Научная статья на тему 'Методика совершенствования силовых способностей у студентов, занимающихся пауэрлифтингом'

Методика совершенствования силовых способностей у студентов, занимающихся пауэрлифтингом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СИЛА / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПАУЭРЛИФТИНГ / МЕТОДИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / POWER / POWER ABILITIES / POWERLIFTING / METHOD / PERFECTION / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головинова Ирина Юрьевна, Сапов Виктор Сергеевич

В данной статье рассмотрены основные проблемы применяемых методик для пауэрлифтеров, а также предложена технология улучшения силовых способностей у студентов, которые занимаются пауэрлифтингом. Исследование проводилось при помощи таких методов, как: теоретический анализ, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головинова Ирина Юрьевна, Сапов Виктор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF IMPROVING THE POWER ABILITIES OF STUDENTS INVOLVED IN POWERLIFTING

This article describes the main problems of the methods used for powerlifters, as well as the technology of improving the power abilities of students who are engaged in powerlifting. The study was conducted using such methods as theoretical analysis, pedagogical observation, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования силовых способностей у студентов, занимающихся пауэрлифтингом»

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАУЭРЛИФТИНГОМ

METHOD OF IMPROVING THE POWER ABILITIES OF STUDENTS INVOLVED IN POWERLIFTING

Головинова Ирина Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физическаякультура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия GolovinovaIrinaYurievna Ph.D., associate professor thedepartment of «Physical culture»» Volgograd State Pedagogical University

Volgograd, Russia

Сапов Виктор Сергеевич

студент

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Sapov Viktor Sergeevich student

Volgograd State Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные проблемы применяемых методик для пауэрлифтеров, а также предложена технология улучшения силовых способностей у студентов, которые занимаются пауэрлифтингом. Исследование проводилось при помощи таких методов, как: теоретический анализ, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Abstract. This article describes the main problems of the methods used for powerlifters, as well as the technology of improving the power abilities of students who are engaged in powerlifting. The study was conducted using such methods as theoretical analysis, pedagogical observation, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

Ключевые слова: сила, силовые способности, пауэрлифтинг, методика, совершенствование, эксперимент.

Keywords: power, power abilities, powerlifting, method, perfection, experiment.

Пауэрлифтинг является самым молодым видом спорта, по сравнению с тяжелой атлетикой, бодибилдингом и гиревым спортом. Чемпионаты мира проводятся с 1971 года, чемпионаты Европы - с 1978 года, а первый чемпионат СССР состоялся в 1990 году. В последние годы данный вид спорта приобрел колоссальную популярность.

Пауэрлифтинг (силовое троеборье) все больше и больше привлекает студенческую молодежь в различных учебных заведениях страны.

Занятия пауэрлифтингом укрепляют связки и суставы, способствуют увеличению мышечной силы, повышают выносливость, гибкость и другие

физические качества, воспитывают силу воли, повышают работоспособность всего организма.

Все перечисленные выше факты делают данный вид спорта одним из самых ценных и полезных для воспитания разносторонне развитых людей, готовых к высокопроизводительному труду и защите интересов своей Родины [7].

Как и в любом другом виде спорта, достижение высоких спортивных показателей в пауэрлифтинге возможно только при условии систематических занятий.

Значительная часть современных студентов ведут малоактивный образ жизни, а это ведет к увеличению числа хронических заболеваний. Занятия физической культурой в вузе не всегда компенсируют развитие силовых способностей молодежи, чего нельзя сказать про занятия пауэрлифтингом.

Упражнения в пауэрлифтинге являются очень эффективной формой развития силовых способностей человека, они оказывают положительное воздействие на нервно-мышечный аппарат, центральную нервную систему, состояние суставов, сухожилий и костной ткани.

Данный вид спорта является одним из высокоэффективных средств развития физических качеств и укрепления здоровья занимающихся. Проблема заключается в том, что научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса в пауэрлифтинге остается недостаточно разработанным. Отсутствуют объективные инструментальные данные о биомеханической структуре тренировочных и соревновательных упражнений, а также научно-обоснованные рекомендации по использованию средств и методов в тренировочном процессе пауэрлифтеров.

