМ ПАУЭРЛИФТИНГЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Kuban State Technological University, Krasnodar, pp. 198-200.

3. Ivanova N.G., Goltsov A.P. and Alekseeva A.A. (2017), "Tackling the formation of correct posture and maintaining visual acuity in young schoolchildren", International Journal of Applied and Basic Research, No. 4, pp. 118-119.

4. Ivanova, N.G. and Lyalyuk, A.V. (2018), "Some constructive solutions to ensure the safety of educational environment", Baltic Humanitarian Journal, V. 7, No. 2, pp. 243-246.

Контактная информация: syslik-oa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2022

УДК 796.89

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЖЕНСКОМ ПАУЭРЛИФТИНГЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Василий Борисович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.

Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлен материал исследования, отражающего вопросы содержания физической подготовки спортсменок 13-15 лет, занимающихся пауэрлифтингом. Обосновано применение упражнений комплекса ГТО и упражнений программы скоростно-силовой направленности для спортивных школ "Пауэрлифтинг" в качестве оценки результатов применения авторской методики на этапе организации и проведения педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента позволяют рекомендовать упражнения скоростно-силовой направленности для внедрения в тренировочный процесс начинающих пауэрлифтеров.

Ключевые слова: пауэрлифтинг, физическая подготовка, скоростно-силовые упражнения, нормативы ГТО, оптимизация тренировочного процесса.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p520-525

IMPROVEMENT OF THE TRAINING PROCESS IN WOMEN'S POWERLIFTING AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING

Vasily Borisovich Solovev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article presents the material of the study, reflecting the content of the physical training of female athletes aged 13-15, involved in powerlifting. The use of exercises of the GTO complex and exercises of the program of speed-strength orientation for sports schools "Powerlifting", as assessment of the results of the application of the author's methodology at the stage of organizing and conducting the pedagogical experiment, was substantiated. The results of the pedagogical experiment make it possible to recommend speed-strength exercises for introduction into the training process of beginner powerlifters.

Keywords: powerlifting, physical training, speed-strength exercises, GTO standards, optimization of the training process.

Среди большого количества силовых видов спорта пауэрлифтинг остается одним из востребованных среди российской молодежи. Упражнения пауэрлифтинга широко используются, например, в силовом фитнесе, игровых видов спорта как средство общей физической подготовки для развития скоростно-силовых способностей в физическом воспитании, специальной физической подготовки в различных видах спорта.

Важность выбора средств и методов подготовки на начальном этапе тренировок, в том числе с учетом возрастных и половых особенностей, определили направленность нашей работы.

Мы оправданно полагаем, что использование средств и методов скоростно-силовой взаимосвязи в физической подготовке девушек 13-15 лет, специализирующихся пауэр-лифтингом на начальном этапе, эффективно в их тренировочной подготовке в целом, положительно влияя на их физические кондиции. Следует иметь в виду, что пауэрлифтинг является видом спорта, в котором можно получить тяжелейшие травмы, которые могут потребовать длительного лечения. На этапе начальной подготовки требуется уделить особое внимание укреплению мышечно-связочного аппарата, и, главное, не форсировать переход к основным упражнениям пауэрлифтинга. К таким подводящим упражнениям на начальном этапе спортивной подготовки являются стандартные упражнения комплекса ГТО. Известно, что при правильно организованных занятиях пауэрлифтингом под постоянным контролем квалифицированного тренера у атлетов повышается иммунитет, нормализуется сон и аппетит, укрепляются мышцы. Что касается девушек, то при регулярных занятиях они быстро худеют, их фигура становится стройной и подтянутой, если они конечно, не начинают использовать стероиды для роста спортивных результатов.

Целесообразность использования в пауэрлифтинге средств и методов скоростно-силовой подготовки в нашей работе подкреплена данными о том, что в этом виде спорта значительную роль имеет не только максимальная произвольная сила, но и «взрывная» сила, и что между этими видами силы существует «положительный перенос», а спортивный результат определяется, в том числе, взаимодействием максимальной произвольной силы со скоростно-силовыми способностями [3, С. 6]. Также в изученной нами литературе показано, что на начальном этапе в силовых видах спорта противопоказан подъём отягощений свыше 70% от максимального». [1, 2]

Исследования проводились на базе спортивной школы города Кирова и Кировского района Калужской области. В исследовании приняли участие 18 спортсменок уровня III спортивного разряда (2 год обучения) занимающиеся в отделении пауэрлифтинга спортивной школы. Средние значения роста испытуемых составили 162,4±4,9 см, весовые категории участниц исследования 43 кг, 47 кг, 52 кг, 57 кг, 63 кг.

Анализ физической подготовленности спортсменок проводился на основании тестов, рекомендованных во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», а также соревновательных упражнений пауэрлифтинга.

Педагогический эксперимент был рассчитан на 12 недель. Планирование нагрузок в трехмесячном цикле было организовано по утвержденной программе отделения пауэр-лифтинга спортивной школы, построенной на методике тренировок, принятой в пауэр-лифтинге.

В рамках тренировочного цикла обеих групп спортсменок варьировалось количество повторений упражнения в диапазоне от 1-3 до 8-10, вес отягощения - от 70% до 95% от максимального. В недельных циклах спортсменок чередовались разные по интенсивности и объему нагрузки тренировки в каждом соревновательном упражнении. Тренировки высокого объема или интенсивности обычно проводились по следующему регламенту: понедельник - приседания, среда - жим штанги лёжа, пятница - становая тяга. Особое внимание отводилось восстановительным процедурам в не тренировочные дни. В период эксперимента проводился регулярный врачебный контроль (раз в две недели), и экспресс-контроль (температура, давление, ЧСС в покое) перед началом каждой тренировки. Все родители участниц эксперимента были оповещены, что их дети участвуют в педагогическом эксперименте и дали свое письменное согласие.

Контрольная группа выполняла тренировочную нагрузку согласно запланированной программе без каких-либо изменений.

В тренировочный процесс спортсменок экспериментальной группы были включены приседания в реверсивном режиме работы (50% от объема тренировочной нагрузки в приседаниях по количеству подъемов штанги (КПШ)), в первые шесть недель тренировочного цикла один раз в неделю использовались прыжки на гимнастического козла (3-4

подхода по 8 раз). Затем шесть недель выпрыгивания со штангой из низкого седа без остановки в нижней точке седа (3-4 подхода по 5 повторений, вес отягощения подбирался индивидуально) [2, 3]. Также применялись упражнения для мышц нижних конечностей в «ударном» режиме и сочетании уступающего и преодолевающего режимов мышечной деятельности, при этом в уступающем режиме движение выполнялось медленно, а в преодолевающем режиме спортсменки должны были работать максимально быстро [3, 4].

Результаты оценки уровня физической подготовленности испытуемых, занимающихся пауэрлифтингом на этапе начальной спортивной подготовки, до начала эксперимента, представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Групповые значения результатов тестирования уровня развития силовых способностей участниц экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента

Сгибание- Подтягива- Поднимание

Значения Бег 30 метров (с) Бег 60 метров (с) разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) ние из виса лежа на низ. перекладине (кол-во раз) туловища из полож. лежа на спине (кол-во раз) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх с места (см)

Экспериментальная группа

шш 5,0 9,5 16,0 15,0 34,0 153,0 27,0

тах 6,1 11,3 27,0 21,0 52,0 180,0 49,0

X 5,6 10,4 21,5 17,8 44,3 163,7 39,5

Шх 0,4 0,6 3,3 2,2 5,3 8,8 7,7

У% 6% 6% 15% 12% 12% 5% 20%

Контрольная группа

шш 5,1 9,6 15,0 10,0 35,0 134,0 25,0

тах 6,3 11,5 25,0 22,0 50,0 185,0 55,0

X 5,6 10,5 19,3 16,1 40,8 162,4 39,5

Шх 0,4 0,6 3,4 4,0 4,5 17,1 9,3

У% 7% 6% 18% 25% 11% 11% 23%

Сопоставление результатов тестирования обеих групп испытуемых до начала эксперимента с нормами ГТО IV ступени (возрастная группа 13-15 лет) показало, что нормы ГТО на золотой знак спортсменки уверенно выполняют только в упражнении «сгибание-разгибание рук в упоре лежа», что, на наш взгляд, объясняется спецификой их спортивной деятельности, в частности, использованием в тренировочном процессе близкого по движению к отжиманиям упражнения «жим лежа».

В упражнениях «подтягивание из виса лежа на низкой перекладине» и «поднимание туловища из положения лежа на спине» большинство спортсменок показали значения близкие к норме «золотого знака» ГТО. Однако в скоростно-силовых беговых и прыжковых упражнениях результаты испытуемых оказались слабее, на уровне «бронзового» и «серебряного» знака. В упражнении «прыжок вверх с места» средние значения результатов спортсменок экспериментальной группы 39,5±7,7 см, контрольной группы 39,5±9,3 см. Средние значения результата данного теста характеризуют уровень развития скорост-но-силовых способностей всех участниц эксперимента как «ниже среднего». Полученные данные подтверждают наше предположение о преимущественном использовании собственно силового компонента в тренировке пауэрлифтеров и его влиянии на проявление двигательных способностей спортсменок.