Именно поэтому данная тема является актуальной.

Объектом исследования данной работы являлся тренировочный процесс студентов, занимающихся пауэрлифтингом. Предмет исследования - средства и методы совершенствования силовых способностей студентов, занимающихся пауэрлифтингом. Цель исследовательской работы заключалась в определении наиболее эффективных средств и методов совершенствования силовых способностей у студентов, занимающихся пауэрлифтингом.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основы пауэрлифтинга; раскрыть понятие и сущность силовых способностей.

2. Изучить средства и методы, повышающие эффективность тренировки по совершенствованию силовых способностей у студентов, занимающихся пауэрлифтингом.

3. Определить влияние экспериментального комплекса упражнений на совершенствование силовых способностей студентов.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположение о том, что применение специального комплекса силовых упражнений даст положительную динамику в развитии силовых способностей студентов, целенаправленно занимающихся пауэрлифтингом.

Для достижения поставленной цели нами был определен ряд задач.

В ходе решения данной работымы рассмотрели основы пауэрлифтинга, а так же раскрыли понятие и сущность силовых способностей. Пауэрлифтинг (от

англ. powerlifting: power - сила, и lift - поднимать) - силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении веса максимально тяжелого отягощения

[5].

Раньше пауэрлифтинг назывался силовым троеборьем. Это связано с тем, что в качестве соревновательных дисциплин в него входят три упражнения: приседание со штангой на плечах, жим штанги лежа на горизонтальной скамье и становая тяга штанги. Суммарный вес, выполненный спортсменом в этих трех упражнениях, определяет квалификацию спортсмена.

Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий[6].

Силовые способности — комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Они проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают различные факторы, вклад которых в каждом каком-либо конкретном случае меняется в зависимости от вида силовых способностей, двигательных действий, а также условий их осуществления, половых возрастных и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: собственно-мышечные, центрально-нервные, личностно-психические, биохимические, биомеханические и физиологические факторы, различные условия внешней среды, в которых происходит двигательная деятельность.[2]

В ходе решения второй задачи нашего исследования мы изучили средства и методы, повышающие эффективность тренировки по совершенствованию силовых способностей у студентов, занимающихся пауэрлифтингом. Различают три группы физических упражнений для всех видов спорта: соревновательные (приседание со штангой, жим лежа и становая тяга), специально-подготовительные (машина Смита, отжимания на брусьях, жим гантелей, «мертвая» тяга, жим ногами в тренажере) и общеподготовительные (упражнения со штангой, гирями, гантелями, амортизаторами, на тренажерах, гимнастические упражнения, которые способствуют разностороннему физическому развитию спортсмена).[1]

Так же мы определили, что влияние на проявление силовых способностей оказывают различные факторы, вклад которых в каждом каком-либо конкретном случае меняется в зависимости от вида силовых способностей, двигательных действий, а также условий их осуществления, половых возрастных и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: собственно-мышечные, центрально-нервные, личностно-психические, биохимические биомеханические, физиологические факторы.

В процессе решения третьей задачи исследовательской работы мы определили положительное влияние экспериментального комплекса упражнений на совершенствование силовых способностей студентов.

Педагогический эксперимент был организован среди юношей студентов высших учебных заведений города Волгограда в количестве 20 человек. Занимающиеся были разделены на две группы: экспериментальная группа (10 юношей, занимающиеся пауэрлифтингом) и контрольная группа (10 юношей, не занимающиеся пауэрлифтингом, но регулярно посещающие тренажерный зал). Возраст исследуемых в группах: 18-20 лет. Все испытуемые были практически

здоровы и относились к основной медицинском группе.

Экспериментальная группа занималась по предложенной нами методике, а контрольная группа занималась по стандартному тренировочному сплиту, в

V Г\ и

который входили 3 тренировки в неделю, средней интенсивности.

В начале педагогического эксперимента анализ результатов по показателям уровня силовых способностей студентов экспериментальной и контрольной групп свидетельствовал об отсутствии каких либо существенных различий между ними (табл.1).