Все результаты испытуемых до начала эксперимента в упражнениях пауэрлифтин-га (таблица 2) соответствуют их спортивной квалификации и этапу спортивной подготовки согласно федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «пауэрлиф-тинг». Значения результатов во всех упражнениях (нормативы (тесты) ВФСК ГТО и упражнения пауэрлифтинга) в обеих группах испытуемых до начала эксперимента не отличаются, статистическая достоверность различий в результатах не определяется.

Результаты контрольного тестирования после двенадцати недель эксперимента представлены на рисунках 1 и 2, в таблице 3.

Таблица 2 - Групповые значения результатов тестирования уровня развития силовых способностей (упражнения пауэрлифтинга) участниц экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента_

Значения Присед (кг) Жим (кг) Тяга (кг) Сумма (кг)

Экспериментальная группа

min 50,0 35,0 55,0 142,0

max 75,0 42,0 82,0 199,0

X 63,0 39,5 66,3 169,0

mX 7,3 2,4 8,5 17,0

V% 12% 6% 13% 10%

Контрольная группа

min 45,0 27,0 45,0 122,0

max 77,0 47,0 80,0 202,0

X 61,6 37,7 61,5 161,0

mX 10,0 7,1 10,2 26,2

V% 16% 19% 17% 16%

Таблица 3 - Групповые значения результатов тестирования уровня развития силовых способностей (упражнения пауэрлифтинга) участниц экспериментальной и контрольной группы после эксперимента_

Значения Присед (кг) Жим (кг) Тяга (кг) Сумма (кг)

Экспериментальная группа

min 55,0 37,0 55,0 150,0

max 80,0 45,0 85,0 205,0

X 68,6 41,2 70,3 179,9

mX 7,8 2,6 8,7 17,1

V% 11% 6% 12% 10%

Контрольная группа

min 45,0 30,0 50,0 127,0

max 80,0 50,0 80,0 210,0

X 63,2 41,0 64,0 168,4

mX 10,0 6,6 9,5 25,5

V% 16% 16% 15% 15%

Как показал проведенный эксперимент по включению средств и методов скорост-но-силовой подготовки в тренировочный процесс спортсменок 13-15 лет достоверные сдвиги при высоком уровне значимости (0,01) наблюдаются у спортсменок экспериментальной группы.

Абсолютные значения разницы в упражнении прыжок вверх (рисунок 1) у спортсменок экспериментальной группы в среднем достоверно увеличились на 10,1 см (+20,4%), у спортсменок контрольной группы наблюдается недостоверное незначительное увеличение среднего значения теста на 2,8 см (+6,6%).

Прыжок вверх с места (см)

Прыжок в длину с места (см)

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 60 с) Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

Бег 60 метров (с) Бег 30 метров (с)

173,6 16 3,7

4-

после эксперимента > до эксперимента

-I-1-1-1—

0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 Рисунок 1 - Динамика уровня силовой и скоростно-силовой подготовленности спортсменок экспериментальной

группы

Улучшения значений результатов тестирования участниц экспериментальной группы достоверны в скоростно-силовых упражнениях ГТО «бег на 30 метров», «бег на 60 метров», «прыжок в длину с места». В беге на 30 метров 7 из 8 участниц продемонстрировали результат на золотой знак ГТО.

У спортсменок контрольной группы в скоростно-силовых упражнениях отмечено достоверное уменьшение времени бега на дистанции 60 метров (-0,2 секунды).

Стоит отметить, что в упражнениях «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа», «Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине» и «Поднимание туловища из положения, лежа на спине» прирост результатов в обеих группах незначительный и недостоверный. По отношению к участницам экспериментальной группы мы объясняем это тем, что экспериментальная программа занятий была направлена на развитие уровня силы мышц нижних конечностей, а представленные упражнения отражают силу мышц рук и туловища. Считаем возможным включение средств и методов скоростно-силовой подготовки и для указанных групп мышц у спортсменок на начальном этапе подготовки в пау-эрлифтинге.

42,3

39,5

165,3

Прыжок вверх с места (см)

Прыжок в длину с места (см)

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 60 с)

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бег 60 метров (с)

Бег 30 метров (с)

0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 Рисунок 2 - Динамика уровня силовой и скоростно-силовой подготовленности спортсменок контрольной группы

При сравнении динамики уровня силовой подготовленности участниц экспериментальной и контрольной групп наблюдаются различия в средних значениях результатов упражнений скоростно-силового характера (бег, прыжки) у спортсменок экспериментальной группы: в беге на 30 метров на 0,4 с (7,1%); в беге на 60 метров 0,3 с (2,9 %); в прыжке в длину с места 8,3 см (+4,8 %); в прыжке вверх с места 7,3 см (+14,7%). Значения находятся в зоне статистической неопределенности, но важнее то, что в ходе реализации экспериментальной программы тренировок спортсменок, занимающихся пауэрлифтингом на начальном этапе, удалось уменьшить количество подходов к отягощениям максимального и субмаксимального веса, заменив их на более адекватные возрасту и уровню подготовленности спортсменок упражнения.

Среднегрупповые значения тестирования уровня развития силовых способностей (упражнения пауэрлифтинга) после эксперимента двух групп находятся в зоне незначимости.

Стоит отметить, что среднее значение результатов в приседаниях со штангой у участниц контрольной группы недостоверно увеличилось на 1,7 кг, результаты в жиме штанги лежа, становой тяге и сумме троеборья достоверны, но в становой тяге и сумме троеборья (на 2,5 кг и 7,4 кг) не так значительны, как у участниц экспериментальной группы (таблицы 2 и 3).

Значения результатов в приседаниях со штангой, тяге и сумме троеборья у участниц экспериментальной группы в среднем достоверно увеличились на 5,6 кг, 4 кг и 10,9 кг. В жиме штанги лежа у данной группы испытуемых увеличение среднего значения результата на 1,7 кг недостоверно. Мы связываем незначительный прирост результата

спортсменок экспериментальной группы в жиме лежа с применением в их тренировочной программе скоростно-силовой подготовки упражнений и методов подготовки, преимущественно направленных на мышцы нижних конечностей.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента подтверждают целесообразность организации тренировочного процесса занимающихся на начальном этапе спортивной подготовки в пауэрлифтинге девушек 13-15 лет с использованием средств и методов скоростно-силовой направленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горулев П.С. Управление спортивной подготовкой женщин в тяжелой атлетике с учетом диморфических различий работоспособности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Горулев Павел Сергеевич. - Челябинск, 2006 - 48 с.

2. Гузь С.М. Средства и методы развития силы на этапе начальной спортивной специализации в силовом троеборье / С.М. Гузь // Ученые записи университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. -№ 12 (58) - С. 40-45.

3. Перов П.В. Содержание физической подготовки на начальном этапе занятий пауэрлиф-тингом: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Перов Павел Викторович. - Санкт-Петербург, 2005. - 24 с.

4. Скотников В.Ф. Скоростно-силовая подготовка как наиболее важный раздел специальной физической подготовки: от теории к практике / В.Ф. Скотников, В.Б. Соловьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2018 - № 4 (158) - С. 296-300

REFERENCES

1. Gorulev, P. S. (2006), Management of sports training for women in weightlifting taking into account the dimorphic differences in working capacity, dissertation, Chelyabinsk

2. Guz, S.M. (2009), "Means and methods of strength development at the stage of initial sports specialization in powerlifting", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 12, pp. 40-45.

3. Perov, P.V. (2005), The content of physical training at the initial stage of powerlifting, dissertation, St. Petersburg

4. Skotnikov, V.F. and Solovev, V.B. (2018), "Speed-strength training as the most important section of special physical training: from theory to practice", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 296-300.

Контактная информация: v.solovev@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2022

УДК 378.147.88

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Наталия Викторовна Солотова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Сергеевна Анто-шина, старший преподаватель, Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова, Саратов

Аннотация

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Ситуация пандемии COVID-19 четко продемонстрировала состояние готовности/неготовности использовать интернет ресурсы и средства для обучения. В отличие от предыдущих исследований, представляющих качественные данные опросов об эффективности различных форм обучения, целью данного исследования является анализ количественных данных. Научная новизна представленных данных заключается в отсутствии подобных количественных исследований. Описан эксперимент с участием 60 студентов, обучающихся по формам дистанционного, смешанного и традиционного обучения в течение 2021-2022 учебного года. Приведены результаты языковых тестов, обуславливающие смешанное обучение как самую эффективную форму работы с языковым материалом. Практиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.