Таблица 1

Уровень силовых способностей студентов в начале исследования

№ п/п Показатели Экспериментал группа (X тьная Контрольная группа t Р

Х а Sx Х а Sx

1 Отжимания от пола (кол-во раз) 38,8 2,93 0,97 35,9 4,70 1,56 1,7 <

2 Подтягивания на перекладине (кол-во раз) 13,3 2,12 0,70 12,8 1,54 0,51 0,6 <

3 Приседания (кол-во раз) 52,2 5,84 1,94 49,6 5,25 1,75 1 <

4 Планка на локтях (сек) 107,8 14,60 4,86 102,6 11,36 3,78 0,9 <

После проведения педагогического эксперимента, который включал в себя специальный комплекс упражнений, в экспериментальной группе показатели уровня силовых способностей студентов существенно улучшились по каждому их видов теста, в отличие от контрольной группы, где также видна положительная динамика, но гораздо в меньшей степени (табл.2).

Таблица 2

Уровень силовых способностей студентов в конце исследования

№ п/п Показатели Экспериментал группа (X тьная Контрольная группа (У) t Р

Х а Sx Х а Sx

1 Отжимания от пола (кол-во раз) 48,4 3,94 1,31 43,6 4,25 1,42 2,6 >

2 Подтягивания на перекладине (кол-во раз) 18,6 2,10 0,74 16,4 2,16 0,72 2,4 >

3 Приседания (кол-во раз) 61,8 4,75 1,58 57,4 4,17 1,39 2,2 >

4 Планка на локтях (сек) 125,1 9,33 3,11 116,7 7,88 2,63 2,2 >

Прирост показателей более выражен в таких упражнениях как отжимания от пола (1расч=1,7 и 1расч=2,6) и подтягивания на перекладине (1расч=0,6 и \ =2 4)

расч

При помощи методов математической статистики, мы определили достоверность результатов измерения уровня силовых способностей студентов экспериментальной и контрольной групп.

Полученные результаты дают основание считать, что использование разработанной нами методики оказывает положительное воздействие на повышение уровня силовых способностей студентов, занимающихся пауэрлифтингом.

На основании проведенного нами исследования и полученных результатов можно заключить, что цель исследования достигнута в полном объеме, задачи исследования решены.

Литература

1. Арефьев В. Г., Камянец-Подольский П. П., Буйницкий О. А. Основы теории и методики физического воспитания : учебник. 2011.

2. Бартош О. В. Сила и основы методики ее воспитания : методические рекомендации. Владивосток: Мор.гос. ун-т; 2009.

3. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М. : Физкультура и спорт, 1977.

4. Давыдов В. Ю, Шамардин А. И., Краснова Г. О. Новые фитнесс системы (новые направления, методики, оборудование и инвентарь) : учебное пособие. Волгоград : ВГАФК, 2001.

5. Фалеев А. В. Силовые тренировки. Избавься от заблуждений. 2006.

6. Холодов Ж К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2011.

7. Шейко Б. И. Пауэрлифтинг. М. : Издательский отдел ЗАО БАМ Спорт Сервис, 2004.

References

1. Arefev, V. G. Fundamentals of theory and methods of physical education: textbook. — Kamyanets — PodoSsky P. P, Buynttsky O. A., 2011

2. Bartosh, O. V. Force and bases of a technique of its education, methodical recommendations / Vladivostok: Mor. state UN-t; 2009.

3. Verkhoshansky, Y. V. fundamentals of special strength training in sport. - Moscow: physical Education and sport, 1977.

4. Davydov V. Yu, Shamardin A. I., Krasnova G. O. New fitness systems (new directions, methods, equipment and inventory): Textbook. --Volgograd, VSAPC, 2001.

5. Faleev, V. A. strength training. Get rid of the errors. — 2006.

6. Kholodov, Zh. K. Theory and methods of physical education and sport [Text]: studies. benefits for students of higher education. studies'. institutions / Zh. K. Kholodov, V. S. Kuznetsov. — 2nd ed, Rev. and DOP. — M.: Academy, 2011.

7. Sheiko, B. I. Powerlifting / B. I. Sheiko. - Moscow: Publishing Department of BAM Sport Service, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.